Рис. I. Общий вид Кирилло-Белозерского монастыря со стороны Копани При этих счастливых условиях, в новоустроенный белозерской обители черты московского быта очень рано нашли для себя осуществление, проникнув в разные стороны монастырской жизни, как внешней, так отчасти и внутренней, несмотря на то, что со временем сюда вкрадывались и посторонние влияния. II Сохранившееся источники к сожалению не дают нам связного и отчетливого представления о постепенном развитии внешнего устройства Кирилло-белозерского монастыря в промежуток времени от его основания до конца XVI века. Чтобы точнее определить исторические черты этого устройства, нам предстоит поэтому, собрав отрывочные указания на перемены, происходившие в нем, рассмотреть взаимное расположение частей монастыря в начале XVII века и ознакомиться по вещественным остаткам с мотивами кирилловской архитектуры XV, XVI и начала XVII веков. А) Исторические известия о постепенном расширение монастыря и его зданиях. Местоположение его и окрестности в конце XIV века. Состояние монастырских построек во время преподобного Кирилла и при его ближайших преемниках, игуменах: Иннокектие, Христофоре и Трифоне. Зависимость местных каменных сооружений конца XV века от ростовско-суздальского зодчества. Постройка Успенского собора, церквей: Введения, св. Иоанна Предтечи и св. архангела Гавриила. Обособление Ивановского монастыря. Сооружения второй половины XVI века: церковь св. Владимира, ремонт при игумене Матфее, церкви: св. Иоанна Лествичника , св. Кирилла и Преображения. Келлии. Способ их постройки, стоимость, число, состав помещений в них. Царские келлии. Местонахождение келлий. Служебные постройки. Кладбища: местонахождение и число могил, памятники. – «Литовское разорение» и его значение в истории монастырских зданий. Общие заключения Как и все монастыри северных понизовых колоний, Кириллов монастырь возник из одинокой отшельнической келлии. Оставляя Симонов монастырь, преподобный Кирилл не думал о созидании новой обители. Им руководило желание найти не «гладкое» и не «пространное» место для подвигов, а «тесное» и «жестокое», удобное для безмолвия и уединения 52 . Поэтому на Белеозере он поселился среди местности малой и круглой, хотя и прекрасной, которая отовсюду, как стеною, была окружена водами 53 . С трех сторон ее окаймляли озера, а на четвертой текла речка Сияга (или Свияга). На севере лежало Долгое озеро 54 . Оно соединялось с Сиверским озером, омывавшим юго-западную и северную сторону монастыря посредством протока, идущего по направлению к западу. На юго-востоке от монастыря, на некотором расстоянии, было озеро Лунское, соединяющееся с Сиверским около Копани и другое озеро-Бабье, также бывшее в связи с Сиверским 55 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

отдел, так как заключённая в этом курсе эпоха отличается резко и от предыдущей, и от последующей, в которой, со времени возрождения и реформации, начинают действовать начала, отличные от тех, на которых основывалась жизнь средних веков. В пределах этого курса последовательно могут быть рассмотрены главнейшие явления средневековой истории – строй и развитие феодализма, его влияние на политическую и общественную жизнь, борьба с ним верховной власти и горожан, история папской власти и её борьба с императорской за всемирное главенство, постепенное усиление верховной власти, характер просвещения средних веков и т. д., – и по всем этим вопросам может быть подведён итог, который бы объединил все эти явления в одной общей исторической картине средневековой жизни. – Курс второго года по русской истории будет обнимать эпоху до Петра Великого, т. е. отдел, также законченный, так как с Петра Великого начинается новый период русской истории. К этому именно времени и в учебниках подводится общий итог русской исторической жизни древнего, до-петровского периода, рассматриваются вопросы о государственном устройстве и общественном, о состоянии просвещения, промышленности и торговли и т. п. Изучение русской истории XVI и первой половины XVII веков для учеников, незнакомых с историей западно-европейских государств за эти века, не представляет существенных неудобств именно вследствие почти полной изолированности русской жизни от западноевропейской за это время. Чтобы пройти указанный курс второго года необходимо не менее четырёх недельных уроков, так как сравнительно с существующим этот курс гораздо обширнее: в него вошли бы большие отделы из теперешних курсов 1-го и 3-го классов. – Курс 3-го года будет начинаться по общей истории с эпохи возрождения и обнимать всю новую и новейшую историю Западной Европы, а по русской – с царствования Петра Великого. Этот курс по своему объёму будет равен и даже несколько менее существующего; но так как в состав этого курса входят важнейшие события и общей, и русской истории (реформация, история революционных движений, реформы Петра Великого, Екатерины II, Александра I и Александра II), то

