D. Diss. Münch., 1953; Di Salvo B. Gli «Asmata» nella musica bizantina//BollGrott. 1959. Vol. 13. P. 45-50, 127-145; 1960. Vol. 14. P. 145-178; Thodberg C. The Tonal System of the Kontakarium: Stud. in Byzantine Psaltikon Style. København, 1960; idem. Der byzant. Alleluiarionzyklus: Stud. im kurzen Psaltikonstil. Kopenhagen, 1966. (MMB. Subs.; 8); Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxf., 19612; Velimirovic M. Liturgical Drama in Byzantium and Russia//DOP. 1962. Vol. 16. P. 351-385; idem. Byzantine Composers in Ms Athens 2406//Essays presented to E. Wellesz. Oxf., 1966. P. 7-18; idem. The Byzantine Heirmos and Heirmologion//Gattungen der Musik in Einzeldarstellungen: Gedenkschrift. Schrade. Bern; Münch., 1973. Bd. 1. S. 192-244; McKinnon J. The Meaning of the Patristic Polemic against Musical Instruments//Current Musicology. 1965. Vol. 1. P. 69-82; idem. Christian Antiquity//Antiquity and the Middle Ages: From Ancient Greece to the 15th Cent. Englewood Cliffs (N. J.), 1991. P. 68-87; idem. The Temple, the Church Fathers and Early Western Chant. Aldershot, 1998; Williams E. V. A Byzantine ars nova: The 14th-cent. Reforms of John Koukouzeles in the Chanting of Great Vespers//Aspects of the Balkans: Continuity and Change/Ed. by H. Birnbaum, S. Vryonis (Junior). The Hague, 1972; Conomos D. E. Sacred Music in the Post-Byzantine Era//The Byzantine Legacy in Eastern Europe. Boulder; N. Y., 1988. P. 83-105; Desby F. The Modes and Tunings in Neo-Byzantine Chant: Ph. D. Diss. Los. Ang., 1974; idem. The Growth of Liturgical Music in the Iakovian Era//History of the Greek Orthodox Church in America/Ed. by M. B. Ephthimiou, G. A. Christopoulos. N. Y., 1984. P. 303-323; Moran N. K. The Ordinary Chants of the Byzantine Mass. Hamburg, 1975. 2 vol.; Γεωργου Κ. Ι. Η βδομαδιαα ντιφωνικ κατανομ τν δν ες τς Ασματικς Ακουλουθας σπερινο κα ρθρου. Ελληνικο Μουσικο Κδικες 2061-2062 Εθνικς Βιβλιοθκης Αθηνν: Ph. D. Diss. R., 1976; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα; Καρς Σ.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Лит.: Краткое сведение о жизни святаго Исаака Сириянина и о Словах его// Исаак Сирин, прп. Слова подвижническия. М., 1854. С. V-XX; Филарет (Гумилевский). Учение. 1859, 1996р. Т. 3; Иустин (Полянский), еп. Нравственное учение святого отца нашего Исаака Сирина. СПб., 1874, 19022; Chabot J.-B. De sancti Isaaci Ninevitae vita, scriptis et doctrina. P., 1892; idem. Lit. syr. 1934; Isho‘ denah. Le Livre de la Chasteté composé par Jésusdenah, Évêque de Baçrah/Ed. J.-B. Chabot//Mélanges d " archéologie et d " histoire ecclésiastiques. P., 1896. Vol. 16. P. 255-292; Besson M. Un recueil de sentences attribué à Isaac le Syrien//Oriens Chr. 1901. Vol. 1. P. 46-60, 288-298; Studia Syriaca/Ed. I. Rahmani. In Monte Libano, 1904. T. 1; Четверухин И., свящ. Сведения о прп. Исааке Сирине и его писаниях// Исаак Сирин, прп. Слова подвижнические. Серг. П., 1911. С. III-XII; Маслов С. И. Новый список «Слов постнических» Исаака Сирина... в древнейшей славянской редакции. К., 1912; Marriott G. L. Isaac of Nineveh and the Writings of Macarius of Egypt//JThSt. 1918/1919. Vol. 20. P. 345-347; Baumstark. Geschichte. 1922; Hausherr I. Un précurseur de la théorie scotiste de la fun d " incarnation, Isaac de Ninive//RechSR. 1932. Vol. 22. P. 316-320; Peterson E. Nilus, de octo spiritibus im Isaak-Florilegium//ZKTh. 1932. Bd. 56. S. 596-599; Флоровский Георгий, прот. Византийские Отцы V-VIII веков. П., 1937; Arseniew N. Geistige «Nüchternheit» und Gebet: Eine Züge aus der Mystik des christlichen Ostens, hauptsächlich nach der mystischen Lehre des Isaak von Syrien//Zeitschrift für Aszese und Mystik. Würzburg, 1940. Vol. 15. S. 136-143; Van der Ploeg J. Un traité nestorien du culte de la Croix//Le Muséon. Louvain-la-Neuve, 1943. Vol. 56. P. 115-127; V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient. Louvain, 1959-1988. 3 t. (CSCO; 184, 197, 500. Subs.; 14, 17, 81); idem. Eine neue Schrift von Ishaq von Ninive//OS. 1972. Bd. 21. S. 309-312; Ortiz de Urbina. PS. 1965; Πποβιτς Ι. Η γνωσεολογα του αγου Ισαακ του Σρου//Θεολογα.

