Махачкала, 1991; Семенов И. Г. История стран и народов Зап. Прикаспия (1-е тыс. н. э.). Каз., 1994; Гаджиев М. Г. , Давудов О. М. , Шихсаидов А. Р. История Дагестана с древнейших времен до кон. XV в. Махачкала, 1996; Курбанов Г. М. Зороастризм в средневек. Дагестане: Ист.-филос. аспекты. Махачкала, 1998; Гаджиев М. С. О маршруте посольства еп. Исраела: (К ист. географии Кавк. Албании)//ХВ. Н. с. 2002. Т. 3(9). С. 403-419; Тахнаева П. И. Христ. культура средневек. Аварии в контексте реконструкции полит. истории: (VII-XVI вв.) Махачкала, 2004; Ханбабаев К. М. Христианство в Дагестане в IV-XII вв.: Начальный этап распространения//Православие в ист. судьбах Юга России: Сб. ст. Р.-н/Д., 20042. С. 227-246; он же. Христианство в Дагестане в XVIII - нач. XXI вв.: Эволюция и совр. состояние//Там же. С. 247-262. К . М . Ханбабаев Ислам Исламизация Д. растянулась более чем на тысячелетие. Она шла с юга на север и с равнины в горы. Выделяют до 8 ее периодов (А. К. Аликберов), к-рые можно сгруппировать в 3 больших этапа. На 1-м этапе (VII-X вв.) арабы силой оружия обратили в ислам лезгин, табасаранцев, рутульцев и цахуров. На 2-м этапе (кон. X-XVI в.) ислам распространяли в основном местные гази и проповедники. В XI-XIII вв. мусульманами стали агулы и лакцы, к кон. XIV в.- арчинцы, кубачинцы, кайтагцы и даргинцы, ногайцы. Кумыки и аварцы и андийцы приняли ислам в XIV-XV вв., большинство андо-цезских народов и чеченцы-аккинцы - в XV-XVI вв. На 3-м этапе (XVII-XX вв.) местные формы ислама адаптировались к реалиям Российского гос-ва. Тогда же мусульмане Д. отошли от противоречившх шариату норм обычного права и традиций (захват имущества односельчан должника в обеспечение долга-ишкиля, лишение женщин наследства), от нек-рых свадебных обрядов, разрешили носить шаровары женщинам, употреблять запретную для мусульман пищу и т. д. Большую роль в исламизации всего Вост. Кавказа сыграли суфии, появившиеся в Д. уже в X-XII вв. На 1-м этапе они были поборниками веры (гази) в окружавших Дербент пограничных крепостях (рибат). Среди них было немало переселенцев с араб. Ближ. Востока, продолжавших проникать в Д. до XVII в. Эти крепости, называвшиеся «исламские центры» (араб. аль-маракиз аль-ислами), служили очагами распространения исламской культуры и образования в немусульм. окружении. На 2-м этапе братство Сефевия, шейхи к-рого положили начало Сефевидской династии в Иране (1502-1736), руководило шиитской экспансией на Сев. Кавказе. На 3-м этапе с проникновением в регион в посл. трети XVIII - 1-й пол. XIX в. суфийских братств-тарикатов и Кадирия суфизм получил новый политический импульс. Последователи Накшбандии-Халидии возглавили движение за приведение местных адатов в соответствие с требованиями шариата. Его сторонники группировались внутри джамаатов (союзов горцев). Они вели борьбу с горской знатью - наследными правителями (ханами и беками), стоявшими во главе этих военно-политических объединений.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Работа «Религиозные движения на христианском Востоке в IV и V вв.» была написана И.-П. как «критико-исторические замечания» на диссертационное сочинение А. П. Лебедева «Вселенские соборы IV и V вв.: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской». В начале работы, отмечая, что никогда в христ. мире, за исключением борьбы между католичеством и протестантством, не было таких религ. споров, какие происходили в Восточной Церкви в IV-V вв., И.-П. изложил свой взгляд на их появление. Вопросы тринитарного богословия и христологии были очень важны и «касались существенных оснований христианства», но они, отмечал И.-П., поднимались и во II и в III вв. Ереси арианская, несторианская и монофизитская «были значительны и опасны», но они представляли новую фазу возникших ранее сектантских направлений, причем еретические учения первых веков имели целые системы религ. воззрений, противоречивших христианству, а не искажение отдельных догматов. Причины столь бурных волнений в Церкви в IV-V вв., по мнению И.-П., нужно искать не только в существе предметов, вызвавших спор, но и в «особенностях среды, в многоразличных влияниях, среди которых происходили эти споры». Одной из причин И.-П. называет религ. интерес, желание возможно полнее раскрыть христ. истину: «Та эпоха была несомненно эпоха по преимуществу религиозная... Вера христианская, за которую христианство уже целые века боролось с язычеством, за которую оно пожертвовало жизнью сотней тысяч своих исповедников, естественно была для христиан в то время самым высшим, самым дорогим интересом» ( Иванцов-Платонов А. М., прот. Религиозные движения на христианском Востоке в IV и V вв. 1881. С. 7). Но там, где в к.-л. направлении складывается «умственное и жизненное настроение», там непременно обнаруживаются разнообразия, разделения, споры (Там же. С. 9). На развитие споров оказывали влияние и частные, личные причины: различия в образовании, в богословской подготовке, в способностях. И.-П. указывает как на причины на различия в условиях жизни - национальной, политической. Особенное значение приобрели религ. споры при новых отношениях, какие установились в Римской империи между гос-вом и Церковью со времен имп. св. Константина I Великого (Там же. С. 16). Кроме того, в III в. христ. богословские учения о Св. Троице, о личности Христа Искупителя еще не были достаточно четко раскрыты (Там же. С. 13). Собственно богословская наука стала развиваться с IV в., а «в христианской науке возможны самые разнообразные направления; и чем шире и свободнее развивается христианская наука, тем более может обнаруживаться в ней эта разность направлений, на общей однакож для всех,- отмечает И.-П.,- почве православно-христианского верования» (Там же. С. 24-25).

