Episcopato e primato pontificio nelle decretali pseudo isidoriane: Ricerca storico-giuridica: Diss. R., 1971; Williams Sch. Codices Pseudo-Isidoriani: A palaeogr.-hist. Study. N. Y., 1971. (MonumIC. Ser. 3: Subs.; 3); Dolezalek G. Die handschriftliche Verbreitung von Rechtsprechungssammlungen der Rota//ZSRG.K. 1972. Bd. 58. S. 1-106; Feine H. E. Kirchliche Rechtsgeschichte. Köln; W., 1972. Bd. 1: Die katholische Kirche; Fuhrmann H. Einfluss und Verbreitung der pseudo-Isidorischen Fälschungen: Von ihrem Auftauchen bis in die neuere Zeit. Stuttg., 1972-1974. 3 Bde; idem. Das Reformpapsttum und die Rechtswissenschaft//Investiturstreit und Rechtsverfassung/Hrsg. J. Fleckenstein. Sigmaringen, 1973. S. 175-203. (Vorträge und Forschungen; 17); Robleda O. El derecho Romano en la iglesia//Ius populi Dei: Miscellanea in honorem R. Bidagor/Ed. N. Urbano. R., 1972. P. 3-52; Dolezalek G., Norr Knut W. Die Rechtsprechungssammlungen der mittelalterlichen Rota//Handbuch der Quellen und Literatur der neueren europäischen Privatrechtsgeschichte/Hrsg. v. H. Coing. Münch., 1973. Bd. 1: Mittelalter (1100-1500): Die gelehrten Rechte und die Gesetzgebung. S. 849-856; Fransen G. Les collections canoniques. Turnhout, 1973. (Typologie des sources du moyen-âge occidental; 10); Handbuch der Quellen und Literatur der neueren europaischen Privatrechtsgeschichte/Hrsg. H. Coing. Münch., 1973. Bd. 1: Mittelalter (1100-1500); Mordek H. Kirchenrecht und Reform im Frankenreich: Die «Collectio Vetus Gallica», die älteste systematische Kanonessammlung des fränkischen Gallien: Studien und Edition. B.; N. Y., 1975; Pontal O. Les statuts synodaux. Turnhout, 1975. (Typologie des sources du moyen-âge occidental; 11); Wolter U. Ius canonicum in iure civili. Köln, 1975; Vogel C. Les «Libri paenitentiales». Turnhout, 1978. (Typologie des sources du moyen-âge occidental; 27); Gaudemet J. La formation du droit séculier et du droit de l " Église aux IVe et Ve siècles. P., 19792; idem. Les sources du droit de l " Église en Occident du IIe au VIIe siècle.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Лит.: Илиодор, иером. Ист.-стат. описание г. Торжка. Тверь, 1860; он же. Ист.-стат. описание Новоторжского Борисоглебского мон-ря. Тверь, 1861. Торжок, 2006р; [Димитрий (Самбикин), архиеп.]. Мон-ри и приходские церкви г. Торжка и их достопримечательности. Тверь, 1903; Колосов И. М. Новоторжский Борисоглебский мон-рь. Тверь, 19133; Будовниц И. У. Повесть о разорении Торжка в 1315 г.//ТОДРЛ. 1960. Т. 16. С. 446-451; Будылина М. В., Брайцева О. И., Харламова А. М. Архитектор Н. А. Львов. М., 1961; Баталова А. Л., Касапенко А. Ф. Общественный водоем XVIII в. в Торжке//Архит. наследство. М., 1981. Вып. 29. С. 27-32; Дробленкова Н. Ф. Житие Ефрема Новоторжского//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 148-150; Малыгин П. Д. Древний Торжок (ист.-археол. очерки). Калинин, 1990; он же. Из ранней истории распространения христианства на территории Тверской обл.//Вестн. ТвГУ. Сер.: История. 2007. Вып. 1. С. 117-133; он же. О Михаиле Тверском - политике и святом//Точка зрения. Тверь, 2010. 7. С. 44-50; он же. О времени основания Новоторжского Борисоглебского мон-ря//Русь в IX-XII веках: общество, государство, культура. М.; Вологда, 2014. С. 413-420; Малыгин П. Д., Салимов А. М. Архит.-археол. исследование собора Борисоглебского мон-ря в Торжке//Памятники истории и культуры В. Поволжья. Н. Новг., 1991. С. 243-255; Савельев В. Новоторжский иконостас В. Л. Боровиковского//Тверская старина. 1992. 1. С. 107-110; Раппопорт П. А. Строительное производство Др. Руси (X-XIII вв.). СПб., 1994; Поппэ А. О зарождении культа свв. Бориса и Глеба и о посвященных им произведениях//RM. 1995. Vol. 8. N 1. P. 21-68; он же. Митрополиты и князья Киевской Руси// Подскальски Г. Христианство и богосл. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 19962. С. 442-499. (Subs. Byzantinorossica; 1); Никаноров А. Б., Старостенков С. А. Из истории благовестников Новоторжского Борисоглебского мон-ря//Сб. науч. тр. ВИЭМ. Торжок, 1997. Вып. 1. С. 34-35; Петров О. В. Борисоглебский мон-рь в XX в.: История в устных восп.//Там же. С. 28-30; Чичкина И.

