В первые десятилетия после 1140 г. (в основном между 1150 и 1170 гг.) появляются другие вставки в текст Декрета – addenda, включающие декреталии, не вошедшие в собрание Грациана, до- и послеграциановские сборники. Из дограциановских декреталий выделяются Relatum Льва IX и Inhaerentes Гонория II; постграциановские тексты заимствуются из декреталий пап Евгения III, Адриана IV и особенно Александра III. Некоторые addenda включают правила Турского собора 1163 г. и Authentica «Habita» Фридриха Барбароссы 1155 г. С ростом количества декреталий появляется необходимость объединения их в самостоятельный сборник. 504 Corpus juris canonici. 3 vols. (с глоссами). Paris, 1561; 4 vols. (без глосс). Paris, 1547–1550; 7 vols. Lyons, 1554. 505 См.: Institutiones juris canonici quibus jus pontificium singulari methodo quatuor comprehenditur. Romae, 1588. 506 См., например: Decretales una cum Libro 6, Clementinis, et extravagantibus ad veteres Codices restitutae et notis illustratae quibus accedunt 7 Decretalium Gregorii Papae IX; Et Jo. Pauli Lancelotti institutiones Juris Canonici cum indicibus necessariis. 2 vol. Augustae Taurinorum, 1745; Decretales una cum Libro 6, Clementinis, et extravagantibus ad veteres Codices restitutae et notis illustratae quibus accedunt 7 Decretalium Gregorii Papae IX; Et Jo. Pauli Lancelotti institutiones Juris Canonici cum indicibus necessariis. Luguduni, 1760; Codex Iuris Canonici emendatum et notis illustratum/Gregorii XIII Pont. Max. iussu editum; Libro VII Decretalium et Io. Pauli Lancelotti Institutionibus adauctum accesserunt loci communes uberrimi et indices titulorum canonumque omnium... Vol. 1–3. Augustae Taurinorum, 1776. 507 Corpus Iuris Canonici Gregorii XIII P. M. avctoritate, post emendationem absolvtam editvm in dvos tomos et appendice novo avctvm. Halae Magdebvrgicae, 1747. 508 Corpus juris canonici academicum, emendatum & notis P. Lancellotti illustratum, in duos tomos distributum, usuique modemo ad modum Christoph. Henr. Freiesleben, alias Ferromontani J.U.D. ... ita accomodatum ut nunc studiosorum quivis, etiam tyro. Uno quasi intuitu, omnes canones, causas & capitula invenire possit, accesserunt loci communes uberrimi et indices titulorum canonumque omnium summa diligentia ac nova methodo concinnati. 2 vol. Luguduni, 1759–1760.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому во многих уставах, особенно древнейших, содержится разъяснение всех главных пунктов евангелического вероучения (credenda). К этому разъяснению присоединялись, в различном объеме и смотря по надобности, юридические определения (agenda) относительно культа, ординации, приходской должности, церковно-правительственных должностей, должностных доходов, дисциплины, школьных и брачных дел, призрения бедных, церковного имущества; но даже и в таких определениях чаще тон поучения и наставления, а не веления закона. Отсюда видно, что церковная жизнь в действительности должна была управляться более твердыми и более детально разработанными юридическими нормами, чем те, которые могли содержаться в церковных уставах. Прежде всего, с некоторой неизбежностью возник вопрос о том, продолжает ли действовать corpus juris canonici. Хотя Лютер в начале своей реформаторской деятельности публично и торжественно сжег corpus juris canonici и затем позднее в 1526 г. на синоде гомбергском запретил читать это право, «в противность божескому праву называемое каноническим»; но в юристах лютеранских университетов он встретил отпор (откуда поговорка: «Juristen bose Christen»). Юристы, поддерживая идеи исторической непрерывности развития права, настаивали на продолжающемся действии corporis juris canonici, поскольку каноническое право не стоит в противоречии с ясными выражениями Христа и апостолов. На эту точку зрения должны были стать, наконец, и сами реформаторы. Даже и при позднейшем, более детальном, развитии законодательства по евангелическим церковным делам, corpus juris canonici остался субсидиарным источником евангелического церковного права. Этот источник действует не в отношении к каким-либо отдельным юридическим институтам, а в целом, а) поскольку его действие не устранено государственным законодательством (в этом смысле оно устранено и для католической церкви) и евангелическим церковным законодательством, в) поскольку