De oudste particuliere oorkonden van het klooster Werden. Assen, 1960. S. 156-219; Urkundenbuch für die Geschichte des Niederrheins/Hrsg. T. J. Lacomblet. Düsseldorf, 1840. Bd. 1; Die Chronik des Bischofs Thietmar von Merseburg und ihre Korveier Überarbeitung/Hrsg. R. Holtzmann. B., 1935. (MGH. Script. Rer. Germ. NS; 9); Die Reichschronik des Annalista Saxo/Hrsg. K. Nass. Hannover, 2006. (MGH. SS; 37). Лит.: Diekamp W. Chorbischof Alubreht und Erzbischof Aelbreht//FzDG. 1882. Bd. 22. S. 425-432; Schr ö er A. Chronologische Untersuchungen zum Leben Liudgers//Liudger und sein Erbe/Hrsg. M. Bierbaum. Münster, 1948. Bd. 1. S. 85-138; idem. Der hl. Liudger und der hl. Gregor von Utrecht//FS des Gymnasium Paulinum in Münster: Zur Einweihung seines neuen Hauses im St. Liudger-Gedächtnisjahr 1959. Münster, 1959. S. 16-26; idem. Das geistliche Bild Liudgers// Idem. Die Kirche von Münster im Wandel der Zeit: Ausgewählte Abhandlungen, Aufsätze und Vorträge zur Kirchengeschichte und religiösen Volkskunde des Bistums und Fürstbistums Münster. Münster, 1994. S. 3-37; St ü wer W. Die Verehrung des hl. Liudger//Liudger und sein Erbe. Münster, 1948. Bd. 1. S. 183-294; Dr ö gereit R. Werden und der Heliand. Essen, 1951; L ö we H. Liudger als Zeitkritiker//Hist. Jb. Münch., 1955. Bd. 74. S. 79-91; idem. Entstehungszeit und Quellenwert der «Vita Lebuini»//DA. 1965. Bd. 21. S. 345-370; Наиск K. Ein Utrechter Missionar auf der altsächsischen Stammesversammlung//Das erste Jahrtausend: Kultur und Kunst im werdenden Abendland an Rhein und Ruhr. Düsseldorf, 1964. Bd. 2. S. 734-745; idem. Die Herkunft der Liudger-, Lebuin- und Marklo-Überlieferung: Ein brieflicher Vorbericht//FS f. J. Trier zum 70. Geburtstag. Köln etc., 1964. S. 221-239; idem. Zu geschichtlichen Werken Münsterscher Bischöfe//Monasterium/Hrsg. A. Schröer. Münster, 1966. S. 337-426; idem. Apostolischer Geist im «genus sacerdotale» der Liudgeriden: Die «Kanonisation» Liudgers und Altfrids gleichzeitige Grablege in Essen-Werden//Sprache und Recht: Beiträge z.

http://pravenc.ru/text/2110611.html

Эволюция и эпигенез (к проблематике истории) Впервые в издании: Der russische Gedanke internationale Zeitschrift für russische Philosophie, Literaturwissenschaft und Kultur (herausgegeben von Boris Jakowenko). 1930. I. Jahrgang. III. Heft. S. 240–251. Впервые по-русски: Ступени. Философский журнал. 1994. 2 (9). С. 163–179; перевод В. П. Курапиной, под ред. А. А. Ермичева. Печатается по первому русскому изданию. 1. Развитие и организм – понятия соотносительные. Не каждая вещь позволяет применить к себе слово «развиваться». Так, например, не может развиваться атом, т. е. нечто элементарное и совершенно простое, неизменяющееся и остающееся неизмененным. Также не развивается и агрегат, т. е. такое разнообразие и совокупность, которые внутренне не образуют никакого единства. Развиваются только организмы: идея развития всегда предполагает определенным образом предназначенную внутреннюю структуру саморазвивающегося субъекта. И развитие заключается, прежде всего, в реальном действии и осуществлении этой потенциально органической структуры. Другими словами, развитие – это осуществление или самореализация развивающегося субъекта, реализация самим же субъектом своего собственного «типа» или собственной «формы». Для развития, как это уже доказал Аристотель, характерны антагонизм и напряженность между «возможным» и «действительным». А «возможность» – это, прежде всего, форма, не достигшая явления. В то же время, форма – это динамический фактор, форма – сила, и сила единства: в этом заключается двойной смысл понятия δναμις 601 . Имманентная структура субъекта определяет форму процесса. Если эта объединяющая сила ослабевает или исчерпывает себя, то развитие прекращается и начинаются раз-ложение и рас-пад; при этом речь идет о разложении структуры развивающегося субъекта, т. е. о расшатывании, деформации, искажении, утрате формы... Развитие является всегда векториальным, направленным, даже телеологическим процессом. В каждом естественном процессе имеется внутренняя цель или внутренняя граница (τλος), которая определяет имманентную целесообразность или, по крайней мере, целеустремленность процесса. Цель, или определенное «конечное состояние», является основополагающим моментом идеи развития.