42 Boivin, annot. ad hist. Gregor. Vol. hist. Gregor. II, pag. 1284–1285. Hist. Cantacuz. Vol. II, pag. 610–614. Claud. Fleur, hist. Eccl. Тот. XXIII, pag. 537–538, 604, 610. Hist. Cantacuz, Vol. III, pag. 25–27. 104–109. hist. Greg. Vol. II. pag. 786–792. Кедрин. III. часть, стр. 95. 43 Claud; Fleur. Hist. Eccl. T. XXIV, edit. 1758, pag. 80–88. Cantacuz. hist. Tom. XVI, pag. 639 et 640. Hist. Eccl. Fleur. XX, edit. 1779 pag. 57–61. 49 Manuel Calecae de essent. et орегат. Dei advér. Palam. Vid. Bibl. Veter. Patr. ed. Lugd. 1677 Том. XXVI, pag. 329. 50 Biblioth. Coislin. Moutfaucon. ed. 1715. Paris, pag. 150–176. Catalog. Codic. Manuscript. Bibl. Reg. Paris T. II, ed. 1740, pag. 191, 23–38. Annolat. Boivin, ad histor. Gregor. Vid. Hist· Nic. Greg. Vol. II, pag. 1317 in pag. 1115. 51 Manuel. Calecae de essent et operat. Dei Biblioth. Vet. Patr. Tom. 26, pag. 321–344. Demetr. Cyd. advers. Palamam vid. Ptlr. Arcud. opusc. Theolog. pag, 405–443. 52 Biblioth. Coislinian. ed. 1715, pag. 150–176. Fabric. Biblioth, Graec. Vol. X, pag. 454 et seq. Hist, liter. Cave, T. II, Saec. XIV. Sub voce: Gregor. Palamas. – Catalog. Codicum manuscript. Bibl. Regiae T. II, ed. 1740, Paris, pag. 191, cap. 23–38. 54 Издано в свет. Biblioth. Graec. Patr. Auctor. noviss. Franc. Combelis, pars. II. Paris 1672, pag. 172–176. Воскресн. чтен. 1841, стр. 17–21. 63 Dionys. Pelav. de Theolog. dogmat, Tom, II, с. 8, р. 111. Сар. XV, р. 304–306. Manuel. Calec. de essent. et opérat. Dei. Vid. Max. Bibl. Patr. Paris, Тот. XXVI, pag. 337. 64 Иоан. Дамаск, точн. изл. Правосл. Веры. T. III. гл. 14, стр. 174; гл. 15, стр. 184–188. Максим. Исповед. Disput. cum. Pyrrh. Opp. T. II. pag. 187, 188. an. 1675. 75 Vid. Manuel. Calecae dissert, de essentia et operat. Dei adv. Palam. Biblioth. Max. Vet. Patr. T. 26, pag. 321–344, Dymetr. Cydon. adv. Palam. Vid. Petr. Arcudii, Corcinei opuscul. aurea Theolog. pag. 405–443. 79 Разбираемые здесь десять слов изданы в Москве 1776 года Матфеем Греком и посвящены Евгению Херсонскому Архиепископу. Два слова на Преображение Господне изданы Комбефизием. Vid. Auctorum novissim. Biblioth. Graec. Patr. Cambefis. pars 2, pag. 106–112. Max. Biblioth. Patr. ed. Lugd. Тот. XXVI, pag. 210–214. Одно слово напечатано Воскресн. чт. 1853, 16, стр. 145–147. Эти 12 изданных слов в числе других перечисляет и Монтфавкон в своем Каталоге – Конслинианской Библиотеке. Biblioth. Coislin. pag. 150–154, Codex XCVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

 Цитаты из Плотина даны в переводе А. Ф. Лосева. 386  Ср.: Прем 7, 25-26. 387  В античной философии (у Аристотеля, Плутарха) так обозначались «неподвижные звезды» в отличие от движущихся планет. 388  Здесь у Оригена явно слышны отзвуки атомистической картины мира, разработанной древнегреческими философами Демокритом и Эпикуром. 389  У ап. Павла читаем: «Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничтожении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор 15, 42-44). 390  Именно эта концепция апокатастасиса явилась одной из причин зачисления Оригена в еретики. 