И такое полное разобщение с анафематствованными не ограничивалось только тою церковию, к которой они принадлежали: нет, отлученный законно от одной церкви, по правилам соборноцерковного единения, почитался во всех церквах отлученным дотоле, пока не являл своей церкви достаточного исправления ( Антиох. соб. пр. 2 в 6. Вас. Вел. 88; сн. ап. пр. 12, 32 в всел. 6. В практике церковной был обычай, в силу которого известная церковь , в случае, если она кого-либо из своих членов предавала анафеме или отлучению, оповещала о сем особыми посланиями все другие церкви, чтобы последние, зная об этом, не допускали такого лица к своему общению (Synes ер. 58 Bingh. VII, lib. XII, стр. II, VIII, IX, р. 85, 86). Так напр. Александр, епископ александрийский, лишив Ария сана и предав его анафеме, письменно известил об этом всех градских епископов (Сокр. нет. ц. кн. 1, гл. VI). Подобным же образом папа Корнилий (3 века), отлучив Новата, известил об этом восточную и африканскую церкви, и Антихийский собор (3 века), отлучив Павла Самосатского, написал о том окружное послание к церквам (Евсев. и. ц. 6 гл. XLIII). ). В состояния отлучения человек лишался всякого права на участие в общественной христианской молитве; мало того: апостольские и соборные правила запрещают даже в частном доме молиться с отлученными, под опасением такого же отлучения (Ап. пр. 10, Ант. 2). Когда же эти отлученные умирали закоснелыми, упорными и нераскаянными грешниками, то их наравне с прочими злохулителями уставов церкви, лишали даже христианского погребения ( Bingh. orig. eccles. vol. VII, lib. XVI, сар. 2, § 8. ). Над ними не совершали ни псалмопения, ни молитв, ни поминовения пред алтарем. Такие люди умирали в отлучении и вечном осуждении (Вас. Вел. 88 пр. и Петр. Александр. 4). Смотря на отлученных, как на чуждых себе, церковь не позволяла принимать от ннх никаких даров и приношений, ни для богослужения, ни для содержания своего (Ап. пр. 46, Лаод. соб. 37 и 38. Амвросий не хотел принять даров для церкви от Валентиниана (Ер, 30 ad Balenmin); Василий Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