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

662. Nomi Dionysiaca XLII, 181. 663. Ibid. XXV, 254. 664. Ibid. XLI, 160. 665. Ibid. XLI, 167. 666. См.: Sellin E., Fahrer G. Einleitung in das Alte Testament. 11. Aufl. Heidelberg, 1969. S. 311 (датировка «допленной» эпохой, то есть X— VII вв. до н. э.). 667. Psalm. XLIV/XLV, 2. 668. Sellin Е; Fohrer G. Einleitung in das Alte Testament. S. 360. 669. HiobXIX, 23—24. Пер. «Поэзия и проза древнею Востока». М. 1973. С. 591). 670. Ibid. XXXI, 35-36. 671. Papyrus Salier 2, 4, 2—5; цит. по: К. Die Papyri und das Wesen der alexandrinischen Kultur. P. 60. 672. Sellin E., Fohrer G. Einleitung in das Alte Testament. P. 442. 673. Hesekiel III, 3. 674. Abodah Zarah 17odah Zarah 17 b—18 a. —18 a. 675. Taciti Annales IV, 34. 676. Cp.: Sellin £., Fohrer G. Emleitung in das Alte Testament. P. 337; Guthrie Η. H. God and History in the Old Testament. Greenwich, Connecticut, 1960. P. 118—127; Gardis R. The Social.: Sellin £., Fohrer G. Emleitung in das Alte Testament. P. 337; Guthrie Η. H. God and History in the Old Testament. Greenwich, Connecticut, 1960. P. 118—127; Gardis R. The Social Background of Wisdom Literature//Hebrew Union College Annual. 1943/44. 18. P. 77—118.ackground of Wisdom Literature//Hebrew Union College Annual. 1943/44. 18. P. 77—118. 677. «Прославление писцов», пер. А. Ахматовой («Поэзия и проза древнею Востока», с. 102). 678. Ср. изречение рабби Иудана (III в. н. э.):. изречение рабби Иудана (III в. н. э.): Beresith rabbah XII, 2.eresith rabbah XII, 2. 679. Ср. такие талмудические тексты, как введение к Kinah rabbah 24, f. 6. такие талмудические тексты, как введение к Kinah rabbah 24, f. 6 b, внутренняя колонка., внутренняя колонка. 680. Греч. ερογραμματες — термин, обозначавший низшую жреческую должность в Древнем Египге; встречается не только у античных авторов (у Лукиана, Иосифа Флавия, астронома Эвдокса), но и в надписях, на территории Египта — в Канопе и Розетте. 681. Clementis Alexandrini Stromata VI, 4. Р. 449 Stählin. 682. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.; Л., 1956. С. 118.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

683. Aeschyli Supplicantes 946—949. 684. Euripidis Supplices 430. 685. Ibid. 440. 686. Euripidis fragm. 578 Nauck, 1. 687. Platonis Phaedrus 275 ав(Платой. Сочинения: В 3 т. T. 2. М., 1970. С. 217). 688. Ibid. 275 с (пер. там же). 689. Platonis Protagoras 329atonis Protagoras 329 b (пер. там же. Т. 1. С. 212). (пер. там же. Т. 1. С. 212). 690. Как известно, изречения древнееврейских наставников, записанные к началу III в. в составе Мишны и в IV и V вв. в составе палестинской Гемары и вавилонской Гемары, до этого по нескольку веков передавались из уст в уста как утаенное от язычников учение, на письменную фиксацию которого был наложен запрет. 691. Aristopkanis Nubes 200—216. 692. Доватур А. И. Платой об Аристотеле//Вопросы античной литературы и классической филологии. М., 1966. С. 137—145. Эта статья, небольшая по объему и строго конкретная по теме, дает более насыщенную смыслом историко-культурную перспективу, чем иные книги, трактующие о целых эпохах. 693. Xenophontis Memorabilia IV, 2. 694. Ibid. IV, 2, 10 (Ксенофонт Афипский. Сократические сочинения/Пер. С. И. Соболевского. М.; Л., 1935. С. 142). 