Сослужение священника и диакона у божественной трапезы есть таинство сокровенное; в течение литургии они обмениваются друг с другом особыми словами и действиями. 22 Это бесценные моменты, когда диакон (равно и священник) может получить то, чего не даст никакое богословствование. Священник, совершающий Вечерю Господню в духе и истине, безгласно оказывает формирующее влияние на диакона – и получает от него то же взамен. Эти наивысшие моменты имеют большое значение для соучаствующего в литургическом таинстве современного диаконства. Служение диакона, равно и служение священника, тогда и будет совершенным, когда оба эти служителя познают, что чрез них amor sacerdos immolat. 23 перевод с англ. архидиакон Стефан (Пучков) Примечания: 1 Terminus a quo (лат.) – исходный пункт, точка отсчёта ( прим. пер. ) 2 См. деяния Трулльского собора (692). О развитии диаконата в древней Восточной Церкви см. статью “Diacre” в Cabrol and Leclerq, D.A.C.L., iv, часть I. 3 De paenit , hom. III, 2; Migne, P.G., xlix, col. 294. 4 Chrysostom, Comm. in Matth ., LXVI; P.G., lviii, col. 629 f. 5 Acta sanctorum , 23 January, pp. 528 f. 6 Об организации благотворительности в Древней Церкви см. H. Bolkstein, ΞΕΝΩΝ, Gastverbliff , Pelgrimsherberg , Armhuis , в Medeelingen Амстердамской академии наук, 1937. 7 История этих диаконий, впервые детально разработанная Дюшесном (Duchesne), в последнее время была значительно прояснена исследованиями Марру (H.I. Marrou, Mélanges d’archéologie et d’histoire de l’Ecole française de Rome , Paris, 1940). На Востоке диаконии представляли собой совокупность имущества и зданий, принадлежавших церкви или монастырю, обособленных для различных благотворительных целей. Каждым таким центром обычно управлял διακνοιτς, т.е. суперинтендант, который отнюдь не пребывал в диаконском сане. Восточные диаконии быстро приобрели личный правовой статус. Диаконии появились в Риме – так же, как и в Неаполе и Равенне – в период греческого влияния, когда большое количество пап греко-восточного происхождения сменяли друг друга на престоле (одиннадцать из тринадцати между 678 и 751 гг.), и в самом городе были основаны Восточные монастыри.

http://azbyka.ru/diakony-pravoslavnogo-v...