88 Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 9—10//PG. T. 79. Col. 1153, 1156. 89 Данное предложение практически дословно содержится в «Духовных наставлениях преп. Серафима Саровского» (Глава 34. «О прощении обид»). 90 То есть помазанника Господня. 91 Дословно: «невыразимо». 92 Или еще можно перевести более конкретно: «был бы возведен в клир». 93 Букв.: угасшему, иссякшему. 94 Источник данной цитаты не идентифицируется. 95 Букв.: единовидный. 96 «Пастырь Ерма». Заповеди. 6. 97 Внутренние — аналог верных, то есть православных христиан, а внешние — язычники и еретики (ср. 1 Кор. 5:12—13). 98 «Пастырь Ерма». Заповеди. 3. 99 Здесь, очевидно, имеется в виду напоминание об отсутствии почестей для такого богатого и знатного грешника в Царстве будущего века, что должно побудить его задуматься о прекращении греховной жизни. 100 То есть стыд. 101 То есть по стыду что-то обещающий и не исполняющий впоследствии. 102 То есть сохраним их неизглажденными до дня смерти и Суда. 103 См.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. II, 23. 104 В древнемонашеской письменности монашеская община не раз именуется единым телом — по образу именования Телом Христовым всей Церкви у апостола Павла (см.: авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 6, 77; Преп. Иоанн Кассиан . Установления египетских подвижников. 1, 2; 2, 5; 4, 5; 7, 13; Преп. Феодор Студит . Великое оглашение. I, 5, 12, 13, 60. 105 «Пастырь Ерма». Заповеди. 12, 1. 106 То есть красоты (женской). 107 Ср.: «Ибо каждая страсть имеет противоположную ей добродетель: гордость — смиренномудрие, сребролюбие — милосердие, блуд — воздержание, малодушие — терпение, гнев — кротость, ненависть — любовь» ( Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения. 12). 108 То есть отчаяние. 109 Ср.: Препп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни. Вопросоответ 168. 110 Известна как молитва покаянная преп. Антиоха. Ее также советовал читать преп. Серафим Саровский. 111 В церковнославянском переводе: неволею. 112 «Пастырь Ерма». Заповеди. 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Иоанн Златоуст, свт. Беседы на 2-е послание к Тимофею, беседа 2. Иоанн Златоуст, свт. 54, 771. Иоанн Златоуст, свт. Том XI, книга II. [iv] Иоанн Златоуст, свт. 49, 707-708. [v] Иоанн Златоуст, свт. 44, 468 [vi] Иоанн Златоуст, свт. Том IX, часть I, беседа III. [vii] Иоанн Златоуст, свт. 44, 425. [viii] Иоанн Златоуст, свт. 44, 434. [ix] Иоанн Златоуст, свт. 35, 427. [x] Григорий Нисский, свт. 18, 363-364. [xi] Симеон Новый Богослов, прп. Слово 88. [xii] Цит. по: Сергий (Страгородский), епископ . Православное учение о спасении. Изд.3-е. СПб. 1903. С.222. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 7. Ответ на 6., eka: Зачем тебе все это? Ты все равно ничего не поймешь. 6. Ответ на 1., М.Яблоков: а вот ещё один факт, были Храмы которые созданы на месте языческих капищь, а как это с правилами-то состыковать, коли с иудеем нельзя в бане мыться и собак держать, и замки иметь. наверное нельзя ещё деньги считать но сам правила не читал и говорю теоретически от фонаря..... 5. Ответ на 1., М.Яблоков: Мишенька, смотри какая деталь, идол ничто, нельзя есть идоложертвенное, а тут столько запретов прямо караул. А как-же вести проповеди среди язычников и иудеев, наставлять на путь истинный. Это иудаизм чистой воды, требовать что-бы всё было кашерно, то есть девственно. Если свинья девственница, то можно есть мясо. Это я к чему веду, Феодосий КиевоПечерский, вел постоянный диалог с иудеями, нешто он ослушался каких-то правил. Если посмотреть на правила, то теоретически нужно всех извергнуть, но этого не происходит. Значит правила нарушаются. а что это за законы которые не исполняются? а коли это не закон, то кто всё это написал..... 4. Ответ на 1., М.Яблоков: Михаил, интересует один вопрос, ранее руки не доходили: апостольские правила когда были написаны? сам лично их не читал, не хотел расстраиваться, но! почему еретики и враги церкви используют это против Церкви? теоретически, демоны всегда бегут от слов истины, а тут получается что " слова истины " демоны используют в своих целях.....

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/28/...

