(547/2, 622) 2. Мы утратили свободу воли в первом человеке и получили ее в Господе нашем Христе, и мы обладаем свободой воли к добру, если нас предупреждает и поддерживает благодать; и мы обладаем свободой воли, поскольку она освобождена благодатью и исцелена благодатью от порчи. (547/3, 623) 3. Всемогущий Бог хочет, чтобы «все люди» без изъятия «спаслись» [ 1Тим 2, 4 ], хотя и не все спасаются. То, что некоторые спасаются, есть дар Того, Кто спасает; то, что иные гибнут, есть расплата тех, кто гибнет. (547/4, 624) 4. Так же, как не было и не будет ни одного человека, чья природа не была бы воссоединена со Христом Иисусом, Господом нашим, так же нет и не будет ни одного человека, за которого Он бы не пострадал, хотя и не все искуплены Его Страстями. То, что не все искуплены Тайной Страстей, не затрагивает ни величия, ни изобилия Искупления, а только лишь ту часть неверных и тех, кто не верит верой, «действующей любовью» [ Гал 5, 6 ]; ибо чаша спасения человечества, соделанная из нашей слабости и Божественного могущества, содержит то, что на пользу всем; однако если не пить из нее, то нельзя и исцелиться. Булла папы Льва X «Exsurge Domine» (15 июня 1520 г.) Заблуждения Мартина Лютера Будучи монахом-августинианином, доктором богословия и преподавателем Священного Писания, Мартин Лютер (1483–1546), изучая Послание к Римлянам, пришел к тому, что должно было впоследствии стать основой его учения и учения реформаторов: спасение одной верой (sola fide). 31 октября 1517 г., в тот год, когда V Латеранский Собор завершил свой труд, он вывесил на дверях Виттенбергской церкви свои девяносто пять тезисов об индульгенциях. Несмотря на предупреждение папы Льва X в 1518 г. [ХВ 864] и различные встречи, в частности, с кардиналом Каэтаном в Лейпциге в 1519 г., Лютер ни в чем не изменил своей позиции. Тогда против него в Риме был открыт процесс, с согласия Кёльнского и Лувенского университетов. Он закончился осуждением сорока одного положения трудов Лютера, в булле Exsurge Domini. В основном речь там шла о Церкви [ХВ 434–437], о благодати [ХВ 548–553], о покаянии [ХВ 804–813], об индульгенциях [ХВ 865–870] и о чистилище [ХВ 968–969].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Фрагменты 2 утраченных писем опубликованы Ришаром (CPG, N 5397-5398; Richard. 1966). По его мнению, в одном из них, имп. Феодосию II, К. извещал о достигнутом весной 433 г. примирении с «восточными». Его сохранившийся текст имеет явное сходство с 2 др. письмами того времени ( Cyr. Alex. Ep. 39, 45). Вероятно, это то же самое письмо К. императору, к-рое приведено в «Хронике» Георгия Амартола ( Georg. Mon. Chron. P. 635-637) и отдельно опубликовано Дюраном ( Durand. 1987). Остается неизданным письмо К. некоему епископу, просившему толкования на Послания ап. Павла, находящееся среди рукописей афонского Иверского монастыря (CPG, N 5411). Три письма сохранились в сир. переводе: «К монахам о вере» (CPG, N 5400; Ebied, Wickham . 1971); в них К. отрицает свою причастность к арианству и аполлинарианству и слухи о том, будто он изменил свое отношение к Несторию, и 2 письма еп. Раввуле Эдесскому. Первое из писем еп. Раввуле ( Cyr. Alex. Ep. 74; CPG, N 5374; S. Ephraemi Syri, Rabbulae episc. Edesseni, Balaei aliorumque Opera selecta/Ed. J.-J. Overbeck. Oxf., 1865. P. 226-229), частично известное в лат. переводе (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 87; рус. пер.: ДВС. Т. 3. С. 355-356), направлено против Феодора Мопсуестийского. Во 2-м (CPG, N 5401; Atti della R. Accademia dei Lincei. Ser. 4. Rendiconti. R., 1886. Vol. 2. P. 545-547) кратко излагается учение о Воплощении. Фрагменты 4 писем в сир. переводе находятся среди сочинений Севира Антиохийского (CPG, N 5402-5405). Неск. писем К. имеются в копт. переводе: 4, написанные из Эфеса посреднику К. при имп. дворе архим. Виктору,- среди копт. актов III Вселенского Собора (CPG, N 5406-5409; Kraatz. 1904. S. 4-6, 11-13, 24-25; рус. пер.: Лященко. 1914. 6. С. 209-211. 7/8. С. 392-395; Он же. 1915. 7/8. С. 404-405), подлинность которых оспаривается ( Bardenhewer. 1924. S. 69), и небольшие фрагменты 3 писем архим. Шенуте - среди сочинений последнего (CPG, N 5410; CSCO. Copt. Ser. 2. T. 4. P. 225-226). Издан полный англ. перевод всех опубликованных писем К. ( McEnerney J. I. St. Cyril of Alexandria: Letters. Wash., 1987. (The Fathers of the Church: A New Transl.; 76-77)). Приписываемые

