Этот же образ встречается в поэзии тех веков и за пределами творчества Романа, чем подтверждается его близость сознанию эпохи в целом (см. Hunger Н. Reich der neuen Mitte. Der christliche Geist der byzantinischen Kultur. S. 84–96). В качестве историко-культурной параллели можно назвать позднебарочное немецкое стихотворение, включенное в текст «Страстей по Иоанну» И. С. Баха и уподобляющее иссеченную спину Христа «всепрекраснейшей радуге» («Erwage, wie sein blutgefarbter Riicken//In alien Stiicken//Dem Himmel gleiche geht.//Daran, nachdem die Wasserwogen//Von unsrer Siindflut sich verzogen.//Der allerschonste Regenbogen//Als Gottes Gnadenzeicher steht»). Конечно, это сходство в различии: образ радуги так же детерминирован ментальностью барокко с характерным для нее преобладанием темы «Deus in rebus», как образ пурпурных чернил – ментальностью византинизма. Но вкус к парадоксальной и постольку «бесчеловечной» эмблематике сближает раннее Средневековье и барокко, через голову Ренессанса возрождавшее ранневизантийскую моду на иероглифическую «премудрость» в философском переосмыслении (ср. характерный сборник: Symbolica Aegyptiorum sapientia auctore P. Nicolao Caussino SJ. Parisiis, 1647; составивший книгу иезуит включил в нее тексты Климента Александрийского , Псевдо-Епифаниева «Фисиолога» и Гораполло-на). Симптоматична повышенная роль монограммы Христа в эпоху раннего Средневековья ) и в эпоху раннего барокко (lj S ): она метила золотые щиты «схолариев» Юстиниана и фронтоны иезуитских церквей. Монограмма – как бы неоиероглиф, искусственно реставрированная идеограмма (ср. рассуждения Плотина о метафизическом превосходстве идеограммы над буквенным письмом: Enneades V, 8, 6). Оживающий на заре барокко ранневизантийский миф о Египте (в конце концов резюмированный в одной строке Вячеслава Иванова: «знаменовательный Египет») – это вполне понятная контаминация древнеегипетской традиции с позднейшим «александрийством» Филона и Плотина, Климента и Оригена (Александрия как всемирно-историческая столица аллегоризма и символизма).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

57 Наши слова «официальный» и «официозный» недаром восходят к латинскому слову officium, представляющему собой один из центральных терминов древнеримской этики и обозначающему «обязанность» личности перед безличным и сверхличным порядком государства, традиции, общественного мнения. 58 He случайно церемониал римских аристократических похорон так поразил грека Полибия (ср. классическую характеристику этой церемонии: Моммзен Т. История Рима. Т. I. М., 1936. С. 812–814). 59 Достаточно вспомнить, что церковная архитектура усвоила схему римского здания для гласного судопроизводства – так называемой базилики, с ее полукруглой апсидой и возвышением для судьи. О воздействии «триумфальной тематики» на христианскую символику в ран-невизантийском (равеннском) искусстве см.: Лазарев В. Н. Византийская живопись. М., 1971. С. 51; ср. также: Grabar A. L " empereur dans 1 " art byzantin. Paris, 1936. P. 237–239. 60 Например, столь характерное для византийской жизни резервиро-пание пурпурных одежд и сапожков за императорской особой (по Иоанну Златоусту , «если частный человек возлагает на себя царственное пурпурное одеяние, он и его пособники бывают казнимы за крамолу». – De anathemate 3, PG 48, col. 949) восходит к распоряжению Нерона (Suetoni Nero, XXXII, 3). 63 Ср. Hunger Н. Reich der neuen Mitte. Der christliche Geist der byzantinischen Kultur. Graz-Wien-Koln, 1965. S. 74–96. 64 Pauli Silentiarii. Descriptio S. Sophiae, 257 spp.; Corippi. In laudem Iustini carmen. Ill, 167 sqq. 65 Значение, которое придавалось этой униформе, подчеркнуто легендой, согласно которой бывший солдат и основатель киновитского монашества Пахомий (ум. в 346 г.) скопировал ее с одежды явившегося ему ангела. «Ангельскому чину» приличествует ангельская «схима». 66 В поздней Римской империи такие картины выставлялись в общественных местах для общественного поклонения. Культ, воздаваемый им, послужил импульсом для культа икон. (Как рассуждали сторонники иконопочитания, если честь подобает изображению земного царя, то насколько больше – изображению небесного царя.) Ср.: Mathew G. Byzantine Aesthetics. P. 13, 57–58, 78–93, 96–97.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