Моне Э. 323 Муравьева-Амурская, графиня 140 Муравьев-Амурский И., сын графини Муравьевой-Амурской 140 Муравьевы 145 Несвицкий К., протоиерей 24, 42 Низье А. Ф. 146 Никанор, архиепископ Казанский 222, 223 Никита, странник 33, 36 Николаев Б. , священник 83, 283 Николай 317 Николай 135 Николай, епископ Аляскинский 159 Николай Кавасила , святой праведный 328 Николай I, император 19 Николай II, император, страстотерпец 145, 146, 147, 148, 154, 171, 188, 223, 232, 279, 294, 295, 317, 318, 321, 323, 324, 330, 347 Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, святитель 143, 198, 213, 221, 222, 234, 322 Нина, равноапостольная, просветительница Грузии 262 Новиков Н. И. 113 Оболенская, княгиня 152 Оболенские 145 Ографена 19 Озеров Д. А. 325 Ольга, младенец 128 Ольденбургские 145 Ориген 53 Орловы 145 Павел, славный и всехвальный первоверховный апостол 40, 49, 53, 54, 59, 198 Павел, младенец 128 Павел I, император 125 Павел Препростой, преподобный 178 Павлов И. П. 140 Павский Г. П. 112 Палицын Авраамий 302, 317 Палмер У. 85 Пантелеймон, великомученик и целитель 143, 144 Паозерский М., священник 70, 88 Пахомий, иеросхимонах 329 Пахомий Великий , преподобный 57 Пелагия 133 Перцова В., секретарь о. Иоанна 195, 237 Петр, славный и всехвальный первоверховный апостол 59, 198, 337 Петр Ермолаевич 214 Петр I, император 19, 231 Петров Г., священник 51, 103 Петров И., крестьянин 257 Петров М., иоаннит 260, 261 Петров П. 317 Пимен Великий , преподобный 52 Пио, католический монах и священник 234, 344 Питерс П. 6 Победоносцев К. П. 102, 234, 245, 257, 258, 293 Подгорный С. 279 Подосенов H., священник 282 Полунов А. Ю. 8 Помазанский М., протопресвитер 6 Пономарев И. А., крестьянин 253, 254, 255, 283 Попов И. (Иннокентий, митрополит Московский, святитель) 227 Протопопов В. В. 196, 263, 269 Пульхерия, царица Греческая, благоверная 53 Пустошкин В., иоаннит 262, 264, 275, 281 Пушкин A. C. 114, 198, 216, 222 Раменников Г. 192 Распопов В. 163 Распопова П. 163 Распутин Г. Е. 146, 147, 148, 198, 326

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

59. Попова О. С. Свет в византийском и русском искусстве XII–XIV веков/О. С. Попова//Советское искусствознание. – 1977. – 1. – С. 93–108. 60. Послание Феофила к Автолику/[прп. Феофил]//Сочинения древних христианских апологетов. – Кн. 2–13. – Москва, 1867. – С. 199–200. 61. Преподобнаго Иосифа Волоколамского отвещание любозазорным и сказание вкратце о святых отцех, бывших в монастырех, иже в Рустей земли сущих//Чтения в императорском Обществе истории и древностей Российских при Московском университете: заседание 28-го февраля 1847 года. – М., 1847. – С. 12. 62. Преподобного Иосифа Волоцкого «Отвещание любозазорных и сказание вкратце о святых отцех, иже в Рустей земли сущых»: глава духовной грамоты Иосифа Волоколамского/публикация П. И. Савваитова .]//Летопись занятий Археографической комиссии. 1862–1863. – Вып. 2, разд. II: Материалы. – СПб., 1862. – С. 88. 63. Преподобного отца нашего Макария Египетского духовные беседы, послание и слова, с присовокуплением сведений о жизни его и писаниях. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. – С. 480. 64. Преподобный Сергий Радонежский/Авт.-сост. Н. Чугреева. – М.: Панорама, 1992. – С. 272. 65. Прохоров Г. М. Повесть о Митяе/Г. М. Прохоров. – Л.: Наука, 1978. – С. 238. 66. Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы/Г. Прохоров. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 360. 67. Прохоров Г. М. Византийская литература XIV в. в древней Руси/Г. М. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2009. – С. 272. 68. Прохоров Г. М. Древняя Русь как историко-культурный феномен/Г. Прохоров. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2010. – С. 320. 69. Прохоров Г. М. Келейная исихастская литература ( Иоанн Лествичник , Авва Дорофей , Исаак Сирин , Симеон Новый Богослов , Григорий Синаит ) в библиотеке Троице-Сергиевой Лавры с XIV по XV вв./Г. М. Прохоров//Труды Отдела древнерусской литературы/АН СССР. – Л., 1974. – Т. 28. – С. 317–324. 70. Салтыков А. А. О значении ареопагитик в древнерусском искусстве (к изучению «Троицы» Андрея Рублева)/А. А. Салтыков//Древнерусское искусство XV–XVII вв. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – С. 6–24.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6. Из участков I и II очереди на 88 участках зарегистрированы религиозные организации. 7. В 40 временных храмах совершаются Литургии. В 2013 году были открыты три ставропигиальных монастыря: мужской московский Андреевский, и два женских – подмосковный Александро-Невский в с. Акатово Московской области и Алексеевский монастырь в г. Москве. В настоящее время в непосредственном подчинении Предстоятелю Церкви находится 31 монастырь: 15 мужских и 16 женских. В мужских монастырях насчитывается 925 насельников, из них 12 схимонахов, 713 монахов, 103 инока, 23 рясофорных послушника и 74 прочих послушника. В женских монастырях несут послушания 886 насельниц, из которых 19 схимонахинь, 410 монахинь, 274 инокини, 93 рясофорных послушницы и 90 прочих в ставропигиальных монастырях насельников и насельниц – 1811, схимников – 31, мантийных монашествующих – 1123, иночествующих – 377, находящихся на послушании – 280. За минувший год в обители было принято 65, выбыло (в том числе преставились ко Господу) 52 человека. Количество монашествующих ставропигиальных монастырей в 2013 году увеличилось за счет прибавления сестер двух подворий Пюхтицкого монастыря (монастырских подворий в городе Москве и в деревне Юдино Московской области) и двух новооткрытых женских обителей (Александро-Невского монастыря в селе Акатово и московского Алексеевского монастыря). Возросло число насельников в трех крупнейших мужских монастырях (Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Валаамский монастырь), из них более всего насельников было принято в Оптину пустынь. В большинстве же других монастырей число насельников по сравнению с 2012 годом почти не изменилось. Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы по-прежнему осуществляют Московская духовная академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет. Всего из духовных учебных заведений, непосредственно подведомственных Патриарху, выпустились 540 человек, из них – 81 священнослужитель.