http://pravenc.ru/text/2577887.html

P., 1985; idem. Théologie et droit canonique: Les leçons de l " histoire//Revue de droit canonique. Strasbourg, 1989. Vol. 39. P. 3-13; idem. Droit de l " Église et société civile (XVIIIe-XXe siècle). Strasbourg, 1998; Kottje R. Die Bussbücher Halitgars von Cambrai und des Hrabanus Maurus: Ihre Überlieferung und ihre Quellen. B.; N. Y., 1980; Renaissance and Renewal in the 12th Cent./Ed. R. L. Benson, G. Constable, C. D. Lanham. Camb. (Mass.), 1982; Frantzen A. J. The Literature of Penance in Anglo-Saxon England. New Brunswick, 1983; Ochoa X. Index verborum ac locutionum Codicis iuris canonici. Vat., 19842; Payer P. J. Sex and the Penitentials: The Development of a Sexual Code, 550-1150. Toronto, 1984; Brommer P. «Capitula episcoporum»: Die bischöflichen Kapitularien des 9. und 10. Jh. Turnhout, 1985. (Typologie des sources du moyen-âge occidental; 43); La normatività del nuovo codice/A cura di E. Cappellini. Brescia, 1985 2; Reynolds R. E. Law, Canon: To Gratian//DMA. 1986. Vol. 7. P. 395-413; Proceedings of the 7th Intern. Congr. of Medieval Canon Law (Camb., 23-27 July 1984)/Ed. P. Linehan. Vat., 1988. (MonumIC. Ser. C: Subs.; 8); Schmitz G. Ansegis und Regino: Die Rezeption der Kapitularien in den «Libri duo de synodalibus causis»//ZSRG.K. 1988. Bd. 74. S. 95-132; Trusen W. Der Inquisitionzprozess: Seine hist. Grundlagen und frühen Formen//Ibid. S. 168-230; Hartmann W. Die Synoden der Karolingerzeit im Frankreich und in Italien. Paderborn, 1989; Erd ö P. Introductio in historiam scientiae canonicae: Praenotanda ad codicem. R., 1990; idem. Die Quellen des Kirchenrechts: Ein geschichtliche Einführung. Fr./M., 2002; Kanonisches Recht: Lehrbuch aufgrund des Codex iuris canonici/Bearb. W. Aymans. Paderborn; Münch., 1991-1997 13. 2 Bde; Van de Wiel C. History of Canon Law. Louvain, 1991; Schrage E. J. H., Dondorp H. Utrumque Ius: Eine Einf. in das Studium der Quellen des mittelalterlichen gelehrten Rechts. B., 1992; Zechiel-Eckes K. Die Concordia canonum des Cresconius: Studien und Edition.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

489 См.: Sieben H.-J. (прим. 95). S. 198–230; Salaville S. La fète du concile de Nicée et les fetes de conciles dans le rit byzantin//EchOr. 1925. T.24. P.445–470 [см. также: Arranz Μ. Les fètes théologiques du calendrier byzantin //Liturgie: Expression de la Foi. Confér. S. Serge, 1978. (Bibi. Ephemer, liturg. Subs. 16). Rome, 1979. P.29–56. – Прим. изд. (K.A.)]. Отдаленные реминисценции прослеживаются в византино–славянской церкви в некоторых формах проклятия: Устав Ярослава [ Бенешевич В.Н. (прим. 196). С.87], Грамота вел. кн. Изяслава Мстиславича (там же. С. 106); см.: Куев К.Μ. Една клеветна формула в старославянските ръкописи и документи//RicSl. 1970/1972. Т. 17/19. Р. 313–321. 491 Думается, что ответ на этот вопрос вполне возможен. Во-первых, Слово о 318 Отцах Никейского собора, произнесенное, как явствует из его заглавия, “в неделю преже Пянтикостие”, т.е. в неделю 7-ю по Пасхе, входит в состав целостного цикла проповедей, каждая из которых произносилась в очередной воскресный день Пасхальной пятидесятницы (единственная лакуна приходится на неделю 5-ю). Поэтому вполне естественно, что его тематика точно так же была продиктована богослужебным календарем, предписывающим на 7-ю неделю “память св. Отец Никейского собора”, как и тематика всех остальных слов этого цикла, последовательно прославляющих Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Господне, Уверение Фомы, Жен-Мироносиц и т.