Hier sehen wir etwas, was sich auf verdeckte Weise schon in der Fleischwerdung Christi gezeigt hat. Wir können nicht über die Menschwerdung Gottes nachdenken, ohne von Rührung ergriffen zu werden. Wie konnte es möglich sein, dass das menschliches Fleisch, das Stoffliche dieser Welt, welches den Leib Christi bildete, nicht nur ein Ort, an dem der Lebendige Gott anwesend war, sein konnte - wie dies zum Beispiel auch eine Kirche sein kann - sondern sich mit der Gottheit so verbinden konnte, dass der Leib ganz von dieser Göttlichkeit durchdrungen worden ist und nun zur Rechten des Vaters und Gottes in der ewigen Herrlichkeit thront? Hier offenbart sich uns auf verdeckte Weise die ganze Größe und Bedeutsamkeit nicht nur des Menschen, sondern auch der ganzen geschaffenen, stofflichen Welt. Hier zeigen sich ihre unbeschreiblichen Potentiale, nicht nur die irdischen und zeitlichen, sondern auch die ewigen und göttlichen. Am Tag der Verklärung des Herrn sehen wir, dass unsere erschaffene, materielle Welt berufen ist zu leuchten. Wir sehen, in welch einer Herrlichkeit sie im Gottesreich erstrahlen wird  - in der Ewigkeit des Herrn … Und wenn wir uns aufmerksam und ernsthaft all dies bewusst machen, was uns heute offenbart wird, dann sollten wir auf ganz radikale Weise unser Verhältnis zu allem Sichtbaren ändern, zu allem, was wir berühren können. Nicht nur zur Menschheit, nicht nur zum Menschen, sondern auch zu dessen Körper und nicht nur zu ihm, sondern zu allem, was uns in seiner Stofflichkeit umgibt, was wir berühren können, wahrnehmen und sehen. All dies ist dazu berufen, ein Ort zu sein, in dem die Gnade Gottes weilt. Alles ist dazu auserkoren, irgendwann einmal am Ende der Zeiten an der Herrlichkeit Gottes Anteil zu haben und in dieser Herrlichkeit ewig zu erstrahlen. Uns Menschen ist es gegeben, dies zu wissen. Und nicht nur es zu wissen, sondern mit Gott gemeinsam zu bewirken, dass die Schöpfung, die Gott einst geschaffen hat, erstrahlen kann. Wir weihen Früchte, wir weihen Wasser und Brot. Wir weihen Brot und Wein und bringen es dem Herrn dar, damit Er es in Seinen Leib und Sein Blut verwandeln möge. Innerhalb der Kirche beginnt bereits dieses Wunder der Verwandlung, der Verklärung und des Erscheinens Gottes. Durch den Glauben des Menschen wird ein Teil dieser geschaffenen Welt, die einst durch den Unglauben und durch den Verrat des Menschen zu Verwesung, Tod und Zerstörung verurteilt wurde, aus dieser Sphäre herausgenommen. Durch unseren Glauben wird dieser Teil aus der Sphäre der Zersetzung und des Todes herausgehoben und Gott zum Eigentum gegeben. Und Gott nimmt ihn an und in Gott verwandelt sich dieser Teil schon im Keim in die Neue Schöpfung.