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рамазанова 2004 – Рамазанова И. В. Московское царство в церковно-певческом искусстве XVIXVII веков. СПб., 2004. Ранчин 2000 – Ранчин А. М. Хроника Георгия Амартола и «Повесть временных лет»: Константин равноапостольный и князь Владимир Святославич//Герменевтика древнерусской литературы М., 2000. Сб. 10. С. 52 – 69. РИП 2004 – Русский исторический портрет. Эпоха парсуны. Издание и выставка Государственного исторического музея. М., 2004. Робинсон 1963 – Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. М., 1963. Робинсон 1974 – Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974. Ровинский 1, 2 – Ровинский Д. А. Подробный словарь русских гравированных портретов. СПб., 1887 – 1889. Т. 1 – 2. Рогачевская 1989 – Рогачевская Е. Б. О некоторых особенностях средневековой цитации (На материале ораторской прозы Кирилла Туровского )//Филологические науки. 1989. 3. С. 16 – 20. Рогов 1990 – Рогов А. И. Культурные связи России с балканскими странами первой половины XVII в.//Связи России с народами Балканского полуострова. М., 1990. С. 120 – 132. Рогов, Парменов 1997 – Энциклопедия православной святости/Авт.-сост. А. И. Рогов, А. Г. Парменов. М., 1997. Т. I. Рогожкина 2002 – Рогожкина Е. И. Личные вещи и вклады Патриарха Никона из фонда драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим»//Никоновские чтения 2002. С. 47 – 56. Рогожкина 2005 – Рогожкина Е. И. Царские вклады из драгоценных металлов и камней в Воскресенский Ново-Иеру- салимский монастырь в XVII веке. Из фонда драгоценных металлов музея «Новый Иерусалим»//Никоновские чтения 2005. С. 190 –195. Розенкампф 1829 – Розенкампф. Обозрение Кормчей книги в историческом виде. М., 1829. Романенко 1976 – Романенко А. И. Один из этапов строительства патриарших палат//Государственные музеи Мос- ковского Кремля: Материалы и исследования. М., 1976. Т. 2. С. 110 – 115. Романенко 2001 – Романенко А. И. Патриаршие палаты: Альбом. М., 2001. Романов 1948 – Романов Н. Парсуна, изображающая патриарха Никона , произносящего поучение клиру II Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР: Сб. ст. под ред. академика И. Грабаря. М.; Л., 1948. С. 201 – 216.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При посредстве своих мнимых пророков община выбрала 12 апостолов, которые и устроили ее церковный быт. Управление общиной организовано было на соборных началах, богослужение сближено с католическим и отчасти с православным. Что касается учения ирвингиан, то сущность его заключается в следующем. Церковь , как общество верующих во имя Отца и Сына и Святого Духа, имеет своим назначением быть невестой Христа и соучастницей Его славы. Для достижения этого назначения ей даны средства в таинствах крещения и причащения и в служениях апостольском, пророческом, евангельском и пастырском. Но со смертью первых апостолов церковь уклонилась от своего назначения и утратила все благодатные дары, следствием чего было извращение вероучения, распространение неверия и прочее. В последнее же время все христианские общества дошли до такого состояния, что готовы принять и боготворить антихриста, пришествие которого уже наступает. Но в эти последние дни Господь Бог снова изливает свои благодатные дары на избранных. Эти избранные и есть ирвингианские апостолы, пророки, евангелисты и прочие, которые имеют своим назначением привести всех христиан в меру возраста совершенна. При наступлении на земле царства антихриста праведные, то есть принадлежащие к обществу ирвингиан, вознесутся на воздух для встречи Христа и потом сойдут с Ним на землю, царство антихриста будет разрушено и они будут царствовать со Христом на земле тысячу лет. Ирвингианские апостолы, выполняя свою миссию, ходили с проповедью по разным христианским странам, но вообще мало приобретали последователей. В настоящее время общины ирвингиан распространены главным образом в Англии и Северной Америке. Глава II Состояние Римской Церкви § 48. Папство и католические государства в их взаимных отношениях Во время борьбы с протестантством в XVI и первой половине XVII века папство, благодаря Тридентскому собору и ордену иезуитов, успело до известной степени восстановить свой авторитет, потрясенный реформацией. Но этим авторитетом оно пользовалось только во время самой борьбы, так что религиозные войны XVI и XVII веков были последним проявлением папского могущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1. Эта система замыкала христиан в своего рода гетто, из которого они не смели выйти ни когда они переживали относительно благополучные и спокойные периоды, ни даже тогда, когда они могли оказывать значительное влияние на политику Порты. Но главное - ни под каким видом они не могли заниматься миссионерской работой. Даже если они и могли позволить это себе материально, миссионерство считалось политическим преступлением против государства. Лишь Русская Церковь могла продолжать работу Византии в этой области. 2. Как этнарх христиан и высокопоставленный чиновник Турецкой империи, патриарх (вместе с его канцелярией) неизбежно вовлекался в насквозь коррумпированную систему управления Оттоманской империи, которая, после расцвета в XV-XVI вв., вступила в полосу упадка и разложения, длившуюся несколько следующих веков. Если история Оттоманской империи является иллюстрацией того, насколько развращает абсолютная власть, то история Константинопольской патриархии под турками показывает, насколько развращает абсолютное бессилие. Выборы каждого нового патриарха должны были сопровождаться выплатой крупной суммы («бакшиша») турецкому правительству, которая оговаривалась в каждом конкретном случае в султанском берате. Сумму нужно было выложить либо из казны патриархии - и в этом случае новоизбранный патриарх старался возместить ее за время своего правления поборами из епархий, - либо из личной собственности кандидата. В несколько более скромных рамках та же процедура повторялась и при епископских выборах, которым также вменялось в обязанность получить берат от соответствующих властей. Вскоре турки поняли, что чем чаще будут меняться патриархи, тем больше бакшишей они смогут получать. Тогда они стали принимать самое активное участие в смене патриархов. В XVII в. - одном из самых мрачных периодов истории Константинопольской Церкви - обладатель патриаршего престола сменился шестьдесят один раз, причем сорок восемь перемен произошло за 63 года. Правда, многие патриархи правили по два-три раза. Например, Матфей II правил двадцать дней в 1595 г., затем почти четыре года - с 1598 по 1602-й - и, наконец, семнадцать дней в 1603 г. Кирилл Лукарис - самый знаменитый патриарх XVII в. - восходил на патриарший трон семь раз. Причем до Константинополя он успел побывать и патриархом Александрийским. Один из его соперников, Кирилл II, в первый раз правил всего семь дней, а второй раз - почти целых двенадцать месяцев. В среднем каждый патриарх в XVII в. правил за один раз девятнадцать с половиной месяцев. Лишь святые могли оставаться верными идеалам своего служения в подобных условиях, и поэтому факт, что греческая Церковь выжила под властью турок в течение четырех долгих веков, является настоящим чудом.

