См. Wendland. Die hellenisch-romische Kultur. 1907, s. 21, а также его статью «Σωτρ» в Zeitschr. f. neutestam. Wis sensch., V. 1904. 851 См. Reinach S. Cultes, mythes et religions, I. 1905, p. 316, ss. (L " origine des prières pour les morts). Кюмон говорит совершенно категорично о греко-римском язычестве: Ici on priait les morts héroïsés, on ne priait jamais pour les morts (Les rel. or., p. 349,). 852 Роде решительно утверждает что «Der Dionvsoskult muss zu dem Glauben an Unsterblichkeit der Seele den ersten Keim gelegt haben» (Psych. II 6 , S. 31). О времени возникновения «мистического благочестия» см. Кнопф. Происхождение и развитие христианского верования в загробную жизнь. 1908, с. 36. 854 Arist., De an., I, 2, 405а, 25: ρκλειτος δ τς ρχν εναι φησι ψυχν, επερ τν ναθυμασιν, ξ ς τλλα συνστησιν. – См. Rohde.Psych. 11 6 , 146–150. 855 Νκυες γρ κοπρων κβληττεροι (fr. 96. Diels) См. Гераклит Ефесский. Фрагменты. 1910. Можно подумать, что Гераклит считал возможным разложение и уничтожение не только тела, но и души, так как в одном из его фрагментов (fr. 36) мы читаем: ψυχσιν θνατος δωρ γενσθαι . Но зато здесь же намечается и возможность обратного возрождения (?) души, так как цепь превращений продолжается так: δατι δ θνατος γν γενσθαι, κ γς δ δωρ γνεται, ξ δατος δ ψυχ. Заметим, кстати, что этот загадочный фрагмент почерпнут Дильсом у Климента Ал. (Strom. VI, 17). 856 Гер. Ефесский. Фрагменты. Коммент. к фр. 63, с. 58. Заключение Дильса, пожалуй, может быть, как бы подтверждено фрагментом 14 (на который он, однако, не ссылается), где Гераклит, по словам св. Климента Ал. (Protr. 22) грозит (πειλε) мистам будущей жизнью (τ μετ θυατος ) и пророчит им огонь. Но это совершенно противоречит тому, что нам известно о мистериях, где именно посвященным предвещалось загробное блаженство, а позднее, в восточных культах, и воскресение. 859 Целлер. Очерки истории греческой философии. Пер. Франка. 1912, с. 59. Первочастицы Анаксагора настолько индивидуальны, что, например, одни из них входят только в золото, другие – только в кости или мясо живых существ, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

445 Hunger H. Von Wissenschaft und Kunst...; Wem. Klassizistische Tendenzen in der byzantinischen Literatur des 14. Jahrhunderts//XIV е Congrès International... Rapports. Vol. 1; Verpeaux J. Nicéphore Choumnos. Homme d’état et humaniste byzantin... P. 123, 187–189 et passim; Ševenko I. Études... P. 116 et passim; Idem. Théodore Métochite, Chora et les courants intellectuels de l’époque...; Idem. Society and Intellectual Life in the XIV th Century//XIV e Congrès International... Rapports. Vol. 1 ; Garzya A. Sur la production philologique au début du XIV e siècle à Byzance//XIV e Congrès International... Rapports. Bucarest, 1975. Vol. 2; Browning R. The Byzantine Empire. N. Y., 1980. P. 193; Medvedev I. P. Neue philosophische Ansätze im späten Byzanz//JÖB. 1981. Bd. 31/2; Медведев И. П. Византийский гуманизм XIV–XV вв.; Его же. Ренессансные тенденции поздневизантийской культуры//Культура Византии. XIII–XV вв. М., 1991; Жаворонков