Скончался святой Лев 10 ноября 461 г. В 536 г. Константинопольский патриарх Мина внёс его имя в диптих, а в VII в. были обретены его мощи и положены в Ватиканском соборе святого Петра. В 1754 г. папа Бенедикт возвёл святого Льва в ранг церковного учителя. Память святителя Льва на Востоке празднуется 18 февраля, на Западе – 11 апреля. 2 Bonwetsch N. Leo I//RPThK (Realenzyklopadie fur protestantische Theologie und Kirche). Freiburg, 1902. Bd. XI. S. 367; Hudon G. Leon le Grand//Dictionaire de spiritualite, asquetique et mystique et histoire. Paris, 1976. P. 597; Haendler G. Die abendlandische Kirche in Zeit der Volkerwanderung. Berlin, 1980. S. 67. 6 Bonwetsch G. Указ. соч. S. 367; Leclerq J. Introduction//Leon le Grand. Sermons//Sources chretiennes. 22. Paris, 1964. P. 8, Leo der Gro?e//LThK (Lexikon fur Theologie und Kirche). Freiburg, 1961. Bd. VI. S. 945. 10 См. Prosper Aquitanus: Haec tempestate Julianus Eclanensis, jactantissmus Pelagiani erroris assertor, quem dudum amissi episcopatus intemperans cupido exagitabat, multimoda arte fallendi correctionis spem praeferens, molitus in communione Ecclesiae irrepere. Sed his insidiis Sixtus papa diaconi Leonis hortatu vigilanter occurens, nullum aditum pestiferis conatibus patere permisit (‘В это время Юлиан Экланский, высокомерный последователь пелагианской ереси, движимый неудержимым желанием вернуть себе епископское достоинство, различными способами ложно подавая надежду на своё исправление, замыслил вкрасться в церковное общение. Но папа Сикст, побуждаемый диаконом Львом, бдительно противостав этим козням, не позволил осуществиться попыткам растлителя’).– Chronicon//PL 27, 722. 14 В латинской серии Патрологии Миня есть латинский перевод его письма (Epist. XXI//PL 54). В нём он пишет, что был несправедливо обвинён в ереси по инициативе митрополита Евсевия Дорилейского, “подавшего доклад святейшему епископу Константинопольской церкви Флавиану, а также некоторым другим епископам, находившимся в этом городе” (col. 715), причём он утверждает, что этот Собор был направлен против него лично и вовсе не имел в виду церковные интересы (там же). Согласно латинской версии письма, он признаёт догматический авторитет Никейского и Эфесского Собора, а также исповедал две природы во Христе (col. 718).

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Поскольку К. рассматривалась как один из символов священнического сана, она использовалась в обряде ординации пресвитера: епископ (или архидиакон) собственноручно надевал К. на нового священника. При этом передний край К. свободно ниспадал, в то время как сзади она оставалась свернута до совершения мессы. Цвет К. определялся временем литургического года и типом службы. Символические толкования К. традиционно объясняется средневековыми толкователями как символ христ. любви (caritas): разделение К. на 2 полотна (спереди и сзади) символизирует, по их мнению, обращение любви к ближнему и к Богу, длина же облачения отождествляется с любовью, простирающейся как на друзей, так и на врагов. К. также указывает на Церковь до и после Страстей Христовых (отсюда изображение на К. креста), на правосудие Церкви и единство христ. веры. Обычай ношения К. диаконами и субдиаконами в определенные дни литургического года объясняется тем, что на них в это время пребывает столько же благодати, сколько на пресвитерах в остальные дни ( Durand. Rationale. III 7). У тех литургистов, которые толковали чин мессы как битву с диаволом, священническая К. понималась как духовный щит ( Honor. August. Gemma anim. I 82//PL. 172. Col. 569-570). Лит.: Bock F. Geschichte der liturgischen Gewänder des Mittelalters. Bonn, 1866. Bd. 2. S. 101-128; Connelly J. The Gothic Chasuble//The Irish Ecclesiastical Record. Ser. 3. Dublin, 1889. Vol. 10. P. 593-603; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient nach Ursprung und Entwicklung, Verwendung und Symbolik. Freiburg i. Br., 1907. S. 149-246; Leclerq H. Chasuble//DACL. Vol. 3. Pt. 1. Col. 1174-1199; Sutfin E. J. The Chasuble in the Roman Rite//Liturgical Arts. N. Y., 1955. Vol. 24. P. 76-104; Pocknee C. E. Liturgical Vesture: Its Origins and Development. L., 1960; Ramsey B. M. The Chasuble: Its History and Development to the Present Day: Diss. Knoxville (Tenn.), 1972; Suntrup R. Die Bedeutung der liturgischen Gebärden und Bewegungen in lateinischen und deutschen Auslegungen des 9. bis 13. Jh. Münch., 1978; Norris H. Church Vestements: Their Origin and Development. N. Y., 2002. P. 55-84.

