2002. S. 15-16). Ист.: Theoph. Contin. P. 359, 384; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 256, 281; Anecdota graeca/Ed. P. Matranga. R., 1850. Pars 2; Vita Euthymii: Ein Anecdoton zur Geschichte Leo " s des Weisen a. 886-912/Hrsg. C. de Boor. B., 1888; Zonara. Epit. hist. 1897. Vol. 3. P. 443, 460; Westerink L. G., ed. Arethae archiepiscopi Caesariensis Scripta minora. Lpz., 1968. Vol. 1; Vita Euthymii patriarchae Constantinopolitani/Text, transl., introd, comment. P. Karlin-Hayter. Brux., 1970. P. 87, 101; Scyl. Hist. P. 177, 199; Sym. Log. Chron. P. 276-277, 300. Соч.: Kolias G. Léon Choerosphactès, magistre, proconsul et patrice: Biographie - correspondance (texte et trad.). Athen, 1939; Gallavotti C. Planudea (X). 37: L " anacreontica de Thermis di Leone Magistro//Boll. dei Classici. Ser. 3. R., 1990. Fasc. 11. P. 78-103; Ciccolella F. Cinque poeti bizantini: Anacreontee dal Barberiniano greco 310. Alessandria, 2000. P. 66-70, 76-82, 86-88, 94-106, 110-114; Leon Magistros Choirosphaktes. Chiliostichos Theologia: Editio Princeps/Hrsg. I. Vassis. B.; N. Y., 2002. (Suppl. Byzantina; 6); Leone Choirosphaktes. Corrispondenza./Introd., testo crit., trad. e note di comment. a cura di G. Strano. Catania, 2008. Лит.: Васильев А. А. Византия и арабы. СПб., 1902. Т. 2: Полит. отношения Византии и арабов за время Македонской династии; Шангин М. А. Византийские полит. деятели 1-й пол. X в.//Визант. сб. М.; Л., 1945. С. 228-248; Jenkins R. J. H. Leo Choerosphactes and the Saracen Vizier//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 167-175; Karlin-Hayter P. Arethas, Choirosphactes and the Saracen Vizir//Byz. 1965. T. 35. P. 455-481; Mercati S. G. Collectanea Byzantina. Bari, 1970. Vol. 1. P. 271-309, 443-451; Magdalino P. The Bath of Leo the Wise and the «Macedonian Renaissance» Revisited: Topography, Iconography, Ceremonial, Ideology//DOP. 1988. Vol. 42. P. 97-118; idem. In Search of the Byzantine Courtier: Leo Choirosphaktes and Constantine Manasses//Byzantine Court Culture from 829 to 1204/Ed. H.

http://pravenc.ru/text/2463305.html

Время первого правления Игнатия определяется в источниках не одинаково. Vita Ignatii, 512 C=11 лет; ibidem, p. 520 A=«почти 12 лет». Niceph. Chron. Synt. De-Boor p. 120=11лет 5 месяцев. Niceph. Call. Migne Patr. Gr. t. 147, p. 480=11 лет. Menologium Basilianum. Migne Patr. Gr. t. 117, p. 124=11лет 5 месяцев, Fischer. De patriarch. Constant. catalogis. Lipsiae 1894, p. 291=10 лет. (Эти данные собраны у А. А. Васильева цит. соч. Прил. IV, стр. 140. К ним нужно прибавить Nicolai I ep. V ad Michael, imper. Mansi XV, p. 171 B=«почти 12 лет». Ep. I Mansi XV, 161 C=12лет. Libellus synodicus. Fabricii-Garless. Biblioth. Graeca. 1809. Vol. XII, p. 418 (Cf. Mansi XV, 521)=11лет 4 месяца 20 дней. Наиболее подходящая дата – 11лет 5 месяцев или более точная – 11лет 4 месяца 20 дней. Дата смерти Мефодия известна точно – 14 июня 847 года. (А. А. Васильев цит. соч. Прил. с. 144) Прибавляя к ней 11лет 4 месяца 20 дней, получаем ноябрь 858 года. Но у Никиты Пафлагона отмечен и день низложения Игнатия – 23 ноября (р. 541–544). Относя низложение Игнатия к 23 ноября 858 года и принимая дату Libelli synodici за наиболее удовлетворительную, получаем день рукоположения Игнатия – воскресенье 3 июля 847 года. Против