То, что мученики первых веков христианства свидетельствовали преимущественно своими страданиями и смертью , святые отцы последующих веков засвидетельствовали своею подвижнической жизнью. Их жизнь, труды и писания были направлены на то, чтобы самим приобщиться Божественной жизни, принесенной на землю Христом, и других ввести в Царство Божие, которое с пришествием Христовым «достигло земли». В XVI столетии преподобный Нил Сорский , познакомившись с образом жизни афонских иноков, первый основал в России скит по образцу афонских пустынных скитов. Пустынножительство продолжалось непрерывно до половины XVII столетия, то есть до появления раскола. Строгие гражданские меры против этого зла преследовали также и всех пустынножителей, известных нам под именем «лесных старцев». Поэтому подвиг пустынножительства, совершаемый ради спасения души, сделался на русской земле на некоторое время почти невозможным. Ревнители иноческих подвигов стали уходить за границу: в Молдавию, Валахию и на Святую Афонскую Гору. Войны с Турцией, проходившие во время царствования Екатерины II, заставили многих русских иноков возвратиться в Отечество. Эти иноки, укрепившись в монашеских подвигах, селились в наших пустынных обителях, в одних поддержали, а другим передали правила и чиноположения, основанные на учении и преданиях отцов-подвижников, просиявших святостью в своей многотрудной иноческой жизни. Стремление к безмолвию сделалось предметом «желаний краю» – и пустынножительство вновь пустило корни на русской земле, на этот раз в одной наиболее удобной местности, в лесах Брянских и Рославльских, недалеко от обителей, которые наполнились и духовно процвели с приходом туда русских выходцев из Афона и Молдавии. Последние были учениками блаженного старца Паисия Величковского , архимандрита Нямецкого и прочих Молдовлахийских монастырей, возобновителя отеческих преданий и учений иноческой жизни, действующего силой личного примера через многочисленных учеников и через сделанные им славянские переводы некоторых писаний древних отцов-пустынножителей 46 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЕВФИМИЙ III АНТИОХИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Евфимий III (+ 1647 ), патриарх Антиохийский (декабрь 1634 - 11 октября 1647) По происхождению грек с острова Хиос . Известен под арабскими именованиями ас-Сакизи (хиосец; от тур. названия острова Хиос - Сакыз), ар-Руми (грек) и аль-Мусаввир (художник). Был иеромонахом палестинской лавры св. Саввы Освященного , до возведения в патриархи носил имя Мелетий, славился как иконописец. Скорее всего именно во время пребывания в лавре на рубеже XVI и XVII веков он сблизился с будущим Антиохийским патриархом Евфимием II Кармой , в то время также состоявшим в братстве савваитов. Источники называют Евфимия III учеником и духовным сыном Кармы. Несомненно, они поддерживали контакты и после возвращения Кармы в Сирию в 1604 году. Став в 1634 году Антиохийским патриархом, Евфимий Карма пригласил Мелетия в Дамаск для росписи кафедрального собора. Мелетий ас-Сакизи стал одним из самых ярких представителей кружка интеллектуалов, образовавшегося вокруг Евфимия Кармы и сыгравшего ведущую роль в «мелькитском ренессансе» (араб.- нахда) XVII в. Осенью 1634 году Евфимий Карма тяжело заболел. Он избрал Мелетия своим преемником, и тот был возведен в патриархи с именем Евфимий в конце декабря 1634 года, еще при жизни своего предшественника (+ 1 января 1635). В правление Евфимия III, как и при Евфимии II, в Антиохийском Патриархате доминировала христианская община г. Халеб . 27 октября 1635 года патриарх возвел в сан митрополита Халеба др. ученика Евфимия Кармы, свящ. Иоанна аз-Заима , принявшего в архиерействе имя Мелетий. Ему были дарованы также сан католикоса и должность экзарха " городов Амидских " (т. е. Вост. Анатолии) и Антиохии. Тем самым Халебский митрополит получал в управление половину территории Патриархата и сан, выделявший его среди прочих митрополитов. Именно на Мелетия аз-Заима Евфимий III указал в конце жизни как на своего преемника (патриарх Макарий III).