http://bogoslov.ru/article/2757174

Св. Григорий Нисский (335 — после 394) — один из «великих каппадокийцев», брат св. Василия Великого, мистик, первый, после Оригена, систематизатор и оригинальный богослов. Стремился к соединению богословия с неоплатонизмом. А. И. Бриллиантов ссылается на многие его сочинения и цитирует «К грекам из общих представлений» (Ad Gr. ex comm. notion). Евагрий Схоластик (537–594) — антиохиец, автор шести книг «Церковной истории» (Evagr.) охватывающей время с 431 по 594 г. Для Евагрия были характерны достаточно беспристрастные отзывы о еретиках. Блаж. Иероним (347–419) — переводчик Библии на латынь, автор первой христианской истории литературы «О знаменитых мужах» (Hier. De vir. ill.), где рассказывается о 135–ти авторах, включая иудеев Филона Александрийского и Иосифа Флавия и язычника Сенеку Младшего, около ста двадцати «Писем» (Hier. Ер.) и др. А. И. Бриллиантов использует также его «Диалог против люцифериан» (Hier. Dial, contra Luc). Св. Иларий Пиктавийский (ок. 320–367)—епископ Пуатьеский (с 353 г.), учитель Западной церкви. Происходил из знатной языческой семьи. Иларий активно боролся с арианами, в частности с епископом Арльским Сатурнином. Эта борьба привела его к изгнанию во Фригию (356–359), где он написал трактат «ОТроице» (Hilar. De Trinit.). В этом сочинении говорится не о Троице, а о божественности Сына и Его равносущности Отцу. Зная греческий язык, Иларий принимал участие в заседаниях нескольких соборов и неоднократно обращался в посланиях к императору Констанцию. В конце концов сами ариане сочли его пребывание в ссылке помехой для себя и добились его возвращения на Запад. Вернувшись в свою епархию, Иларий написал книгу «О поместных соборах, или О вере " восточных " » (Hilar. Liber de syn.). Ему принадлежат и многие другие сочинения. Кроме двух названных работ, А. И. Бриллиантов обращается также к Илариевым «Книге против Констанция» (Hilar. Lib. contra Const.) и к фрагментам из исторического труда (Hilar. Fr. ex op. hist.). Преп. Иоанн Дамаскин (ок. 675 — до 753) — великий византийский богослов и поэт, главный противник иконоборчества. Происходил из христианской арабской семьи; до принятия монашества служил при дворе халифа. А. И. Бриллиантов использует его «Точное изложение Православной веры» (Ioan. Dam. Expos, fid.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Genannt seien hier nur einige wenige Namen: Aufgrund seiner patristischen Studien wurde der Petersburger Theologe Vasilij V. Bolotov (1854–1900) bekannt. Zumal seine Stellungnahme zum Filioque fand weithin Anklang. In seiner historisch-kritischen Arbeit durch den Metropoliten von Moskau Makarij (Bulgakov ; 1816-1882) gefördert, von dem selbst eine umfangreiche, wenn auch wenig kritische Darstellung der russischen Kirchengeschichte stammt, verfasste Evgenij E. Golubinskij (1834-1912) eine »Geschichte der russischen Kirche«, die die Widerlegung kirchlicher »legendarischer« Überlieferungen einschloss. Nach dem Tode des Metropoliten kam es allerdings zu einem Konflikt mit dem Heiligsten Synod , der dazu führte, dass Golubinskij von der Moskauer Geistlichen Akademie an die Moskauer Universität wechselte – ein Schicksal, das er mit einer Reihe anderer Akademietheologen teilte, darunter dem bedeutenden russischen Historiker Vasilij O. Kljuevskij (1841-1911), der zunächst auch an der Moskauer Geistlichen Akademie tätig war, bevor er an die Moskauer Universität kam. Schließlich sei hier noch der in St. Petersburg als eigentlich als Neutestamentler lehrende Nikolaj N. Glubokovskij (1863-1937) genannt, der durch seine Arbeiten über Theodoret von Cyrus sowie sein Werk über die »Russische theologische Wissenschaft in ihrer historischen Entwicklung und gegenwärtigen Lage« (Russkaja bogoslovskaja nauka v ee istorieskom razvitii i novejšem sostojanii) Bekanntheit erlangte.    Rezeption und Kritik orthodoxer Theologie im deutschen Protestantismus Die hier genannten orthodoxen Theologen werden nicht nur heute noch in Russland gelesen, ihre Werke wieder neu aufgelegt. Sie hatten vielmehr bereits zu ihrer Zeit über die Grenzen des Landes hinaus einen Namen. So schreibt der Göttinger Theologe Gottlieb Bonwetsch (1848-1925) in seinem Artikel über »Rußland« in der »Realencyklopädie für protestantische Theologie und Kirche«, Vorläuferin der »Theologischen Realenzyklopädie«: »Tüchtige Leistungen hat die russische Theologie besonders auf dem historischen Gebiet aufzuweisen.