П. И. Гуманистические тенденции в культуре Никейской империи; Geschichte und Kultur der Palaiologenzeit. Referate des internationalen Symposions zu Ehren von Herbert Hunger. Wien, 1996; Lazaris S. La médecine vétérinaire sous les Paléologues//XX e Congrès International des Études Byzantines. Pré-actes. Vol. 2. P. 221 ; и др.; специально об астрономии см.: Pingree D. Gregory Chioniades and Palaeologan Astronomy//DOP. 1964. Vol. 18. P. 135–140; Tihon A. L’astronomie... P. 612, 616, 625; Sinkewicz R. E. Christian Theology and the Renewal...; Idem. Introduction. The General Context of the First Section//Saint Gregory Palamas. The One Hundred and Fifty Chapters. P. 4–7; Бородин. О. P., Гукова C. H. История географической мысли в Византии. СПб., 2000. Гл. 3. 448 Пер. с греч. по: Ibid, P. 69. В книге Шевченко опубликовано немало рукописных фрагментов текстов Метохита, всё еще ждущих своего издания. 450 Очень важное указание на неоплатонические истоки подобного рода умозрений и представлений. Возросшее значение неоплатонизма в палеологовскую эпоху наиболее глубоко проанализировали Ж. Верпо, Р. Э. Синкевич и И. П. Медведев в работах, указанных в прим. 203. См. также: Beyer H.-V. Nikephoros Gregoras als Theologe...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

204 Goldschmidt A., Weitzmann K. Die byzantinischen Elfenbeinsculpturen des X.–XIII. Jahrhunderts.Bd. II. Berlin, 1934.Cat. 103, 106, 158, 161, 168. 205 Это произведение относится к числу самых известных. См.: Каталог украинских древностей коллекции В. В. Тарновского. С. 33. 1696; Собрание Б. И. и В. Н. Ханенко. Древности русские. Вып. II. Киев, 1900. С. 4–5. Табл. 220а-б); История русского искусства. Т. 1. М., 1953. С. 295. Илл. на с. 289; Коваленко В., Пуцко В. Бронзовые кресты-энколпионы из Княжей горы//Byzantinoslavica. T. LIV. Prague, 1993.P. 307–308. Fig. 3:3, 4. 206 Банк А. В., Залесская В. Н. Кацея XIIb. из Изяславля//У истоков русской культуры: XI–XVII вв. Сб. статей. СПб., 1995. С. 80–87. Илл. 44, 45, 52–56; Коваленко В. П., Пуцко В. Г. Фрагмент бpohзoboi kaцei з Чephiroba//Apxeoлoriчhu cmapoжumhocmi Подесення. Чephirib, 1995. С. 83–86. 207 Логвин Г. Н., Тимощук Б. А. Белокаменный храм XIIb. в Василёве.//Памятники культуры. Т. 3. М., 1961. С. 43. Рис. 5. См. также: Тимощук Б. О. Bacuлib – мicmo Гaлuцьkoi Pyci. Чephibцi, 1992. С. 24. 1 л. на с. 19. 208 Находка вместе с крестами-энколпионами представлена в экспозиции Черновицкого краеведческого музея, из коллекции металлопластики, с которой я имел возможность ознакомиться в октябре 1988 г. благодаря любезному содействию заведующего сектором археологии В. Н. Войнаровского. Эта коллекция заслуживает научного издания. 209 См.: LaskoP. Ars Sacra.800–1200. Baltimore, 1972; Bloch P. Staufische Bronzen: die Bronzekruzifixe//Die Zeit der Staufer. Geschichte-Kunst-Kultur. Bd. V. Suppl. Stuttgart, 1979. S. 291–330; Kovacs E. Croix limousines en Hongrie//Acta Historicae Artium. T. VII. Budapest, 1961.P. 155–185. 210 Домбо. на градини у Раковцу (1963–1966)//Рад мyзeja. Св. 20. Нови Сад, 1971. С. 169–173. 