http://pravenc.ru/text/674153.html

Узнать его ученья положения, Которое, как кажется, стоит еще, Которое уже слегка шатается, Которое само собою рушится. Нам истина дарует силу крепкую, 20 Которая сияет в слове праведном. А душетленный гам многоглаголанья И слов нагроможденье нечестивое Лишь посрамляет собственного автора. 152 Перевод З. А. Барзах и А. В. Маркова по изд.: Browning 1955­1957; примечания Д. С. Бирюкова (примечания З. А. Барзах оговорены специально). При указании на параллели мест из Ямбов в античной литературе (прим. 2, 9, 24, 33) использовались наблюдения издателя текста, Р. Браунинга, отраженные в его примечаниях в вышеуказанном издании. 155 Аполлинарий Лаодикийский (ок. 310-ок. 392) – еретик (осужден на соборе в Риме в 377/378 г.), учил, что человеческая природа Христа не включает в себя ум. Полемизируя с имп. Юлианом Отступником, Аполлинарий, по свидетельству Созомена (hist. 5.18), переложил гомеровским стихом Ветхий Завет от сотворения мира до времени Саула, а также, подражая Менандру, Еврипиду и Пиндару, писал трагедии, комедии и лирические стихи на сюжеты из Писания. 156 Ср. « μηδ τρφειν σπονδον ν ψυχ στσιν»; ср. » ν σος δ’ ν ψυχ στσις κα λλειψις τς κατ λ γον ζως« (Procl., de mal. subs. 56.4–5 [Boese]). 157 Метафора взята из древнегеческой игры «петтея» – вероятно, нечто среднее между современными шашками и нардами [прим. З. А. Барзах]. 158 Очевидно, имеется в виду томос собора июня 1341 г., на котором Варлаам Калабрийский был осужден, а позиция свт. Григория поддержана. 159 Вероятный подтекст этого места следующий. В связи с заявлениями Григория Акиндина, направленными против свт. Григория Паламы , в июле 1341 г. был созван собор, на котором Акиндин был осужден. Однако это осуждение не было зафиксировано в соборном томосе. Очевидно, не в последнюю очередь по этой причине Григория Акиндина и его последователей свт. Григорий Палама и его сторонники стали называть «варлаамитами» (ср. Диалог православного с варлаамитом свт. Григория, где под «варлаамитом» имеется в виду Акиндин), отсылая таким образом к осуждению Варлаама, – линию которого продолжал Акиндин, – на соборе в июне 1341 г. Сам Акиндин возмущался и обижался, когда его называли «варлаамитом», а его позиция отождествлялась с позицией Варлаама.

http://azbyka.ru/otechnik/David_Disipat/...