695. Diodoriodori Bibliotheca Historica I, 16.ibliotheca Historica I, 16. 696. Cp.: Domseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. 2. Aufl. Leipzig;.: Domseiff F. Das Alphabet in Mystik und Magie. 2. Aufl. Leipzig; Berlin, 1925. S. 5.erlin, 1925. S. 5. 697. Herodoti Historiae V, 58. 698. Cp.: Kerenyi K. Die Papyri und das Wesen der alexandrinischen Kultur. S. 162. 699. Q. Horati Flacci carm I, X. 700. Стоит вспомнить некоторые наблюдения по этой части, сделанные в свое время Шпенглером, сколь бы ни были сомнительны общие идеи этого толкователя «морфологии культуры». Cp.: Spengler О. Das Untergang des Abendlandes. Umrisse einer Morphologie der Welmgeschichme.oum вспомнить некоторые наблюдения по этой части, сделанные в свое время Шпенглером, сколь бы ни были сомнительны общие идеи этого толкователя «морфологии культуры». Cp.: Spengler О. Das Untergang des Abendlandes. Umrisse einer Morphologie der Weltgeschichte. Bd. I. München, 1920. S. 181.d. I. München, 1920. S. 181.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Stuttgart, 1964. S. 258—276; Podskalsky D. Byzantinische Reichsideologie. Die Periodisierung der Weltgeschichte in den vier Grossreichen (Daniel 2 und 7) und dem Tausendjährigen Friedensreiche (Apok. 20). Eine motivgeschichtliche Untersuchung. («Münchener Universitäts-Schriften. Reihe der philosophischen Fakultät». 9). München, 1972.eckmann und M. Wagner. H. 16—17. Münster, 1961; Dempf A. Die Geistesgeschichte der altchristlichen Kultur. Stuttgart, 1964. S. 258—276; Podskalsky D. Byzantinische Reichsideologie. Die Periodisierung der Weltgeschichte in den vier Grossreichen (Daniel 2 und 7) und dem Tausendjährigen Friedensreiche (Apok. 20). Eine motivgeschichtliche Untersuchung. («Münchener Universitäts-Schriften. Reihe der philosophischen Fakultät». 9). München, 1972.yzantinische Reichsideologie. Die Periodisierung der Weltgeschichte in den vier Grossreichen (Daniel 2 und 7) und dem Tausendjährigen Friedensreiche (Apok. 20). Eine motivgeschichtliche Untersuchung. («Münchener Universitäts-Schriften. Reihe der philosophischen Fakultät». 9). München, 1972. 20. Cp.: Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. 2-е изд. Соперники христианства. СПб., 1910. Т. III. С. 240—340; Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927. С. 218—232; RökrJ. Der okkulte Kraftbegriff im Altertum//Philologus. Supplementband. XVII, H. 1. Leipzig, 1923; Lippmann E. O. Entstehung und Ausbreitung der Alchemie. Ein.: Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. 2-е изд. Соперники христианства. СПб., 1910. Т. III. С. 240—340; Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927. С. 218—232; RökrJ. Der okkulte Kraftbegriff im Altertum//Philologus. Supplementband. XVII, H. 1. Leipzig, 1923; Lippmann E. O. Entstehung und Ausbreitung der Alchemie. Ein Beitrag zur Kulturgeschichte. Berlin, 1919.eitrag zur Kulturgeschichte..: Зелинский Ф. Ф. Из жизни идей. 2-е изд. Соперники христианства. СПб., 1910. Т. III. С. 240—340; Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927. С. 218—232; RökrJ. Der okkulte Kraftbegriff im Altertum//Philologus.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

