сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Общаться ли с «плохими» людьми? Кто прикасается к смоле, тот очернится, и кто входит в общение с гордым, сделается подобным ему. ( Сир. 13:1 ). Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви и брось от себя. ( Мф. 5:29 ). Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. ( 1Кор. 15:33 ). Входить в сближение с согрешающими не для чего иного должно, а только для того, чтобы побудить их к покаянию, если каким-нибудь способом можно это сделать без греха. Святитель Василий Великий (330–379). Воробей воробья заманивает в западню: и грешник подобного себе вовлекает в глубину зол. Если нетверд ты во нравах, не дружись с человеком, который слаб рассудком; говорю же сие не с тем, чтоб гнушался ты кем-либо, как грешником, но чтобы, когда обе стороны слабы, и ты не потерпел от него вреда, и он от тебя. Не живи вместе и не советуйся с людьми худыми, чтоб порок не помрачил твоей непорочности, чтоб лукавство не превозмогло в тебе над добротою и зависть не одержала верх над твоим бесстрастием. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Легче заимствовать порок, нежели передать добродетель, так как скорее заразишься болезнью, нежели сообщишь другому свое здоровье. Святитель Григорий Богослов (329–389). Не живи с гордыми, живи со смиренными. Кто находится в дружбе с зараженным ненавистью и сварливым, тот находится в дружбе с хищным зверем. Отступи – ускори это сделать – от человеков, чуждых благоразумия и духовного разума. Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было. Преподобный Антоний Великий (251–355). Не вступай в общение с тем, кем, как видишь, гнушаются добрые. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Есть люди, которые силой приязни и дружбы влекут к делам неблагородным и неблагонравным, и мысль о приязни и дружбе может ослабить силу противоборства пороку. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым: между тем как эти редко делаются добрыми. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Ничто так не вредит человеку, особенно юному, как злая компания. Ибо, как обхождение с добрыми – это такая школа, в которой без книг обучается человек философии христианской, то есть честной жизни, так обращение со злыми бывает причиной крайнего развращения. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Иногда приходится обсуждать людей за глаза Ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение – близки. ( Иов. 36:17 ). Язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть. ( Иак. 3:8–10 ). Кто про кого за глаза говорит, тот того боится. Грязью играть – руки марать. В глаза не льсти, а за глаза не брани. Русские пословицы. Никого не должно осуждать и судить, также и хвалить бессмысленно; ибо не знаем, что у кого в сердце кроется, и часто безумно называем того злым, кто внутри и на самом деле добр, и того добрым, кто внутри зол, и так судьями неправедными бываем. Святитель Тихон Задонский (1724–1783). Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы через слух не принять участия в грехе чужого языка. Святитель Филарет, митрополит Московский (1783–1867). Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Не люби слушать о чужих падениях, чтобы и твой грех не был выслушиваем всеми. Не должно доверять говорящим худо, потому что часто бывает клевета по зависти; но надобно лучше доискиваться истины. Человек, который хвалит ближнего в его отсутствие, то же, что собирающий доброе в свою сокровищницу. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Если в беседе уклоняешься в осуждение, перемени разговор на полезную беседу. Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн (VI век). Никогда не стыдись того, кто перед тобою злословит ближнего; но лучше скажи ему: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи, и как могу его осуждать?» Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Если ты не в состоянии заградить уста осуждающему друга своего, то, по крайней мере, остерегись вступать с ним в общение. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Если пред тобою брат будет оклеветывать брата, то не скажи и ты: да, точно так; но или молчи, или скажи: «брат! Я сам грешен: будучи в числе осужденных, никак не могу судить другого». Так спасешь и себя и душу говорящего с тобою от осуждения. Неизвестный старец, из «Отечника». Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf Причина ваших скорбей – в других людях Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше. ( Ин. 19:11 ). Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными. ( Иак. 5:9 ). Кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? ( 1Петр. 3:13 ). Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. ( Евр. 12:5 ). Напади Бог, нападут и добрые люди. Русская пословица. Не всё, что замышляют люди, могут уже и сделать. Нет, но только то, что попускается им от Бога. Преподобный Зосима Палестинский († ок. 560). Мне очень не нравится в тебе то, что ты находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения, и печали твои бывают безотрадные. Преподобный Лев Оптинский (1768–1841). Терпеть скорби и не обвинять людей в своих бедствиях есть истинное ведение. Ум, забывающий истинное ведение, ведет с людьми войну за вредное себе, как за полезное. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Какая бы не постигла тебя скорбь, не обвиняй в этом никого, кроме себя, и говори: «Это случилось со мною за грехи мои». Преподобный Ор (IV век). Будем учиться себя мысленно за все укорять и осуждать, а не других, ибо чем смиреннее, тем прибыльнее; смиренных бо любит Бог и благодать Свою на них изливает. Преподобный Антоний Оптинский (1795–1865). Кто не вредит самому себе, тому никто не сделает вреда. Запомните одно правило. Обижающих много, а обижаемого нет ни одного. Чтобы такою загадкою не смутить вас, я сейчас же разрешу ее. Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды. Точно так же мы должны думать и о своих страданиях: этими страданиями мы или заглаждаем грехи наши, или же, если не имеем грехов, получаем за них блистательнейшие венцы. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Каждый должен требовать от себя исполнения всех заповедей Божиих. Всё, что делают с нами другие люди и то без содействия людей с нами совершается – считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно всё потерпеть. Это будет душеспасительно и принесет мир в сердца наши. – Господи! Да будет воля Святая Твоя!

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf О жалости к телу Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь... пьянству, излишеству в пище и питии. ( 1Петр. 4:3 ). Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы... Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. ( Гал. 5:16–17:24 ). Грех нашел себе опору в вещественном, и тело стало седалищем его. Но умная душа, поняв это, свергает с себя бремя вещественного и, возникнув из-под его бремени, познает Бога всяческих и внимательно смотрит за телом, как за врагом и противоборцем, не доверяя ему. Преподобный Антоний Великий (251–355). Смотри слишком не угождай телу, иначе уготовишь ему вечный огонь. Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела. Преподобный Иосиф Оптинский (1837–1911). Горе говорящему: в юности наслажусь плотию, а в старости покаюсь; потому что внезапно, как сеть, накроет его смерть, и ожидание его погибнет. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Кто ласкает льва, тот часто укрощает его; а кто угождает телу, тот усиливает его свирепость. Преподобный Иоанн Лествичник († 649). Без сокрушенного сердца невозможно освободиться от порока, а сердце приводится в сокрушение трояким воздержанием; разумею воздержание от сна, от пищи и от телесного покоя. Преподобный Нил Синайский (IV-V вв.). Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как и блуднице разглагольствовать о целомудрии. Преподобный Исаак Сирин (VII век). Тело свое держи строго и в пище, и во сне, и в отдыхе; ничего не давай ему потому только, что оно того хочет. Преподобный Никодим Святогорец (1749–1809). Жалеющий плоть стоит на пути прелестном, скользком, обманчивом, мнительном. Страсть плотская стала отрицанием христианства. Надо, не жалея себя, работать Господу... Отчего, например, вам не хочется встать вдруг? Себя жаль. Отчего не хочется стать на молитву? Себя жаль. Отчего не хочется отказать себе в той или иной пище? Себя жаль. И много, много подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Помогать другим должны люди с достатком» Все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, которое имела. ( Лк. 21:4 ). Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, ( 2Кор. 9:8 ). Добрым словом и бездольный богат. Доброе слово сказать – посошок в руку дать. Доброе слово человеку, что дождь в засуху. Русские пословицы. Важность милостыни измеряется не количеством поданного, но расположением подающего. Святитель Иоанн Златоуст († 407). Нет почти ни одного бедного, который мог бы по праву уклоняться от исполнения долга милостыни. Святитель Григорий Богослов (329–389). Какие способы дал тебе Господь, те и употреби в помощь бедному, чтоб не быть нам осужденными в недостатке любви и в немилосердии. Преподобный Ефрем Сирин (IV век). Не имеешь денег, но имеешь хотения; отрекись от них, и посредством их совершай благое. Не можешь благотворить рукою телесною? Благотвори правым произволением: если согрешит против тебя брат твой… прости ему ( Лк. 17:3 ), по слову Господню; и это составит для тебя великую милостыню... Великое дело, если кто, имея деньги, подает убогим; миловать же ближних в согрешениях их настолько больше, для получения прощения грехов, во сколько душа, по естеству своему, честнее тела. Преподобный Марк Подвижник (IV-V вв.) Никто не может сказать: «я нищ, и мне не из чего подавать милостыню»... Можешь словом утешить брата своего; и так окажи ему милосердие словом, и услышь сказанное: слово выше доброго даяния ( Сир. 18:17 ). Если же и словом не можешь помочь ему, то можешь, когда огорчится на тебя брат твой, оказать ему милость и потерпеть ему по время его смущения, видя его искушаемым от общего врага, и вместо того, чтобы сказать ему одно слово, и тем более смутить его, ты можешь промолчать; этим окажешь ему милость, избавляя его от врага. Преподобный Дорофей Палестинский († 620). Если у тебя в пищу остается один хлеб, но стоит у дверей просящий, то принеси из кладовой и этот один хлеб и, положив на руки, воздень к небу, скажи такое жалобное и вместе благопризнательное слово: «один у меня хлеб, который видишь Ты, Господи, и опасность очевидна; но заповедь Твою предпочитаю себе и из малого даю алчущему брату. Подай и Ты бедствующему рабу.»

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Киррил Александрийский, IV–V вв: «Какой же Господь от какого Господа послал огонь и сжег города содомлян? Очевидно, что Отец, всё совершая чрез Сына, так как Он (Сын) есть сила Его (Отца) и мышца, заставлял Его дождить огонь на содомлян. Когда таким образом Господь от Господа посылает огонь на них, то как же не другим, – насколько это относится к особому (ипостасному) существованию – должен быть Отец рядом с Сыном и также Сын– рядом с Отцем?» Толковая Библия Лопухина : По объяснению отцов и учителей Церкви ( Игнатий Богоносец , Иоанн Златоуст , Иустин Философ , Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий, или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания , сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну ( Ин.5:22–23 ; 2Фес.2:8 ; Откр.1:16, 2:16, 19:15 ) • «И он сказал Моисею: Поднимись к Иегове, ты, а также Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля, и поклонитесь издали» ( Исх.24:1 ПНМ). Весьма интересным представляется комментарий на данный пассаж, который можно найти в Талмуде: «Мидраш рассказывает об ответе рабби Идита на вопрос одного сектанта по поводу текста Исх.24:1 , где Господь повелевает Моисею «взойти к Господу». Как может Бог повелевать взойти к Господу? Почему Он не сказал, чтобы Моисей взошел к Нему? Рабби Идит отвечает, что здесь имеется в виду Metatron, который носит с Господом одно имя» C древних времён сформировалось мнение, согласно которому Memra (по Талмуду – Метатгоп – прим.) т.е. Ангел Господень – это будущий Мессия. Такая мысль встречается в некоторых ранних иудейских писаниях и апокрифах, из чего мы можем сделать вывод, что она имела место уже в период (IV-I века до Р. Х.) Эта же мысль стала традиционной для христианского богословия • «И Господь сказал ему: … А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками» ( Ос.1:4, 7 )

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iegova-e...