http://pravenc.ru/text/200519.html

В этом заключается основной парадокс раннепротестантской идеологии. Духовно-культурными последствиями ранней Реформации стали признание высокого статуса и достоинства любого труда, формирование новых личностных установок, содействие научно-техническому прогрессу, санкционирование буржуазного предпринимательства, создание минимального образовательного уровня, поднятия престижа национальных языков, усиление позиций светской власти, создание новых церковных организаций. 1 Вопрос о хронологических рамках истории средних веков, особенно её верхней границы, в ориентологии является дискуссионным. В современной отечественной медиевистике используются несколько вариантов периодизации западноевропейской средневековой истории. Один из них, разработанный классиками марксизма, господствовал в советской исторической науке в 30–90-е гг. XX в. В советской историографии курс истории средних веков было принято делить на 3 периода: 1) конец V – середина XI вв. раннее средневековье (раннефеодальный период); 2) середина XI – конец XV вв. расцвет средневековья (с XIII в. классическое средневековье); 3) XVI – середина XVII вв. позднее средневековье. Другая периодизация, принятая в зарубежной историографии, и разделяемая большинством отечественных медиевистов конца XIX – начала ХХ вв., была возрождена в российской научной и учебной литературе с 90-х годов ХХ в. В этом варианте периодизация средневековой истории выглядит следующим образом: 1) V (IV)X вв. рождение средневековой европейской цивилизации; 2) XIXIII вв. расцвет европейской средневековой цивилизации; 3) XIVXV вв. позднее средневековье, разрушение средневековой цивилизации; 4) конец XV – до 40-х годов XVII вв. раннее новое время. Жак Ле Гофф предлагает вариант так называемого «долгого средневековья», временные рамки которого им устанавливаются от начала глубокого кризиса Римской империи в III в. и завершаются второй половиной XVIII, и даже началом XX столетия. 2 Под влиянием протестантской концепции, разработанной немецкими исследователями вв.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zapa...

