Eph. VI.25 ); см.: Groh. Geschichte, 87; Кулаковский. История Византии, II, 395; Пигулевская. Сирийские источники, 98 и сл.; Grégoire. Croates, 109 и сл.; Labuda. Pastwo, 168; путаница у Васильева (Славяне, 409 и сл.). Эти авторы, по-видимому, опираются на обозначения у М. времени правления Тиверия как βασιλεα (то же – фр. 48, ниже), считая, что речь идет о 4-м годе его правления как императора. Между тем в фр. 47 Тиверий ни разу не назван βασιλες или ατοκρτωρ, напротив, он постоянно определяется как Κασαρ (de Boor. EL, 465, 15, 19, 30, 34; 466, 10, 29 etc.), но это полностью игнорируют сторонники датировки 580/581 г.; так, Грегуар (Gregoire. Croates, 109) вообще опускает Κασαρ в своем переводе отрывка; Плезя (Plezia, 84) переводит слово как «cesarz». Михаэску повсеместно для Κασαρ употребляет «împrat» но датирует фрагмент 578–579 гг. – FHDR, II, 517, п. 15). фрагментах из ELG, непосредственно предшествующих нашему следующих за ним, – также только Κασαρ. Βασιλες, ατοκρτωρ о Тиверий появляются в ELG только с фр. 62 (de Boor. L, 471, 17, 20, 24): первая половина 579 г. (Stein. Studien, 106), причем Κασαρ далее не упоминается (кроме фр. 63: de Boor. EL, 471, 33: ссылка на события 574 г., см. ниже, коммент. 45, 78); ср.: Максимови. О хронологии, 265–266. Ясно, что называть Тиверия-императора только кесарем (Κασαρ входило официальную титулатуру наряду с ατοκρτωρ) было бы не олько неправильно, но и просто неприлично (Κασαρ в тексте оговора Юстиниана с Хосроем – М. фр. 11: de Boor. EL, 176, 16 etc. – лишь передача персидского обозначения римского и византийского императора; см.: Güterbock. Byzanz, 6 и сл.; Helm. Untersuchungen, 379; Chrysos. BAΣIΛEYΣ, 35 и сл.), а риторически епринужденное обозначение периода правления Тиверия-кесаря как βασιλεα, очевидно, не резало глаз; действительно, слово βασιλες – обычное для обозначения императора у римских и византийских авторов – до Ираклия не было официальным титулом, в документах вместо него всегда ατοκρτωρ (см.: Chrysos.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

62 Уборка сена в Египте, «как видно из второго парижского контракта приходится на месяц фармути» (27 марта-25 апреля). K. Wessely, 257. – Египетский 13-й индиктион с 26 мая 639 г. по 25 мая 640 г. Karabacek, 10. Принимаю это последнее определение как только провизорное и во всяком случае достаточное для верного понимания квитанции. 63 Оно было прочитано 17 октября 649 г. на третьем «секретарии» латеравского coбopa. Mansi, Concilior. Collect. 10, 1004 Е. 1005 С. 64 Слова папы Мартина на латеравском соборе 5 октября 649 г.: Σργιος δ – κατ τν προσεχς διελθοσαν δωδεκτην  πινμησιν (1 сентября 638 – 31 августа 639 г ) αρετικν κα ατς συγγραφμενος πστεως κθεσιν  π’  νματος το τηνικατα βασιλεοντος ρακλεου. 66 Тнеорнап. а. 6126, р. 338, 15 de Boor ex Anastas. Michelle Grand, p 232 Langlois: «200.000 308: « εr κου h αζαr  δαb εκαν» – 2.000 номизм, невозможно мизерная цифра, cf. Theoph. 340,  4  de Boor, 621 Bonn.:  δκα  μυριδας  νομισμτων за Осроину. 