http://pravenc.ru/text/1840255.html

1931. T. 11. Pt. 1. Col. 76-157; Флоровский. Вост. отцы V-VIII вв. 1933. С. 4-16; Scipioni L. I. Ricerche sulla Cristologia del «Libro di Eraclide» di Nestorio: La formulazione teologica e il suo contesto filosophico. Fribourg, 1956; idem. Nestorio e concilio di Efeso. Mil., 1974; Anastos M. V. Nestorius was Orthodox//DOP. 1962. Vol. 16. P. 117-140; Abramowski L. Untersuchungen zum Liber Heraclidis des Nestorius. Louvain, 1963. (CSCO; 242. Subs.; 22); eadem. The History of Research into Nestorius//Syriac Dialogue: 1st Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition. W., 1994. P. 54-69; Chesnut R. C. The Two Prosopa in Nestoius " «Bazaar of Heracleides»//JThSt. N. S. 1978. Vol. 29. N 2. P. 392-409; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 4; Halleux A., de. Nestorius: Histoire et Doctrine//Irénikon. 1993. Vol. 66. N 1. P. 38-51; N 2. P. 163-178 (англ. пер.: Nestorius: History and Doctrine//Syriac Dialogue: 1th Non-Official Consultation on Dialogue within the Syriac Tradition. W., 1994. P. 200-215); Reichert E. Nestorius//BBKL. 1993. Bd. 6. Sp. 629-633; McGuckin J. St. Cyril of Alexandria: The Christological Controversy: Its History, Theology, and Texts. Leiden; N. Y.; Köln, 1994. P. 20-107, 126-174; Кулаковский. История. Т. 1. С. 268-280; Успенский. История. Т. 1. С. 133-139; Васильев. История. Т. 1. С. 156-157; Russell N. Cyril of Alexandria. L.; N. Y., 2000. P. 31-58; Fiey J. M. Saints Syriaques. Princeton (N. J.), 2004. P. 69. N 130; P. 146. N 328; Wessel S. Cyril of Alexandria and the Nestorian Controversy: The Making of a Saint and of a Heretic. Oxf., 2004; Селезнев Н. Н. Несторий и Церковь Востока. М., 2005; он же. Несторий: судьба и наследие//Волшебная Гора. М., 2006. Вып. 12. С. 66-73; он же (Seleznyov N. N.). Nestorius of Constantinople: Condemnation, Suppression, Veneration: With Special Reference to the Role of His Name in East-Syriac Christianity//JEastCS. 2010. Vol. 62. N 3/4. P. 165-190; Bevan G. A. The Case of Nestorius: Ecclesiastical Politics in the East, 428-451 CE: Diss.