391  Подробнее см.: Crouzel H. Théologie de l " Image de Dieu chez Origène. Paris, 1956; Maloney G. A. Man, the Divine Icon: The Patristic Doctrine of Man made according to the Image of God. New Mexico, 1973, p. 68-87. 392  Ориген пользовался, видимо, текстом Септуагинты, где стоит только одна эта фраза: κατ " εκνα θε ποησεν ατν («по образу Божию сотворил его»); в синодальном же переводе, восходящем к древнееврейскому оригиналу, стоит и то и другое, что делает толкование Оригена неубедительным: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (1, 27). Это же чтение дает и Вульгата, а вот церковнославянский перевод повторяет версию Септуагинты. 393 См.: Bienen W. A. Dionysius von Alexandrien: Zur Frage des Origenismus im dritten Jahrhundert. Berlin; New York, 1978, S. 177. 394  См.: Harnak A. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Leipzig, 1958, Bd.2, S. 58. 395   Bienert W. A. Op. cit., S. 174. 396  Ibid., S. 132. 397  См.: Opitz H.-G. Dionys von Alexandrien und die Libyer. - Quantilacumque: Studies presented to K. Lake. London, 1937, p. 42. 398 Работы Дионисия сохранились только во фрагментах, которые собраны в следующих изданиях: PG, t. 10; PL, t. 5; Feltoe Ch. L. ΔΙΟΝΥΣΙΟΥ ΛΕΙΨΑΝΑ: The Letters and other Remains of Dionysious of Alexandria. Cambridge, 1904; Творения св. Дионисия Великого, епископа Александрийского, в русском переводе А. Дружинина. Казань, 1900. В данной работе использован русский перевод с отдельными уточнениями по греческим оригиналам. 399

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Ibid. XI, 13: «Годы Твои не приходят и не уходят,.. годы все Твои одновременны и неподвижны… «годы Твои как один день», и день этот наступает не ежедневно, а сегодня, ибо Твой сегодняшний день не уступает места завтрашнему и не сменяет вчерашнего. Сегодняшний день Твой — это вечность» . 374 В согласии с его вневременной желающей мыслью, которая есть предопределение и изображение и образец [парадигма] (греч.). 375 S. Ιο. Damasc. De fide orth. 1, 9//PG. XCIV. C. 837 A. 376 Dionys. Areop. De divin. nomin. V, 8//PG. III. С. 824: «Парадигмами же, как мы говорим, являются сущностные и единично предвосхищенные в Боге логосы сущих, которые теология называет предопределениями, и божественные и благие желания, определяющие и созидающие сущие, в согласии с которыми Сверхсущностный предвосхищает и производит на свет все сущие». Cnfr.: ibid. VII, 2. С. 868–869. 377 S. Maximi. Conf. Schol. in. lib. de div. nom. V, 5//PG. IV. C. 317 C; cnfr.: ibid. C. 324 А: «В причине всего все предвосхищено как в идее и парадигме… В мыслях Бога все пребывало на равных основаниях и неслитно, и не как в некоем месте», «будучи идеей или парадигмой бытия». «Парадигмы, которые также называют идеями, мы уже рассмотрели выше, когда им было дано то определение, что творение есть самосовершенная и вечная идея вечного Бога, или, как он говорит, парадигма…» «[Дионисий] называет парадигмами сущностные и единично предвосхищенные в Боге логосы сущих, или предопределения». «Он предвосхитил в себе предопределения всех будущих [предметов] даже прежде того, как произвел их на свет… Ибо святой Дионисий понимал эти парадигмы так: [Бог] прежде