ЧОЛДП=Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения АВ=Analecta Bollandiana ANRW II.27.1=Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt (ANRW). Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forsclnmg. Teil II: Principat. Bd. 27 (1. Teilband). Religion (vorkonstantinisches Christentum: apostolische Väter und Apologeten)/Hrsg. v. W.Haase. Walter de Gruyter. Berlin, New York, 1993. ASes=Annali di Storia dell’Esegesi (Bologna) BETL=Bibliotheca ephemeridum theologicarum Lovaniensium BHG=Halkin Fr. Bibliotheca hagiographica graeca. Brux., 19573 (Subsidia hagiographica 8a); Auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Brux., 1969 (Subsidia hagiographica 47); Novum auctarium Bibliothecae hagiographicae graecae. Brux., 1984 (Subsidia hagiographica 65) BHL=Bibliotheca hagiographica latina/Ed. Socii Bollandiani. Vol. I-II (Subs, hagiogr. 6). Bruxelles, 1898–1901; Supplementum. Bruxelles, 19112 (Subs. hagiogr. 12); Novum Supplementum/Ed. H.Fros. Bruxelles, 1986 (Subs. hagiogr. 70) CANT=Corpus Christianorum. Clavis Apocryphorum Novi Testamenti/Cura et studio M.Geerard. Brepols: Turnhout, 1992. CPG=Corpus Christianorum. Clavis patrum graecorum/Cura et studio M.Geerard. Brepols: Turnhout. Vol. 1, 1983 1000–1924); II, 1974 2000–5197); III, 1979 5200–8228); Supplementum/Cura et studio M.Geerard et J.Noret, adiuuantibus F.Glorie et J.Desmet. Brepols: Turnhout, 1998. CPL=Clavis patrum latinorum…/Commode recludit E.Dekkers… praeparavit et ivvit A.Gaar. Editio tertia avcta et emendata. Steenbrvgis (Brepols), 1995. CSEL=Corpus scriptorum ecclesiasticorum latinorum (Wien) DA=Dissertation Abstracts GCS=Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte (Berlin) JbAC=Jahrbuch für Antike und Christentum JThS=Journal of Theological Studies LHH=The Apostolic Fathers. Greek Texts and English Translations of Their Writings. Second Edition/J.B. Lightfoot and J.R. Harmer, Editors and Translators. Michael W. Holmes, Editor and Reviser. Baker Book House, 1992. PG=Migne J.-P. Patrologiae cursus completus. Series graeca (Paris)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

77 Имеем в виду глав. обр. Фолькмара (Hippolytus, s. 151...); а Липсий и Гарнак этого сочинения Ипполита почти не касались. 78 См. журнал «Hermathena. 1885. The Gross-References in the Philosophumena“. Мы не могли, несмотря на все старания, достать этот журнал. Но сущность взгляда сам автор изложил позже в Dektionary of christ. Biograph. у W. Smith and H. Wace. 1887 в своей статье об офитах – V. IV, р. 87, 88 ср. 84. Этим то дикционером мы и пользуемся. 81 Hons Staehelin. Die gnostischen Quellen Hippolyts in seiner hauptschrift gegen die Häretiker. Texte und Untersuchungen. B. VI, Heft. 3, ss. 1–108. 82 Подобный взгляд высказал еще ранее Штелина Lipsius (Smith. Dictionary. V. IV, р. 1079). что Ипполит около 223 г. нашел в Риме очень важное сочинение Италийской школы. 84 Cp. Ev. De Faye. Introduction p. 32.– Из новейших ученых, насколько нам известно, только один Вендланд (Р. Wendland. Die hellenistisch-römische Kultur. Tübingen 1907, s. 161) относится неодобрительно к разсмотренной гипотезе. «Салмон-Штелин,– говорит он,– пытались свести серьезный вопрос о происхождении гностицизма к литературной проблеме об ошибке Ипполита... который будто бы благодаря литературной работе фальсификатора многоголовой гидре гносиса прибавил еще несколько новых голов“. 85 Напр. Бауром, Гильгенфельдом и др. См. А. Hilgenfeld. Der Gnosticismus und die Philosophumena. Zeitschrift f. w. Th. 1802, IV, s. 401. 86 Müller в своем сочинении (Geschichte der Kosmogonie) весь гностицизм хочет изложить по ним лишь (см. ss. 119–473). 87 Pomandres. Studien... Leipzig. 1904. s. 81–82, 102... Этот взгляд он высказал еще ранее в своем сочинении «Zwei religionsgesch-Fragen“. s. 96. Bendland (Berlin. philol. Wochensehr, 1902. Sp. 1324) в своей рецензии очень сочувственно отнесся к выраженному взгляду и с своей стороны обещал привести некоторые данные из восточных мистерий. 92 Об этих ересеологах см. изследование Иванцова-Платонова. Ереси и расколы, стр. 267 и дал. О бл. Феодорите в частности см. всеисчерпывающую работу проф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