http://pravenc.ru/text/Несторий.html

( Chabot. Synod. orient. P. 366, 423). На основе различных источников исследователи восстанавливают неполный список Ниневийских епископов 2-й пол. VI - нач. IX в. (см., напр.: Fiey. 1965. Vol. 2. P. 343-347). Епископы Н. подчинялись митрополиту Арбелы (Эрбиля). В 630 г. Ниневийский еп. Ишояв (впосл. католикос Церкви Востока Ишояв III ) сопровождал персид. царицу Боран в ходе визита к имп. Ираклию. Во 2-й пол. VII в. восточносир. кафедру Н. недолго занимал прп. Исаак Сирин (сир. Мар Исхак). В ряде источников местом его поставления во епископа Ниневийского и даже пребывания назван мон-рь Бет-Аве (Лесной мон-рь; см.: Муравьёв. 2016. С. 43). Этот мон-рь основал Раббан Яэкоб (Иаков), ученик Авраама Кашкарского , в 595/6 г. приблизительно в 35-40 км от Нав-Ардашира (бывш. Н.), на горном склоне, к югу от дер. Херпа ( Fiey. 1965. Vol. 1. P. 236-248). В наст. время на месте мон-ря находится комплекс руинированных построек, которые не изучались археологами. В зап. предместье Н. Нав-Ардашир христ. присутствие также фиксируется весьма рано: в посл. трети VI в. мон. Ишояв бар Кусра построил здесь мон-рь, впосл. называвшийся Мар-Эшая (селение Хисна-Иврая). На территории Наби-Юнус находился мон-рь прор. Ионы (Мар-Йонан; араб. Дайр-Юнус), где ок. 700 г. был погребен католикос Хнанишо I ; обитель реставрировалась в IX в. и в последний раз упоминается в письменных источниках в связи с ее осквернением одним из иудеев Мосула в 932 г., после чего она, очевидно, была перестроена в мечеть ( Idem. 1965. Vol. 2. P. 497-502). Лит.: Le Quien. OC. Vol. 2. Col. 1223-1226; Дандамаева М. М. Легенда о трех ассирийских владыках: Ранняя греч. традиция о Нине, Семирамиде и Сарданапале//ВДИ. 1995. 4. С. 14-34; она же. Ассирия и Вавилония в мифологии греков//Там же. 1997. 3. С. 11-23; V öö bus A. History of Asceticism in the Syrian Orient: A Contribution to the History of Culture in the Near East. Louvain, 1960. Vol. 2. (CSCO; 197. Subs.; 17); Fiey J.-M. Assyrie chrétienne. Beyrouth, 1965. 3 vol.; idem.

http://pravenc.ru/text/2577671.html

Приблизительно после 1341 г.- по сообщению свт. Каллиста, вслед. болезни ( Δεληκρη. 2004. Σ. 329 (греч.), 241 (слав.)) - М. пришлось переселиться в Великую Лавру, где он и остался по уговорам братии, увидевшей, как повествует Каллист, высокие духовные дарования монаха, тогда как Каллист покинул Лавру. В Житии Григория Синаита (Ibid. Σ. 328 (греч.), 240 (слав.)) имеются следующие слова: «...который [Марк] и вплоть до сего дня, достигши к тому же глубокой старости, желает делать то же самое с величайшей радостью, никоим образом и ничто не принимая в расчет для отсрочки и промедления, но охотно исполняет служение и пекаря и повара...» Поскольку Каллист пишет, что после разлуки друзья духовно всегда были вместе, и никогда не говорит о М. в прошедшем времени, можно сделать вывод, что в момент составления Жития Григория Синаита Каллист, будучи патриархом, имел все необходимые сведения о М. Поскольку Житие было написано в К-поле в первое Патриаршество Каллиста (после 10 июня 1350 и до нояб. 1353) или в начале второго Патриаршества (в 1355) ( Γνης Δ. Β. Τ συγγραφικν ργον το οκουμενικο πατριρχου Καλλστου Α. Αθναι, 1980. Σ. 57), оказывается, что М. приблизительно в сер. 50-х гг. XIV в. жил в преклонном возрасте в Великой Лавре. Просопографические проблемы В диссертации, посвященной свт. Григорию Паламе, протопр. Иоанн Мейендорф отождествил М., ученика Григория Синаита (Марка-исихаста), с Марком Горбуном ( Meyendorff J. Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. P., 1959. P. 63, 75, 78; Ind., p. 420. (Patristica sorbonensia; 3). Ср. рус. пер. (с опущением важных приложений с описанием рукописей и с др. именным указателем с иными, нежели у Мейендорфа, отождествлениями): Мейендорф И., протопр. Жизнь и труды святителя Григория Паламы: Введ. в изуч./Пер. Г. Н. Начинкина под ред. И. П. Медведева, В. М. Лурье. СПб., 1997. С. 100. (Subs. Byzantinorossica; 2)). А. Константинидис Хироу считает это отождествление лишь предположительным («only tentative» - Letters of Gregory Akindynos/Greek text and English transl.