212 Weitzmann K. Icon Painting in the Crusader Kingdom//Dumbarton Oaks Papers. Vol. 20.Washington, 1966.P. 53–57. Fig. 5–7, 9, 10. 213 Лапковская Э. А. Прикладное искусство средних веков в Государственном Эрмитаже. Изделия из металла. М., 1971. С. 26–27. Табл. 61, 62.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Ист.: Казбек Г. Три месяца в Турецкой Грузии//Зап. Кавк. отд-ния. Имп. РГО. Тифлис, 1876. Т. 10. Ч. 1. С. 1-140; Бакрадзе Д. Об археологической поездке, совершенной в 1879 г. по поручению Академии Наук в Чорохский бассейн, Батум, Артвин и Артанудж//ЗИАН. 1880. Т. 37. Кн. 1. С. 47-50; Павлинов А. Экспедиция на Кавказ 1888 г.//МАК. 1893. Вып. 3. С. 1-91; Thierry N. et M. Notes d " un nouveau voyage en Georgie Turque//Bedi Kartlisa. P., 1968. Vol. 25. P. 51-65. Лит.: Беридзе В. Место памятников Тао-Кларджети в истории груз. архитектуры: [Архитектура Тао-Кларджети]. Тбилиси, 1981; Закарая П. Зодчество Тао-Кларджети. Тбилиси, 1990; Kadiroglu M. The Architecture of the Georgian Church at Ishan. Fr./M., 1991; idem. Untersuchungen am mittelalterlichen georgischen Baudenkmälern in Nordost-Anatolien//Georgica: Zschr. fur Kultur, Sprache und Geschichte Georgiens und Kaukasiens. Konstans, 1999. Bd. 22. S. 8-19; Djobadze W. Early Medieval Georgian Monasteries in Historic Tao, Klardjeti and Savseti. Stuttg., 1992; idem. A Brief Survey of the Monastery of St. George in Hanzt " a//Oriens Chr. 1994. Bd. 78. S. 145-176; он же. Грузинские монастыри раннего средневековья в исторической Тао, Кларджети и Шавшети. Тбилиси, 2007 (на груз. яз.); Baumgartner B. Drei Fergessene Georgische Klüster in der Nordosttörkei: C " q " arostavi, Nuka Kilise, Miznazori//Bedi Kartlisa. P., 1992/1993. Vol. 8/9. P. 193-221; Thierry M. Notes sur les monuments de la vallée du Karckal//Ibid. P. 233-235; Хоштария Д. Церкви и монастыри Кларджети, Тбилиси, 2005 (на груз. яз.); idem. (Khostaria). Past and Present of the Georgian Sinai: A Survey of Architectural History and Current State of Monasteries in Klarjeti//Heilige Berge und Wusten: Byzanz und sein Unfeld. W., 2009. S. 77-81, 106-111; Bayram F. Artvin " deki Gürcu Manast i rlan. Ankara, 2005; Bogisch M. Einige Bemerkungen zur Entwiklung der Kirchenarchitektur in den historischen Provinzen Südwestgeorgiens, 9.-10. Jahr.//JÖB. 2007. Bd. 57. S. 323-344. Д. Хоштария

http://pravenc.ru/text/1841253.html

editia Pontificio Institute Biblico (III том содержит труд А. Mallon " a, Les Heb-reux en Egypte, Roma, 1921). Германский ученый В. Meissner издает с 1916 г. серию исследований Altorientalische Texte u. Untersuchungen, Leiden; из других германских исследователей Witzel – с 1918 г. свои Keilinschriftliche Studien, Leipzig, а Е. F. Weidner с 1923 г. – Archiv f. Keilschriftforschung, Berlin. У нас с 1922 г. стали издаваться Институтом яфетидологических изысканий, переименованным в дальнейшем в Яфетический институт, а затем в Институт языка и мышления им. Н. Я. Марра, сборники, обнимающие и статьи, посвященные Древнему Востоку («Яфетический сборник», переименованный в дальнейшем в «Язык и