Видимо поэтому в результате эпохи «великих» ересей IV - VIII вв., государственное ортодоксальное христианство, конфессионально во многом способствовало многочисленным государственным репрессиям по религиозно-национальному (и чаще всего этническому) признаку. В результате такой религиозной политики еретические учения как бы вытеснялись из центра к периферии. При этом, за «еретическими» конфессиями закреплялись огромные территории, целые племена и народы (готы, копты, сирийцы, армяне, якобиты, народы Малой Азии, болгары, тюрки и пр.). Так, например, ересь Ария охватила многочисленные германские племена (вандалы, ост-готы, вест-готы, аланы, бургунды), которые фактически оторвали от Империи Италию, Южную Францию, Испанию и Северную Африку. Несторианская, монофизитская и монофилитская ереси серьезно подорвали нравственно-духовные и социально-хозяйственные связи империи с Египтом, Эфиопией, Сирией, Арменией, регионом за Евфратом и Йеменом (что, в конечном итоге, привело к отпадению этих территорий). Чисто православное (ортодоксальное) вероисповедание сгруппировало вокруг уже небольшой Империи преимущественно греческое, эллинизированное и славянское население, которое, по сути, и сохраняло имперские земли на конечном этапе Византийской истории XII - XIV вв. 88] Итак, подводя итоги, стоит отметить ряд основных причин, вследствие которых полиэтническое культурное пространство Византии V - XV вв. не сложилось (да и не могло сложиться) в единую государственно-образующую нацию «ромеев», как это произошло, например, во Франции (королевстве Франков), Болгарии (I и II Болгарское царство) или в России (Московская Русь, Российская империя). Во-первых, потому что восточной части Римской империи Византии досталось непростое географическое и этническое наследие, а потому весь последующий период с IV по XV вв. империя должна была постоянно оборонять свои границы от потенциальных и реальных врагов: Сасадидская Персия до 620 г., славяне, авары, булгары, хазары, мадьяры-венгры, остготы, лангобарды, франки VI-VII вв., Исламский халифат и сарацины VII-VIII вв., турки-сельджуки и норманны X-XII вв., наконец, крестоносцы, торговые республики Италии и турки-османы XII-XVbb.

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/14/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОСМОГЛАСИЕ [Греч. κτηχος, κταηχα], система организации церковных напевов на 8 гласов, имеющих индивидуальные мелодико-формульные ладовые характеристики (см. в ст. Глас ). О. распространилось в Византийской империи и в более поздней греч. традиции, в слав. странах, Румынии, Армении (см. в ст. Армянский обряд , разд. «Церковное пение и гимнография»), в Грузии, Сирии (западносир. традиции - мелькитская и яковитская), в Египте (О. присутствует только в небольшом числе копт. рукописей) и на Западе ( григорианское пение и возникшее на его основе церковное многоголосие). В византийской церковно-певческой традиции В византийской церковно-певческой традиции возникновение и сложение системы О. следует отнести приблизительно к VII-VIII вв.; на это указывают соответствующие рубрики с упоминанием гласовой принадлежности отдельных песнопений в пространной версии иерусалимского Лекционария, сохранившегося в груз. переводе (списки: Sinait. iber. 37, 982 г.; Paris. georg. 3, X-XI вв.; лакургский (кальский) - НПБГ. 40, X в.; латальский - ИЭМС. М 635, X в.; см. изд.: Кекелидзе. Канонарь. 1912; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. 1959-1960). Т. о., есть основания предполагать палестинское происхождение визант. О., к-рому, возможно, предшествовала иная организация церковных напевов (см. в ст. Византийская империя , разд. «Церковное пение»). Существуют предположения, что осмогласный принцип сформировался веком ранее (см. анализ папирусов VI-VII вв.: Troelsgård. 2008. P. 668-679) или даже в IV-V вв. ( Фрейсхов. 2014). Последняя гипотеза может быть подвергнута сомнению, поскольку сведения почерпнуты из списков «Изречений египетских отцов», к-рые датируются значительно позднее (XI-XII вв.), чем собственно тексты (IV-VI вв.) (см. статьи Глас , Византийская империя , разд. «Церковное пение»; Лозовая. Модальный комплекс. 2011. С. 336-337. Примеч. 5). Восемь гласов делятся на 2 группы: 4 основных, или господствующих (κριοι), гласа и 4 плагальных гласа. Основные гласы могли называться также автентическими гласами, в т. ч. в ранних источниках (Sinait gr. 212, VII-VIII вв.; см.: Husmann. 1976; см. также статьи Автентический лад , Плагальный лад ). В трактате «Вопросоответник Псевдо-Иоанна Дамаскина о пападическом искусстве» (предположительно XIV в.) описаны 8 гласов, 4 основных и 4 плагальных: «Вопрос: а сколько существует разновидностей гласов? Ответ: восемь, то есть первый, второй, третий, четвертый и от них плагальные» (Die Erotapokriseis. 1997. S. 72). Финалисы (заключительные звуки напевов) плагальных гласов отстоят от финалисов соответствующих основных гласов на квинту вниз. Плагальная разновидность 3-го гласа в певческих книгах традиционно и почти неизменно называется термином βαρς (низкий), однако в теоретических текстах встречается и термин «плагальный третьего» ( Troelsgård . 2011. P. 61).

