Евлогитарии (тропари по непорочных) Иоакима Салабасиса, митр. Визийского. Фрагмент из Певческого сборника письма архим. Кирилла Пелагонийского. 1789 г. (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 810. Fol. 143) Из причастнов, распетых И. С., в рукописях наиболее часто встречается воскресный стих «Хвалите имя Господне» на глас βαρς (Ath. Pantel. 1016. Fol. 199, 1728 г.; Ath. Xeropot. 317. Fol. 226-227, нач. XVIII в.; Ath. Stauronik. 168. Fol. 187-188, нач. XVIII в.; Ydra. Iliou. 630. Fol. 192-192v, нач. XVIII в.; РНБ. Греч. 130. Л. 387 об., нач. XVIII в.; Ath. Paul. 36. Fol. 416-466, 1-я пол. XVIII в.; Meteor. S. Stephani. 19. Fol. 372-372v, 1-я пол. XVIII в.; 279. Fol. 134-134v, 1-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 253. Fol. 243-243v, 1-я пол. XVIII в.; Athen. O. et M. Merlier. 12. Fol. 267-267v, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Xeropot. 277. Fol. 73-73v, сер. XVIII в.; Ath. Doch. 407. Fol. 67-69v, сер. XVIII в.; Ath. Pantel. 969. Fol. 165-183, сер. XVIII в., 972. Fol. 302v - 307, сер. XVIII в., 984. Fol. 186-192, сер. XVIII в., 994. Fol. 256v - 257, сер. XVIII в., 1007. Fol. 345-369, сер. XVIII в.; Ath. Gregor. 35(38). Fol. 152-182, сер. XVIII в.; Ath. Cutl. 415. Fol. 231, сер. XVIII в.; Ath. Stauronik. 234. Fol. 296v, сер. XVIII в.; Ath. Ivir. 998. Fol. 135-135v, сер. XVIII в.; Ath. Stauronik. 164. Fol. 251v, 1749 г.; Ath. Cutl. 446. Fol. 256v, 1757 г., ркп. мон. Феоклита: «Иоакима, архиерея Визийского, Салабасиса, весьма упоительное (πολλ δονικν)»; Ath. Xeropot. 380. Fol. 434-434v, 1759 г., ркп. иером. Лаврентия; Ath. Doch. 332. Fol. 258v - 267v, 1760 г., ркп. иером. Паисия; Ath. Dionys. 575. Fol. 196-214, 1764 г., ркп. протопсалта Иоанна; Ath. Doch. 338. Fol. 269-272v, 1767 г., ркп. Димитрия Лота; Ath. Pantel. 958. P. 347 sq., 1767 г.; 1012. Fol. 187v - 198, 1768 г.; Sinait. 1307. Fol. 55v - 56, 1768 г., ркп. Михаила Драка; Meteor. Metamorph. 92. Fol. 124v, 1772 г., ркп. иеродиак. Гавриила; Ath. Paul. 132. P. 669-677, 1774 г., ркп. Димитрия Лота; Ath. Doch. 363. Fol. 404-405, 2-я пол. XVIII в.; 1767 г.; Ath. Gregor. 31. Fol. 194v - 238, 2-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 37. P. 409-447, 2-я пол. XVIII в.; Lesb. Leim. 248. P. 554-556, 2-я пол. XVIII в.; БАН. РАИК. 43. Л. 135-135 об., 2-я пол. XVIII в.; Ath. Doch. 359. Fol. 200v - 221, кон. XVIII в.; Ath. Ivir. 997. Fol. 80v, кон. XVIII в.; РНБ. Греч. 132. Л. 392 об. сл., кон. XVIII в.; Ath. Doch. 410. Fol. 146-146v, XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/468943.html