мышление»). Тем же Институтом было начато издание на немецком языке Japhetische-Stu-dien zur Sprache u. Kultur Eurasiens. Будем надеяться на то, что снова возродится серия, созданная, как и многие другие начинания в области Древнего Востока, Б. А. Тураевым , а именно – «Культурно-исторические памятники Древнего Востока», первые два выпуска которых содержали 2 исследования И. М. Волкова: Законы вавилонского царя Хаммураби, 1914, и Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине V в. до Р. X., 1915. Усилившийся интерес к Древнему Востоку сказался во введении обильного египтологического и ассириологического материала в последние тома как энциклопедии Pauly- Wissowa, Realenzyklopadie des Klassischen Altertums, посвященной преимущественно греко- римской древности, так и словаря Roscher " а, Ausfuhrliches Lexikon d. griechiesch. u. romisch. Mythologie и Reallexicon d. Vorge-schichte – Ebert " а. Тот же интерес выявляется и в увесистых сборниках, которые преподносятся в день научного юбилея тому или другому исследователю в области истории Древнего Востока, каковы, например, сборники: в честь Sachau, Berlin, 1915; в честь F. Hommel " я (Mit. d. Vorderas. Ges. 1916 и 1917); в честь Baudissin " a, Giessen, 1918; в честь С. F. Lehmann-Haupt " a, 1921 и др. Этот растущий интерес к истории Древнего Востока, выявляющийся в издании новых журналов, новых серий, расширении энциклопедий, посвященных греко-римскому миру, восточным материалам, и, наконец, в печатании солидных сборников, посвященных заслуженным деятелям в деле изучения Древнего Востока, привел к интенсивнейшей и всестороннейшей разработке нового и старого материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Reid. A. The Organic Development of the Liturgy. P. 60. Herwegen I. Der Hl. Benedikt und die Germanen//Alte Quellen Neuer Kraft. Gesammelte Aufsätze von Dr. Ildefons Herwegen, Abt von Maria Laach. L. Schwann, Druckerei und Verlag. Düsseldorf, 1922. S. 196. Beauduin L. Liturgy, the Life of the Church/La Piete del’Eglise: Principes et Faits, Abbaye du Mont-Cesar, Louvain 1914 //Saint Michael’s Abbey Press, Farnborough, 2002. P. 25. Ibid. P. 21 Подробнее об этом см.: Сухарев Александр, свящ. Немецкая «общинная» месса (Gemeinschaftsmesse) в контексте литургического движения XX века//Богословский вестник. 2018, Цит. по: Vom Geist der Liturgie. 100 Jahre Romano Guardinis “Kultbuch” der Liturgischen Bewegung… S. 247. Beauduin L. Liturgy, the Life of the Church… P. 27. Herwegen I. Die objective Grundlage für den individuell zu gestaltenden Aufbau unseres religiösen Lebens//Der Katholische Gedanke. Theatiner Verlag, München, 1924. S. 29. Подробнее см.: Ruppert G. Quickborn – katolisch und jugendbewegt. Ein Beitrag zur Wirkungsgeschichte der katolischen Jugendbewegung/Universität Oppeln. Reihe: Aus der Geschichte der christlichen Kultur in Schlresien, Band 17. Oppole 1999. Millaire R. The Spirit of the Liturgical Movement. A Benedictine Renewal of Culture//Logos 17:4. Fall 2014. P. 143.   Источник: Богослов.Ru Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят.