http://drevo-info.ru/articles/13679612.h...

50 Подробный библиографический обзор переводной письменности от нашествия монголов до митр. Макария дан Е. Е. Голубинским в его Истории русской церкви, т. II, втор. Половина, с. 263–306. О том, какие переводы житий святых распространились в то врем см. у Ключевского, указ. соч. с. 80 и А. И. Соболевского. Переводная литература», библиографический список. 51 Список их приведен у А. И. Соболевского в его книгах: «Переводная литература Московской Руси XIV-XVII в.» гл 2; «Жития святых в древнем переводе на церковно-славянский язык». СПб., 1904. и «Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии». СПб., 1910. 53 Вот приблизительный список их, составленный на основании каталогов и описаний бывших библиотек: от XV века – месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь и май – в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры, 666 и 669; месяц август – в собрании Ундольского, 232; месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь – в библиотеке Московской Духовной Академии, 192–194. От XV и XVI веков – месяцы: декабрь, январь, февраль, март и апрель – в той же библиотеке, 195–198. От XVI века – месяцы: май, июнь, июль и август – там,, же, 199–200; месяцы: сентябрь, октябрь, декабрь, январь, февраль, март, апрель, май и июль – в библиотеке Московской духовной академии, по описи архим. Леонида, с. 16 и далее; месяцы: ноябрь и декабрь, март и январь, июль – в библиотеке А. С. Уварова, по описанию архим. Леонида, т. 2, 1034–1038; месяцы: сентябрь, ноябрь, июнь и август – в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры, 668, 670, 679 и 680; месяцы: декабрь и январь – в библиотеке Ундольского, 230 и 231; месяц январь – в библиотеке ОЛДП – по описанию Хр. Лопарева, 7, с. 9–58; месяц март – в Московской Патриаршей библиотеке (Новоспасское собрание), по описанию Н. П. Попова, 12, с. 80–96; Четия-Минея написана в 1553 г. в Москве; месяцы: сентябрь, октябрь, апрель и июнь, по указателю архим. Саввы, 169, 170, 91 и 89, с. 209. 54 М. Н. С п е р а н с к и й. История русской литературы. М., 1914, с. 510. В. О. К л ю ч е в с к и й. Древнерусские жития святых. М., 1871, с. 221.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Ульянов О.Г. Венчание на царство Владимира Святого и проблемы церковной Международная научно-практическая конференция «Софийские чтения». Киев, 2011. Ульянов О.Г. Происхождение Остромирова Евангелия: к реконструкции древнейшего Устава на Руси//Кириллица. От возникновения до наших дней. СПб., 2011. С. 164-195. Ульянов О.Г. Венчание на царство Владимира Святого и утверждение царского титула Ивана Грозного в грамоте Константинопольского патриарха Иоасафа II//Историк и общество. Исторический факт и политическая полемика. М.: ИВИ РАН, 2011. С. 80-97. Ульянов О.Г. Проблемы юрисдикции Русской Церкви во время правления Владимира I Святославича//Эволюция институтов Русской Православной Церкви в контексте развития российской государственности. М.: МПГУ, 2011. Ulyanov O.G. Andrey Rublev´s Trinity and the Theme of God´s Wisdom in the Hesychastic Tradition//Monachesimo tra Cultura e culture. The third international monastic symposium at Sant´Anselmo. Roma, 2011. Ульянов О.Г. Оружейная школа Москвы в первой половине XVII века (По данным Описей 1639, 1646 и 1647 годов)//Война и оружие: Новые исследования и материалы. Вторая международная научно-практическая конференция 18-20 мая 2011 года. СПб., 2011. Ч. II. С. 442-454. Ульянов О.Г. Возникновение и формирование института оружейничих в России XVI века//Историк в России: между прошлым и будущим (Пятые Зиминские чтения). М. 2012. С. 102-105. Ульянов О.Г. Оружие «московского дела» в событиях русско-польской войны 1654-1667 годов (по данным описей Государевой оружейной казны)//Война и оружие: Новые исследования и материалы. Труды Третьей международной научно-практической конференции 16-18 мая 2012 г. СПб., 2012. Ч. III. C. 304-320. Ульянов О.Г. Венчание на царство Владимира I Святославича//Международная научная конференция РАН и МГУ «От древней Руси к Российской Федерации: история российской государственности», посвященная 1150–летию российской государственности. М., 2012. Ульянов О.Г. Историописание на Афоне: историко-критический метод Фукидида в «Истории» Иоанна (Иосафана) Кантакузина//Круглый стол «Освоение античной традиции в западноевропейском историописании Средних веков и Раннего Нового времени» 3 октября 2012 г. (ИВИ РАН).