всякого знания предопределяет в себе будущие предметы, причем прежде их возникновения, то есть прежде, чем они будут определены и различены, при посредстве всеобъемлющего единичного предзнания Бога». «Бог, будучи извечным творцом [демиургом], создает то, что он хочет, при помощи единосущностного Логоса и Духа вследствие бесконечной благости». «Творец [Демиург] воплотил в сущность и явил на свет извечно предсуществующее в Нем знание сущих, как Он пожелал». Ср. также: В. Augustini De div. qu. 83, qu 46, 2//PL. XL. C. 30: «Действительно, они — некие идеи, начальные формы, либо же постоянные и неизменные разумные вещи, которые не есть самообразования, но суть от тех вечных [вещей], всегда одним и тем же образом собой владеющих, которые в божественном уме содержаться»; Ad Oros, 8//PL. XLII. С. 674: «В Премудрости Бога смысл всех сотворенных вещей может быть, но не творения… Следовательно, знал Бог все, что творит до того, как сотворит. Следовательно, знал сотворенное не творя: знал когда творил, и не в том, что творил». 378

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

Ист.: сир.: Guidi I., ed. La lettera di Simeone vescovo di Bêth-Arâm sopra i martiri omeriti//MRAL. Ser. 3. 1881. Vol. 7. P. 471–515 (рус. пер.: Симеон Бет-Аршамский. Из послания, повествующего историю о мучениках-химьяритах, Шимона, епископа персидских христиан, отправленного из Хирты Нумановой/Пер.: Ю. Н. Аржанов//БВ. 2009. 8/9. С. 182–200); Shahîd I. The Martyrs of Najrân: New Documents. Brux., 1971. P. III–XXXII [сир. текст], 43–111 [англ. пер. и коммент.]. (SH; 49); Devos P. L’abrégé syriaque BHO 104 sur les martyrs imyarites//AnBoll. 1972. Vol. 90. N 3/4. P. 337–359; The Book of the Himyarites: Fragments of a Hitherto Unknown Syriac Work/Ed. A. Moberg. Lund etc., 1924. P. 3–61 [сир. текст], CI–CLXX [англ. пер. и коммент.] (рус. пер. отрывков: История Африки в древних и средневек. источниках: Хрестоматия/Под ред. О. К. Дрейера; сост.: С. Я. Берзина, Л. Е. Куббель. М., 19902. С. 211–214); Zach. Rhet. Hist. eccl. VIII 3; Ps.-Dionys. Chron. Vol. 2. P. 57–68 (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Сирийская средневек. историография. СПб., 2000. С. 621–630); Mich. Syr. Chron. T. 2. P. 184–189 [франц. пер.]; T. 4. P. 273–276 [сир. текст]; Schröter R. Trostschreiben Jacob’s von Sarugan die Himjaritischen Christen//ZDMG. 1877. Bd. 31. S. 360–405; греч.: PG. 115. Col. 1249–1290; Halkin F. Six inédits d’hagiologie byzantine. Brux., 1987. P. 133–178. (SH; 74); Le martyre de S. Aréthas et de ses compagnons (BHG 166)/Éd., étude et annot. M. Detoraki, trad. J. Beaucamp. P., 2007. (Le massacre de Najrân; 1); Detoraki M. Un kontakion inédit et le culte de S. Arethas à Constantinople//BZ. 2006. Bd. 99. N 1. S. 73–91; греч.: PG. 115. Col. 1249–1290; Halkin F. Six inédits d’hagiologie byzantine. Brux., 1987. P. 133–178. (SH; 74); Le martyre de S. Aréthas et de ses compagnons (BHG 166)/Éd., étude et annot. M. Detoraki, trad. J. Beaucamp. P., 2007. (Le massacre de Najrân; 1); Detoraki M. Un kontakion inédit et le culte de S. Arethas à Constantinople//BZ. 2006. Bd. 99. N 1. S. 73–91; Арабо-христ.