землю/Пер.: Е. А. Мельникова//ДГВЕ, 1999: Вост. и Сев. Европа в средневековье. М., 2001. С. 363-446; Подосинов А. В. Вост. Европа в рим. картографической традиции: Тексты, пер., коммент. М., 2002; Горелов Н. С. Царствие Небесное: Легенды крестоносцев XII-XIV вв. М., 2006; Buondelmonti С. Liber insularum archipelagi: Transkription des Exemplars Universitäts- und Landesbibliothek Düsseldorf Ms. G 13/Ed. K. Bayer. Wiesbaden, 2007. Лит.: Röhricht R. Bibliotheca geographica Palaestinae: Chronologisches Verzeichniss der auf die Geographie des Heiligen Landes bezüglichen Literatur von 333 bis 1878. B., 1890; Golubovich G. Biblioteca bio-bibliografica della Terra Santa e dell " Oriente francescano. Firenze, 1906-1927. 5 vol.; Elter A. Itinerarstudien. Bonn, 1908. 2 Tl.; Kubitschek W. Itinerar-Studien. W., 1919; Hulbert J. R. Some medieval Advertisements of Rome//Modern Philology. Chicago, 1923. Vol. 20. N 4. P. 403-424; Leclerq H. Itineraire//DACL. 1927. Vol. 7. Col. 1841-1922; Magoun F. P. The Rome of Two northern Pilgrims: Archbishop Sigeric of Canterbury and Abbot Nikolás of Munkathverá//HarvTR. 1940. Vol. 33. N 4. P. 267-289; Bardy G. Pèlerinages à Rome vers la fin du IVe siècle//AnBoll. 1949. Vol. 67. P. 224-235; Springer O. Mediaeval Pilgrim Routes from Scandinavia to Rome//Mediaeval Studies. Toronto, 1950. Vol. 12. P. 92-122; Prescott H. F. M. Jerusalem Journey: Pilgrimage to the Holy Land in the 15th Cent. L., 1954; Levi A. C., Levi M. A. Itineraria picta: Contributo allo studio della Tabula Peutingeriana. R., 1967; Wilkinson J. Jerusalem Pilgrims before the Crusades. Warminster, 1977; idem. Jerusalem Pilgrimage, 1099-1185. L., 1988; Davies G. I. The Way of the Wilderness: A Geographical Study of the Wilderness Itineraries in the Old Testament. Camb.; N. Y., 1979; Edzard D. O. Itinerare//Reallexikon der Assyriologie und vorderasiatischen Archäologie/Hrsg. v. E. Ebeling, B. Meissner. B., 1980. Bd. 5. S. 216-220; Koder J., Weber Th. Liutprand von Cremona in Konstantinopel: Untersuch.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Лит.: Lüders W. Capella: Die Hofkapelle der Karolinger bis zur Mitte des 9. Jh.: Capellae auf Königs- und Privatgut//Archiv für Urkundenforschung. Lpz.; B., 1909. Bd. 2. S. 1-100; Villien A., Leclerq H. Chapelain//DACL. T. 3. Pt. 1. Col. 390-399; Cerchiari E. Capellani Papae et Apostolicae Sedis auditores causarum sacri palatii apostolici seu Sacra Romana Rota ab origine ad diem usque 20 sept. 1870. R., 1919-1921. 4 t.; Aebischer P. Esquisse du processus de dissémination de Capella en Italie//Archivum Latinitis Medii Aevi. Gen., 1929/1930. T. 5. P. 7-44; Klewitz H. W. Königtum, Hofkapelle und Domkapitel im 10. und 11. Jh.//Archiv für Urkundenforschung. 1939. Bd. 16. S. 102-156; Elze R. Die päpstliche Kapelle im 12. und 13. Jh.//ZSRG.K. 1950. Bd. 36. S. 145-204; Guillemain B. Les chapelains d " honneur des papes d " Avignon//Mélanges d " archéologie et d " histoire. P., 1952. T. 64. P. 217-238; Fleckenstein J. Die Hofkapelle der deutschen Könige. Stuttg., 1959-1966. 2 Bde; Wood-Legh K. L. Perpetual Chantries in Britain. Camb., 1965; Bériou N. Les chapellenies dans la province ecclésiastique de Reims//Revue d " histoire de l " Église de France. P., 1971. Vol. 57. P. 227-240; Schimmelpfennig B. Die Organisation der päpstlichen Kapelle in Avignon//QFIAB. 1971. Bd. 50. S. 80-111; Taylor G. C. The Sea Chaplains: A History of the Chaplains of the Royal Navy. Oxf., 1978; Haider S. Zu den Anfängen der päpstlichen Kapelle//MIÖG. 1979. Bd. 87. S. 38-70; Holst L. E. Hospital Ministry: The Role of the Chaplain Today/Ed. L. E. Holst. N. Y., 1985; Tomasello A. Ritual, Tradition, and Polyphony at the Court of Rome//J. of Musicology. St. Joseph (Mich.), 1985/1986. Vol. 4. N 4. P. 447-471; Roth A. Zur «Reform» der päpstlichen Kapelle unter dem Pontifikat Sixtus IV. (1471-1484)//Zusammenhänge, Einflüsse, Wirkungen: Kongressakten/Hrsg. J. O. Fichte, K. H. Göller. B., 1986. S. 168-195; DeRevere D. W. et al. Chaplaincy in Law Enforcement: What It Is and How To Do It. Springfield (Ill.), 1989; Avril J. En marge du clergé paroissial: Les chapelains de chapellenies (fin XIIe-XIII siècles)//Le clerc séculier au Moyen Âge. P., 1993. P. 121-133; Gibson W. A Social History of the Domestic Chaplain: 1530-1840. L., 1997; Beckford J. A., Gilliat S. Religion in Prison: Equal Rights in a Multi-Faith Society. Camb., 1998; Chaplaincy: The Church " s Sector Ministries/Ed. G. Legood. L., 1999; Colvin H. The Origin of Chantries//J. of Medieval History. 2000. Vol. 26. P. 163-173; Crouch D. The Origin of Chantries: Some Further Anglo-Norman Evidence//Ibid. 2001. Vol. 27. P. 159-180; Budd R. M. Serving Two Masters: The Development of American Military Chaplaincy, 1860-1920. Lincoln, 2002; Bachrach D. Military Chaplains and the Religion of War in Ottonian Germany, 919-1024//Religion, State and Society. Abingdon, 2011. Vol. 39. N 1. P. 13-31.

