Задар. Церковь Илии Пророка. Церковь. Действует.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:не позже 1687. Адрес: Хорватия, регион Далмация, г.Задар, пересечение улиц Сердара Стояна Янковича и Надбискупа Мате Карамана krianje Trg Serdara Stojana Jankovia и ul.Nadbiskupa Mate Karamana, Zadar, Dalmacija, Republika Hrvatska Координаты: 44.116348, 15.223636 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Возведена в конце XVI века для нужд греческих моряков и торговцев. В XVII и XVIII веках появляется все больше и больше православных сербов, которые берут на себя управление церковью. Старая церковь была разрушена, а на ее месте была построена в 1773 году новая. Колокольня храма была построена в 1754 году. Церковь и колокольня выполнены в стиле позднего венецианского барокко, но приспособлены к православному богослужению. Освящена была только в 1805 году и передана Сербской православной церкви. В казначействе сербской православной церкви святого Илии Пророка хранятся иконы, написанные венецианскими, критскими, русскими и сербскими мастерами в XV–XIX столетиях, которые в целом представляют собой одну из самых важных коллекций в своем роде на территории епархии Далмации. В храме собраны ритуальные сосуды из драгоценных металлов, в основном венецианском или русском происхождении, созданные в течение XVII и XIX веков, сохранилось значительное количество богослужебных книг, напечатанных в Венеции, Москве и Буде, греческие и сербские рукописи. Интересующихся религиозной историей Задара особое внимание привлечёт экспозиция антиминсов XII–XIX веков, напечатанных на холсте методом ксилографии и травления. Внутри церкви особое внимание привлекает иконостас, который был написан Михайлом Сперанса, художником с острова Корфу, который в конце XVIII - начале XIX века работал в Далмации. Картина была завершена в 1811 году. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=34745

Narodna enciklopedija srpsko-hrvatsko-slovenaka. Zagreb, 1927. Knj. 2. S. 281). Надпись XIX в. на алтарной стене сообщает, что К. м. был основан в 1100 г., но скорее эта дата взята из местных легенд, утверждающих, что обитель является древнейшей в области. В 1806 г. 3 месяца в мон-ре пребывал тетовский паша Реджеб. В том же году и в 1812 г. К. м. посетил игум. Кирилл (Пейчинович) . Согласно Кондике Кюстендилской митрополии 1846 г., составленной по распоряжению владыки Дионисия игум. Хрисанфом, в тот период К. м. имел 12 пахотных полей, поместье в Старо-Нагоричино, огород и сад, 4 луга, на его скотном дворе было 6 лошадей, 15 коров, 3 вола, 200 овец, 76 коз и 25 свиней, а в ризнице хранилось большое число серебряных вещей, сосудов и древних книг ( Иванов. 1970. С. 139-140). Во 2-й пол. XIX в. долгое время в монастыре проживал лишь поп Бойко из с. Орах. В 1876-1878 гг. во время военных выступлений сербов и черногорцев за независимость от Османской империи о. Бойко укрывал в обители повстанцев, за что после подавления восстания в Приштине был осужден на пожизненное заключение. В 1900 г. в мон-ре жил 1 насельник. 30 июня 1944 г., во время второй мировой войны, нем. солдаты подожгли часть братских корпусов, к-рые до сих пор не восстановлены. В нескольких пергаменных рукописях сохранились записи о вкладе их в К. м. или хранении там, что является основанием для утверждений, что в обители мог существовать скрипторий, а в XIX в. действовало килийное уч-ще. Согласно упомянутой Кондике Кюстендилской митрополии, в 1846 г. в б-ке К. м. было 11 древних пергаменных рукописей, 12 миней, Октоих, Триодь, Ирмологий, Евангелие учительное (возможно, на греч. языке), 2 Апостола и «большая» Псалтирь ( Иванов. 1970. С. 139). Рус. путешественница М. Ф. Карлова, к-рая, вероятно, сопровождала А. Ф. Гильфердинга в поездке по Македонии в 1868-1869 гг., сообщила о богатой б-ке К. м. и о том, что поп Бойко подарил им 3 древние славянские пергаменные рукописи ( Карлова М. Ф. Путешествие по Македонии и Албании//ВЕ.