883 . Hohlweg A. Astronomie und Geschichtsbetrachtung bei Nikephoros Gregoras//Geschichte und Kultur der Palaiologenzeit. Referate des Intern. Symposions zu Ehren von H. Hunger (Wien, 30. November bis 3. Dezember 1994)/Hrsg. Seibt W. Wien 1996. 51–63. (Österreichische Akademie der Wissenschaften, phil.-hist. Kl., Denkschriften. 241). 884 . Kappesowa H. Nikephoros Gregoras//Slownik Staroyln. Slowiaskich. 1964. 2:1. 155 sq. 885 . Krassikov S. V. L’empirisme aristotélicien selon Nicéphore Grégoras//XX е Congr. Int. des Ét. Byz. Pré-actes. P. 2001. 3. 84. 886 . Laiou A. E. Italy and the Italians in the political geography of the Byzantines (14th century)//DOP 1995. 49. 73–98. 887 . Laurent V. Nicéphore Grégoras disciple et biographe//ArchPont 1934–1935. 6. 11. 888 . Leone P. L. M. Nicephori Gregorae ad imperatorem Andronicum II Palaeologum orationes//Byz 1971. 41. 497–519. [Речи изданы ранее в составе писем]. 889 . Leone P. L. М. Alcune osservazioni sul Florentios di Niceforo Gregora//Byzantino-Sicula Il. Miscellanea di scritti in memoria di Giuseppe Rossi Taibbi. Palermo 1975. 335–345. (Quaderni dell’Istituto Siciliano di studi bizantini e neoellenici. 8). 890 . Leone P. L M. Appunti e note su alcuni opuscoli di Niceforo Gregora//Nicolaus. Bari 1975. 3:2. 319–342. [Датировка (небесспорная) «Флорентия», Путешествие Варлаама на Восток, два места из «Флорентия», один пассаж из «Филоматис», энкомий кипрскому королю, рукописи «Еженедельника " ]. 891 . Papamichail G. Το κινδυνιανο δυστυχος Γρηγορ φιλοσφου συνεσκιασμνη κα πκρυπτος κα φαλος μολογα//EkPhar 1913. 11. 70–71. 892 . Prinzing G. Corrigenda//Byz 1983. 53:2. 660. 893 . Savvides A. G. G. Acropolites and Gregoras on the Byzantine-Seljuk confrontation at Antioch-on-the-Maeander (A D. 1211). Engl. transl., comm.//Tarih Aratirmalari Dergisi. 1990–1991. 15. 93–101. 894 . Sbordone P. L’ebdomadario di Niceforo Gregora//Rivista indo-greco-italica. 1936. 20. 125–142. 895 . Schreiner P. Viaggiatori a Bisanziö il diplomatico, il monaco, il mercante//Relazioni di viaggi e conosccnza del mondo fra medioevo e umancsimo. Atti del V convegno intern. di studi dell’Associazione per il Medioevo e l’Umanesimo. Genova, 12–15 dicembre 1991./Ed. Pittaluga St. Genova 1993. 29–39. (Columbeis. 5). [Никифор Григора, Феодор Метохит, Константин Манассия].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

318 . Слово в честь муч. Марины (при Диоклетиане)/Ed. Stauroniketianos G.//GP 1935. 19. 189–200, 227–239. BHG 1169. Письма 319 . Письмо к императору Андронику Палеологу Старшему/Пер. Троицкий И. Е. //ХЧ 1870. 2. 511 сл. 320 . Eustratiades S. Γρηγορου το Κυπρου πιστολα κα μθοι. λεξνδρεια 1910. 321 . Laiou A. Ε. The correspondence of Gregorios Kyprios as a source for the history of social and political behavior in Byzantium or, on government by rhetoric//Geschichte und Kultur der Palaiologenzeit. Referate des Internationalen Symposions zu Ehren von Herbert Hunger (Wien, 30. November bis 3. Dezember 1994)/Hrsg. Seibt W. Wien 1996. 91–108. (Österr. Ak. d. Wiss. Philos.-hist. Kl. Denkschriften. 241; Veröffentlichungen der Komission für Byzantinistik. 8). 322 . Lameere W. La tradition manuscrite de la correspondance de Grégoire de Chypre, patriarche de Constantinople (1283–1289). Bruxelles; Roma 1937. 