http://pravenc.ru/text/2581627.html

С именем Геракла в Колхиде древнегреч. мифы ( Herod. Hist. VII 193; Apollod. I 9. 19; Theocr. XIII 73) связывают экспедицию аргонавтов: по одной версии, он сошел на берег в Афетах, по др.- доплыл до Колхиды и даже был предводителем некой кампании. Миф о Прометее, прикованном Зевсом к Кавказским горам и освобожденном Гераклом, находит соответствие в груз. мифологии в легенде об Амиране, двойнике Прометея. Популярность культа Геракла помимо письменных источников подтверждают также раскопки в Вани, напр. золотая бляшка с изображением Геракла, сражающегося с немейским львом. По свидетельству античного историка Дуриса (IV-III вв. до Р. Х.), «жители Кавказа не приносят жертву только Зевсу и Афине, так как они были виновниками наказания Прометея. Геракла же почитают особо, так как он убил орла, терзающего Прометея» (Очерки. С. 482). Грузия в I–IV вв. Грузия в I–IV вв. Прямых данных и письменных свидетельств о верованиях колхов в V-IV вв. до Р. Х. нет. Этнографические и археологические материалы позволяют предположить, что в языческом пантеоне колхов ведущее место отводилось божествам плодородия, почитаемым через культ солнца и луны и принявшим антропоморфный облик. Серия находок статуэток женщин с младенцем свидетельствует о существовавшем культе Великой Матери богов. С культом Матери связывают фрагменты скульптур льва, найденные в Корильском ущелье (божество жен. рода, богиня плодородия, обновления природы, света и любви), височные украшения с изображениями всадников на конях, представленные среди найденных золотых украшений V-IV вв. до Р. Х. в Вани. О почитании хтонических божеств свидетельствуют ритуальные каналы Ванского городища, соединявшиеся либо с шахтообразными углублениями, либо с высеченными в скале ямами (вероятно, для стекания крови жертвенных животных). Деревянное святилище Вани V в. до Р. Х. представляет собой открытый с вост. стороны П-образный дворик, пристроенный к длинному крытому коридору. Двор служил для открытого церемониала, а коридор - для приношений (сохр. следы обугленного дерева, многочисленные фрагменты местной и привозной керамики).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Набатейское письмо использовалось до VI в. по Р. Х. и представлено христ. эпиграфическими памятниками. Оно лежит в основе араб. А. ( VI – VII ) вв., который оформился в письме Корана и ислам. литературы. С распространением ислама араб. письмо вытеснило письменность и литературу Сирии, Месопотамии, Ирана , Бактрии, Сев. Индии, Египта, Ливии , Нубии . Производными от араб. А. системами письма пользуются языки урду, фарси (совр. персид.), османо-тур. (до 1928 ) и ряд др. Из южноарав. письма, возникшего, очевидно, очень рано, и представленного памятниками Йемена до VII в.по Р. Х., в V – VI вв. по Р. Х. развился эфиоп. слоговой алфавит. В IV – V вв. в Аксумском царстве с принятием христианства и переводом на язык геэз Свящ. Писания и богослужебной литературы эфиоп. алфавита под влиянием греч. письма существенно усовершенствовался и с некоторыми модификациями использовался до наст. времени для языков амхарского, тигре и тигринья. Письменность Сирийского царства Пальмира (Тадмор) II в. до н.э. — III в. по Р. Х. на арам. основе сыграла существенную роль в истории восточного христианства. В начале III в. по Р. Х. в Эдессе был создан сир. перевод Священного Писания, для которого разработан алфавит эстрангело. Сир. христ. литература успешно развивалась до VIII и даже до XIII в. по Р. Х. В 1-й пол. V в. образовалась вост.-сир. « несторианская » письменность, которая распространилась в Азии вплоть до Тибета , Китая и Индии. Алфавит на основе греческого письма Под влиянием финикийского письма в IX – VIII вв. до н.э. сложились вокалический греч. и консонантный арам. алфавит.В греч. письме развивалось обозначение гласных звуков, а начертания знаков алфавита представлено 2 вариантами — вост. ( Эллада , М. Азия) и зап. ( Италия , Сицилия, Сардиния, средиземноморское побережье совр. Франции и Испании ). К VI – V вв. до н.э. вост. вариант архаического греч. письма преобразовался в классическое греч. письмо, развившееся в IV – V вв. по Р. Х. в визант. письмо. Во II в.по Р. Х. на основе греч. был создан копт. алфавит. В сер. V в. еп. Вульфила создал гот. письмо для перевода книг Свящ. Писания и богослужебных текстов, используя греч. буквы и диграфы для обозначения специфических герм. звуков. В кон. IV в. еп. Месроп Маштоц изобрел арм. алфавит, который лежит в основе арм. литургического и лит. языка (грабар). В нач. V в. сложился груз. алфавит.