даты 23 ноября 858 года возможно возражение, выдвинутое Гергенрётером (B. I. S. 362. Anm. 66; cf. S. 373). Папа Николай, говоря о посылавшихся из К-поля при Венедикте представителях партий Игнатия и Григория, замечает: dum pars Ignatii properando disponit iter, …Ignatius trahitur, impellitur et… ab Ecclesiae regimine sequestratur (Ep. IX. Mansi XV, 229 A). Если под pars Ignatii разуметь посольство Лазаря (Ep. Stylian. Mansi 428 C), то изгнание Игнатия должно быть отнесено к 857 году, так как Лазарь прибыл в Рим еще при Бенедикте (Vita Bened. III. Mansi XV, 109 C), а Бенедикт умер в апреле 858 года. Однако вполне допустимо, что поездка Лазаря была подготовительной, и вслед за ним предполагалось отправить депутацию из епископов: pars Ignatii будет означать эту депутацию, а properando disponit iter не выступление в путь, а поспешные к нему приготовления. Возможность такого толкования не исключает и Г-р; а вопреки последнему (B. I, l. с.) нужно допустить что для Игнатия были все основания позаботиться о наилучшей защите своего дела в Риме посредством указанной депутации, так как в 858 году, куда мы отодвигаем подготовку посольства, его положение пошатнулось и в К-поле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

107 C. Beniamin, De lustiniani impcratoris aetatc quaestiooes militarea, Berolini 1892, pp. 13. 14 6. 11. 12. – Cboe «semper primo loco», p. 13, Бениамин подтверждает цитатами: b. Vand 1, 11; 2, 3, 15, pp. 359. 420. 481 Bonn. -Из в. Vand. 1, 19, 388 Bonn.:  Βελισριος– τ  χαρκωμα  τος  πεζος  πολιπ ν  ατς  μετ,  τν  ππων  πντωνζλασεν...  στελας  ο ν  μπροσθεν  τος  τν  φοιδερτων  ρχοντας,  σν  τ  λλ  στρατ –  ατς  επετο.  πει  δ  οφοιδερ τοι  ξν  τος  γεμσιν  γνοντο  ν  τ  Δεκμ –  πμπουσι  μν  ς  Βελισριον, ς  τχιστα  ηκειν  факт увеличивает одним штрихом сходство между ο ρχοντες τν φοιδερτων и рыыса-ахзаб. 109 Пост praefectus augustalis или dux Aegypti в это время по-видимому занимал «Анастасий господин». Если Анастасий соединял в своем лице (согласно установлению Юстиниана I ) и то и другое звание ( Μανουλ αγουστλιος был во всяком случае. νοπλος, Theophan, 338,  21 24 26  de Boor, 519 Bonn., следовательно и praefectus и dux, respectiue comes rei militaris, и относительно Анастасия, на основании данных «хроники», трудно предположить, чтобы он был только  ρχ πολιτικ), то конечно Иоанн не был ни тел ни другим. 111 Зотанбер, р. 437, note 1, принимает без всяких околичностей, что hagara misr­ «город египетский» есть Вавилон,  коптов, и что в арабское время остатки Вавилона носят название «miçr(u)»=«Египет»; но это произошло потому, что подле Вавилона возникла арабская столица Египта, аль-Фустат, и именно она и носит название madina (tu) miçr(u)-l-fustat(u)»=«город [+- Urbs] Erunem аль-Фустат» (Ibn Donkmak, I,2), или – по выражению аль-Калькашанди, S. 50, – «die Stadt Fustât-ist von dem Volke Miçr genannte Stadt». Перенести имя страны на столицу естественно для народа (ср «[ πλις] ραβα», Hierocl. Synecd. 728 Wess, «ad ciuitatem quae appellatur Arabia», «ad Arabiam ciuitatem», «de Arabia ciuitate», «ad mansionem Arabia», Peregrinatio ad loca sancta saec. IV exeuntis, ed. J. Pomialowsky (СПБ. 1889), nn. 7. 8 9 в  νομςραβα;  Βσπορος  πλις  Πντου вместо  μητρπολη  τ  Παντικπαιον,  Ю. А. Кулаковский , К вопросу обимени города Керчи, 189. 187. 188; и в коптской письменности:

