скопилась масса нового материала, который составился из декреталов, изданных после появления на свет кодекса Григория IX. В 1298 папа Бонифаций VIII издал сборник, предназначавшийся служить дополнением к пяти книгам Григория IX, под названием: Liber sextus, и, подобно Григорию IX-мy, препроводить его в университеты болонский и парижский. Вскоре после того папа Климент V в 1313 г. публиковал сборник своих конституций, изданных им частью на венском соборе 1311 г., частью до и после этого собора, и препроводил его в орлеанский университет. Но так как обязательная сила сборника некоторыми оспаривалась, то папа Иоанн XXII в 1317 г. снова публиковал его и препроводил в университеты болонский и парижский. Сборник конституций Климента получил название: Clementinae (т. е. constitutiones). И Sextus, и Clementinae были глоссированы: к ним так же как к декрету Грациана и к декреталам Григория IX были составлены аппараты и glossa ordinaria. Но еще в промежуточное время между публикацией сборника Бонифация VIII и изданием Клементин было предпринято собрание экстравагантных, не вошедших ни в один официальный сборник, конституций пап Бонифация VIII, Бенедикта IX и Климента V. После публикации Клементин собрание это продолжалось, так что со временем образовалось два новых сборника экстравагантных конституций: Extravagantes Ioannis XXII, содержащий в себе 20 конституций этого папы, и Extravagantes communes – сборник с 77-го конституциями разных пап, начиная от Бонифация VIII. Оба сборника была глоссированы по примеру предыдущих. С XV в. к четырем первым из вышеупомянутых сборников (т. н. декрету Грациана и сборникам Григория IX, Бонифация VIII и Климента V) стали прилагать название: «corpus juris canonici», соединяя их в одно целое, в отличие от Extravagantes и даже называя это целое «corpus juris canonici clausum» в том смысле, что в названных сборниках нашло себе законченное выражение все каноническое право. В 1500 г. французский ученый Иоанн Шаппюн, издавая Corpus juris canonici, включил в него и оба сборника экстравагантных конституций, которые с тех пор неизменно удерживают свое место в католическом своде канонического права.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Что же составляет конкретное содержание верховенства (примата) папской власти? Папа осуществляет верховную законодательную власть в церкви: папа (и вселенский собор) имеет право издавать законы, обязательные для всей церкви или для ее части, толковать их, изменять или отменять их действие. Законы, издававшиеся соборами и папами по вопросам церковной дисциплины, назывались канонами. Их объединяли в специальные канонические сборники - кодексы канонического права. Уже Халкидонский собор (451) выпустил такой сборник. Средневековое каноническое право было кодифицировано в неоднократно переиздававшемся «Corpus Juris Canonici» («Свод юридических канонов»). Наиболее часто используемым его вариантом было, пожалуй, лейпцигское издание 1876-1884 годов. Свод законов, вступивший в силу 19 мая 1918 года, составила папская кодификационная комиссия, созданная в 1904 году папой Пием Х под руководством кардинала Гаспарри и выпустившая его под названием «Codex Juris Canonici» («Кодекс канонического права»). 27 мая 1917 года папа Бенедикт XV освятил его и опубликовал. В последний раз сборник законов католической церкви был издан между двумя мировыми войнами при активном участии в его подготовке Юстиниана Шереди в 9 томах под названием «Источник канонического права» («Codicis Juris Canonici Fontes», Рим, 1923-1929 годы, т. 1-7 - ред. П. Гаспарри, т. 8-9 - ред. Шереди). Папе принадлежит верховная каноническая, апостольская власть в церкви. В вопросах веры и морали папа следит за чистотой вероучения, то есть отвергает псевдоучения, руководит распространением веры (миссионерской деятельностью), созывает вселенские соборы католической церкви, ведет их заседания (лично или посредством уполномоченных им лиц), утверждает их решения, переносит или распускает соборы. Предмет вероучения - откровения Божьи, хранительницей которых является вся церковь. Церковь сообщает эти откровения на торжественных или обычных богослужениях. Торжественным богослужением называют те редкие службы, на которых церковь оглашает какой-то догмат веры. Это может происходить либо на вселенском соборе, либо путем провозглашения его папой ех cathedra (с кафедры, с амвона). Догматы соборов (а после I Ватиканского собора, с 1870 года, оглашаемые папой ex cathedra) по вопросам веры и морали объявляются как действительные для всей церкви и непогрешимые (infallibitas), то есть они не могут быть ошибочными.