Подобным же образом на все гласы с неск. вариантами для 1-го, 4-го, 1-го плагального и βαρς Г. распел и воскресный причастен (Ivir. 951; CPolit. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.; Aegio. Taxiarch. 2; Doch. 324, 1686 г.; 400; 338; Pantel. 919; РНБ. Греч. 237; Lesb. Leim. 230; 253; Xeropot. 328; 380; 307; БАН. РАИК. 35; Athen. O. et M. Merlier. 12). Г. также «украсил» причастны Иоанна Клады и Досифея на 3-й глас, Георгия Редестского на 4-й глас, Герасима на 1-й плагальный глас, митр. Никейского Нафанаила на глас βαρς (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; Xeropot. 317; БАН. РАИК. 35; 42; Doch. 332; 338). Сохранились 2 воскресных причастна Г. на 4-й глас в обработке Баласиса (Xeropot. 323). Из седмичных и праздничных причастнов Г. в рукописях содержатся: «Чашу спасения» на глас βαρς - обработка версии Мануила Хрисафа (РНБ. Греч. 237; Lesb. Leim. 459; БАН. РАИК. 50; тот же причастен без указания на авторство Мануила Хрисафа: Aegio. Taxiarch. 2; Doch. 332), «В память вечную» на 1-й глас (Ivir. 951 - украшенная Г. версия Нафанаила Никейского; Xeropot. 380), «Тело Христово» на 4-й глас (Xeropot. 268, 1746 г.; 373, 2-я пол. XVIII в.; Pantel. 985, 2-я пол. XVIII в.), часто с названием ργανικν (РНБ. Греч. 237; БАН. РАИК. 42; Aegio. Taxiarch. 2; Lesb. Leim. 459; Athen. O. et M. Merlier. 12), «Избавление посла» на 4-й глас (Xeropot. 373), «Явися благодать Божия» на глас 1-й τετρφωνος (Pantel. 1008; Lesb. Leim. 459; Doch. 363), сделанный Г. «экзегесис» того же причастна распева Иоанна Клады на глас πρωτβαρυς и «украшение» Г. для версии Иоанна Клады на 1-й глас (Lesb. Leim. 459). Образцы мелоса Г. в подборках причастнов «всего года» см. также в рукописях: Doch. 332 - «украшенный» Г. мелос Нафанаила Никейского; Xeropot. 323; 317; Pantel. 1005; Dionys. 575, 1764 г. Сохранился распев Г. гимна на литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» на 4-й плагальный глас (Xen. 149, XIX в.), «украшенная» Г. версия того же песнопения Феофана Карика на 1-й глас (Xen. 158, нач. XVIII в.), а также распетый Г. причастен «Вкусите» на 1-й глас (Xeropot. 329).

http://pravenc.ru/text/164757.html

К этим же антикизирующим образцам восходит и миниатюра из Симоновского Евангелия (РГБ. Рум. 105. Л. 25 об., 1270 г.), где апостол стоит в 3/4-ном повороте; позднее подобная поза у апостола встречается на фресках - в минейных циклах (в нартексах кафоликонов монастыря Дечаны, 1335-1350; монастыря Козия, ок. 1386-1390), в росписях боковых апсид-певниц, напр. в ц.-триконхе во имя ап. Андрея на р. Треска (1388-1389, мастер митр. Иоанн II Зограф). Античные образцы и мотивы, восходящие к образам размышляющих или пишущих философов, долго использовались в визант. иллюминации. Пишущего М. окружают разнообразные канцелярские предметы на миниатюре ноябрьского Минология (Sinait. gr. 500. Fol. 302r, XI в.); апостол выдвигает дополнительный свиток из стоящего перед ним шкафчика (Ath. Dionys. 12. Fol. 7v, vol. 1, XIII в.), очиняет перо (Ath. Laur. A 113. Fol. 38v, нач. XIV в.; Ath. Dionys. 33. Fol. 22v, 2-я пол. XIV в.), окунает перо в чернильницу (Ath. Pantel. 2. Fol. 55v, XII в.; Ath. Dionys. 38. Fol. 21v, 2-я четв. XII в.), размышляет над лежащим на коленях кодексом (Ath. Dionys. 80. Fol. 27v, ок. 1321 г.), придерживает страницу кодекса, лежащего перед ним на пюпитре (Aht. Cutl. 60. Fol. 56v, XI в.). Он резко склоняется над столом, или тянется к странице (Четвероевангелие Иоанна II Комнина - Vat. Urbin. gr. 2. Fol. 21r, 1122 г.; Четвероевангелие - Lond. Brit. Lib. Burney 19. Fol. 1v, 2-я пол. X-XII вв.); задумывается и касается рукой щеки или губ (Ath. Dionys. 38. Fol. 21v; Lond. Brit. Lib. Add. 21260, XIII в.). Изредка он сидит в таком же кресле, как у ап. Иоанна Богослова (Ath. Dionys. 588. Fol. 14v, нач. XI в.; ярославское Спасское Евангелие - ЯИАМЗ. 15690. Л. 37 об., 1-я пол. XIII в.); вместе с ап. Иоанном Богословом занят написанием текста (Ath. Protat. 11. Fol. 1v, XII в.). Портрет святого как писателя может восходить к изводу учительствующего Христа; так, М. сидит на престоле, указывая перстом на строки в книге, лежащей у него на коленях (Ath. Dionys. 23. Fol. 6r, XIII в.).