P., 1903; D " Al è s A. L " auteur de la Passio Perpetuae//RHE. 1907. Vol. 8. P. 5-18; Delattre A.-L. La Basilica Maiorum: Tombeau des saintes Perpétue et Félicité//CRAI. 1907. N 9. P. 516-531; Labriolle P., de. Tertullien auteur du prologue et de la conclusion de la Passion de Perpétue et de Félicité//BALAC. 1913. Vol. 3. P. 126-132; D ö lger F. J. Die Fingerringszene der «Passio Perpetuae» in kultur- und religionsgeschichtlicher Beleuchtung//Verhandlung der Versamlung Deutscher Philologen. 1923. Bd. 54. S. 55-140; idem. Antike Parallelen zum leidenden Dinocrates in der Passio Perpetuae//Antike und Christentum. 1930. Bd. 2. S. 1-40; Leclercq H. Perpétue et Félicité (Saintes)//DACL. Vol. 14. Col. 393-444; Franz M. L., von. Die «Passio Perpetuae»: Versuch einer psychologischen Deutung// Jung C. G. Aion: Untersuchungen zur Symbolgeschichte. Zürich, 1951. S. 387-491 (англ. пер.: eadem. The Passion of Perpetua: A Psychological Interpretation of Her Visions. Zürich; N. Y., 1949. Toronto, 2004; рус. пер.: Франц М.-Л. Страсти Перпетуи//Психологический анализ раннего христианства и гностицизма/Пер.: Л. Колтунова, М. Королёва. М., 2016); Braun R. Tertullien est-il le rédacteur?//REL. 1956. T. 33. P. 79-81; idem. Deus christianorum. P., 19772; idem. Nouvelles observations linguistiques sur le rédacteur de la «Passio Perpetuae»//VChr. 1979. Vol. 33. P. 105-117; Lazatti G. Note critiche al testo della «Passio SS Perpetuae et Felicitatis»//Aevum. 1956. Vol. 30. P. 30-35; Campos J. El autor de la «Passio SS Perpetuae et Felicitatis»//Helmantica. 1959. T. 10. P. 357-381; Levin-Duplouy A. La Passion des saintes Perpétue et Félicité. Carthage, 1959; Paciorkowski R. L " héroisme religieux d " après la Passion des saintes Perpétue et Félicité//REAug. 1959. T. 5. P. 367-388; Barnes T. D. Pre-Decian Acta Martyrum//JThSt. 1968. Vol. 19. P. 509-531; Fridh Å . Le problème de la Passion des saintes Perpétue et Félicité. Stockh., 1968; Quacquarelli A. Perpetua, Felicita e compagni//BiblSS. Vol.

http://pravenc.ru/text/2580044.html

Вл. Соловьев, Кризис западной философии//Сочинения. Т. I. С. 27–170; Crise de la philosophie occidentale. Paris, 1947; La crisi della filosofia occidentale e altri scritti. Milano, 1986. T. Špidlik, To the Anthropological Background of the Truth-Theory of Wladimir Soloviev//К. Mácha, Kultur und Tradition//Festschrift für Prof. Dr. Sc. Otakar Nahodil. München, 1983. S. 153–168. M. M. Тареев, Философия жизни. Сергиев Посад, 1916; ср.: Goerdt II. S. 397–417. Сверх-рациональная истина N. Berdiaeff, Esprit et Liberté. Paris, 1933. P. 255–284: La mystique et la voie spirituelle. Русское издание: H. Бердяев, Философия свободного духа. Париж, 1927. A. Богданов, Эмпириомонизм. Статьи по философии. Москва, 1908. Copleston, Philosophy. P. 59 ff. P. Evdokimov, Gogol et Dostoïevsky. Desclée de Brouwer, 1961. P. 224–235: La révolte de souterrain. Свящ. П. Флоренский , О духовной Истине. Опыт православной теодицеи. Москва, 1913. R. Lauth, «Ich habe die Wahrheit gesehen». Die Philosophie Dostoewskijs in systematischer Darstellung. München, 1950. R. Lauth, Der metodische zugang zu Dostoewskijs philosophischer Anschauung//OCP 18, 1 (1952). S. 5–37. J. R. Palan, The theory of Religious Knowledge of Vladimir Soloviev. Oxford, 1976 (thése dactylographée). B. В. Розанов , В мире неясного и нерешенного. С.-Петербург, 1901. L. Šestov, Der «irrationaleRest» des Seins//Bubnoff II.S. 470 ff. Русское издание: Л. Шестов, Иррациональный остаток бытия//На весах Иова. Париж, 1975. С. 216–219. L. Šestov, Eros und Ideen//Bubnoff II. S. 409 ff. D. Stäglich, Vladimir F. Em (1882–1917). Bonn, 1967. Антиномии A. Блок, Россия и интеллигенция. Берлин, 1920. С. Н. Булгаков, Свет невечерний. Москва, 1917. С. 96–103: Основная антиномия религиозного сознания. Свящ. П. Флоренский , Пределы гносеологии. Основная антиномия теории знания//Богословский Вестник, 1913. Т. I. С. 147–174. S. Frank, Dieu est avec nous. Paris, 1955. P. 113–194: La vérité paradoxale du christianisme. Русское издание: С. Франк , С нами Бог. Париж, 1964.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