http://bogoslov.ru/person/616055

Академическая библиотека считалась четвертой в России по своей ценности после Публичной в Петербурге, Румянцевского музея в Москве и библиотеки Академии наук в Петербурге. В ней имелись инкунабулы, многие книги XVI и XVII веков, а также много древних рукописей, в том числе такие уникальные, как «Космография» Козьмы Индикоплова. Старинные книги на дом не выдавались, ими можно было пользоваться только в читальном зале при библиотеке. Кроме этой фундаментальной, существовала еще библиотека студентов Академии, насчитывавшая свыше тридцати тысяч томов, среди которых тоже было немало редких и старинных книг, попавших туда в составе пожертвований. Так известный ученый библиограф Василий Александрович Андреев через архиепископа литовского Алексия (Лаврова), бывшего некогда профессором Академии, пожертвовал в студенческую библиотеку около двух с половиной тысяч книг, в том числе юбилейное ватиканское издание «Творений блаженного Августина » 1640 года в 18 томах in folio, словарь Дюканжа, семидесятитомное собрание сочинений Вольтера на французском языке, изданное на средства Екатерины II, роскошное описание коронования Александра II (самая большая по размеру книга, изданная в России) и многое другое. После кончины И.С. Аксакова его вдова, Анна Федоровна, дочь Ф.И. Тютчева, великого нашего поэта, пожертвовала библиотеку братьев Аксаковых – Ивана Сергеевича и Константина Сергеевича, – в которой было много ценных изданий конца XVIII и первой половины XIX века 98 . Были здесь и сочинения Ф.М. Достоевского, пожертвованные его вдовой. К слову сказать, отдел художественной литературы, русской и иностранной XX века, в студенческой библиотеке был много богаче, нежели в фундаментальной. Студенческая библиотека выписывала также все главнейшие русские газеты и почти все литературные журналы. На эту подписку каждый из нас ежегодно вносил три или пять рублей. Вот этот книжный океан и был величайшим подспорьем в деле образования для человека, желавшего серьезно заниматься. Кроме того, студенты IV курса, работавшие над кандидатскими диссертациями, имели право выписывать из Румянцевского музея или из Публичной библиотеки те книги, которых не было в академической. Еще более широко пользовались этим профессора.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

233, пр. 3. здесь говорится, что требование свидетельства со стороны 7-ми священников соблюдалось и в греческой церкви. В одной греческой ставленой грамоте 1619 года требуется свидетельство о рукополагаемом священнике и ещё шести священников, и это делается κατ τν κανονικν κριβεαν. 54 А. Ю. 385, II, 1599 г. См. ещё 385, V, 1659 г.; 386, II, 1604 г.; 386, V, 1661 г.; 387, 1504 г. Ср. 385, VI, 1684 г.; 386, IV, 1637 г. Р. И. Б. VI–V 133. VI. 60 «Епархиальные учреждения в русской церкви в XVI и XVII веках» Историческо-канонический очерк Ивана Перова, Рязань, 1882 г. стр. 40. 61 Ср. Лохвицкий «Очерк церковной администрации в древней России» Русский Вестник 1857 г., II, стр. 226. 65 О пошлинах, платимых духовенством, см. Макарий «История русской церкви, том VIII, стр. 212–226. 67 Знаменский: Законодательство Петра Великого относительно православного духовенства «Правос. Собес. 1863, часть 2, стр. 391. 76 Голубинский «История русской церкви», том I период 1-й киевский или домонгольский первая половина тома. Москва, 1880 г. Стр. 524. 77 Пр. Макарий, «История русской церкви», т. УСПБ 1866 г. Том VII СПБ 1874, стр. 286 и сл. 307 и сл. Том VIII, СПБ 1877 г., стр. 339–344. – Жмакин, «Митрополит Даниил и его сочинения». Москва 1881 г. – Доброклонский, «Очерки из истории русской церкви в период московской митрополии (1237–1588 г.)». Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1886 г., 1 стр. 453 и сл. 78 Русская Историческая Библиотека, издаваемая Археографической комиссией, Том VI СПБ 1880. Часть I. Памятники древнерусского канонического права. (XI–XV веков). См. N° 17 стр. 161 – Макарий, т. V. приложения стр. 373. – Стоглав, издание Казанской Духовной Академии. Казань. 1862, гл. 77. 81 РИБ. 1422 или 1425 г. сен. 24 стр. 430, 433–434 – Макарий, V, приложения, стр. 373. – Стоглав, гл. 78. 83 О псковском церковном устройстве, см. Никитская, «Очерк внутренней истории Пскова» СПб. 1873 г. и его же Очерк внутренней истории церкви в Великом Новгороде» СПб. 1879 г. 84 Никитский, «Очерк внутренней истории Пскова», стр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/istori...

«Чин омыти мощи святых» существовал в русской церкви до патр. Никона и в его новоисправленный требник 1058 г. уже не был внесен, как не имеющий, очевидно, для себя ничего подобного в греческих евхологиях. Но обряд омовения мощей совершается в двух храмах и доселе – а именно – в Большом Успенском Соборе и в Троице-Сергиевой Лавре 484 . Как и в дониконовское время, этот обряд совершается теперь в указанных храмах в великую пятницу и соединяется с августовским (малым) водоосвящением. В южнорусских требниках чина омывания мощей не было. 346 Чин великого Богоявленского водосвятия есть, собственно говоря, богослужение общественное. Но мы включаем трактат о нем в свое исследование, во-первых, потому, что этот чин издревле входил в состав Требника, или евхология, а во-вторых, потому, что, в связи с последованием Богоявленского водоосвящения, нам придется рассматривать некоторые чинопоследования, несомненно, относящиеся уже к частному богослужению, как, например, «Чин причащения св. Богоявленской водой». 347 Чтения в Обществ. любит. духовного просвещ. 1865 г. и 1874 г. кн. 3. Правосл. Собеседн. 1862 г., кн. II. 348 Сохраняющееся, в данном случае, и в современном Требнике выражение «ко крестильнице» – буквальный перевод греческих: «ν τ λουτρι», или «ν τ φιλη» (См. Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 86, 166). В XVI и XVII в., как и теперь, при наших храмах не существовало особых крестильниц, наподобие древних φιλη или Cantgarus. Как видно из Типиконов этого времени и, т. н., Соборных Чиновников, богоявленское водоосвящение совершалось в наших русских храмах посередине храма, на особо благоукрашенном столе. Ркп. Уставы – Моск. Синод. библ. 814, л. 67 об., Моск. Епарх. библ. 304. л. 94; Чиновник Новгор. Соф. собора в изд. проф. Голубцова в Чтен. в Общ. истории и древностей, 1899 г., кн. II, стр. 85; Чиновник Холмогорского Собора, там же, стр. 85, 211. 349 Ркп. Требн. Хлуд. библ. 109, л. 75. Этот обычай заимствован из практики сербской церкви – Печатн. Сербск. Требник 1545 г. (листы не размечены) слав. требн. из рукоп. собр. архим. Антонина. Импер. Публ. Библ. Q. I. 60, Трб. Гильферд. Собр. (Имп. Публ. Библ ), 22, л. 10 об. По свидетельству проф. А А Дмитриевского, этот обычай имел широкое распространение на Руси за первые пять веков христианства. Прав. Соб. 1882 г., декабрь, стр. 419.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