http://pravenc.ru/text/2562632.html

Мн. составленные Г. мелодические версии стихир встречаются в рукописях и отдельно - вне его Стихираря или Доксастария. Наиболее часто переписчиками копировались распевы Г. для следующих стихир: в Великую пятницу «Тебе одеющагося» на 1-й плагальный (5-й) глас (Doch. 354, нач. XIX в.; Pantel. 970, 977, ок. 1815-1820 гг.; 945, 1824 г.; Dionys. 693; 696, 1844 г.; 707, 1858 г.); в Великую субботу «Солнце скрывшееся» (Τν λιον κρψαντα) на 1-й плагальный глас, к-рое поется «на входе погребения вместо «Святый Боже»» (Doch. 411, ок. 1825 г.), творение «Малакса, мелос же кир Германа» (Doch. 338, 1767 г.; Lesb. Leim. 230, ок. 1700 г.; Athen. O. et. M. Merlier. 5, 1-я пол. XVIII в.; Xeropot. 278, 1-я пол. XVIII в.; 300; Doch. 329; 400, 1723 г.; 317, 1747 г.; БАН. РАИК. 47, кон. XVIII - нач. XIX в.; 64, сер. XIX в.; Pantel. 1019, ок. 1720-1740 гг.; 969, ок. 1730-1750 гг.; Gregor. 33 на Пасху «Воскресения день» на 1-й плагальный глас (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.- ркп. Афанасия Ивирита ; Lesb. Leim. 459, ок. 1700 г.; 8, кон. XVIII в.; Doch. 339, 1768 г.); на освящение воды (может надписываться и как «славник святых бессребреников» - Paul. 37, 2-я пол. XVIII в.) «Источник исцелений» на 4-й глас (Pantel. 969; 994, сер. XVIII в.; Xeropot. 366, сер. XVIII в.; в нотации нового метода: Pantel. 1018, 1-я пол. XIX в.- ркп. Николая Дохиарита; Dionys. 693 - «экзегесис» Иоасафа Дионисиата), эта же стихира встречается в последовании на освящение воды вместе с богоявленским тропарем «Руку твою прикоснувшуюся» на 1-й плагальный глас и со стихирой «Призри на моления» на 4-й глас (Dionys. 693, 722, 767, сер. XIX в.- рукописи Иоасафа Дионисиата; Dionys. 710, 2-я пол. XIX в.); на память свт. Николая Мирликийского (6 дек.) «Вострубим трубою песней» на 1-й плагальный глас (Pantel. 1008; Lesb. Leim. 230; 459; 238, ок. 1700 г.; 231, ок. 1700 г.; БАН. РАИК. 37, нач. XVIII в.); в предпразднство Рождества Христова «Исаия, ликуй» на 4-й глас и др. (Dionys. 693; 767 - «экзегесис» Иоасафа Дионисиата, автограф); на Рождество Христово «Небо и земля» на 1-й глас Κε и др.