В. Древняя Русь на междунар. путях: Междисциплинарные очерки культурных, торговых, полит. связей IX-XII вв. М., 2001; Flusin B. L " empereur hagiographe: Remarques sur le rôle des premiers empereurs macédoniens dans le culte des saints//L " empereur hagiographe: Culte des saints et monarchie byzantine et post-byzantine/Ed. P. Guran, B. Flusin. Bucur., 2001. P. 29-54; Featherstone M. J. Preliminary Remarks on the Leipzig Manuscript of De Cerimoniis//BZ. 2002. Bd. 95. S. 457-479; idem. Olga " s Visit to Constantinople in «De Cerimoniis»//REB. 2003. T. 61. P. 241-251; idem. Further Remarks on the «De Cerimoniis»//BZ. 2004. Bd. 97. S. 113-121; idem. The Chrysotriklinos as Seen through «De Cerimoniis»//Zwischen Polis, Provinz und Peripherie: Beitr. zur byzant. Geschichte und Kultur/Hrsg. L. M. Hoffmann. Wiesbaden, 2005. S. 845-852; idem. The Great Palace as Reflected in the De Cerimoniis//Visualisierungen von Herrschaft/Hrsg. F. A. Bauer. Istanbul, 2006. S. 47-61; idem. De Cerimoniis: The Revival of Antiquity in the Great Palace and the «Macedonian Renaissance»//The Byzantine Court: Source of Power and Culture. Istanbul, 2013. P. 139-144; Koutava-Delivoria B. La contribution de Constantin Porphyrogénète à la composition des Geoponica//Byz. 2002. T. 72. P. 365-380; Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод визант. свидетельств о Руси. М., 2004. С. 46-52, 222-236; Featherstone M., Gruskov á J., Kresten O. Studien zu den Palimpsestfragmenten des sogenannten Zeremonienbuches: 1. Prolegomena//BZ. 2005. Bd. 98. H. 2. S. 423-430; Арутюнова-Фиданян В. А. «Закавказское досье» Константина Багрянородного: Информация и информаторы//Визант. очерки. СПб., 2006. С. 5-18; Кузенков П. В. Реальная политика или великодержавная идеология?: Византийская дипломатия X в. по данным трактатов Константина Багрянородного//История: дар и долг: Юбил. сб. в честь А. В. Назаренко. М.; СПб., 2010. С. 73-99; Каждан А. П. История визант. лит-ры (850-1000 гг.). СПб., 2012. С. 144-157; Magdalino P. Knowledge in Authority and Authorised History: The Imperial Intellectual Programme of Leo VI and Constantine VII//Authority in Byzantium/Ed.

http://pravenc.ru/text/2057048.html

64 A. Deissmann, Lieht vom Osten, S. 42. „Из тесной кельи языкового обособления и уединённости, – говорит G. Thieme, – выходят теперь священные документы христианской религии под кров голубого неба Греции и вливаются в широкий поток общей эллинистической культуры. Камни Малой Азии и папирусы Нила предостерегают от того, чтобы около греческой Библии воздвигать ограду. Тот же самый пульс бьётся и в Новом Завете, как и в целом организме греческого мирового языка”. Die Inschriften von Magnesia am Mäander und das Neue Testament. Gottingen, 1906, S. 2. 71 Wendland, Die Hellen.-Röm. Kultur, S, 4. Hebbing, Grammatik der Septuaginta. Göttingen, 1907, S. V. 73 См. и Henricus Reinhold, De Graecitate patrum apostolicorum librorumque apocryphorum Novi Testamenti qnaestiones grammaticae. Dissertationes philologieae halenses. Vol. XIV, pars I. Halis Saxorum, 1898, p. 1. 78 Проф. М. Д. Муретов , Славяно-русский перевод Нового Завета в труде по преданию усвояемом Святителю Алексию, Митрополиту Киево-Московскому и Всероссийскому, с точек зрения церковно-практической и научно-богословской. Сергиев Посад. 1898 г., стр. 3. 81 Сам A. Deissmann серьёзно подрывает свои утверждения о вульгарном характер библейского греческого языка, когда, напр., доказывает, что из 150 слов, перечисляемых Kennedy, как принадлежащих только LXX и Новому Завету, – 67 можно находить в литературном языке. Licht vom Osten, S. 49. Cp. S. 50, Anm. 2. – „Ап. Павел не ограничивается принятым употреблением терминов, а старается выделить в них основные, существенные и наиболее пригодные оттенки. Так, при употреблении τλειος он восходит к коренному его смыслу, получая возможность соединить новые возвышенные идеи; равным образом в речи о совести благовестник пользуется не столько обычным применением, сколько словопроизводством, приближаясь через это к пониманию древних“. Проф. Н. Н. Глубоковский , Благовестие св. Ап. Павла, кн. II, стр. 979, прим. 1069. 87 Ср. Е. Norden, Agnostos Theos. S. 112:... „Orientalisierung des Helleniselien grösser gewesen ist als die Hellenisierung des Orients”.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/s...