http://sedmitza.ru/lib/text/434841/

107 Такой смысл «дома богородицы» обычен в московских памятниках XVI-XVII веков (Исправлено условно. В источнике oneчamka:XVII-XVII вв.) 109 В данном контексте «стихи агиологические» – это духовные стихи, содержащие рассказ о житии того или иного святого православной церкви. С точки зрения современного словоупотребления точнее было бы сказать «стихи агиографические». 110 Духовный стих «О 12-ти пятницах» построен как поучение св. Климента, папы Римского (см. коммент. 104). В нем перечисляются 12 наиболее чтимых пятниц в году, причем к каждой из них приурочено какое-либо событие священной истории. Помимо устных версий духовного стиха широко бытовали также прозаические списки Сказания о 12-ти пятницах, известные уже в рукописях XV-XVI вв. См. подробнее:Веселовский A.II.Onыmы по истории развития христианской легенды//ЖМНП, 1876, 6, с. 326–367. Литературу вопроса см. в статье:Толстая С.М.Трагови старе српске и старе руске апокрифне mpaдuцuje у фолклору Noлecja//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд; Нови Сад; Приштина; 1984, с. 237–247. 111 Быть может, это (Исправлено. У Федотова:что.) имя праздничного дня, осложненное молитвенными ассоциациями, вроде: «в Троице славимого». 112 Не говорим о заключительной доксологии (Доксология(греч.) – в церковной практике переводится как «славословие».) в некоторых стихах – простом повторении молитвы. 113 Новейшая литература об этом апокрифе указана в кн. Словарь книжников и книжности Древней Руси. XI – первая половина XIV в. Л., 1987, с. 463–465. 115 Саваоф- одно из имен Бога в иудаизме и христианстве, «означало Бога воинств (небесных сил – ангелов) или Царя славы, проявившейся во всем творении» ( Малиновский Н. Православное догматическое богословие. 2-е изд. Сергиев Посад, 1910, т. 1, с. 277). Евр. seba’ot, множ. Число от sab’a, «воинство», «сонм», в Ветхом Завете встречается в сочетании «Господь воинств», что передается по-гречески как «пантократор», «вседержитель». См. также наст. изд., с. 33. 118 Имеется в виду молитва: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всяких скверны, и спаси, Блаже, души наша».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