д. Во-вторых, если допускать вслед за автором, что Кирилл проявил при этом особый интерес также и к провозглашенному Никейским собором Символу веры, то следует вспомнить, что возобновление интереса к догматической проблематике этого документа в IX–XI вв. было вызвано полемикой о Filioque и что инициатор этой полемики, патриарх Фотий, посвятил истории догматических споров вокруг Никейско-Константинополъского Символа веры целый цикл проповедей, произнесенных в 867 г. во время Великого поста [сохранились две гомилии этого цикла, 15-я и 16-я по классификации Б. Лаурдаса и К. Манго, см.: Mango С. The Homilies of Photius (прим. 48). P. 236–243 (комментарий), 244–278 (англ, перев.)] и, следовательно, в триодном круге непосредственно предваряющих обсуждаемый цикл Кирилла Туровского (открывающийся Словом на Неделю Ваий). Поскольку прямое или опосредованное влияние догматического наследия Фотия прослеживается в целом ряде антилатинских полемических сочинений, написанных на Руси в XI–XII вв. (см. прим. 812, 835, а также ниже, комм. изд. вполне возможно, что в данном случае обнаруживается еще один след такого влияния, тем более что Кирилл использовал здесь анонимное Слово о Никейском соборе, несомненно восходящее к византийскому образцу (см. прим. 487:1254). (К.А.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря/Предисл.: И. В. Мегрелидзе. М.; Л., 1940; он же. Краткое описание груз. рукописей б-ки греч. патриархата в Иерусалиме. Тбилиси, 1955; Шанидзе А. Ханметный Лекционарий//Тр. кафедры древнегруз. языка. Тбилиси, 1944. Вып. 1 (на груз. яз.); он же. Влияние Антония I на груз. лит. язык и положение памятников древнегруз. языка в печатных изданиях книг НЗ//Там же. 1964. Вып. 9. C. 1-94 (на груз. яз.); он же. Груз. мон-рь в Болгарии и его Типик. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); он же. Древняя редакция литургии Иоанна Златоуста//Тр. кафедры древнегруз. языка. 1976. Вып. 19. C. 189-196 (на груз. яз.); Джавахишвили И. Описание груз. рукописей горы Синай. Тбилиси, 1947 (на груз. яз.); Лорткипанидзе К. Груз. версии Соборных Посланий. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.); Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinai. Louvain, 1956. (CSCO; 165. Subs.; 9); idem. Calendrier Palestino-Géorgien; idem. Une édition critique du Psautier géorgien//Bedi Kartlisa. P., 1961. T. 11/12. P. 12-20; idem. Les recents catalogues de manuscripts géorgiens de Tiflis//Le Muséon. 1961. Vol. 74. P. 387-422; idem. Le Ménée géorgien de Dumbarton Oaks//Ibid. 1964. Vol. 77. P. 29-64; idem. Un fragment d " évangéliaire géorgien à la Bodléienne//Ibid. 1972. Vol. 85. P. 107-146; idem. Un index géorgien des lectures évangéliques selon l " ancien rite de Jérusalem//Ibid. P. 337-398; idem. Un fragment d " évangéliaire géorgien suivant l " ancien rite de Jérusalem (Cod. Sinait. géo. 63)//Bedi Kartlisa. 1974. T. 32. P. 70-85; idem. Analyse d " un lectionnaire byzantino-géorgien des évangiles (Sinait. géorg. 74)//Le Muséon. 1978. Vol. 91. P. 105-152, 367-447; Шанидзе М. Древнегруз. редакции Псалтири по рукописям X-XIII вв. Тбилиси, 1960. (Памятники древнегруз. языка; 11) (на груз. яз.); она же. О двух древнейших рукописях Псалтири//Мравалтави. 1978. T. 6. C. 62-71 (на груз. яз.); она же. Древнегруз. переводы книги псалмов. Тбилиси, 1979 (на груз. яз.); она же.