23 февраля 2022, г. Тюмень, 22:48­-00:07, среда, память священномученика Харалампия, –2°C, облачно. В какой степени допустима супружеская жизнь супругов, чтобы она не доходила до греха? Или лучше и проще сказать, в каком случае вменяется во грех супружеская близость? Этот вопрос нередко беспокоит молодых православных христиан, начинающих познавать взрослую жизнь и не имеющих о супружеской жизни достаточно понятий, в то время как интер-содом навязывает тиранию своих стандартов распущенности, даже внутри законного брака, а посоветоваться как бы и не с кем: лукавый старается представить церковный взгляд на брачную жизнь в таком свете, чтобы ввергнуть молодых в отчаяние. Тут уместно перефразировать исследователя старообрядчества Мишу Шпаковского, который, помнится, при мне говорил: «похоже, все старообрядческие расколы и согласия возникли по вопросу брака» — и сказать, «похоже, что все современные уходы молодёжи из Церкви случились по вопросу интимной близости». По крайней мере, очень многие. Причём, даже женатых, у которых нет угрозы целостности брака. Многие сейчас ошибаются, считая, что Церковь не разрешает вообще ничего, и предпочитают вставать на путь согласия внутри себя с грехом и оправдания его, чтобы жить дальше по лозунгу — без Бога, но в сластолюбии, нежели с Богом, но без удовольствия (ср. 2 Тим. 3:2-4 ). Но существует, на самом деле, иное решение. Чтобы примирить сложное противоречие, которое нередко формируется в душах молодых, укажем, по крайней мере, на два простых принципа, видимых на поверхности. Первый состоит в том, что в то время и в том месте, о котором все мы понимаем, не должно присутствовать кого-то третьего: ни как, простите, наблюдателя, ни как наблюдаемого (то есть, какие-то эротические или, даже, порнографические дела запрещены), ни, тем более, в качестве блудного соучастника, о чём есть срамно и глаголати. Второй принцип — нельзя быть рабом своей похоти (похоть есть хотение плоти). Это значит, что, давая ей выход в определённые ей дни, нельзя делать этого вегда, «на вся дни светло» ( Лк. 16:19 ), без разбору постных дней, праздников и литургических постов, дней скорби или сугубой молитвы. Не похоть диктует человеку, а человек диктует определённые ей дни и часы, когда она может быть реализована. Каким бы сильным потрясением она ни являлась в минуты своего прихода, человек как господин ей должен решать, в каком случае следует загасить её, а в каком случае дать ей выход возможно. И тогда свидетельством о подконтрольности похоти является соблюдение постов, постных дней недели, крупных христианских праздников и постов литургических при подготовке к причастию (как за себя, так и за супругу).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/13/...

Глава 16 Второе миссионерское путешествие св. Апостола Павла. Павел в Листре и Дервии и обрезание Тимофея. Путешествие до Троады (1-8). Видение мужа-македонянина и путешествие в Македонию (9-11). Павел в Филиппах: обращение Лидии, изгнание прорицательного духа (12-18). Заключение Павла и Силы в темницу, чудесное освобождение и обращение темничного стража (19-40). Путешествие в Троаду (16:1-8). Дееписатель очень кратко говорит о всем том, что предшествует прибытию св. Ап. Павла в Европу: о миссии его в Сирии и Киликии, потом в Дервии и Листре и, наконец, во Фригии и Галатии. Цель его - рассказать, как христианство начало распространяться в Европе и дошло, наконец, до самого сердца тогдашнего греко-римского мира - великой столицы Запада - царственного Рима. В Листре св. Павел призвал себе на помощь нового спутника Тимофея, а так как последний, имея отцом язычника, не был обрезан, то Павел обрезал его, чтобы сделать возможным для него проповедовать среди иудеев, которых в тех местах было много. Но среди уже уверовавших св. Павел не переставал возвещать о постановлении Апостольского собора и призывать христиан исполнять его (16:4). В этом обрезании своего ученика сказалась высокая практическая мудрость великого Апостола, который, хотя и учил сам, что " обрезание в христианстве ничто и необрезание ничто " (1 Кор. 7:19), в данном случае сделал это " ради Иудеев, " руководствуясь своим мудрым правилом - " быть всем для всех, чтобы всех спасти " (1 Кор. 9:20-22), ибо Иудеи никак не стали бы слушать Слово Божие от необрезанного. Из всех спутников св. Павла о Тимофее мы знаем более всего подробностей. Начиная с этого времени, он почти неразлучный спутник Павла и упоминается в большей части посланий его. В 2 Тим. 1:5 мы находим подробности об его родителях. Когда Апостол был в узах в Риме, и Тимофей был с ним. Как видно из стихов 2 и 3, он был родом из Листры. Имея отца язычника, а мать иудеянку, Тимофей принадлежал, так сказать, и к иудейству и к язычеству и, таким образом, был очень пригоден для проповеди тем и другим.

