Григорианские мелодии (см. Григорианское пение ) А. М. и ее текст стали источником многочисленных муз. сочинений. Полифонические обработки григорианских мелодий создали Жоскен Депре, А. Вилларт, Т. Л. Виктория, Я. Аркадельт, Н. Гомберт. Мелодии A. M. использованы в мессах Пьера де Ла Рю, К. Моралеса, Дж. П. Палестрины. На лат. текст A. M. написаны сочинения Дж. Каччини, Л. Керубини, Ш. Гуно (в основе - прелюдия C-dur из 1-го тома «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха), Д. Денте, Ф. Листа, Ф. Мендельсона, А. Брукнера. В XIX в. появляются композиции нелитургического характера: на итал. языке - Л. Луцци, Дж. Верди, Ф. П. Тости; на нем.- Ф. Шуберта. В совр. практике католиков лат. обряда A. M., чаще всего в переводе на национальные языки, читается (или поется) в составе молитвы «Ангел Господень» и розария. Кроме того, может исполняться в конце службы в качестве богородичного антифона . Лит.: Martène E. Veterum scriptorum et monumentorum ecclesiasticorum et dogmaticorum amplissima collectio. P., 1724-1733. Vol. 1-9; Uldall J. Danmarks middelalderlige Kirkeklokker. København, 1906; Leclerq H. Marie (Je Vous salue)//DACL. T. 10. Col. 2043-2062; Hesbert R. J. Antiphonale Missarum sextuplex. Brux., 1935; Thurston H. Familiar Prayers. L., 1953. P. 90-144; Jungmann J. A. Ave Maria//LTK. Bd. 1. 1955. Sp. 1141; [Предисл.]//Ave Maria: Вокальный альбом/Сост. Л. П. Абрамова. М.; Майнц, 1994. С. 3. Дискогр.: «Ave Maria»: Бах-Гуно, Жоскен Депре, Аркадельт, Гомберт, Керубини, Верди, Луцци, Тости, Денте, Шуберт, Лист, Мендельсон, Брукнер, Каччини. Исп.: Л. Закарян (сопрано), камерный хор «Ave sol» - худ. рук. И. Коккарс, И. Архипова (меццо-сопрано), Л. Абрамян (орган), А. Калейс (орган), Большой хор ЦТ и ВР - худ. рук. В. Полянский/Мелодия (записи 1986, 1987, 1989 гг.). М., 1995. Компакт-диск, аудиокассета. Ю. В. Москва Рубрики: Ключевые слова: ВИНО алкогольный напиток из винограда. Будучи универсальным символом, В. нередко упоминается в Библии и наряду с др. веществами таинств имеет богослужебное употребление, в т. ч. в Таинстве Евхаристии

http://pravenc.ru/text/82438.html

Возможно, уже пришло то самое время, которое предсказал апостол, 390 когда весь Израиль, наполнившись множеством народов, будет спасен. И возможно, Господь захотел, чтобы зажглась искра с края земли, чтобы весь мир загорелся пожаром любви и выжжен был лес неверия. 214  Упоминание об этой практике встречается. в частности. в предисловии Браулиона Сарагосского к «Житию св. Емилиана», публикуемому в настоящем издании. 215  Castillo Maldonado P. Los marmires hispanorromanos y su culto en la Hispania de la Antigüedad Tardia. Granada. 1999. P.41–70. 217 Pasionario hispanico/Introd.. ed. critica y trad. P.R.Chueca. Sevilla: Universidad de Sevilla, 1995. (Далее – Pasionario.) 220 Введение составлено прот. А.Кордочкиным. Переводы выполнены Н.С.Сорокиной (все, кроме «Евлалия Меридская», «Страдания святых мучеников Серванда и Германа», «Житие Викентия, Сабины и Кристеты») и Л.В.Черниной. 222  Simonet F.J. Historia de los mozarabes en España, deducida de los mejores y mas aumenmicos testimonios de los escritores crislianos y arabes. Madrid, 1903. P.328–329. 223  См. надписи 304, 316, 330, 331 (Vives J. Inscripciones cristianas de la España romana y visigoda. Barcelona, 1942). 227  Liber ordinum en usage dans l’Eglise wisigothique et mozarabe d’Espagne du cinquieme au onzieme siecle. P.1904. T.5: Monumenta Ecclesiae liturgica/Ed. F. Cabrol et H. Leclerq. P.487. 228  Quentin H. Les martyrologes historiques du moyen age. Etude sur la formation du martyrologe romain. P.,1908. P.215. 229  Gaiffier B. La source limmeraire de la passion des SS. Aciscle et Victoria//Analecta Sacra Tarraconensia. 1966.38. P.205–209. 232  Vives J. Santos Acisclo y Victoria de Cordoba//Revista Portuguese de Historia. 1964. P.263; Ferrer Grenesche J.-M. Los santos del nuevo Misal hispano-mozarabe. Toledo. 1995. P.121. 244  Martin de Rodrigo A.M. Las pasiones de Santa Eulalia de Merida o Africa e Hispania//Cuademos emeritenses. 2009. P.91. 245 245  ΓΙο мнению археологов, найденный при раскопках в 1970-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