8.  Лукреций. О природе вещей, II, 1150 сл. 9.  Там же, V, 1196-1201. 10. Фрагменты из творений Посидония собраны в кн.: C.J. De Vogel. Greek Philosophy. Leiden, 1959, v.3, p. 247-274; Posidonius. The Fragments. Ed. J.G. Kidd, L. Edelstein, v. I. Leiden, 1972. См.: P. Wendland. Die Hellenistische-Romische Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum. Tubingen, 1907, S. 29, а также: Оригинальную реконструкцию учения Посидония, которую предпринял Ф. Зелинский, посвятивший ему специальную главу своей книги «Религия эллинизма» (Пг., 1922, с. 110-127). 11.См . И. Невзоров. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань, 1892; О поздних стоиках см.: Ф. Фаррар. Искатели Бога. Пер. с англ. СПб., 1898; F. Copleston. A History of Philosophy, v. I, р. 11, 172-181. 12.  Диоген Лаэртский, VII, 142. 13.См.: С.Утченко. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики. М., 1952, с. 111. 14.  Диоген Лаэртский, VII, 149. 15.См.: B. Bultmann. Primitive Christianity…, р. 173. 16.  V. Maximus. De dictis, factisque memorabilibus, 2. 17.  Диодор, II, 30. 18.  Саллюстий. Письма к Цезарю, II, 5. 19.  Аппиан. Гражданские войны, i, 83. 20. Десять веков, или «Космический год», были равны 1100 годам. См.: М. Eliade. Тне Мутн of тне Emernal Remurn, р. 134. Глава двадцать пятая МИСТЕРИИ Рим и Восток, 80 — 65 г. до н. э. Рим был толкучкою заимствованных богов и завоеванных народов, давкою в два яруса, на земле и на небе. Б. Пастернак   Даже когда сроки, в которые ждали конца мира прошли, римлянам все еще чудилось, что катастрофа неминуема. Любой дурной знак истолковывали как предвестие гибели. Преступление весталок, нарушивших свой обет, заговоры, народные волнения, выкладки астрологов — все вызывало в Риме панику. Чувство тревоги не покидало и самых здравомыслящих граждан. В 79 году Корнелий Сулла, любимец Судьбы, сложил с себя звание диктатора и удалился от дел. Говорили, что он пресытился властью и предпочел ей пиры, охоту и рыбную ловлю в своем имении. Но властолюбие — болезнь, от которой так легко не излечиваются. Поступок Суллы был, по-видимому, продиктован тайным сознанием своего бессилия, страхом и неуверенностью. Рим, на время обузданный террором, переживал затишье перед бурей, поэтому Сулла не стал дожидаться, пока новая гражданская война поставит под угрозу его жизнь, и решился на добровольную отставку.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