http://pravenc.ru/text/2562206.html

Большая часть научных планов Б. не была осуществлена. В 1917 г. опубликован вып. 1 издания Тактикона Никона Черногорца по синайской рукописи 441; в 1927 г. вышло исследование визант. табели о рангах по «Клиторологию Филофея» и совместно с Ф. И. Успенским издание актов Вазелонского мон-ря, в 1937 г. в Мюнхене - критическое издание «Синагоги Иоанна Схоластика». Среди научных проектов Б. было издание Византийского Земледельческого закона, Книги Эпарха, полного Тактикона Никона Черногорца, работа над Номоканоном Мануила Малакса, над историей Соборов РПЦ и др. За годы работы в Публичной б-ке Б. в основном был подготовлен каталог хранящихся там греч. рукописей. В письме к секретарю АН СССР Н. П. Горбунову от 19 мая 1936 г. Б. упоминает о том, что его работа «распадается на два основных отдела. Первый касается истории югославянского и древнерусского права, и в него входят: 1) Исследование Кормчих и юридических сборников, которое создает основную базу для работ над исследованием и изданием ряда важнейших памятников югославянского и древнерусского права, в частности... описаны все Кормчие и сборники, содержащие Русскую Правду. 2) Памятники древнерусского права оригинальные, т. е. непереводные, за время до конца XV века. 3) Деяния русских церковных соборов до конца XVII века... Вторая основная часть работы касается истории византийского права... исследования обширного полного собрания всех памятников права, и светского, и церковного» ( Медведев. В. Н. Бенешевич: судьба ученого, судьба архива. С. 340-341). Основная часть архива Б., в т. ч. богатое собрание фотографий греч. рукописей, находится в С.-Петербургском филиале Архива РАН, др. части - в Архиве СПбФИРИ РАН, в ОР РНБ и в Ин-те востоковедения РАН (СПб), книги из его б-ки с рукописными пометками - в б-ке СПбДА. Изд.: Завещание византийского боярина XI в.//ЖМНП. 1907. Нов. сер. Ч. 9, май. С. 219-231; Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. СПб., 1906-1907. Т. 1. Lpz., 1974r. (Subs. byzantina lucis ope iterata; Vol. 1); Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПб., 1914; Очерки по истории Византии. СПб.; П., 1912-1914. Вып. 1-4; Успенский Ф. , Бенешевич В. Вазелонские акты. Л., 1927; Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований: Труд В.Н. Бенешевича. Т. 2/Подгот. к изд. Ю. К. Бегуновым, И. С. Чичуровым, Я.Н. Щаповым. София, 1987. [Список тр. Бенешевича В.Н. и лит. о нем: С. 258-264]; Полн. список тр. Бенешевича В. Н.: Гранстрем Е. Э. В. Н. Бенешевич//ВВ. 1973. Т. 35. С. 239-243.

http://pravenc.ru/text/Бенешевич.html

Ист.: Brosset M. Notice sur un manuscrit géorgien de la Bibliothèque Impériale publique, provenant de m. Tischendorf//Mélanges asiatiques. St.-Pb., 1858. P. 264-280; Восхваление груз. языка: Груз. текст и рус. коммент./Сост.: А. Цагарели//Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. Прил. 2: Кат. груз. рукописей Синайского мон-ря. 1888. (ППС. Т. 4. Вып. 1(10)). С. 203-204; То же/Ред.: Е. Мачавариани//Джвари вазиса (Крест из виноградной лозы). Тбилиси, 1978. 1. С. 30-32 (на груз. яз.); То же/Ред.: Т. Путкарадзе. Кутаиси, 2000 (на груз. яз.); То же/Ред.: И. Гагулашвили. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.); То же/Сост., исслед.: Л. Хевсуриани. Тбилиси, 2004 (на груз. яз.); Кекелидзе К., прот. Малый канон Иоанна-Зосима// Он же. Этюды. 1955. Т. 3. С. 127-133; Описание груз. рукописей Синайского мон-ря/Сост.: Н. Я. Марр, предисл. И. Мегрелидзе. М.; Л., 1940. С. 25-26; Описание груз. рукописей Синайской горы/Сост., исслед.: И. Джавахишвили. Тбилиси, 1947. С. 16-20, 101-105 (на груз. яз.); Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinai. Louvain, 1956. (CSCO; 165. Subs.; 9); idem. Calendrier Palestino-Géorgien. 1958. Р. 15-26, 72-97, 144-152; Синайский Многоглав/Ред.: А. Шанидзе. Тбилиси, 1959. С. 283 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей: Синайская колл./Ред.: Е. Метревели. Тбилиси, 1978. Т. 1. С. 131-143; 1987. Т. 3. С. 208-217 (на груз. яз.); Древнейший иадгари/Сост., ред., исслед.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1980. С. 723-740, 885-888, 894 (на груз. яз.); Catalogue of Georgian Manuscripts Discovered in 1975 at St. Catherine " s Monastery on Mount Sinai/Ed. Z. Aleksidze et al. Athens, 2005. P. 19-20, 67, 69, 71, 87 (на груз., греч., англ. языках). Лит.: Brosset M. Études de chronologie technique. St.-Pb., 1868. Pt. 1; Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае//ППС. 1888. Т. 4. Вып. 1(10). С. 227, 234-235; он же. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1889. Т. 1. Вып. 1. С. 59-62, 85, 92-93; Марр Н. Я. Предварительный отчет о работах на Синае, веденных в сотрудничестве с И.