http://sedmitza.ru/lib/text/441554/

Декрет послужил болонским правоведам основой для ученой деятельности, подобной той, которую они вели в связи с Корпусом Юстиниана. Правоведы писали комментарии – глоссы на каноны и декреталы, которые вносились на полях (маргиналы) или между строк (интерлинеарные глоссы) источников. По методу болонских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах, особенно в Монпелье и Париже. Из канонистов, комментировавших Декрет, которых принято называть декретистами, следует выделить как самых тонких и глубоких толкователей Роландо Бандинелли, Сикардо Кремонского, а также Иоанна Цемеке (Тевтонского) (13 в.), автора классического труда «Glossa ordinaria», оказавшего чрезвычайно большое влияние не только на каноническую мысль, но и на юридическую практику Католической церкви. От декретистов следует отличать декреталистов, которые комментировали составленный в 1234 г. при папе Григории IX свод папских декреталов под названием «Decretalium Gregorii IX (noni)», или «Декрет Григория IX», составивший вторую часть «Corpus juris canonici» («Корпуса канонического права»). К числу выдающихся декреталистов принадлежат епископ Павийский Бернард Бальби (ум. 1213), Синибальдо деи Фиески, впоследствии папа Иннокентий IV, Энрико Сузский и Иоанн Андреа (1270–1348), которого называли «источником и глашатаем права» («fons et tuba juris»). В 15 в. предпринимаются первые попытки критической оценки источников римского церковного права. Их результатом явилось обнаружение подлогов, которыми переполнен сборник «Лже-Исидоровых декреталов», вошедший в «Корпус канонического права». Серьезный удар по средневековому католическому праву нанесла Реформация. Лютер язвительно нападал в своих проповедях и сочинениях на папские декреталы; вместе со студентами богословского факультета Виттенбергского университета он торжественно сжег «Corpus juris canonici». В лютеранских университетах каноническое право изучалось главным образом с целью ведения полемики, направленной против католических доктрин, особенно против учения о вселенской папской юрисдикции.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРАЦИАН Посвятительный лист Декрета Грациана. Венеция, 1477 (Университетская и научная б-ка Эрфурта/Готы. Decretum Gratiani aun glossa Bartholomaei Brixiensis. Mon. typ. 1477) Посвятительный лист Декрета Грациана. Венеция, 1477 (Университетская и научная б-ка Эрфурта/Готы. Decretum Gratiani aun glossa Bartholomaei Brixiensis. Mon. typ. 1477) [лат. Gratianus], создатель первого общего свода канонического права католич. Церкви - т. н. Декрета Грациана. О жизни и деятельности Г. сохранилось мало сведений. Предание, бытовавшее с сер. XII в. в болонской школе права, приписывает создание Декрета «магистру Грациану». Точное имя его неизвестно (по нек-рым версиям - Иоанн или Франциск Г.). Согласно традиции, Г. был монахом ордена камальдулов из мон-ря святых Феликса и Набора в Болонье, где он преподавал церковное право и пользовался большой популярностью. Основополагающее значение Декрета для развития канонического права обусловило закрепление за Г. в кон. XII в. титула «pater scientiae iuris canonici» (отец науки канонического права). В историографии Нового и новейшего времени неоднократно предпринимались попытки идентифицировать Г. с тем или иным лицом, биография к-рого известна, однако ни одна из версий не получила достаточного подтверждения. Декрет Грациана (Decretum Gratiani, Decretum) - важнейший средневек. памятник зап. канонического права. Время его создания определяется исследователями неоднозначно: вероятно, составлен в 1-й пол. XII в. с добавлениями во 2-й пол. XII-XIII в. Не прояснен вопрос о первоначальном названии: в списках встречаются заголовки «Concordia (или Concordantia) discordantium canonum», «Nova collectio», «Corpus iuris canonici», «Decreta», однако наибольшее распространение получило название «Decretum», данное канонистами по образцу Декрета Иво , еп. Шартрского, и ставшее общепринятым уже к кон. XII в. Декрет Грациана не был офиц. законодательным сводом католич. Церкви, действенную силу имели лишь входившие в его состав отдельные каноны и др. церковно-правовые акты, но не сборник в целом. Фактическое признание Папского престола он получил в 70-80-х гг. XII в., что выразилось в ссылках на Декрет Грациана в папских декреталиях. До XVI в. являлся основным сборником церковных законов, в 1582 г. был отредактирован и стал главной частью официально утвержденного Римским папой Григорием XIII собрания законов католич. Церкви «Corpus juris canonici» , действовавшего до принятия в 1917 г. Кодекса канонического права (см. ст. «Codex juris canonici» ).

