Игнатия Богоносца (Ad Philad., 8), у Тертуллиана (De роеп., 9), у св. Киприана Карфагенского (De laps. 29), у Оригена (In Lev. hom., V. 12; De orat., 28), у св. Амвросия Медиоланского (De роеп., II, 19; De Spiritu Sancto, III, 137; In Psalm. CXVIII. Expos., X, 17), у св. Иоанна Златоуста (De sacr., III, 5; In Ioan, hom., LXXXVI, 4), у бл. Августина (Serm. ad Cat., 14, 15; Enchir., 65), у бл. Иеронима (Ep. XIV. 8; Contr. Pelag., II, 7), у св. Льва Великого (Ep. CVIII, 2; CLXVIII, 2). – Находим, по взгляду американских богословов, у св. отцев и учителей древней нераздельной церкви свидетельства и о практическом приложении таинства покаяния к жизни. Например, у св. Климента Римского (Ad Cor. I, 57), у св. Ерма (Pastor. Vis. III, 5; Sim. VII), у св. Иринея (С. haeres. I. XIII. 5), у Тертуллиана (De poenit., passim), у Оригена (Hom. I in Ps. XXXVI, 5 ; Hom. II in Ps. XXXVII, 6 ), у св. Киприана Карфагенского (Delapsis, passim), в Апостольских постановлениях (Const. Ар. VIII, 8–9) и в постановлениях собора Эльвирского 305 года 414 . Общим предметом (the remote matter) таинства покаяния, по взгляду американских богословов, являются грехи, устраняемые чрез указанное таинство, частным же предметом (the proximate matter) – раскаяние кающегося, которое включает: а) истинное сокрушение о грехах, характеризуемое термином contrition; б) исповедание (confession) грехов пред священником, сопровождающееся отпущением их и в) удовлетворение (satisfaction) или выполнение таких покаянных актов, какие налагает священник, и совершение таких действий, которые свидетельствуют об исправлении кающегося. От совершенного покаяния, характеризуемого термином contrition, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, следует отличать покаяние несовершенное, характеризуемое термином attrition, которое представляет из себя сокрушение о грехах, проистекающее из низших мотивов, напр., боязни адских мучений и проч. В содержание исповедания (confession) грехов должны входить все смертные грехи, в которых верующий ранее не исповедовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Petr (L’Huillier Paul), ЕВ von Brooklyn, V der Ep. New York und New Jersey Geboren am 3.12.1926 in Paris in einer katholischen Familie. Sein Vater war Arzt. Seit früher Jugend interessierte er sich für die Ostkirche und besuchte ostkirchliche Gottesdienste. Nach dem Abitur studierte er am orthodoxen Institut St. Denis und setzte seine theologischen Studien an der Ecole Pratique des Hautes Etudes an der Sorbonne fort. 1949 konvertierte er zur Orthodoxie. Als 1953 vom Moskauer Exarchat Pastoralkurse eingerichtet wurden, arbeitete er als Sekretär. Am 30.8.1954 empfing er die Mönchsweihe, einige Tage danach die Diakon- und Priesterweihe von M Boris (Vik). Als Priester diente er an der Drei-Hierarchen-Kirche in Paris, seit 1961 war er Pfarrer der französisch-russischen Pfarrei Notre Dame des Affligées. Hier vollendete er das Werk seines Vorgängers, des Erzpriesters Michail Beiskij: die Übersetzung der Liturgie ins Französische. Zu Pfingsten 1960 wurde er anläßlich seines Besuches in Moskau zum Archimandriten erhoben. 