общественных наук. Ереван, 1990. 10. С. 32-43; idem (Chookaszian L.). Cilician Book Painting: Miniatures of Toros Roslin and Italian Art//Atti del 5. Simposio Intern. di Arte Armena: Venezia, Milano, Bologna, Firenze, 28 maggio-5 giugno 1988. San Lazzaro; Venezia, 1992. P. 321-332; idem. Remarks on the Portrait of Prince Lewon (Ms. Erevan. 8321)//REArm. N. S. 1994/1995. T. 25. P. 299-335; idem. Once Again on the Subject of Prince Lewon " s Portrait//J. of the Society for Armenian Studies. Los Ang.; Dearborn, 1998/1999. Vol. 10. P. 47-69; он же. Творчество арм. миниатюриста Тороса Рослина в контексте культурных связей Киликийской Армении XIII в.: АДД. М., 2001; idem. On the Portrait of Prince Levon and Princess Keran//J. of Armenian Studies. Belmont (Mass.), 2001. Vol. 6. N 2. P. 73-88; idem. L " Oeuvre de T " oros Roslin et l " enluminure byzantine//REArm. N. S. 2001/2002. T. 28. P. 399-424; idem. Armensk bokmaleri Kilikia i 1100 - og 1200-arene//Kirke og Kultur. Oslo, 2003. T. 108. N 4. S. 339-350; idem. The Five Portraits of King Levon II (1270-1289) of Armenian Kingdom of Cilicia and Their Connections to the Art of Mediterranean Area//Medioevo: Immagini e Ideologia: Atti del Convegno Intern. di Studi, Parma, 23-27 settembre 2002. Mil., 2005. P. 129-137; idem. Newly-Discovered Illustrated Manuscript Fragments Attributed to Toros Roslin " s Workshop//Alpaghian: Raccolta di scritti in onore di A. Alapago-Novello/Ed. G. Macchiarella. Napoli, 2005; idem. Les enlumineurs arméniens au Moyen Bge//L " artista a Bisanzio e nel mondo cristiano-orientale/Ed. M. Bacci. Pisa, 2007. P. 221-230, 235, 238-241; idem. The Motif of the Sphinx in the Decoration of Manuscripts Illuminated by T‘oros Roslin//Between Paris and Fresno: Armenian Studies in Honor of D. Kouymjian/Ed. B. Der Mugrdechian. Costa Mesa, 2008. P. 65-90; idem. Decorated Initials of Toros Roslin//Hask: Armenological Yearbook. N. S. Antélias, 2009. Vol. 11. P. 449-462; idem. L " art occidental, l " art français et la miniature arménienne du XIIIe siècle//L " Église arménienne entre Grecs et Latins, fin XIe - milieu XVe siècle/Éd.

http://pravenc.ru/text/1684612.html

Reaching for Unity in Isaiah//JSOT. 1993. Vol. 18(57). P. 61–80; Mulzer M. Döderlein und Deuterojesaja//BN. 1993. Bd. 66. S. 15–22; Tomasino A. J. Isaiah 1. 1 — 2. 4 and 63–66, and the Composition of the Isaianic Corpus//JSOT. 1993. Vol. 18(57). P. 81–98; Kaiser O. Grundriss der Einleitung in die kanonischen u. deuterokanonischen Schriften des AT. Gütersloh, 1994. Bd. 2; Smith P. A. Rhetoric and Redaction in Trito-Isaiah: The Structure, Growth, and Authorship of Isaiah 56–66. Leiden, 1995; Рофэ А. Повествования о пророках. М.; Иерусалим, 1997; Becker U. Jesaja — von der Botschaft zum Buch. Gött., 1997; Bosshard-Nepustil E. Rezeptionen von Jesaja 1–39 im Zwölfprophetenbuch. Freiburg; Gött., 1997; Gelston A. Was the Peshitta of Isaiah of Christian Origin?//Writing and Reading the Scroll of Isaiah: Studies of an Interpretive Tradition/Ed. C. C. Broyles, C. A. Evans. Leiden; N. Y., 1997. Vol. 2. P. 563–582; Tov E. The Text of Isaiah at Qumran//Ibid.P. 491–511; Berges U. Das Buch Jesaja: Komposition und Endgestalt. Freiburg, 1998; Qimron E., Parry D. W. The Great Isaiah Scroll (1QIsaa): A new ed. Leiden, 1999; Weitzman M. P. The Syriac Version of the OT: An Introd. Camb., 1999; Köckert M., Becker U., Barthel J. Das Problem des historischen Jesaja//Prophetie in Israel: Beiträge des Symp. «Das AT u. die Kultur der Moderne» anlässlich des 100. Geburtstags G. von Rads/Hrsg. I. Fischer e. a. Münster, 2003. S. 105–136; Lanz E. Der ungeteilte Jesaja: Neues Licht auf eine alte Streitfrage. Wuppertal, 2004; Wagner Th. Jesaja-Denkschrift. [Oct. [Электр. ресурс]; Jong M. J., de. Isaiah among the Ancient Near Eastern Prophets: A Comparative Study of the Earliest Stages of the Isaiah Tradition and the Neo-Assyrian Prophecies. Leiden; Boston, 2007; Troxel R. L. LXX-Isaiah as Translation and Interpretation. Leiden, 2008; Flint P. W., Ulrich E. Ch. Qumran Cave 1. II: The Isaiah Scrolls. Oxf., 2009. 2 pt. (DJD; 32). А. К. Лявданский И. п. к. в русской дореволюционной библеистике В работах дореволюционных правосл.