http://pravenc.ru/text/1319884.html

1984. Vol. 35. N 3. P. 219-248; Ledoyen H. La Regula Cassiani du Clm. 28118 et la Règle anonyme de l " Escorial A. I. 13//RBen. 1984. T. 94. N 1/2. P. 154-194; Messana V. Postulatio nel contesto eucologico delle Collationes di Giovanni Cassiano//Quaderni di Cultura e di Tradizione classica. Palermo, 1984/1985. Vol. 2/3. P. 89-110; idem. Povertà e lavoro nella paideia ascetica di Giovanni Cassiano. Caltanissetta, 1985; Spinelli M. Teologia e «teoria» nella «Conlatio de Protectione Dei» di Giovanni Cassiano//Benedictina. R., 1984. Vol. 31. P. 23-35; Stewart C. John Cassian on Unceasing Prayer//Monastic Studies. Montréal, 1984. Vol. 15. P. 159-177; idem. The Monastic Journey according to John Cassian//Word and Spirit. Still River (Mass.), 1993. Vol. 19. P. 29-40; idem. From λϒος to verbum: John Cassian " s Use of Greek in the Development of a Latin Monastic Vocabulary//The Joy of Learning and the Love of God: Studies in Honor of J. Leclerq/Ed. E. R. Elder. Kalamazoo, 1995. P. 5-31; idem. Cassian the Monk. Oxf.; N. Y., 1998; Devos P. Saint Jean Cassien et Saint Moïse l " Éthiopien//AnBoll. 1985. T. 103. P. 61-74; Isetta S. Lo spirito della tristezza e dell " accidia in Giovanni Cassiano: Una sintesà filosofica, teologica e scientifica//Civiltà classica e cristiana. 1985. Vol. 6. P. 331-347; Binazzi G. Orso, Cassiano e Apollinare: Appunti sulla diffusione di culti al seguita delle milizie//Romanobarbarica. R., 1986. Vol. 9. P. 5-23; Dattrino L. Lavoro e ascesi nelle «Institutiones» di Giovanni Cassiano//Spiritualità del lavoro nella catechesi dei Padri del III-IV sec./Ed. S. Felici. R., 1986. P. 165-184; Hamman A. John Cassian//Patrology. Westminster, 1986. Vol. 4: The Golden Age of Latin Patristic Literature/Ed. A. di Berardino. P. 512-523; Bayer H. «Vita in deserto»: Kassians Askese der Einöde und die mittelalterliche Frauenmystik//ZKG. 1987. Bd. 98. S. 1-27; Byrne R. Cassian and the Goals of Monastic Life//Cisterian Studies. 1987. Vol. 22. N 1. P. 3-16; Помазанская Н.