http://religare.ru/2_103211.html

85 Срав. «Index restitutus» Гельцера. 86 Намек на это можно усматривать в начале арабского списка (см. первые 6 имен). 87 К. Смирнов. Цит. соч., с. 19. 88 К. Смирнов. Цит. соч., с. 39. 89 Имеются в виду провинции, которые по древней терминологии назывались епархиями (см. свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с 2). 90 В. В. Болотов. Theodoretiana. ХЧ, 1892, ч. 11, с. 151. 91 Patrum Nicaenorum nomina..., p. XL1X-L. Французский ученый-египтолог Э. Ревилью, издатель «Коптских текстов Никейского Собора», высказал мнение, что Александрийский Собор исповедников (362 г.) при участии св. Афанасия воспроизвел (хотя не совсем текстуально и не полностью), а затем и обнародовал акты Никейского Первого Вселенского Собора, незадолго пред тем уничтоженные арианами. «Коптские тексты», содержащие, между прочим, и неполный перечень имен никейских отцов (список К из 165 имен), являются, по мнению Ревилью, переводом на коптский язык подлинных актов Александрийского Собора 362 г. 92 Е. Schwartz. Zur Geschichte des Athanasius, VII (Nachrichten von der Königl. Gesellschaft der Wissenschaften zu Göttingen. Philol.-hist. Klasse, 1908, Heft 3). 93 В. Бенешевич. Синайский список..., с. 282, примеч. 1-е. Срав. 2-й тезис В. В. Болотова. 94 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 2. 95 В списках I, II, III, G, N, D, R, равно как и в «Index " e» Гельцера, имя Секунда Птолемаидского неправильно помещается в числе епископов провинции Египта. Подпись Феоны Мармарикского не сохранилась ни в одном из наличных списков. 96 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 18—20. 97 Там же, с. 14, примеч. 98 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 14, примеч. 99 Т. е. список из синодика св. Афанасия. 100 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 14. Шварц полагает, что из наличных списков ближе всех стоит к списку из синодика св. Афанасия, которым пользовался Сократ, список Феодора Чтеца. 101 Свящ. Д. Лебедев. Цит. ст., с. 30—59. 102 Там же, с. 66. 103 Там же, с. 17. 104 Там же, с. 20. 105 См. Migne, SG, t. 85. col. 1309—1312 и col. 1341—1344 106 У св. Афанасия встречаются две цифры: 300 и 318 (см. далее); св. Евстафий называет приблизительное число: около 270 (Феодорнт, I, 8); Евсевий-более 250 (Жизнь Константина, III, 8).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4156...