http://pravenc.ru/text/1681141.html

Изначально покровителем Д. считался св. Сергий, имя к-рого носит возвышающаяся над городом гора Срдж. Но когда благодаря явлению св. Власия во время ночной молитвы соборному канонику Стойко и предупреждению о планах венецианцев была отведена венецианская угроза, этот святой стал особо почитаться горожанами. В 1192 г. был даже принят закон, разрешавший в день памяти св. Власия свободное посещение города изгнанным должникам и преступникам. Каждый год 3 апр. память святого отмечается торжественными городскими празднованиями. Глава и десница святого в золотых ковчегах хранятся в ризнице кафедрального собора города. По сложившейся в XVI-XVIII вв. местной исторической традиции кафедра в Рагузе получила ранг архиепископии в 999 г. после избрания на нее архиеп. Иоанна, бежавшего из завоеванной болг. царем Самуилом обл. Дукля (с XI в. Зета) и сохранившего архиепископское достоинство ( Peri i P. Ljetopis popa Dukljanina na latinskom Sclavorum regnum Grgura Barskog. Zagreb, 1991. S. 58-61). Ряд исследователей полагают, что после ослабления визант. влияния в кон. Х в. в Далмации сложилась благоприятная атмосфера для учреждения новой архиепископской кафедры ( Mandi D. Osnutak dubrovake nadbiskupje// Idem. Rasprave i prilozi iz stare hrvatske povijesti. R., 1963. S. 274), однако достоверных данных об этом нет. Сохранившаяся булла Римского папы Бенедикта VIII о даровании Д. архиепископского паллия (1022) считается подложной ( J. Црквене прилике у српским до apxujenuckonuje 1219 научни скуп «Сава - Свети Сава». Београд, 1979. С. 39-45; Peri i P. Ljetopis. S. 51-57). Официально архиепископская кафедра в Д. была учреждена Римским папой Каллистом II (1120). Во 2-й пол. XII - 1-й пол. XIII в. происходили споры между Д. и Барским архиеп-ством за территории и статус. Римский папа Анастасий IV подчинил Д. епископские кафедры Бара: Котор, Улцинь и Дриваст. После захвата Зеты серб. жупаном Десой папа Александр III передал кафедру г. Бар в юрисдикцию Д. (1167), но Римский папа Иннокентий III вернул Барской кафедре независимость. В 1247 г. папа Иннокентий IV объявил об окончательном упразднении Барского архиеп-ства и о переводе капитула в Д. Это вызвало вооруженное противостояние между городами, и в 1248 г. упраздненная кафедра была восстановлена. В 1252 г. вопрос рассматривался Папским престолом и Барский архиеп. Джованни дель Плано Карпини попытался доказать, что Д. не имеет прав на статус архиеп-ства и должен подчиняться Сплитской митрополии. По решению папы оба архиеп-ства были сохранены.

http://pravenc.ru/text/180532.html

Из всего предыдущего видно, что важное значение хорватских миссалов и часословов в истории перевода св. Писания и церковно-славянского языка 158 не подлежит никакому сомнению. Но чтобы это значение раскрылось целиком и выводы исследователя получили полную достоверность, необходимо предварительно научно описать и издать весь рукописный и старопечатный материал, хранящийся пока под спудом в разных библиотеках Австрии и Италии (Рим) и большинству славистов недоступный. Поэтому позволю себе заключить свой труд пожеланием, чтобы югославянские учёные (особенно – из молодых), у которых все эти хорватские миссалы и часословы под руками, при содействии Загребской Академии Наук, поскорее предприняли и совершили это важное дело издания глаголических текстов. А. Михайлов.   1 Доклад, прочитанный (в сокращении) в Обществе истории филологии и права при Императорском Варшавском Университете (Заседание 26-го октября 1903 г.). 3 А. Липовский. Хорваты. СПб. 1900, стр. 95; И.Ягич. История сербско-хорватской литературы. Казань. 1871, стр. 36–37. 5 И. Ягич. I. с., р. 51; J. Broz. Crtice iz hrvatske knjievnosti. Zagreb. 1886, sv. II. p. 62. 8 Папа Иоанн VIII писал: Litteras denique sclavonicas a Constantino quondam philosopho repertas, quibus Deo landes debite resonent, jure laudamus et in eadem lingua Christi Domini nostri preconia et opera, ut enarrentur, jubemus (И. Ягич. I. с. р. 51; Бильбасов. Св. Кирилл и Мефидий. С-Петербург. 1868 ч. I, стр. 134). 9 И. Ягич. I. с., р. 83; Raki. Viek i djelovauie Sv. Cirila i Methoda. Zagreb. 1858 г., p. 407. 13 Его отец Стефан был женат на венецианке, дочери венецианского дожа Орсеоло (Смирнов. Очерк истории хорватского государства. Казань, 1879, стр. 50). 15 Этот рассказ очень любопытен по некоторым подробностям, и мы позволим себе привести его целиком. «В то время – пишет Фома – пришёл в Хорватию один священник, пришлец, по имени Ульф (Вук), которой на лице изображал набожность, а в сердце скрывал яд лукавствия. Он ходил между народом, нашёптывая ему что-то и делая вид, будто он послан папою, и с притворным сожалением к несчастью народа обещал ему дать полезный совет: «Знаете – говорил он – что мой повелитель папа очень жалеет вас, услыхав, что ваши церкви закрыты, а вашим священникам запретили совершать богослужение, отправьте к моему повелителю посольство и знайте, что вы получите всё, что пожелаете».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