http://drevo-info.ru/articles/5786.html

Во 2-й пол. IV в. до Р. Х. образовалось гос-во Картли (Иверия) с центром в г. Мцхете, к-рое, согласно древнегруз. летописям, включало территорию Колхиды и охватывало бассейны среднего и верхнего течения рек Кура и Чорохи, а также Зап. Грузию. Это подтверждается характерными для Вост. Грузии изменениями в колхидской культуре: появляются деревянные саркофаги с черепичными перекрытиями, каменные гробницы; в вост. районах - кувшинные погребения; расписная керамика (Сачхере, Итхвиси, Вани); черепичные перекрытия строений (Вани) и каменная архитектура. Золотое ожерелье. IV–III вв. до Р. Х. Арагвиспири (ГМИГ) Золотое ожерелье. IV–III вв. до Р. Х. Арагвиспири (ГМИГ) Археологический материал Вост. Грузии V-IV вв. до Р. Х. (ахалгорийские и канчаетские погребения, Ксанское ущелье; цинцкаройское погребение, Алгетское ущелье, ховлегорийское цитадельное городище, ущелье Хевхмела; культовое строение Цихиа-гора; погребение Кавтисхеви) позволяет восстановить картину имущественной и социальной дифференциации населения. Груз. летопись Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли, VII в.) описывает города и крепости Картли 2-й пол. IV в. до Р. Х.: Саркине, Каспи, Самадло, Настакиси, Одзрхе, Урбниси, Цихедиди, Уплисцихе, являвшиеся, вероятно, раннегос. образованиями. На рубеже IV и III вв. до Р. Х. Парнаваз (Фарнаваз), преемник мцхетского мамасахлиси (старейшины, родоначальника), объединил их в единое гос-во и стал т. о. первым царем объединенной Вост. и Зап. Грузии, а правитель Колхиды Куджи был подчинен ему. Парнаваз разделил царство на 9 военно-адм. единиц - эриставств, поставив во главе их эриставов. С именем Парнаваза груз. летопись связывает возникновение первого груз. алфавита. В III в. до Р. Х. Картли уже представляла собой экономически сильное государство. Владение Дарьяльским ущельем («воротами Кавказа»), через к-рое осуществлялись связи Ближ. Востока со степными кочевыми скотоводческими племенами, имело для Картли огромное стратегическое значение. В нач. II в. до Р. Х. под натиском самостоятельных арм. гос-в ослабевшая Картли потеряла юж. области Квемо-Картли (Гогарена), Спери и Тао (верховья р. Чорохи) и восточную пров. Камбисена (Камбечоани). Колхида, обретшая независимость, присоединила земли к югу от Чорохи (Кларджети, Шавшети, Аджария).