http://pravenc.ru/text/1470311.html

Лит.: Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. М., 1865-1869, 1994р. 3 т.; Сахаров И. П. Сказания рус. народа. СПб., 1885. Кн. 1: Рус. нар. чернокнижие; Bouch é -Leclerq A. Histoire de la divination dans l " antiquité. P., 1879-1882. N. Y., 1975r. 4 vol.; Перетц В. Н. Мат-лы к истории апокрифа и легенды. СПб., 1899. Вып. 1: К истории Громника; 1903. Вып. 2: К истории [Громника] и Лунника; Сперанский М. Н. Из истории отреченных книг. СПб., 1899. Вып. 1: Гадания по Псалтыри; Вып. 2: Трепетники; 1900. Вып. 3: Лопаточник; Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Др. Руси. Х., 1913, 1916. М., 2000р. 2 т.; Halliday W. R. Greek Divination: A Study of its Methods and Principles. Z., 1913. Chicago, 1967; Thorndike L. A History of Magic and Experimental Science. N. Y., 1923-1958, 1976r. 8 vol.; Андреева М. А. Политический и общественный элемент визант.-слав. гадательных книг//Bsl. 1930. Vol. 2. P. 47-72. 1931. Vol. 3. 65-83. 1932. Vol. 4. P. 430-461; она же. К истории визант.-слав. гадательных книг//Ibid. 1933/1934. Vol. 5. P. 120-159; Jaulin R. La géomancie: Analyse formelle. P., 1966; La divination: Études recueillies/Ed. A. Caquot, M. Leibovici. P., 1968. 2 vol.; Kisch Y. , de. Les Sortes Vergilianae dans l " Histoire Auguste//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " École Française de Rome. 1970. Vol. 82. P. 321-362; Divination et rationalité/Ed. P. Vernant etc. P., 1974; Divination and Oracles/Ed. M. Loewe, C. Blacker. L., 1981; Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. М., 1980, 1990; Кобяк Н. А. Индексы отреченных и запрещенных книг в рус. письменности//Древнерус. лит-ра: Источниковедение. Л., 1984. С. 45-54; Турилов А. А. , Чернецов А. В. Отреченная книга Рафли//ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 260-344; Петканова Д. Гадателните книги и фолклорът//Старобългарска лит-ра. София, 1985. Т. 18. С. 47-57; Сидорович О. В. Дивинация: религия и политика в архаич. Риме//Религия и община в др. Риме/Под ред. Л. Л. Кофанова, Н. А. Чаплыгиной. М., 1994. С. 69-96; Белова О. В. , Турилов А. А. Гадательные книги//Славянские древности: Этнолингвист. слов./Под ред. Н. И. Толстого. М., 1995. Т. 1. С. 486-491; Horst P. W. , van der. Sortes: Sacred Books as Instant Oracles in Late Antiquity//The Use of Sacred Books in the Ancient World/Ed. L. V. Rutgers etc. Louvain, 1998. P. 143-174; Приходько Е. В. Двойное сокровище: Искусство прорицания в Др. Греции. М., 1999; Ryan W. F. The Bathhouse at Midnight: An Hist. Survey of Magic and Divination in Russia. Stroud (Penn.), 1999; Жреческие коллегии в Раннем Риме/Отв. ред. Л. Л. Кофанов. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/161397.html