1962 erhielt er für seine Arbeit am Institut St. Denis und seine wissenschaftlichen Veröffentlichungen von der Moskauer GA den Titel cand. theol. Er nahm an zahlreichen patristischen und byzantinologischen Kongressen teil sowie als Vertreter des Moskauer Patriarchats an der Vollversammlung des Ökumenischen Rates der Kirchen in Uppsala. Am 30.7.1968 wurde er zum Бder russischen Ep. Paris mit dem Titel Bvon Cherson ernannt. Die Bischofsweihe fand am 12.9.1968 in Leningrad durch M Nikodim (Rotov) u.a. statt. Am 29.9.1968 erfolgte die Inthronisation in der Drei-Hierarchen- Kirche (Rue Pétel) in Paris. Er machte jährlich einen besuch in Moskau und wurde zum Mitglied der Kommission für das Osterdatum zur Vorbereitung des Großen Orthodoxen Konzils ernannt. Am 12.6.1979 wurde er EB (MP 1979,8,3). Mit dem Ukaz vom 16.11.1979 wurde EB Petr in die Jurisdiktion der Autokephalen Orthodoxen Kirche in Amerika entlassen (MP 1980,3,3). Hier wurde er EB von Brooklyn, V der Ep. New York und New Jersey.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

(Свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский. Разговоры между испытующим и уверенным о Православии Восточной Греко-Российской Церкви (1815). Творения. М., 1994). - Прим. ред. 16. CSEL 16. CSEL 3. P.443. 17. См. наст. издание. Т.1. Очерки из истории догмата о Церкви. С.340 и далее. - Прим. ред. 18. De bapt. IV,17,24. PL. T.43. Col.170. Cf. col.695. 19. Блаж Августин. Contra epist. Parmeniani. II,13,28. PL. T.43. Col.71. 20. Его же. De bapt. IV,1,1. V,23,33. PL. T.43. Col.155,193. Serm. 208,2. PL. T.38. Col.1232. In. ep. Ioan. tr.6,11. PL. T.35. Col.2026. 21. Его же. I,12, 29-21. VI,34,65. VII,3,5. PL T.43. Col.119-121,219,227. 22. Фирмилиан. Epist.75. Cap.9. 23. Свщм. Киприан Карфагенский. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.3. Ep.71-58 ad Quintum. Cap.4. 24. Euseb. H.E. V.7,5. 25. Epist. Firmiliani, Cap.7,19. CSEL 3. P.815,823. Русский перевод в творениях святителя Киприана. Ч.1. С.384-385. 26. Сщмч. Киприан Карфагенский. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.1. 27. Его же. Epist.73-60. Cap.4-5. 28. Его же. Epist.62-69 ad Magnum. Сарр.1-11. CSEL 3. P.759 sq. Русский перевод. Ч.1. С.368-369. 29. Его же. Epist. Firmiliani 75. Cap.18. P.822. Ч.1. С.384. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.5. P.802-803. Ч.1. С.353. 30. Его же. Epist.74-61 ad Pompejum. Cap.5. 31. Его же. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.11. P.786. C.338-339. 32. Euseb. H.E. VII.7,5. 33. Pitra. Analekta sakra. T.4. Parisiis, 1883. P.171,414. Творения в русском переводе. Казань, 1900. С.60. 34. Свщм. Киприан Карфагенский. Epist.75-60 ad Jubajanum. Cap.23. P.769. С.347. 35. Его же. Epist.75. Cap.21. 36. Его же. Epist.73-60 ad Jubajanum. Cap.23. 37. Euseb. H.E. VII.9. 38. Epiphan. Expositio fldei cath. 13. PG. T.42. Col.805. Творения в русском переводе. Ч.5. М., 1882. С.338. 39. Святитель Афанасий Великий. На ариан слово I,1,2,4. 40. Там же. II,42-43. 41. Его же. К Серапиону послание I. Гл.30. 42. Весьма характерный случай был на первом заседании VII Вселенского Собора, где долго рассуждали о том, как принимать епископов-иконоборцев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/227/...