Софьино. Церковь Никиты мученика. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Софьино с церковью Великомученика Никиты в Лужецком стане Московского уезда известно по письменным источникам со второй половины XVI столетия, однако, без сомнения, оно возникло еще раньше. Свое название получило, по-видимому, в честь Софьи Витовтовны – великой княгини Московской, жены князя Василия Дмитриевича. В конце XVI в. село Софьино находилось в дворцовом ведомстве, то есть в собственности царя и царского двора. Здание храма на горе у погоста на протяжении веков неоднократно возобновлялось заново. В 1680 г. по осмотру оказалось: «в селе Софьине церковь деревянная, строение старое, ветха, а по сказке тоя церкви попа Дмитрея Тимофеева: та де церковь Пехрянской десятины изстари строение мирское» – т. е. была построена на средства крестьян села, а не средствами царской казны. На рубеже XVII-XVIII веков Софьино на некоторое время попало во владение сибирского губернатора князя М.П. Гагарина. В 1713 г. он подал в Святейший Синод прошение о постройке в Софьино новой каменной церкви с двумя приделами – Великомученика Никиты и Апостола Иоанна Богослова. Однако, по ряду причин, церковь выстроена не была. А в 1721 г. М.П. Гагарин за казнокрадство был казнен, и его имение было отписано в казну, в результате Софьино вновь вернулось в дворцовое ведомство. В 1745 г. вновь возник проект постройки нового каменного храма, но и он не был реализован, пока в 1765 г. причт храма Софьино не получил разрешение от самой императрицы Екатерины II построить новый кирпичный храм рядом со старым обветшавшим зданием. В 1770 г. силами крестьян села строительство было закончено, и 4 июля храм был освящен на прежнем антиминсе. Здание храма представляло собой бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом двусветный четверик завершенный мощным пятиглавием. С запада к нему примыкала одноэтажная трапезная. Вероятно тогда же была выстроена и двухъярусная колокольня храма, позже неоднократно перестраиваемая.

http://sobory.ru/article/?object=08930

В начале XVII века в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием благочестивых русских царей вскоре восстановлена. В первой половине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: Троицким 1737 г. и пожаром 1748 г., но в 1761 г. монастырь был возобновлен щедротами Императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его «для призрения вдов и сирот заслуженных людей». Благочестивая и религиозная императрица, носившая имя матери святого Иоанна Предтечи - праведной Елизаветы, имела намерение на склоне лет по обычаю предков постричься в монашество. С этой целью она заложила и создавала в Санкт-Петербурге Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, куда собиралась удалиться. Императрица не осуществила свое намерение, но монашеский путь был уготован от Господа ее родной дочери в московской Ивановской обители, которую она назначила сама для сирот заслуженных людей. В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин, упорствующих в ереси, или совершивших тяжкие преступления. Так, в XVI веке в обители святого Иоанна Предтечи была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева, в начале XVII века в Смутное время в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского. Еще одна таинственная затворница содержалась в обители в конце XVIII - начале XIX веков. Этой загадочной невольницей была, по преданию, родная дочь Императрицы Елизаветы Петровны от тайного морганатического брака с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским - известная княжна Августа Тараканова. По повелению Екатерины II в 1785г. настоящая дочь Елизаветы Петровны была доставлена из-за границы, представлена императрице и «для блага России» пострижена в монашество с именем Досифеи в Московском Ивановском монастыре. Царственная инокиня содержалась в строжайшем затворе около 25 лет. Свой невольный затвор она обратила во спасение своей души и душ тех ближних, кто приходил к ней с верой за помощью, т.к. после смерти Екатерины II к старице Досифее стали допускать народ. Тогда и явлены были миру дары молитвы и прозорливости, которыми щедро наделил Господь смиренную инокиню, принявшую крест свой от руки Божией. Многим помогла она на пути спасения. О ее молитвенной помощи свидетельствовал в середине XIX века настоятель Оптиной Пустыни схиархимандрит Моисей (Путилов), ныне прославленный в сонме Оптинских старцев. Ему, а также его брату, будущему настоятелю Саровской пустыни игумену Исайе II (Путилову), она указала монашеский путь и поддерживала их в юности молитвою и добрым советом. Почила о Господе монахиня Досифея 4 февраля 1810 г. и похоронена была в Новоспасском монастыре - родовой усыпальнице бояр Романовых.