http://bogoslov.ru/article/6175861

Pauli Commentarii, ed. by H. B. Swete, vol. II, Cambridge 1882, p. 2; ad. I Thess. I, 1), а затем отсюда выводятся все дальнейшие предикаты (ср. Prof. D. Johann Weiss, Der erste Korintherbrief y Meyera 9V, Göttingen 1910, S. 4–5 к I, 3) в качестве чисто логических извлечений или инородных наслоений, говорящих только о внешних определяющих влияниях Павловой харистологии. Подобные комбинации тем возможнее, что это есть излюбленная и типическая формула приветствий в Павловых посланиях (ср. Prof. Marcus D. Buell, The Authographs of Saint Paul, New York 1913, p. 13, 15 sq.), и ее вполне дозволительно понимать эпистолярно, если – по словам о. Вл. Н. Страхова – последние «носят характер корреспонденции» (стр. 114) и точно отражают господствовавшие нормы и приемы тогдашней эпистолографии (см. Prof. Paul Wendland, Die hellenistisch-römische Kultur, S. 411–417). Однако внимательное изучение удостоверяет, что χρις является в салютациях посланий новозаветно-павлинистическим термином (ср. у Prof. Lic. Dr. Friedrich Zimmer, Die neutestamentliche Briefform в «Zeitschrift für kirchliche Wissenschaft und kirchliches Leben», herausg. von Chr. E. Luthardt VII, Leipzig 1886, S. 443–453), который у Апостола языков вовсе не эллинского (греческого) происхождения, избран по глубоким основаниям и спиритуализирован (ср. Prof. George Milligan, St. Pauls Epistles to the Thessalonians, p. 4), при чем «нельзя ни чувства его ниспускать до уровня земных созерцаний греко-иудейского приветствия, ни первых читателей поднимать до высочайших вершин Павлова благочестия, где чувство зависимости от абсолютной воли Бога неразрывно связывается с благодарно-радостным сознанием Его прощающей благодати и с ощущением мира в сердце, примиренном с Богом. На самом деле (приветственные) слова (апостольские) обнимают всю скалу религиозных чувствований от одного до другого… Как χαρειν и ερνη, каждое само по себе, могут гласить о спасении, так тоже читателям желается и в χρις α ερνη, но в глубочайшем христианском смысле, когда в благодати и мире дано все» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

128, 131, 133, 212). В таком критическом освещении смотрит на эту задачу и сам о. Вл. Н.Страхов и тут достигает достаточного успеха, убедительно раскрывая, что доводы этого рода вовсе не свидетельствуют о подложности 2 Фесс. Речи по сему предмету даже слишком пространны и несколько затемняют тот знаменательный факт, что все сходство обнимает не более трети содержания 2 Фесс. (см. у Prof. George Milligan, p. LXXXIII), а в остальном последнее является и оригинальным и павлинистическим, почему имеет все литературные права на самостоятельное историческое бытие подле 1 Фесс. в равном апостольском достоинстве. В этой комбинации разумеемый метод оказывается скорее критической придиркой. Подобное впечатление несколько поспешно и для своего утверждения нуждалось бы в поддержке с другой стороны. Мы знаем, что бывший защитник 2 Фесс. – американский профессор Arthur Cushman McGiffert пришел к отрицанию его главным образом в виду литературной близости к 1 Фесс. (см. у J. Ev. Frame, p. 42). Собственно тут и заключается весь корень соблазна против 2 Фесс. (Prof. D. Dr. Paul Wendland, Die hellenistisch-römische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum, Tübingen 21912, S. 358 ff.), которое являлось бы вполне бесспорным, если бы не было предшествующего ему 1 Фесс. (Prof. D. Adolf Jülicher, Einleitung in das Neue Testament, Tübingen 5–61913, S. 56). В свою очередь проф. Ad. Harnack авторитетно свидетельствует, что все сомнение вызывается загадочностью столь тесной связи 2 Фесс. с 1 Фесс. (op. cit., S. 561), когда позднейшее является непостижимой диттографией раннейшего (S. 575), между тем умалчивает о нем и, рисуя совсем иную перспективу, попирает или извращает его (S. 561). Единственным спасением считается гипотеза, что фактически 2 Фесс. было первым или написано хоть одновременно, при чем подлинность будет незыблемой (S. 573). Эта теория разбирается и у о. Вл. Н. Страхова (стр. 54–55), но в другом контексте – хронологического характера и частью по соотношению с критическими нападками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