http://bogoslov.ru/article/1246959

Was den Kampf gegen uns angeht, gibt es dafür eine ganze Reihe von Wegen: Lüge in den Medien, Verleumdung in den sozialen Netzwerken, “Farbrevolutionen”. Was für einen Namen: “Farbrevolution”! In Wirklichkeit ist das ein Staatsstreich, das ist eine gesetzwidrige Machtergreifung, das sind Extremismus und Terrorismus. Es ist offensichtlich, dass die Antwort auf diese Herausforderungen von der augenblicklichen Reaktion auf die entstehenden Probleme nicht beschränkt werden muss.Unsere wesentliche strategische Aufgabe ist die Erziehung unserer Jugendlichen und die Hauptrolle spielt hier natürlich die geistliche Bildung und die qualitätsvolle religiöse Ausbildung. Sie ist das Hauptmittel in der Sache der Vorbeugung des Extremismus und der Behauptung der traditionellen geistlichen und moralischen Eckpunkte im Leben der Gesellschaft. Heute freue ich mich sehr darüber, mit euch in der Bulgarischen Islamischen Akademie zu sprechen- im führenden Zentrum der muslimischen Ausbildung in Russland. Hier wurden wunderschöne Bedingungen gemacht, angesehene Professoren aus verschiedenen Ländern werden eingeladen. Wir haben jetzt gesehen, wie diese Bildungseinrichtung wunderbar eingerichtet wird. Und was wesentlich ist, funktioniert hier das Zentrum des interreligiösen Dialogs, und orthodoxe Geistliche, orthodoxe Wissenschaftler beteiligen sich an den Veranstaltungen der Akademie. Das spiegelt nicht nur den echten Geist der interreligiösen Arbeit in Russland wider, sondern spielt auch eine wesentliche Rolle in der Erziehung der Jugendlichen, die lernen, sich zu den Vertretern von anderen religiösen Traditionen mit aller Hochachtung zu verhalten. Ich weiß, dass in Tatarstan die Orthodoxen und Muslime zusammen die Fürsorge für Kranke und Notleidende während der Coronavirus-Epidemie organisiert haben. Das ist ein wunderschönes Beispiel der erfolgreichen Zusammenarbeit der Christen und Muslime in der Sache der Verwirklichung des Gebotes Gottes über die Nächstenliebe. Ich bin mir sicher, dass die weitere Entwicklung und Verbreiterung der Zusammenarbeit zwischen der Orthodoxie und dem Islam einschließlich im akademischen Bereich uns hilft, den Versuchungen; Herausforderungen und Verführungen erfolgreich zu widerstehen.