http://pravenc.ru/text/674802.html

1290 De civ. Dei. 5, 25. Кроме того, основание Константинополя казалось ему знаком божественного благоволения, а также эмблематическим выражением новой религиозной политики: «(Consmanminus) cui etiam condere civitatem Romano imperio sociam velut ipsius Romae filiam, sed sine aliquo daemonum templo simulacroque concessit»; ср.: Paschoud. Roma aeterna, cit. (сн. 44). 234 ss.; Courcelle P. Jugements de Rufin et de saint Augustin sur les empereurs di IV siècle et la défaite suprême du paganisme//Revue des études anciennes. 1969. Vol. 71. 100 ss.; Cracco Ruggini L. Simboli di battaglia ideologica nel tardo Ellenismo (Roma, Atene, Costantinopoli; Numa, Empedocle, Cristo)//Studi storici in on. O. Bertolini. Pisa, 1972. Vol. 1. 177 ss.; Bonamente G. Eutropio e la tradizione pagana, cit. (сн. 4). P. 50; D’Elia S. Storia e teologia della storia nel ‘De civitate dei’//La storiografia ecclesiastica nella tarda antichità: Atti del Convegno di Erice, 38 dicembre 1978. Messina, 1980. 451 ss.; Szidat J. Constantin bei Augustin//Revue des Etudes. 1990. August. 36. P. 243−286. 1291 Aug. De civ. Dei. 5, 24 (где представлен перечень добродетелей, возводящих императора на степень божества); 5, 26, 1 (Феодосии); ср.: Aug. Contra litt. Petil. 2,208; Szidat. Constantin bei Augustin. 248; Neri. La figura di Costantino, cit. (сн. 51). 248 ss. (с библиографией и отдельным рассуждением на эту тему); Isola A. Agostino, un pastore di fronte al potere: Il contribute dei sermones Dolbeau: Convegno di Studi. 1292 «Terminus ante quem» этого несохранившегося сочинения устанавливается по умолчанию о пожаре, который, согласно другим историческим свидетельствам, случился в Константинополе в этот год. Ср.: Bidet J. Philostorgius: Kirchengeschichte. 3/Bearbeitete Auflage von F. Winkelmann. Berlin, 1981. 26 ss.; Zecchini G. Filostorgio//Metodologia della ricerca nella tarda antichità: Atti del 1 Convegno del’ Associazione di Studi Tardoantichi: Napoli, 16−18 Ott. 1987. Napoli, 1989. 579 ss. 1293 Philost. Hist. eccl. 2, 4; 2, 16 (Филосторгий – единственный христианский автор, упоминающий убийство Криспа и Фаусты); ср.: Zecchini G. Filostorgio//Metodologia della ricerca nella tarda antichità. 581 ss.; Leppin H. Heretical Historiography: Philostorgius. 2001. 114 ss. (Studia Patristica; T. 26); Barnes. Constantine and Eusebius, cit. (сн. 2). P. 262 (о происхождении известия об отравлении); Tantillo I. Filostorgio e la tradizione sul testamento di Costantino//Athenaeum. 2000. Vol. 88. 559 ss.; Bleckmann В. Konstantin in der Kirchengeschichte Philostorgs//Millennium: Jahrbuch zu Kultur und Geschichte der ersten Jahrtausends nach Christ. 2004. Bd. 1. S. 185−231.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ideology, Letters And Culture in the Byzant. World. L., 1982. Р. 19, 33; Kalligas H. Byzantine Monemvasia: The Sources. Monemvasia, 1990. P. 179-182; Бармин А. В. Объединительная деятельность митр. Русского Исидора в контексте вопроса о соединении Церквей//Из истории и культуры Средневековья. СПб., 1991. С. 154-158; Зимин А. А. Витязь на распутье. М., 1991. С. 85-88, 91-93; Bandini M. «Memorabili» di Senofonte fra il Bessarione, Isidoro di Kiev e Pier Vettori//Bollettino dei classici. Ser. 3. R., 1991. Vol. 12. P. 83-92; Лурье Я. С. Исидор//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 450-451 [Библиогр.]; он же. Две истории Руси XV в.: Ранние и поздние, независимые и офиц. летописи об образовании Моск. государства. СПб., 1994. С. 96-98, 105-107; Polemis I. D. Notes on a Speech of Isidore of Kiev//OCP. 1992. Vol. 58. Fasc. 1. P. 273-278; Kislinger E. Die Sizilienfahrt des Isidoros von Kiev (1429)//Δπτυχα. 1994/1995. Τ. 6. S. 49-65; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3. С. 347-359; 1996. Кн. 5. С. 28, 422; Schreiner P. Literarische Interresen in der Palaiologenzeit anhand von Gelehrtencodices: Das Beispiel des Vaticanus gr. 914//Geschichte und Kultur der Palaiologenzeit: Referäte des Intern. Symp. zu Ehren von H. Hunger (Wien, 30. Nov. bis 3. Dez. 1994). W., 1996. S. 205-219; idem. Ein seltsames Stemma: Isidor von Kiev, die Leichenrede Kaiser Manuel auf seinen Bruder Theodoros und eine moderne Ausgabe//Lesarten: FS für Athanasios Kambylis zum 70/Ed. I. Vassis et al. B., 1998. S. 211-225; idem. I teologi bizantini del XIV e XV secolo e i padri della Chiesa, con particolare riguardo alla biblioteca di Isidoro di Kiev//Padri greci e latini a confronto (secoli XIII-XV). Firenze, 2004. P. 133-141; idem. Ein Byzantinischer Gelehrter zwischen Ost und West: Zur Biographie des Isidor von Kiew und seinem Besuch in Lviv (1436)//BollGrott. Ser. 3. 2006. Vol. 3. S. 215-228; idem. Geträumte Topographie: Isidor von Kiev, ein unbekanntes Kloster und die Justinianssäule zu Beginn des 15. Jh. im Vat. gr. 1891// Schreiner P.