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Daix G. Dictionnaire des saints. Paris, 1996. Danielou J. etc. Nouvelle Histoire de l’Eglise. Vol. 1–5. Paris, 1963. Darrouzes J. Les calendriers byzantins en vers/Revue des Etudes Byzantines 16(1958), 59–84. Deicha S. Les Saints maries/Le Mariage. Conferences Saint Serge, Paris 1993. Rome, 1994,87–102 (Eph. liturg., Subs. 77). Delehaye H. Les Menologes grecs/Anal. Boll. 16 (1897), 311–329 – Les versions grecques des Actes des Martyrs Persans sous Sapor II/POII, 4 (1905), 405–560. – Saints de Chypre/Anal. Boll. 26 (1907), 161–301. – Les femmes stylites/Anal. Boll. 27 (1908), 391–92. – Les premiers ‘Libelli Miracolurum’/Anal. Boll. 29 (1910), 427–434. – Saints de Thrace et de Mesie/Anal. Boll. 31 (1912), 161–300. – Martyr et Confesseur/Anal. Boll. 39 (1921), 20–49. – Les Martyrs d’Egypte/Anal. Boll. 40 (1922), 1–54; 299–364. – Les Saints Stylites. Bruxelles, 1923 (Subsidia Hagiographica 14) (repr. 1962). – Les Recueils antiques de Miracles des Saints/Anal. Boll. 43 (1925), 7–85. – Sanctus. Essai sur le culte des Saints dans lAntiquite. Bruxelles, 1927 [Subsidia Hagiographica 17]. – La methode historique et l’Hagiographie/Bulletin de l’Academie Royale de Belgique (1930), 218–231. – Les origines du culte des martyrs. Bruxelles, 1933 (2 ed.) (Subsidia Hagiographica 20) [переизд. 1977]. – Les legendes hagiographiques. Bruxelles, 1955 (4 ed.). – Les Passions des Martyrs et les genres litteraires. Bruxelles, 1966 (2«L). – Melanges d’Hagiographie grecque et latine. Bruxelles, 1966. – Synaxaires byzantins, Menologes, Typika. London, 1977. – L’ancienne hagiographie byzantine. Les sources. Les premiers modeles. La formation des genres. Conference prononcee au College de France en 1935 publ. par Joassart B. et Lequeux X. Bruxelles, 1991 (Subsidia Hagiographica 73). Delierneux N. Sexploitation des topoi hagiographiques: du cliche fige a la realite codee/Byzantion 70 (2000) 1, 57–90. Deroche V. Pourquoi ecrivait-on des recueils de miracles? Lexemple des Miracles de saint Artemios/Les Saints et leur Sanctuaire a Byzance. Paris, 1993 (Byzantina Sorbonensia 11), 95–116.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великий Четверг у нехалкидонитов. В армянском обряде на утрене Великого Четверга читается Ин 12. 27-43; на 3-м часе совершается чин покаяния, который встречается уже в 2 древнейших (IX-X вв.) рукописях Маштоца (армянского Требника) (Venez. Mechit. 320 и Матен. 1001) и состоит из большого числа псалмов, песнопений и длинных молитв, а также поучения свт. Амвросия Медиоланского (Conybeare. Rituale Armenorum. P. 204-214; Raes. P. 648-655). Днем бывает воспоминание Тайной вечери (чтения вечерни: Быт 22. 1-18; Ис 61. 1-17; Деян 1. 15-26; Мк 13. 1-26; чтения Литургии: 1 Кор 11. 23-32; Мф 26. 17-30). Вечером совершается обряд умовения ног (который известен уже по древнейшим ркп. Маштоца, но с XII в. его составление часто приписывается прп. Ефрему Сирину, а перевод - Григору Вкаясеру (?1105)) (Conybeare. Rituale Armenorum. P. 213-220; Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 61-62). В западно-сирийском обряде Великий Четверг называется " Четвергом Таинств " . Центральными являются 3 службы: Евхаристия, освящение мира и умовение ног. Чин освящения мира " Хроника Иешуа Стилита " приписывает Петру, еп. Эдесскому (?498) (Пигулевская Н. В. Сирийская средневековая историография: Исследования и переводы. СПб., 2000. С. 583), а установление его сир. традиция, начиная с Иакова Эдесского (ок. 663-708) возводит к Самому Христу (Varghese B. Les onctions baptismales dans la tradition syrienne. Louvain, 1989. (CSCO; 512; Subs.; 82) P. 186-199). В совр. практике чин освящения мира переносится на один из дней Великого