и предписывают петь его стоя. В нек-рые дни (в пост и др.) А. может заменяться трактом или «стихом перед Евангелием». Если перед Евангелием только одно чтение, А. может объединяться с респонсорным псалмом или опускаться. В амвросианском обряде А. поется, как и в рим., после градуала; в нек-рые праздники между А. и Евангелием вставляется антифон (Lodi. P. 921). В испано-мосарабском обряде А. называется Laudes (лат.- Хвалитны) и поется после Евангелия следующим образом: сначала «аллилуия» единожды, затем один или неск. стихов и снова «аллилуия»; начиная со 2-й недели Великого поста поются одни стихи без «аллилуия» (Ibid. P. 1150; ср. P. 1145, 1148). В галликанском обряде А. отсутствует, перед и после чтения Евангелия поется Трисвятое ; галликанская месса, как и испано-мосарабская, содержит Laudes с припевом «аллилуия», однако они поются после оффертория (Ibid. P. 1027). Ист.: Апостол; Типикон; Требник Большой; Чиновник; СДЛ; Красносельцев. Уставы Литургии; Кекелидзе К. , прот. Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1912. С. 43-44; Lodi. Enchiridion; Николай Кавасила. Изъяснение; Τρεμπλας. Τρες Λειτουργαι. Σ. 52; Armenian Liturgy; Cuming G. The Liturgy of St. Mark. R., 1990. (OCA; 234); The Coptic Liturgy of St. Basil. Cairo, 1993. Лит.: Никольский. Устав; Скабалланович. Типикон. Ч. 3. С. 25-27; Розанов. Устав; Cabrol F. Alleluia: Acclamation liturgique//DACL. Vol. 1. Col. 1231-1246; R ü cker A. Die wechselnden Gesangsstücke der ostsyrischen Messe//Jahrbuch für Liturgiewissenschaft. Münster, 1921. T. 1. S. 66, 78; Leclerq H. Messe//DACL. Fasc. 118. Col. 655, 677-678, 692, 698, 719, 720; Raes. Introductio. P. 76-79; Wellesz. Byzantine Music and Hymnography; Thodberg Ch. Der Byzantinische Alleluiarionzyklus//MMB. Copenhagen, 1966. (Subsidia; 8); Mateos. Célébration. P. 7-26, 134-139; НКС. Т. 4. С. 658; Martimort A. -G. Origine et signification de l " Alleluia de la messe romaine//Mens concordet voci: Pour Mgr. A.-G. Martimort à l " occasion de ses 40 années d " enseignement et des vingt ans de la Constitution Sacrosanctum Concilium.