постановления католического права не являются выводами из католического догмата, противоречащего евангелическому догмату, или не устранены силой евангелического обычного права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Конституции, находящиеся в этих сборниках, называются extravagantes. С XV в. к четырем первым из вышеупомянутых сборников (дектеру Грациана и сборникам Григория IX, Бонифация VIII и Климента V) стали прилагать название: «corpus juris canonici»; соединяя их в одно целое, в отличие от extravagantes, но позднее и оба сборника экстравагантных конституций библиографические слились с четырьмя первыми и образуют все вместе corpus juris canonici. Corpus juris canonici, хотя остался до настоящего времени основой церковного права западно-католической церкви, во многих отношениях утратил силу действующего права, частью вследствие дальнейшего развития права внутри самой католической церкви (в постановлениях позднейших вселенских соборов и в позднейшем папском законодательстве), частью потому, что современное государство не находит возможным допускать юридическое применение средневековых начал, на которых построен свод канонического права (напр. изъятие духовенства от светских судов, обязанность государства предоставлять в распоряжение церкви brachium saeculre против еретиков и раскольников). Притом отдельные части канонического свода самими канонистами обсуживаются не одинаково. Декрет Грациана как был, так и остался частной работой: только то имел в нем силу, что само по себе имеет таковую (напр. соборные каноны или декреталы), напротив dictra Gratiani или извлечения из лжеисидоровских декреталов и не принятых западной церковью древних канонических правил не имеют обязательной силы. Между сборниками папских конституций три первые, как аутентические от двух последних, как частных. Эти последние имеют юридическую силу лишь настолько, насколько каждая конституция в отдельности имеет таковую, напр. рескрипт продолжает иметь силу специального закона, тогда как рескрипт, внесенный в один из аутентического сборников, ео ipso получил уже общее значение. Последовательно появившиеся сборники Григория IX, Бонифация VIII и Климента V, в отношении их друг к другу, а равно каждая отдельная конституция в двух частных сборниках рассматриваются как leges priores и posterioriores.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Канонисты, разрабатывая каноническое право параллельно с римским, сравнивали декрет Грациана с дигестами, сборник Григория IX с кодексом императора Юстиниана, остальные сборники с его новеллами. Так как для довершения аналогии недоставало институций, то в XVI в. было предпринято и составление институций канонического права, но составленный compendium институций папской апробации не получил. Corpus juris canonici хотя остался до настоящего времени основой церковного права западно-католической церкви, но во многих отношениях он утратил силу действующего права частью вследствие дальнейшего развития права внутри самой церкви (например, в постановлениях тридентского собора и в позднейших папских буллах), частью потому, что современное государство не находит возможным допускать проведение средневековых принципов, на которых построен corpus juris canonici, в современной юридической жизни, напр., безусловное изъятие духовенства от светских судов, безусловная обязанность государства предоставлять в распоряжение церкви свою светскую руку (brachium saeculare) для преследования еретиков и раскольников и т. п. В частности, декрет Грациана, как работа частного лица, никогда не получавшая официального папского утверждения, обсуживается иначе, чем папские сборники. В декрете Грациана тому лишь усвояется юридическая сила, что само по себе имеет таковую, независимо от помещения в декрете, наприм. канонам вселенских соборов или папским декреталам; напротив, то, что само по себе не имеет силы, напр., извлечения из лжеисидоровского сборника, не получают таковой и вследствие своего нахождения в декрете. 787 Sthulte, Die Lebre von den Quellen des katholichen Kirchenrechts, § 13. Idem, Die Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechts, Stuttgart, 1880. B. III, 1, § 1. 788 Bouix, Tractatus de principiis juris canonici, р. 73–130, 166–409. Schulte, Die Lehre ven den Quellen §§ 11–42. Gesch. der Quellen, III, I, §§ 2–4. Richter, §§ 49–50. 