Заслуживают упоминания также имена известных румынских канонистов XIX столетия — епископа Андрея (Шагуны), К. Поповича, болгарского канониста и богослова нашего века — К. Цанкова. Изучение церковного права на Западе Колыбелью канонической науки на католическом Западе была юридическая школа Болонского университета, сложившаяся в XI веке. Эта школа занималась комментированием и кодификацией римского права по " Корпусу " св. Юстиниана. Из-за тесной связи цивильного права с каноническим болонские юристы обратились к изучению древних канонов и папских декреталов. В XII веке в Болонье монах Грациан по образцу Юстиниановых " Институций " составил каноническую компиляцию " Concordantia discordantum canonum " (Согласование несогласованных законов), впоследствии названную кратко " Декретом " . " Декрет " лег в основу " Corpus juris canonici " ( " Корпуса канонического права " ) — официального свода католического церковного права. " Декрет " послужил болонским правоведам основой для ученой деятельности, подобной той, которую они вели в связи с " Корпусом " Юстиниана, Правоведы писали комментарии — глоссы на каноны и декреталы, которые вносились на полях (маргиналы) или между строк (интерлинеарные глоссы) источников. По методу болонских глоссаторов разрабатывалось каноническое право и в других европейских университетах, особенно в Монпелье и Париже. В XV веке предпринимаются первые попытки критической оценки источников римского церковного права. Результатом явилось обнаружение подлогов, которыми переполнен сборник " Лже-Исидоровых декреталов " , вошедший в " Корпус канонического права " . Особенно серьезный удар по средневековому католическому праву нанесла Реформация. Лютер язвительно нападал в своих проповедях и сочинениях на папские декреталы; вместе со студентами богословского факультета Виттенбергского университета он торжественно сжег " Corpus juris canonici " . В лютеранских университетах каноническое право изучалось главным образом с целью ведения полемики, направленной против католических доктрин, особенно против учения о вселенской папской юрисдикции.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

Однообразие системы группировки материала в собраниях представляло удобство только относительное, а не полное; она не предотвращала повторений и противоречий, какие встречались в разных сборниках об одном и том же предмете, да и разрозненность изложения материала по разным сборникам сама по себе была неудобством в смысле кодификации. Поэтому папа Григорий IX в начале XIII в. распорядился соединить разновременные собрания папских декретов в один состав, удержав принятую систему расположения материала в пяти книгах, и приказал пользоваться этим собранием в школе и в судах как обязательным официальным собранием. Собрание декретов, редактированное по распоряжению Григория IX, было непосредственным продолжением декрета Грацианова и заняло место во второй части Corpus juris canonici под заглавием: Decretalium Gregorii noni Compilatio. Затем папа Бонифаций распорядился пересмотреть и собрать декреты пап после Григория IX, u oбhapoдobaл это собрание в качестве продолжения собрания Григориева под именем liber sextus. Затем папою Климентом V были собраны в одно целое постановления Венского собора 1311 года и его собственные декреты и опубликованы для практическая употребленвя под именем liber septimus. Но впоследствии в глоссах этому собрании усвоено название Constitutiones Clementinae. Два последние собрания папских декретов составляют третью часть Corpus’a. Клементинами заканчивается ряд официальных собраний папских декретов. Но были частные собрания статей, не вошедших в официальные собрания. При издании полного свода церковного права были присоединены к нему в виде прибавления некоторые из этих статей в двух отдельных главах: Extravagantes Ioannis et Extravagantes Cjmmunes. Позднейшие постановления пап и распоряжения папских чиновников имеют свои особые собрания напр. булларии и др. Новейшее издание Corpus juris canonici принадлежит Фридбергу. I-II. Lipsiae. 1879–1881. 35. Государственные законы по делам церковным Первым из таковых оснований служит свобода религиозной совести.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