http://pravenc.ru/text/471291.html

См.: Dom Stolz, L’Ascuse crétienne , Ed. Chevetogne 1948, p. 71. 323 Космическая литургия – название книги фон Бальтазара. Он прилагает его к богословию святого Максима Исповедника. 324 Молитва освящения евхаристических даров, призывание Святого Духа. 325 P.G. 37, 1327. 326 P.G. 150, 1081 Редакция «Азбуки Веры» 327 См.: L. Bouyer, La vie de saint Antoine. Essai sur la spiritualité du monachisme primitif , 1950. 328 A. Stolz, L’Ascèse chrétienne , Ed. de Chevetogne, 1948, p. 35. 329 Coll. 18. 6; также 7. 23. 330 См.: К. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Moenchtum , Leipzig 1898, p. 145. 331 См.: F. Heiler, Urkirche und Ostkirche , 1937, p. 367. 332 Поучения тайноводственные (Catech. Myst.) , 16, 12. 333 P.G. 31, 632. 334 См.: D. Leclerq, “Monachisme”, in DAL, XI, col. 1802. 335 Афонская икона представляет монашеское состояние в виде распятого монаха. Так, согласно Кассиану, каждый монах есть “казненный на своем кресте” (P.L. 49, 160). 336 Тропарь святым мученицам. 337 См.: I. Hausherr, “Syméon le Nouveau Théologien”, in Orientalia Christiana , XII, 1928, p. 30. 338 О жизни во Христе , фр. перевод S. Broussaleux, pp. 51–52. 339 Возможно, Антиохийская школа в лице Феодора Мопсуэстийского несет в себе некоторые его черты. 340 О жизни во Христе , фр. перевод S. Broussaleux, pp. 27–28. 341 Богословие образа, почти отсутствующее на Западе, заменяется богословием тварной благодати. Тварный посредник, тварный “медиум» необходим для того, чтобы избежать пантеизма и обусловить согласие между Богом и человеком (Альберт Великий, Изречения , II, 26). Habitus intus (внутреннее одеяние) обеспечивает сверхприродное состояние души и отдает человека в распоряжение Богу, формируя его ввиду похвальных дел. По словам святого Фомы, тварная благодать приобщает нас непосредственно к самой божественной природе ( На Евангелие от Иоанна , 17, Лекция 5.9. См.: J. Backes, Die Christologie des heiligen Thomas und die griechischen Kirchenfäter , Paderborn 1931). Для Экхарта престол обожения – пассивность человека; новое бытие вливается извне и не принадлежит творению, оно, в определенном смысле, нетварно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3795...

святых и преданий в свое издание ( Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2004. Τ. 3: Νομβριος. Σ. 57-58); представление о Л. как о мученике, который «премного пострадал за имя Христово», отражено и в русской редакции этого издания (Синаксарь: Жития святых Православной Церкви/Сост. иером. Макарий Симонопетрский. Адапт. пер. с франц. М., 2011. Т. 2. Нояб.-дек. С. 64). Кроме того, в 1992 г. Л. как священномученик был включен в числе наиболее почитаемых на Кипре святых в «Кипрскую Минею» (Κπρια Μηναα. Λευκωσα, 1996. Τ. 3. Σ. 47-53), служба ему составлена гимнографом Великой Церкви иером. Афанасием Симонопетритом по заказу свящ. Лина Петридиса с Кипра. Лит.: Amann E. Lin//DTC. Vol. 9. Col. 772; Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 8-14; Leclerq H. Linus//DACL. 1930. Fasc. 96-98. Col. 1195-1198; ActaSS. Sept. T. 6. P. 539-545; Amore A. Lino//BiblSS. 1964. Vol. 8. Col. 56-57; Dibelius M., Conzelmann H. The Pastoral Epistles. Phil., 1972; Weltin E. G. Linus, st. Pope//NCE. Vol. 8. P. 596; Gillman F. M. Linus//ABD. Vol. 4. P. 333; Hoffman J. Linus: erster Bischof von Rom und Heiliger der orthodoxen Kirche//OS. 1997. Bd. 46. S. 105-141; Spinelli M. Linus//Encyclopedia of Ancient Christianity/Ed. A. Berardino. Downers Grove, 2014. Vol. 2. P. 576. А. Е. Петров Иконография В греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) Л. предписано изображать молодым, «с круглой бородой» (Ерминия ДФ. С. 157. 15). Так, с короткими, слегка вьющимися волосами и со слегка раздвоенной округлой бородой он изображен в Лицевых святцах списка Строгановского подлинника (1-я четв. XVII в.) по сводной редакции С. Т. Большакова ( Большаков. Подлинник иконописный. Ч. 2. С. 80, под 4 янв., 45-й). Упоминание о Л. содержится в иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) под 4 янв. (празд. Собору апостолов от 70): «Лин, бысть епископ в Риме по святом апостоле Петре, ризы на нем апостольские, во омофоре, в руках книга» ( Филимонов.