435 Когда впервые появился в наших бсгослужебных книгах чин малого водоосвящения, сказать трудно. В русских памятниках этот чин дошел до нас от XIV в. (Одинцов, Богослуж в русск. церкви до XVI в., стр. 177. Правосл. Собеседн. 1882 г., дек. стр. 478. Статья проф. А. А. Дмитриевского : «Богослужение в Русск. Ц. за первые пять веков»). Как раз к этому времени относится жизнь и деятельность ростовского епископа Феодора, которому некоторые памятники приписывают перевод чинопоследования малого водоосвящения с греческого языка на славянский (Рукоп. Типогр. библ. 120). Мысль о принадлежности названного перевода еп. Феодору заслуживает вероятия, так как последний несколько раз бывал в Константинополе и, без сомнения, хорошо знал греческий и славянский языки (проф. Мансветов, М. Киприан, стр. 52). Но едва ли можно согласиться с тем, что, до указаного еп. Феодора (XIV в.), в русской церкви не было перевода столь необходимого чинопоследования. Скорее, можно полагать, что означенным Феодором был сделан новый перевод этого чина. 437 Служ. ркп.: – Синод б. 618, л. 201; 615, л. 125; рукоп.Требники: Синод библ. 898, л. 181 об; Солов. библ. 1090, л. 198, 1165, л. 269, 1091, л. 101 об. 439 Староп. Требники 1624 г. л. 111, 1625 г. л 71; 1633,1636, и 1639 г. л. 71. В одном рукоп. Служебн. XVI в. – такое надписание над чином малого водоосвящения «Последование священия вод еже освящаем месяца августа в 1 день, сие же свящаем и во иныя дни, егда есть потребно, по уставу царяграда и священных патриарх и митрополит». Служ. Синод. библ. 616, л. 104. 440 В греческих евхологионах малое водоосвящение также надписывается августовским, Εχολγια проф. Дмитриевского, стр. 165. Решение вопроса о происхождении обычая совершать малое освящение и крестный ход 1 августа см. в «Полном месяцеслове Прав. Востока» арх. Сергия, М. 1875, ч. 1, прилож. стр. 17, а также – в Христ. Чтении за 1862 г. ч. 1, стр. 506; у Дебольского. Дни Богослужения, 1, стр 100–101, СПБ. 1866, в статье г. Шлякова «Почему перв. августа бывает крестный ход на воду», (в «Извест. Отдел. русск. яз. и словесе. Импер. Акад. Наук», за 1904 г. т ΧI, к. 2. стр 24–43), в Церк. Ведомостях за 1894 г. 39. стр. 1419. См. также «De caeremonus aulae Byzantinae», lib. II, cap. 8 (Migne. Patrol. ser. graec. t. CXII, col. 1005–1009) и Codmi Curopal. de officiis Constantlnopul. cap. XIV, n. 26 (по Дебольскому, Дни богосл , I, стр. 101, примеч. I).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

В Казани начинаются торжества, посвященные 450-летию Казанской епархии 19 июля 2005 г. 11:29 В столице Татарстана начинаются торжества, посвященные 450-летию Казанской епархии Русской Православной Церкви. Во вторник 19 июля состоится торжественное освящение престолов Благовещенского собора. Открывающийся храм подготовят к богослужению, которое совершит 21 июля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В рамках Первосвятительского визита в Казань 20—21 июля Святейший Патриарх также встретится с президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, совершит Всенощное бдение в Петропавловском соборе, примет участие в крестном ходе с Казанской иконой Божией Матери от Казанского Кремля к Богородицкому монастырю и совершит молебен у Крестовоздвиженской церкви обители. Кроме того, Его Святейшество посетит Зилантов монастырь и проведет совещание с архиереями. В Казани пройдет также юбилейная научно-практическая конференция «Православие в поликонфессиональном обществе: история и современность». Завершатся торжества 22 июля концертом духовной музыки. О епархии Границы Казанской епархии совпадают с границами Татарстана. Христианство появилось на этой территории уже в первые века нашей эры. В 922 году официальной религией Волжской