http://sedmitza.ru/text/1219598.html

К. Морфология древностей. Киев, 1990; Лихтер Ю. А. Логическая система знаний о вещи//История и эволюция древних вещей. М., 1994. С. 37. 1410 Подобная ситуация сохраняется и в новейших публикациях каталогов. См., например: Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2003. С. 218–256; Костина И. Д. Серебряные напрестольные кресты XVIII века с вкладными надписями в собрании Музеев Московского Кремля.//Там же. С. 258–281. 1412 Романов Г А. Кресты в крестных ходах Древней Руси//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2003. С. 73. 1414 Сакса А. И., Янин В. Л. Свинцовые печати из раскопок в Кореле//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 10. Новгород. 1996. С. 189. 1415 Фролов А. А. О маршруте «мирного похода» Ивана III на Новгород//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вып. 11. Новгород, 1997. С. 326. 1416 См., например: Силкин Л. В. Вклады шитья Никиты Григорьевича Строганова в Сольвычегодский Благовещенский собор//Искусство средневековой Руси. М., 1999. С. 249 – крест на шитой плащанице 1592 года, изображающей «Положение во гроб». 1418 Нечитайло В. В. Каталог христианских нагрудных изделий искусства периода Киевской Руси (X – первая половина XIII ст.). Киев. 2001; Тютюгина Н. В. Серебряные кресты в собрании Башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова//Ставрографический сборник. Кн. II. М., 2003. С. 292–311. 1419 Столярова Е. К. Медные кресты-тельники XI–XVI веков из собрания Музея им. Андрея Рублёва//Русское медное литьё. Вып. 1. М., 1993. С. 98–103; она же. Конструктивная классификация крестов//История и эволюция древних вещей. М., 1994. С. 80–84. 1423 См., например: Винокурова Э. П. Металлические литые кресты-тельники XVII века//Культура средневековой Москвы: XVII век. М., 1999. С. 326–360. Читать далее Источник: Ставрографический сборник. Книга III: Крест как личная святыня. Сб. статей/Сост., науч. ред. и вступит. ст. С. В. Гнутовой. М.: Изд-во Московской Патриархии: Изд-во «Древлехранилище», 2005. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Григорий Гика – 1735–1741. 82 . Константин Маврокордато – 1741–1743. 83 . Иоанн Маврокордато – 1743–1747. 84 . Константин Маврокордато – 1748. 85 . Константин Раковица I – 1749–1753. 86 .Матфей Гика – 1753–1756. 87 . Константин Раковица – 1756. 88 . Скарлато Гика – 1757.  89 . Иоанн Каллимахи – 1758–61. 90 . Григорий Каллимахи – 1761–64. 91 . Григорий Гика – 1764–1766. 92 . Григорий Каллимахи – 1766–69. 93 . Константин Маврокордато – 1769–1774. 94 . Григорий Гика – 1774–1777. 95 . Константин Мурузи – 1777–82. 96 . Александр Маврокордато – 1782–1785. 97 . Александр Маврокордато II – 1785–1787. 98 . Александр Ипсиланти – 1787–1792. 99 . Александр Мурузи – 1792. (У Палаузова пропущен один воевода.) 100 . Александр Мурузи – 1802–1805. 101 . Скарлато Каллимахи. Он же во второй раз – 1812–1819. 102 . Михаил Суцо – 1819–1821. 103 Иван Стурдза – 1822–1828. 104 . Михаил Стурдза – 1834–1848. 105 . Григорий Гика – 1849–1853. и – 1854–1856. Большая часть воевод обоих княжеств – люди совершенно ничем неизвестные, а на немалую половину и просто ничтожные. Лучшие воеводы валашские суть: Мирча I, Михаил Храбрый, Матфей Бассараба и Щербан II Кантакузин; лучшие воеводы молдавские: Александр Добрый, Стефан Великий (сват нашего вел. кн. Ивана Васильевича III) и Василий Лупул. Столицей Угровлахии или Валахии в продолжение первых полуторых веков существования государства, как мы сказаи выше, был сначала город Кампылунго, а потом Ардкис или Ардгиш. С XV до половины XVII столетия у валахов были две столицы – Торговище и Букарест, из которых главною была первая (см. Влахоболгарские грамоты, собранные Ю. Венелиным). С половины XVII столетия по настоящее время столица в Бухаресте 199 . Столица Молдовлахии и Молдавии до половины XVII века была в Сучаве, находящейся в нынешней австрийской Буковине; с первых годов второй половины XVI века до настоящего времени она в городе Яссах.  Начало христианства у румынов О принятии румынским народом христианской веры нет никаких, ни нарочных, ни случайных, известий и записей, так что касательно подробностей их обращения совершенно ничего не может быть сказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010