Sveton. Caligula: nec multum afuit quin statim diadema sumeret. SHA. Lampridius. Antonini Heliogabali vita, 23, 5: quo (diademate demmato) et usus est domi. L. Homo. Essai sur ie regne de l " empereur Aurelien. Paris, 1904 pp. 191-193. Между 426 и 437 годами. См.: J. В. Bury. The Notitia dignitatum. - JRS, vol. X, 1920, p. 153; J. В. Bury. The Provincial List of Verona. - JRS, vol. XIII, 1923, pp. 127-151. О сложной истории Иллирика в конце IV века, когда Иллирик иногда объединялся с Praefectura praetoris Italiae et Africae; см.: E. Stein. Untersuchungen zur spatromischen Verwaltungsgeschichte. - Rheinisches Museum fur Philologie, N. F. См. также карту у Э. Штайна: Geschichte des spatromischen Reiches, Bd. I, " Imperium Romanum anno 390 P. Ch. N. " (три префектуры). См.: J.-R. Palanque. Essai sur la prefecture du pretoire du Bas-Empire. Paris, 1933; критика Э. Штайна - Byzantion, t. IX, 1934, pp. 327-353. Ответ Ж.-Р. Паланка - " Sur la liste des prefets du pretoire du IVe siecle. Reponse a M. Ernest Stein " . - Byzantion, t. IX, 1934, pp. 703-713. Eutrop. Breviarium Historiae Romanae, X, 8. A Dictionnary of Christian Biography, t. 1, 1877, " Constantine I " , p. 644. См. также: V. Duruy. Histoire des Remains... vol. VII, p. 88. H. Gregoire. La " conversion " de Constantin... p. 270. Euseb. De laudibus Constantini, XVI, 3-5. Oros. Historiae adversum paganos, VII, 36, 1. Силенциарии были " швейцарами " при дверях императорского дворца. Cod. Theod., XVI, 10, 2. Cod. Theod., XVI, 10, 3-6. Hieronyrni Altercatio Luciferiani et Orthodoxi, 19 (PL, t. XXIII, col. Эта церковь приписывается некоторыми источниками времени Константина Великого, другими - времени Констанция. G. Downey. The Builder of the Original Church of the Apostles at Constantinople. - Dumbarton Oaks Papers, vol. VI, 1951, pp. 51-80. P. Allard. Julien l " Apostat. Paris, 1906, vol. I, p. 269. Julian. Quae supersunt omnia. Ed. F. C. Hertlein, vol. I, p. 328, 335; The Works of Emperor Julian, ed. W. Wright, vol. II, 217.

