Правление И. отличалось нестабильностью. Ухудшение политической и экономической ситуации в стране было вызвано крупными военными действиями на границе, а также вторжениями кочевых народов из соседних стран (4 Цар 24. 2). В предании И.- образ нечестивого царя, прекратившего религ. реформы, начатые его отцом - благочестивым царем Иосией (Иер 22. 15-17; 36. 21-26, ср.: 4 Цар 22. 11-14). Во времена правления И. иноземные культы вновь получили распространение в Иудее (ср.: Иер 7. 9, 18, 31; 8. 5-17; 11. 9-13). И. осуждался пророками за страсть к роскоши и за использование рабского труда при строительстве нового царского дворца (Иер 22. 13-17). И. преследовал пророков Господних: он велел вернуть и казнить за неповиновение прор. Урию, бежавшего от него в Египет (Иер 26. 20-23), а также подвергал гонениям прор. Иеремию и его секретаря Варуха , приказывал сжигать направленные против царя пророческие тексты (Иер 36. 19-26). Пророки вынуждены были скрываться; чтобы арестовать их, И. послал своего сына Иерамеила (Иер 36. 26). И. пролил много невинной крови (4 Цар 24. 4; ср.: Иер 22. 17) и «...делал он неугодное в очах Господних во всем так, как делали отцы его» (4 Цар 23. 37; ср.: 2 Пар 36. 5). В раввинистической традиции И. становится воплощением нечестия и дерзкого поведения по отношению к Богу. За безнравственное поведение И. претерпел позорную смерть (Ва Йикра Рабба. 19. 6; Санхедрин. 103a). Лит.: Bright J. A History of Israel. L., 1960. P. 303-306; Green A. R. W. The Fate of Jehoiakim//Andrews Univ. Seminary Studies. 1982. Vol. 20. N 2. P. 103-109; Mercer M. K. Daniel 1:1 and Jehoiakim " s Three Years of Servitude//Ibid. 1989. Vol. 27. N 3. P. 179-192; Berridge J. M. Jehoiakim//ABD. Vol. 5. P. 664-666; Minette de Tillesse C. Joiaqim, repoussoir du «Pieux» Josias: Parallélismes entre II Reg 22 et Jer 36//ZAW. 1993. Bd. 105. N 3. P. 352-376; Delamarter S. The Vilification of Jehoiakim (a.k.a. Eliakim and Joiakim) in Early Judaism//Function of Scripture in Early Jewish and Christian Tradition. Sheffield, 1998. P. 190-204; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 2005. С. 238-239; Liver J., Sperling S. D. Jehoiakim//EncJud. Vol. 11. P. 106-107.

http://pravenc.ru/text/468867.html

Слово γομενος обозначает вообще начальствующего (« Но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий» — Лк 22. 26; « начальствующих между братиями» — Деян 15. 22) и переводится на рус. язык также как « начальник» ( Деян 7. 10; 14. 12), « вождь» ( Мф 2. 6), « наставник» ( Евр 13. 17). Применительно к епископу слово γομενος в древней Церкви употреблялось в значении « начальствующий над Церковью» ( Sozom. Hist. eccl. 7. 8; Суг. Alex. In Luc. 5// PG. 72. Col. 553). Епископы « для мирян своих — пророки, начальники ( ρχοντες), вожди ( γομενοι)…» ( Const. Ap. II 25. 7; « начальник и вождь ( γομενος) ваш» — Ibid. II 26. 4; ср. : Ibid. III 5. 3). Ηγομενοι называет Феодорит, еп. Кирский, вождей ( епископов) сообщества выступивших против свт. Афанасия I Великого ( Theodoret. Hist. eccl. I 28). О γομενος как руководителе монашеской общины упоминают прп. Иоанн Лествичник: «… испросив у игумена лавры ( τν τς λαρας γομενον) келлию…» ( Ioan. Climacus. 4. 110// PG. 88. Col. 721A); прп. Иоанн Мосх: «… авва Геронтий, игумен ( γομενος) монастыря святого отца нашего Евфимия…» ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 21// PG. 87. Col. 2868B). Православная энциклопедия   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 16 апреля, 2023 9 апреля, 2023 27 февраля, 2023 9 марта, 2022 18 января, 2022 21 ноября, 2021 20 ноября, 2021 26 октября, 2021 30 сентября, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/igumen/