http://pravenc.ru/text/166407.html

Заслуживают упоминания также имена известных румынских канонистов XIX столетия – епископа Андрея (Шагуны) , К. Попович а, болгарского канониста и богослова XX столетия К. Цанкова. 2.6. Изучение церковного права на Западе Канонистика на Западе первой выделилась из богословия в качестве самостоятельной дисциплины. Колыбелью канонической науки на католическом Западе была юридическая школа Болонского университета, сложившаяся в XI веке. Эта школа занималась комментированием и кодификацией римского права по «Корпусу» святого Юстиниана. Из-за тесной связи цивильного права с каноническим болонские юристы обратились к изучению древних канонов и папских декреталов. В XII веке в Болонье монах Грациан по образцу Юстиниановых «Институций» составил каноническую компиляцию «Concordantia discordantum canonum» (Согласование несогласованных законов), впоследствии названную кратко «Декретом». «Декрет» лёг в основу «Corpus juris canonici» (Корпуса канонического права) – официального свода католического церковного права. «Декрет» послужил болонским правоведам основой для учёной деятельности, подобной той, которую они вели в связи с «Корпусом» Юстиниана. Правоведы писали комментарии – глоссы – на каноны и декреталы, которые вносились на полях (маргиналы) или между строк (интерлинеарные глоссы) источников. По методу болонских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах, особенно в Монпелье и Париже. Из канонистов, комментировавших «Декрет», которых принято называть декретистами, следует выделить, как самых тонких и глубоких толкователей, Роландо Бандинелли, Сикардо Кремонского, а также Иоанна Цемеке (Тевтонского) (XIII в.), автора классического труда «Glossa ordinaria», оказавшего чрезвычайное влияние не только на католическую мысль, но и на юридическую практику Католической Церкви. От декретистов следует отличать декреталистов, которые комментировали составленный в 1234 году при папе Григории XI свод папских декреталов под названием «Decretalium Gregore IX (noni)», или «Декрет Григория IX», составивший вторую часть «Corpus juris canonici» (Корпуса канонического права). К числу выдающихся декреталистов принадлежат епископ Павийский Бернард Бальби (скончался в 1213 г.), Синибальдо деи Фиески, впоследствии папа Иннокентий IV, Энрико Сузский и Иоанн Андреа (1270 – 1348 гг.), которого называли «источником и глашатаем права» (fons et tuba juris).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Нормы или желательные правила, которыми определяются те и другие отношения церкви, составляют церковное право в объективном смысле, которое, по различию указанных отношений, разделяется на внутреннее и внешнее; в субъективном же смысле церковное право есть совокупность правомочий и обязанностей отдельных членов церковного общества в отношении друг к другу и к церкви, как целому, а равно и этого целого, – в отношении к отдельным его членам и к другим человеческим союзам. § 2. Названия церковного права Церковное право иначе называется каноническим. Это последнее название происходит от греческого слова κανν, которое в первоначальном (материальном) смысле означало всякое орудие для проведения прямых линий или для уравнения плоскостей; в позднейшем и переносном смысле оно получило значение образца, правила (regula); наконец, в церковной терминологии, первый пример которой встречается в одном из посланий Апостола Павла ( Галат. 6: 15, 16 ), это слово стало означать правило христианской веры и жизни и в особенности – дисциплинарные постановления церковных соборов, в отличие, с одной стороны, от догматических соборных определений ( δροι, δγματα), с другой – от светских или гражданских законов ( νμοι , leges). Нужно заметить, что в западноевропейской литературе нашего предмета названия: каноническое и церковное право имеют неодинаковое значение. Первое усвояется тому праву, которое содержится в средневековом Corpus juris canonici католической церкви и состоит из норм, определяющих не только церковный, но и другие правовые отношения, которые в продолжение средних веков составляли предмет церковной юрисдикции. Система церковного права, догматически построенная на основании Corpus juris canonici в целом его составе, и будет системой канонического права, т. е. будет содержать в себе право только по происхождению церковное, а не по содержанию. Напротив, церковным правом называется то, которое имеет своим предметом исключительно дела и отношения чисто-церковные, хотя бы оно произошло не только от церкви, но и от государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