В предшествовавшей лекции мы говорили о древнейшей латинской церковной литературе, с III до VII века. Большого значения, сравнительно с греческой литературой, она не имеет для христианского богословия, а тем более для церковной истории, за исключением некоторых писателей карфагенской, итальянской, галликанской и испанской церкви. Ещё менее значение имеет литература средневековая, схоластическая, церковная литература с VII-XV в. Её произведения занимают у Migne до 200 т.; но не многие из этой огромной массы имеют историческое значение. Все эти писания «херувимских», «серафимских», «божественных», «непреодолимых» средневековых докторов имеют весьма скромное значение для общего христианского богословия, ещё меньше для церковной истории, так как в Средние Века ею занимались до крайности слабо. Наиболее исторического значения имеют в Средние Века памятники канонические; папсие распоряжения (буллы), постановления и самые акты средневековых соборов – Лионского, Латеранского, Констанского, Базельского. Собрание их сделано Моисием. – Имеют историческое значение и так наз. Сборники западного канонического права; corpus juris canonici. Начало их положено в VI-VII в. Первое собрание принадлежит уже упомянутым Дионисию Малому и  Исидору Севильскому . Затем известны Лже-Исидоровы Декреталии (IX в.), в которых, на ряду с полинными каноническими актами, много подложных. В XII в. монах Грациан составил Decretum Graciani. В XIII-XIV в. папа Григорий V издал 5 канонических книг (Libri ……), а затем ещё Liber sextus; папа Климент V составил Climentina. В XV-XIV вв. к ним присоединялись позднейшие канонические постановления, так наз. Extravagantia. Эти сборники и составляют corpus juris canonici на Западе. Так как там каноническое развитие было выдающейся стороной церковной жизни, то и изучение средневековых канонических памятников запада имеет большое значение для истории. Также имеют значения переписки пап с государями, разные дипломатические донесения римского двора и т. д. Это ценный, но ещё недостаточно разработанный материал. В Ватиканской библиотеке более 2000 рукописных кодексов подобного рода. Ими недавно воспользовался отчасти Pertz для своей германской истории и набрал подобных актов более, чем на 20 книг.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

В конце 19 в. в Римско-Католической церкви была осознана необходимость издания кодекса канонического права. Уже на 1 Ватиканском соборе высказывались критические суждения о «Corpus juris canonici»: выступавшие отмечали устарелость многих его положений и трудность в пользовании им ввиду недостаточной систематизации и неравноценности его материалов. Выдвинуто было предложение выработать единый кодекс, соответствующий критериям современной юридической систематизации. Однако папа Пий IX решил действовать в этом направлении постепенно, и дело реформирования католического канонического права было отложено. Вопрос об осуществлении кодификации канонического права был вновь поднят папой Пием X в 1904 г., и уже при нем началась работа над составлением Кодекса. В этой работе участвовали епископы и кафедры канонического права богословских юридических школ. Руководство осуществлял кардинал П. Гаспари. В 1914 г. работа над новым сборником под названием «Кодекс канонического права» («Codex juris canonici») была завершена. В 1917 г. папа Бенедикт XV обнародовал его, а с 1918 г. он вступил в силу как кодекс действующего права РимскоКатолической церкви. «Кодекс» 1917 г. состоит из 2414 кратких статей, названных канонами, при этом не делается никаких отсылок к авторитетным инстанциям (папскому престолу или Соборам), впервые сформулировавшим правовые нормы, воспроизводимые в этих статьях. Статьи систематизированы тематически. Кодекс включает в себя 5 книг, разделенных на части. В первую книгу, названную «Общие