[общеслав. слово, восходящее к индоевроп. bhoi-dho-s - вызывающий страх; обозначает существо, к-рого следует бояться], наименование злого духа в древнеслав. язычестве, а также в христ. эпоху на церковнослав. и др. слав. языках. В Свящ. Писании используется чаще всего для перевода евр. dw (šed) и греч. δαμων, в то время как в славянорус. лит-ре греч. слово с XI в., как правило, передается в транслитерации «демон» (см. Демонология ). В синодальном переводе ВЗ слово «Б.» встречается дважды, во Втор 32. 17 и в Пс 105. 37 (в церковнослав. переводе «бес полуденный» (Пс 90. 6) никакого отношения к названию злого духа не имеет, обозначает знойный ветер, к-рый дует в Палестине в полдень с юга, иссушая растительность), причем в обоих случаях описываются одни и те же ритуальные действия - принесение жертв (иногда человеческих) языческим богам. Эти действия часто воспринимались как служение Б., поскольку, согласно древним представлениям, злые силы не только отвращали людей от истинной религии и заражали идолопоклонством, но нередко и вселялись в идолов, в результате чего поклонение последним, по существу превращалось в служение Б. (1 Кор 10. 20). В новозаветных текстах, за исключением Иак 2. 19, где говорится, что «бесы веруют и трепещут», и 1 Кор 10. 20, где идолопоклонство приравнивается к бесопоклонству, упоминание о Б. всегда связано с вселением или возможностью вселения злых духов в человека, в животных, в к.-л. местность, с поведением бесноватых и исцелением их (изгнанием Б.) Иисусом Христом, апостолами и неким человеком, совершавшим это именем Иисуса Христа (Мф 8. 31; 17. 18; Мк 9. 38; 16. 17; Лк 9. 1; 10. 17; 11. 14; Откр 18. 2 и др.). Апостолы в Посланиях пользуются прилагательным, образованным от слова «Б.»: мудрость «бесовскую» ап. Иаков противопоставляет мудрости, «сходящей свыше» (Иак 3. 15), ап. Павел отмечает, что «бесовскими» могут быть и различные учения, изменившие Божественной истине (1 Тим 4. 1), и что христианин, окончательно не порвавший с язычеством, раздражает Господа, одновременно приобщаясь Телу и Крови Христовым и «чаше» и «трапезе бесовской» (т. е. употребляя в пищу приносимое в жертву богам) (1 Кор 10. 20-22).