К выводу об отсутствии брака у язычников Августин приходит посредством такой цепи заключений: «Апостол учит, что «все, что не по вере, — грех» (Рим. 14, 26). Язычники веры не имеют. Поэтому все, что они делают, есть грех. Между тем, брак не грех. Следовательно, у язычников нет брака». Этот вывод, получающийся путем quatemio terminorum (замены терминов) , не разделялся в старое время даже Западной церковью. Мы уже видели, что папы Иннокентий III и Гонорий III категорически заявляют, что таинство брака есть и у язычников. А в самом Corpus juris canonici (Свод канонических правил) подробно разбирается и опровергается это учение Августина. А именно, Грациан доказывает здесь ссылками на Священное Писание, что сам Христос (Лк. 14, 26; Мф. 19, 29) и апостол Павел (1 Кор. 7, 12; Тит. 2, 4) признавали существование брака и у нехристиан, что слова апостола: «все, что не по вере, — грех» имеют тот же смысл, что и слова: блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает (Рим. 14, 22), то есть говорят о поступках язычников, противных их совести, что, если иногда и утверждают, что у язычников нет таинства, то это не значит, что у них форма таинства брака неправильна, а значит только то, что их таинства не могут дать вечного спасения и что, наконец, слова Амвросия Медиоланского: «Нельзя считать браком то, что противно заповеди Божией» неприменимы к браку нехристиан, ибо ни одна заповедь Божия не запрещает брака нехристиан между собой» . Позднее католические богословы, с целью примирения учения блаженного Августина с учением Corpus juris canonici, создали теорию двух видов брака — сакраментального и несакраментального. К этому учению должны прийти и те православные богословы, которые отказались от старого церковного учения о существовании таинства брака во всем человечестве.      Учение о сохранении таинства брака у евреев и язычников дает исходную точку для правильной религиозной оценки язычества. Если в язычестве сохранилось это таинство, то, значит, нельзя смотреть на языческий мир как на что-то, безусловно отрицательное, как безраздельное царство «князя века сего».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=906...

В настоящее время канонами принято называть те церковные законы, которые содержатся в православной церкви в каноническом сборнике, окончательно образовавшемся в последней четверти IX века, а в церкви римско-католической – в Corpus juris canonici. Название канонического права поэтому могло бы быть принято только в том случае, если бы в нем велась речь исключительно на основании канонов, т. е. церковных законов, изданных до IX века на Востоке, или до заключения Corpus juris canonici на Западе. Но так как в область нынешнего церковного права входят и многие другие законы позднейших времен, которые не вошли в канонические сборники, а изданы самою церковью или же для нее государственною властью, и которые не носят названия канонов, хотя тоже имеют обязательную силу в церкви, то для обозначения права, действующего теперь в церкви, принято название церковное право. С этой точки зрения церковное право по материалу обширнее канонического, так что это последнее может считаться частью первого, хотя такою основною частью, на которой первое всецело основывается. Если церковь есть учреждение самостоятельное и ни от чего земного независимое, то и право ее должно быть таким же самостоятельным в общей системе права. Человек развивает свою деятельность во вне или как личность, или как член государства, отсюда вытекают известные юридические отношения, составляющие два отдельные области права: право частное ( διωτικν δκακον, jus privatum) и право публичное ( δημσιον δκαιοον, publicum jus). Но этим еще не исчерпываются все стороны человеческого бытия. По своей природе человек стремится к соединению с Богом 14 . Этому естественному его стремлению не может удовлетворить ни частное, пи публичное и никакое другое человеческое право. Удовлетворение его человек находит в союзе с другими людьми, проникнутыми этим стремлением, в единении со всеми теми, которые чувствуют потребность вознестись от земного к небесному и соединиться с Богом. Это единение людей с такими целями существовало в мире всегда и всегда будет существовать, ибо такова природа человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Свой отзыв о реформации Зом начинает таким дифирамбом Лютеру: «в 16 столетии поднялось могучее движение реформации. Истина Евангелия осияла всю землю. Возродившаяся свобода христианского человечества, этот Самсон поверг в развалины строение «божественного церковного права», воздвигнутого католицизмом. «Крещением мы сделались свободны и подвластны только божественному Слову, почему человек должен вязать нас, как пленных, своим словом?» Церковь Христа не знает никакого человеческого, юридического господства. Она существует не в папской власти, не в епископской власти, ни в других внешних учреждениях, но, единственно, в слове Божием и правой вере. Одно ли католическое право, «божественное право» должно быть отвергнуто? Ничуть! Лютер объявил войну каждому церковному праву, всякого рода божественному церковному праву... 