Bucur., 1989. P. 63-91; Στθης Γ. Η Μθοδος τν θσεων το Ιωννου Κουκουζλη κα φαρμογ της//Byzantine Chant: Tradition and Reform: Acts of a Meeting held at the Danish Institute at Athens, 1993/Ed. C. Troelsgård. Athens, 1997. Vol. 2. P. 189-204; Lazarov S. A Medieval Slavonic Theoretical Treatise on Music//Studies in Eastern Chant. Crestwood (N. Y.), 1990. Vol. 5. P. 50-56; Alexandru M. Studie über die «grossen Zeichen» der byzant. musikalischen Notation, unter besonderer Berücksichtigung der Periode vom Ende des 12. bis Anfang des 19. Jh.: Diss. Kbh., 2000. 3 Bde; eadem. When Music Theory Becomes a Chant: The Protheory of the Papadike in two Sinaitic Musical Manuscripts of the late 15th cent.//Musical Romania and the Neighbouring Cultures: Traditions - Influences - Identities: Proc. of the Intern. Musicological Conf., July 4-7, 2013, Iai/Ed. L. Vasiliu e. a. Fr./M. etc., 2014. P. 119-134; eadem (Αλεξνδρου Μ.). Ο διδσκαλος των διδασκλων μσα απ τον καθρφτη της Προθεωρας της Παπαδικς//Η ψαλτικ τχνη ως αυτνομη επιστμη: Πρακτικ 1ου Διεθνος διεπιστημονικο μουσικολογικο συνεδρου, 29 Ιουνου - 3 Ιουλου 2014, Βλος/Επιμ. Κ. Χ. Καραγκονης, Γ. Κουρουπτρογλου. Βλος, 2015. Σ. 91-108; eadem. Παλαιογραφα Βυζαντινς μουσικς: Επιστημονικς και καλλιτεχνικς αναζητσεις. Αθνα, 2017. Σ. 311-336, 421-426, 442-452, 478-498, 528-529, 544-561; eadem. Ερωταποκρσεις σχετικ με το μουσικοθεωρητικ ργο του Γρηγορου Μπονη του Αλυτη: Ανακονωση στο Ε Διεθνς Συνδριο μουσικολογικ και ψαλτικ, οργανωμνο απ την Ιερ Σνοδο της Εκκλσας της Ελλδος και το Ιδρυμα Βυζαντινς Μουσικολογας, Αθνα, 13-15 Δεκεμβρου 2012: Θεωρα και πρξη της ψαλτικς τχνης: Ερωταποκρσεις και ακρβεια της ψαλτικς τχνης (в печати); Makris E. Die musikalische Tradition des Anastasimatarion im 16. und 17. Jh.: Diss. W ., 1996; Troelsgård C. Byzantine Neumes: A New Introd. to the Middle Byzantine Musical Notation. Cph., 2011. (MMB. Subs.; 9); idem. Inventory of Microfilms and Photographs in the Collection of Monumenta Musicae Byzantinae//www.igl.ku.dk/MMB/catbyz.htm [Электр.

http://pravenc.ru/text/2578911.html

T. 40. P. 354–376; Ossieur D. Tekstintgave van de capita παρακλιτικ en de capita van Johannes Carpathius met inleiding en tekstkritische aantekeningen: Diss. Gent, 1973; Waegeman M. Les 24 chapitres «De temperantia et virtute» d " Hésychius le Sinaïte: Éd. critique//Sacris Erudiri. 1974/1975. T. 22. N 1. P. 218; Cavarnos C. St. Macarios of Corinth: Archbishop of Corinth, Guardian of Sacred Tradition, Reviver of Orthodox Mysticism, Compiler of the Philokalia, Spiritual Striver, Enlightener and Guide, and Trainer of Martyrs. Belmont (Mass.), 1977. (Modern Orthodox Saints; 2); Stniloae D. La liturgie de la communauté et la liturgie intérieure dans la vision philocalique//Gestes et paroles dans les diverses familles liturgiques: Conf. [de l " Inst. Théologique] Saint-Serge: XXIVe Semaine d " études liturgiques. R., 1978. P. 259–273. (BEL, Subs.; 14); Γνης Δ. Β. Τ συγγραφικν ργον το οκουμενικο πατριρχου Καλλστου Α´. Αθναι, 1980; Κορναρκης Ι. Θιλοκαλικ θματα ρημικς σωτερικτητος. Θεσσαλονκη, 1980; Stylianopoulos Th. The Philokalia: A Review Article//GOTR. 1981. Vol. 26. N 3. P. 252–263; Antoniadou A. Le thème du cœur dans la Philocalie//Contacts. 1982. Vol. 34. P. 235–247, 323–337; Desprez V. Chronique de théologie monastique et orientale//RSPhTh. 1982. T. 66. P. 591–610; Amfilochios (Radovich), mitr. Η φιλοκαλικ ναγννησις το ΙΗ´ κα ΙΘ´ α. Αθναι, 1984; Citterio I. L " orientamento ascetico-spirituale di Nicodemo Aghiorita: Diss. R.; Alessandria, 1987; Ioannikios (Kotsonis), archim. Themes from the Philokalia/Transl. J. E. Gentithes, archim. Ignatios (Apostolopoulos); introd. J. Chakos. Minneapolis (MN), 1988; idem. The Intellect. Thessal., 1997. (Themes from the Philokalia; 2); idem. Watchfulness and Prayer. Thessal., 19982. (Themes from the Philokalia; 1); Sherrard P. The Revival of Hesychast Spirituality//Christian Spirituality: Post-Reformation and Modern/Ed. by L. Dupré, D. E. Saliers, J. Meyendorff. N. Y., 1989. P. 417–431; Temple R. Silence of the Heart: The Call for Awakening in the Philokalia//Parabola.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