http://pravenc.ru/text/2564596.html

Ещё об изображениях Гарпий см. в статье Зиттига, n°4 (Pauly-Wissowa, – Real. Enc. coll. 2420–2423). 2344 Этот миф излагает уже Гесиод в «Γς Περοδος». Страбон (VII 302); Эсхил в «Прометее» (ст. 725) и в «Евменидах» (ст. 50) и Софокл в «Антигоне» (ст. 9804), сделавшие на него намёки, ставили его на сцену (Исвхий, под словом καταρρκτης), его возобновили, затем, Антимах и Писандр (Схолиаст к Аполлонию Родосскому II, 296 и 1088); до нас дошла лишь поэтическая обработка мифа у Аполлония Родосского в «Аргонавтике» (II, 184 сл.); в «Аргонавтике» Валерия Флакка (IV, 450) дан перевод предыдущей обработки, но с некоторыми вариантами. Сообщения Дионисия Милетского, Гелланика и Ферекида передаются нам Диодором Сицилийским (IV, 43–44) и схолиастами (Схолии к Аполлонию Родосскому II, 207, 178, 181:279). Другие варианты сообщены Аполлодором I, 9, 21; III, 15:3), Сервием (ad Aen. III, 209), Гигином (Fab. 14), Палэфатом (πιστ. XXIII), Цеце (ad Lycoph. 653) и др. (См. Daremberg et Saglio, id. p. 15). 2345 Аполлодор, – Библиотека, III, 9:21 (Apollodori Atheniensis Bibliothecae libri III. Editio stereotypa, Lipsiae, 1832, p. 31). 2346 Аполлодор, – Библиотека, III, 9:21 (id. р. 31). Ср. у Сервия, «Quidam autem dicunt hunc Phineum ob divinitatem a Thracibus regem cooptatum» (Servius, – Commentarius in Virgilii Aeneidem, III, 209; ed. Lion, Vol. I, p. 904). 2347 О Бореадах см.: Rapp, – Boreaden (Roscher’s Ausf. Lexik. Bd. 1, coll. 797–803). Л.Э. Стефани, – Борей и Бореады («Известия Императорского Археологического Общества», Т. 7. 1872 г., стр. 387–426)=L. Stephani, – Boreas und die Boreaden (Mémoires de l’Académie des sciences de St.-Pétersburg, VII série, sc. pol., hist. et. phil., T. 16 (1871), 13, и отд. 2348 См. о Борее: Rapp, – Boreas (Roscher’s Ausf. Lexik. Bd. I, coll. 803–814). Wörner, – Oreithyia (id., Bd. 3:1, coll. 942–955. и особ. coll. 949–954). 2350 Eustath. ad. Dionys. Perieg. 424; cp. Heraclid. d. Incred. 28: «βασιλες τν τπων κενων» (цит. по Раппу). 2351 Гесиод, – Труды и дни, 553 (Didot р. 41). Ср.: Тиртей, 12:4 (Th. Bergk, – Роётае lyrici graeci, ed. 4-ta, Lipsiae, 1882, Vol. 2, p. 16); Ивик, – Фрагм. 1:8 (Bergk, – id., 1882, Vol. 3, p. 235); Аполлоний Родосский, – Аргонавтика, I, 214, (Didot р. 7), I, 1300 (id., р. 27); II, 427 (id., р. 36); Феокрит, XXV, 89.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Ad populum phaleras, ego te intus, et in cute novi» (Persius, sat. 3) 474 de sentent. Dionys, n. 4. φασ τονυν ν πιστολ τον μακαρτην Διονσιον ερηκναι, ποημα κα γενητν εναι τον Υιν το Θεο... ξνον κατ’ ουσαν... το Πατρς... κα γρ ς ποημα ν, οκ ν πριν γνηται. Και γραψεν, μολογομεν κα μες εναι τοιατην επιστολν αυτολλ’ σπερ τατην γραψεν, οτω κα τρας πλεστας πιστολς γραψε, κα δει κα ταταις ντυχειν αυτος να κ πασν κα μ μνης κ της μιας πστις δειχθ το νδρς. В n. 12 Афанасий Великий представляет, что сказал бы арианам сам Дионисий. «Δι τος σαβελλζοντας γρφων, μνσθην... των τοιοτων ρητν., τατη μεν ον τη διανοςι... γραψα». 475 Alzog, Patrologie. 1869. S. 136. Rufinus sagt ausserdem noch, die Häretiker hätten die Werke des Origenes verfälscht; da dies Origenes selbst wie Hieronymus und der Anonymus im «Praedestinatus» erklärt, so ist diese Behauptung aufrecht zu halten. Гомазиус (S. 86), вслед за де ла Рю и Наталисом и против Руфина, Гюэ и Каве, не считает основательною мысль о порче книг Оригена еретиками. Von dieser Seite schiene somit die Integrität des Buches (περ αρχν) nicht gefährdet. 