  De regno Dalmatiae et Croatiae. Amsterod. 1666. Здесь же другой латинский перевод Марула. Kronika Hrvatsaka iz XII veka, изд. в 4 кн. Arkiva za povestnicu iugoslavensku, - v Zagrebu 1851. При сличении латинского текста Дуклянца с текстом kroniki оказывается в большей части буквальное сходство между ними, - но встречаются и разности, которые объясняют тем, что у Дуклянца был другой список древней хроники (Ж.м. прос. ч. 22. стр. 104-106); вероятнее же Дуклянец при переводе древней хроники дозволял себе делать прибавления и поправки, не всегда удачные. Отступая от текста хроники, он пишет: rex Bladinus cerneus, quod maxima multitudo populi esset cum eis (Vulgaris), fecit pacem eaeperuntque se utrique populi valde inter se diligere, i.e. Gothi, qui et Slavi, et Vulgari, et maxime, quod ambo populi gentiles essent et una lingua esset omnibus (vire I iezika bibu iednoga”). Прибавка: «Готфы, они же и славяне», означает только то, что готфская народность, поглощенная силою славянской, дала первое место в жизни славянскому народу. Это – верно. Выражение же: ambo populi gentiles essent, отступая от древнего текста, грешит против истории. 45) Mansi T. XII, 723. Епископы дуклянский и Чехова дома были на средечском соборе 347 г.; скутарский известен с 384 г. Последний при св. Григорие Двоеслове был также митрополитом (Lib. VII, ep. 70). По письму п. Иоанна 8 (872-882 г.) вся Далматия, равно епископы Рагузы, Скраденного, Сплета, Ядеры и Белграда состоят в ведении констант. Патриарха. Wiltsch Kirch. Statist. I, 122. 127-129. 399. 400. Дукля стала митрополиею со времени кор. Будимира, который похоронен был в кафедральном храме Дукли. Так говорит Дуклянец. 46) О св. кн. Владимире: а) житие кн. Владимира, то, которым пользовался диоклейский священник, оставивший заметку: qvantas et quales virtutes et prodigia Deus operare dignatus est per b. Vladimirum famulum suum, qui scire desidirat, librum gestorum ejus relegat, quo acta ejus per ordinem scripta sunt. б) Presbyteri diocleensis regnum Slavorum, где о кн. Владимире извлечение из его жития, - все сочинение – перевод с славянского. (В предисловии пишется: lilellum Gothorum, quod latine Slavorum dicitur regnum, quo omnia gesta ac lella eorum scripta sunt, ex slavonica littera verterem in latinam). – сочинение довольно позднее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