нормы» («Normae generates»), вошли 86 канонов. Вторая книга «О лицах» («De personis») включает каноны от 87 до 725 и разделена на следующие части: «О священниках» (De clericis), «О монашествующих» («De religiosis»), «О мирянах» (De laicis). В третьей книге, названной в соответствии со средневековой традицией систематизации «О вещах», помещены каноны от 726-го до 1551-го. Книга включает в себя совершенно разные тематические разделы, относящиеся, в частности, к таинствам, церковному учительству, церковному праву наследования. Четвертая книга «О процессах» («De processibus») (каноны 1552–2194) содержит в себе нормы, регулирующие церковное судопроизводство. В приложении к пяти книгам помещены отдельные папские конституции, в том числе та, которая устанавливает порядок избрания папы. В употреблении этот Кодекс был чрезвычайно удобен, благодаря своей систематизации, а также потому, что он включал в себя основной массив правовых норм, действующих в Католической церкви. Но в этом отношении он не достигал все-таки абсолютной полноты, за его рамками оставались, например, заключенные ранее конкордаты, он не затрагивал права униатских церквей. Критики отмечали устарелость его рубрикации, особенно проявившуюся в 3 разделе. Кроме того, законодательная деятельность в Католической церкви, естественно, не прекратилась с изданием Кодекса. После 1917 г. были изданы многочисленные новые законы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Законы, вошедшие в сборники Григория IX, Бонифация VIII и KлuмehmaV, относительно друг друга рассматриваются как «leges priores» и «postreriores» (законы предыдущие и последующие). Что же касается актов, вошедших в один сборник, то, независимо от хронологии их издания, они рассматриваются как одновременные, то есть позднейшие акты не имеют большей силы, чем предыдущие, если те и другие касаются одних и тех же юридических казусов. 17. 3. Кодексы Католической Церкви В конце XIX века в Римско-Католической Церкви была осознана необходимость издания кодекса канонического права. Уже на I Ватиканском Соборе высказывались критические суждения о «Corpus juris canonici»: выступавшие отмечали устарелость многих его положений и трудность в пользовании им ввиду недостаточной систематизации и неравноценности его материалов. Выдвинуто было предложение выработать единый кодекс, соответствующий критериям современной юридической систематизации. Однако папа Пий IX решил действовать в этом направлении постепенно, и дело реформирования католического права было отложено. Вопрос об осуществлении кодификации канонического права был вновь поднят папой Пием X в 1904 году, и уже при нём началась работа над составлением «Кодекса». В этой работе участвовали епископы и кафедры канонического права богословских юридических школ. Руководство осуществлял кардинал П. Гаспари. В 1914 году работа над новым сборником под названием «Кодекс канонического права» (Codex juris canonici) была завершена. В 1917 году папа Бенедикт XV обнародовал его, а с 1918 года он вступил в силу, как кодекс действующего права Римско-Католической Церкви. «Кодекс» 1917 года состоит из 2414 кратких статей, названных канонами, при этом не делается никаких отсылок к авторитетным инстанциям (папскому престолу или Соборам), впервые сформулировавшим правовые нормы, воспроизводимые в статьях. Статьи систематизированы тематически. «Кодекс» включает в себя 5 книг, разделённых на части. В первую книгу, названную «Общие нормы» (Normae generales) вошли 86 канонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Начиная с «Compilatio I» Бернардо Бальби для сводов Д. п. обычным было деление на 5 книг: полномочия ординарных и делегированных судей (кн. 1 «Judex»), процессуальное право (кн. 2 «Judicium»), право лиц (кн. 3 «Clericus»), брачное право (кн. 4 «Connubium», или «Matrimonium»), уголовное и уголовно-процессуальное право (кн. 5 «Crimen»). Книги подразделялись на титулы, посвященные отдельным правовым вопросам, казусам, кругу проблем, титулы - на главы (capitula), к-рые представляли