120.000 номизм Ираклия=до 46.000 рублей золотом. – Cf. Niceph. brev. 26,  17–26  de Boor, 30 Bonn. 68 Niceph. brev. 24.25 de Boor, 28 Bonn. I-III; IV y Theophan. 338,20 de Воог и у Михаила Великого (прим. 1). Вероятно, этот Мануил впоследствии «исполнял в Константинополе должность магистра». Себеос, гл. 34, стр. 136 текста, 149. 150 перевода. 69 Theoph. 338 de Boor, 518. 519 Bonn.: κα ποστελας μετ’ ργς τοτον ( Κρον) μετεπμφατο, Μανουλ δ τινα ρμνιον τ γνει κπμπει αγουστλιον. 70 В хронике Иоанна никиуского, chap. 129, рр. 212, 454, упоминается, как великая святыня, «крест святый, который он (папа Кир)  от Иоанна mas. fin [или августалия или dux] прежде своего изгнания». Глагол «нас’а» имеет смысл широкий и – неопределенный. Этим «нас’а» обыкновенно переводят греческое λαμβνειν ( ),  παραλαμβνειν ( Матф. 1, 20. 24; 2, 13. 14; 4, 5. 8; 17, 1 ). Физический момент  αρειν ( Матф. 4,6; 9, 6; 14, 12; 16, 24; 17, 27; 20, 14 ; Иоанн. 19, 38; 20, 13. 15; βστασας Иоанн. 20, 15) в «нас’а» выражен весьма выпукло.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

587 См.: М. Canard . Les expeditions des arabes centre Constantinople dans l " histoire et dans la legende. — JA, vol. CCVIII, 1926, pp. 63—80; P. Kahle . Zur Geschichte der mittelalterischen Alexandria. — Der Islam, Bd. XII, 1922, S. 33. 588 Theophanes . Chronographia, ed. C. de Boor, p. 356. 589 Ibid., p. 364. 590 Ю. А. Кулаковский . История Византии. СПб., 1996, т. III, с. 239— 242. 591 Alvari Cordubensis opera. Indiculus luminosus. Ed. F. H. Florez. Espana Sagrada. Madrid, 1753, vol. XI, p. 274. См. также: И. Ю. Крачковский . Арабская культура в Испании. М.; JL, 1937, с. 11—12. 592 N. Baynes. - Journal of Egyptian Archaeology, vol. XVIII, 1932, p. 90. Он ссылается на: L. Lefort . La litterature egyptienne aux dernieres siecles avant l " invasion arabe. — Chronique d " Egypte, vol. VI, 1933, pp. 315—323. 593 См.: J. Wellhausen . Das Arabische Reich und sein Sturz. Leipzig, 1902, S. 133. См. также: В. В. Бартольд. - Записки коллегии Востоковедов при Азиатском музее РАН, т. 1, 1925, с. 468—469. 594 Там же, с. 592. См. также: Е. Mercier . Histoire de l " Afrique septentrionale. Paris, 1888, vol. I, p. 218. 595 См.: H. Leclercq . L " Afrique chretienne, vol. II, pp. 321—323. Бассе говорит, что христиане исчезли среди берберов в двенадцатом веке — Encyclopedie de Ilslam, vol. I, p. 721. 596 Theophanes . Chronographia, ed. C. de Boor, p. 347. 597 В. И. Ламанский . Славяне в Малой Азии, Африке и Испании. СПб., 1859, с. 3. 598 Б. А. Панченко . Славянский памятник в Вифинии седьмого века. — Известия Русского археологического института в Константинополе, т. VIII, 1—2, 1902, с. 15. 599 В. Н. Златарский . Болгарская хронология. — Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук, т. XVII, 2, 1912, с. 40. См. также: В. Н. Златарски . История на българската държава проз средните векове. София, 1918, т. 1, с. 19—122, 135—136. Златарский говорит, что Исперих со своими болгарами осел в районе севернее современной Добруджи в шестидесятых годах VII века, но до 668 года, когда умер Констант II. См. также: J. Moravcslk . Zur Geschichte der Onoguren.— Ungarische Jahrbucher, Bd. X, 1930, SS. 72—73, 80, 84, 89.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