789 Bulla собственно значит: печать. К VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Герберштейн. Записки о Московии/Пер. с лат. И. Анонимова. СПб., 1866. Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича. 2-е изд. СПб., 1859. Олеарий А. Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию в 1633, 1636 и 1638 годах/Пер. с нем. П. П. Барсова//Чтения в имп. О-ве истории и древностей российских. 1868–1869 идр. Gulielmi Voelli et Heinrici Justelli Bibliotheca juris canonici veteris. Lutetiae Parisiorum, 1671. T. 1–2. Pitra I. B. Juris ecclesiastici graecorum historia et monumenta. Romae, 1864–1868. T. 1–2. Nomocanon Photii, Patriarchae Constantinopolitani/Comment. Th. Balsamonis. Ed. C. Justellus. Lutetiae Parisiorum, 1625. Jus graeco-romanum/Ed. C.E. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae. 1856–1870. P. 1–6. Corpus juris civilis/Ed. stereotypa quarta. Vol. 2. Codex Justinianus/Recognovit P. Krueger. Berolini, 1888. Codex Theodosianus/Perpetuis comment. J. Gothofredi. Ed. nova. Mantuae, 1748. T. 5; 1750. T. 6. Р. 1; 1750. T. 6. Р. 2. Imp. Justiniani p.p. A. novellae quae vocantur sive constitutiones quae extra codicem supersunt ordine chronologico digestae/Ed. C.E. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae, 1881. P. 1. Basilicorum libri LX/Ed. G.E. Heimbachii. Lipsiae, 1833–1870. T. 1–6. LX librorum, id est, universi juris Romani, auctoritate principum Rom. Graecam in linguam traducti, Ecloga sive Synopsis, hactenus desiderata, nunc edita per Joan. Leunclavium. Basileae, 1575 (имп. Публ. б-ка). Ed. G. E. Heimbach. Lipsiae, 1838. T. 1; 1840. T. 2 (имп. Публ. б-ка). Edidit, Prolegomenis, versione latina et adnotationibus illustravit, indicibus instruxit C. E. Zachariae. Lipsiae, 1838 (имп. Публ. б-ка). Imperatorum Basilii, Constantini et Leonis Prochiron…/Ed. C.E. Zachariae. Heidelbergae, 1837. Collectio librorum juris graeco-romani ineditorum. Ecloga Leonis et Constantini, Epanagoge Basilii Leonis et Alexandri/Ed. C.E. Zachariae a Lingenthal. Lipsiae, 1852. Пособия Адамович В. Пособие к лекциям русского гражданского судопроизводства. СПб., 1891. Т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Сохранилось более 2 тыс. инкунабул, изданных в 1468/71-1500 гг. Издания XVI-XVII вв. мало исследованы, их точное число неизвестно. Парижские издания 1500 и 1503 гг. У. Геринга и Б. Рембольта, подготовленные Ж. Шаппюи, легли в основу офиц. рим. издания «Corpus juris canonici» (R., 1582). Текст Д. Г. в них, а также в большинстве др. изданий XV-XVII вв. был снабжен ординарной глоссой. Осуществленное Фридбергом последнее издание Д. Г. в составе «Corpus juris canonici» (Lipsiae, 1881; Graz, 1959r) до наст. времени остается лучшим. В основе издания Фридберга лежит рим. издание 1582 г., дополненное и исправленное с учетом изданий Ю. Х. Бёмера (Halle, 1747) и Э. Рихтера (Lpz., 1839), 9 списков Д. Г., 18 списков «Quinque Compilationes antiquae» и др. декретальных сводов XIII-XIV вв. Лит.: Steck J. Ch. W. De interpolationibus Raymundi de Penna Forti decretalium compilatoris commentariolum. Lipsiae, 1754; Theiner A. Disquisitiones criticae in praecipuas canonum et decretalium collectiones seu Syllodes Gallandianae. R., 1836. P. 37-77; Phillips G. Kirchenrecht. Regensburg, 1851. Bd. 4. S. 252-314; Schulte J. F. , von. Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechts. Stuttg., 1877. Bd. 2. S. 3-25; Rittner E. Zu Friedberg " s Ausgaben der Gregorianischen Decretalen-Sammlungen und der Quinque Compilationes Antiquae//Zschr. f. Kirchenrecht. B., 1884. Bd. 19. S. 71-84; Fournier E. L " accueil fait par la France du XIIIe siècle aux Decretales pontificales: Leur traduction en langue vulgaire//Acta congressus iuridici intern. VII saec. a Decretalibus Gregorii IX et XIV a Codice Iustiniano promulgatis. R., 1936. Vol. 3. P. 247-267; Hove A. , van. Prolegomena ad CIC. Mechliniae, 19452. P. 357-361, 473, 476-480, 485-486, 495-501; Stickler A. M. Historia iuris canonici latini. Torino, 1950. T. 1. P. 237-250; Horwitz S. Magistri and magisterium: St. Raymond of Penyafort and the Gregoriana//Escritos del Vedat. Torrente, 1977. Vol. 7. P. 209-238; Kuttner S. Raymond of Penafort as Editor: The «decretales» and «constitutiones» of Gregory IX//Bull.