собой отдельные папские послания или постановления Соборов. Текст папских посланий и соборных постановлений подвергался сокращению и редактированию (см. ст. Декреталия ), иногда разбивался на неск. частей, к-рые вставлялись в разные титулы. Каждой главе предшествовал заголовок (inscriptio) с указанием имени папы, издавшего данную грамоту, и ее адресата или названия Собора, принявшего постановление. Эти заголовки часто содержали неверную информацию (в издании декретальных сводов Фридберга подобные ошибки частично отмечены в примечаниях). До XVI в. нумеровались только книги, нумерация титулов и глав отсутствовала. При цитировании титулы указывались сокращенно, главы обозначались по первым словам (Incipit, Initia). Ординарные глоссы, содержавшие положения Д. п., к-рые выводились декреталистами из текста декреталий и постановлений, переписывались, а впосл. издавались вместе с текстом декретальных сводов; часто текст глав присутствовал в списках или изданиях сумм и комментариев декреталистов. Ординарная глосса обычно обрамляла находящийся посередине страницы текст самого свода. Комментарии давались к отдельным словам в тексте или ко всей главе целиком. Они обозначались по начальным словам глав или по комментируемому слову (напр., gl[ossa] ad v[erbum] deponere - глосса на слово deponere). Издания декретальных сводов В XV-XVII вв. было предпринято более 100 изданий крупнейших сводов Д. п. 1-е изд. «Liber Extra» осуществлено ок. 1468/71 г. в Страсбурге Г. Эггештейном. Парижским изданием 1500-1503 гг. Геринга и Рембольта, подготовленным Шаппюи, определен состав и набор декретальных сводов, вошедших в 1582 г. в офиц. рим. издание «Corpus juris canonici». Текст декретальных сводов в нем, а также в др. изданиях XV-XVII вв. сопровождался ординарной глоссой. До наст. времени осуществленное Фридбергом последнее издание «Corpus iuris canonici» (Lipsiae, 1881. Graz, 1959r. Vol. 2: Decretalium collectiones) остается лучшей публикацией текста сводов Д. п. В основе издания Фридберга лежит рим. издание 1582 г., дополненное и исправленное с учетом изданий Ю. Х. Бёмера и Э. Рихтера и неск. десятков списков декретальных сводов XIII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/171628.html

Интересно было бы узнать, что за «инструкции» дал Бенешевич Дэльгеру относительно формы своего участия в римском конгрессе. Ясно, что личное участие исключалось, речь могла идти только о заочном участии. Результат известен: глашатаем В. Н. Бенешевича на конгрессе в Риме оказался его тесть, академик Ф. Ф. Зелинский, который, парафразировав замечательным образом одно место в «Меланиппе» Еврипида (имеется в виду: TGF 484, Nauk 2: οχ μς λ γος, λλ τς μητρς πρα), выступил с докладом о проекте «Corpus scriptorum juris graeco-romani tam canonici quam civilis» (и позднее опубликовал его под своим именем, оговорив, однако: οχ μς λ γος, λλ το γαμβρο πρα) 40 . Из сохранившейся переписки Бенешевича и Зелинского мы кое-что узнаем об этом не совсем обычном обороте дела. По-видимому, помимо Дэльгера, с Оргкомитетом конгресса (в лице его председателя Дж. Меркати) вел переговоры по поводу участия Бенешевича и Ф. Ф. Зелинский. Так, в открытке из Варшавы от 10 августа 1936 г., адресованной его дочери Амате (жене Бенешевича), Зелинский вставляет отрывок из письма к нему (Зелинскому) Меркати: «Il programma elaborato da Suo genero sarà letto per la sua importanza in una seduta a sezioni riunite e sarà probabilmento oggetto di discussione nella seduta finale, quando si metteranno all’ordine del giorno le proposte già approvate nel congresso di Sofia е quelle da fissare per il VI Congresso. Credo che il prof. Filov, come segretario del Comitato permanente ne riferirà insieme colle altre proposte» 41 . И хотя подробности «договора» Бенешевича и Зелинского ускользают от нас, ясно, что первый решил коренным образом переработать и обогатить свой доклад на софийском конгрессе, а затем отослать его своему тестю с тем, чтобы тот облек его в наиболее адекватную и доступную для слушателей (и читателей) форму, имея в виду, что «сверхзадачей» доклада было – пробить брешь в сочувственно-индифферентном отношении со стороны международной научной братии. «Насчет Corpus j. сап. eccl. Gr. напишу тебе особо подробное донесение по-французски или по-латински. Ты, конечно, прав, что общение с научными кругами в европейском масштабе способно изгнать всякое уныние!» – пишет оптимистично Бенешевич Зелинскому в одном из писем 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