631 Ch. Diehl . Manuel d " art byzantine, vol. I, pp. 329—359. 632 См.: К. Schenk . Kaiser Leons III Walten im Innern. — Byzantinische Zeitschift, Bd. V, 1896, SS. 296 ff. 633 См.: N. lorga . Les origines de l " iconoclasme. — Bulletin de la section historique de l " Academie roumaine, vol. XI, 1924, p. 147. 634 Ю.А.Кулаковский . История Византии. СПб. «Алетейя», 1996, т. III (602—717 гг.), с. 299, прим. 3. 635 Theophanes . Chronographia, ed. C. de Boor, p. 391. 636 Chronographia tripertita, ed. C. de Boor, p. 251. 637 PG, t. 100, col. 1084. 638 См.: Е. W. Brooks . The Campaign of 716—718 from Arabic Sources. — Journal of Hellenic Studies, vol. XIX, 1899, pp. 21—22. 639 Ф. И. Успенский . История Византийской империи, т. II (1), с. 5. 640 См.: К. Е. Zacharia von Lingenthal . Jus graeco-romanum, t. III, p. 55; J. et P. Zepos . Jus graeco-romanum, t. I, p. 45. 641 В. Bury . The History of the Later Roman Empire, vol. II, p. 405; S. Lampros . Istoria ElladoV, vol. III, p. 729. Самый подробный рассказ об осаде и связанными с ней легендами см.: М. Canard . Les expeditions des Arabes centre Constantinople. — Journal Asiatique, vol. CCVIII, 1926, pp. 80—102. Константин Багрянородный также приписывает постройку мечети в Константинополе Масламе: De administrando imperio. — Corpus scriptorum Historiae Byzantinae, ed. J. J. Reiske et 1. Bekker, pp. 101— 102; ed. Moravcsik-Jenkins. Budapest, 1949, p. 92; P. Kahle . ZurGeschichte der mittelallterlichen Alexandria. — Der Islam, Bd. XII, 1922, S. 34; I. A. Nomiku. To prvto tzami thV KwnstantinoupolewV — EpethriV EtaireiaV Buzantinvn Spoudvn , т. 1, 1924, s. 199—201. 642 См. работу В. В. Бартольда в «Записках Коллегии востоковедов» (t . 1, с. 469—470). 643 См.: Н. Lammens . Etudes sur ie regne du calife Omayade Moawia I. Paris, 1908, p. 444. 644 В. В. Бартольд. Ук. соч., с. 470—471, прим. II; A. A. Vasiliev . Medieval Ideas of the End of the World: West and East. — Byzantion, t. XVI, 2, 1944, pp. 472—473. 645 В русском и первом английском издании моей «Истории Византийской империи» я скорее переоценил значение битвы при Пуатье. В первом русском издании (Пг., 1917) — с. 222; в первом английском -t. 1, р. 290. См.: A. Dopsch . Wirtschaftliche und soziale Grundlagen der europaischen Kulturentwicklung. Wien, 1924, Bd. II, S. 298.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

Theophan. 446, Gedreni 897 А. 173 Напр., Фома Клавдиопольский, Константин Иаколийский, патр. Никита. Mansi XIII, 108, Деян. Вс. Соб. VII, 334; Theophan. Chron. 443; Cedreni 897 А; Nicephori Antirr. c. 84, col. 529, в р. перев. II, 252 и др. 174 Mansi 354. Деян. Всел. Соб. VII, 569 и др.; Georg. mon. lib. IV с. 253 n. 22, col. 940 А (id. в изд. De Boor 754). 175 Germani De haeres. et syn. c. 42 – Migne XCVIII, 80 B; I. Damasc. De haeres. c. 102 – Migne XCIV, 773; посл. VII Всел. Соб. к импер. Mansi ΧΙIΙ, 401, Дeяh. VII, 614 ; Νουϑεσα γρ. XXXVIII; Stephani Vita Steph. 