10 декабря 1520 года в Виттенберге Лютер бросил в огонь с буллою отлучения и Corpus juris canonici 4 . Едва ли такой дифирамб вышел бы из уст точного историка, хотя бы уже ввиду того реального факта, что Corpus juris canonici и все здание римского католичества благополучно пребывает и доселе, после попытки поджога, учиненного в 1520 г. Еще важнее то обстоятельство, что во всей двухтысячелетней истории христианства, Зом мог указать только две эпохи, когда не существовало в Церкви «правового строя» – в первые шестьдесят лет по Рождестве Христовом и в краткий период Лютерова протеста в среде его последователей. Вообще же, в Церкви непрерывно существует правовой строй и, кажется, не видится никаких признаков его всеобщего разрушения, даже и в отдаленном будущем... Итак, это поклонение пред Лютером, его учением о Церкви и ненависть к католицизму, не повлияли ли на Зома в его ученом освещении отдельных эпох и частных фактов, имевших значение в истории развития церковного права? Короче и яснее выражаясь – не есть ли история права, начертанная Зомом, попытка оправдать исторически идею Лютера о Церкви? Этот вопрос, сам по себе, представляет мало интереса; для нас, в данный момент, он имеет лишь то значение, что помогает понять замеченные нами в книге Зома просмотры, неточности и преувеличения, труднообъяснимые в беспристрастном историке и экзегете. Взвешивая эти просмотры, неточности и преувеличения, всматриваясь пристально в логическое построение целого труда Зома, приходишь к убеждению, что его historischen Grundlagen не столько строго историческое исследование, сколько теория, фактически или исторически обоснованная. «Сущность права – противоречить существу Церкви. Сущность церкви – духовна, сущность права – мирская». Вот основные принципы, вот базис, на котором строится теория Зома, претендующая на беспристрастное историческое исследование! Эту теорию нельзя точнее характеризовать, как наименовав ее теорией бесправной церкви. К рассмотрению ее и перейдем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

—242— 1) как носительница своего собственного права, т.е. тех норм своей жизни, который имеют свое основание в самом существе церкви и которыми определяются ее внутренние правоотношения; и 2) как общественный союз, существующий в мipe наряду с другими человеческими союзами, политическими и религиозными и, следовательно, необходимо вступающий в известные к ним отношения. Нормы или желательные правила, которыми определяются те и другие отношения церкви, составляют церковное право в объективном смысле, которое, по различию указанных отношений, разделяется на внутреннее и внешнее; в субъективном же смысле церковное право есть совокупность правомочий и обязанностей отдельных членов церковного общества в отношении друг к другу и к церкви, как целому, а равно и этого целого, – в отношении к отдельным его членам и к другим человеческим союзам. § 2. Названия церковного права. Церковное право иначе называется каноническим. Это последнее название происходит от греческого слова κανν, которое в первоначальном (материальном) смысле означало всякое орудие для проведения прямых линий или для уравнения плоскостей; в позднейшем и переносном смысле оно получило значение образца, правила (regula); наконец, в церковной терминологии, первый пример которой встречается в одном из посланий Апостола Павла ( Гал.6:15:16 ), слово это стало означать правило христианской веры и жизни и в особенности – дисциплинарный постановлена церковных соборов, в отличие, с одной стороны, от догматических соборных определений (ροι, δγματα), с другой – от светских или гражданских законов (νμοι, leges). Нужно заметить, что в западноевропейской литературе нашего предмета названия: каноническое и церковное право имеют неодинаковое значение. Первое усвояется тому праву, которое содержится в средневековом Corpus juris canonici католической церкви и состоит из норм, определяющих не только церковные, но и другие правовые отношения, которые в продолжение средних веков составляли предмет церковной юрисдикции. Система церковного права, догматически построенная на основании Corpus juris canonici в целом его составе, и будет системою канонического права, т.е. будет

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010