В средние века источником права являлись также те комментарии (глоссы) канонистов, которые получили статус ординарных (см. Glossa ordinaria). Ученые-канонисты сыграли большую роль в формировании декретального права кон. XII-XIV в., а также К. п. XIV-XVI вв., что обусловило в новое время оформление института «общего мнения докторов права» (opinio communis doctorum), перешедшего и в Кодексы канонического права (CIC (1917). 6 § 2-3,- об обращении к общему мнению канонистов в сложных случаях при отсутствии четко прописанной нормы права; CIC. 19). Количество тех, кто мог принимать решение, варьировалось у разных авторов; требовалось единодушное мнение, или мнение большинства, или даже достаточно было мнения 6 докторов К. п. II. Формальными источниками К. п. (совр. fontes juris cognoscendi) являются тексты церковных законов, устная или письменно зафиксированная церковная традиция и обычай (fontes primarii), а также все типы и виды источников, в к-рых содержатся правовые нормы (fontes secundarii). К формальным источникам католического К. п. относятся тексты Свящ. Писания и Свящ. Предания, памятники древней Церкви, в т. ч. апокрифическая лит-ра; акты Соборов различного уровня, постановления и послания Римских пап (constitutiones, decretales, rescripta, mandata и т. д.), приговоры папских судов, постановления и послания лат. патриархов, примасов, архиепископов и др. ординариев, нормы из «Corpus iuris civilis», Кодекса Феодосия и др. рим. и визант. законов, а также касавшиеся Церкви постановления франк. и герм. королей и императоров, др. представителей светской власти. Основными источниками, в к-рых содержатся тексты правовых норм Церкви, являются своды церковного права (collectiones canonicae). По структуре своды церковного права вплоть до Кодекса канонического права 1917 г. представляли собой разные по объему собрания правовых текстов различного происхождения (запись обычая, как, напр., в «Апостольских постановлениях», сборники решений разных Соборов, декретальные своды, номоканоны, капитулярии, смешанные своды). Они различаются по структуре и принципу расположения материала (хронологические и систематические своды). Из сводов, вошедших в «Corpus iuris canonici», наиболее разнородным по составу является Декрет Грациана, который содержит комментированные нормы права, изданные Соборами, Римскими папами, рим. и герм. императорами, европ. правителями и др. Более схожи по составу 5 декретальных сводов XIII-XVI вв., куда входят папские декреталии и другие постановления, а также декреты нек-рых вселенских Соборов католич. Церкви. В отличие от них Кодексы канонического права 1917 и 1983 гг. являются результатом современной кодификации, поскольку объединяют различные источники права в единый, логически стройный акт, в котором устранены устаревшие положения и противоречия в нормах, введены новые правила. С введением в действие Кодексов канонического права подвергшиеся кодификации источники утратили силу.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Своим последователям Лютер запретил даже читать их. Мало этого. В присутствии своих слушателей – студентов теологического факультета Виттенбергского университета – и большой толпы народа он торжественно сжег классический сборник канонов и других церковных правил, известный в Католической церкви под именем Corpus juris canonici. Свое догматическое учение он изложил потом в двух своих – большом и малом – катехизисах и в так называемых шмалькаденских артикулах христианского учения. Меланхтон 34 дополнил его аугсбургским исповеданием и апологиею последнего (в 1531 г.). Но ни Лютером, ни Меланхтоном не было издано никаких законодательных актов относительно общего устройства и управления протестантскими приходами. Это дело они отдали в руки представителей светской власти. По их учению, высшая церковная власть должна принадлежать государю страны, как главе церкви: cujus est regio, ejus est religio! 