1112 A, 1113 A, 1117 B, 1120 C, 1171 AB; Nicephori III Antirr. c. 84, col. 532 В, в p. пер. II, 253; epist. ad Theophil, c. 12, col. 360 C; Vita Andreae Cretens, n. 5 в A. ss. Oct. VIII, 137; Acta s. Pauli novi n. 12, ibid. Iul. II, 635636, C. Manass. 383 A; M. Glycae Annal., p. IV, col. 528 D и др. 176 Mansi XIII, 184, 188189, 36, Деян. Всел. Соб. VII, 408, 411414, 262; Nicephori III Antirr. c. 53, col. 477 В, в р. пер. II, 213. 177 Zonarae. lib. XV с. 7, col. 1333 С D; Stephani Vita Steph. 1124 А; Or. adv. Const. Cab., c. 21, col. 337. 178 Or. adv. Const. Cab. ibid.; Stephani Vita Stephani 1112 AB; Theophan. 437; Cedreni CXXI, 893 AB; Zonarae lib. XV, c. 7, col. 1336 B; Nicephori Brev. hist., p. 73, I. 49, в p. пер. его твор. I, 438; epist. ad. Theophil. c. 13, col. 861. 179 Germani De haer. et. syn., c. 42, col. 80 B; I. Damasc. De haer. c. 102 – Migne XCIV, 773; Theophan. 405, 409, 437, 442, Nicephori III Antirr. c. 70 и 84, col. 505 B, 528 C, 533 A; Apol. min. c. 3, col. 837 A; Brev. hist. 7173, в p. пер. его твор. II, 234, 251, 253, I, 128, 437438; G. Hamart. Chron. lib. IV, c. 248 n. 17, col. 924 A, c. 253 n. 32, col. 944 A (id. в изд. De Boor. 744, 757758); Leon. Gramm. 177, 186; Vita Andr. Cret. A. ss. Oct. VIII n. 56, p. 137; Acta s. martyr. constp. Greg. Spath., Mariae patr. et ceter, в A. ss. Aug. II n. 1718, p. 444; Acta Pauli novi n. 613, p. 636638; Acta Pauli Cypr. и Theostericti в A. ss. Mart. II, 607608; «Житие Степана Сурожского», IV, 2627, стр. 98 (по изд. В. Васильевского в «Р. виз. иссл.», II) и др. См. еще ниже стр. 48 прим. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

По chronicon Quidianum, 25. 20, впрочем, крест Христов положен был «с честью в новом казнохранилище, Scbatzbaus, которое Хосрау построил в Ктисифоне». Это очевидно – « τ  νον  καστλλιον» «пасхальной хроники» и « ο κος το σκτους» Theophan. 326,  28  de Boor, 502 Bonn. 28 Niceph. brev. 22 de Boor, 25 Bonn.:  φωθντων δ ατν ( τν ζ οποιν ξλων)  κεσε (в Иерусалиме, ср. стр. 78 пр. 4) εθς  ς τ Βυζντιον βασιλες  ξπεμψεν. δ Σργιος το Βυζαντου ερρχηςκ Βλαχερνν ( ερν δ α  Βλαχρναι τς θεομτορος) λιτανεων  πεδξατο κα πρς τν μεγστην  κκλησαν  γαγ ν τατα  νφωσε, δευτρα δ ν  νδικτι ν  νκα τατα  πρττετο. Μετ’ ο  πολ δ κα ρκλειος πρς τ Βυζντιονχρει, π πολλς εφημας κα δξης περβαλλοσης παρ τν  κεσε δεχθες. – ВизантиЙ- икие церемонимеийстеры, предложившие Ираклию возвратиться в Константинополь после принесения туда креста, могли усмотреть полезное указание в образе действия самой константинопольской церкви. Когда в богослужении пред верующими развивается полная картина празднуемого события, церковь знает, что их внимание сосредоточится с известною исключительностью на центральном образе: в праздники рождества и сретения это будет Богомладенец, в праздник богоявления – св. Дева. Поэтому для достойного чествования вторых лиц события на другой день праздника назначается особое празднование (собор Богородицы 26 декабря, память свв. Симеона и Анны 3 февраля, собор Иоанна Крестителя 7 января, собор Архангела Гавриила 26 марта; ср. собор двувадесяти апостол 30 июня на другой день праздника первоверховных апостолов Петра и Павла). Прежде всего – свод данных. А) Крест Господень был возвращен: α) при Шерое (Theophan. 