476 Evagr. h. e. 1. 31. κα γρ κα λγους πατρων πολλκις (ο απ Διοσκρου νενοθεκασ’ πολλος δ πολλιναρου λγους θανασω κα Γρηγορω τ θαυματουργ κα ουλφ δι τν πιγραφν νατεθεκασιν» ος μλιστα τος πολλος προς τς ιδας σεβεας σφετερζονται. Cfr. Huet. Orig. 1. 2 с. 3 η. 10 col. 1099. 477 Rufini prolog, in 11. περ αρχν ρ. 46; 112–114. hung ergo etiam nos licet non eloquentiae viribus, disciplinae tarnen regulis in quantum possumus, sequimur, observantes scilicet ne ea quae in libris Origenis a se ipsis discrepantia inveniuntur atque contraria, proferamus... (См. стр. 140 прим. 2) Sicubi ergo nos in libris ejus aliquid contra id invenimus, quod ab ipso in caeteris locis pie de Trinitate fuerat definitum, velut adulteratum hoc et alienum aut praetermisimus, aut secundum earn regulam protulimus quam ab ipso frequenter invenimus afTirmatam. Si qua sane velut peritis jam et scientibus loquens, dum breviter transire vult, obscurius protulit, nos, ut manifestier fieret locus, ea quae de ipsa re in aliis ejus libris apertius legeramus, adjecimus explanation! studentes; nihil tarnen nostrum diximus, sed licet in aliis locis dicta, tarnen sua sibi reddidimus. Hoc autem idcirco in praefatione commonui ne forte calumniatores herum se criminandi putent invenisse materiam.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Арнобий Младший (Arnob. Junior.) De Deo trino et uno Conflictus de Deo trino et uno Арнобий Старший (Arnob.) Adv. nat. Adversus nationes Афанасий Александрийский (Athan. Magn.) Ad Serap. Epistolae quattor ad Serapionem Contra Arian. Orationes tres contra Arianos Contra gent. Contra gentes De decret. De decretis Nicaenae synodi De incarn. De incarnatione Verbi De incarn. et contra Arian. De incarnatione et contra Arianos De sent. Dionys. De sententia Dionysii De synod. De synodis Arimini et Seleuciae Omnia mihi trad. In illud: Omnia mihi tradita sunt Tomus Tomus ad Antiochenos Афинагор (Athenag.) Supplic. Supplicatio pro Christianis Беда Достопочтенный (Beda) Exp. Marci Euang. In Marci Euangelium expositio Exp. Lucae Euang. In Lucae Euangelium expositio Exp. Ep. Iudae In Epistolam Iudae Expositio Exp. Act. Super Acta Apostolorum expositio Hexaem. Hexaemeron sive In principium Genesis Hist. eccl. Angl. Historia ecclesiastica gentis Anglorum Hom. Homiliae Бонавентура (Bonavent.) Breviloq. Breviloquium Itiner. Itinerarium Боэций (Boeth.) Com. in Porph. Commentaria in Porphyrium Contr. Eutych. et Nest. Contra Eutychen et Nestorium De fide cath. De fide catholica De Trinit. De Trinitate Dial. in Porph. Dialogi in Porphyrium In Top. Cic. Commentaria in Topica Ciceronis Quomodo subst. Quomodo substantiae bonae sint Utrum Pater De praedicatione trium personarum Варнавы Послание Barnab. Ep. Василий Великий (Basil. Magn.) Adv. Eun. Adversus Eunomium De Sp. St. De Spiritu Sancto Ep. Epistolae Hexaem. Homiliae in Hexaemeron Hom. Homiliae Hom. in princ. Prov. Homilia in principium Provernbiorum Викентий Леринский (Vincent.) Commonit. Commonitorium Викторин Петавский (Victorin. Poetav.) Schol. in Apoc. Scholia in Apocalypsin Гален (Galen.) Comm. in Hipp. De offic. med. Comm. in Hippocratis De officina medici Геннадий Марсельский (Gennad.) De scrip. eccl. De scriptoribus ecclesiasticis De eccl. dogm. De ecclesiasticis dogmatibus Герметический корпус Corp. Herm. Corpus Hermeticum Asclep. Asclepius