Памятник св. Бенедикту в аббатстве Монте-Кассино. 1735 г. Скульптор К. ди Каррара Памятник св. Бенедикту в аббатстве Монте-Кассино. 1735 г. Скульптор К. ди Каррара Свт. Григорий Великий почти ничего не сообщает о занятиях монахов. В одном из эпизодов упоминается, что насельники мон-ря во главе со св. Бенедиктом работали в поле (Ibid. II 32. 1). Святой обычно молился в келье (Ibid. 11. 2) и в часы досуга читал, сидя у порога (Ibid. 31. 2). Кроме основного Кассинского монастыря св. Бенедикт руководил неск. монашескими обителями, в т. ч. женскими. В один из жен. мон-рей, расположенный неподалеку от Кассинской обители, он посылал монахов для духовного наставления (Ibid. 19). В др. эпизоде Григорий Великий упоминает о 2 монахинях знатного происхождения, живших близ Кассинского мон-ря, к-рым прислуживал благочестивый мирянин. Он пожаловался св. Бенедикту на высокомерное отношение монахинь, и святой пригрозил им отлучением от Церкви (Ibid. 23. 2-5). Сестра святого, Схоластика , в юные годы также стала монахиней и жила в некой обители (cella); ежегодно она встречалась со св. Бенедиктом в одном из владений Кассинского монастыря (non longe extra ianuam in possessione monasterii - Ibid. 33. 2). Не названный по имени аристократ попросил св. Бенедикта послать монахов в его владения, находившиеся близ Таррацины (ныне Террачина, пров. Латина), чтобы основать монастырь. Святой назначил настоятеля (pater) и его помощника (quis eis secundus esset), указал место для оратория, рефектория, дома для гостей и др. зданий (Ibid. 22; об описании монашеской жизни во 2-й кн. «Диалогов» подробнее см.: Vog üé . 1991-2008. T. 10. P. 148-172). Свт. Григорий Великий писал о том, что кассинские монахи поддерживали постоянные отношения с мирянами, среди которых были как аристократы, так и простые крестьяне. Особым доверием св. Бенедикта пользовался аристократ Теопроп, живший в Кассине ( Greg. Magn. Dial. II 17; 35. 4); упоминается также благочестивый мирянин, брат мон. Валентиниана, часто посещавший мон-рь (Ibid. 13). Вероятно, знатные покровители обеспечивали монахов продовольствием, хотя в «Диалогах» об этом не сообщается (упом. о подаренном вине (Ibid. 18) и о мешках с мукой, к-рые чудесным образом появились в мон-ре во время голода (Ibid. 21)). Диак. Серванд, аббат некоего мон-ря в Кампании, часто посещал святого вместе со своими монахами (Ibid. 35. 1). Об отношениях св. Бенедикта с местными церковными властями, прежде всего с епископом Кассина, сведений нет. В «Диалогах» упоминается лишь о помощи святого голодавшему субдиак. Агапиту (Ibid. 28) и о наказании невоздержанного клирика из Аквина (ныне Акуино), к-рый нарушил обещание не вкушать мясную пищу (Ibid. 16. 1-2). Кассинский мон-рь посещал св. Сабин , еп. Канузия (ныне Каноса-ди-Пулья), друг Бенедикта (Ibid. 15. 3); по-видимому, основатель монастыря был знаком и со св. Германом , еп. Капуи (Ibid. 35. 3-4).