http://sedmitza.ru/lib/text/430553/

Мы верим в то, что пророки и апостолы писали не по своему человеческому разумению, но по вдохновению от Бога. Он очищал их души , просветлял их разум и открывал недоступные естественному познанию тайны, в том числе и будущее. Поэтому их Писания называются боговдохновенными. «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21), свидетельствует святой апостол Петр. И апостол Павел называет Писания боговдохновенными: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). Образ Божественного откровения пророкам можно представить на примере Моисея и Аарона. Косноязычному Моисею Бог дал в посредники его брата Аарона. На недоумение Моисея, как он сможет возвещать народу волю Божию, будучи косноязычным, Господь сказал: «Ты» [Моисей] «будешь ему» [Аарону] «говорить и влагать слова (Мои) в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать; и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4:15-16). Веря в боговдохновенность книг Библии, важно при этом помнить то, что Библия есть Книга Церкви. По плану Божию, люди призваны спасаться не в одиночку, но в обществе, которым руководит и в котором обитает Господь. Это общество именуется Церковью. Исторически Церковь подразделяется на ветхозаветную, к которой принадлежал еврейский народ, и на новозаветную, к которой принадлежат православные христиане. Новозаветная Церковь унаследовала духовное богатство ветхозаветной — Слово Божие. Церковь не только сохранила букву Слова Божия, но обладает и правильным его пониманием. Это связано с тем, что Дух Святой, который говорил через пророков и апостолов, продолжает жить в Церкви и руководить ею. Поэтому Церковь дает нам верное руководство, как пользоваться ее письменным богатством: что в нем более важно и актуально, а что имеет только историческое значение и не применимо в новозаветное время. Краткие сведения о важнейших переводах Писания

http://pravmir.ru/bibliya/

Песн.1:1. Да лобжет мя от лобзаний уст Своих: яко блага сосца Твоя паче вина, Песн.1:2. и воня мира паче всех аромат. Миро излияное имя Твое. Сего ради отроковицы возлюбиша Тя. Песн.1:3. Привлекоша тя: в след Тебе в воню мира Твоего течем. Введе мя Царь в ложницу Свою: возрадуемся и возвеселимся о тебе, возлюбим сосца твоя паче вина: правость возлюби тя.    Вы, которые, по совету Павла, как нечистого какого одеяния, совлеклись «ветхого человека с деянми» и похотями «его» (Кол. 3:9) и чистотою жизни возложили на себя светлые одежды Господа, какие показал Он на горе преображения, лучше же сказать, облечены в Самого Господа нашего Иисуса Христа, в Его ризу — любовь, и сообразуетесь Ему в бесстрастии и во всем Божественном, выслушайте тайну Песни песней, войдите во внутренность чистого брачного чертога, убеленные чистыми и нескверными мыслями, чтобы кому-либо, привлекши за собою страстный и плотский помысл, и не имея на себе одеяния совести, приличного Божественному браку, не быть связанным собственными своими помыслами, и чистые гласы Жениха и невесты низведя до скотских и неразумных страстей, а чрез них, покрыв себя срамными представлениями, не быть изверженным из сонма веселящихся на браке, радость брачного чертога обменяв на скрежет зубов и на плач. О сем свидетельствую, намереваясь коснуться таинственного торжества, изображенного в Песни песней. Ибо описанными здесь действиями душа некоторым образом уготовляется в невесты для бесплотного, духовного и невещественного сочетания с Богом. «Иже всем хощет спастися и в разум истины приити» (1 Тим. 2:4), указует здесь самый совершенный и блаженный способ спасения, именно посредством любви. Ибо иным бывает спасение и посредством страха, когда удаляемся от зла, взирая на угрозы наказанием в геенне, а иные преспевают в добродетели по упованию награды, предоставленному жившим благочестиво, приобретая доброе, не по любви, но по ожиданию воздаяния. Но кто стремится душею к совершенству, тот гонит от себя страх, потому что такое расположение — не по любви оставаться при господине, но не бежать от него по страху бичей — свойственно рабу; сей же презирает и самые награды, чтобы не показалось, будто бы награде отдает предпочтение пред Самим Дарующим пользу, напротив того, от всего сердца, от всей души и силы любит не другое что из подаваемого Им, а Его Самого, то есть, самый источник благ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