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

646 Приводим здесь для сравнения формулировку значения битвы при Пуатье по русскому изданию 1917 года: «Через четырнадцать лет, а именно в 732 году, на западе Карл Мартелл оказал подобную же услугу Западной Европе поражением испанских арабов около Пуатье. Продвижение арабов в Западную Европу было в первой половине VIII века остановлено». Сопоставление здесь идет с поражением арабов при Константинополе. От себя хотелось бы добавить, что оба события представляются сопоставимыми по значению. Примечание научного редактора. 647 См.: J. Wellhausen . Die Kampfe der Araber mit den Romaern in der Zeit der Umajiden. Gottingen, 1901, SS. 444—445 (Nachrichten von der Klassische Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen. Philosophisch-historische Klasse.); см. также специальную статью о Баттале: Encyclopedie de L " Islam, vol. I, p. 698; см. также: В. В. Бартольд . Ук. соч. с. 470; D. В. Macdonald . The Earlier History of the Arabian Nights. — JRAS, 1924, p. 281; M. Canard . Les expeditions des Arabes contre Constantinople. -Journal Asiatique, vol. CCVIII, 1926, pp. 116—118; W. M. Ramsay . The Attempts of the Arabs to Conquer Asia Minor (641—964 A. D.) and the Causes of Its Failure. — Bulletin de la section historique de l " Academie roumaine, vol. XI, 1924, p. 2. Мы обратимся к истории ал-Баттала позже в связи с эпосом Дигениса Акрита. 648 А. Lombard . Etudes d " histoire byzantinë Constantin V, empereur des Romains. Paris, 1902, p. 59. 649 WIIIibaldi vita, ed. G . H. Pertz. — Monumenta Germaniae Historica Scriptorum, vol. XV, p. 93. 650 А. А. Васильев . Славяне в Греции. — Византийский временник, т. 5, 1898, с. 416—417. 651 De thematibus, 53—54. 652 Theophanes . Chronographia, ed. C. de Boor, pp. 456—457. 653 К. Е. Zachana van Ungenthal . Geschichte des griechisch-romischen Rechts. Berlin, 1892, S. 16; P. Collinet . Byzantine Legislation from Justinian (565) to 1453. — Cambridge Medieval History, vol. IV,. 1923, p. 708 (он датирует выход Эклоги мартом 740 г.); V. Grumel . La Date de la promulgation de l " Ecloge de Leon III. — Echos d " Orient, vol. XXXIV, 1935, p. 331 (он датирует выход Эклоги мартом 741 г.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

41 К. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Litteratur. 2 Aufl. München 1897, содержит очерк о византийской историографии, обнимающий византийских историков и хронистов начиная с VI века. По вопросу, в частности, о византийских хрониках см. Н. Geizer, Sextus Julius Africanus. I–II. Leipzig 1880–1898. О новейших трудах в этой области ср. очерк Les études d’histoire byzantine en 1905 в Ch. Diehl, Etudes byzantines. Paris 1905. Безусловно необходимым в данном случае является обращение к Byzantinische Zeitschrift и Византийскому Временнику, в которых сосредоточивается ныне главным образом разработка византологии и даются обстоятельные библиографические указания вообще о новых трудах в этой области (А.Б.) – 171. 42 Высказывается предположение, что Никифор переработал лишь в своей истории труд неизвестного автора X века, доведенный до 920 г. Ср. С. de Boor, Zur kirchenhistorischen Litteratur. Byzant. Zeitschrift. B.V 1896. S. 16–23. K. Krumbacher, Geschichte der byzant. Litteratur. 