35 А потому короли, князья, курфюрсты или вообще представители светской власти в имперских странах обязаны были заботиться как об устройстве, так и об управлении своей местной церкви – Landeskirche. Таким образом, изданным королями и курфюрстами уставам, законам и парламентским актам суждено было в протестантстве заменить собою Правила свв. Апостолов и каноны вселенских и поместных соборов. Понятно, что в первое время не могло быть, конечно, и речи о том, что бы протестантские общины получили стройную, однообразную, общецерковную организацию. В различных странах светские правительства издавали различные уставы, которыми и определялось устройство и управление протестантских общин в каждом отдельном государстве. Общим принципом немецкие правители отдельных государств признали, однако же, то, чтобы протестантским общинам была предоставлена свобода внутреннего самоуправления и устройства внутренней церковной жизни. Вследствие этого каждая протестантская община получила право устраивать свою религиозную жизнь в той форме и по тем нормам, которые она находила наилучшими. Впоследствии, благодаря соглашениям представителей протестантских общин на различных съездах, конгрессах и синодах, в немецких странах мало-помалу сложился и общий тип самоуправления протестантских приходов, представляющийся в следующем виде.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

552, 561) к XVII Толедскому собору 694 г. См. об этих томах и законах у Дана, Die Könige der Germanen, VI. 434 и сл. 950 Позднее была даже за отступление от этого запрещения назначена смертная казнь. Savigny, ib. 50. Dahn, Westgothische Studien, Wurzburg. 1874. S. 31, 55. 952 Существовало мнение, что Вестготский Кодекс был составлен св. Исидором Севильським во время IV Толедского собора, на котором он председательствовал. Опровержение этого мнения у Arevalo, Isidoriana, III, cap. XCII. Migne, LXXXI, col. 759–764. 953 Было издано постановление, чтобы эти вестготские законы употреблялись в судах вообще не на латинском, а на местном вестготском языке, на который они были переведены. Этот перевод до нас не сохранился. Мы имеем позднейший, вероятно XI в., испанский перевод, довольно свободный, под заглавием Fuero Juzgo. Он издан в 1600 г. в Мадриде: Alfonco а Villadiego Forum antiquus Gothorum Regum Hispaniae, olim Liber Judicum, hodie Fuero Juzgo nuncupatus.. 954 De la Serna Santander, Praefatio historico-critica in veteram et genuinam collectionem veterum canonum ecclesiae Hispanae a divo Isidoro primum, ut creditur, adornatam. Ap. Migne, s. 1. LXXXIV, col. 857: § II n. 17. Sabsequentur deinde varia opuscula, necnon Liber Iudicum, sive leges Wisigothorum, quae omnia, ut nostro propositio aliena, paetermitto; hoc unum adjiciam, has leges Wisigothorum Liber Iudicum vel Forum Iudicum inscriptas, omnibusiere codicibus nostrae collectionis insertas inveniri, ut pote quae cum laudata collectione corpus juris canonici et civilis Hispaniarum conficiebant, et sane Liber Iudicum manet adhuc in plano vigore apud Hispanos, paucis abrogatis – Cp. Gonzales, Praefat. Migne, LXXXIV, p. 18–19. 955 Достойно замечания, что Вестготский Кодекс (Lex Wisigothorum) очень мало напоминает варварские народные законы, leges barbarorum. Он составился под могущественнейшим влиянием Церкви, и потому по содержанию своему есть кодекс скорее римский и отчасти канонический; а по форме и духу церковный (Der vorherrschende Charakter dieser Gesetze ist mit nichten germanisch,sondern dem Inhalt nach romisch, der Form und Methode – und zum Theil auch dem Inhalt – nach geistlich-canononisch.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010