327, 15de Boor, 503 B.), β) при Ардашире (в несторианском «kitâbu-l-magda] (i)», Assemani, В. О., III, 1, 96, 8 ; принадлежит ли это сочинение Амру, ибну-Матта, в первой половине XIV в., или Мари, ибну-Суляйман, в первой половине XII b., вопрос cnophый. W. Wrighm, A Shorm History of Syriac Literature, London 1894, p.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Масин Павел Адрианович Никаноров Иван Васильевич Орлов Константин Васильевич Петропавловский Александр Александрович Разумеев Феодор Степанович.... Ринк Евграф Евстафиевич Румницкий Алексей Константинович Самецкий Василий Николаевич —61— 20. Епископ Амвросий (Смирнов) Староверов Гавриил Алексеевич Строганов Павел Адрианович Харламов Василий Акимович Писарь Иосиф Никитич Шаповаленко Григорий Васильевич Предтечевский Василий Александрович ИТОГО: ВСЕГО: 350 рублей По накоплении из означенных взносов денежной суммы 302 рублей, 2 рубля отнесены на расход на уплату о. Луневским за доставку денежных взносов на дом, a 300 рублей внесены в Сберегательную Кассу. Ко времени вручения этих денег Комиссии на 300 рублей наросло %%-ов 2 рубля 70 коп. К этому же времени от товарищей студентов 54-го курса еще поступило 48 рублей взносов. Итого 350 рублей 70 коп. Вся эта денежная сумма и была вручена представителем 54-го курса – священником Н.И. Луневским Сергиево-Братской Комиссии 30 октября 1911 года, о чем и была выдана ему, о. Луневскому, соответствующая бумага за 106. 354 Сюда относятся его «Изъяснение шестопсалмия» (вышедшее отд. книгой и выдержавшее два издания); «Изъяснение псалма «Благослови, Душе моя, Господа!»; «Хвала Господу всеведущему, вездесущему и премудрому (изъяснение псалма 138)»; Изъяснение псалма «Благословлю Господа на всякое время» (Радость Христианина. 1901, т. II, кнн. VIII и IX, с. с. 101–132) и др. 368 Г – распространительно, в виде разговора, – и кроме того сообщает о греческом образовании и богословских воззрениях Сергея. 373 δροβαϑ νωσιν – термин употреблен у визант. летописца (ум.817 г.) Феофана (Theopganis Chronographia, ed. Boor, 1 p. 330 lin. 10) с коим совпадении есть и далее. Но в А этого характерного выражения нет, хотя в дальнейшем между ними буквальное совпадение, а сходство между Б и Th только общее. Этим доказывается, что текст А независим от Th. напротив Th зависит от А, а Б от Th. См. прим. 2-е к А. стр. 19 след. 377 Th. μολγησε κα γραψεν.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

560 1. Goldziher . Muhammedanische Studien. Halle, 1890, Bd. II, S. 20. 561 1. Goldziher . Die Religion des Islams. — Die Kultur der G-egenwart: Die Religionen des Orients, hrsg. P. Hinneberg, Bd. Ш, I, S. 106. 562 Н. Grimme . Mohammed. I. Das Leben. Munster, 1892, S. 123; Ch. Diehl, G. Marfais . Le Monde Oriental de 395 a 1018. Paris, 1936, p. 176. 563 L. Caetani . Studi di storia orientate. Milano, 1914, vol. Ill, pp. 236, 257. 564 См.: K. Guterbock . Der Islam im Lichte der byzantinischen Polernik. Berlin, 1912, SS. 6, 7, II, 67—68. 