Позволительно ли уходить из церкви от проповеди? «Обличи, запрети, умоли» (2 Тим 4:2) В наших городских церквах православный священник, выходя из св. алтаря к налою для произнесения проповеди, почти всегда бывает свидетелем странного явления: простой народ подвигается к налою, а многие из людей так называемых образованных (по крайней мере судя по одежде) из всех концов церкви устремляются к дверям, поднимают шум, шарканье ногами и хлопанье дверьми. А бывает и то, что иные, простоявши всю литургию пред самым алтарем, при начале проповеди тотчас поворачиваются к алтарю и священнику спиною, начинают расталкивать и с серьезным видом людей недовольных и обиженных идут к дверям церковным. Все эти господа и госпожи преждевременным появлением на паперти, а иногда и раздаянием милостыни возбуждают крик нищих, который громко чрез растворенные двери раздается по церкви. Надобно признаться, что все это очень смущает священников, ставит их в положение неприятное, унизительное. Но не в том дело. У нас не многие из образованных людей заботятся о том, чтобы сделать приятное священнику или вывести его из унизительного положения, в которое он часто попадает вследствие многих наших современных обычаев. Дело в том, каков этот обычай убегать от проповеди, — сам по себе, с точки зрения христианской нравственности и общественного приличия? Мы знаем, что у христиан других исповеданий, у римских католиков, протестантов и, если хотите, даже у евреев и магометан, нет ничего подобного. Кто носит имя христианина и ходит в христианский храм к богослужению, тот должен знать, как надобно вести себя в храме. Храм есть место постоянного, особенного таинственного присутствия Божия. В храме водружен престол Благодати. Ищущие от нее просвещения, очищения, освящения с благоговением обращаются к алтарю, со страхом и любовью приближаются к нему и взирают на него. Добрый христианин, переступивши порог церковный, проникается чувством этого благоговейного страха и не только во время богослужения, но и до него и после него, даже в совершенно пустом храме, не дозволит себе слишком громкого разговора и шума, неблагочинного движения, не позволит себе хлопнуть дверью при входе и выходе. Если так ведет себя и должен вести христианин в пустом храме, не с большим ли вниманием и осторожностью он обязан вести себя при собрании верующих?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2661...

Протоиерей Всеволод Чаплин: Призвание христианина в современном мире – это не попытка сообразоваться с мудростью века сего 10 июня, 2014. Протоиерей Всеволод Чаплин Нас не все услышат с радостью, и не все нас погладят по головке, но именно такой путь свидетельства и жизни нам дан Христом и апостолами. Программа «Комментарий недели» телеканала «Союз» от 7 июня 2014 года с протоиереем Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества в день Святой Троицы – о жизни христианина в обществе. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте. С праздником Святой Троицы — Пятидесятницы поздравляю всех вас. Это день в жизни Церкви особый. Это день ее рождения. Это день, когда мы вспоминаем апостольские времена, вспоминаем то единодушие, с которым последователи Христовы пребывали вместе и получали дары Святого Духа — дары, которые сделали мятущихся, колеблющихся, страшащихся всего на свете людей непреоборимыми проповедниками истины Христовой. Нам сегодня нужна такая же верность, нам сегодня нужны такие же силы, нам сегодня нужно такое же доверие Богу, чтобы ничего не бояться. И там, где все подталкивают нас жить расчетом, — жить стремлением говорить правду Божию «во время и не во время», как пишет апостол (2 Тим. 4, 2). Жить стремлением проповедовать Христа и словом и делом даже тогда, когда многие посоветовали бы и советуют на самом деле: «Не надо, не будьте слишком прямы, не будьте слишком откровенны, целее будете». Подчас сегодня можно услышать, что для христианина важнее сохранить стены храмов, приятие со стороны тех или иных общественных кругов, возможность доступа в какие-то собрания, на какие-то торжества, возможность поздравлять сильных мира сего — чем возможность говорить прямо и без обиняков о том, чему нас учат Святое Евангелие, догматы и каноны Церкви. Такой путь для многих церковных общин был началом конца. Мы это хорошо знаем на примерах стран Западной Европы, где христианские лидеры становились на путь компромисса — путь, на котором они ради сохранения на какое-то время внешней мощи и влияния Церкви сначала просто молчали о чем-то очень существенном, что говорится нам в Священном Писании и в Предании Церкви, потом начинали поддакивать тем, кто говорил что-то прямо противоположное Евангелию, потом начинали сами утверждать противоположенные Евангелию и Священному Преданию вещи, а потом начинали наперегонки друг с другом бежать в разные собрания и на разные ток-шоу, только чтобы засвидетельствовать свою лояльность идеологемам и общественным конструкциям, которые прямо противоположны тому, что в течение многих столетий утверждала Церковь, прямо противоположены тому, что нам говорится в Священном Писании.

http://pravmir.ru/protoierey-vsevolod-ch...