2 Aufl. München 1897. S. 291, 247 (А.Б.) – 182. 43 Начало греческого подлинника хроники Ипполита открыл в мадридской рукописи и издал А. Bauer, Die Chronik des Hippolytus im Matritensis Graecus, 121. Leipzig 1905. (Texte und Untersuchungen von Gebhardt und Hamack. Neue Folge XIV, 1). (А.Б.) – 182. 44 Время происхождения этой хроники иначе определяется после 412 г., латинский перевод относят к VII–VIII в. Ср. Bauer, 1. с.22, 169–170. (А.Б.) – 182. 46 Общее Вайтцу и Дюшену положение «F et K post LP» составляет, однако, и пункт их взаимного разногласия. По Вайтцу: FK из LP, которое не ранее половины VII в.; по Дюшену: FK из LP, которое в 530 году. 47 Моммсен, издавший в 1898 г. «Liber Pontificalis» в Monumenta Germaniae historica (Gestorm Pontificum Romanorum vol. I), подобно Вайтцу, держался мнения о позднем, не ранее начала VII в., происхождении этого памятника. Дюшен в своей критике на издание Моммсена в том же году остался при прежнем мнении, что первоначальная редакция «Liber Pontificalis» явилась уже в VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

146 Упоминается в 669 г. и в письме Юстиниана II к папе: Mansi. XI. 737; Gelzer. Die Genesis. 10, 20 и др. 147 Пока лучшее место о гражданской администрации фемы находится y Zachariae. Geschichte des griechisch-romischen Rechts. 2-е Aufl. S. XIV. 148 Тнеорн. Ed. de Boor. P. 480, 1; 486, 10. 149 Theoph. 480, 1. 150 Theoph. 486, 10. 151 Что таково было потом войско, об этом у Феофана (490, 5). 152 Моя статья о вновь открытых мозаиках в церкви св. Димитрия/Известия института. XIV. 57—58. 153 Theoph. 348. 154 Sachau. Reise in Syrien und Mesopotamien. S. 70; Известия института. VIII. 28 (ст. Б. А. Панченко). 155 Theoph. Р. 364. 156 Constantini. De Cerimoniis. 666, 669. 157 Constantini. De Cerimoniis. II. C. 49; Панченко Б. А. в «Известиях института». VIII, 51 и сл. 158 Памятники славян в Вифинии VII в Ст. Панченко Б. А. в «Известиях». VIII. 25: Των ανδρας δντων Σκλαβων της Βιδυνν επαρχας . 159 Zachariae. Geschichte des griechisch-romischen Rechts. 2. Aufl. S. 525; Καλλιγα . Μελται κα λγοι . 183—304; Васильевский. Журн. минист. народного просвещения. Март, 1879; Успенский, в том же журнале, август, 1885. 160 De Cerimoniis. 695, 14. 161 Новеллы изданы: Zachariae a Lingenthal. Jus Graeco-Romanum. III. В русском переводе они читаются в статье Васильевского: Ж. М.Н. просв. Март, 1879. 162 За подробностями отсылаем к указанной выше литературе вопроса. 163 Theoph. Chronogr. 251,25: δε βασιλες Τιβριος αγορασας σματα 9 νικν κατστησε στρατευμα εις νομα διον αμφιασας και κα 9 οπλσας αυτος χιλιαδας 15. 164 Malala. Chronogr. 429, 16: Theoph. 175, 7. 165 Mansi. Concilia. XI. Col. 737. 166 Diehl. L " Origine des themes. P. 55. 167 Sprengel. Das Leben u. die Lehre d. Μ .; Μ u 11 er. Der Islam im Morgemmd Abendlande. I. S. 23—24; Lebon Gustav. La civilisation des Arabes. Chap. Ill; Крымский. История мусульманства. Ч. I, II. 168 Lebon G. La civilisation des Arabes. P. 67. 169 Miiller. S. 50—51. 170 Это пять первых стихов 96 суры: «Читай во имя Господа твоего, Который создал человека из комочка крови, читай, Господь твой преблагий, Который даровал знание посредством пера, научил человека тому, чего раньше не знал».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3439...