http://pravenc.ru/text/164757.html

Е. обучался певч. искусству по т. н. старой системе в К-поле у Георгия Критского , протопсалта Мануила, и т. н. Новому методу у протопсалта Григория . По свидетельству Г. Пападопулоса, Е. «довольно [много] лет пел в константинопольской церкви св. Кириакии в Кондоскалионе, воспевая Господа, от великого своего благоговения, не только по воскресеньям и праздникам, но и в прочие дни седмицы, кроме пятниц, по которым он ходил в храм Живоносного Источника в Валукли, где нередко и пел» (Ibidem). Вероятно, одновременно Е. занимался преподаванием, поскольку Пападопулос упоминает, что он обучал церковному пению иеродиак. Парфения Микростома. Е.- один из 2 создателей рукописной 2-томной Анфологии (Т. 1: Agia Androu. 35; Т. 2: Tomplou Kritis. 8). 1-й т. имеет следующий подзаголовок: «Анфология, в которой содержатся избранные песнопения, изложенные в Новой системе нотации Константинопольской общей музыкальной школы, переписанная с общей четырехтомной Анфологии и разделенная на 2 тома кесарийскими музыкантами Хрисанфом и Евтихием на средства всечестного господина Серафима-музыканта, происходящего из селения Капарья на острове Андрос. Том первый, в лето 1823, августа 20». В наст. время известны следующие сочинения Е.: «Достойно есть» на глас βαρς и 4-й плагальный (Ath. Pantel. 1043. Fol. 42-43, XIX в.; Ath. Xen. 189. Fol. 1-208, 1893 г., ркп. Кесария из мон-ря Ксенофонт), «О Тебе радуется» на 4-й плагальный глас (Ath. Dionys. 695. P. 71-72; Ath. Pantel. 1043. Fol. 38v - 42; Ydra. Iliou. 610. Fol. 81v - 83v; Ath. Simon. Petr. 21. P. 13), воскресные причастны «Хвалите Господа» на глас βαρς (Ath. Doch. 343. Fol. 123-124v, нач. XIX в.; Ath. Pantel. 1043. Fol. 35v - 37v, XIX в.; 971. P. 64-70; 1038. Fol. 84-86v; Ath. Dionys. 723. Fol. 286-289), причастен «Вкусите и видите» на 4-й глас (Ath. Pantel. 1043. Fol. 37v - 38v, XIX в., 1313. P. 35-40; 971. P. 70-75; Ath. Dionys. Fol. 284-286; Pantel. 1308. Fol. 89v - 91). Его калофонические ирмосы на 8 гласов («К кому прибегну иному, Чистая» 1-го гласа, «Вскую мя отринул еси от лица Твоего» 2-го гласа, «Како изрещи Твоя по достоинству возмогу» 3-го гласа, «Ныне надеяся, к Твоему прибегох» 4-го гласа, «Ты моя крепость, Господи» 1-го плагального, «От многих моих грехов» 2-го плагального, «Не умолчу вопити яснейше» на глас βαρς, «Обстояния, и скорби, и нужды») опубликованы в Анфологии Феодора Папапарасху Фокейского с примечанием: «Ирмосы калофонические Г. Угурлу, переведенные [в нотацию Нового метода] Спиридоном А. из Спарты, исправленные Ф. Фокейским» (Ταμεον Ανθολοϒας. Θεσσαλονκη, 1979. Σ. 625-642). В рукописной традиции известны только 2 ирмоса: «Вскую мя отринул еси от лица Твоего» (Ath. Dionys. 691. Fol. 106v - 108) и «От многих моих грехов» 2-го плагального гласа (Ibid. Fol. 108-111). Е.- автор сокращенных версий мелоса херувимских на 8 гласов Петра Византийского (Benakis. TA. 120. Fol. 83-91v).

http://pravenc.ru/text/187586.html

95 Hist. Bysant. Gregor. Vol. II, pag. 894 et seq. Demetr. Cydow. advers. Palam. vid. Petr. Arcud. opuscul. aur. Theolog. pag. 405–443. – Manuel. Calecae de substant. et opéral. Dei contr. Palam. Biblioth. Vet. Potr. ed. Lugd. T. XXVI, pag. 321–344. Leon. Allat, de perpel. consession. Eccl. Orient, atque Occident, ed. Colon. 1648 ann. pag. 802 et sequent. 98 Graetser. annotat, ad hist. Cantacuz. Vol. histor. Cantacuz. III, pag. 497, 498. Kirchengesch. Schröck. Th. XXIV, S. 438, 439 100 Dionys. Petav. de dogmat. Theolog. Tom. I. pag. 95–102, 304–306. Boivin, annotat, ad hislor. Cantacuz. Vid. Vol. Hist. III, pag. 500. Manuel. Calecae de essent et operat. Dei cedv. Palam. Vid. Biblioth. Veter. Patr. edit. Lugd. Tom. XXVII, pag. 321. Demetr. Cydon. adv. Palam, in Opuscul. aur. Petr. Arcud, pag. 405–443. 101 Dionys. Petav. de dogmat. Theolog. Tom. I, cap. 12, pag. 96. στορ. κκλ. Μελτ. Τομ. 3, σελ. 210. 102 Hist. Eccl. Ignat Hiacynti ed. 1740, Tom. V. pag. 80. 82. Kircheng. Schrück Tom. XXIV, Seite 450 et 451. 103 Δεκλογος ονσα Παλαμα, κδ. ϑν. Сравн. Прав. Исповед. Веры св. Паламы. Воскр. Чт. 1841 года стр. 17–21. 108 Manuel. Caleca de Substantia et operat. Dei Biblioth. veter. Patr. Lugd. Tom. XXVI, pag. 322. Dionys. Petav. Opus de Theolog. dogmat. Тот. 1, cap. XIII, pag. 97. 110 Все значение этих Соборов и подвигов на них святого Паламы в раскрытии православного учения о предметах тогдашнего спора, как и само изложение этого учения не могут быть представлены в подробнейших чертах: поскольку не изданы необходимые для этого сочинения святого Паламы против Варлаама, Акиндина и Григораса, и творения Патриарха Филофея и других писателей, защитников св. Паламы; а исследования об этих соборах и об известном учении врагов св. Паламы Никифора Григораса, Еммануила Калеки, Димитрия Кидония, Петавия и других представлены не полно и совершенно в извращенном виде. 111 На первом соборе председательствовали Император Андроник младший Палеолог и Патриархи Константинопольский Иоанн Калека и Иерусалимский – Лазарь; присутствовали послы от Патриархов Александрийского и Антиохийского также Иоанн Кантакузен, святой Симеон Солунский , святой Григорий Сиваит и Исидор, Филофей и Каллист, бывшие потом Патриархами Константинопольскими. (Hist. Cantacuz. Volum. I, pag. 551. Boivin ad histor. Gregor. Vol. histor. Gregor. II, pag. 1254, Dionys. Petav. de annotat. Theolog. dogm. Tom. I, cap. XII, pag. 95–96. Добролюбие издан. Москв. 1822, часть IV, стран. 15, предисловие к словам Диодоха. στορ. Μελτ. τομ. 3, S. 208–211)