238. (Études de philologie, d’archéologie et d’histoire ancienne. 2). [Полная библ. по Григорию Кипрскому ]. Guilland R.//BZ 1940. 40. 461–463. 323 . Rapp С. Ein bisher unbekannter Brief des Patriarchen Gregor von Zypern an Johannes II. Sebastokrator von Thessalien//BZ 1988. 81. 12–28. Энкомии Андронику Палеологу: 324 .//Boissonade. Anecdota graeca 1829. 1. 359–393. же: PG 142, 388–417. Мануилу Палеологу. Исследования 325 . [Аноним]. Григорий II//ПБЭ 1903. 4. 649–654. 326 . Christodoulou N. Gregory of Cyprus: A witness of Church tradition yesterday and today// πιστημ. πετ. Κυπριακς ταιρ. στορικν Σπουδν. 1996 3. 29–86. [Жизнь, соч., богословие]. 327 . Chrysostomos Sabbatos, archim. Θεολογικ ρολογα κα Προβληματικ τς Πνευματολογας Γρηρορου Β το Κυπρου. Κατερνη 1997. 256. Theodoros E. D.// Θεολογα. 1998. 69(1). 192–194. 328 . Clément Ο. Grégoire de Chypre, «De l’ekporèse du Saint Esprit»//Istina. 1972. 17. 443–456. 329 . Darrouzès J. Gregoire II (Georges de Chypre)//DS 1967. 6. 922–923. 330 . Manaphis K. Α. Συμπλρωσις το πισκοπικο καταλγου τς νσου Ρδου κατ τν ιγ φθνοντα κα τν ιδ ρχμενον ανα. Μαρτυραι κ τν πιστολν Γρηγορου Κυπρου κα Μαξμου Πλανοδη//EEBS 1987–1989. 37. 247–251.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Camb. (Mass.), 1958; idem. Byzance et la primauté romaine. P., 1964; idem. Byzantine Missions among the Slavs: SS. Constantine-Cyril and Methodius. New Brunswick, 1970; idem. Photian and Byzantine Ecclesiastical Studies. L., 1974; Stein E. Histoire du Bas-Empire. P., 1949. Vol. 2; Telfer W. Paul of Constantinople//HarvTR. 1950. Vol. 43. P. 31-92; Das Konzil von Chalkedon/Hrsg. von A. Grillmeier , H. Bacht.Würzburg, 1951-1954. 3 Bde; Alexander P. J. The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and Its Definition//DOP. 1953. Vol. 7. P. 35-66; idem. Church Councils and Patristic Authority: The Iconoclastic Councils of Hiereia (754) and Sophia (815)//HarvSCPh. 1958. Vol. 63. P. 493-505; idem. The Patriarch Nicephorus of Constantinople: Ecclesiastical Policy and Image Worship in the Byzant. Empire. Oxf., 1958; 1054-1954, L " Église et les Églises: Études et Travaux offerts à D. Beaudouin. Chevetogne, 1954. 2 vol.; Anastos M. The Tansfer of Illyricum, Calabria and Sicily to the Jurisdiction of the Patriarchate of Constantinople in 732-733//Silloge bizantina: In onore di S. G. Mercati. R., 1957. P. 14-31; Grabar A. L " Iconoclasme byzantin: Le dossier archéol. P., 1957, 19842, 1998; idem. Le Premier art chrétien (200-395). P., 1966; idem. L " Âge d " Or de Justinien: De la mort de Théodose à l " Islam. P., 1966; Hunger H. Byzantinishe Geisteswelt von Konstantin dem Grossen bis zum Fall Konstantinopels. Baden-Baden, 1958; idem. Reich der Neuen Mitte: Der christl. Geist der byzant. Kultur. Graz; W.; Köln, 1965; Moravcsik G. Byzantinoturcica. B., 19582. 2 Bde; Beck H.-G. Kirche und theol. Literatur. 1959; idem. Das Byzantinische Jahrtausend. Münch., 1978; idem. Die Byzantiner und ihr Jenseits: zur Entstehungsgeschichte einer Mentalität. Münch., 1979; idem. Geschichte der orthodoxen Kirche. 1980; Gill J. The Council of Florence. Camb., 1959; idem. Constance et Bâle-Florence. P., 1965; idem. Byzantium and the Papacy, 1198-1400. New Brunswick, 1979; Липшиц Е. Э. Очерки истории визант.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