http://pravenc.ru/text/114746.html

В Италии Д. сохранялись дольше, чем в Галлии,— кроме уже упомянутой Евфимии, супруги архиепископа Равенны (VIII век), известны надпись с именем римской диакониссы Анны, сестры диакона Дометия, хранителя папской сокровищницы (VI век; см.: Ibid. P. 182–183), свидетельство Анастасия Библиотекаря (IX век) о том, что при вступлении папы Льва III в Рим его встречал «весь римский народ, включая монахинь, диаконисс и благородных матрон» (PL. 128. Col. 1215), 1–3-е правила Римского Собора 721 года, запрещающие брак с «пресвитеридой», диакониссой и монахиней ( Mansi . T. 12. Col. 263; вероятно, под «пресвитеридой» и диакониссой здесь понимаются вдовы священников и диаконов или же степени монашеского посвящения; см. также 14–15-е правила того же Собора), и друшие свидетельства (см.: Leclerq . Col. 727; Kalsbach . 1957. Col. 926). Папы в XI веке еще подтверждали право епископов поставлять пресвитеров, диаконов, диаконисс и субдиаконов (PL. 139. Col. 1621; 141. Col. 1056, 1121; 143. Col. 602), но диакониссы уже упоминались в этом ряду, вероятно, лишь по традиции. Латинская молитва на поставление диакониссы сохранилась в т. н. Миссале Леофрика X века (The Leofric Missal as Used in the Cathedral of Exeter…/Ed. F. E. Warren. Oxf., 1883. P. 226); отголоски чина поставления во диакониссы некоторые исследователи усматривают в молитвах благословения вдовиц согласно Понтификалу Эгберта и в чине посвящения дев (которые, например, в картезианском ордене получали при посвящении, как и диаконы, столу [лат. аналог греч. ораря и епитрахили] и манипул). Окончательное исчезновение диаконисс в эпоху высокого средневековья, вероятно, следует связывать с общими переменами в структуре церковного клира, с изменениями в укладе жизни социума, сделавшими ненужными прежние служения диаконисс (это сопоставимо с лишением и диаконов их первоначальных социальных функций, но служение диаконов сохранилось, поскольку они — в отличие от диаконисс — активно участвовали в священнодействиях при общественном богослужении; впрочем, на Западе, где к эпохе высокого средневековья участие диаконов в мессе свелось к минимуму, количество диаконов в общем числе клириков также стало невелико), с отождествлением должностей диаконисс и настоятельниц монастырей как на Востоке, так и на Западе (напр., Петр Абеляр в 8-м письме к Элоизе говорит о «диакониссе, которую теперь называют аббатиссой»), с ограничением деятельности немонастырского клира священнослужением и проповедью (ни то, ни другое не входило в круг деятельности древних диаконисс).

http://pravmir.ru/diakonissa/

Д. Анны, сестры диак. Дометия, хранителя папской сокровищницы (VI в.; см.: Ibid. P. 182-183), свидетельство Анастасия Библиотекаря (IX в.) о том, что при вступлении папы Льва III в Рим его встречал «весь римский народ, включая монахинь, диаконисс и благородных матрон» (PL. 128. Col. 1215), 1-3-е правила Римского Собора 721 г., запрещающие брак с «пресвитеридой», Д. и монахиней ( Mansi. T. 12. Col. 263; вероятно, под «пресвитеридой» и Д. здесь понимаются вдовы священников и диаконов или же степени монашеского посвящения; см. также правила 14-15 того же Собора), и др. (см.: Leclerq. Col. 727; Kalsbach. 1957. Col. 926). Папы в XI в. еще подтверждали право епископов поставлять пресвитеров, диаконов, Д. и субдиаконов (PL. 139. Col. 1621; 141. Col. 1056, 1121; 143. Col. 602), но Д. уже упоминались в этом ряду, вероятно, лишь по традиции. Лат. молитва на поставление Д. сохранилась в т. н. Миссале Леофрика, X в. (The Leofric Missal as Used in the Cathedral of Exeter.../Ed. F. E. Warren. Oxf., 1883. P. 226); отголоски чина поставления в Д. нек-рые исследователи усматривают в молитвах благословения вдовиц согласно Понтификалу Эгберта и в чине посвящения (см. ст. Velatio) дев (к-рые, напр., в картезианском ордене получали при посвящении, как и диаконы, столу и манипул). Окончательное исчезновение Д. в эпоху высокого средневековья, вероятно, следует связывать с общими переменами в структуре церковного клира, с изменениями в укладе жизни социума, сделавшими ненужными прежние служения Д. (это сопоставимо с лишением и диаконов их первоначальных социальных функций, но служение диаконов сохр., поскольку они в отличие от Д. активно участвовали в священнодействиях при общественном богослужении; впрочем, на Западе, где к этому времени участие диаконов в мессе свелось к минимуму, количество диаконов в общем числе клириков также стало невелико), с отождествлением должностей Д. и настоятельниц монастырей как на Востоке, так и на Западе (напр., Петр Абеляр в 8-м письме к Элоизе говорит о «диакониссе, которую теперь называют аббатисой»), с ограничением деятельности немонастырского клира священнослужением и проповедью (ни то ни другое не входило в круг деятельности древних Д.).