Было бы неверно, значит, по отношению ко всему воздействию абзаца, истолковывать стих 5:12 так, будто бы в нем подразумевается, что состояние человека прежде явления Христова всецело определялось его собственными личными грехами». 315 Cyril of Alexandria, In Rom.; PG 74:789в. 316 Theodore of Mopsuestia, In Rom.; PC 66:801в. 317 Theodoret of Cyrus, In Rom.; PC, 80; 1245л. 318 John Chrysostom, In Rom. hom. 10; PG 60:474–475. 319 Theophylact of Ohrida. Exp. in Rom.; PG 124:404c. 320 CM. J. Meyendorff, Gregory Palamas, p. 121–126. 321 См. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие, с. 65, прим. 5. 322 Maximus the Confessor, Quaesf. ad Thai, PG 90:408ßC. 323 В Западной Церкви наряду с Никейским Символом Веры признаются и употребляются так называемые Апостольское Кредо и Кредо св. Афанасия. 324 Theodoret of Cyrus, Haeret. fabul. compendium, 5:18; PG 83:512. 325 Богородица (греч) 326 Gregori Palamas, Hom. in Present., 6–7; ed. Oikonomos (Athens, 1861), p. 126–127: trans, in EChurchQ 10 (1954–1955), No. 8, 381–382. 327 Там же, 2; p. 122. 328 Sophronius of Jerusalem, Oratio, II, 25; PG 87:3248A. 329 Andrew of Crete, Hom./in Nativ. B. Mariae; PG 97:812л. 330 Nicholas Cabasilas, Hom. in Dorm., 4; PG 19:498. 331 Gennadios Scholarios, Oeuvres completes de Georges Scholarios, edd. J. Petit and M. Jugie (Paris, 1928), II, 501. 332 John Chrysostom, Hom. 44 in Matt.; PG 57:464; Hom. 21 in In 2; PG 59:131. 333 Человеческое (лат.). 334 Из Стихиры на Господи воззвах, служба на Рождество Христову 335 24 декабря, вечерня; The Festal Menaion, trans. Mother Mary and K. Ware (London: Faber, 1969), p. 254. 336 25 декабря, утреня; там же, с. 269. 337 Святый и Великий Пяток, вечерня 338 6 августа, Преображение, вечерня; Festal Menaion, р. 476–477. 339 Константинопольский Собор 680 г.; Денц. 291. 340 «Человеческое», «божественное» (лат.). 341 Maximus the Confessor, Expos, oral, domin.; PG 90:877θ. 342 См. Ин. 9:1—38. 343 John of Damascus. De fide orth.. Ill, 15; PG 94:1057ßC. 344 Денцлер 222; Анафема 10 Собора 553 г. 345 По–славянски: «…распныйся же Христе Боже… , един Сын Святыя Троицы…». 346 Leontius of Jerusalem, Adv. Nest.. VIII, 9; PG 86:1768л. 347 Marcel Richard, «St. Athanase et la psychologie du Christ selon les Ariens», Mel Sei Rel 4 (1947), 54. 348

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

 Послание папы Льва цитируются по: Patrologiae cursus completus. Series Latina/Acc. J.-P. Migne. T. LIV. S. Leonis Magni Tomus I. Parisiis, 1846. Послания Феликса III и Геласия I: Epistulae romanorum pontificum genuinae et quae ad eos scriptae sunt a s. Hilaro usque ad Pelagium II//Recensuit et edidit A. Thiel. T. I: A s. Hilaro usque ad s. Hormisdam, ann. 461–523. Brunsbergae, 1868. При цитировании указываются имя папы, номер послания и цитируемых колонок/страниц.  Leonis ep. 104. Col. 995: Privilegia enim Ecclesiarum, sanctorum Patrum canonibus instituta, et venerabilis Nicaenae synodi fixa decrctis, nulla possunt imprubitate convelli, nulla novitate mutari.  Leonis ep. 104. Col. 995: quoniam dispensatio mihi credita est, et ad meum tendit reatum, si paternarum regulae sanctionum, quae in synodo Nicaena ad totius Ecclesiae regimen, Spiritu Dei instruente, sunt conditae, me (quod absit) connivente, violentur; et major sit apud me unius fratris voluntas, quam universae domus Domini communis utilitas.  