К сожалению, статью эту искажает некоторый уклон в желании представить Пселла вольнодумцем, что совершенно неверно; потому что Пселл был абсолютно верующим и верным Православию. Острогорский Г. Ucmopuja Buзahmuje. Део 5. С. 320–327. Общая история эпохи с упоминанием о Пселле. Скабалонович Н. Византийское государство и Церковь в XI веке. 1884. С. Ш-Х и главы 1 и 2. Автор с большой похвалой отзывается о Пселле как о литературном деятеле. Рисуя же историю эпохи, он постоянно упоминает об «интригах» Пселла в политической жизни страны. Успенский Ф. Н. История Византийской империи. Т. II. М., 1948. Общее и обширное изложение исторической обстановки в Византии в XI в. с упоминанием о Пселле. б) UhocmpahhыeˆAllamii Leonis 1) De Psellis et eorum scriptis Diatriba. P. G. T. 122. Col. 477–536. Большое рассуждение о Пселле, в котором приводятся все известные ученому греку, бывшему во главе Ватиканской библиотеки, труды Пселла. Аллатий полон преклонения перед всесторонним талантом Пселла. В числе перечисляемых сочинений, приписываемых ему, возможно, не все действительно принадлежат Пселлу. 2) De ecclesiae occidentalis atque orientalis perpetua consensione. Lib. II. Paris, 1643. Cap. IX. P. 625. Хотя автор пишет о Великом Расколе Церквей, в котором Пселл отнюдь не являл себя сторонником латинян, Аллатий положительно отзывается о Пселле. Anastasi R. Studi sulla Chronographia di Michele Psello. Roma, 1969. Anastasievich – см. Narodna Enciklopedija Srpsko-hrvatska-slovenaka. Beck Hans-Georg. 1) Kirche und theologische Literatur in Byzantinischen Reich. 1959. Bd II. S. 538–542. Говоря о том, что хотя главные труды Пселла принадлежат не богословию, однако и его писания, посвященные богословским темам, с полным правом заслуживают почетное место в истории богословской литературы. 2) см.: Die Religion in Geschichte und Gegenwart. Biographie Universelle ancienne et modeme T. 34. P. 445–447. Пселл называется «самым знаменитым и самым плодовитым греческим писателем в XI веке». Относительно его опалы написано неправильно.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Linner Sture. Literary Echoes in Psellus» Chronographia. Byzantion. T. 51 (1980). P. 225–231. Lucas H. A short history of Civilization. 1953. P. 276. Автор говорит, что Пселл был универсальным гением в литературе энциклопедического масштаба. Masarikv slovnik nauný (1931. Т. 5. P. 1074) сообщает, что сочинение Пселла «О действиях имеется в переводе. Mercati S. 1) Collactanea Byzantina. Vol. I–II. 1970. Краткое упоминание о годах жизни и трудах Пселла; 2) см.: Enciclopedia Italiana. Meyers Encyclopädisches Lexikon. 1977. T. 19. P. 355. Краткая заметка. Meyer F.– см. The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge. Migne – см. Patrologia Graeca . Nardi Bruno – см. Enciclopedia Cattolica. Narodna Enciklopedija Srpsko-hrvatsko-slovenaka. izd. Stanojevia. Т. II. P. 887. Статья проф. Анастасиевича. Автор пишет, что Константин Мономах, поставив Пселла деканом философского факультета Константинопольского университета, вызвал бурю в церковной среде, потому что до тех пор Церковь пользовалась методами и философией Аристотеля, тогда как Пселл был привержен Платону, за что и был обвинен как еретик. В присутствии царя он защитил себя и явил строгую православностъ своего мышления. Он сохранил за собою расположение царя. Он создал школу византийских «платоновиев». Правда, что он превосходил всех придворных в своем подхалимстве властодержцам, однако правда и то, что он был самым образованным и самым плодовитым писателем XI века. New Catholic Encyclopedia. 1967. Vol. XI. P. 942. Статья H. D. Hunter’a. В заметке о Пселле автор приводит некоторую иностранную литературу о Пселле. New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge. 1911. Vol. 9. P. 332–333. Статья F. Meyer " а. Автор оправдывает Пселла в обвинениях, выдвигаемых против него, говоря, что он жил в самое дурное время в истории Византийского двора; его обвиняют в непомерных амбициях, суетности и раболепстве перед властями, но не следует забывать, что в то же время это был наиболее ученый муж своего времени и один из величайших византийских ученых. Он имел столкновение с церковными властями, потому что его преклонение перед Платоном было неприемлемо для Православия того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛТИЧ Симеон (1729 - ок. 1778), серб. иконописец. Начал писать иконы в мон-ре Хопово предположительно под влиянием рус. иконописца Василия Романовича. Продолжил обучение в Киево-Печерской лавре (1756-1763). Сразу по возвращении из Киева принял монашеский постриг в мон-ре Гомирье (ныне в Хорватии), где написал неск. икон для 1-го яруса иконостаса. Образовал в мон-ре иконописную школу. Вместе с учениками работал над иконостасами правосл. церквей, расположенных преимущественно вдоль зап. границы империи Габсбургов (нек-рые иконы хранятся ныне в Историческом музее в Загребе). Б. работал в стиле укр. иконописи 1-й пол. XVIII в., уделяя особое внимание декоративной обработке форм и пейзажу. В нек-рых иконах присутствуют черты, характерные для жанра эмблематики. В поздний период творчество Б. становится более традиц., но утрачивает первоначальные художественные качества. Лит.: М. Карловачко владичанство. Карловац, 1891. Т. 2. С. 168-169; Bor i V. Ikonostas slikarske škole Simeona Baltia iz Gomirja. Zagreb, 1972; idem. Zbirka ikona Odjela Srba u Hrvatskoj Povijesnog muzeja Hrvatskoj. Zagreb, 1974; М. Српско барокно сликарство. Нови Сад, 1996. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77444.html