600–610; аббата Lecanu, Les Sibylles et les livres sibyllins, in-8°, Paris, 1857; J. Moehler, La Patrologie, франц. перев. Cohen’a, t. II, p. 572; Dechent, Charakter und Geschichte der altchristlichen Sibyllenschriften, в журнале Zeitschrift für Kirchengeschichte, т. II, август, 1878, стр. 481–509; E. Maas, De Sibyllarum indicibus, in-8°, Берлин, 1879; Bouche-Leclerq, Histoire de la divination dans l‘anmiquime, 2 in-8°, Paris, 1879–1880, t. II, p. 133–214; K. Schultess, Die sibyllinischen Bücher in Rom, in-8°, Гамбург, 1895; E. Sackur, Sibyllinische Texte und Forschungen, in-8°, Галле, 1898. [В русской литературе есть лишь несколько журнальных статей о сивиллах: статья анонимная „О книгах Сивилл“, Труд. Киевск. Акад., за 1867; проф. Н. И. Глориантова , „Происхождение мира и человека и последующая судьба их, по изображению древних римских поэтов: Сивиллины книги“, Христ. Чт., 1877, ч. I; A. Волнина, „Иудейские и христианские идеи в книгах Сивилл“, в журнале „Вера и Разум“, 1899, 2, стр. 41–50, 3, стр. 79–100, 5, стр. 119–134; 8, Стр. 199–213. Пр.пер.] 212 A.Hilgenfeld, Novum Testamentum extra canonem receptum, 2-е изд., 4 фасц. in-8°, Лейпциг, 1876–1884. 214 Wallon, De la croyance due a l’Evangile, part. II. ch. II, § IV, 2 ed., 1866, p. 313. См. примеры этих чудес, ibid., p. 313–323. – Об апокрифах Нового Завета см. Valroger, Introduction аих livres du Nouveau Testament, 1861, t. I, p. 56 и сл. 215 Св. Иринея, I, 20, 1, t. VII, col. 653; Евсевия, H. E., III, 25, t. XX, col. 269; св. Епифания, Haer., XLIII, 1; LX1, 1, LXIII, 2, t. XLI, col. 852, 1040, 1064; св. Филастра, Haer., 88, t. XII, col. 1199–1200; бл. Августина, De actis cum Fel. Man., II, 6 и Contra adversarium Legis, II, 20, 39, t. XLII, col. 539, 626; Фотия, Codex, 114–189, t. CIII, col 309, 524. 216 Декрет папы Геласия, Mansi, Сопс., t. VIII, col. 165–172; Migne, Patr, lat., t. LIX. col. 162–163. Многие критики оспаривают, что Геласий был автором этого декрета. Cm. L. Bertrand, Vie, ecrits et correspondance de L.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Орлов Игорь Иванович , доктор искусствоведения, профессор, Липецкий государственный технический университет Литература: 1. Культура Византии (вторая половина VII-XII в.)//Институт Всеобщей Истории АН СССР . - М.: Наука, 1989. - 58,6 п. л./Смирнов Е.И. История христианской Церкви. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. С.97-98. 2. Самодурова З.Г. Естественнонаучные знания//Культура Византии. - М.: «Наука», 1989. С. 334. 3. Зелинский Ф.Ф. Соперники христианства. - М.: «Школа-Пресс», 1996. С. 130-131. 4. Жеребцов А. Тайны алхимиков и секретные общества. - М.: Вече, 1999. С. 5-6. 5. Ютен С. Повседневная жизнь алхимиков в Средние века. - М.: Вече, 2005. С.51. 6. Самодурова З.Г. Естественнонаучные знания//Культура Византии. - М.: Наука, 1989. С. 311-312. 7. Буше-Леклерк А. История ведовства в древности. В 4 т., 1899. С. 658/A. Bouche-Leclerq. Lastiologiegrecque, Paris, 1899. P. 658. 8. Левек П. Эллинистический мир. - М.: Наука,1989. С. 114-115. 9. Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. - М., 1970. С. 168. Примечания: 1. Hairesis (ересь) - «выбор» 2. Генитура (лат. круг) - расположение звезд и планет в определенном соответствии с рождением человека (возникновением события). Теория генитур учит определять судьбу человека, жизнь которого началась род определенным расположением (констелляцией) звезд и планет. Круг генитуры подобно Зодиаку разделен на 12 частей и одной половиной находится над землей, другой под ней. Тот пункт на востоке, где горизонт пересекает круг генитуры, отделяя подземную часть от надземной и называется гороскопом. Т.е. «поставить гороскоп» - значит определить градус в момент рождения ребенка соответственно круга генитуры. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 8. Ответ на 7., Тихон Донской: на Руси была нормалная эзотерика среди так называемых " Жидовствующих " . Там, среди них небыло ни одного жида, просто руские люди попытались противостаять указу 1551 года (Стоглаву), на чем старообрядцы и держались до 1666 года. До 1551 года христианство на древнерусской, а не византийской стилистике крестов держалось, а значит и в почитании отцов держалось не так, как приехали из своей древней Родины те императоры, которые её окупировали. Жидовствующий Ликашин отжигает.Думаю, просто статья не прочитана. Хотя не суть. В правы. Жидовствующих в комментариях не хватало.