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

(Pantel. 935, 1-я пол. XIX в.- «экзегесис» Николая Дохиарита; Pantel. 1026, 1838 г.; Dionys. 694, 2-я четв. XIX в.; 693; 767 - рукописи Иоасафа Дионисиата); на Богоявление: «Одеваяйся светом - Тебе в дусе и огни - Приидите подражаим - Крещается Христос - Трепеташа рука» на 4-й глас («экзегесис» Иоасафа Дионисиата: Dionys. 694; 693), «Днесь тварь просвещается» на 4-й плагальный (8-й) глас (Xeropot. 310, 1841 г.; Doch. 307, ок. 1830 г.; Doch. Typikariou 123 и 124, ок. 1840 г.; «экзегесис» Никифора Дохиарита: Pantel. 1042, 1843 г.) и «Свет от света - Како Тя, Христе» на 1-й глас Κε (Pantel. 1022, XIX в.); на Благовещение Пресв. Богородицы «В шестый месяц - В месяц шестый - Послан бысть ангел» на 1-й глас Κε (Simon. Petr. 19, нач. XX в.; «экзегесис» Иоасафа Дионисиата: Dionys. 693; 828, 2-я пол. XIX в.) и «Днесь радость благовещения» на 4-й глас Δι (Ivir. 951; РНБ. Греч. 237; Aegio. Taxiarch. 2, 1682 г.- ркп. иером. Анфима из Фессалии; Lesb. Leim. 230; 459; 238; БАН. РАИК. 44, 1796 г.; Xeropot. 276, 1-я пол. XVIII в.; 380, 1759 г.; Konstamon. 95, сер. XVIII в.; «переводы» в нотацию нового метода, выполненные мон. Феофаном и иеросхимонахами Николаем Дохиаритом, Матфеем Ватопедским: Pantel. 1001, ок. 1810-1830 гг.; 1042; Doch. Typikariou 123; 124; Xeropot. 310; Gregor. 18, 1843 г.); на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня) «Разрешает Захариино молчание» на 1-й глас, «Днесь глас слова» на 4-й глас Πα, «Искапайте, горы», «Богознаменитый глас» и «Проповедник был еси Агнца Божия» на 1-й глас κ το Κε, «Исаии ныне пророка» на 4-й плагальный (8-й) глас («экзегесис» Иоасафа Дионисиата и Петра Агиотафита: Dionys. 694; 691; 767; 828; 709, 1880 г.?); вмч. Пантелеимону (27 июля) «Подвигом добрым подвизался еси» на 1-й глас, «Безмездно благодать - Отринул еси прелесть - Матере благочестивыя» на 2-й глас и «Всесветлая мученика память» на 1-й плагальный глас (Xeropot. 359, ок. 1842 г.; Pantel. 1313 (Typikariou B/II), 1852 г.; «экзегесис» Матфея Ватопедского: Pantel. 1318 (Typikariou Koim.