http://pravenc.ru/text/171915.html

Свято-Владимирская православная богословская семинария и Университет Фордхэм. Пер. д. А. Платонова 1 «The Notion of Virginity in the Early Church» в кн. под ред. B. Mc-Ginn, J. Meyendorff, и J. Leclerq, «Christian Spirituality: Origions to the Twelfth Century (New York, 1985), 427. См. P. Brown “The Body and Society” (New York, 1988). Для более полного изучения литературы по теме на языках оригиналов с французским переводом, см. Ch. Munier, Mariage et virginité dans l’église ancienne (Berne, 1987). 2 См. тексты в A. Vööbus, Celibacy, a Requirement for Admission to Baptism in the Early Syrian Church (Stockholm, 1951); также комментарии Вёёбуса в History of Asceticism in the Syrian Orient, I: The Origin of Asceticism: Early Monasticism in Persia (Louvain, 1960) (=CSCO 184), стр 93–95, 17508; ср. также R. Murray, Symbols of Church and Kingdom: A Study of Early Syrian Tradition (Cambridge, 1975), 17–18. 3 G. A. Rhallis и М. Potlis, Σνταγμα τν θεων κα ερν καννον (Афины, 1852–55) (далее RPS), III, стр 96–121. 5 Популярность фигуры св. Алексия, «человек Божия» является хорошим примером. Его Житие, первоначально на сирийском языке, стало широко распространено на греческом и латыни. Алексий оставил свою невесту в день свадьбы ради аскетической жизни; см. недавнее исследование C. E. Stebbins, «Les origines de la légende de saint » RBPH 51 (1973), 497–507. 7 «Истинную мужественность показывают не в выборе холостой жизни; напротив, приз в соревновании мужчин выигран тем, кто жизнью навык выполнять обязанности мужа и отца, и заботиться о домашнем хозяйстве. С другой стороны, тот, кто не имеет семьи, является во многих отношениях неиспытанным.» Stromateis, VII 12, 70; ed. O. Stahlin, GCS 17 (1909), p. 51; trans. J. E. L. Oulton and H. Chadwick в The Librury of Christian Classics, II (Philadelphia, 1954), 138. 9 Legatio pro Christianis, 33, ed. E.J. Goodspeed, Die alteste Apologeten (Gottingen, 1914), p. 354; trans. C. Richardson в The Library of Christian Classics, I (Philadelphia, 1953), 337.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