христ. текстов, что связано с использованием специфических (буддийских, даосских) терминов для выражения христ. понятий. Решение этих вопросов требует, в частности, более глубокого изучения взаимодействия христиан с буддистами и манихеями. Лит.: Палладий (Кафаров), архим. Старинные следы христианства в Китае по кит. источникам//Восточный сб. СПб., 1877. Т. 1. С. 1-63 (То же//Кит. благовестник. М., 2001. 1. С. 36-82); M ü ller F. W. K. Handschriften-Reste in Estrangelo-Schrift aus Turfan, Chinesisch-Turkistan. B., 1904. Tl. 2; Марр Н. Я. Аркаун, монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах//ВВ. 1906. Т. 12. Вып. 1/4. С. 1-68; Le Coq A., von. Ein christliches und ein manichäisches Manusckriptfragment in türkischer Sprache aus Turfan (Chinesisch-Turkistan)//SPAW. 1909. Bd. 48. Hbd. 2. S. 1202-1218; Saeki Y. The Nestorian Monument in China. L., 1916; idem. The Nestorian Documents and Relics in China. Tokyo, 19512; Moule A. C. Christians in China before the Year 1550. L., 1930; Drake F. S. Nestorian Monasteries of the T " ang Dynasty and the Site of the Discovery of the Nestorian Tablet//Monumenta Serica. 1937. Vol. 2. N 2. P. 293-340; Пигулевская Н. В. Сирийский и сиро-тюркский фрагменты из Хара-Хото и Турфана//Сов. востоковедение. М.; Л., 1940. Т. 1. С. 212-235; Taylor W. R. Syriac Mss. Found in Peking, Ca. 1925//JAOS. 1941. Vol. 61. N 2. P. 91-97; Reischauer E. O. Ennin " s Diary: The Record of a Pilgrimage to China in Search of the Law. N. Y., 1955; Enoki K. Nestorian Christianism in China in Medieval Times according to Recent Historical and Archaeological Research//Atti del convegno internazionale sul tema: L " Oriente Cristiano nella storia della civiltà. R., 1964. P. 45-77; Zieme P. Zu den nestorianisch-türkischen Turfantexten//Sprachen, Geschichte und Kultur der altaischen Völker/Hrsg. G. Hazai, P. Zieme. B., 1974. S. 661-668; idem. Das nestorianische Glaubensbekenntnis in einem alttürkischen Fragment aus Bulayïq//Ural-Altaische Jb. N. F.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

ЛИТЕРАТУРА Аверинцев, 1971: Аверинцев С.С. Греческая литература и ближневосточная " словесность " (противостояние и встреча двух творческих принципов)//Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. М., 1971. Аверинцев, 19811: Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература//Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. Аверинцев, 19812: Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности//Там же. Аверинцев, 19861: Аверинцев С.С. Литературные теории в составе средневекового типа культуры//Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М., 1986. Аверинцев, 19862: Аверинцев С.С. Византийская риторика. Школьная норма литературного творчества в составе византийской культуры//Там же. Аверинцев, 1989: Аверинцев С.С. Римский этап античной литературы//Поэтика древнеримской литературы. М., 1989. Демпф: Dempf A. Die Geistesgeschichte der altchristlichen Kultur. Stuttgart, 1964. ЕАТ: Einleitung in das Alte Testament. Herg. van E. Sellin. Neubearb. von G. Fohrer. ii. Aufl. Heidelberg, 1969. Зайцев: Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VШ-V вв. до н.э. ЛГУ. 1985. ИВЛ: История всемирной литературы. Т.1. М., 1983 (раздел М.А. Коростовцева). Пастернак: Пастернак Б. Охранная грамота//Собрание сочинений в пяти томах. Т. 4. М.. 1991. Тосси: Tossi R. Dizionario delle sentenze latine e greche. 10000 citazioni dall " Antichita al Rinascimento con commento storico, litterario Бахтин и русское отношение к смеху (От мифа к литературе: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского . - М., 1993. - С. 341-345) Я собираюсь говорить о том, что, в числе много другого, стоит за книгой М. М. Бахтина " Творчество Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса " , составляет ее фон, ее внелитературную предпосылку, - и как раз потому в ней самой не обсуждается.  Основная категория книги - " народная смеховая культура " или, проще, короче и одновременно шире, - " смех " . Речь идет об одной из универсалий человеческой природы. Это явление, однако, по-разному окрашено в различных культурах, и самое слово " смех " приобретает в несхожих языках то одни, то другие коннотации. По-русски односложное, отрывистое, фонетически весьма выразительное " смех " систематически рифмуется со столь же односложным и отрывистым " грех " . Пословица говорит: " Где смех, там и грех " (варианты: " Мал смех, да велик грех " ; " Навели на грех, да и покинули на смех " ; " И смех, и грех " ; " И смех наводит на грех " ). Очень характерно пушкинское: 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