565 Theophanes . Chronographia, ed. С. de Boor, p. 333. См.: W. Eischner . Die Nachrichten uber den Islam bei den Byzantinern. — Der Islam, Bd. ХХШ, 1936, SS. 133—162, 197—244. 566 L. Caetani . Studi di storia orientale. Milano, 1911, vol. I, p. 368. 567 Annales, ed. L. Cheikho. — Corpus scriptorum Christianorum Orientalium. Scriptores Arabici, II, 5, 1.4. Латинский перевод — PL, t. CIX, col. 1088. 568 Baladhuri . Liber expugnationum regionum. Ed. M. J. de Goeje. Leiden, 1866, p. 137. 569 M. J. de Goeje . Memoire sur la conquete de la Syrie. Leiden, 1900, p. I; С. Bekker . The Expansion of the Saracens — the East. Cambridge Medieval History, vol. II, p. 345. 570 J. Maspero . Organisation militaire de l " Egypte Byzantine. Paris, 1912, pp. 119—132; A. E. R. Boak . Byzantine Imperalism in Egypt. -American Historical Review, vol. XXXIV, 1928, p. 8. 571 M. Gelzer . Studien zur byzantinischen Verwaltung Agyptens. Leipzig 1909, S. 2. 572 E. Amelineau . La Conquete de l " Egypte par les Arabes. — Revue historique, vol. CXIX, 1915, p. 282; G. Rouillard . L " administration civile de l " Egypte byzantine. Paris, 1928, pp. 241—248. 573 H. 1. Bell . The Byzantine Servile State in Egypt. — Jornal of Egyptian Archaeology, vol. IV, 1917, p. 106. 574 L. Caetani . Studi di storia orientale, vol. I, pp. 370—371. 575 Ibid., vol. Ill, p. 3. 576 I. Goldziher . Vorlesungen uber den Islam. Heidelberg, 1910. 577 О современном взгляде на причины арабских завоеваний и их успехов с позиций арабиста см.; О. Г. Большаков . История Халифата. II. Эпоха великих завоеваний. М., 1993, с. 13—15, 19. Взгляды О. Г. Большакова по данному вопросу близки позиции А. А. Васильева. Подчеркнув множественность причин завоеваний и их успехов, О. Г. Большаков в качестве основной выделяет ислам как политическую силу в аравийском обществе и благоприятную для завоеваний ситуацию в ближневосточных провинциях Византии. Примечание научного редактора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

144 ς πολλους εξαπατ διδσκων δξης τς παροσης καταφρονεν, οκων τε κα συγγενεας υπερορν και τς βασιλεους αυλς ποστρεφεσθαι κα προς τον μονρη βον μεταρρυθμζεσθαι (Niceph. ed. de Boor, 72). 145 Κωνσταντνος ο δικτης νδρεαν (corr. ex Vita Steph.: Πετρον), τον οδιμον μοναχον, τον λεγομενον Καλυβτην, εν Βλαχερναις δι μαστγων (=βουνευροις) εν τ ππικ του γου Μμαντος πεκτεινεν ελεγχοντα αυτου τν σεβειαν κα Ουλεντα νεον κα ουλιανον ποκαλουντα αυτον (Theoph. a. 6253). 146 τ κα του αυγουστου μηνος τς αυτς δ νδικτινος (=766 г.) εστηλτευσε κα τμασε το σχμα τν μοναχν επ του πποδρομου παρακελευσμενος ενα εκαστον ββν κρατεν γυνακα τ χειρ (=Niceph. γυνακα μονστριαν παρ χερα φερειν) κα ουτω παρελθεν αυτους το πποδρομιον εμπτυομενους κα υβριζομενους υπο παντος του λαου (Theoph. α. 6257). 