http://pravenc.ru/text/2564138.html

12 . Речь на могиле И.С. Аксакова. Православное Обозрение 1886 г., т. 1, 3, 619–620. 13 . Вторая книга Моисея «Исход» в переводе и с объяснениями 12 . Вера и Разум 1890 г. церковный отдел – т. 1, ч. 1, 1, 16–34; 3, 115–133, 5, 253–273; 7, 373–397; 9, 513–531; 11, 625–651; ч. 2, 14, 57–72; 17, 269–282; 18, 337–357; 21, 534 – 554; 22, 579 –597; 24, 707–721; 1891 г., ч. 1, 2, 73–94; 6, 327–344; 10, 563–576; 11, 617–363; ч.2, 13, 1–21. 14 . Об употреблении печатного слова. Богословский Вестник 1892 г. т. 1, 1, 115–120; 3, 532–544. 15 . По поводу неурожая. Ibid. 1892 г. т. 1, 1, 121–126. 16 . Непротивление злу. Ibid. 1893 г. т 1, 1, 165–168. 17 . Систематический указатель литературы о евреях на русском языке со времени введения гражданского шрифта (1708 г.) по декабрь 1889 г. Спб. 1892. Рецензия. Ibid. 1893 г. т. 1, 612–614. 18 . Уважение к закону. Ibid. 1893 г. т. 1, 1, 129 –138. 19 . Антука. Очерк из быта духовенства. Сергиев Посад. 2-я тип. А. И. Снегиревой . 1894. Стр. 50. 50к. 20 . Отрывки из «Скорбной Летописи» городского головы. Выпуск 1-й 13 . Сергиев Посад. 2-я тип. А. И. Снегиревой . 1894. Стр. 31. 30к. 21 . Голос старого профессора по делу профессора А.Н. Лебедева с покойным профессором о. протоиереем А.М. Иванцовым-Платоновым с приложением статьи «Из наблюдений старого профессора». Москва. Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и К. 1900. Стр. 173. 1 р. 25 к. С 1884 г. по 1891 г. П.И. Горский принимал участие в редакторовании академического журнала: «Прибавления к изданию творений св. отцов в русском переводе», а с 1 января 1892 г по 5 апреля 1893 г. состоял редактором «Богословского Вестника». Принимая также участие в редакторовании русских переводов святоотеческих творений, издаваемых Московской Духовной Академией, П.И. Горский и сам занимался этими переводами 14 ; работы его в этой области не поддаются учету, так же как не поддается учету а) рассеянные по Журналам Совета Московской Духовной Академии данные им в разное время по поручению Совета отзывы о сочинениях, представленных в Совет или на соискание ученых степеней, или, по поручению Высшего Начальства, для отзывов; и б) статьи, печатанные им в газетах.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

В ветхозаветных апокрифах В. называется ангелом злобы, властелином этого мира (Вознесение Исаии 2. 4; 4. 2), главой бесовских сил (Там же. 1. 8). Его закон и воля противопоставляются Закону и воле Бога, а его ангелы противодействуют ангелам Божиим (Завет Асира 6. 4). В. сбивает людей с пути добродетели (Завет Рувима 4. 7). В Пророчествах Сивиллы (3. 63-74) описываются пришествие В., знамения, к-рые он творит (напр., воскрешение мертвых), и его смерть. Возможно, здесь содержатся аллюзии на имп. Нерона ( Collins J. J. Sibylline Oracles//Old Testament Pseudoepigrapha/Ed. J. H. Charlesworth. Garden City (N. Y.), 1983. Vol. 1. P. 360; Knibb M. A. Martyrdom and Ascension of Isaiah//ibid. Vol. 2. P. 16). Прор. Моисей в Книге Юбилеев (1. 19-20) молится, чтобы дух В. не овладел народом Божиим и не сбил его с пути добродетели. Хотя В. может править миром, праведники способны противостоять ему (Завет Рувима 4. 11; Завет Дана 5. 1; и др.). Срок царствования В. предопределен (Вознесение Исаии 4. 12): он будет побежден в последние дни Божиими помазанниками (Завет Левия 3. 3; 18. 12), и Бог освободит плененных В. (Завет Дана 5. 10-11). В текстах Кумрана глава сил тьмы часто называется В. (1 QM). Он - ангел вражды (CD 16. 5; 1 QM 13. 11), глава царства зла (1 QM 17. 5-6). Его «воинство» борется против «сынов света» или «людей Божиих» (1 QM 1. 1, 13; 11. 8; 15. 3; 1 QS 2. 2, 5). Именно В., согласно CD 5. 18, призвал егип. магов, Ианния и Иамврия, чтобы воспрепятствовать Моисею и Аарону (ср.: Исх 7. 11; 2 Тим 3. 8). Встречаются проклятия В. и тем, кто с ним связан, за их злобные планы (1 QS 2. 4b - 10). Часто упоминается царство В. (1 QM 14. 9; 18. 1; 1 QS 1. 18, 24; 2. 19; 3. 21-22; CD 12. 2). Мир находится в его власти (1 QS 2. 19), он влияет на Израиль (CD 4. 12-19). В нынешнем злом веке верные члены общины подвергаются различным искушениям (1 QS 1. 17-18a), но скоро Бог вмешается и разрушит власть В. (1 QM 11. 8). Эсхатологическая война будет страшной, но в установленное время Бог уничтожит В., его ангелов и служителей (1 QM 1. 4-5, 13-16; 18. 1-3), и тогда наступит новое время Царства Божия, где уже не будет несправедливости (1 QS 4. 18б - 23а).