Труд Гельцера, посвященный изображению истории византийской культуры (Byzantinische Kulturgeschichte. Tübingen, 1909.8°. VII –128 стр.) и предназначенный им для сборника Kultur der Gegenwart, не встретил 1 такого единодушного признания, как ero Abriss, отчасти, может быть, и потому, что отсутствует личное обаяние автора, а главное потому, что автор умер, не закончив обработки широко задуманного произведения. Действительно, из мелких статей хотя бы и самого Гельцера или из общих изложений других авторов можно было бы составить более полный и разнообразный обзор, но зато он вышел бы далеко за пределы допустимого для него в предлагаемой книге объема и потребовал бы предварительного согласования как частей его друг с другом, так и целого с очерком политической истории. Между тем Byz. Kulturgeschichte не представляет этих неудобств, и в то же время книга отличается всеми достоинствами прочих трудов Гельцера; в ней пришлось лишь исключить некоторые длинноты. Для лучшего освещения одного из важнейших вопросов присоединена статья профессора новой истории в Кембриджском университете, после Гиббона и Финлея наиболее выдающегося в Англии историка Византии, Джона Бёри (John В. Bury): The Constitution of the later Roman Empire (Creighton Memorial Lecture delivered at University College, London 12 November 1909) Camdridge, at the University press. 1910. 8° min. 49 стр. Наконец, обзор византийских историков и хронистов взят из уже упомянутой выше книги «отца современного византиноведения», покойного профессора Мюнхенского университета К.Кгитваснег: Geschichte der byzantinischen Litteratur 2 Aufl. (München 1897) стр. 219–408, но с большими сокращениями: выброшены указания на пособия (Hilfsmittel) для изучения писателей и отдельных трудов и различные несущественные подробности и особенности изложения, интересные для специалистов; зато всюду библиографические указания дополнены согласно важнейшим успехам византиноведения с 1897 года. Дополнения, сделанные в заимствованной из труда Крумбахера (Gesch., стр. 1068–1087) библиографии, не претендуют на исчерпывающую полноту, ограничиваясь лишь существенно необходимым. Доведена библиография до 1912 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

553 У А. А. Васильева в русском тексте (с. 190) — идолы. Примечание научного редактора. 554 1. Goldziher . Die Religion des Islams. — Die Kultur der Gegenwart: Die Religionen des Orients, hrsg. P. Hinneberg. Bd. III, I, Teil 2, S. 102. 555 Ibidem, S. 102. (Пренебрежительно-высокомерный тон, проглядывающий во всем этом абзаце, вызван, видимо, отчасти духом эпохи (ср. выше, пренебрежительный отзыв о Малале), отчасти тем, что А. А. Васильев ориентировался при написании этих страниц на работы первых двух десятилетий нынешнего века. За прошедшее время взгляд на доисламскую аравийскую культуру во многом изменился. У нас нет оснований считать аравийскую культуру и религию этого времени примитивной или недоразвитой. См. по этому вопросу подробно: J. Wellhausen . Reste arabischen Heidentums. Gesammelt und eriautert von J. Wellhausen. Leipzig, 1927. (Эта работа А. А. Васильевым использована не была); Т. Fahd . Le pantheon de l " Arable centrale a la veille de l " hegire. Paris, 1968. О доис-ламской аравийской культуре в целом см.: Очерки истории арабской культуры V-XV вв. М., 1982. — Науч. ред.) 556 1. Goldziher . Die Religion des Islams... S. 103. См. также: P. H. Lammens . La Mecque a la veille de l " hegire. — MUSJ, vol. IX, 1924, p. 439; idem . Les sanctuaires preislamiques dans l " Arabie Occidentale. — MUSJ, vol. XI, 1926, p. 173. 