ап. Иоанна Богослова по свидетельству церк. предания I–II в.//Там же. 1913. Т. 239. Ч. 1. 2. С. 252–271; 3. С. 401–409; Boll F. J. Aus der Offenbarung Johannis: Hellenistische Stüdien zum Weltbild der Apokalypse. Lpz., 1914; Бухарев А. М. (архим. Феодор). Исследования Апокалипсиса. Серг. П., 1916; Четыркин В. В. Апокалипсис св. ап. Иоанна Богослова: Исагогич. исслед. Пг., 1916; Hoskier H. C. The Complete Commentary of Oecumenius on the Apocalypse. Ann Arbor, 1928; idem. Concerning the Text of the Apocalypse. L., 1929. 2 vol.; Scott R. B. Y. The Original Language of the Apocalypse. Toronto, 1928; Brewer R. R. The Influence of Greek Drama on the Apocalypse of John//AnglTR. 1936. Vol. 18. P. 74–92; Bornkamm G. Die Komposition der apokalyptischen Visionen in der Offenbarung Johannis//ZNW. 1937. Bd. 36. S. 132–149; Lund N. W. Chiasmus in the New Testament: A Study in Formgeschichte. Chapel Hill, 1942; Иванов П. К. Тайна святых: Введ. в Апокалипсис. П., 1947; Barrett C. K. The Gospel according to St. John: An introd. with comment. and notes on the Greek Text. L., 1955; Bowman J. W. The Revelation to John: Its Dramatic Structure and Message//Interpretation. Richmond, 1955. Vol. 9. P. 436–453; idem. The First Christian Drama: The Book of Revelation. Phil., Schmid J. Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes. Münch., 1955–1956. 2 Bde in 3; idem. Der Apokalypse-Text des Oikumenios//Biblica. 1959. Vol. 40. P. 935–942; idem. Neue griechische Apokalypsehandschriften//ZNW. 1968. Bd. 59. S. 250–258; Ladd G. E. The Revelation and Jewish Apocalyptic//The Evangelical Quarterly. L., 1957. Vol. 29. N 2. P. 94–100; Vanhoye A. L’utilisation du livre d’Ézéchiel dans l’Apocalypse//Biblica. 1962. Vol. 43. P. 436–476; Hofmann J. Beziehungen der saidischen zur äthiopischen Übersetzung der Johannes-Apokalypse//Neutestamentliche Aufsätze: FS für J. Schmid. Regensburg, 1963. S. 115–124; idem. Die äthiopische Johannes-Apokalypse: Krit. Untersucht. Louvain, 1969. (CSCO; 297. Subs.; 33); Prigent P.