http://pravenc.ru/text/150051.html

Любопытство излишнее нам не должно проявлять в отношении превышающих нас предметов 7, 39. 214, –9, 8–9, – бесполезное и бесцельное осуждается 6, 25. Μ Малахия цитуется под именем Иоиля 1, 21. Маловерие великое зло 6, 8–10. 428, – ап. Филиппа и Андрея сравнивает с маловерием Моисея и Аарона ibid. 427–432. —402— Манассия значит: от забвения 11, 54. Манес безбожный еретик учил, что Христос был только образ (εκν) или видимость (δκησις) или тень (σκι), а не истинный человек 12, 27–28, – тоже в сирском фрагменте 12, 47–48. 106. Манна – прообраз Христа и Евангелия 6, 32–33, –6, 35. а. 493, 6, 48–50, – евхаристии, отличие от неё и противоположность 6, 55, –6, 58, – позволение собирать манну в течение шести дней и запрещение этого в субботу указует на то, что в течение сего века должно делать добрые дела 7, 24. а. 149–150, – повеление собирать манну не для себя только, но и для сожителей, означает, что должно заботиться о нуждающихся 13, 29. Манна не должна считаться хлебом ангельским ( Пс.77:24–25 ), ибо, как духи, ангелы нуждаются в таковой же пище, то есть духовной и умственной… хлеб для самих святых ангелов есть Христос 6, 48–50. Мановение Божие заставило иудеев, даже вопреки их воле, сойтись для зрения чуда воскрешения Лазаря 11, 30–31. Мария – Богоматерь см. Дева Святая: побуждает Христа как своего сына к началу чудес на браке в Кане 2, 5, –7, 30, – непристойные суждения о ней иудеев 8, 39, –8, 44–45. 362. Мария Магдалина не узнает Воскресшего Господа или потому, что Он еще скрывал Себя божественною силою и не дозволял узнавать Себя, или же по причине бывшей еще тьмы ночной 20, 13–14, – по обычаю называет Господом даже и умершего Христа, по своей к Нему любви и истинному боголюбию 20, 1–9, –20, 13–14, – подходит к Воскресшему Господу, чтобы коснуться Святого Тела и получить благословение (евлогию) от Него, но, как не получившей еще Святого Духа, Господь воспрещает ей касаться Себя, – в её лице, как в начатке и представительнице, Воскресший Господь увенчивает весь женский пол двойною честью: прекращает плач, на который он был осужден за преступление заповеди в лице Евы и делает благовестницею ученикам о воскресении Своём 20, 15, –20, 16 –20, 17. а, –20, 17. б, –20, 18, –20, 26–27. 274.