поста. Чин умовения ног, в древности соединенный, как и освящение мира, с Евхаристией, ныне происходит вечером (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 177-179). В восточно-сирийском обряде Великий Четверг называют " Четвергом Пасхи " в воспоминание последней пасхальной вечери Христа. Литургия Преждеосвященных Даров вечером в Великую среду и ночная служба четверга считаются заключением Великого поста. Вечером в Великий Четверг в воспоминание Тайной вечери служится вечерня и Литургия с анафорой, приписываемой Несторию (чтения Литургии: Исх 12. 1-20; Зах 9. 9-12 + 11. 12-13 + 12. 9-14 + 13. 7-9; 1 Кор 5. 7-8 + 10. 15-17 + 11. 23-25; Мф 26. 1-6, 17-25 + Ин 13. 22-28, 3-16 + Мф 26. 26-31) (Hebdomadae Sanctae Celebratio. P. 144, 152-155).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

1968. T. 5. P. 231-247; idem. Le Codex Erevan 985: Une adaptation arménienne du lectionnaire hiérosolymitain//Armeniaca: Mélanges d " études arméniennes. Venise, 1969. P. 45-66; idem. Le Triduum pascal dans le rite arménien et les hymnes de la grande semaine//REArm. 1970. T. 7. P. 55-122; idem. L " anaphore arménienne de St. Grégoire d " Arménie//Eucharisties d " Orient et d " Occident/Éd. B. Botte. P., 1970. Vol. 2. P. 83-108; idem. Les lectures bibliques du rite arménien: de la Pentecôte à Vardavar//Mélanges liturgiques offérts au R. P. Dom B. Botte. Louvain, 1972. P. 311-326; idem. Eucharistie et rémission des péchés dans les Anaphores arméniennes//Didaskalia. Lisboã, 1973. T. 3. P. 201-214; idem. Liturgie arménienne et liturgie hiérosolymitaine//Liturgie de l " église particulière et de l " église universelle. R., 1976. P. 275-288 (Bibliotheca «Ephemerides Liturgicae». Subs.; 7); idem. «Les fêtes et les saints de l " Église arménienne» de N. Adontz//REArm. 1980. T. 14. P. 287-305; 1981. T. 15. P. 103-114; idem. À propos de G. Winkler «The Armenian Night Office, II» //Ibid. 1984. T. 18. P. 593-598; idem. Le Lectionnaire de Jérusalem en Arménie: Le ašoc‘. 1: Intr. et liste des manuscrites. Turnhout, 1989. (PO; T. 44. Fasc. 4); idem. Office du matin et Lectionnaires//REArm. 1992. T. 23. P. 13-25; idem. Une influence du rite byzantin sur la liturgie arménienne: un pentecostaire arménien//L " Arménie et Byzance: Histoire et culture. P., 1996. P. 187-190. (Byzantina Sorbonensia; 12); Dalmais I. -H. Tradition et liberté dans les liturgies d " Orient//La Maison-Dieu. 1969. T. 97. P. 104-114; Lages M. The Most Ancient Penitential Text of the Armenian Liturgy//Ibid. 1971. Vol. 1. P. 43-62; idem. The Hierosolymitan Origin of the Catechetical Rites in the Armenian Liturgy//Ibid. P. 233-249; Bekdschian K. Die armenische apostolische Kirche und ihre Liturgie//Kyrios. N. F. 1972. Bd. 12. S. 107-116; Красноложкин Г. , свящ. Армянская Церковь, история и совр. состояние: Курс. соч./МДА.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

1992. Bd. 22. S. 710-712; Suermann H. The Turks in Michael the Syrian//The Harp. Kottayam, 1992. Vol. 5. P. 39-51; Kaufhold H. Zur syrischen Geschichte des 12. Jh.: Neue Quellen über Theodoros Bar Wahbun//Oriens Chr. 1993. Bd. 74. S. 115-151; Tubach J. Michael Syrus//BBKL. 1993. Bd. 5. Sp. 1467-1471; Schmidt A. B. Die zweifache armenische Rezension der syrischen Chronik Michaels des Grossen//Le Muséon. 1996. T. 109. P. 299-319; idem. The Armenian Versions I and II of Michael the Syrian//Hugoye. Piscataway, 2013. Vol. 16. N 1. P. 93-128; Weltecke D. The World Chronicle by Patriarch Michael the Great (1126-1199): Some Reflections//JAAS. 1997. Vol. 11. N 2. P. 6-30; eadem. Originality and Function of Formal Structures in the Chronicle of Michael the Great//Hugoye. 