201 Theoph. Р. 404. 202 Mansi. Concilia. XII. P. 959; Hefele. Conciliengesch. III. 376—404 (франц. пер. Leclercq. III. P. 632). 203 Здесь начинается, по-видимому, самый текст эдикта. Для наглядности мы ставим в кавычках заимствования из эдикта. 204 Архиепископ ефесский Феодосии, сын царя Апсимара или Тиверия II. 205 Hartmann. Gesch. Italiens. II. 2-е Halfte. S. 118, и в другом соч. — Untersuchungen. S. 131 — отрицает подлинность письма. 206 Migne. Patrol. Lat. Т. 94. P. 1271. 207 Siffert Me. Dialogue between a Christian and lew. Marburg, 1889. Перечень антииудейских сочинений: 1, 12—27. 208 Theoph. P. 405. 209 Migne. Patrol. T. 94. Col. 1231 и ел. 210 Ibid. Col. 1281. 211 Ibid. Col. 1352: последние θεο λγονται αληθς ου φσει , αλλα θσει … « Ωσπερ τονυν αληδς εσ ου φσει αλλ ως του φσει θεο μτοχοι . 212 Theophanis. P. 408. 213 Это союз городов Ancona, Smigagha, Fano, Pesaro и Rimini. 214 В письме к дожу Венеции (Labbe, Cone. VIII. 177) лангобардов папа называет пес dicenda gens Longobardorum, императора — своим господином. 215 Theoph. Ed. de Boor. P. 410. 14. 216 Hartmann. Gesch. Italiens. II. S. 150—151. 217 Это суть Ameria, Orte, Bomarzo и Bieda. 218 Lenormant. La Grande Grece. II. 387 squ. 219 Theoph. P. 414. 220 Ibid. P. 370, 23. 221 ZachariaevonLingenthal. Geschichte des griechisch-romisch. Rechts. Berlin, 1892 (3-е Aufl.). 222 Законодательство иконоборцев/Журн. Μ . Η . проев. Ч. 199—200; Павлов. Книги законные. С.-Петербург, 1887. 223 Или в либеральном, как можно толковать выражение εις το φιλανβρωπτερον . 224 Начиная с Zachariae a LingenthalH продолжая Paparrigopoulo, «Histoire de la civilisation hellenque», Васильевским, Павловым, Успен-ским/уЖурн. М. Η . проев. Ч. 225 (1883) и др. 225 Панченко Б. А. Крестьянская собственность в Византии/Известия Р. А. института в Константинополе. Т. IX. 226 Theoph. 405. П. 227 Zonaras. IV. Р. 340; HamartoliG. P. 634. 228 Успенский. Известия Р. А. института в Константинополе. Т. XIV; Т af-r а 1 i. Sur les reparations faites au VII S. a Feglise de S. Demetrius/Revue Archeologique. 1909. II. P. 381; Tafrali. Topographie de Thessalonique. Paris, 1913. P. 172—173.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3439...