557 Из новых работ о жизни Мухаммеда и доисламской Мекке здесь хотелось бы отметить — О. Г. Большаков . История Халифата. I. Ислам в Аравии. М., 1989. В целом данная книга представляет собой детальный анализ жизни и деятельности Мухаммеда. Специально о Мекке VI-VII вв. см. с. 44—59. Примечание научного редактора. 558 Лучше не переводить слово «хиджра» как «бегство», ибо глагол «бежать» не передается в арабском корнем «хаджара», который означает «прервать отношения, покинуть племя, эмигрировать». См.: Encyclopedie de Ilslam, vol. II, pp. 320—321. 559 См.: В. В. Бартольд . Ориентация первых мусульманских мечетей. — Ежегодник Института истории искусств, т. I, 1922, с. 116; С. Н. Bekker . Vom Werden und Wesen der Islamischen Welt: Islamstudien, 1. Leipzig, 1924, S. 429.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3438...

– Вот это и есть генеральная глупость. Наоборот, победа часто состоит в том, чтобы вообразить себя побежденным. Только дурак считает себя непобедимым. Вспомни, как здесь, у тебя на родине, во времена гражданских войн все эти жалкие безумцы прежде всего объявляли себя непобедимыми, ибо против веры, говорили они, не устоит никто, а потом, потерпев поражение, они вопили: «Предательство!» — или уверяли, будто морально они вышли победителями. «Если бы не…» — говорили они. Если бы да кабы, то во рту б росли грибы. Готовься к тому, что все чистые дураки запоют скоро на этот манер. И не забывай, теперь дураков уже не легион, но партия. И опять Аугусто Перес растворился в черном облаке. И, проснувшись, я спросил себя: «Кто вносит порядок, логику и связь, то есть организует все это? Комментарии В связи со статьями дона Мигеля в «Мундо графика»… комментируют фразу сеньора Унамуно, что, мол, сеньор Сервантес… был не без таланта… — В номере от 10 апреля 1912 года мадридского еженедельника «Мундо графике» была опубликована статья Унамуно «Размышления о стиле», в которой, скрывшись под маской ученого-педанта — излюбленного объекта комических выпадов писателя, — автор статьи в снисходительно-поучающем тоне рассуждал о «недостатках» сервантесовского стиля: Сервантес-де не знал грамматических времен, позволял себе повторять по нескольку раз на странице одно слово, был несведущ в социологии и т. п. Эта пародийная статья открывалась утверждением критика, что он склонен признать наличие у сеньора Сервантеса некоторых способностей. Провинциальные читатели «Мундо графике» восприняли эту статью Унамуно всерьез. …пишет слово «культура»… «Kultura»…Kultura (нем. Kultur) — германизированное написание слова, которое в испанском языке начинается с буквы «С» — cultura. В статье, опубликованной в 1913 году в «Мундо графике» и называвшейся «Эрудиты, ерудиты и эррудиты», Унамуно объяснил, что он пользуется словом «культура» для различения культуры (cultura) и цивилизации (Kultura), то есть внешней стороны, организующей формы жизнедеятельности духа. В статье «Интервью с Аугусто Пересом» писатель прямо связывает первую мировую войну с наступлением отвлеченно-рассудочных, формальных институтов на личностное, духовное начало, отсылая читателей к названной статье 1913 года. «Я не ждал начала войны, — пишет он, — чтобы предупредить своих соотечественников об опасностях, которые несет в себе слово «Kultura», начинающееся с четырехконечной буквы " К " ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=133...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010