http://pravenc.ru/text/471605.html

В средние века К. почитался также в г. Провен (Франция), где при храме в честь этого святого существовал капитул секулярных каноников, основанный между 1023 и 1032 гг. при участии Эда II, гр. Блуа, и Сансского архиеп. Леотерика ( Veissi è re M. La collégiale Saint-Quiriace de Provins du XIe siècle//Bull. de la Société d " histoire et d " art du diocèse de Meaux. 1959. Vol. 10. P. 432-451). Строительство коллегиальной церкви в стиле ранней готики (ее особенность - прямоугольный деамбулаторий с 3 капеллами в линию) велось на средства Генриха I Щедрого (ум. в 1181), гр. Шампани. С нач. XIII в. в Провене почиталась голова К., по преданию вывезенная из К-поля и полученная местным сеньором Милоном ле Бребаном от участников 4-го крестового похода ( Bourquelot F. Histoire de Provins. Provins; P., 1839. T. 1. P. 158-159), благодаря чему город стал местом паломничества. Поминовение К. в Провене совершалось 1 мая, праздник перенесения мощей святого - 29 июля. По др. сведениям, голова К. хранилась в кафедральном соборе в Орлеане и была уничтожена вместе с др. реликвиями в эпоху Религиозных войн (1563 - Baillet A. Les Vies des Saints. P., 1739. T. 4. P. 93). Ист.: BHG, N 465-465b; BHL, N 4169, 7022-7025; BHO, N 233-236; ActaSS. Mai. T. 1. P. 439-450; Loftus D. An History of the Twofold Invention of the Cross, whereon our Saviour was crucified. Dublin, 1686; Wotke K. Die griechische Vorlage der lateinischen Kreuzauffindungslegende//WSt. 1891. Bd. 13. S. 300-311; Nestle E. De Sancta Cruce: Ein Beitrag zur christlichen Legendengeschichte. B., 1889; idem. Die Kreuzauffindungslegende//BZ. 1895. Bd. 4. N 2. S. 319-345; Guidi I. Textes orientaux inédits du martyre de Judas Cyriaque//ROC. 1904. T. 9. N 1. P. 79-95; N 3. P. 310-332; 1906. T. 11. N 4. P. 337-351; Παπαδπουλος-Κεραμες Α. Συλλογ παλαιστινς κα συριακς γιολογας=Сборник палест. и сир. агиологии//ППС. 1907. Т. 19. Вып. 3(57). С. 164-172 [греч. текст], 184-192 [рус. пер. В. В. Латышева]; Straubinger J. Die Kreuzauffindungslegende: Untersuch. über ihre altchristl. Fassungen mit besonderer Berücksichtigung d. Syr. Texte. Paderborn, 1912; Pigoulewsky N. Le martyre de saint Cyriaque de Jérusalem//ROC. 1927/1928. Vol. 26. P. 305-356; PG. 117. Col. 131-132 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 167-168, 170-171, 575-576, 601-602; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 439-440; ЖСв. Окт. С. 590; The Finding of the True Cross: The Judas Kyriakos Legend in Syriac/Introd., text, transl.: H. J. W. Drijvers, J. W. Drijvers. Lovanii, 1997. (CSCO; 565. Subs.; 93); Синаксарь: Жития святых, составленные на Св. Горе Афон/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетровский. М., 2011. Т. 1. С. 838-839.

http://pravenc.ru/text/1840173.html

Ист.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Святой земле и на Синае. СПб., 1888. С. 407-415. (ППС; Т. 4. Вып. 1); Марр Н. Я. Агиографические материалы по груз. рукописям Ивера. Ч. 1: Описание 5 пергаментных рукописей//ЗВОРАО. 1901. Т. 13. С. 1-88; он же. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря/Сост.: И. Мегрелидзе. М.; Л., 1940; Кекелидзе К. С. Иерусалимский канонарь VII в.: Груз. версия. Тифлис, 1912; он же. Груз. агиографические памятники: Кимени. Тифлис, 1918. Т. 1. Ч. 1 (на груз. яз.); Латышев В. В. Византийская «Царская» Минея. Пг., 1915; Blake R. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Bibliothèque patriarcale grecque à Jérusalem. P., 1924; idem. Catalogue des manuscrits georgiens de la Bibliothèque de la Laure d " Iviron au Mont Athos. P., 1932-1934; Шанидзе А. Древнегруз. язык и лит-ра: Хрестоматия. Тифлис, 1935 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Рукописи Церк. музея: Колл. А/Сост.: К. Шарашидзе. Тб., 1954. Т. 4 (на груз. яз.); Garitte G. Catalogue des maniscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï. Louvain, 1956. (CSCO; 165. Subs.; 9); idem. Calendrier Palestino-Georgien. 1958. P. 412-413; Корпус груз. ист. документов IX-XIII вв./Сост.: Н. Шошиашвили и др. Тб., 1984 (на груз. яз.). Лит.: Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 69-96; 1889. Т. 1. Вып. 2; Марр Н. Я. Критика и мелкие статьи. СПб., 1903. (ТРАГФ; Кн. 5); Кекелидзе. Литургические грузинские памятники. 1908; он же. Иоанн Ксифилин, продолжатель Симеона Метафраста// Он же. Этюды. 1957. Т. 5. С. 227-247; он же. Др.-груз. лит. 1960. Т. 1. С. 502-503; Джавахишвили И. Описание рукописей Синайского мон-ря. Тб., 1947 (на груз. яз.); Барамидзе Р. Иоане Болнели: Жизнь и труды. Тб., 1962 (на груз. яз.); Абуладзе И. Армянско-груз. филол. штудии: Источники нек-рых глав Многоглава// Он же. Труды. Тб., 1975. Т. 1. С. 5-23 (на груз. яз.); он же. Многоглав//Там же. Тб., 1982. Т. 3. С. 32-106 (на груз. яз.); Esbroeck M., van. Les plus anciens homéliaires géorgiens: Études descriptive et historique.