Разделы портала «Азбука веры» Основы катехизации и воцерковления Светлана Сонина " decoding="" title="" Особенности этапа Просвещения у тяжелобольных, психически больных и умирающих катехуменов Светлана Сонина В Избранное Светлана Сонина, Свято-Филаретовский институт Цель нашего сообщения – проанализировать особенности главного ядра оглашения тяжелобольных, психически больных и умирающих. Как уже показал о. Георгий Кочетков в своем докладе, главным ядром оглашения является его второй этап, этап просвещения, когда человек непосредственно готовится к Крещению или воцерковлению 1) . Нам необходимо обозреть как опыт древней церкви, так и современный опыт, увидеть, есть ли особый подход к просвещению больных и умирающих, насколько этот опыт описан, на что мы можем опираться в своем анализе. Далее нам нужно ответить на следующие вопросы: Церковь с древности принимала в свое лоно каждого человека, ищущего Бога и стремящегося жить по-божески. Вера Церкви в человека выражалась и в том, что каждый считался достойным научения, не крестили неверующих. Это зафиксировано в церковных канонах (см. 78 правило VI Вселенского собора и 46 правило Лаодикийского собора) 2) . Церковь понимала, что болезнь или предсмертное состояние влияют на полноту усвоения спасительных даров таинства Просвещения, но не исключают саму возможность покаяния и возрождения человека. У учителей древней церкви мы не находим сведений, что больные и умирающие выделяются в особую группу катехуменов; не даются и специальные рекомендации по оглашению таких людей 3) . Есть общая рекомендация: в деле научения сообразоваться с умственными способностями, уровнем образования, восприимчивостью слушающих 4) . К тем, кто не обладает достаточными умственными способностями, требуется проявить большую любовь и терпение 5) . Блж. Августин призывает катехизатора уподобиться Христу в любви к непонятливому катехумену. Если же катехумен проявляет крайнюю степень невосприимчивости, Августин советует «кратко пробежать остальное и вбивать, пугая будущим судом, самое необходимое: о единстве Православия, об искушениях, о христианском образе жизни», «больше говорить о нем [т.е. невосприимчивом слушателе] Богу, чем ему о Боге» 6) . Когда оглашаемый внимает увещаниям, обращается и, по мере своих сил, делается лучше, то его можно посвящать в таинства 7) . В случае тяжелой болезни или угрозы смерти катехизация сокращалась, но каноны требовали обязательного восполнения научения, если такой человек выздоровеет (см. 47 правило Лаодикийского собора) 8) . Нельзя было крестить не только неверующего, но и бесноватого, одержимого человека (Тим. 2) 9) . Ничего более о катехизации больных и умирающих в древней церкви мы сказать не можем.

http://azbyka.ru/katehizacija/osobennost...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – сентябрь 2022 30 мин., 23.09.2022 Библиография. «Фома» 9(233) — сентябрь 2022 Содержание номера — «Фома». Православный журнал для сомневающихся. — 9(233) — 2022. FOMA. RU Обложка : На гладкой голубой поверхности — крупные капли дождя. (Фото). В центре страницы надпись: ИЗБЕГАЙ ОБЕЗБОЖИВАНИЯ. Пролог : Осип Мандельштам. « Образ твой, мучительный и зыбкий. ..». Стихотворение. 1912. Фото//Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.2. — (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: сентябрь //Фома. — 9(233) — сентябрь 2022. — С.4-5. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы. [В церковной литературе часто цитируются слова о том, что женщина спасется через чадородие: Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием (1 Тим 2:13-15). Но нередко эту фразу понимают как некий особый путь спасения для женщин — через рождение детей. Однако святитель Иоанн Златоуст прямо говорит, что в этом месте Писания речь идет не о чадородии женщин вообще, а конкретно о рождении Спасителя... Одновременно эти слова свт. Иоанна говорят о том, что чадородие Марии, являющееся образом всякого материнства, лежит в основании нашего спасения, и это делает материнский подвиг чем-то совершенно исключительным]. Ил.: Святое семейство. Иконография. — С.4; 14 сентября. 90 лет исполнилось бы Игорю Кириллову (1932-2021) . [ Игорь Кириллов : «Нужно чаще читать Евангелие. Мне кажется, не случайно у нас есть сразу четыре Евангелия — каждый человек в каждом из них находит что-то для себя. Мне, например, кажется, что Евангелие от Иоанна звучит более современно, чем остальные. Но каждый выбирает по себе. А самое главное, мы не просто перечитываем Евангелие. Мы каждый раз заново вчитываемся в него. И когда оно по-настоящему проникает внутрь, возникает еще больше вопросов. Не к Евангелию — к себе»]. Фото Владимира Ештокина. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-8-233-...