431 Ernst von Dobschütz, Das Decretum Gelasianum, De libris recipiendis et non recipiendis, in kritischen Text (Texte und Untersuchungen, xxxviii, 4; Leipzig, 1912). 433 Первые два списка приводятся в Hennecke–Schneemelcher–Wilson, New Testament Apocrypha, i, pp. 49–52; третий опубликовали John Macdonald и A. J. В. Higgins в New Testament Studies, xviii (1971), pp. 66–69. Другой документ, касающийся Самаритянских хроник, агиографическая сирийская рукопись 875 г., сейчас находится в Британском музее (Wright,Catalogue, p. 1105). Он содержит утверждение, что «в одной из самаритянских деревень… еретики иродиане… признают только евангелиста Марка, три послания Павла и четыре книги Моисея…» (см. F. Nau, «Le canon biblique samaritano–chrutien des Hйrodiens», Revue biblique, xxxix 1931., pp. 396400). 434 Неутолимый аппетит на апокрифическую литературу можно проиллюстрировать популярностью второсортной и вводящей в заблуждение книги Уильяма Хоуна (William Hone) под названием Apocryphal New Testament, bang all the Gospels, Epistles, and other pieces now extant… and not included in the New Testament by its Compilers (London, 1820). Она выдержала массу переизданий в Великобритании и Америке. Суровую критику этой книги и распространенного заблуждения, что Новый Завет составлен в определенный момент однократным действием церковных властей, см. в M. R. James, op. cit., pp. xiv–xvii. 437 Sundberg предлагал IV век, но его аргументы по меньшей мере неубедительны; см. ниже критику Фергюсона (Ferguson). 438 Муратори, названный «отцом средневековой истории», был неутомимым исследователем и плодотворным писателем, который за свою жизнь опубликовал 46 томов формата in folio, 34 – in quarto, 13 – in octavo, и еще много в 1/12. 439 Он включен в издание Муратори Antiquitates Italicae Medii Aevi, iii (Milan, 1740), pp. 851–854. Отредактированный текст Ε. S. Buchanan поместил в Journal of Theological Studies, viii (1906–1907), pp. 537–545. Одним из лучших изданий канона Муратори до сих пор остается S. P. Tregelles, Canon Muratorianus; The earliest Catalogue of the Books of the New Testament (Oxford, 1867), с факсимиле. Дискуссию о работе Tregelles см. в Life and Letters of Fenton John Anthony Hort,by A. F. Hort, i (London, 1896), p. 397, и в Earle Hilgert, «Two Unpublished letters Regarding Tregelles» Canon Muratonanus», Andrews University Seminary Studies, ν (1967), pp. 122–130. Дополнительную библиографию см. в H. Leclerq Dictionnaire d " Archйologie Chrâienne et de Liturgie, xii (1935), col. 543–560 (с хорошими фоторепродукциями) и G. Bardy в Supplйmenm au Dictionnaire de la Bible, v (1957), cols. 1339–1408.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Лит.: Богословский М. И. Открытие Иосифу, обрученнику Пресв. Девы Марии, тайны воплощения Сына Божия//ПС. 1886. Ч. 3. 10. С. 121-157; Leclerq H. Joseph (Saint)//DACL. Vol. 7. Col. 2659-2666; Klameth G. Über die Herkunft der apokryphen «Geschichte Josephs des Zimmermanns»//Angelos. Lpz., 1928. Bd. 3. S. 6-31; Holzmeister U. De Sancto Ioseph quaestiones biblicae. R., 1945; Engberding H. Der Nil in der liturgischen Frömmigkeit des christlichen Ostens//Oriens Chr. 1953. Bd. 37. S. 56-88; Lefort L. Th. À propos de l " Histoire de Joseph le Charpentier//Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 201-203; Stramare T., Casanova M. L. Giuseppe//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1251-1292; Giamberardini G. San Giuseppe nella tradizione Copta. Cairo, 1966. (SOC. Aeg.; 11); Grelot P. e. a. Joseph (Saint)//DSAMDH. 1974. T. 8. Col. 1289-1323; Plümacher E. Joseph (Mann Marias)//TRE. Bd. 17. S. 245-246; Guelich R. A. Mark 1-8: 26. Dallas (Tex.), 1989. P. 305-311. (WBC; 34а); Nolland J. Luke 1: 1-9: 20. Dallas, 1989. P. 36-136, 166-174. (WBC; 35a); Luz U. Matthew. 1-7: A Comment. Edinb., 1990. P. 100-155; Aranda Perez G. Joseph the Carpenter//CoptE. Vol. 5. P. 1371-1374; Beasley-Murray G. R. John. Dallas, 1991. P. 308-363. (WBC; 36); Porter S. E. Joseph, Husband of Mary//ABD. Vol. 3. P. 974-975; Brown R. E. The Birth of the Messiah. L., 19932. P. 111-112, 125-127; Hagner D. A. Matthew 1-13. Dallas, 1993. P. 1-43, 403-409. (WBC; 33a); Bernheim P.-A. James Brother of Jesus. L., 1997; Head P. M. Christology and Synoptic Problem. Camb., 1997; Nagel P. Joseph II (Zimmermann)//RAC. 1997. Bd. 18. Sp. 749-761; Lienhard J. T. St. Joseph in Early Christianity: Devotion and Theology: A Study and an Anthology of Patristic Texts. Phil., 1999; G ö rg M. Die «Heilige Familie»: Zum mythischen Glaubensgrund eines christlichen Topos//Die Zukunft der Familie und deren Gefährungen/Hrsg. N. Goldschmidt e. a. Münster, 2002. S. 57-65; Уизерингтон Б. Рождение Иисуса//Иисус и Евангелия: Слов. М., 2003. С. 531-544; Хуффман Д. С. Генеалогия//Там же. С. 125-130; Filas F. L. Joseph, st.//NCE. Vol. 7. P. 1034-1037.