http://pravenc.ru/text/2563866.html

—186— взгляд на св. Писание, св. Предание, богодухновенность, типологию и т. д. По своим основным чертам Астерий принадлежал к направлению Антиохийской школы и может быть в этом смысле вполне назван антиохийцем (316–344). В девятой и последней главе раскрывает отношение к св. Астерию вселенской Церкви (344–372). В приложении к своему сочинению предлагает перевод до сих пор ещё не переведённых бесед и различных отрывков св. Астерия: слово на Даниила и Сусанну (375–394), на 5-й псалом слово первое (395–416), второе (417–438), третье (438–453), четвёртое (453–466), пятое (467–481), гомилия на 6-й псалом (482–510), на 7-й псалом (511–547), и отрывки: шёл человек из Иерусалима в Иерихон (547–554), два человека вошли в храм помолиться (555–558), о Закхее (559–562), о двух сыновьях, о которых рассказывает Лука (563–571), о рабе сотника, которого исцелил Господ (571–573), об Иаире и кровоточивой женщине (574–580). Таково содержание сочинения о. Тихона. При изучении св. Астерия, как пастыря – учителя, автором не забыто в существенных и главных чертах ничто. Поэтому при разборе его сочинения можно говорить только о его недомолвках и недостаточной выясненности по местам его методологических приёмов. Так прежде всего бросается в глаза читателю неполнота исследования автором проповедей св. Астерия со стороны их содержания. Посвящая несколько глав изучению проповедей с внешней стороны, он едва только уделяет одну главу изучению их с внутренней стороны и притом не всю целиком. А между тем анализ содержания проповедей представлял бы собой более ценную работу, чем дробный анализ проповедей с внешней стороны. Бросается в глаза неполнота изучения текста проповедей в различных изданиях их. Особенно прискорбно то, что автор не обратил достаточного внимания на изучение славянских и греческих рукописей, находящихся в России. Если бы автор занялся изучением их, то они дали бы ему возможность не только более смело решать некоторые недоумения относительно подлинности бесед св. Астерия, но и сказать ещё совершенно новое слово. В последней главе своего труда автору следовало бы более говорить о литературной памяти, какую имела о св. Астерии Церковь , чем о молит-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

540-541 542-544 544-545 ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 1878 - 1937), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе 545-547 547-548 548-549 ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне 549-550 550-551 ВИССАРИОН САРАЙ (в миру Николай; ок. 1714 - после 1744), правосл. миссионер, мч. (пам. в Румынской и Сербской Церквах 21 окт.) 551-552 552-554 554-555 555-556 556-557 ВИТАЛИЙ (Кокорев Виталий (?) Иванович; 1890-1937), мон., прмч. (пам. 24 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ВИТАЛИЙ Виталий († 20 окт. до 730), еп. Зальцбургский. Ученик св. Руперта, св. (пам. зап. 20 окт.) 557-558 ВИТАЛИЙ († нач. 90-х гг. XVII в.), мон., стоявший у истоков старообрядческого Выголексинского общежительства 558-559 559-560 560-561 ВИТАЛИЙ (Максименко Василий Иванович; 1873 - 1960), архиеп. Восточноамериканский и Нью-Джерсийский (Джерсиситский) Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 561-563 ВИТАЛИЙ (Устинов Ростислав Петрович; род. 1910), митр., бывш. первоиерарх Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ) 563-564 564-565 565-567 567-572 572-573 573-574 ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.) 574-576 576-580 581-583 583-586 586-589 590-592 592-594 595-596 596-597 ВИФЛЕЕМ поселение на Иудейском нагорье, согласно Евангелиям, место рождения Иисуса Христа, одно из самых почитаемых св. мест христианства 597-603 ВИФЛЕЕМ жен., действующий мон-рь; принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Церкви 603-604 604-605 605-606 607-608 ВИХИНГ еп. Нитры в 880-893 гг.; глава партии нем. духовенства в Великой Моравии, выступавший против равноап. Мефодия и богослужения на слав. языке 608-609 609-610 610-611 611-612 ВИШНУИЗМ одно из главных направлений индуизма, связанное с почитанием бога Вишну и его многочисленных земных воплощений (аватар)

http://pravenc.ru/vol/viii.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010