http://pravenc.ru/text/78216.html

Проте у покликано бути пастирське Церкви, особливо в Покаяння. Кожному, хто у вчиненому як обов " язкову умову прощення священик повинен запропонувати перед Лицем Божим продовження таким чином людину можна переконати залишити шлях беззаконня повернутися до доброчесного життя. X. Питання та X. 1. статями особливий дар Творця створеним Ним людям. створив Бог людину за образом за образом Божим створив й створив (Бут. 1, 27). Будучи однаковою образу Божого й людського для один з одним у «Тому залишить батька свого свою, пристане до будуть одна плоть» (Бут. 2, 24). початкову волю Господа про благословенний Ним союз засобом продовження й примноження людського роду: благословив Бог, сказав Бог: розмножуйтесь, наповнюйте землю, нею» (Бут. 1, 28). статей не обмежуються являють собою два образи в Вони потребують й доповнення. Однак у статей можуть викривлятися, втрачаючи образ й вироджуючись у пристрасть людини до свого «я». Високо подвиг заради Христа та визнаючи особливу роль чернецтва в та сучасному Церква не ставилася до шлюбу зневагою осуджувала тих, хто хибного прагнення до чистоти зневажав стосунки. Апостол Павел, який особисто для себе обрав й закликав його в цьому (1 Кор. 7, 8), осуду спалених у забороняють одружуватись» (1 Тим. 4,2-3). У 51-му Апостольському сказано: «Якщо хтось... шлюбу... не заради подвигу утримання, але через гидування, забувши... що Бог, створюючи людину, й створив таким чином, зневажаючи, зводить наклеп на — або нехай виправиться, або нехай буде позбавлений священного сану Церкви». Це правило доповнюють 1-ше, 9-те й 10-те правила Гангрського Собору: «Якщо хтось шлюб доброчесною, яка з у шлюбних стосунках, або ганьбить як таку, що не може в Царство [Боже], нехай буде клятвою. Якщо хтось або ухиляючись шлюбу, як такий, що ним, а не заради краси й нехай буде клятвою. Якщо хтось з тих, хто заради Господа, величатиметься перед одруженими, нехай буде клятвою». Священний Синод Церкви в 28 грудня 1998 року, посилаючись на правила, вказав на негативного або зверхнього ставлення до шлюбу».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1207692...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 5  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Святые отцы и лучшие просветители человечества в области педагогики всегда акцентируют внимание на том, что должно быть особое женское воспитание и образование. Многие девушки «вступают в важные отношения супружеской жизни, делаются матерями без должного женского образования».   А ведь именно мать имеет самое большое влияние на ребенка, передает детям свои духовные и душевные расположения, нравственные качества, жизненно важные наклонности и привычки. Духовное и нравственное воспитание и образование девушек должно занимать первостепенное положение в обществе, заботящемся о своем будущем. Особенности воспитания девочек, связаны с особенностями происхождения женщины, ее назначения и тех природных свойств, которыми она наделена. Происхождение женщины «Как повествует Священное Писание, Господь Бог навел на Адама сон, взял одно ребро его и сотворил ему жену, которую Адам нарек Евой ( Быт. 2, 21–22 )». «Муж – глава жены. “Ибо прежде создан Адам, а потом Ева” ( 1 Тим. 2, 12, 13 )». Первые люди не смогли сохранить данную Богом заповедь, так как еще не укрепились в добре. Жена первой нарушила заповедь о невкушении плода с древа познания добра и зла, и этим обнаружила свою большую склонность к греху по сравнению с мужчиной. Почему именно женщина пала первой? Святитель Игнатий Брянчанинов объясняет это слабостью женщины: «Он (змий – ред.) приступил к  жене, как к существу более слабому…». «Жена более удобопреклонна к искушениям». Назначение женщины до грехопадения «По замыслу Божию, первая жена была создана как помощница своего мужа. Она должна была быть сотрудницею своего мужа в нравственном возделывании и хранении его сердца,  в восхождении  по лествице духовного совершенствования. Эта честь принадлежала бы и ее дочерям». Назначение женщины после грехопадения После грехопадения «из-за утраты невинности праматерью судьба женщины подверглась новому назначению – скорбному, трудному и грозному. “Умножая, умножу печали твоя и воздыхания твоя, сказал Господь, в болезнех родиши чада твоя и к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет” ( Быт. 3, 16 )». Теперь много скорбного ей придется испытать: неблагодарность, досады, оскорбления, неверность! Старец Порфирий говорит, что «страданиями женщины искупается семейное благо. Так важно назначение жены!».

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospit...

Введение " Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским " (1 Тим. 4:1). ЧЕЛОВЕК НЕ МОЖЕТ, подобно животному, удовлетвориться одними материальными благами. Рано или поздно он начинает жаждать чего-то духовного в своей жизни и тогда целый ряд принципиальных вопросов встает перед ним: для чего он живет, какова цель его существования, есть ли что-то за пределами физического мира и т.д. Христианство помогает человеку вырваться из тисков повседневной суеты, найти смысл в жизни и развить благороднейшие способности своей души. Но, начиная с конца прошлого столетия, западный мир все больше и больше стали наводнять всевозможные индийско-оккультные или " восточные " учения, предлагающие свои методы одухотворения жизни. Применяясь к менталитету людей западной культуры, эти учения свободно пользуются христианской терминологией и христианскими понятиями, создавая впечатление, что они не противоречат христианству, а лишь восполняют недостающее в нем. На самом деле эти учения находятся в прямом конфликте с христианским учением и ставят людей на неправильный духовный путь. К сожалению далеко не каждый в состоянии разобраться, в чем собственно они заблуждаются. Тем более, когда идеи, распространяемые этими учениями, тесно переплетаются с христианскими. В этой работе мы в свете христианства рассмотрим главные положения в индийско-оккультных или " восточных " учениях и покажем, что именно и почему в них неправильно. Также покажем, почему предлагаемые ими психотехнические приемы, направленные к " расширению сознания " и " открытию внутренних пространств, " вредны для психики и пагубны для души. Во второй части мы приведем некоторые исторические данные и особенности наиболее популярных восточных культов. Три потока ВСЕ ИНДИЙСКО-ОККУЛЬТНЫЕ учения можно условно разделить на три течения: 1) наукообразно-философские оккультные учения, 2) учения, делающие упор на психофизиологическую практику и 3) учения, направленные на развитие интуиции и спонтанности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1159...

Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8) Под Новый год я оказался в одной из московских больниц, где с крайним интересом общался с пожилым, но весьма энергичным чеченцем. Асланбек (назовем его так) много рассказывал о Чечне и родном селе, о том, как его родители воспитали восьмерых детей и как сам он воспитывал своих пятерых. Когда его старший сын, работающий в Чечне, узнал, что у отца проблемы со здоровьем, то немедленно позвонил и предложил свою помощь: «Отец, я возьму отпуск – приеду ухаживать за тобой!» Лишь силой родительского слова Асланбеку удалось его отговорить. А рядом лежал русский дедушка за 80 лет, с прозрачной кожей и обострившимися чертами лица, который плохо слышал, еле передвигал ногами и часто плакал. Мы ухаживали за ним всей палатой, но так и не дождались, чтобы к нему приехал хоть кто-то из родных. Дед рассказал, что его жена тяжело больна, а «любимая внученька» не может приехать, потому что «живет в квартире с двумя собачками». Когда мы спросили о детях, дедушка взгрустнул и сообщил, что у него есть сын, который «живет очень далеко – на другом конце Москвы» и потому не может приехать. Когда же они последний раз созванивались, тот заявил: – Терпи, отец! Христос терпел – и нам велел! Услышав это, мне захотелось провалиться под землю. Рейтинг: 9.8 Голосов: 2824 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Тимофей 8 марта 2017, 21:03 Просматривал на сайте некоторые материалы этого года и обратил внимание на данную, совсем небольшую, статью. Выскажусь. Начнем с того, что у нас все это было. 16-17 век – безусловное почтение к старшим. Вернее, по градации – почтение к Богу, Царю, Отечеству, народу, старшим (об исключениях говорить здесь не будем, они в любой истории есть). Домострой опять-таки. Прибавьте к этому любовь и милость даже к врагам. Т.е. было у нас не меньше, чем у кавказцев, но куда больше. Куда же делось? Что с нами стало? Где нашим врагам удалось нанести удар по нашей любви, нашим традициям? Где мы и сами устали «держать натиск», дали слабину и уступили? Тут надо разбираться, изучать историю, добросовестно изучать, а не как теперь, т.е. не пиарообразно. Отметим лишь то, что по нам каток прошелся далеко не один раз, печальных событий и прискорбных обстоятельств было неисчислимо больше, чем у некоторых других народов. И уж объективности ради стоит сказать и то, что случай здесь описан хотя и узнаваемый, но вряд ли преобладающий, в больницах наши старички обычно не обделены любовью близких, видел сие неоднократно.

http://pravoslavie.ru/100095.html

Закрыть itemscope itemtype="" > И он попробовал спаять его любовью... 3.Уроки благочестия святого князя Владимира 06.08.2017 606 Время на чтение 9 минут 1. Ибо они помилованы будут 2. Чтобы напрасно не трудиться строящим его... «Ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно есть, имея обетование жизни настоящей и будущей». (1 Тим. 4, 8) Третий урок благочестия святого князя Владимира - это стремление к достижению духовно-нравственного единства народа, как основе государственной стабильности и надежному заслону от любых идеологических диверсий, в то время - религиозных ересей. Народ становится непобедимым не только за счет достижения определенной военной силы, но еще и за счет достижения духовно-нравственного единства. Язычество требовалосилового объединения общества и братоубийственной резни противников, тогда как христианство предлагало добровольное объединение на основе духовных идеалов: духовной цельности, как единства небесного и земного, братолюбия, служения, нестяжания, соборности, милосердия. Вплоть до любите врагов ваших и благотворите ненавидящим вас. Князь Владимир увидел в христианстве - концепцию объединения и духовно-нравственной безопасности общества, ограничивающую распространение зла. И эта концепция оказалась намного эффективнее язычества. Обратите внимание на очень важный аспект - христианские духовные идеалы никого не унижают, ни у кого не отбирают права и никому не придают дополнительных прав, но обеспечивают условия для равноправного сотрудничества. Для сравнения - «общечеловеческие ценности» отбирают права у большинства для придания их меньшинству и специально созданы для того, чтобы подогревать постоянный конфликт между духовно-нравственным в христианской традиции большинством и безнравственным неолиберальным меньшинством. Поэтому в традиционном обществе либерализм полезен в тех формах, которые направлены на поиск модернизаций для традиции, но он может стать и часто становится разрушительной силой, если ценности либерализма ставятся выше традиции. Из истории мы знаем, что свобода лишенная абсолютного добра всегда воплощается в разнообразных идеологиях ненависти.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/07/...