http://mospat.ru/de/news/90364/

Ворота Пиги Ворота Пиги Золотые ворота (Porta Aurea; Χρυσ πλη; ныне Алтынкапы, или Ялдызлыкапы) в юго-зап. углу К., в основном сохранившиеся до наст. времени, были выстроены к 425 г. и впоследствии считались главными воротами города и неизменно использовались для церемониальных целей. Они были поставлены на въезде в К. с Эгнатиевой дороги (Via Egnatia), важнейшей рим. дороги, по кратчайшему направлению соединявшей К. с Римом. Она пересекала Балканский п-ов с востока на запад из К. через Фессалонику в Диррахий (ныне Дуррес, Албания), откуда через пролив Адриатического м. можно было достичь Юж. Италии. Ворота представляли собой 3-пролетную арку, были укреплены по бокам 2 башнями, облицованными мраморными блоками. Для торжественных имп. въездов в К. использовалась центральная арка, к-рая обычно была заперта. Сверху арку ворот украшали статуи, в т. ч. имп. Феодосия II, Ники и упряжки слонов. На воротах были укреплены металлические мемориальные таблички с надписями: на внешней стороне: Aurea saecla gerit qui potram construit auro («К золотым временам ведет тот, кто врата возводит в золоте»), на внутренней стороне: Haec loca Theodosius decorat post fata tyranni («Это место украшает Феодосий после гибели тирана», имелся в виду скорее всего узурпатор Иоанн, правивший в Равенне и разгромленный визант. экспедицией в 425) ( M ü ller-Wiener. 1977. S. 297-300; Иванов. 2011. С. 520-531). С 439 г., после захвата Карфагена вандалами и возникновения угрозы их нападения на К. с моря, под рук. префекта Кира из Панополя было начато строительство стен вдоль берегов Пропонтиды, Боспора и Золотого Рога, соединенных с сухопутной стеной на юге и опоясывавших К. со всех сторон. Основой этих береговых стен также стали укрепления эпохи Константина, но существенно перестроенные. Береговые стены были неск. менее мощными, строились в одну линию; их большая часть ныне разобрана, но общий облик хорошо реконструируется ( Ioan. Malal. Chron. 361-362; Chron. Pasch. P. 583; Theoph. Chron. P. 96; M ü ller-Wiener.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

патриархов святителей Германа, Тарасия и Никифора. Против несогласных развернулись жестокие гонения. Многие были подвергнуты не только заточению и ссылке, но и бичеванию, причем прп., исп. Фаддея Студита забили насмерть. От епископов, священников и монахов требовали лишь одного: вступить в церковное общение с новой («иконоборческой») иерархией. Несмотря на офиц. запрет иконопочитания, отказываться от него на практике никого не принуждали. Спасаясь от «еретического общения», мн. православные бежали в удаленные места, включая Крым и Италию, или скрывались в труднодоступной местности. Преследования продолжались до самой смерти Л., однако результаты, к-рых ему удалось достичь, оставались крайне непрочными. Л. принимал меры, чтобы казаться народу справедливым и беспристрастным правителем ( Theoph. Contin. I 19). Это, в частности, выражалось в личном отправлении правосудия, а также в жестоких казнях или членовредительских наказаниях провинившихся сановников. Кроме того, враждебные источники приписывают ему «зависть» по отношению к людям, выделявшимся богатством, популярностью или личными качествами. К 820 г. на фоне начавшегося на границе с халифатом мятежа Фомы Славянина (одного из сподвижников Л. еще до восшествия на престол) подозрительность императора дошла до крайних пределов. В дек. этого года был арестован и приговорен к казни др. давний приближенный Л.- Михаил II Травл, резко критиковавший политику императора (т. е., по-видимому, ее репрессивный характер), но скорее всего ни в каком заговоре не замешанный. Михаилу удалось передать ближайшим сторонникам послание, в к-ром он угрожал оговорить их перед Л., если те не придут на помощь. На Рождество 820 г. группа заговорщиков под видом клириков проникла в дворцовую церковь и изрубила мечами отчаянно защищавшегося Л. Его жена и дети приняли постриг (сыновья подверглись оскоплению), однако Михаил II оставил за ними часть имения. Ист.: Leo. Gramm. Chron. 1842. P. 207-211; Theodosii Meliteni qui fertur chronographia/Ed. L. F. Tafel. Monachii, 1859. P. 142-145; Симеон Метафраст. Списание мира от бытия: Славянский пер. хроники Симеона Логофета/Ред. В. И. Срезневский. СПб., 1905. С. 90-92; Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1977. Bd. 2. S. 49, 137; Cedrenus G. Сотр. hist. Vol. 2. P. 52-69; Zonara. Epit. hist. Bd. 2. S. 314-335; Sym. Log. Chron. P. 210-214; Mich. Glyc. Annales. 1836. P. 532, 533-535; Theodoros Scutariotes. Σνοψις Χρονικ// Σθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 129, 130, 131-132, 138; Theod. Stud. Ep. 58, 63, 72, 74, 85, 358, 419, 448, 478; Duffy J., Parker J., ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 128-130; Append. 2. P. 193-195; Vita Theodori Studitae [A; BHG, N 1755]//PG. 99. Col. 169-205; Vita [B; BHG, N 1754)//Ibid. Col. 276-304, 320; Suda. III 402; Mich. Syr. Chron. Vol. 3. P. 26, 36, 70-72; The History of al-Tabari. Albany, 1992. Vol. 31. P. 45.