http://pravenc.ru/text/2110513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИАКОННИК [греч. διακονικν], помещение для хранения церковной утвари, литургических книг и облачений. В правосл. храмах с 3-апсидным планом алтаря обычно занимает юж. апсиду. Термин διακονικν в смысле некоего помещения при христ. храме получил распространение в IV-VI вв., однако употреблялся в различных значениях. В Apophthegmata patrum (IV-VI вв.) этим словом обозначен сам храм или его алтарь (SC. N 387. P. 149; вероятно, в этом же значении термин употреблен в христ. строительной надписи из г. Баргилия в Карии; см.: Leclerq. Col. 734). Термины διακονικν и ποδιακονικν - возможно обозначающие один и тот же отдельный от храма компартимент - упомянуты в материалах Собора епископов Второй Сирии 518 г. (ACO. T. 3. P. 98-99). В написанном прп. Кириллом Скифопольским (VI в.) Житии прп. Саввы Освященного говорится о том, что обретенная прп. Саввой Богозданная ц. имела обширный Д. к северу от алтаря, а в написанном тем же прп. Кириллом Житии прп. Евфимия говорится о том, что в Д. хранились святыни мон-ря. Т. о., Д. в раннем значении термина соответствуют визант. скевофилакион (так, мн. молитвы «в скевофилакии», завершающие чинопоследование Божественной литургии согласно рукописям визант. Евхология периферийных редакций VIII и последующих веков, употребляют термины «скевофилакий» и «Д.» безразлично) и зап. сакристия ; возможно, также и сир. пастофорий (см.: Krautheimer. P. 89 passim; Descoeudres. 1983). В средневизант. время в связи с широким распространением 3-апсидных крестово-купольных храмов Д. стали называть южную из 3 алтарных апсид (см.: Krautheimer. P. 210-212). Следует, однако, заметить, что в к-польских храмах IX-XI вв. 3 апсиды могли первоначально использоваться не как протесис (жертвенник), алтарь и Д., а как 3 независимых алтаря (см.: Mathews. 1982). Развитие чина проскомидии в VIII-XIV вв. привело к окончательному выделению сев. апсиды под протесис, что и привело к закреплению функций Д. за юж. апсидой. В поздневизант. время термин «Д.» становится общепринятым - даже в храме Св. Софии в К-поле, где Д. первоначально отсутствовал (его функции выполняло отдельное от храма здание скевофилакия), к XIV в. под него было выделено одно из помещений внутри храма: в сочинении, приписываемом Кодину (XIV в.), упоминается о том, что император мог слушать коленопреклонные молитвы Пятидесятницы, находясь в Д.

http://pravenc.ru/text/171917.html

Christian Spirituality. NY: Crossroad, 1985–1989. 3 v. (World spirituality; v. 16–18.) 1. Origins to the Twelfth Century. 2. High Middle Ages and Reformation. 3. Post-Reformation and Modern. Vols. 1–2 edited by Gernard McGinn and Joh n Meyendorff in collaboration with Jean Leclerq. Vol. 3 edited by Louis Dupre and Donald E. Saliers in collaboration with Joh n Meyendorff. Chryssavgis, John. Ascent to Heaven: The Theology of the Human Person According to Saint Joh n of the Ladder. Brookline, MA: Holy Cross Orthodox Press, 1989. viii, 269 p. Bibliography: p. 266. Colliander, Tito. Way of the Ascetics: The Ancient Tradition of Discipline and Inner Growth. Translated by Katharine Ferre; introduction by Kenneth Leech. Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1985. xi, 110 p. Dechow, Jon Frederick. Dogma and Mysticism in Early Christianity: Epiphanius of Cyprus and the Legacy of Origen. Macon, GA: Mercer University Press, 1988. x, 584 p. (Patristic monograph series; 13.) Revision of the author’s Ph.D. thesis, University of Pennsylvania, 1975. Bibliography: p. 483 –525. Feofan, Saint, Bishop of Tambov and Shatsk, 1815–1894. The Heart of Salvation: The Life and Teachings of Russia’s Saint Theophan the Recluse. Translated by Esther Williams; edited with commentary by Robin Amis and an introduction by George A. Maloney. Newbury, MA: Robertsbridge, East Sussex, England: Praxis Institute Press, 1991? xxi, 183 p. Includes bibliographical references (p. 177 –178) and index. Frank L. Weil Institute for Studies in Religion and the Humanities Conference. 4. Mysticism and Society. Cincinnati: Hebrew Union College-Jewish Institute of Religion, 1966. 6 v. in 1. See especially: The Mystical Tradition of the Christian East: Cultural Varieties of Mysticism, by K. T. Ware. Galatoriotou, Catia. The Making of a Saint: the Life, Times, and Sanctification of Neophytos the Recluse. NY: Cambridge University Press, 1991. xvi, 310 p. Includes bibliographical references (p. 282–304) and index. Gillet, Lev [Monk of the Eastern Church]. Encounter at the Well: Retreat Addresses of Fr. Lev Gillet. Introduction by Constance Babington-Smith. London: Mowbray, 1988. 139 p.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