с франд. под ред. М.С. Корелина (Москва 1892), М. Roger, L’enseignement des lettres classiques d’ Ausone à Alcuin (Paris 1905). Dictionnaire d’ archeologie chrétienne et de liturgie par R.P. dom Ferdinand Cabrol I, l (Paris 1907), col. 754–775, где обсуждаются следующие вопросы: церковный язык в Африке; Киприан; Августин; Виктор витенский; просодия; Коммодиан; Драконтий; эпиграфия метрическая; библиография. Prof. Friedrich Leo, Die römsche Literatur des Altertmus (от 250 г. до P.X. по VI в. по Р.Х.) в Kultur des Gegenwort herausg von Paul Hinneberg I, 8, 2-e изд. (Lpzg, 1906); Prof. Eduard Norden, Die lateinische Literatur im Uebergang von Altertum zum Mittelalter, ibid.; Prof. Franz Skutsch, Die lateinische Sprache, ibid. Здесь при всех трактатах отмечена соответствующая литература, а ко всему этому (включающему еще греческую литературу и греческий язык) имеется указатель. Новейшая литература по запутанному вопросу о взаимных отношениях Италы и Вульгаты наиболее подробно указана у F. Vigouroux, Diction naire de la Bible t. IV, fascicule XXIII (Paris 1904, статья L. Méchineau, Latines (versions) de la Bible); к нашим целям наиболее подходили следующие труды: H. Rönsch, Itala und Vulgata, 2-te berichtigte und vermehrte Ausg. (Marburg 1875), его же, Die ältesten latein. Bibelübersetzungen nach ihrem Werte für die latein. Sprachwissenschaft (в сборнике статей Рöнша. Collectanea philologa, Bremen 1891). S. Berger, Histoire de la Vulgate pendant les premiers siècles du moyen âge (Paris 1893), Ph. Thielmann, Ueber die Benutzung der Vulgata zu Sprachlichen Untersuchungen (в журн. «Philologus» за 1884 г.), Dr. Fr. Kaulen, Sprachliches Handbuch zur biblischen Vulgata. 2-te verb. Auflage (Freiburg im Breisgau 1904; устарело: см. рец. Юлихера в «Theolog. Literaturzeitung» ,1905 и Prof, Dr. Ioh. Belser в «Theologische Quartalschrift» LXXXVIII, 3 (Iuli. 1906): Die Vulgata und die griechische Texf im Hebräerbrief. C. Grimm , Glossar zum Vespasian Psalter und den Hymnen, Dissert. Heidelberg 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

347 Parergon». Karl Barth über sich selbst (Карл Барт о себе самом)//Evangelische Theologie. 1948/49. 8. S. 268–282, 272. 348 Barth К. Schicksal und Idee in der Theologie (Судьба и идея в богословии)//Theologishe Fragen und Antworten. Ges. Vorträge. III. 1957. S.54–92, 80 (или: Zwischen den Zeiten. 1929. 7. S. 309–348). 350 Barth К. Offenbarung, Kirche, Theologie. 1934//Theologishe Fragen und Antworten. Ges, Vorträge. III. 1957, S. 158–184, здесь: S, 179; Barth К. Там же. S. 375. 351 Barth К. Die Kirche und die Kultur//Die Theologie und die Kirche, Ges. Vorträge II. 1928. S. 364–391), здесь: S. 372. Anm. 4. (или: Zwischen den Zeiten. 1926. 4. S. 363–384). При этом Барт имеет в виду прежде всего богословие Пауля Тиллиха. 352 Ср.: Barth К. Biblische Fragen. Einsichten und Ausblicke. 1920//Anfänge der dialektischen Theologie [Theologische Bücherei 17], hg. von J. Moltmann. 1962. S. 49–76 T здесь. S. 63; Barth К, Там же. S 82 и далее. 353 Barth. Там же, S. 85, Ср.: Barth. Das Wort Gottes als Aufgabe der Theologie. 1922//Anfänge der dialektischen Theologie. Ι. S. 197–218, здесь: S. 205. 355 Barth К. Der christliche Glaube und die Geschichte (Христианская вера и история)//Schweizerische Theologishe. Zeitschrift. 