(Мысль о том, что музыкальные инструменты были допущены Богом для иудеев лишь по их слабости и несовершенству, повторяют и другие именитые святые отцы, такие как Иоанн Златоуст (IV в.) и Феодорит (IV-V вв.), например, при толковании 149-го псалма). Св. Климент пишет также: «Предоставим поэтому дудки пастухам, флейты – людям суеверным, поспешающим за богослужение идольское; желаем мы полнейшего изгнания этих инструментов с наших трезвых общественных пиршеств ... Человек поистине есть инструмент мирный. Все другие инструменты, если кто точнее к ним присмотрится, суть орудия войны; ими воспламеняются желания, они разнуздывают страсти, чувственное вожделение... Мы же в качестве инструмента пользуемся для прославления Бога единственно мирным словом (логосом), а не псалтирью уже, какая иудеями в Ветхом Завете употреблялась, и не трубой, и не тимпаном, и не флейтой, которые обычно употребляют люди военные, но к которым прибегают и презрители страха Божия при праздничных своих хоровых плясках, через разыгрываемые на этих инструментах мелодии, уснувшую чувственность возбуждая. (...) ибо апостол присоединяет далее: со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу ( Кол.3:16 )» . В небесном мире Ангелы, возвещая о начале важных событий, трубят в трубы (см., например, Откр.8:2, 6–10 ). В Ветхом Завете для созыва народа на молитву, жертвоприношение, праздничные собрания и войну использовались серебряные трубы: «а когда надобно собрать собрание, трубите, но не тревогу; сыны Аароновы, священники, должны трубить трубами: это будет вам постановлением вечным в роды ваши... и в день веселия вашего, и в праздники ваши, и в новомесячия ваши трубите трубами при всесожжениях ваших и при мирных жертвах ваших, – и это будет напоминанием о вас пред Богом вашим» ( Числ.10:7–10 ). Церковь также с древних времён использовала различные средства для созыва верных на молитву, в том числе и трубы. Г. Дебольский пишет: «Во времена христианства зов к богослужению совершался различным образом.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Раннехристианское богослужебное пение I–IV веков (период от «мужей апостольских» до св. Константина Великого) Сущность новозаветного христианского пения, разнообразие мелодических традиции, три вида (способа) богослужебного пения: ипофонный, антифонный, симфонный. Сущность новозаветного христианского пения. Пришествие в мир Иисуса Христа принесло обновление всего существа человека. По слову апостола Павла, настала необходимость «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях < > и облечься в нового человека, созданного по Богу в праведности и святости истины» ( Еф.4:22–24 ). И пение воистину становится ангелоподобным, как бы «Иисус Сын Отца щедрот, Сын истинного Бога принес с Собой всякое благополучие и ниспослал нам свыше все плоды – разумею небесные песни. То самое что херувимы вещают горе – и нам заповедано говорит «свят, свят, свят». Он принес нам житие ангельское» (143). «О горнем помышляйте а не о земном»- призывает апостол Павел ( Кол.3:2 ). О том, что пение в ранних христианских молитвенных собраниях занимало довольно значительное место есть немало свидетельств в Священном Писании. «Благодушествует ли кто из вас да поет» ( Иак.5:13 ), «исполняйтесь Духом назидая самих себя псалмами, славословиями и песнопениями духовными поя и воспевая в сердцах Ваших Господу» ( Еф.5:18–19 ). По свидетельствам историков уже к III–IV вв. богослужение проходило без инструментального сопровождения (47, 88). Оно было полностью упразднено Песнью Новой – новозаветным пением, которое становится пением исключительно словесным. Отсутствие инструментального сопровождения в новозаветном богослужебном пении становится одним из основных канонических принципов, а ветхозаветные музыкальные инструменты в трудах раннехристианских писателей получили новое осмысление в плане антропологии. В подобном ключе толкует Климент Александрийский стихи из 150 псалма, где перечисляются инструменты восхваляющие Господа «Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Слава самозваного апостола будет преследовать Павла на протяжении всей его миссионерской деятельности. Вновь и вновь Павлу придется доказывать, что, хотя он не был избран на апостольское служение при жизни Христа, он тем не менее был избран на это служение тем же Христом, Который избрал прочих апостолов. В Первом послании к Коринфянам Павел пишет: «Не Апостол ли я? Не свободен ли я? He видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? He мое ли дело вы в Господе? Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства – вы в Господе» ( 1Кор. 9:1–2 ). Но и ко времени написания Второго послания в его апостольстве продолжают сомневаться. Вот ему и приходится напоминать своим адресатам о тех особых дарованиях, которых Бог его удостоил. Восхищение на третье небо представляет собой экстатическое видение, которое сродни видениям и откровениям, описанным в книгах ветхозаветных пророков. He случайно Павел говорит, что не знает, был ли он в теле или вне тела. Описываемый им опыт превосходит возможности человеческого постижения: то, что on слышал в раю, он называет «неизреченными словами». Если в первом видении он узрел Христа и услышал от Него конкретные слова, произнесенные на еврейском языке ( Деян. 26:14 ), τо здесь он слышит «слова» иного рода: они не поддаются пересказу и но могут быть воспроизведены на человеческом языке. Это особый, внутренний духовный опыт, о котором Павел рассказывает не без колебаний, как бы побуждаемый к этому недоверием своих адресатов. 107 Большой загадкой представляется упоминаемое Павлом «жало в плоть, ангел сатаны». Уже Тертуллиан (II-III вв.) высказывал предположение, что речь идет о головной боли. 108 Подобного же мнения придерживался блаженный Иероним (IV в.). 109 Иоанн Златоуст (IV в.) отвергал это предположение, считая, что под «ангелами сатаны» Павел имеет в виду «Александра ковача, сообщников Именея и Филита, и всех противников слова, которые вступали с ним в состязания и противоборствовали ему, ввергали его в темницу, били и влачили, так как они делали дела сатанинские». 110

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Комментарии Уважаемый Павел! Апелляция к вере хороша в религии (правда, возникает вопрос, совпадает ли Ваша вера с верой Православной Церкви), но совершенно неуместна в науке, тем более - в естественной. Если в... Георгий Никольский — 02 мая На: Космография и «дни» Творения в творениях святых отцов IV–V вв. Часть 1. Преподобный Ефрем Сирин Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Археологи обнаружили оплавленные черепки в древнем городе в Иордании — возможное свидетельство гибели библейского Содома 25 апреля 2022 – 25 апреля 2022 События Археологи в Иордании обнаружили оплавленные черепки в древнем городе XVII века до н. э. Группа учёных предположила, что найден библейский Содом, чем навлекла на себя «огонь небесный» от критиков, сообщает  religionnews. Все сходятся во мнении, что в Телль-эль-Хаммаме, древнем городе близ Мёртвого моря в Иордании, сделано необычное открытие. В одном из культурных слоёв археологи нашли оплавленные черепки — возможное свидетельство библейской катастрофы. Также найдены необычные структуры в скальных породах, возникшие под действием высокой температуры. Необычно также, что шесть столетий после катастрофы люди упорно избегали этих мест, и там нет следов нового культурного слоя. Стивен Коллинз (Steven Collins), главный археолог экспедиции в Телль-эль-Хаммам, декан Колледжа археологии Юго-Западного университета Святой Троицы в США, выступил с новой теорией. Он опубликовал статью о находке в научном журнале  Nature , в которой проанализировал собранный материал и сделал вывод, что по месту и датировке находка примерно соответствует библейскому свидетельству о Содоме и Гоморре. Тут же в академических кругах на него буквально обрушился «огонь небесный». Содом и Гоморра, согласно Библии, были уничтожены Богом за грехи жителей, в особенности за распутство. «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастания земли… И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял пред лицем Господа, и посмотрел к Содому и Гоморре и на все пространство окрестности и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи» (Быт. 19:24–28). Города входили в Содомское пятиградие (Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигир) близ Мёртвого моря, согласно Ветхому Завету.

http://bogoslov.ru/event/6173210

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010