http://pravenc.ru/text/171622.html

Заслуживают упоминания также имена известных румынских канонистов XIX столетия - епископа Андрея (Шагуны), К. Поповича, болгарского канониста и богослова нашего века - К. Цанкова. Изучение церковного права на Западе. Колыбелью канонической науки на католическом Западе была юридическая школа Болонского университета, сложившаяся в XI веке. Эта школа занималась комментированием и кодификацией римского права по «Корпусу» св. Юстиниана. Из-за тесной связи цивильного права с каноническим болонские юристы обратились к изучению древних канонов и папских декреталов. В XII веке в Болонье монах Грациан по образцу Юстиниановых «Институций» составил каноническую компиляцию «Concordantia discordantum canonum» (Согласование несогласованных законов), впоследствии названную кратко «Декретом.» «Декрет» лег в основу «Corpus juris canonici» («Корпуса канонического права») - официального свода католического церковного права. «Декрет» послужил болонским правоведам основой для ученой деятельности, подобной той, которую они вели в связи с «Корпусом» Юстиниана, Правоведы писали комментарии - глоссы на каноны и декреталы, которые вносились на полях (маргиналы) или между строк (интерлинеарные глоссы) источников. По методу болонских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах, особенно в Монпелье и Париже. В XV веке предпринимаются первые попытки критической оценки источников римского церковного права. Результатом явилось обнаружение подлогов, которыми переполнен сборник «Лже-Исидоровых декреталов,» вошедший в «Корпус канонического права.» Особенно серьезный удар по средневековому католическому праву нанесла Реформация. Лютер язвительно нападал в своих проповедях и сочинениях на папские декреталы; вместе со студентами богословского факультета Виттенбергского университета он торжественно сжег «Corpus juris canonici.» В лютеранских университетах каноническое право изучалось главным образом с целью ведения полемики, направленной против католических доктрин, особенно против учения о вселенской папской юрисдикции.

http://sedmitza.ru/lib/text/432344/

—254— и достигла этого в эпоху полного развития созданной ею священной римской империи, когда римское право в сознании народов, входивших в состав этой империи, получило значение всеобщего гражданского права. Но, как уже выше замечено, это новое римское право во многих отношениях было не то, какое содержалось в Юстиниановой кодификации. Оно существенно изменилось и преобразовалось под влиянием германских юридических воззрений и обычаев, благодаря главным образом тому, что эти воззрения и обычаи были усвоены и церковью. Таким образом, для догматической конструкции многих институтов этого нового римского права требовалось знакомство и с каноническим правом. Вот причина, почему Декрет Грациана, вскоре после его издания, был принят болоньской юридической школой и сделался здесь предметом таких же ученых работ, как и Corpus juris civilis. Юристы, с одинаковым успехом изучавшие то и другое право, стали получать титул doctor juris utriusque. Научная разработка церковного права по Декрету Грациана и позднейшим сборникам источников церковного права, по папским деркреталам, получившим вместе с Декретом название Corpus juris canonici, совершалась точно также, как и разработка римского права, именно на полях или между строками рукописей, содержащих в себе текст источников, писались объяснительные замечания (глоссы) к отдельным их местам. Глосса, раз принятая школою, навсегда оставалась при тексте источников и служила как бы темою для дальнейших работ в том же направлении. Так разрабатывались отдельные церковно-юридические институты, составлявшие предмет специальных трактатов, из которых потом составлялись полные догматические системы церковного права, построенные по образцу Грацианова Декрета, следовавшего в свою очередь, как сказано выше, схеме Юстиниановских Институций. По методе болоньских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах, преимущественно в Париже и Монпелье. С XV в., с эпохи возрождения наук, делаются опыты критической разработки истории источников церковного права и отдельных его институтов. Важнейшим результатам