1912. 24. S. 1 – 18, 49–72. В то время Барт писал, что в рассмотрении взаимосвязи веры и истории затрагивается «проблема христианского богословия как такового» (с. 1). Барт советовал не противопоставлять веру и историю как две различные величины. Никуда не годится образ, в соответствии с которым субъект (верующий) достигает объект (факт спасения) с помощью вытянутой руки, как этому еще часто учат, следуя Hollaz’y. Вера и история (Барт понимает здесь «историю» исключительно как историю спасения) должны постигаться в их единстве. Барт указывает, что «оба фактора данной проблемы понимаются надлежащим образом, если они рассматриваются »один в другом " » (с. 71). 356 Ср. предисловия к первому и второму изданию Комментария К. Барта на Послание к римлянам (1919 и 1921)//Anfänge der dialektischen Theologie. Ι. 77 и далее, 105–118 (рус. пер.: Барт К. Послание к римлянам. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея. 2005. С. XXVIII XLII. – Примеч. пер.).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

В таком же неподвижном виде находится мировая поэма в уме Божьем. 772 Кто в любви приник к глубинам Божьим, тот найдет там все, что любил и потерял, и, кроме того, все низшие блага в их совокупности. 773 Таковы ангелы, которые видят вещи в их идеальных и вечных основаниях, покоящихся в недрах Божественной Премудрости. В будущем веке к ним присоединятся и святые люди. Но последние и в настоящее время созерцают преходящую красоту в ее непреходящей вечности. 774 Блж. Августин научился находить в Боге то, что терял здесь. Безутешная скорбь по поводу смерти друга в Тагасте сменилась примиренностью, когда он потерял не менее любимого Небридия. Тогда манихейское понятие о Боге как разливающемся в бесконечных пространствах свете не давало ему никакого утешения. Теперь через Бога он ощущал непрерывающуюся связь с умершим. Когда нас покидает существо, с которым сплелись все наши чувства и помышления, нас угнетает не столько опасение его полного исчезновения в лоне небытия, сколько прекращение жизненного общения с ним. Все становится не тем, как прежде, и нам кажется, что половина нашего существа оторвалась и рассыпалась в прах. Блж Августина никогда не покидала вера в бессмертие души. Верил он и в бессмертие своего юного друга из Тагасты, но общение любви распалось, и это причиняло ему величайшие страдания. Смерть Небридия не расторгла этого общения, и в этом лежит причина примиренного отношения к ней. «Что бы ни обозначалось словом лоно, – говорит Августин по этому поводу, – там живет мой Небридий, мой сладкий друг, усыновленный Тобою, Господи, отпущенник Твой; там живет он... Он уже не склоняет больше своего слуха к устам моим, но, припав устами своего духа к источнику Твоему, пьет, сколько может, по мере жажды своей, мудрость Твою, пребывая в бесконечном блаженстве И я не думаю, чтобы, опьяненный ею, он забыл обо мне, потому что Ты, Господи, Который составляешь его питие, помнишь о нас». 775 Так, полюбив Бога, блж. Августин нашел в Нем счастье и успокоение. Блаженное успокоение в любви к Богу и составляет содержание его новой личности. 2 Geffcken J. Zwei griechishce Apologeten (Aristides und Athenagoras). Leipzig 1907. См. Введение и комментарии; Wendland P. Die hellenistish-römishe Kultur in ihren Beziehungen zu Judentum und Christentum Tübingen, 1907. S. 150–160. Kremmer М. De catalogis heurematum. Lipsiae, 1890; Christ W. Philologische Studienzu Clemens Alexandrinus. München, 1900; Gabrielsson I. Über die Quellen des Clemens Alexandrinus. Upsala, 1906–1909. Ср.: Попов И. В. Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства. М., 1909. С. 16–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010