Данлоп 1972 — Dunlop J. Staretz Belmont, Ma. Джексон 1974 — Jackson R. L. Twentieth Century Interpretations о «Crime and Punishment». Prentice Hall. New Jersey. Додд 1953 — Dodd C. The Interpretation of the Fourth Gospel. London. Достоевская 1925 — Достоевская А. Г. Воспоминания. Μ. Достоевский 1972—1988 — Достоевский Φ. Μ. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л. Достоевский и православие 1997 — Достоевский и православие. М. Достоевский в воспоминаниях современников 1990 — Достоевский в воспоминаниях современников. М. Евдокимов 1959 — Evdokimov P. L " orthodoxie. Neuchatel-Paris. Евдокимов 1961 — Evdokimov P. Gogol et Dostoevskij. Paris. Евдокимов 1964 — Evdokimov P. Les ages de la vie spirituelle. Paris. Евдокимов 1972 — Evdokimov P. Theologiede la beaut0. Paris. Евдокимов 1979 — Evdokimov P. La nouveautd de l " esprit. Abbaye de Bellefontaine. Зедергольм 1876 — Зедергольм К. Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Льва. Иванов 1932— V. Dostoevskij, Tragodie-Mythos-Mystik. Tiibingen. Исаак Сирин 1911 — Исаак Сирин. Слова подвижнические. М. Иоанн Лествичник 1908 — Иоанн Лествичник. Лествица. СПб. Кавелин 1861 — Кавелин Л. Житие Иеросхимонаха Макария. Оптина пустынь. Касаткина 1998 — Касаткина Τ А. «Христос вне истины» в творчестве Достоевского//Достоевский и мировая культура. Т. 11. СПб. Като 1978 — CatteauJ. La creation litteraire chez Dostoevskij. Paris. Клемент 1982 — Clement O. Les mystiques chr0tiensdesongines. Paris. Кологривов 1953 — Kologrivov/. Essai sur la saintete en Russie. Bruges. Комарович 1928 — Komarovic V. L. Dostoevski Mystik und die Vorbilder zum Starez Sossima. Miinchen. Корсани 1986 — Corsani B. L " apocalisse. Torino. Котельников. 1994 — Котельников В. А. Православная аскетика и русская литература. СПб. Левина 1996 — Левина Некающаяся Магдалина, или Почему князь Мышкин не мог спасти Настасью Филипповну//Достоевский в конце XX века. М. Леклерк 1981 — Leclerq J. «L " idiota» е la tradizione cristiana//AAW: Dostoevskij nella coscienza di oggi. Firenze.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=976...