http://pravenc.ru/text/164757.html

«Слово покаянное желающему покаяться» (надписано именем П. Д. в рукописях Ath. Koutl. 14, XII в.? P. 479-482; Ath. Vatop. 628, XIV в. Fol. 61r - 65r; ГИМ. Син. 319, XIII-XIV вв. Л. 237-239) не имеет соответствий в греч. «Добротолюбии», хотя тематически близко к главе «Увещания...» «О третьем созерцании» ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 37-43). В одной из рукописей (НБУВ ИР. Греч. 6. Л. 143-146) «Слово...» приписывается Симеону, митр. Евхаитскому. Примерно в 20 рукописях сочинение надписано именем прп. Ефрема Сирина (CPG, N 3917). Наличие среди них кодексов X-XI вв. исключает авторство П. Д., однако, возможно, под именем последнего сохранилась одна из поздних редакций «Слова...». Авторство «Слова на «Внемли себе» (Втор 15. 9)» (надписано именем П. Д. в рукописях Ath. Dionys. gr. 269, XV в.; Ath. Ann. 25, XVII в.) в действительности принадлежит прп. Исаии Скитскому (PG. 40. Col. 1194). Гл. «О молитве» (надписана именем П. Д. в рукописях Ath. Laur. Λ. 181, XVIII в.; Ath. Dionys. gr. 251, 285, XVII в.) является выдержкой из 4-го слова «Аскетикона» прп. Исаии Скитского (PG. 40. Col. 1116-1117). Соч. «Об исходе души», сохранившееся под именем П. Д. в 2 рукописях XVII в. (Ath. Dionys. gr. 251, 285), входит в корпус «Греческого Ефрема» (CPG, N 4035), в нек-рых. греч. рукописях сохранилось под именем свт. Иоанна Златоуста (см., напр.: ГИМ. Син. 128, IX в. Л. 337 об.- 339), в наст. время большинством ученых приписывается Симеону Месопотамскому (Die 50 geistlichen Homilien des Makarios/Hrsg. H. Dorries, E. Klostermann, M. Kroeger. B., 1964. S. 194). Авторство «Письма Николаю», надписанного именем П. Д. в одной из рукописей (ГИМ. Син. 319, XIII-XIV вв. Л. 296 об.- 312 об.), принадлежит прп. Марку Пустыннику (CPG, N 6094). Аскетическое учение Аскетическое учение П. Д. представляет собой не столько целостную оригинальную систему, сколько обобщенное изложение предшествующей традиции. Несмотря на некоторую беспорядочность в изложении материала (повторы, несоответствие заголовков тематике разделов и т. п.), в сочинениях П. Д. заметно стремление к систематизации. Автор был хорошо знаком с идеями предшественников и стремился сгруппировать их по темам. В сочинениях П. Д. присутствует неск. общих мотивов, к-рые определяют весь тон его богословия: в частности, для него характерно живое чувство постоянной благодарности Богу, акцентирование особого внимания на добродетелях смирения и терпения, глубокая убежденность в том, что человек не способен достичь спасения своими силами и спасается прежде всего благодатью Божией. П. Д. сознательно адресовал аскетическое учение не только монахам, но и мирянам. Такой подход был характерен также для преподобных Феодора Студита и Симеона Нового Богослова ; он несколько отличался от подхода свт. Григория Паламы и его ближайших последователей, к-рые предпочитали разграничивать правила аскетической жизни для монахов и мирян. Источники