http://sedmitza.ru/lib/text/434292/

Было в год 6871» (см.: Порфирий (Успенский). 1892. C. 125), однако эта надпись, по всей видимости, указывает на время завершения строительства храма и его освящения. Стремясь обеспечить независимость основанной ими обители от церковных властей Афона, Алексей и Иоанн добились для нее статуса патриаршего мон-ря. Хотя 1-е упоминание об этом статусе содержится в акте патриарха К-польского Нила (1380-1388), изданном в мае 1386 г. (RegPatr, N 2800; Actes du Pantocrator. 1991. P. 103-106. N 11), исследователи установили, что П. м. стал ставропигией при патриархе Каллисте - в 1363 г. Тогда же ктиторы дали мон-рю типик (не сохр.), к-рый, по всей видимости, предусматривал общежительный устав обители. Сохранилось 2 документа, в к-рых говорится о дарениях ктиторов П. м., хотя этих актов, скорее всего, было больше. Первый - грамота К-польского патриарха Филофея Коккина (1353-1354, 1364-1376) от 6 февр. 1369 г., подтверждающая дар в виде земельных владений в различных селениях, который сделали мон-рю вел. примикирий Иоанн и его жена, Анна Асанина Контостефанина (PLP, N 91378), приходившаяся двоюродной сестрой имп. Елене Палеологине (Actes du Pantocrator. 1991. P. 88-90. N 8). Второй - акт о пожаловании мон-рю виноградника близ Хрисополя в Македонии, подписанный Иоанном и Анной в 1374 г. (Ibid. P. 91-94. N 9). Наконец, есть завещание Иоанна, в к-ром тот определял права своих братьев, детей, проч. родственников и слуг, к-рые пожелают удалиться от мирской жизни в П. м.; во время составления завещания (1384) Иоанн был уже насельником обители (Ibid. P. 95-10. N 10; Pavlikianov. 2001. P. 113-115). Условия завещания были подтверждены патриархом К-польским Нилом в мае 1386 г. (RegPatr, N 2800; Actes du Pantocrator. 1991. P. 103-108. N 11). Расцвет монастыря в поздневизантийскую эпоху (кон. XIV - сер. XV в.) В это время П. м. мог считаться одним из наиболее процветающих мон-рей Афона. Из числа иноков П. м. происходил К-польский патриарх Каллист II (1397). В кон. XIV - нач. XV в. положение П.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

В Мк 10. 38 Сам Иисус сопоставляет принятое Им крещение с принятием «чаши», т. е. К. Г. выступает как метафора спасительных страданий. В Евангелии от Луки служению Иоанна Предтечи посвящен самый подробный рассказ по сравнению с др. Евангелиями, при этом К. Г. удостоилось лишь краткого упоминания (Лк 3. 21-22). Сцена К. Г. представлена не как совместное действие Иисуса и Иоанна Предтечи, она подразумевает участие всего народа (Лк 3. 21). В отличие от др. евангелистов Лука не упоминает о том, что Иисус пришел принимать крещение из Галилеи (см.: Мф 3. 13; в варианте Мк 1. 14 - «из Назарета»). Евангелист Лука единственный, кто сообщает о том, что Иисус молился во время крещения. Когда Спаситель молился, «раскрылось небо» и сошел на Него (π ατν) Дух Святой «в телесном виде» голубя (σωματικ εδει)» (Лк 3. 22; хотя в Безы кодексе сошествие Духа описывается с помощью предлога ες, т. е. «в Него» - Nestle-Aland. NTG. S. 162). Только у евангелиста Луки на лексическом уровне показано, что уподобление Духа голубю связано именно с его внешним видом, а не с более пространной метафорой полета птицы как образа действия божественной благодати. Выражение «возлюбленный Сын» у Луки соотносится с ранее встречавшимся в его тексте описанием Иисуса как «Сына Божия» (Лк 1. 35). Кодекс Безы и наиболее авторитетные рукописи древнего латинского перевода Vetus latina вместо слов «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» представляют божественный глас с неба цитатой из Пс 2. 7 «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя» (Itala: Das NT in Altlateinischer Überlieferung/Hrsg. A. Julicher, K. Aland. B., 19762. Bd. 3. S. 33). Такой же вариант слов небесного гласа зафиксирован в ряде раннехрист. текстов II-III вв. (см., напр.: Iust. Martyr. Dial. 88. 8; Clem. Alex. Paed. I 6. 25), что служит свидетельством существования иной традиции для Лк 3. 22. Только у Луки описание сошествия Св. Духа дополняется рассказом о чтении Спасителем в Назаретской синагоге мессианского пророчества о помазании Духом из Ис 61. 1-2 («Дух Господень на [π] Мне…»), которое Он относит к Своему призванию (Лк 4. 16-21). После помазания (Лк 3. 22) Иисус, «исполненный Духа Святого», уводится Духом в пустыню (Лк 4. 1; ср.: Мк 1. 12; Мф 4. 1).

http://pravenc.ru/text/Крещение ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010