3598 Mansi VI, 744 Β.: μολογ κ δο φσεων γεγενσθαι τν κριον μν πρ τς νσεως · μετ δ τν νωσιν μαν φσιν μολογ ДВС. III, 287. 3602 Ср. Leon. ep. 24, ad imper., Mansi V, 1341 и ep. 23, ad FIav. ib 1338 и epp. Eut. ad imp. Mansi VI, 764 и 824. 3603 Cp. акты апрельского собора 449 г. под председательством Флавиана у Mansi VI, 757 до 828 ДВС. III, 296 и сл. 3610 Theoph. Byz. jun. ad annum. 5940. Свидетельство позднейшее, но по хорошему источнику. Loofs RE. V. 641. 3642 По сирийским актам невозможно предполагать, чтобы соборные занятия продолжались еще несколько после 22 августа дней (ср. Hoffmann, Verhandl 58, VIII. 3657 Mansi VI, 691 А ср. Hefele II, 434 anm. 4: Tu (Dioscure) occidisti Flavianum VII, 68: Βαρσουμς... σφαξε τν μακριον Θλαυιανν; Theophanes ad ann. 5941 ed. de Boor I, 100; Nicephorus 14, 47 ed. Par. 1630; II, 550 A. 3660 В виду важности апелляционной жалобы Флавиана и отсутствия ее у Mansi мы приводим ее in extenso и в Zeitschift für katholische Theologie Bd. VII, 1883 S. 191. Grisar. Die neu aufgefundene Appellation Flavians an Papst Leo I: Incipit libellus appellationis Flaviani episcopi C-ni ad papam Leonem. Religiosissimo et Beatissimo Patri et Archiepiscopo Leoni Flavianus in Domino salutem. Opportunum est quidem ad presens tempus mediocriter referre, et uti apostolica appellatione ad Vestram Sanctitatem ut progrediens ad Orientem auxilium ferre (подр. studeatis, possitis) periclitanti piae sanctorum Patrum lidei quam sudore ultiones tradiderunt (sic). Ecce enim confusa sunt omnia; solutae sunt ecclesiasticae ordinationes; perierunt ea quae sunt fidei, dissentione. Retinentur piae animae, jam non Patrum nominatur fides, sed conculta ab Alexandrinae Ecclesiae Epiecopo Dioscoro, et eorum qui haec sapiunt una cum ipso Eutychinam jam praedicari et nominari fidem. Hanc enim firmavit sententia propria et eorum qui per violentiam coacti sunt consentire episcopi. Et ea quidem singula nunc non est concessum nobis ferre ad Vestram Beatitudinem, breviter autem quae subsecuta sunt docebimus.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

987 Стоящие в прямых скобках слова есть только в исходной русской версии (с. 320). Примечание научного редактора. 988 Об аграрных отношениях в Византии времени Македонской династии см. подробно: А. П. Каждан. Деревня и город в Византии IX-X вв. М., 1960; Г. Г. Литаврин. Византийское общество и государство в Х- XI вв. Проблемы истории одного столетия: 976–1081 гг. М., 1977, с. 7– 109, в особенности 96–109. Примечание научного редактора. 989 Zacharia van Lingenthal. Jus graeco-romanum, t. III, p. 247; J. et P. Zepos. Jus graeco-romanum, vol. I, p. 210. 992 Zacharia von Lingenthal. Jus graeco-romanum, vol. III, p. 297; J. et P. Zepos. Jus graeco-romanum, vol. I, pp. 263–264. 996 Theophanes. Chronographia, ed. de С. Boor, p. 486; J. B. Bury. A History of the Eastern Roman Empire, vol. III, p. 214. 997 G. Ostrogorsky. Agrarian Conditions in the Byzantine Empire in the Middle Ages. – Cambridge Economic History, vol. I, pp. 202–203. Вопрос о связи «эпиболе» с «аллиленгием» остается спорным. См.: F. Dolger. Beitrage zur Geschichte der byzantinischen Finanzverwaltung besonders des 10. und II. Jahrhunderts. Leipzig, Berlin, 1927, SS. 129–139. См. также: G. Bratianu. Etudes byzantines d " histoire economique et sociale. Paris, 1938, dd. 197–201. 