Третий ранг Антиохийской Церкви Лев подтверждает и в другом своем письме от 11 июня 453 г. (Leonis ep. 119. Col. 1042–1043): Dignum est enim te apostolicae sedis in hac sollicitudine esse consortem et ad agenda fiduciam privilegia tertiae sedis agnoscere, quae in nullo cujusquam ambitione minuentur.  Leonis ep. 106. Col. 1007: Non convellantur provincialium jura primatuum, nec privilegiis antiquitus institutis metropolitani fraudentur antistites. Nihil Alexandrinae sedi ejus, quam per sanctum Marcum evangelistam beati Petri discipulum meruit, pereat dignitas; … Antiochena quoque Ecclesia, in qua primum praedicante beato apostolo Petro, Christianum nomen exortum est, in paternae constitutionis ordine perseveret, et in gradu tertio collocata numquam se fiat inferior. Aliud enim sunt sedes, aliud praesedentes; et magnus unicuique honor est integritas sua.  Gelasii ep. 26. P. 396: «Хотя возобновлять Собор и не следовало, однако подобало бы, чтобы епископ какого бы то ни было города не избегал суда первого престола, к каковому прибегнул Предстоятель второго престола, дело которого может заслушиваться только первым престолом» (Licet enim synodus iteranda non esset, tamen congrueret, ut cujuslibet civitatis episcopus primae sedis judicium non vitaret, ad quod convenerat secundae sedis autistes, qui nisi a prima sede non posset audiri).

http://pravoslavie.ru/119735.html

2  Св. Киприан: ер. 8. ad. Cornel. «Sed quoniam latius fusa est nostra provincia: habet enim Numidiam et duas Mauritanias sibi cohacrentes». Епифаний: haer. 18. Св. Афанасий: de S. Dionysio opp. t. I. Евсевий. ист. 5, 23. 3   Liber Notitiae Imperii ed. Labbe. cf. Gabassut. synopsis concil. pars III. dissert. 14 de provinciis eccles. et Bevereg . pandect t. 2. annot. ad can. 2. concil. constant. 1. 4  Св. Киприан: ep. 52. Св. Игнатий: ad Magnes. Иероним: ep. 29. ad Evagrium: «где бы ни был епископ, – рассуждает бл. Иероним, – в Риме ли, или Константинополе, или на Дону, он везде равное имеет достоинство. Ни великолепие богатства, ни смирение нищеты не делают епископа ни высшим, ни низшим: ибо все они равны по священству». 5  Это правило соблюдалось и всегда между епископами равных по важности кафедр. Photii Nomocan. tit. 8. cap. 19. « κατα χρονου ταξις...» cf. God. Justin, lib. I. tit. 3 de episcopali audientia: (επισκοποι κατα ταξιν της χειροτονιας προτευοντες». 6  Для соблюдения порядка старшинства, африканские соборы положили за правило – вести непрерывные списки епископов по порядку их рукоположения (Карф. соб. (419) прав. 97). 7  Евсевий: ист. 5, 23–25. Св. Киприан, по вопросу о принятии в Церковь падших, писал: «quae res cum omnium nostrum consilium et sententiam spectet, praejudicare ego et solus mihi rem communem vindicare non audeo; et ideo instetur interim epistolis, quae ad vos proxime feceram, quorum exemplum collegis quoque mullis jam misi, qui rescripserunt placere sibi, quod statuimus, nec ab eo recedendum esse, donec pace nobis a Deo reddita in unum convenire et singulorum causas examinare possimuss. ep. 19. 8  См. 24 и 97 правила карфагенского собора (419) ef. Ferrandi diaconi carthag. Breviat. can. tit. 82. 