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во время народных беспокойств в Константинополе император был вынужден сместить его с должности, но потом обнаружил, что не может без него обойтись, и восстановил его. 182 Полный Codex Justinianeus, который надолго пережил завоевания данного императора (как Кодекс Наполеона пережил его завоевания), по сути состоит из трех отдельных трудов: 1) Institutiones, элементарное введение в юриспруденцию, 533 г. 2) Digesta или Pandectae (πνδεκται,, полное собрание) – сборник, передающий дух римского законодательства в целом, по мнению наиболее выдающихся юристов древности, составленный в 530 – 533 г. 3) Собственно Codex, впервые подготовленный в 528 – 529 г., но в 534 г. переделанный, расширенный и улучшенный, с тех пор называемый Codex repetitae praelectionis; содержит 4648 законов под 765 разделами, в хронологическом порядке. К этому добавлены: 4) более позднее приложение: Novellae constitutiones (νεαρα διατξεις) или просто Novellae (варваризм), то есть 168 декретов Юстиниана, которые собирались с 1 января 535 г. до его смерти в 565 г., в основном на греческом языке или на греческом и латыни. За исключением некоторых «новых законов» Юстиниана, кодекс был составлен на латинском языке, понятном Юстиниану и Трибониану; позже, когда на Востоке перестали пользоваться латынью, он был переведен на греческий и в этом виде признан императором Фокой в 600 г. Император Василий Македонянин в 876 г. велел приготовить греческую выдержку из него (πρχειρον των νμων), которая, под названием Basilicae, постепенно вытеснила книгу Юстиниана в Византийской империи. Пандекты еле избежали уничтожения. Большая часть западных изданий и рукописей (не все, как говорит Гиббон) взята из Флорентийского кодекса, переписанного в начале VII века в Константинополе, а позже, вследствие военных и торговых перипетий, перевезенного в Амальфи, в Пизу и, в 1411 г., во Флоренцию. 183 Называемый Corpus juris Romani или С. juris civilis, в отличие от Corpus juris canonici, римо–католического церковного закона, основанного преимущественно на постановлениях древних соборов, подобно тому как гражданский закон основывается на рескриптах и эдиктах императоров. 189 C. Theod., iii, 16: De repudiis. Иероним ввиду этого говорит, Ер. 30 (al. 84), Ad Осеапит: «Aliae sunt leges Caesarum, aliae Christi; aliud Papinianus [самый известный римский юрист, умер в 212 г.], aliud Paulus noster praecipit».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

В предшествовавшей лекции мы говорили о древнейшей латинской церковной литературе, с III до VII века. Большого значения, сравнительно с греческой литературой, она не имеет для христианского богословия, а тем более для церковной истории, за исключением некоторых писателей карфагенской, итальянской, галликанской и испанской церкви. Ещё менее значение имеет литература средневековая, схоластическая, церковная литература с VII-XV в. Её произведения занимают у Migne до 200 т.; но не многие из этой огромной массы имеют историческое значение. Все эти писания «херувимских», «серафимских», «божественных», «непреодолимых» средневековых докторов имеют весьма скромное значение для общего христианского богословия, ещё меньше для церковной истории, так как в Средние Века ею занимались до крайности слабо. Наиболее исторического значения имеют в Средние Века памятники канонические; папсие распоряжения (буллы), постановления и самые акты средневековых соборов – Лионского, Латеранского, Констанского, Базельского. Собрание их сделано Моисием. – Имеют историческое значение и так наз. Сборники западного канонического права; corpus juris canonici. Начало их положено в VI-VII в. Первое собрание принадлежит уже упомянутым Дионисию Малому и  Исидору Севильскому . Затем известны Лже-Исидоровы Декреталии (IX в.), в которых, на ряду с полинными каноническими актами, много подложных. В XII в. монах Грациан составил Decretum Graciani. В XIII-XIV в. папа Григорий V издал 5 канонических книг (Libri ……), а затем ещё Liber sextus; папа Климент V составил Climentina. В XV-XIV вв. к ним присоединялись позднейшие канонические постановления, так наз. Extravagantia. Эти сборники и составляют corpus juris canonici на Западе. Так как там каноническое развитие было выдающейся стороной церковной жизни, то и изучение средневековых канонических памятников запада имеет большое значение для истории. Также имеют значения переписки пап с государями, разные дипломатические донесения римского двора и т. д. Это ценный, но ещё недостаточно разработанный материал. В Ватиканской библиотеке более 2000 рукописных кодексов подобного рода. Ими недавно воспользовался отчасти Pertz для своей германской истории и набрал подобных актов более, чем на 20 книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010