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/11/...

   PG,PL    Patrologiae cursus completusAccurante J. - P. Migne. Lutetiae Parisiorum. Series graeca. 1857—1866. Series latina. 1844—1864.    SC    Sources Cretiennes. Paris.    TU    Texte und Untersuchungen. Leipzig und Berlin.    Афанасьев Н.Н. Две идеи вселенской Церкви//Путь. 1934. С. 16—29.    Афанасьев Н.Н. Провинциальные собрания Римской империи и вселенские соборы. К вопросу об участии государственной власти на вселенских соборах//Записки Русского Научного Института в Белграде. 1931. 5. С. 25—46.    Гидулянов П.В. Митрополиты в первые три века христианства. М., 1905.    Мышцин В.Н. Устройство христианской Церкви в первые два века. Сергиев Посад, 1909.    Покровский А.И. Соборы древней церкви эпохи первых трех веков. Сергиев Посад, 1914.    Achelis Η. Die ältesten Quellen des orientalischen Kirchenrechtes. Die Canones Hippolyti//TU. 1. Reihe. Bd. VI. Heft 4. Leipzig, 1891.    Afanas " ev N. Das allgemeine Priestertum in der orthodoxen Kirche//Eine heilige Kirche. 1935. N 17. S. 334—340.    Batiffol P. L " Eglise naissante et le Catholicisme. Paris, 1922.    Batiffol P. Etudes d " histoire et de théologie positive. 2-me edit. Paris, 1926. Serie I et II.    Benson E.W. Cyprian. His life. His times. His work. London, 1897.    Brooks E.W. The ordinatoin of the early bishops of Alexandria//Journal of theological studies. Oxford, 1901. N 2.    Butler E.C. The Lausiac History of Palladius: A Criticai Discussion Together with Notes on Early Egyptian. Monasticism//Texts and Studies. VI. Cambridge. Part I. 1898; Part II. 1904.    Caspar E. Geschichte des Papstums. Bd. I. Tübingen, 1930.    Dictionnaire d " Archeologie Chretienne et de liturgie/Publiee sous la direction de F. Gabrol et H. Leclerq. Paris, 1907—1925.    Duchesne L. Origines du culte chrétien. Paris, 1898; 1903. Funk F.X. Lehrbuch der Kirchengeschichte. Paderborn, 1921.    Gore Ch. On the ordination of early bishops of Alexandria//Journal of theological studies. Oxford, 1902. N 3.    Gore Ch. The Ministry in the early Church. London, 1884.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