12  Так св. Златоуст называет Антиохию: «τν πλεων τν κειμενων κεφαλη κα μητηρ». hom. III. ad. Antioch. Св. Григорий Назианзен говорит о Кесарии: «οχ ττον λογων μητροπολις, των πολεων, ν περκειται). orat. XX. 18  Митрополией палестинских Церквей был не Иерусалим, а Кесария: потому что Кесария была в гражданском отношении объявлена столицей Палестины. Vd. Balsam. Zonar . et. Aristin. ad can. 7. concil. nicaen. Justin , nov. 103 praefat. cf. Beveregii annot. ad can. 7. conc. nic. Cabassut. synops. conc. t. 1. 1838. Paris. da nicaen. canonibus.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Ps.Fel.Ep.Pemr.Full. Псевдо-Феликс. Письмо Петру Суконщику Fulg-Ep. Фульгенций Руспийский.Письма Gennad.Vir.ill. Геннадий.О замечательных мужах [Devirisillustribus] Письма Диалоги ГомилиинаЕвангелия [In evangelia homiliae] Ezech. Гомилиина Иезекииля Нравственные толкования на книгу Иова Пастырское правило Gr.Naz. Стихотворения [Carmina] Письма Gr.Nyss. Anim.et.Resurr. Одушеивоскресении [De anima et resurrectione] Apoll. ПротивАполлинария Письма Против Евномия Maced. Противмакедониан Or. catech. Большоеогласительное слово Tresdii О том, что нет трех Богов [Quodnonsinttresdii] V. Масг. О жизни Макрины [DevitaMacrinae] V.Mos. О жизни Моисея [DevitaMosis] Gr.Presb.V.Gr.Naz. Заповеди Подобия Видения Иероним [Hieronymus] Письма Hom.Orig.inLuc Jovin. Против Иовиниана Pelag. Против Пелагия Rufin. Против Руфина Vigil. Против Вигилантия Vir. ill. Озамечательныхмужах [De viris illustribus] Иларий Пиктивийский Const. К Констанцию Августу Толкование псалмов О соборах [Desynodis] О Троице Antichr. Об Антихристе Толкование на Даниила О ересях Против Поэта Trad. ар. Апостольское предание Ногт. Ер. Гормизд.Послания Послание к Ефесянам Послание к Магнезийцам Послание к Филадельфийцам Послание к Римлянам Послание к Смирнянам Trail. Послание к Траллийцам Ildef.Vir.ill. Ильдефонс Толедский.О замечательных мyжax[Devirisillusmribus] Фрагменты Против ересей Jac.Bar.Ep. Яков Барадей.Письма Joh.Anm.Ep. Cyr. Иоанн Антиохийский.Послания к Кириллу Joh.D. О православной вере О ересях Иосиф Флавий Иудейскиедревности Против Апиона Император Юлиан Кесари Письма Против Галгилеян 1Apol. Первая апология 2Apol. Вторая апология Диалог с Трифоном-иудеем Justn. Юстиниан I Исповедание истинной веры против трех глав Ep.Thdr.Mops. Послание против Феодора Мопсуестийского Monoph. Против монофизитов Священные постановление против севериан Juv.Sat. Ювенал. Сатиры Lact .Inst. Лантанций. Божественные установления Послания Проповеди Leont.B. Nest.et Eut. Ps.Leont.B.Sect. Leont.H.Aferf. Mar.Vict.Ar. Marc.fr. Маркелл Анкирский. Фрагменты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ATHANASIUS ALEX, Ad Amunem, 545–60, 26, 1169–76. Ex tricesima nona festali, 559–66, 26, 1175–80. Ad Rufinianum, 565–72, 26, 1179–82. BASILIUS CæS. Ad Amphilochium 1, 571–644, 32, epist. 188; 2, 843–738, 32, epist. 199; 3, 737–808, 32 epist. 217. De ciborum differentia 807–10; 32 epist. 236. Ad Diodorum Tars, de matrimonio, 809–22, 32, epist. 160. Ad Gregorium presbyterum, 821–28, 32, epist. 55. Chorepiscopis, 827–32, 32, epist. 54. Ad episcopos sibi subjectos, 831–38, 32, epist. 