Закрыть Надо искать истины, а не мнений Православным о правильном рассуждении, полемике и критике 10.01.2020 1188 Время на чтение 10 минут 1 В наше время, участвуя в многоразличных сетевых дискуссиях, неизменно обнаруживаешь странную для православного мировоззрения особенность - никто сегодня не ищет истины. Единственное, чем все занимаются, это обмен мнениями. " Я думаю так.. " , " я считаю эдак.. " , " а я полагаю иначе.. " У одних это - неверие в существование истины, у других - сознательное её отрицание. Именно этот признак указывает апостол Павел в описании " последних времён " - пренебрежение и отрицание истины (2 Тим. 4:3). Но если для мира сего данная ситуация понятна и объяснима, то наблюдение её на православных площадках вызывает сильную печаль. Видеть, как тем же самым занимаются друг с другом рабы и служители Первоистины, забывшие о величии доступного им источника знаний. А когда пытаешься указать им на позорность этого положения, бормочут что-то типа: " Нуу, Вы замахнулись.. Истина - только Христос.. А мы - всего лишь грешные люди. Как мы можем вещать истину? " Упускают они при этом самое важное обстоятельство - именно потому, что Христос - Истина, истинным является отрытое Им Своей Церкви знание. Истинным и доступным всем её чадам, то есть нам - таким вот " жалким и ничтожным " . Сомневаться в этом, вообще-то, грешно, а отрицать - равносильно ереси. Потому как данный факт зафиксирован ни где-нибудь, а в самом Символе Веры - в 9-м его члене. Православные наукопоклонники, мечущиеся вслед суетных научных теорий, не понимают этого обстоятельства и недооценивают авторитет этого источника. Не учатся они и у самой науки, давно определившей чёткие критерии истинности и ложности любых наших суждений, тезисов и теорий. Ситуация доходит порой до комедии, когда в ответ на обстоятельно разложенное на 5 листах обоснование, например, наличия фундаментальных и прикладных противоречий между наукой и верой с целым рядом конкретных примеров, из какой-то тёмной табакерки выскакивает какой-нибудь горе-критик и, не читая, выстреливает:

http://ruskline.ru/analitika/2020/01/10/...

Закрыть Покаяние и доброделание вводят в рай Схиархимандрит Илий (Ноздрин)   Ольга Орлова   11:26 08.05.2019 1091 Время на чтение 15 минут Как обойти все рифы и хитросплетенные сети, что диавол без конца раскидывает в море житейском для всякого человека и целых народов, когда те отступают от Бога, желающего каждого из нас спасти, - об этом интервью со схиархимандритом Илием (Ноздриным). - Батюшка Илий, как научиться добродетельной жизни? - У каждого из нас есть совесть. Это вложенный от рождения в душу каждого человека - голос Божий. Но нам еще дана и свободная воля. Человек может поступить вопреки своей совести. Она его потом, конечно, будет угрызать. Поэтому человек еще наделен разумом, чтобы мы думали, прежде чем что-либо сделать. Когда поступаешь по нравственному закону, установленному Творцом, совесть одобряет твои поступки и дела, ты испытываешь удовлетворение. Сказано же в Евангелии: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12). Если бы мы хотя бы только эту заповедь начали исполнять, наша жизнь намного была бы спокойней. И это только одна заповедь! Священное Писание нам дано как напоминание нормы жизни: так должно быть, если жить по совести. Господь все для нас сделал. На Кресте висит, пока на земле есть хотя бы еще один грешник. За каждого Христос распялся. Всем спасения хочет (1 Тим. 2:4). Если бы только люди эту истину о вселюбящем их Боге в свои бессмертные души вместили. Как одержимые коммунисты неистовствовали, разрушая церкви Божии! Потому что все в церкви - для спасения души человека, все Таинства открыты: покаяние, чтобы совесть свою очищали, Причащение, чтобы соединяться с Господом. Другие Таинства. Не может человек не грешить. А как согрешит, так темные силы к нему и подступают, человек становится все более немощен перед соблазнами, других обижает, порабощает. Так начинается вражда. Забывают люди, что такое страх Божий. А над всеми нами есть правосудный Судия, от Бога ничего не утаится. Согрешил - покайся, прости ближнему все от души. Нам неизбежно предстоит вечность. Хотим мы того или не хотим.

http://ruskline.ru/opp/2019/maj/8/pokaya...