999 J. В. Bury. The Imperial Administrative System in the Ninth Century with a revised text of the Kletorologion of Philotheos. London, 1911, pp. 146–147. (British Academy Supplementary Papers, 1.) 1000 V. N. Benesevic. Die Byzantinischen Ranglisten nach dem Kletorologion Philothei... – Byzantinisch-neugriechische JahrbUcher, Bd. V, 1926, SS. 118– 122. По поводу даты – там же, S. 164–166. 1004 Прозвание «Парапинак» произошло потому, что во время случившегося при этом государе неурожае номисму, то есть византийский золотой, требовали не за целый медимн хлеба, а за пинакий, как называлась четверть медимна. 1006 См.: Constantini Porphyrogeniti De cerimoniis aulae byzantinae. Bonn. ed., p. 661; Harun-ibn-Yahya (IX век) в изд.: M. de Goeje. Bibliotheca geographum arabicorum, vol. VII, p. 121, 124. Описание Константинополя Харуна-ибн-Иахйи включено в географическое сочинение Ибн Русты (X век). См.: A. A. Vasiliev. Harun-ibn-Yahya and his Description of Constantinople. – Annales de Ílnstitut Kondakov, vol. V, 1932, pp. 156, 158; J. Marquart. Osteuropaische und ostasiatische Streifzuge. Leipzig, 1903, SS. 216, 219, 227.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Византийцы (Scylitz.=Cedren., II, 401) сообщают нам следующий в высшей степени интересный и важный Факт: «Когда Цимисхий держал Доростол в осаде, в греческий лагерь прибыли послы из Константии ( Κωνσταντεας) и других крепостей, находящихся на той стороне Дуная, и, прося прощения за зло, предавали себя в руки вместе с укреплениями». Мы хорошо знаем, где находилась эта Константия. По словам Приска (Histor. Gr. min. ed. Dindorf. I, 277) город Мезии Марг (Μργος) лежал на реке Истре против крепости Константии (ντιρ Κωνσταντας φρουρου), находящейся на противоположном берегу. Симокатта (hist. VII 10, р. 262, 26 sq. de Boor.) говорит о Константиоле, находившейся вблизи Сингидона, то есть, теперешней столицы Сербского княжества, Белграда. Что касается Марга, то следы его находятся у нынешнего Костолаца (castellum? См. Böcking, Notit. dignit., I, 484). Отсюда мы видим, как далеко на запад заходили волны движения, во главе которого стоял Святослав, ибо обратное движение на левом берегу Дуная, простиравшееся едва не до Тисы, предполагает так же далеко достигавшее завоевательное движение с начала – и конечно, сколько на северной, столько же и на южной стороне Дуная. Предание русской летописи о 80 городах по Дунаю, завоеванных Святославом, имеет за себя большую достоверность, чем дальнейшие легендарные или же наивно-хвастливые рассказы о его борьбе с Цимисхием, идущие, может быть, из источника, не одинакового с прочими летописными отметками. Указанный факт сильно подрывает основательность некоторых мнений, высказанных новейшими исследователями. Но для нас здесь важно только то, что он дает нам новое право предполагать крепость Клемады, находившуюся, очевидно, ближе к Орсове, чем к Доростолу, в числе тех 80 городов, в которых Святослав взимал дань «на Грьцех». Может быть, в числе послов, пришедших в Доростольский лагерь Цимисхия с изявлением раскаяния и покорности, находился и посланец нашего топарха. V. Хождение Апостола Андрея в мтране Мирмидонян 168 Исполняя принятое в одной из прежних наших статей 169 намерение, мы сделаем свод исторических известий, относящихся к путешествию апостола Андрея по северным берегам Понта, а также и апокрифических сказаний о «хождениях» этого апостола 170 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010