53. Ad Amphilochum de Sp. S., 839–52, 32, ex cap, 27 et 29. GREGORIUS NYSSENUS ad Letoium, 851–888, 45, 221–36. TIMOTHEUS ALEX. Responsa, 889–902, 33, 1295–1308. THEOPHILUS ALEX. Edictum, 901–2, 65, 33–4. Commonitorium, 903–12, 65, 35–44. Narratio de Catharis, 911–2, 65, 43–44. Agathoni, 911–14, 65, 43–6. Menæ , 913–4; 65, 45–6. CYR1LLUS ALEX. Epistola in hymnis, 915–22, 77, epist. 78. Epistola ad episcopos Lybiæ, 921–24, 77, epist. 79. GREGORIUS THEOLOGUS. De libris canonicis V. T. et N. Т., , 923–26, 37, 472–74. AMPH1LOCHIUS. Iambi ad Seleucum, , 925–28, 37. 1593–98. GENNADIUS. Epistola encyclica, 929–34, 85, 1613–22. BASILIUS CÆS. Ad Nicopolitanos,933–36, 32, epist., 240. TARASIUS. Epistola ad Adrianum, papam, 935–38, 98, 1441–55. NICOLAUS CP. Interrogationes et Responsiones ad monachos synodicæ, 937–50. B) SYNTAGMATA PHOTIUS. Syntagma canonum, 104, 441–976. Nomocanon, 975–1218. SYMEON METAPHRASTES. Epitome canonum, 114, 235–92. MICHAEL PSELLUS. Oblatio nomocanonis, , 122, 919–24. ALEXIUS ARISTENUS. Synopsis canonum, 133, 63–114. ARSENIUS. Epitome canonum, 188, 9–62. MATTHÆUS BLASTARES. Syntagma alphabeticum canonum, 144, 959–1400 et 145, 9–212. CONSTANTINUS HARMENOPULUS. Epitome canonum, 150, 45–168. Narratiuncula de tribus tomis synodicis, 41–44. C) JUS ECCLES1AST1CUM GRÆGO ROMANUM i. imperatorum novellæ constitutiones de rebus ecclesiasticis: Justinianus, PL., 72, 921–1100. Leo VI imperator, 107, 419–66. Constantinus VII, 113, 549–604. Delectus legum, 113, 453–550. Romanus senior, Bulla аигеа, 113, 1059–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Они не могли быть отменены сразу же, либо презираемы, но, по мере распространения благодати Христовой, верующие познавали то, что они спасаются ею одной, а не символами грядущей реальности (ep. 82,15). Теперь же, говорит Августин, я не позволяю иудею, приходящему к христианству, соблюдать древние обычаи (ep. 82,15.17). Он четко проводит границу допустимости соблюдения ветхозаветных установлений временем апостольского века (ep. 82,16), признавая, что в своем письме он должен был бы добавить фразу: «по крайней мере, в то время, когда впервые открылась благодать 37 », хотя, говорит он, эта мысль была выражена им ранее в Ответе Фавсту-манихею (ep. 82,17). Августин вновь возвращается к доказательству того, что Сам Господь и апостолы совершали древние обряды не притворно, указывая, в частности, на слова Господа прокаженному: «Пойди... и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им» ( Мк.1:44 ) (ep. 82,18). Августин отвергает допустимость «полезной» лжи в какой-либо форме, привлекая для доказательства этой точки зрения слова из Мф.5:37 («...Да будет слово ваше: да, да; нет, нет») и псалма 5.7 («Ты погубишь говорящих ложь») (ep. 82,21). Что касается авторитетных мужей, к которым Иероним прибегает для защиты своих взглядов, то, говорит Августин, некоторые из них либо покинули Церковь , либо были еретиками, а в учении Оригена и Дидима Иероним и сам нашел погрешности в важных вопросах. Остаются Евсевий, Феодор Гераклейский и Иоанн Константинопольский (ep. 82,23). Однако схожее с Августином говорили Амвросий и Киприан, «так что ты, вероятно, обнаружишь, что и на нашей стороне есть те, которым мы следуем в том, что защищаем» 38 . Однако главное в том, говорит Августин, что на его стороне канонические