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

933 Что касается Ольвии, то речь идет о крупном греческом городе, расположенном на правой стороне Днепро-Бугского лимана неподалеку от села Парутино, основанном милетянами в VI в. до н. э. Под Борисфенидой следует, вероятно, понимать или второе название Ольвии (Геродот знает для Ольвии только это название), приведенное Мелой ошибочно как название другого города, или греческое поселение на острове Березань, находящемся в самом устье лимана. 937 Эту реку называют также Плиний (NH, IV, 82) и Птолемей (III, 5, 16). Вероятно, этим именем называли одну из рек, впадающих в Тилигульский залив. 940 Невры упоминаются уже Геродотом (IV, 17; 51; 100; 102; 105, 119; 125), который помещает их к западу от Борисфена у истоков Днестра. 941 Имеется в виду древнегреческий город Тира, руины которого обнаружены в районе Белгорода Днестровского. 942 Греки знали Дунай сначала как Истр (уже у Гесиода, Theog. 339); название Danuvius впервые встречается у Цезаря (Bell. Gall. VI, 25) и закрепилось за верхним течением Дуная. 943 Многие античные авторы сообщают о семи устьях Дуная (см.: Verg. Georg. IV, 292; Aen. VI, 800; Strabo, VII, 3, 15; Ovid. Tr. II, 189 et passim; Stat. Silv. V, 2, 137; Ammian. Marcell. XXII, 8, 44–45; Solin. XIII, 1), сравнивая Дунай с Нилом. Вместе с тем называлось и иное число устьев: пять (Her. IV, 47; Ephor. apud Strabo, VII, 3, 15; Ps.-Scymn. 775; Arr. PPE, 35; Anab. I, 3, 2; Ind. II, 5; Dionys. Perieg. 298) и шесть (Plin. NH, IV, 79; Ptol. III, 10, 2–6). По-видимому, дельта Дуная постоянно пребывала в подвижности: некоторые устья могли заиливаться, пересыхать. 944 Большинство этнографических подробностей о скифских племенах имеет своим истоком «Скифский логос» Геродота в 4-й книге его «Истории». 947 Эпитет vagi является переводом греч. слова νομδες («кочевники»); таким же толкованием этого имени является последующая характеристика их образа жизни. 948 Это описание нравов асиаков, которое не засвидетельствовано Геродотом, имеет параллели в античной этнографии, которая приписывала варварам нестяжательство и честность как следствие отсутствия частной собственности и товарно-денежных отношений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

87 Dionys. Areop. De Eccles. hierarch. c. VII, 4. P. G. t. 3. c. 560. (idem allegatur a Joanne Damasc. P. G. t. 95. col. 252a). 88 Epiphan. Adversus hæreses. lib. III, hær. 75 n. 8. P. G. t. 42 c. 513. Mgr. L Petit при сем делает следующее примечание: «Епифаний учит, что в Жертве совершается двойной род поминовения усопших – праведных и грешных: вторых, чтобы вымолить им Божественную милость, а праведных и святых, дабы выделить особое положение Господа Христа, Который по Своему положению (conditione) отделяется от прочих смертных». 93 Место сие не совсем ясно; мы привели согласно греческому тексту: «что достоит разуметь в отношении смерти в аду»; латинский же текст имеет – «что достоит разуметь в отношении вечной жизни». 94 In Apophthegmatis Patrum in “Macario” η. 38. P. G. t. 34. col. 257, et in Vitiis Patrum lib. III. cap. 172 et lib. VI, libell. 3, 16. P. L. t. 73 c. 797 et 1013. 