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мн. африкан. мученики объединены в группы по месту их происхождения. Так, в К. к. упоминаются дружины мучеников из городов Тимида-Регия (пам. 31 мая), Максула-Радес (пам. 22 июля), Масса-Кандида (пам. 18 авг.), Сциллийские мученики (пам. 17 июля), Тубурбские (пам. 30 июля), Волитанские (пам. 17 окт.), «Капитанские» (вернее, Капситанские; пам. в нач. нояб.), «Эроненские» (пам. 11 дек.), «Рубрские» (вернее, Рубикарские или Русубикарские; пам. 17 янв.), Тертулльские и Фикарийские (пам. 19 янв.), Картеннские мученики (пам. 2 февр.) и т. д. Нек-рые из этих дружин неизвестны по др. источникам, напр. «Эроненские» и Тертулльские мученики. Мученики из г. Вага (пам. 29 окт.) - единственная группа святых, пострадавших в IV в., во время раскола донатистов. Многие из этих дружин (напр., мученики из городов Максула-Радес, Масса-Кандида или Картенны) упоминаются только в проповедях блж. Августина (Ibid. 283, 306//PL. 38. Col. 1286-1288, 1400-1405) или в каталоге его сочинений свт. Поссидия , еп. Каламского ( Possidius Calamensis. Indiculus Librorum, Tractatum et Epistolorum St. Augustini Hipponensis episcopi. 9//PL. 46. Col. 19). В К. к. встречаются и одиночные памяти святых, сведения о к-рых содержатся только в произведениях блж. Августина: мучеников Катулина (пам. 15 июля; Ibidem), Квадрата (пам. 20 авг.; Ibidem), Агелея или Агилея (пам. 25 янв.; Ibidem), сщмч. Сальвия , еп. Мембрессы (пам. 11 янв.; Ibid. 3, 10//PL. 46. Col. 8, 20). Др. святые из К. к. известны только из переписки сщмч. Киприана Карфагенского, это мученики Маппалик (пам. 19 апр.; Cypr. Carth. Ep. 10, 22, 27//CSEL. T. 3. Pars 2. P. 492, 534, 541-544), Фелициан (пам. 29 окт.; Ibid. 59//CSEL. T. 3. Pars. 2. P. 677), Лукиан (пам. 1 февр.; Ibid. 23//CSEL. T. 3. Pars. 2. P. 536), свт. Немесиан, еп. Тубун в Нумидии (дата памяти частично стерта, между 17 и 25 дек.; Ibid. 76, 77//CSEL. T. 3. Pars. 2. P. 827-836), и др. Оба автора сообщают о мучениках Касте и Емилии (пам. 22 мая; Cypr. Carth. De lapsis. 13//PL. 4. Col. 476; Aug. Serm. 285//PL. 38. Col. 1293-1297). Почитание нек-рых из этих святых, напр. мч. Маппалика, впоследствии получило распространение в др. Церквах Запада, их памяти вошли в лат. календари и Мартирологи. В значительной степени этому способствовали авторы каролингских Мартирологов, в первую очередь Адон Вьеннский, который добавлял к памятям африкан. святых, взятых из Мартиролога блж. Иеронима, сведения из сочинений блж. Августина и сщмч. Киприана, т. о. составляя небольшие сказания. Однако большинство упомянутых в К. к. африкан. святых остаются практически неизвестными. В лучшем случае они упомянуты без к.-л. пояснений под аналогичными датами в Мартирологе блж. Иеронима.