http://pravenc.ru/text/168205.html

Образцы стеклянной посуды. IV - V вв. (Византийский музей. Фессалоника) Образцы стеклянной посуды. IV - V вв. (Византийский музей. Фессалоника) К массовым видам производства как монастырского, так и гос. относилось ткачество. В большом количестве благодаря особенностям почвы и климатических условий ткани сохранились в Египте - крупнейшем поставщике ткацкой продукции для различных областей В. и. Они изготовлялись в основном из льна; шерсть применялась гл. обр. для цветных узоров. Производство шелка на территории В. и. распространилось в VI в. Однако еще в IV в. свт. Иоанн Златоуст осуждал богачей, к-рые носят шелковые одежды и доходят до «такого безумия, что вплетают еще и золото в одежды». Шелковые ткани с изображениями всадников, орнаментальными мотивами, евангельскими сюжетами изготовлялись в К-поле, Александрии и Антиохии. В Египте, Греции и М. Азии широкое распространение получила гобеленная техника. Для крупных узоров часто применялось изобретенное египтянами петельчатое переплетение, напоминающее мозаику. В этой технике изготовляли настенные ковры и завесы. Ткань с изображением женщины с зеркалом. V - VI вв. (Музей Бенаки. Афины) Ткань с изображением женщины с зеркалом. V - VI вв. (Музей Бенаки. Афины) Особую группу составляли ткани, выполненные в технике броше, с помощью к-рой создавались геометрические композиции. Наиболее распространенными видами одежды были туники, далматики и плащи разных типов. С III в. вост. и варварская одежда с украшениями утвердилась в рим. обиходе, в V-VI вв. возрастающая роль декора стала заметна и в Византии. Узкие узорчатые полосы, расположенные в верхней части одежды (клавы), украшения на плечи, ворот и подол были обязательными для туник. Для узоров, первоначально вотканных, а позднее нашивавшихся на ткань, употреблялась различно окрашенная шерсть. Красители были растительного или животного происхождения, реже использовались минеральные краски. Выше всего ценился пурпур, к-рый добывали из особого вида моллюсков, встречавшихся у берегов Финикии. Пурпуром обычно раскрашивались ткани в имп. мастерских, расцвечивали завесы, как это видно, напр., на изображении дворца Теодориха в ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. Подобные завесы сохранились среди копт. тканей. Ткани с многофигурными полихромными изображениями специалисты связывают с искусством Александрии, напр. ткань с изображением нарядно одетой женщины с зеркалом, датируемая V-VI вв. (Музей Бенаки, Афины). Др. крупными текстильными центрами в это время были Антиноя и Панополь.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Мон-рь Дайр-Субат в Баре. 2-я пол. VI в. Мон-рь Дайр-Субат в Баре. 2-я пол. VI в. М. г. представляют собой важный источник для реконструкции процесса распространения христианства в ранней Византии, позволяющий представить характер этого процесса в повседневной жизни сельского населения обширного района Сирии. В IV-VI вв. в М. г. христианство было уже более популярно, чем религ. традиции прежних времен. Церкви, мон-ри, здания и гробницы со знаками креста, надписи с упоминаниями о христианах встречаются очень часто. Всего в М. г. обнаружено ок. 1200 христ. храмов. В отсутствие городов здесь не возникли епископские кафедры. Территории большинства горных массивов находились в составе пров. Сирия Первая и делились между церковными митрополиями Антиохии и Верои, а юж. массив Эз-Завия входил в состав Сирии Второй и принадлежал скорее всего митрополии Апамеи. В надписях М. г. упоминается большое число священников и диаконов, ставших ктиторами храмов. Среди них иногда указываются некие периодевты - скорее всего благочинные священники или даже хорепископы, которые формально возглавляли местный клир, но посещали сельскую местность от случая к случаю. Наиболее ранние свидетельства присутствия христиан есть в ряде надписей IV в. на частных домах и погребениях. Среди них - надписи Флавия Евсевия и его жены в Дар-Ките (339/40 и 355), Евбула в Аршине (393) и др. Одна из наиболее ранних надписей, датированная 30-ми гг. IV в., обнаружена рядом с языческим храмовым комплексом в Катуре. Во 2-й пол. IV в., ближе к концу столетия, в М. г. появились христ. базилики - большие храмы, объединявшие уже ставшие многочисленными сельские общины. Наиболее ранние базилики: 3-нефные в Бараде (399-402), Бурдж-Хайдаре (2-я пол. IV в.), Каср-Иблису (кон. IV в.), Синхаре (ок. IV в.); однонефные в Киркбизе (рубеж IV и V вв.), Суркании (IV в.). В крупных селениях до кон. VI в. возводили, как правило, по 2 или 3 базилики. Наибольшее число храмов - 5 базилик разных форм - исследовано в сел. Бара (Капропера) в горах Эз-Завия.

http://pravenc.ru/text/2563160.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010