478 Впервые у Филона (Сотворен., 29). В XIX в. на это указывали Дэне, Зигфрид, Гфрёрер, Корсунский и др. Современную полемику по вопросу см.: Brayford S. Genesis//Septuagint commentary series. Leiden, 2007. P. 205–208. 479 Цит. по: Lamarche P. The Septuagint: Bible of the Earliest Christians//The Bible in Greek Christian Antiquity. P. 23. 480 Wendland. Die Hellenistisch-Römische Kultur in ihren Beziehungen zum Judentum und Christentum. S. 203. 481 Касательно такого приема, как устранение антропоморфизмов, – характерного также для таргумов, – некоторые примеры и контрпримеры см. в статье: Hanson A. The Treatment in the LXX of the Theme of Seeing God//Septuagint, Scrolls and Cognate Writings. P. 557–568. 482 Такое мнение встречается у иудейских полемистов. Суждение о саддукеях как чисто политической партии см. в очерке: Иоанн Арсеньев , свящ. Саддукеи: Происхождение этой иудейской партии и религиозно-политические ее воззрения. М., 1911. С. 29 и далее. 483 Сословие книжников или писцов фактически находилось в оппозиции к архиерейской аристократии от лица народной бедноты. См.: Чериковер. Эллинистическая цивилизация и евреи. С. 197. При этом, опираясь на евангельские свидетельства против фарисеев, можно предположить, что сами они постепенно превратились в городской состоятельный класс, «благочестие» которого не исключало накопления имущества. 484 См., напр.: Goranson S. Others and Intra-Jewish Polemic as Reflected in Qumran Texts//The Dead Sea Scrolls After Fifty Years: A Comprehensive Assessment. Vol. 1. P. 548. 486 Или «протофарисейских» тенденций, например в эсхатологии, мессианизме. См.: Schaper J. Eschatology in the Greek Psalter//Der Septuaginta-Psalter und seine Tochterübersetzungen. S. 368. 487 Тов. Иудейские и христианские аспекты Септуагинты//Материалы XIX ежегодной Богословской конференции ПСТГУ. М., 2009. С. 208. 489 Так в Син. Современный пер. РБО в ст. 11 признает законность истолкования Септуагинты: «Пусть священник вознесет сноп в день, следующий за ближайшей субботой». Это также согласуется с тем, что суббота – день покоя прежде всего для Господа, и уже в силу этого для человека ( Исх 20:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

394–397. 894 J. Laurent. Byzance et les Turcs Seidjoucides dans l " Asie occidentale jusqúen 1081. (Annales de l " Est publiees par la Faculte des Lettres de l " Universite de Nancy, vol. XXVII-XXVIII). Paris, 1913–1914, pp. 16–18. О деталях этой экспедиции в Армению и о взаимоотношениях Василия с Абазгией и Иберией см.: О. Sclumberger. L " Epopee byzantine a la fin du dixieme siecle. Paris, 1900, vol. 2, pp. 498–536– R.Grousset. Histoire d " Armenie, pp. 547–580. 896 Проблема происхождения мадьяров весьма сложна. Трудно определить, были ли они финно-угорского происхождения или тюркского. См.: J. В. Bury. A History of the Eastern Roman Empire... vol. III, p. 492; см. также: Cambridge Medieval History, vol. IV, pp. 194–195; J. Moravczik. Zur Geschichte de Onoguren. – Ungarische Jahrbucher, Bd. X, 1930, SS. 86, 89; С. A. Macartney. The Magiars in the Ninth Century, pp. 176–178 (в сводной библиографии о данной книге информации нет. Путем сопоставления с французской версией, можно установить, что ссылка на работу Макартни появилась при подготовке второго американского издания работы. – Науч. ред.). Я не видел книги: J. Szinnyei. Die Herkunft der Ungarn. lhre Sprache und Kultur. Leipzig; Berlin, 1920. 898 Ф. И. Успенский. Пограничный камень между Византией и Болгарией при Симеоне. – Известия Русского Археологического института в Константинополе, т. 3, 1898, с. 184–194. 899 Рассказы о болгарах в Хронике Симеона Метафраста и Логофета. – Сборник за народни умотворения, наука и книжнина, т. XXIV, 1908, с. 160. См. также: В. Н. Златарски. История на българската държава през средните векове. София, 1918, т. 1, с. 339–342. 902 Historiae, VII, 7. (Цитируется по русскому изданию: Лев Диакон. История. Пер. М. М. Копыленко, ст. М. Я. Сюзюмова, комм. М. Я. Сюзюмова, С. А. Иванова . Отв. ред. – Г. Г. Литаврин. М., 1988, с. 65. – Науч. ред.) 903 По поводу Сербии и Византии в первой половине десятого века см.: С. Jirecek. Geschichte der Serben. Gotha, 1911, Bd. I, SS. 199–202; F. Sisic.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010