http://pravenc.ru/text/577940.html

В церковно-исторических трудах «Единство Империи и разделение христиан», «Византия и Московская Русь» М. рассматривал в исторической перспективе взаимоотношения Церкви и гос-ва, заостряя внимание на таких трудных и спорных проблемах, как папоцезаризм визант. императоров и цезарепапизм рим. епископов, гонения на еретиков в эпоху имп. св. Юстиниана I . М. считал себя в первую очередь церковным историком и лишь во вторую - богословом. По его мысли, все богословские проблемы должны рассматриваться в контексте истории. Ни догматы Церкви, ни определения Вселенских Соборов, ни церковные каноны, ни учение святых отцов не могут быть правильно поняты вне церковно-исторического контекста: «Для того, чтобы действительно проникнуть в мир святых отцов, почувствовать их мысль, узнать, почему они говорили именно так, а не иначе, и что все это значит для нас - носителей другого менталитета, живущих много веков спустя, в иной культуре,- нам необходимо изучать историю» (Введение в святоотеческое богословие. 2007. С. 8). Богословие самого М. было глубоко историчным. По его мнению, настоящее невозможно понять, если не знать прошлое. В его трудах прошлое соединяется с настоящим, опыт человека XX в. рассматривается через призму святоотеческого опыта, учения визант. исихастов XIV в., опыта древней неразделенной Церкви. Соч.: Introduction à l " étude de Grégoire Palamas. P., 1959. (Patristica Sorbonensia; 3) (рус. пер.: Жизнь и труды свт. Григория Паламы: Введ. в изучение/Пер.: Г. Н. Начинкин; ред.: И. П. Медведев, В. М. Лурье. СПб., 1997. (Subs. Byzantinorossica; 2)); St. Grégoire Palamas et la mystique orthodoxe. P., 1959, 19762 (рус. пер.: Св. Григорий Палама и правосл. мистика/Пер.: Л. А. Успенская// Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно-христ. мистика. М., 2000. С. 277-335); L " Église Orthodoxe, hier et aujourd " hui. P., 1960; Orthodoxie et Catholicité. P., 1965; Le Christ dans la théologie byzantine. P., 1969 (рус. пер.: Иисус Христос в восточно-правосл. богословии/Пер.: свящ.