Chevetogne 1948, p. 71.     Космическая литургия – название книги фон Бальтазара. Он прилагает его к богословию святого Максима Исповедника.    Молитва освящения евхаристических даров, призывание Святого Духа.    P.G. 37, 1327.    P.G. 150, 1081 Редакция «Азбуки Веры»    См.: L. Bouyer, La vie de saint Antoine. Essai sur la spiritualité du monachisme primitif, 1950.    A. Stolz, L’Ascèse chrétienne, Ed. de Chevetogne, 1948, p. 35.    Coll. 18. 6; также 7. 23.    См.: К. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Moenchtum, Leipzig 1898, p. 145.    См.: F. Heiler, Urkirche und Ostkirche, 1937, p. 367.     Поучения тайноводственные (Catech. Myst.), 16, 12.    P.G. 31, 632.    См.: D. Leclerq, “Monachisme”, in DAL, XI, col. 1802.    Афонская икона представляет монашеское состояние в виде распятого монаха. Так, согласно Кассиану, каждый монах есть “казненный на своем кресте” (P.L. 49, 160).    Тропарь святым мученицам.    См.: I. Hausherr, “Syméon le Nouveau Théologien”, in Orientalia Christiana, XII, 1928, p. 30.     О жизни во Христе, фр. перевод S. Broussaleux, pp. 51–52.    Возможно, Антиохийская школа в лице Феодора Мопсуэстийского несет в себе некоторые его черты.     О жизни во Христе, фр. перевод S. Broussaleux, pp. 27–28.    Богословие образа, почти отсутствующее на Западе, заменяется богословием тварной благодати. Тварный посредник, тварный “медиум» необходим для того, чтобы избежать пантеизма и обусловить согласие между Богом и человеком (Альберт Великий, Изречения, II, 26). Habitus intus (внутреннее одеяние) обеспечивает сверхприродное состояние души и отдает человека в распоряжение Богу, формируя его ввиду похвальных дел. По словам святого Фомы, тварная благодать приобщает нас непосредственно к самой божественной природе (На Евангелие от Иоанна, 17, Лекция 5.9. См.: J. Backes, Die Christologie des heiligen Thomas und die griechischen Kirchenfäter, Paderborn 1931). Для Экхарта престол обожения – пассивность человека; новое бытие вливается извне и не принадлежит творению, оно, в определенном смысле, нетварно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лит.: Dieterich A. εαγγελιστς//ZNW. 1900. Bd. 1. S. 336-338; Leclerq H. Evangélistes (Symboles des)//DACL. 1922. Vol. 5. Col. 845-852; Harnack A. Mission und Ausbreitung des Christentums. Lpz., 19244. 2 Bde; Schlier H. Der Brief an die Epheser. Düsseldorf, 1957. S. 196; Hadidian D. Y. Tous de euangelistas in Eph. 4. 11//CBQ. 1966. Vol. 28. P. 317-321; Käsemann E. Epheser 4, 11-16// Idem. Exegetische Versuche und Besinnungen. Gött., 19706. Bd. 1. S. 288-292; Merklein H. Das kirchliche Amt nach dem Epheserbrief. Münch., 1973. S. 73-75, 79-80, 348-392; Ernst J. Die Briefe an die Philipper, an Philemon, an die Kolosser, an die Epheser. Regensburg, 1974. S. 354; Schnackenburg R. Der Brief an die Epheser. Zürich, 1982. S. 183; Подосинов А. В. Символы 4 евангелистов: Их происхождение и значение. М., 2000. А. В. Пономарёв Иконография Важность значения изображений Е. в христ. искусстве соответствует их исторической роли писателей Евангелий, признанных каноническими. Образы Е. встречаются в апостольских циклах, в сценах НЗ с IV-V вв. С 400 г. с Е. начинают сопоставлять их символы, известные по видению прор. Иезекииля и по Откровению ап. Иоанна Богослова,- человека, льва, тельца и орла. Параллель между Е. и их символами на Западе выявляется как в области эсхатологических видений, так и в богословской. В нек-рых случаях символы могут представлять самих Е. Кроме традиц. системы отождествления тетраморфа с образами Е. блж. Иеронима Стридонского могут использоваться др. интерпретации (сщмч. Иринея Лионского, блж. Августина, свт. Афанасия Александрийского, предполагаемого автора «Синопсиса»). Раннехристианская эпоха Самое раннее изображение Е., фигуры к-рых идентифицируются по коробке с 4 свитками у ног Спасителя, находится в рим. катакомбах святых Марка и Марцеллиана (до 340). К IV в. относятся рельефные изображения Е. на саркофагах: в соборе г. Апт (Франция) - сохранились надписи над Иоанном и Марком; с изображением Собора апостолов (Музей античных Арля и Прованса); с аллегорическим изображением Церкви-корабля с Иисусом Христом у руля и Е.-гребцами, над каждым имеется надпись с именем (Латеранский музей, Рим; фрагмент). С VI в. Е. изображаются вместе с Богородицей или св. Иоанном Крестителем, напр. на резных пластинах трона (кафедры) еп. Максимиана (546-556, Архиепископский музей, Равенна). С этого же времени изображения Е. встречаются в миниатюрах рукописей: Россанский кодекс (Евангелия от Марка и от Матфея, VI в., Музей кафедрального собора, Россано); Четвероевангелие Раввулы (Laurent. Plut. I. 56, 586 г.). Одно из ранних изображений символов Е.- тельца и ангела среди клубящихся облаков - присутствует в композиции «Жены-мироносицы у Гроба Господня» на резной пластине из слоновой кости, ок. 400 г. (VI в.?) (диптих из собрания Тривульцио, Милан).

http://pravenc.ru/text/180937.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009