http://pravenc.ru/text/2463287.html

961 Державшийся в столице слух о бегстве Феодосия на Синай опровергает Захария (3,9, р. 15–17) по сообщению которого Феодосий переоделся солдатом и старался в своих скитаниях укрепить настроение своих сторонников. Он был узнан, схвачен и заточен в Сидоне, где до самой смерти вел беседы с приходившими к нему об истине воплощения, причем изобличал в ереси как приверженцев Халкидонского собора, так и тех, которые разделяли мысли Нестория, а равно и Евтихия. – Михаил Сириец воспроизводит то же сведение из труда Захарии (Chabot. II 90). 965 Priscifrg. 22; Evagr. 2, 5. Живые подробности о кровавых событиях в Александрии и борьбе населения с Протерием см.: Raabe. Petrus der Iberer. P. 59 и сл. 968 По свидетельству Малалы (Chron. р. 217), это здание было сооружено самим Цезарем и названо так по имени сына от Клеопатры. Либерат (Brev. с. 18) объясняет имя этого здания тем, что некогда то был храм в честь Цезаря. 969 Raabe.Petrus der Iberer. P. 64. Он бежал из Сирии, подвергался преследованию от Протерия и жил некоторое время в Элефантине. 970 Zacharias3, 11; 4. 1–3, с. 18–19, 24–25. Весьма вероятно, что участие солдат в убийстве Протерия измышлено для смягчения вины населения Александрии, которое издавна отличалось склонностью к эксцессам. Из Захарии черпал Евагрий: 2, 8. Ср.: Raabe. Petrus der Iberer. P. 67–68. В 362 году случилось в Александрии событие, аналогичное с убийством Протерия: был убит и растерзан толпой патриарх Георгий, преемник Афанасия. Император Юлиан оставил дело безнаказанным. Амм. Марц. 2, 130–132 (22, 11), – Созомен (3, 3) сохранил текст письма Юлиана с упреками и укоризнами населению. 971 Priscifrg. 16. – Приск видел его в Риме и, описывая его наружность, отмечает длинные русые волосы, падавшие на плечи, как их носили меровинги. 972 Jordan.Get. 197–213. –Доселе не установлено с полной точностью, где следует видеть Каталаунскую равнину. Обыкновенно полагают, что битва произошла неподалеку [к западу] от города Труа, древних Трикассинов [в Шампани]. 974 Hydati Chron. s. a. 453. Huni... divinitus partim fame, partim morbo quodam plagis caelestibus feriuntur; missis etiam per Marcianum principem Aetio duce caeduntur auxiliis pariterque in sedibus suis et caelestibus plagis et per Marciani subiguntur exercitum, (Chron. min. II 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Hodegos. 5//PG. 89. Col. 101), анонимный автор Пасхальной хроники (Chron. Pasch. Col. 900), К-польские патриархи: свт. Тарасий ( Taras. Ep. 5//PG. 98. Col. 1464), свт. Никифор ( Niceph. Const. Ep. ad Leon.//PG. 100. Col. 193) и свт. Фотий ( Phot. Ep. 8. 15//PG. 102. Col. 644-645), историки прп. Феофан Исповедник ( Theoph. Chron.//PG. 108. Col. 501) и Георгий Амартол ( Georg. Mon. Chron. IV 218//PG. 110. Col. 780-792) и др. Все свидетельства согласно указывают на то, что осуждение Е. П. вынес именно V Вселенский Собор. Подтверждением этому может также служить тот факт, что вместо 10 анафематизмов против Оригена, составленных имп. св. Юстинианом и принятых ранее на Поместном К-польском Соборе 543 г. ( Mansi. T. 9. Col. 533; ACO. T. 3. P. 213-214), этим Собором были составлены др. 15 анафематизмов (см.: Mansi. T. 9. Col. 396-400; ACO. T. 4. Vol. 1. P. 248-249), в них встречается множество догматических параллелей и букв. цитат из трактата Е. П. «Умозрительные главы» (см.: Evagr. Keph. Gnost. I 7, 65, 77; II 17, 78; III 26, 54, 72; IV 9, 14, 18, 21, 51, 80; V 11, 67, 69, 81 и др.), к-рый, как предполагают, был основным источником при составлении анафематизмов ( Guillaumont A. 1962. P. 151-159). Осуждение личности и ошибочных взглядов Е. П. Вселенскими Соборами радикальным образом повлияло на посмертную судьбу сочинений Е. П., большая часть которых либо подверглась уничтожению, либо сохранилась под именами др. авторов (Ibid. P. 160-170). Однако, несмотря на то что авторитет Е. П. как богослова сильно упал, влияние его аскетического и мистического богословия как на христ. Востоке, так и на христ. Западе оставалось значительным. Е. П. был основоположником того направления в восточнохрист. аскетизме, к к-рому в той или иной степени принадлежали преподобные Иоанн Лествичник , Максим Исповедник, Исихий Синаит , Филофей Синайский, Симеон Новый Богослов , Никита Стифат , Григорий Синаит и позднейшие исихасты ( Hausherr. 1935. P. 123-124; Guillaumont A. et C. 1960. Col. 1741-1742).