2000. Vol. 3. N 2. P. 173-203; eadem. Die «Beschreibung der Zeiten» von Mor Michael dem Grossen (1126-1199): Eine Studie zu ihrem historischen und historiographiegeschichtlichen Kontext. Louvain, 2003. (CSCO; 594. Subs.; 110); Bar Abrahem A. Patriarch Michael the Great: Beyond His World Chronicle//JAAS. 1998. Vol. 12. N 2. P. 33-45; Ginkel J. J. , van. Making History: Michael the Syrian and His 6th-Century Sources//Symposium Syriacum VII. R., 1998. P. 351-358; idem. Michael the Syrian and His Sources: Reflections on the Methodology of Michael the Great as a Historiographer and Its Implications for Modern Historians//J. of the Canadian Society for Syriac Studies. Toronto, 2006. Vol. 6. P. 53-60; idem. The Perception and Presentation of the Arab Conquest in Syriac Historiography: How Did the Changing Social Position of the Syrian Orthodox Community Influence the Account of Their Historiographers?//The Encounter of Eastern Christianity with Early Islam/Ed. E. Grypeou e. a. Leiden, 2006. P. 171-184; Healey J. Michael I the Syrian//The Blackwell Dictionary of Eastern Christianity/Ed. K. Parry e. a. Oxf., 1999. P. 317; Morony M. Michael the Syrian as a Source for Economic History//Hugoye. 2000. Vol. 3. N 2. P. 141-172; Tarzi J.

http://pravenc.ru/text/2563768.html

Louvain, 1924; idem. La christologie d " Eutychès, d " après les Actes du Synode de Flavien, 448//Byz. 1931. Vol. 6. P. 441-457; J ü licher A. Zur Geschichte der Monophysitenkirche//ZNW. 1925. Bd. 25. S. 17-43; Hermann T. Patriarch Paul von Antiochia und das Alexandrinische Schisma von Jahre 575//ZNW. 1928. Bd. 27. N 2. S. 263-304; idem. Monophysitica//Ibid. 1933. Bd. 32. N 3. S. 277-293; Tixeront J. Histoire des dogmes. P., 19288. Vol. 3: La fin de l " âge patristique (430-800). P. 80-159; Charanis P. Church and State in the Later Roman Empire: The Religious Policy of Anastasius I, 491-518. Madison, 1939; Vasiliev A. Justin the First: An Introd. to the Epoch of Justinian the Great. Camb., 1950; Camelot T. De Nestorius à Eutychès//Das Konzil von Chalkedon. 1951. Bd. 1. S. 213-242; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d " Asie antérieure au VIe siècle. Louvain, 1951. (CSCO; 127. Subs.; 2); Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart/Hrsg. A. Grillmeier, H. Bacht. Würzburg, 1951-1954. 3 Bde; Moeller Chr. Le Chalcédonisme et le néo-Chalcédonisme en Orient de 451 à la fin du VIe siècle//Ibid. 1951. Bd. 1. S. 637-720; Roey A., van. Les débuts de l " Église jacobite//Ibid. 1953. Bd. 2. S. 339-360; idem. La controverse trithéite depuis la condamnation de Conon et Eugène jusqu " à la conversion de l(?)lsquo;évèque Elie//Von Kanaan bis Kerala: FS J. P. M. van der Ploeg. Neukirchen-Vluyn, 1982. S. 487-497; idem. La controverse trithéite jusqu " à l " excommunication de Conon et d " Eugène (557-569)//OLP. 1985. Vol. 16. P. 141-165; Salaville S. La fête du concile de Chalcédoine dans le rite byzantin//Das Konzil von Chalkedon. 1953. Bd. 2. S. 677-695; Martin H. La controverse trithéite dans l " empire byzantine au VIe siècle: Diss. Louvain, 1960; Sellers R. V. The Council of Chalcedon: A Historical and Doctrinal Survey. L., 1961; Halleux A., de. Philoxène de Mabbog: Sa vie, ses écrits, sa théologie. Leuven, 1963; idem. Monophysitismus und Spiritualität nach dem Johanneskommentar des Philoxenus von Mabbug//Theologie und Philosophie.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010