http://pravenc.ru/text/2580382.html

Ок. 244 г. епископ Бостры Аравийской Берилл проповедовал учение, совмещающее в себе тезисы адопцианства и модализма. Он учил о Христе как о человеке и утверждал, что Он не обладал собственной сущностью (οσα) до воплощения. Божественную природу во Христе Берилл считал принадлежащей Отцу (μηδ μν θετητα δαν χειν, λλ μπολιτευομνην ατ μνην τν πατρικν). Для полемики с Бериллом был привлечен Ориген , к-рый смог на Соборе, проходившем в Бостре, убедить Берилла в его неправоте ( Euseb. Hist. eccl. VI 33). В целом именно тринитарное учение Оригена, с его четким различением Лиц Пресв. Троицы и субординационистским пониманием Их отношений, становится главной богословской альтернативой М. в III в. Именно с таких позиций модалистское учение савеллиан, получившее распространение в ливийском Пентаполе ( Euseb. Hist. eccl. VII 6; Athanas. Alex. De sent. Dionys. 5), критиковал свт. Дионисий Великий , еп. Александрийский. Развивая в противовес савеллианам субординационистскую триадологию, он дошел до тезиса о тварности Бога Сына ( Athanas. Alex. De sent. Dionys. 4), однако критика со стороны Римского епископа св. Дионисия заставила его скорректировать свою позицию и признать ортодоксальным учение о единосущии Отца и Сына ( Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 25-26; Idem. De sent. Dionys. 13, 18; Idem. De Synod. 43-44; см. также: Бер. 2006. С. 168-171). В целом в III-IV вв. на Востоке сторонники модалистской формы М. получили устойчивое именование савеллиан ( Simonetti. 1993. P. 238; Bienert. 1993. S. 124-139; Idem. 2006. P. 359-365). В послании Антиохийского Собора 344 г. указывается, что используемый на Востоке термин «савеллиане» обозначает ту же группу еретиков, что и зап. термин «патрипассиане» ( Athanas. Alex. De Synod. 26). Свт. Епифаний Кипрский указывает на распространенность этого течения в Месопотамии и Риме ( Epiph. Adv. haer. 62. 1). В источниках позиция Савеллия и его сторонников характеризуется несколько противоречивым образом. С одной стороны, ему приписываются характерное для ранних модалистов учение о тождестве Отца и Сына и даже особый термин «Сыноотец» (Υοπτωρ - Athanas.

http://pravenc.ru/text/2564098.html

1-я книга, охватывающая события от сотворения мира до кон. IV в., представляет собой компиляцию сочинений предшественников: хроник Евсевия и Иеронима, труда Павла Орозия и др. 2-я книга посвящена епископам Турон и их деяниям, а также истории первых герм. племен, появившихся в Галлии, нашествию гуннов и ранней истории франков, к-рая доведена до смерти кор. Хлодвига (511). Здесь Г. Т. использовал фрагменты из не дошедших до наст. времени Житий св. Ремигия и св. Мексена. Также он пользовался перепиской Сидония Аполлинария, еп. Авита Вьеннского и нек-рыми не сохранившимися до наст. времени хрониками. 3-я книга, в к-рой рассказывается о событиях периода 511-544 гг., и 4-я, посвященная времени между 544 и 575 гг., составлены на основе воспоминаний современников событий тех лет, а также самого Г. Т., к-рый поместил в 4-й книге описание своих детских лет, юности и зрелости вплоть до занятия им кафедры в Туронах и смерти кор. Сигиберта I. Ок. 575 г. был закончен 1-й этап работы над «Историей франков». В конце 4-й книги Г. Т. привел общий счет лет, где выделены важные для хрониста и его труда вехи европ. истории и истории гос-ва франков, доведя его до 575 г. 5-я книга (575-580) открывается обвинением меровингских королей, современников Г. Т., в бесконечных междоусобицах, разорявших страну и народ, подробный рассказ о к-рых составляет содержание 5, 6, 7 и 8-й книг. Подробность изложения и внесение нек-рых уточнений и исправлений в эти книги заняли у автора почти 3 года (587-589). Необходимость постоянных разъездов по Австразии и Бургундии заставила Г. Т. отвлекаться от написания «Истории...», что сказалось на 9-й и 10-й книгах, представляющих собой лишь краткое изложение событий 587-591 гг. Весь труд был закончен в 591 г., тогда же были вновь отредактированы первые 4 книги. Незадолго до смерти Г. Т. заново просмотрел весь труд, внес поправки и довел повествование до 594 г. Исправления были обусловлены необходимостью согласовывать данные разнообразных источников, к-рыми пользовался историк (Библия, Жития святых, письма и сочинения отцов Церкви, воспоминания, народные саги (напр., «Сага о Хильдерике») и сказания). Для описания событий, происходивших в Византии и Испании, использовались рассказы паломников. Г. Т. часто ссылается на используемых им авторов, что должно было придать его сочинению особый авторитет. Хорошей осведомленности о событиях во всех франк. королевствах способствовала близость историка к представителям правящего дома, а также занимаемое им высокое положение в управлении гос-вом и доступ к королевскому архиву.

http://pravenc.ru/text/168077.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010