коей кросих таков: Духовному брату и возлюбленному Господину Павлу Фалассий, по видимости безмолвник, по истине же торгаш тщеславный 1. Любовь, всецело к Богу устремленная, связует любящих с Богом и друг с другом. 2. Ум, стяжавший духовную любовь ничего такого не думает о ближнем, что не приличиствует любви. 3. Под видом любви скрывает лицемерие тот, кто устами благословляет, а сердцем уничижает. 4. Стяжавший любовь невозмущенно переносит все печальное и прискорбное, что причиняют ему враги. 5. Одна любовь сочетавает твари с Богом и между собою в единомыслие. 6. Истинную любовь стяжал тот, кто ни подозрений ни слова не допускает против ближнего. 7. Досточестен пред Богом и людьми, кто ничего не предпринимает, что могло бы разстроить любовь. 8. Нелицемерной любви свойственно слово истинное от совести благия (1 Тим. 1, 5). 9. Под видом благорасположения скрывает зависть, кто передает брату укорные слова от других слышанные. 10. Как нелесные добродетели привлекают славу от людей, так духовные от Бога. 11. Любовь и воздержание очищают душу, ум же (дух) осиявает чистая молитва. 12. Силен муж тот, который деянием и разумом отгоняет зло. 13. Обрел благодать у Бога, кто стяжал безстрастие и разумение духовное. 14. Если хочешь избавиться от страстных помыслов, стяжи воздержание и любовь к ближнему. 15. Сохрани себя от невоздержания и ненависти, и не встретишь преткновения во время молитвы. 16. Как в помойной яме нельзя найти ароматов, так - в злопамятной душе - благоухания любви. 17. Обуздывай мужественно гнев и похоть, и скоро избавишься от худых помыслов. 18. Тщеславие истребляет укрывание добрых дел, а гордость прогоняет никого неуничижение. 19. Тщеславию свойственны лицемерие и ложь, а гордости самомнение и зависть. 20. Властелин тот, кто над собою возвластвовал, и душу и тело подчинил уму (духу). 21. Искренность друга познается в искушении, когда бывает он общником нам в нужде нашей. 22. Заключи чувства посредством безмолвного уединения, и подвергай строгому суду помыслы возстающие в сердце.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/549/...

Конспект по нравственному богословию 1. Нравственный закон Действия нравственные и безнравственные. Совесть, три ее функции. Условия нравственного вменения. Прирожденность нравственного закона. На всем земном шаре из всех существ, населяющих его, один только человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что действия человека бывают или хороши – или дурны, или добры – или злы, нравственно-положительны – или нравственно-отрицательны (безнравственны). И этими понятиями о нравственности человек неизмеримо отличается от всех животных. Животные поступают так, как свойственно поступать им по природе, или же так, как они приучены, напр., дрессировкой. Но они не имеют понятия о нравственном и безнравственном, а потому их поступки нельзя рассматривать с точки зрения понятий о нравственности. Как же различить – нравственно-доброе от нравственно-дурного? Различие это совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. И этот нравственный закон, этот голос Божий в душе человека мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью. Эта совесть и есть основа общечеловеческой нравственности. Человека, который никогда не слушал своей совести и усыпил ее, заглушил ее голос ложью и мраком упорного греха, часто называют бессовестным. Слово Божие таких упорных грешников называет людьми с сожженною совестью (1 Тим 4:2); их душевное состояние крайне опасно и может оказаться гибельным для души. Когда человек прислушивается к голосу своей совести, – он видит, что эта совесть в нем говорит, прежде всего, как судия, строгий и неподкупный, оценивающий все поступки и переживания человека. И часто бывает так, что какой-либо данный поступок выгоден человеку или же вызвал одобрение у других людей, а в глубине души этот человек слышит голос совести: «это – нехорошо, это – грех...» В тесной связи с этим совесть в душе человека действует еще как законодатель. Все те нравственные требования, которые стоят пред душой человека при всех его сознательных действиях (напр.: делай добро, будь правдив, не кради и т.д). являются именно нормами, требованиями, предписаниями этой самой совести. И голос ее учит нас как нужно и как не нужно поступать. Наконец, совесть еще действует в человеке как мздовоздаятель. Это бывает тогда, когда мы, поступив хорошо, испытываем мир и спокойствие в душе, и наоборот, после совершения греха испытываем упреки совести. Эти упреки совести иногда переходят в страшные душевные терзания и муки и могут довести человека до отчаяния или до потери душевного равновесия, если он не восстановит мир и спокойствие в совести чрез глубокое и искреннее покаяние... (Ср. у Пушкина – монолог Скупого Рыцаря и Бориса Годунова, а также «Преступление и наказание» Достоевского).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2995...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010