V. M. 25,1. Этот визит похоже имел место после того, как Паулин продал свои поместья, что началось в 393 г. (P. Fabre. Saint Paulin..., р. 35) и перед ер. 1 Сульпицию, написанным в начале 395 г. (J.T. Lienhard. Op. cit., р. 178). 15 К 396 г. Сульпиций уже знал " Житие Антония " и другую аскетическую литературу. 16 V. M. 25, 4-5. 17 F V. M. 25, 2-3; D II, 14. 18 Paulinus, ep. 1,1; 5, 5-7.> 19 Paulinus, ep. 24, 1-4. Значение обращения Сульпиция к аскетизму склонны преуменьшать потому, что он не смог столь радикально порвать со своим прошлым, как это сделал Паулин (J. Fontaine. Vie..., Vol. I, р. 42 ff.; cf. J.T. Lienhard. Op. cit., р.98). За Сульпицием, как известно, остался Примулиак и потому Руссель-Эстев указывает, что, поскольку Паулин, как священник, материально поддерживался церковью, то Сульпиций, как человек светский, имел необходимость сохранить некоторое количество земли для обеспечения собственного существования (Deux exemples d " e vange lisation en Gaule a la fin du IVe siecle: Paulin de Nole et Sulpice Se vere. Fe de ration historique du Languedoc me diterrane en et du Roussillon, 43e Congres. Montpellier. 1971, pp. 93-94). Ср.: ситуацию Августина в Тагасте. 20 Общий обзор этой проблемы см.: J. Fontaine. Vie... Vol. I, р. 32-40, а также: Leclerq, DACL XIV, 2, cols. 781-798. Однако, идеи Фонтэна нуждаются в уточнении по четырем, как минимум, позициям: 1) Мы не должны особо ориентироваться на Элюзо Паулина (ер. 1,11), ибо в это время (394-395 г.) Сульпиций вовсе необязательно уже поселился в Примулиаке; 2) Из сообщения Сульпиция в D I, 27, 2 и Chron II, 41, 3 можно сделать вывод о том, что он переехал из Галлии южнее Луары, т.е. из области административного диоцеза Аквитания; см.: A. Chastagnol. Le Diocese civile d " Aquitaine au Bas-Empire. Bulletin de la Societe nationale des Antiquaires de France. Paris, 1970, pp. 272-290, esp. 282-287; 3) Примулиак никак не мог входить в церковный диоцез Тулузы, как это утверждает Фонтэн, потому, что епископа сульпициева диоцеза звали Гавидий (Chron II, 41, 4), в то время, как епископом Тулузы в 405 г. был Экзуперий, а его предшественником Сильвий (см. L. Duchesne. Fastes episcopaux. Vol I. Paris,1907, р. 307; 4) Из ер. 28, 3 Паулина можно сделать вывод о том, что: а) провинция Нарбонская I располагалась между Примулиаком и Нолой и б) Примулиак, возможно, не входил в состав I Нарбонской провинции, так как Виктор вернулся " из Нарбонской ... к тебе (т.е. к Сульпицию - А.Д.) " , перед этим посетив Нолу. Если мы добавим к этому другие факты, приведенные Фонтэном, особенно сообщение в Тулузу в ер. 3, 3 Сульпиция и тот факт, что посыльный из Бордо принес письмо в Примулиак, идя по дороге из Нолы в Бордо, то область западнее тулузского диоцеза становится самым вероятным для местом для поисков Примулиака. 21

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

Лит.: Bohatta H. Bibliographie der Breviere, 1501-1850. Lpz., 1937. Stuttg., 1963; Leclerq H. Bréviaire//DACL. Vol. 2. Col. 1262-1316; Righetti M. Manuale di storia liturgica. Mil., 1955. Vol. 2; Van Dijk S. J. P. , Hazelden-Walker J. The Origins of the Modern Roman Liturgy: The Liturgy of the Papal Court and the Franciscan Order in the XIIIth Cent. L., 1960; Salmon P. The Breviary through the century. Collegeville, 1962; idem. La prière des heures//L " Église en prière/Éd. A. Martimort. P., 1965. P. 787-876; idem. L " office divin au Moyen âge: Histoire de la formation du bréviare du IXe au XVIe siècle. P., 1967. (Lex orandi; 43); Jungmann J. A. Why was Cardinal Quiñones " Reformed Breviary a Failure?//Pastoral Liturgy. L.; N. Y., 1962. P. 200-214; Hughes A. Medieval Manuscripts for Mass and Office: A Guide to their Organization and Terminology. Toronto etc., 1982; Campbell S. From Breviary to Liturgy of Hours: The Structural Reform of the Roman Office, 1964-1971. Collegeville, 1995. А. А. Ткаченко Нотированные Б. Нотированный доминиканский Бревиарий. 2-я пол. XV в. Германия (Huntingtom library. San-Marino, California. HM 1065. Fol. 143v — 144) Нотированный доминиканский Бревиарий. 2-я пол. XV в. Германия (Huntingtom library. San-Marino, California. HM 1065. Fol. 143v — 144) Уже самые ранние дошедшие до нас Б. (в средневек. литургических толкованиях они назывались «Книгами оффиция» (libri officiales)) содержали муз. запись песнопений. Поначалу она была невменной, впосл. появилась квадратная нотация (XII в.). Б. Штеблайн приводит список из 146 нотированных Б. X-XIV вв., хранящихся в собраниях Зап. и Центр. Европы (Einsiedeln. 83; Laurent. 524; Paris. BNF. lat. 10482, 15181 и др.; см. перечень: St äblein. Sp. 316-317). Ряд нотированных Б. представлен в лат. собраниях музеев и б-к С.-Петербурга и Москвы (напр., РГБ. Ф. 183. 1909, XIV в.; ГИМ. Щук. 1049, 1423-1441 гг. (датировка моя.- Ю. В. М.) и др.). Муз. запись получили антифоны и респонсории . Также часто нотировались торжественные чтения на великие праздники: ламентации, или плачи, из Книги прор. Иеремии на Triduum sacrum (последние 3 дня Страстной недели), пророчества Сивиллы на Рождество Христово, родословные Иисуса Христа на тот же праздник (из Евангелия от Матфея) и на Богоявление (из Евангелия от Луки), реже - песнопения Пасхального действа (Visitatio sepulchri).