Загреб. Собор Спаса Преображения. Саборни храм Собор. Действует.   Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1865 и 1866. Архитектор:Франьо Кляйн, Герман Болле Ссылки:   Адрес: Хорватия, г.Загреб, ул. Преображенская, 4 Preobraenska ul. 4, Zagreb, Hrvatska Координаты: 45.812631, 15.973919 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В XIV веке на месте современного Преображенского собора находилась деревянная католическая церковь Святой Маргариты. В XVIII веке церковь сгорела и на её месте построили новую. В те времена в Загребе проживало большое количество православных сербов и греков, занимавшихся в основном торговлей. Так в городе появилась православная община. В 1782 года церковь была передана православной общине Загреба. Однако православный собор был построен только в 1866 году. В 1861 году было принято решение построить новый храм вместо ветхой церкви Святой Маргариты. Проект нового храма был разработан архитектором Франьо Кляйном. 21 октября 1866 года строительство собора было завершено. В 1897 году архитектор Герман Боле предложил план перестройки Преображенской церкви, но он так и не был реализован. По плану этого архитектора была проведена реконструкция колокольни в 1899 году и фасада в 1913 году. Первоначальный иконостас был сооружён в 1795 году. Он размещался сначала в церкви Святой Маргариты, а затем в Преображенском соборе до 1884 года, когда был передан Георгиевской церкви в Вараждине. Тогда же был установлен современный иконостас. В 2007 году русским художником Н. А. Мухиным была завершена фресковая роспись интерьера храма. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=43070

Епископ одржао помен пострадалим Србима 1941.г. у Горинчанима код Босанског Петровца      У суботу, на Задушнице 8.окробра 2016.године, Православни Босанског Петовца Драшко дао о новом стратишту Првославних Срба Босанског Петровца, пострадалих о Илиндану 1941.године, а за се, нажалост, до сад мало знало, нити се молитвено То простор у Горинчанима, недалеко од самог Петровца.      Драшко здрав и од 82 године и сам после Другог рата вадио кости пострадалих. Наиме, усташе су народ и бацали у долину, била „Крепана“, у су бацали угинулу стоку, тако да су кости биле са костима стоке. Драшко сам прекопао сву долину и извадио кости и и оне су метара ниже долине. Сада на том споменик са петокраком и натписом „Na ovom mjestu, 1941.god. ustaše u strijeljale 228 lica srpske nacionalnosti i 2 hrvatske nacionalnosti“. Драшко нам испричао да на том првобитни споменик са натписом а изнад саме долине велики дрвени Крст. Исто тако нам за хрвата су ту пострадали, они су ту били да изврше злочин, нису се сложили са тим и сами су платили животом.      Преосвештенство Епископ одржао помен мученички пострадалим Србима и изразио због тог што био упознат са овим Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Комментарии Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/97743.html

   001    002    003   004