Булгарии (государства, располагавшегося в южной части современного Татарстана) стал ислам, но здесь жили и христиане. Возникновение Казанской епархии было обусловлено присоединением в середине XVI века к Российскому государству территории Среднего и Нижнего Поволжья. Епархия была учреждена соборным определением при Московском Митрополите свт. Макарии 3 апреля 1555 года. Первым главой епархии стал игумен тверского Селижарова монастыря Гурий. Первоначально Казанская епархия включала территорию Казанского ханства и Вятскую землю. В 1556 году после завоевания Астрахани в нее вошли все земли Среднего и Нижнего Поволжья, во второй половине XVI — начале XVII веков — вновь присоединяемые территории Урала и Сибири. В дальнейшем территория Казанской епархии сокращалась. Важнейшим событием в жизни епархии стало обретение в 1579 году чудотворной Казанской иконы Божией Матери, с которой церковное предание связывает многие чудеса и славные победы русского воинства. В настоящее время в Казанской епархии действуют более 160 приходов. Восстановлено восемь монастырей. Открыты Духовная семинария (в Казани) и филиал Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета (в Набережных Челнах). В епархии служат 260 священников под руководством архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия . РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/29189.html

Итак, вопрос в том, что же происходило с XVIXVII вв. до апреля 2018 года, когда было официально объявлено, что Вселенский Патриарх Варфоломей намеревается предоставить автокефалию. Что же все-таки было в течение последних трех с половиной веков? В чьем подчинении находилась Киевская митрополия и Украина вообще, согласно всеправославному церковному сознанию, а также самосознанию Вселенского Патриархата? 1. Следуя аргументации самого Вселенского Престола, давайте поищем ответы в неложном свидетеле канонической юрисдикции Престолов, т.е. в «Синтагматиях», к чьей юрисдикции относилась Украинская Церковь. Запись в нем – есть неопровержимый аргумент в пользу того, куда в церковном смысле относилась Украина. i) «Тактиконы» (NOTITIA EPISCOPATUUM): В то время, как во всех сохранившихся «Тактиконах» (Notitia Episcopatuum 10 – 6] с XI-XV вв. епархия Руси-Украины (Великой и Малой Руси или Киевской) записана как церковная епархия Вселенского Патриархата, Тактикон 21 XVI в. не включают Русь или Украину в подчиненные Вселенскому Патриархату церковные епархии! ii) СИНТАГМАТИЙ Хрисанфа (1715)[ 18] : Патриарх Иерусалимский Хрисанф (Нотарас) в своем знаменитом Синтагматии (с. 66-69) подробно перечисляет зависимые от Константинопольского Патриарха церковные епархии, в число которых не включает Киевскую митрополию или иную епископию Украины. Кроме того, начиная со с. 83 и далее он говорит о том, что относится «к святейшему патриаршему Престолу Московии». Вначале он упоминает тот факт, что Москве была дарована патриаршая честь и достоинство (с. 83-84), а затем на с. 84-85 он приводит границы «Московии», в которые включает и Украину. Следующая имеющая критическое значение глава с заголовком «О подчиненных патриарху Московии Престолах» (с. 86 и далее) упоминает Киев и Галицию (« Κιο βαςκα λικας»), а также другие регионы Украины («Μεγλης Νοβογορονδας» (Великого Новогорода), «Σουσδαλας» (Суздаля), «Τσερνιγβας» (Чернигова), «Χολμογορας» (Холмогор) и др.) как находящиеся в церковном подчинении Патриарха Московского! И наконец, на с.

http://sedmitza.ru/text/8665914.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010