http://pravenc.ru/text/1681211.html

1952. Vol. 34. N 3. P. 173-201; Arslan E. La pittura d. conquista langobarda al mille//Storia di Milano. 1954. T. 2. P. 624-661; Grabar A. Les fresques de Castelseprio et L " Occident//Art du Haut Moyen Âge dans la region alpine: Actes du IIIe Congrés intern. pour l " étude du haut Moyen Âge. Lausanne, 9-14 sept. Olten, 1954. P. 85-94; idem. A propos de la date des fresques de Castelseprio//Cah. Arch. 1968. Vol. 18. P. 108-110; De Francovich G. I problemi della pittura e della scultura preromanica//I problemi comuni dell " Europa post-carolingia: [Atti d. II Settimana di Studio sull " Alto Medioevo. 1954]. Spoleto, 1955. P. 355-519; Lazarev V. Gli affreschi di Castelseprio//Sibrium. Varese, 1956/1957. Vol. 3. P. 87-102; idem. Storia della pittura bizantina. Torino, 1967; Kitzinger E. Byzantine Art in the Period between Justinian and Iconoclasm//Berichte zum XI. intern. Byzantinischen-Kongress. Münch., 1958. S. 1-50 (Var. pag.); Bologna F. Castelseprio, sovravvivenza della classicità nell " Italia longobarda//Civiltà nell " arte. Bologna, P. 84-89; Wessel K. Castelseprio//RBK. 1966. Bd. 1. Sp. 931-944; Hubert J., Porcher J., Volbach W. F. L " Europa delle invasioni barbariche. [Mil., 1968]; Romanini A. M. Note sul problema degli affreschi di S. Maria foris portas a Castelseprio//I Longobardi e la Lombardia. [Mil., 1978]. P. 61-65; eadem. Dal «sacro romano impero» all " arte ottoniana// Eadem. L " Arte Medievale in Italia. Firenze, 1988. P. 215-236; Brogiolo G. P. Giornate Olona (Va): località Torba. Chiesa di S. Maria//Notiziario Soprintendenza Archeologica della Lombardia, 1981. Mil., 1982. P. 114-117; idem. Giornate Olona (Va): S. Maria di Torba: 2a campagna di scavo//Ibid., 1982. Mil., 1983. P. 79-80; idem. Castelseprio (Va): Indagini nell " area del «castrum» a nord di S. Giovanni//Ibid., 1985. Mil., 1987. P. 87-89; Carver M. O. H. Castelseprio (Va): S. Maria foris portas. Scavo dell " area esterna//Ibid., 1981. Mil., 1982. P. 108-111; idem. Santa Maria foris portas e la città abbandonata di Castelseprio: Nuove indagini e prospetti//La Lombardia tra protostoria e romanità: Atti del 2° Convegno archeologico regionale (Como, Villa Olmo, 13-15 apr.

http://pravenc.ru/text/1681311.html

уподобляет 5 чувствам человека. В строгом же смысле слова этот титул, по мнению П., относится лишь к его собственному Антиохийскому престолу, поскольку предстоятели др. 4 Церквей именуются по праву либо папами (Рим и Александрия), либо архиепископами (К-поль и Иерусалим). Далее в письме следует критика используемого в Западной Церкви литургического хлеба, во многом совпадающая с рассуждениями по тому же поводу к-польского богослова XI в. Никиты Стифата в его «Пятом слове против армян» и антилат. соч. «Об опресноках»: опреснок - «бездушен» и «мертв», не имеет ничего общего с живой плотью Христа, вообще не является хлебом, не упоминается в новозаветных сообщениях о 1-й Евхаристии и ведет к ереси аполлинарианства (Acta et scripta. 1861. P. 214-217, 220-221, 225-226). Противопоставляя ветхозаветные обычаи новозаветным, П. приводит слова св. ап. Павла о бессмысленности обрезания для христиан (Гал 5.2-5). На основании цитат из Евангелий от Иоанна и от Луки (Ин 13.1-4; 18.28; 19.31; Лк 22.15) П. относит Тайную вечерю к 13-му числу лунного месяца, когда на трапезе иудеями употреблялся еще обычный хлеб (Acta et scripta. 1861. P. 218-220). П. находит возможным происхождение оспариваемой им литургической практики от самих апостолов Петра и Павла, но считает, что она была допущена ими лишь временно из-за снисхождения к рим. евреям, принявшим христианство (Ibid. P. 226-227). Текстовые совпадения между сочинениями Никиты Стифата и посланием П. к Доменико по-разному объяснялись исследователями. Михель сначала высказал мнение о том, что П. использовал краткое противолат. «Слово» («Антидиалог») Никиты Стифата, к-рый в свою очередь использовал послание П. при написании своего «Пятого слова против армян» и пространного антилат. «Слова» ( Michel A. Die vier Schriften des Niketas Stethatos über die Azymen//BZ. 1935. Bd. 35. N 2. S. 314, 324-329). После возражений К. Швайнбурга Михель стал признавать, что П. использовал сочинение Стифата, а не наоборот ( Schweinburg K. Die Textgeschichte des Gesprächs mit den Franken von Niketas Stethatos//Ibid.