Слово Святейшего Патриарха Алексия при вручении архиерейского жезла епископу Троицкому Панкратию 2 июня 2005 г. 16:21 Совершая 2 июня, в день памяти святителя Московского Алексия, всея России Чудотворца, архиерейскую хиротонию архимандрита Панкратия (Жердева), наместника Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря, во епископа Троицкого, викария Московской епархии, Предстоятель Русской Церкви обратился со Словом при вручении архиерейского жезла новопоставленному Преосвященному владыке: Христос воскресе! Преосвященный епископ Панкратий! Приветствую и с любовью поздравляю тебя с принятием благодати архиерейства. Думаю, ты знаешь о бремени той ответственности, которая ныне на тебя возлагается. Прими свое избрание на епископское служение с глубоким смирением и послушанием, как волю Божию, ибо, как говорит святой апостол «хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере» (1 Тим. 3, 13). Твердо верь в то, что вседетельная благодать Святого Духа через возложение святительских рук укрепит тебя на новое служение Церкви Божией, помогая ходить достойно звания, в которое ты призван (Еф. 4, 1). Чаще вспоминай слова пастырских посланий святого апостола Павла, определяющих нравственное лицо епископа и характер епископского служения: «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив…, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7-9). В сослужении Богу и людям все делай с любовью, ибо, по словам апостола Павла «если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 1-7).

http://patriarchia.ru/db/text/20789.html

…Хорошо, что прибегаешь к Богу о помощи в скорбные минуты. Письма Валаамского старца. Часть 3. 16 июня, 2006. Редакция " Правмира " Не советую тебе мечтать о монастырской жизни. Господь ведет тебя в вечную жизнь мирской супружеской жизнью, умудряйся жить ради Христа в семейной жизни, и Господь видит твое произволение, поможет тебе спастись и в семейной жизни, в этом не сомневайся. Преп. Макарий великий приводит пример двух женщин, угодивших Богу; они пришли в совершенство духовной жизни, были даже выше отшельников. Предыдущие части: Часть 1 , Часть 2 . 32. 19.2.1948 г. Христос посреди нас! Поздравляю вас с принятием Св. Христовых Тайн. От исповеди у отца Х. получила смущение; что делать, потерпи, не унывай. Белое духовенство всегда как-то требует от монашествующих строгих подвигов; в сущности, инок отличается от мирян только безбрачием, а в остальном и миряне должны и обязаны жизнь вести такую же, т.е., по заповедям. Заповеди Господни общие для всех. Иноки удалились от мира именно для того, чтобы удобнее исполнять заповеди Господни. В данное время, конечно, монастырская жизнь потекла по другому руслу, по причине мировых событий. Ревнующим о духовной жизни приходится приспосабливаться к этой жизни внешне, а более всего надо обратить весь свой труд на внутреннее делание. Св. Апостол Павел говорит: «Телесное бо обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть» (1 Тим. 4, 8). У святых отцов я нашел три пророчества о последних иноках, а епископ Игнатий Брянчанинов полагает, что мы последние иноки. «Последние иноки иноческих дел не будут иметь; постигнут их искушения и напасти, и которые иноки перетерпят их, таковые будут выше нас и отцов наших». Конечно, мир этого не может знать, ибо он знает и любит одну только внешнюю показность. Спрашиваете, как вам поститься? Слово о посте очень пространное. Я напишу кратко. Мы должны иметь послушание Церкви, что она заповедала исполнять в точности. Если по немощи, как человецы, что не исполним, — укорить себя и каяться.

http://pravmir.ru/xorosho-chto-pribegaes...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010