Писания. Можно было бы поискать и иных сторонников, но главный сторонник – это апостол Павел, сам свидетельствовавший пред Богом, что он не лжет (ep. 82,24). Если же думать (как полагал Иероним), что апостол Павел притворно совершал ветхозаветные обряды, а то, что он для язычников стал как язычник, заключалось в том, что он их допускал необрезанными к вере и допускал вкушать без разбора все, что иудеи осуждают, тогда почему не предположить, что он и это делал также притворно; но это абсурдно, поэтому верно утверждение Августина о мудрости апостола Павла в свободном служении (ep.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Отсечение воли совершается не только перед старцем, но и «перед ближним» (τ πλησον - Отв. 212. С. 159/Ep. 121. 9) и приводит к «беспопечительности» (μεριμνα - Отв. 459. C. 301/Ep. 462. 15), «безмятежности сердечной» (τ τραχον ν τ καρδ - Отв. 152. С. 109/Ep. 61. 87,88), «плачу» (Отв. 282/Ep. 285. 10). На вопрос прп. Дорофея: «В чем должно отсекать волю перед аввою: в добром, в среднем или в том, что кажется противно заповеди Божией?» - Иоанн дал следующий ответ: «Брат! Кто хочет быть иноком, тот отнюдь ни в чем не должен иметь своей воли… Итак, ты должен слушаться во всем, хотя бы тебе и казалось, что дело будет не безгрешно (κν δξ σοι τ πργμα μαρταν χειν). Авва, к-рый назначает тебе оное, понесет и грех твой, ибо с него взыщется за тебя. Если же назначенное дело покажется тебе тяжелым, спроси о сем авву и предоставь его рассуждению» (Вопросоотв. 285. С. 210, 211/Ep. 288. 1-20). Впосл. не без влияния преподанного урока авва Дорофей будет писать об «опыте в послушании без рассуждения» (περαν πακος διακρτου), приводящем к «беспопечительности» и «упокоению» ( μεριμνα κα νπαυσις - Doroth é e de Gaza. Œuvres spirituelles. P., 1963. P. 184; Doroth. Doctrinae 1. 25//PG. 88. Col. 1640D). 3. Любовь к Богу - добродетель, наиболее отвечающая традиции созерцательного монашества. «Если ощущаем холодность, призовем Бога, и Он, пришедши, согреет сердце наше совершенною любовию Своею не только к Себе, но и к ближнему, и от лица теплоты Его изгонится холодность ненавистника добра» (Отв. 18/Ep. 18. 9-14). Любовь к Богу увенчивает жизнь подвижника и отличается полной непоколебимостью: она - «кровля… которая, покрывая дом, «никогда не падает» (ср.: 1 Кор 13. 8)» (Отв. 121. С. 87/Ep. 208. 24-25). «Да достигнешь непобедимой любви (ττητον γπην), которая вводит приобретших ее во дворы Царские и соделывает их братьями Христа»,- призывал В. В. игумена Иоанна Миросавского (Отв. 22. С. 17/Ep. 22. 30-33). Любовь к ближнему раскрывается более незаметным образом. Напр., в одном из ответов болящему иноку Андрею В. В. внешне впадает в противоречие самому себе, по смирению отказываясь и тотчас же по послушанию соглашаясь полностью взять на себя бремя болящего, хотя он так и не выносит окончательного решения. В конце ответа, объясняя свои слова, В. В. говорит: «Прости, что сильная любовь приводит меня к пустословию; но да будет оно тебе весельем о Христе Иисусе» (Отв. 164. С. 124/Ep. 73. 27-29). Этот эпизод из монашеской жизни того времени свидетельствует о простоте, открытости и чистоте братских отношений в обители аввы Серида. Молитва

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010