http://pravenc.ru/text/1470695.html

Hieronymus Stridonensis . De viris illustribus. 110 PL 23, 705В. В этот период времени правили эти два императора, уже в августе 367 году к ним присоединяется соправитель Грациан. Monceax P. Histoire litteraire de l " Afrique chretienne depuis les origines jusqu " a l " invasion arabe. Paris, 1920. Vol. 5. Saint Optat et les premiers ecrivains donatistes. Р. 245. (далее Monceax P. 1920.) Amann E. 1931. P. 1078. Bosio G. Santo Ottato, vescovo di Milevi//Bibliotheca sanctorum. 1967. Vol. 9. P. 1307. (далее Bosio G . 1967). Эта версия в настоящее время больше распространена среди околонаучных изданий и в глобальной сети Интернет. При этом указываются точные года жизни Оптата (315-386). Среди них стоит упомянуть баптиста, исследователя донатизма Валиева А., и авторов статей, посвященных Оптату в энциклопедиях Брокгауза и Ефрона и в энциклопедическом словаре «Христианство». См.: Валиев А. Осмысление раскола донатистов. Электрон. ресурс: www.krotov.info/libr_min/v/valiyev.html; Б-в Н. Оптат//Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона Электрон. ресурс: http://www.vehi.net/brokgauz/index.html 25.09.09; Оптат//Христианство. М. 1995. Т. 2. С. 245. Opt atus I, 5, 4; II, 7, 4; III, 3, 2. Monceax P. 1920. P. 243 ; Bosio G .1967. Р. 1307; Labrousse M. 1995 P.11 ; Labrousse M. Optat de Mileve//DSp. 1982. Vol. 11. Col. 824. (далее Labrousse M . 1982 ). Такое название приводится на основании труда Г. Дилигенского. Дилигенский Г. Г. Северная Африка в IV-V вв. М. 1961. С. 296. (далее Дилигенский Г .  Г . 1961.). Monceax P. 1920. P. 242; Aldridge R. E. Peter and the «Two Ways»//Vigiliae Christianae. 1999. Vol. 53. 3. P. 245; Leclerq H. Milève // DACL XI, 4 (1933). P. 1103. Проф. Лабрусс в своей статье в 1982 году ошибочно утверждала, что город Милев находится в середине Нумидии. См.: Labrousse M . 1982. Col. 824. В последующем своем труде, посвященном глубокому анализу текста трактата, проф. Лабрусс уже изменила свои прежние утверждения. См.: Labrousse M. 1995. Р. 11. Augustinus Hipponensis . De doctr. Christiana II, XL, 61.

http://bogoslov.ru/article/768242

р., основываясь на рассказах мелитиан ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68 1, 11). Вероятно, небольшие группы раскольников действительно сохранялись длительное время, но большинство из них уже к сер. IV в. было дезорганизовано, и это движение потеряло влияние на ход церковных дел. Последнее упоминание о мелитианах относится к эпохе после араб. завоевания Египта. Коптский патриарх Михаил I (742-766) вел проповедь среди общин мелитиан в Арсинайском номе, но, не добившись соглашения, молил Бога об их истреблении; 10 чел. из их числа были тогда же убиты коптами. Ист.: Petrus Alexandrinus. Ep. ad ecclesiam Alexandrinam//PG. 18. Col. 509-510 (CPG, 1641); Ep. ad Miletium//PG. 10. Col. 1565-1568 (CPG, 1667); Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 6-19, 59-87; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 68; Socr. Schol. Hist. eccl. I 6, 9; Sozom. Hist. eccl. I 15, 24; II 17-18, 21-23, 25, 31; Theodoret. Hist. eccl. I 8-9, 26-31; Epistolae papyraicae Melitianorum (CPG, 1669)// Bell H. Jews and Christians in Egypt: The Jewish Troubles in Alexandria and the Athanasian Controversy. Oxf., 1924. P. 38-99; Crum W. C. Some Futher Melitian Documents//JEA. 1927. Vol. 13. P. 13-26. Лит.: Leclerq H. Meletius of Lycopolis//EC. 1913. Vol. 10; Спасский А. А. Догматич. движения в эпоху Вселенских Соборов. Серг. П., 19142. Т. 1; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 423-428; Ensslin. Melitius von Lykopolis// Pauly, Wissowa. Bd. 29. Sp. 550-551; Kettler F. H. Der melitianische Streit in Agypten//ZNW. 1936. Bd. 35. N 1. S. 155-193; Telfer W. Melitius of Lycopolis and Episcopal Succession in Egypt//HarvTR. 1955. Vol. 48. N 4. P. 227-237; Schwartz E. Die Quellen uber melitianischen Streit// Idem. Gesammelte Schriften. B., 1959. Bd. 3. S. 87-116; Williams R. Arius and the Melitian Schism//JThSt. N. S. 1986. Vol. 37. P. 35-52; EEC. 1992. Vol. 1. P. 551; Martin A. Athanase d " Alexandrie et l " eglise d " Egypt au IVe siecle (328-373). R., 1996; Лоллий (Юрьевский), архиеп. Александрия и Египет. СПб., 20012; Hanson R. P. C. The Search for the Christian Doctrine of God: The Arian Controversy, 318-381 AD.

http://pravenc.ru/text/2562890.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009