147 μιμησμενος ο Λαχανοδρκων τον διδσκαλον αυτου, πντα μοναχον κα μονστριαν τους υπο το θεμα τν Θρκησων οντας συνξεν ες Εφεσον κα εξαγαγν αυτους ες πεδον λεγομενον Τζουκανιστριν εφη προς αυτους, οτι «ο μεν βουλομενος τ βασιλε πειθαρχεν κα μν, ενδυσσθω στολν λευκν κα λαβετω γυνακα τ ρ ταυτ, ο δε τουτο μ ποιουντες, τυθλουμενοι ες Κυπρον εξορισθσονται». κα μα τ λογ το εργον ετελεσθη, κα πολλο μρτυρες εν εκεν τ μερ νεδεχθησαν, πολλο δε κα λειποτακτσαντες πλοντο, ους κα κειουτο ο Δρκων (Theopll. а. 6262). 148 μοναστρια δε – οκους κοινους (=казармы) καθστα τν ομοφρονων αυτ στρατιωτν. τν γουν Δαλμτου , πρτιστον ουσαν εν τος κοινοβοις του Βυζαντου στρατιταις ες κατοικαν δεδωκεν, τ Καλλιστρτου τε λεγομενα κα τν Δου μονν κα τ Μαξιμνου λλους τε μοναστν ερους οκους κα παρθεννας εκ βαθρων κατελυσεν. τους δε μοναχικον βον ναλαβεσθαι επτηδευσαντας εκ τν επισμων εν στρατε εν τελει, κα μλιστα τους εγγζοντας αυτ – θαντ καθυπεβαλεν (Theoph. a. 6259).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

358 Codex Justinianus, vol. 1,27,1,7. 359 См.: J. В. Bury . A History of the Later Roman Empire... vol. II, P. 147. 360 Самое детальное описание битвы есть у Бьюри — A History of the Later Roman Empire... vol. II, pp. 261—269; 288—291. 361 Malalae Chronographia, p. 486; Theophanis Chronographia, s. a. 6044, ed. C. de Boor, p. 228. См. также: J. B. Bury . A History of the Later Roman Empire... vol. II, p. 268. 362 В русской версии (с. 131) здесь есть одна фраза, которая не была включена А. А. Примечание научного редактора. 363 Ch. Diehl . Justinien et la civilisation byzantine... pp. 204—206; J. В. Bury . A History of the Later Roman Empire... vol. II, p. 287; Georgii Cypni Descriptio Orbis Romani, ed. H. Gelzer, pp. XXXII-XXXV; F. Gorres . Die byzantinischen Besitzungen an den Kusten des spanisch-westgothischen Reiches (554—624). — Byzantinische Zeitschrift, Bd. XVI, 1907, S. 516. E. Bouchier . Spain under the Roman Empire. Oxford, 1914, pp. 54—55; R. Altamira . The Cambridge Medieval History, vol. II, pp. 163—164; P. Goubert . Byzance et l " Espagne wisigothique (554—711). — Etudes byzantines, vol. II, 1945, pp. 5—78. 364 J. В. Bury . A History of the Later Roman Empire... vol. II, p. 287; P. Goubert . Byzance et l " Espagne... — Etudes byzantines, vol. II, 1945, pp. 76—77. (до 624 г.) 365 См.: J. Puigi i Cadafalch . L " architecture religieuse dans le domaine byzantin en Espagne. — Byzantion, vol. I, 1924, p. 530. 366 Э. Штайн очень высоко оценивал Хосрова, однако не только его, но и его отца Кавада, человека гениального. Он сравнивал Кавада с Филиппом Македонским и Фридрихом Вильгельмом I Прусским, людьми, чьи сыновья своими собственными успехами оттеснили в тень менее блистательные, но, возможно, более смелые свершения отцов, на основе которых они действовали сами. Е. Stein . Ein Kapitel vom persischen und vom byzantinischen Staate. — Byzantinisch-neugriechische Jahrbucher, Bd. I, 1920, S. 64. 367 О персидских войнах при Юстиниане см.: Ch. Diehl . Justinien et la civilisation... pp. 208—217; W. Holmes . The Age of Justinian and Theodora... vol. II, pp. 365—419; 584—604; J. В. Bury . A History of the Later Roman Empire... vol. II, pp. 9—123; Ю. А. Кулаковскии . История Византии. СПб.: «Алетейя», т. II, 1996, с. 159—175.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010