99 Триодь Постная. Суббота мясопустная, канон, п. 1; или в Триоди Цветной, суббота перед Пятидесятницей. 161 August. Expositio. ad. Galat. P. L. t. 35 c. 2105 sq. Однако, этой фразы в этом сочинении не находится. 198 Кириллово произведение о чудесах Бл. Иеронима является подложным сочинением, ибо св. Кирилл умер раньше Бл. Иеронима. 270 Mgr. L. Petit дает такое толкование последним словам св. Марка, которые мы частично пояснили, внесши наш пример с А и В в скобках: «Боюсь, что это не совсем ясно. Приведем на примере: А и В являются противуположными. Если А относится к В, как причина к причиненному, то, в свою очередь, В относится к А, как причина к причиненному. В этом же смысле в геометрии говорится, что последующее относится к предшествующему, как предшествующее к последующему, когда то и другое могут приниматься меняя места. У Аристотеля слово » ναντον« более употреблено в значении «противуположное» или «противуречивое», нежели – «противное по смыслу». Vidi: Patr. Orient. t. XV p. 144 nota b. 276 E. Renaudot. “Genadii natriachæ Constantinopolitani homiliæ de sacremento Eucharistiæ”. Parisiis 1709 p. 87.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Химьяритский посол, прибывший в военный лагерь под Хирой в янв. 524 г., ничего не добился. Понимая, что вторжения аксумитов не избежать, Й. А. Я. перегородил вход в бухту Гурайра (150 м) железной цепью, упоминаемой и в агиографических памятниках, и в надписях (   - цепь Эль-Мандеба (Маддабана)). Флот Калеба состоял из 70 кораблей, в большинстве полученных от византийцев, однако лишь незначительная их часть попыталась прорваться в бухту; 20 судов с аксумитами пошли к Мохе, а 40 высадили десант недалеко от того места, где в средние века был основан г. Забид. Почти все источники сходятся в том, что решающая битва произошла там же, на берегу моря. Данные, приведенные в Мученичестве Арефы, о 120 тыс. или даже 310 тыс. воинов, сражавшихся на стороне Калеба, являются преувеличением по меньшей мере на порядок, о 50-тысячном химьяритском войске - в неск. раз. Итогом сражения стал полный разгром химьяритов. По основной версии, Й. А. Я. бросился на лошади в море и утонул; согласно Нашвану аль-Химьяри, он погиб на суше и его тело было брошено без погребения на растерзание лисицам. Вторжение аксумитов и гибель Й. А. Я. произошли не ранее лета 525 г. и не позже осени 529 г., скорее всего в 525 г. Ист.: эпиграфика: Jamme A. Sabaean and Hasaean Inscriptions from Saudi Arabia. R., 1966. P. 39–55. Fig. 13–15. Pl. X–XIII. (Studi Semitici; 23) [Ja 1028]; Ryckmans G. Inscriptions sud-arabes. 10ème série//Le Muséon. 1953. Vol. 66. P. 284–303. Pl. III, IV [Ry 507, 508]; RIE. T. 1. Pl. 271–274, 284–288; T. 2. Pl. 129–132, 143–144; христ. историография: Zach. Rhet. Hist. eccl. VIII 3; Ioan. Malal. Chron. P. 433–434; Ps.-Dionys. Chron. Vol. 2. P. 54–69; христ. агиография: La lettera di Simeone vescovo di Bêth-Arâm sopra i martiri omeriti/Publ., trad. I. Guidi//MRAL. 1881. Ser. 3. Vol. 7. P. 488–490 [итал. пер.], 507–508 [сир. текст]; Shahîd I. The Martyrs of Najrân: New Documents. Brux., 1971. P. III–XXXII [сир. текст], 43–111 [англ. пер. и коммент.], 260– 268 [исслед. о Й. А. Я.]. (SH; 49); The Book of the Himyarites: Fragments of a Hitherto Unknown Syriac Work/Ed.

http://pravenc.ru/text/1238031.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010