http://pravenc.ru/text/2580344.html

У студийских монахов было принято каждый день приходить к игумену для откровения помыслов ( Leroy J. La vie quotidienne du moine studite//Irénikon. 1954. Vol. 27. P. 33). В жен. мон-рях ситуация была сложнее. Так, согласно Типикону мон-ря Богородицы Кехаритомени, игумения, хотя и называлась μτηρ πνευματικ (духовная матерь), исповедь не принимала; все сестры должны были исповедоваться у одного священника, к-рый приходил один или неск. раз в месяц и должен был быть евнухом ( Gautier P. Le typikon de la Théotokos Kécharitôménè//REB. 1985. Vol. 43. P. 53 (600), 59 (721-726); ср. практику, описанную в Типиконе монастыря Липс (главы 11-13),- Delehaye H. Deux typica byzantins de l " époque des Paléologues. Brussels, 1921. P. 106-136). В поздневизант. эпоху большое внимание духовному руководству уделяется в творениях прп. Симеона Нового Богослова , к-рый весьма почитал своего Д.- прп. Симеона Студита (Благоговейного), непрестанно благодаря Бога за то, что Тот даровал ему такого Д. ( Sym. N. Theol. Euch. 1. 19-25). По словам преподобного, Сам Христос указывает грешнику Д. (Ibid. 2. 52-75). Чтобы обрести Д., нужно молиться, а не искать знаменитых монахов (Ibid. 7. 399-405): как и в древние времена, «Бог открывает апостолов, пророков и праведных тем, кто проявляет ревность и заботится о себе самом и вносит свое усилие и творит добро» ( Idem. Ep. 3. 262-266). Истинный Д. не захочет быть спасенным без своих духовных чад ( Idem. Catech. 8). Д.- это апостол ( Idem. Euch. 2. 129) и новый Моисей ( Idem. Hymn. 18. 124-221; ср.: Ioan. Climacus. Ad pastor. 15. 1). Прп. Симеон призывал подражать Д., который являет чаду образ Христа ( Sym. N. Theol. Catech. 20). Однако такое почитание Д. вызвало осуждение со стороны К-польского патриарха. В поздневизант. эпоху Д. были у мн. императоров (напр., у имп. Алексея I Комнина Д. был мон. Иоанникий, к-рый сопровождал его повсюду и выполнял разные поручения ( Ann. Comn. Alex. I 7. 5, 8. 2, 9. 3). В совр. греч. Церквах и в монастырях сохраняется практика старческой исповеди, а на приходах Д. может быть только священник, имеющий особую хиротесию от епископа. В «Архиератиконе» имеется чин поставления Д. (τξις ϒενομνη ες τ ποιεσθαι Πνευματικν), состоящий из обычного начала, молитвы: Κριε Ιησο Χριστ, Θες μν, τ Πτρ... (Господи Иисусе Христе, Боже наш, Петру...), евангельского чтения (Ин 20. 19-23) и заключительного благословения (со словами: «Благодатью Всесвятого и закононачального Духа проручествуется (имярек) в духовника») (Αρχιερατικν. Σ. 152-153). Наставления Д. обобщены прп. Никодимом Святогорцем (Εξομολοϒητριον. Βενετια, 1885).

http://pravenc.ru/text/180658.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010