http://pravenc.ru/text/180865.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЛАХЕРНЫ [греч. α Βλαχερνα], район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы. В античную эпоху это место славилось целебными источниками. Возможно, уже в IV - нач. V в. во время строительства К-поля оно было обнесено отдельной стеной как пригород столицы. В 10-30-х гг. V в., после строительства новой стены имп. Феодосием II, часть района оказалась в черте города. В 450-453 гг. за пределами городских стен на месте самого почитаемого источника имп. Пульхерия построила 3-нефную базилику в честь Пресв. Богородицы (Παναγα τν Βλαχερνν) ( Theod. Lect. Hist. eccl.//PG. 86. Col. 168; Theoph. Chron. P. 105; Cedrenus G. Comp. hist. T. 1. P. 604; Zonara. Epit. hist. Т. 2. Р. 115). В 473 г. в храме были помещены мафорий и риза Богородицы, привезенные из Палестины патрикиями Гальбием и Кандидом (SynCP. P. 793). Т. о., В. стали центром паломничества и в визант. эпоху пользовались неизменным покровительством императоров. Наиболее значительное событие, предопределившее роль В. в религ. культуре К-поля и всего правосл. мира, произошло в 626 г., когда столицу империи пытались захватить одновременно авары с Балкан и персы с Востока ( Theod. Lect. Hom. 6-8, 12, 14-17; Georg. Pisida. Bell. Avar.; Chron. Pasch. 716-725; Theoph. Chron. P. 316). Тяжелое положение К-поля усугублялось отсутствием в городе имп. Ираклия, воевавшего с персами в Вост. Анатолии и в Закавказье. Управляли столицей и ее обороной сын и соправитель Ираклия Константин, Патриарх Сергий и префект города патрикий Вон. Накануне наступления авар старая стена района В. была отремонтирована, и ц. Богородицы оказалась на защищенной территории города ( Georg. Pisida. Bell. Avar. 269-276). Авары находились под стенами К-поля с 29 июля по 8 авг., и все это время основные события происходили вокруг В. Имп. Константин и Патриарх Сергий с торжественным молебном обошли стены К-поля, обращаясь к помощи Богородицы. 31 июля произошел бой у ц. Богородицы в Пигах за пределами стены, куда сделали вылазку ромеи. 7 авг. авары предприняли генеральный штурм города в районе В. с суши и с лодок, пытаясь переправиться через Золотой Рог, но штурм был полностью отбит, и на следующий день хан вынужден был уйти от города. Избавление К-поля от варваров, в к-ром проявилось заступничество Божией Матери, покровительницы В., усилило значимость Ее храма и святынь.