http://pravenc.ru/text/Бревиария.html

Образ М.-оранта представлен в одной из наиболее распространенных в иконографии святого композиции c фланкирующими его фигуру 2 верблюдами. Публикация копт. рукописи IX в. с текстом Энкомия в честь М. (NY Morgan. 590; факсимиле и пер. на англ. яз.: Dresher. 1946. P. 141-142) послужила отправной точкой для дискуссии о содержании и истоках этой иконографии (см., напр.: Dresher J. St. Menas " Camels Once More//BSAC. 1941. T. 7. P. 19-32; Gilli M. Le ampolle di S. Mena: Religiosità, cultura materiale e sistema produttivo. R., 2002. P. 15-16). Ее разъяснение приобрело актуальность уже ко времени создания названной рукописи, поскольку в ней не только сообщается история сложения первого образа святого, но и излагается версия возникновения композиции. Так, военачальник Афанасий создал изображение М. в память о спасении корабля, когда напавших на судно морских чудовищ с головами верблюдов отогнал огонь, исходивший от тела св. мученика, и те благоговейно склонились перед ним: «…он сделал деревянную дощечку и изобразил на ней образ святого Апа Мины. Он также изобразил под его ногами подобие животных, которых видел в море, похожих на верблюдов, поклоняющихся ему (святому)» ( Dresher. 1946. P. 142). Включение в Энкомий данного рассказа обусловлено уникальностью иконографии и в самом тексте объясняется необходимостью отвергнуть сомнения о неблагородном происхождении святого, возникающие при взгляде на его образ: «В наши дни, когда несведущие об этом люди видят изображение, сделанное верным человеком (Афанасием), они думают, что животные - верблюды, поэтому некоторые осмеливаются говорить об этом великом светильнике (М.), что он был пастухом» (Ibidem). Однако в Энкомии упоминается и др. чудо, положившее начало буд. прославленной гробницы святого: верблюды, перевозившие св. мощи М., отказались двигаться дальше, что стало знаком свыше для указания места его упокоения. Здесь Афанасий соорудил гробницу и на этом месте оставил первую икону святого, а др. такую же, освятив на мощах, взял с собой. Благодаря узнаваемости изображения атрибуция образа М. с 2 склонившимися перед ним верблюдами не представляет затруднений, в т. ч. при отсутствии подписи (на ампулах нередко по сторонам нимба святого имеется надпись: «ο αγιος Μηνας»); из ближайших ранних иконографических аналогий - образ прор. Даниила во рве львином. Одним из ранних примеров композиции М. с парой верблюдов у его ног считается рельеф V в. из Греко-римского музея в Александрии, на к-ром фигуры представлены на гладком фоне (см.: Weitzmann. 1979. Cat. 512. P. 573-574). О скульптурном изображении М. при его гробнице упоминает араб. географ, составивший в XI в. описание комплекса Абу-Мина: «С одной из сторон церкви (во имя М.) огромное мраморное надгробие с двумя верблюдами, над ними возвышается статуя человека, ноги которого опираются на верблюдов» (см.: Quamremure E. Memoires géographiques et historiques sur l " Egypte et sur quelques contrées voisines. P., 1811; воспроизведение текста: Leclerq. 1932. Col. 346).

http://pravenc.ru/text/2563238.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009