http://pravenc.ru/text/674888.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАЙХМАНН [нем. Deichmann] Фридрих Вильгельм (17.12.1909, Йена - 13.09.1993, Ментана, близ Рима), историк христ. архитектуры и изобразительного искусства. Доктор honoris causa фак-та протестант. теологии и почетный профессор (1954) Боннского ун-та, почетный гражданин (1985) Равенны, honoris causa фак-та лит-ры и философии Болонского ун-та. Сотрудник Германского археологического ин-та, Д. работал в Италии и в годы фашизма, когда значительная часть специалистов была вынуждена прекратить исследования. Наряду с Ф. Й. Дёльгером и Т. Клаузером он является представителем нем. школы археологии христианской , сосредоточившей усилия на введении в научный оборот памятников раннего христ. и визант. искусства в Италии и Вост. Средиземноморье. Исследователи этой школы рассматривали архитектурные памятники как сложный объект культуры, отражающий историю человечества и требующий прежде всего фиксации и всестороннего изучения в контексте его эпохи. Работы Д. отличаются широтой охвата темы и объемом вводимой информации, в их числе исследования по архитектуре позднего Рима и К-поля V-VI вв., 1-й том описаний раннехрист. саркофагов; при участии Д. издавались древности раннехрист. Сирии и Нубии, собрание капителей собора Сан-Марко в Венеции и др. Д. был не только собирателем первичной информации: он исследовал исторические и иконографические данные, используя новые научные методы изучения раннего христианства. Он одним из первых (в 30-х гг. XX в.) писал о целенаправленном включении сполий как в церковные, так и в гражданские позднеклассические (в т. ч. визант.) постройки, кроме того, внес серьезный вклад в область теории искусства, важную для изучения развития почитания архитектурных памятников. Главным объектом исследований Д. стала архитектура и мозаики Равенны . Этому городу он посвятил всю жизнь, начав исследования в 1939 г. Их результаты (описание и анализ памятников, публикация источников) составили неск. книг с общим названием «Равенна - столица позднеантичного Запада» (Ravenna: Hauptstadt des spätantiken Abendlandes. Wiesbaden, 1958-1989. 3 Bde. 1958, 19692. Bd. 1: Ravenna Geschichte und Monumente. 1974-1976. Bd. 2. Tl. 1-2: Komment.; 1989. Bd. 2. Tl. 3: Geschichte, Topographie, Kunst und Kultur, Indices zum Gesamtwerk; 1958, 19692, 19743. Bd. 3: Frühchristliche Bauten und Mosaiken von Ravenna).

http://pravenc.ru/text/168642.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010