http://pravenc.ru/text/ВЛАХЕРНЫ.html

В 654 г. арабы разграбили Родос. В 655 г. К. П. собрал главные силы визант. флота и лично повел их в сражение у гавани Финика (побережье Ликии). Однако араб. флот Абулафара оказался настолько силен, что одержал победу над византийцами; К. П. едва спасся, успев перейти с атакованного флагманского корабля на др. судно ( Theoph. Chron. P. 345; Mich. Syr. Chron. XI 11. Vol. 2. P. 445–446). Арабы не смогли воспользоваться своей победой из-за междоусобицы, вспыхнувшей в их владениях после гибели халифа Усмана в 656 г. Вскоре они почувствовали себя ослабленными, и ок. 659 г. Муавия заключил новый мирный договор с К. П., по которому обязался выплачивать Византии каждый день по 1 тыс. монет и отдавать раба и коня ( Theoph. Chron. P. 347; Eliae Metropolitae Nisibeni Opus chronologicum/Ed. E. W. Brooks. P., 1910. Pars 1. P. 68. (CSCO; 62. Syr. Ser. 7)). В это же время армяне разорвали отношения с мусульманами и вновь заключили союз с Византией. К. П. утвердил Амазаспа Мамиконяна главой армян, пожаловал ему сан куропалата и отправил в подарок серебряный трон ( Себеос. 1939. С. 128). В западных областях империи власть К. П. также была неустойчива. К-польскому правительству постоянно приходилось бороться с политическим и церковным сепаратизмом в Италии и Сев. Африке. В 642 г. в Риме поднял мятеж против К. П. хартуларий Маврикий, который предполагал вывести Рим и часть Италии из-под власти К-поля. Экзарх Италии Исаакий (также представитель одной из знатных арм. фамилий) отправил из Равенны против Маврикия войско во главе с магистром Доном, которому удалось убедить большинство солдат рим. гарнизона перейти на сторону законного правительства. Маврикий был схвачен,отправлен в Равенну и вскоре казнен. Ок. 643 г., по смерти Исаакия, экзархом был назначен Феодор Каллиопа. В церковных делах К. П. поддерживал монофелитскую политику имп. Ираклия, основанную на «Эктесисе» 638 г. Для К. П. и всей визант. элиты в то время было необходимо подчеркнуть, что его власть преемственно связана с правлением великого имп. Ираклия. Не обладавший таким же авторитетом и поначалу вообще несамостоятельный К. П. не мог себе позволить пересматривать религ. акты, освященные именем своего знаменитого деда. Т. о., монофелитство стабилизировало к-польское общество и отчасти положительно сказывалось на связях с армянами. При этом армяне по-прежнему не воспринимали византийцев как своих единоверцев. Ок. 647 г. К. П. и патриарх К-польский Павел отправили увещевательное послание к Теодоросу Рштуни и католикосу Нарсесу о желании устранить разногласия и восстановить полное церковное общение. В 648 г.Армянская Церковь созвала Собор в Двине, который составил обстоятельный ответ К. П. с объяснением исповедания веры армян и осуждением Халкидонского Собора (Там же. C. 101–114).

http://pravenc.ru/text/2454849.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010