http://pravenc.ru/text/Мейендорфа.html

Об участии М. в конфликте, связанном с еп. Папой, сообщают многие сир. источники, напр. акты Собора 424 г. ( Chabot. Synod. orient. P. 46, 289-290), апокрифические послания Папы ( Braun O. Der Briefwechsel des Katholikos Papa//ZKTh. 1894. Bd. 18. S. 163, 346), т. н. Арбельская хроника и др. (см.: Fiey J. M. Jalons pour une histoire de l " Église en Iraq. Louvain, 1970. P. 72-75. (CSCO; 310. Subs.; 36); Schwaigert. 1990). По мнению Г. Вестфаля, суд над Папой произошел в 313/4 г. ( Westphal G. Untersuchungen über die Quellen und die Glaubwürdigkeit der Patriarchenchroniken. B., 1901. S. 60-62, 82-84). Согласно большинству исследователей, М. пострадал в 1-й год гонений на христиан персид. шаха Шапура II (309-379; см. ст.: Гонения на христиан в доисламском Иране ), т. е. в 341 г. Однако Ж. Лабур , ссылаясь на то, что в списке персид. мучеников (без дат памяти), к-рым свт. Маруф Мартиропольский дополнил Сирийский мартиролог (411), М. и 2 его ученика названы в числе первых мучеников (PO. T. 10. Fasc. 1. P. 23), предположил, что их казнь произошла до начала гонений ( Labourt. Christianisme dans l " empire perse. P. 72 (not.)). В пользу данной гипотезы говорит тот факт, что в Мученичестве М. нет к.-л. указаний на преследования христиан. В т. н. Хронике Сеерта (сост. до 1023) М. и его ученик Абурсам названы в числе пострадавших вместе с Селевкийским митр. Сахдостом, их казнь датирована мартом (Hist. Nestor. Pt. 1(1). P. 310-311). В «Каталоге писателей» Авдишо бар Брихи ( 1318) говорится, что М. сочинял послания и речи на разные темы ( Assemani. BO. T. 3/1. P. 51). В сир. Житии Мар Авгина (см. Евгений, прп. ) рассказывается о том, как М., возвращаясь из Иерусалима в Персию и прибыв в Нисибин, пожертвовал на строительство церкви 300 динариев, к-рые занял у местных купцов. Затем он посетил на горе Изла Мар Авгина, и оба подвижника явили друг другу дар провидения, причем Мар Авгин предсказал, что М. обличит еп. Папу и примет мученическую кончину, о чем далее повествует автор Жития в подтверждение исполнения пророчества ( Bedjan. Acta. T. 3. P. 431-435 (рус. пер.: Житие блж. Мар Евгена, начальника иноков, в стране Низибийской на горе Изла/Пер.: архим. Пимен (Белоликов)// Феодорит . История боголюбцев. М., 1996р. С. 417-419)). В арм. версии Мученичества М., переведенной с греческого, также присутствует подробный рассказ об отношениях М. и Мар Авгина, который в армянской традиции частично отождествляется с Иаковом Нисибинским (см.: Мелконян Г. Г. Армянский перевод «Жития Мар-Авгена» (Из источников Фавста Бузанда)//ППС. 1967. Вып. 17(80). С. 121-126).

http://pravenc.ru/text/2563206.html

Ист.: Guillamont A. Justinien et l " Eglise de Perse//DOP. 1969/1970. Vol. 23/24. P. 39-66 (текст факсим. на вкл.); Barhadb. Hist. eccl. 32//PO. T. 9. Fasc. 5. P. 628-630; Hist. Nestor. Pt. 2(1). P. 187-188. Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 120-121; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 386; Ortiz de Urbina. PS. 19652. P. 126-127; V öö bus A. History of the School of Nisibis. Louvain, 1965. P. 170-172. (CSCO; 266. Subs.; 26); Guillamont A. Un colloque entre orthodoxes et théologiens nestoriens de Perse sous Justinien//CRAI. 1970. Vol. 114. N 2. P. 201-207; Chediath G. The Christology of Mar Babai the Great. Kottayam, 1982; Gutas D. Paul the Persian on the Classification of the Parts of Aristotle " s Philosophy: A Milestone between Alexandria and Baghdad//Der Islam. B., 1983. Bd. 60. N 2. S. 231-267; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br. etc., 1989. Bd. 2. Tl. 2: Die Kirche von Konstantinopel im 6. Jh./Mitarb. T. Hainthaler; Hugonnard-Roche H. Le traité de logique de Paul le Perse: Une interprétation tardo-antique de la logique aristotélicienne en syriaque//Documenti e studi sulla tradizione filosofica medievale. Spoleto, 2000. Vol. 11. P. 59-82; Селезнев Н. Н. Христология Ассирийской Церкви Востока: Анализ основных мат-лов в контексте истории формирования вероучения. М., 2002. С. 70-73; GEDSH. 2011. P. 324-326; Заболотный Е. А. Церковь Востока и религ. политика имп. Юстиниана//ВВ. М., 2015. Т. 74(99). С. 47-60; он же. История конфес. разделения сир. христианства и развитие христологии в IV-VIII вв.: Дис. М., 2016. С. 167-179; Becker A. H. The Dynamic Reception of Theodore of Mopsuestia in the 6th Cent.: Greek, Syriac, and Latin//Greek Literature in Late Antiquity: Dynamism, Didacticism, Classicism/Ed. S. F. Johnson. L.; N. Y., 20162. P. 29-47; Грацианский М. В. Имп. Юстиниан Великий и наследие Халкидонского Собора. М., 2016. С. 243-244. Е. А. Заболотный Ключевые слова: ГРИГОРИЙ Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри (1225 или 1226 - 1286), сиро-яковитский еп., богослов, писатель, церковный и общественный деятель

http://pravenc.ru/text/2578469.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010