1 Деян. 17:28 (по буквальному переводу с принятого греческого текста) 2 Официальное, так сказать, название этого поста „Святая Четыредесятница»; „великою» в богослужебных книгах называется только последняя его неделя, Страстная. 3 На кн. Бытия бес. 2. 4 Евр. 4:12 5 Типик. гл. 32 и passim 6 Тип. гл. 35. 7 Глава VI. Перевод К. Д. Попова, изд. „Посредника». Москва 1906г. 8 Похвала 25-я. 9 Epist. De jejun. Coteler. Monum. Eccles. Gr. T. II 10 Taanith, III,5 11 Русская живопись не раз блестяще использовала этот сюжет 12 Стихотворение „На постное молчание». Феофил в пасх. письме и Кирилл Александрийский говорят, что мы постимся в Четыредесятницу „по евангельским и апостольским преданиям». 13 Слово 34 14 Слово 11 15 На ев. Матфея, бес. 47 16 4, 10—11. 17 „Наблюдаете " - (подстерегать, сторожить). 18 Деян. 20:16. 1 Кор. 16:8. 19 Рим. 14:5. 6. 20 Деян. 20:7. Апок. 1:10. Послание ап. Варнавы 16 гл.: „мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». 21 Пост. апост. кн. VIII, гл. 33. 22 „Secundum traditionem apostolorum». Письмо к Марцелле. 23 „Apostolica institutio». Sermo VI de Qudrag. В другом же месте св. Лев говорит, что пост в Четыредесятницу „установлен апостолами по наставлению Духа Святого» (sermo IX). 24 Bingham Jos. Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. IX, Halae 1729, стр. 190. 25 Пис. к Луц. 26 Послания гл. 7. 27 Гл. 3. 28 Do jejun. с. XIV. 29 Не понятно, почему прот. Дебольский видит в этом месте „Пастыря» Ермы речь о св. Четыредесятнице („Дни богослужения Прав. кафол. Вост. Церкви», изд. 6, Спб. 1866, ч. 2, стр. 19). 30 Гл. 6, 7 и 8. 31 , гл 8.Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur, herausg. v. Gebhardt u. Harnack. Leipzig 1886, II Band, S. 25. 32 Там же, S. 225— 237. 33 Обстоятельство, не оговоренное в ссылке на это послание у прот. Дебольского (цит. соч. стр. 11), между тем как и в русском переводе „Писаний мужей апостольских» свящ. П. Преображенского (Москва, 1862 г.) это послание, как подложное, не помещено.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3680...

Глава 14. Книга Пророка Наума 56. Время служения пророка Наума Седьмое место в числе двенадцати меньших пророков, занимает пророчество или бремя [Бремя – λημμα. Так как они говорили, быв обемлемы Духом (λαμβ) ανομενοι: то Наум и назвал действие благодати λημμα. Святой Иоанн Златоуст в толковании на Исаию] о Ниневии, книга видения Наума, сына Елкесиева. Древность не сохранила нам никаких определенных сведений о жизни и делах этого пророка, так что прибавленное к имени его слово Haelgoschi одни принимали за наименование отца пророка Наума, а другие – за наименование места рождения. Quidam putant Helkeseum patrem esse Nahum, говорит блаженный Иероним, et secundum Hebrseam traditionem etiam ipsum prophetam fuisse, quum Helkesey usque hodie in Galilxa viculus sit parvus quidem et vix ruinis veterura aedificiorum indicans vestigia, sed tamen notus Judaeis et mihi quoque a circumducente monstratus (Praef. in Nah.). Держась этого указания Иеронимова, толкователи позднейшие большей частью называют Наума Елкошитянином, подобно тому как Михей называется Маросфитским по месту рождения. Но из такового названия нельзя сделать никакого заключения о времени пророческого служения пророка Наума. Иосиф Флавий (Antiqu., lib. IX, сар. 11) говорит, что за 115 лет Наум предсказал пленение Ниневии Циаксаром и Набопаллассаром около 625 г. до Рождества Христова. По этому указанию предания пророческое служение Наума относится ко временам Езекии (745–716 г. до Рождества Христова). Этого же мнения о времени служения Наума держатся блаженный Иероним, блаженный Феодорит и некоторые ученые раввины (напр. Абарбанел), предполагавшие, что начатое при Езекии служение Наума, вероятно, продолжилось до первых годов царствования Манассии. На то же время пророческого служения Наумова указывают признаки, находящиеся в его книге, а именно: в ней есть указание на отведение десяти колен в плен ( Наум 2:2 ; 1196 3:1–5 1197 ), а оно случилось в шестой год царствования Езекии ( 4Цар 18:10 1198 ); говорится о нашествии Сеннахеримовом на Иудею, как о происшествии недавнем ( Наум 1:11 ; 1199 2:1 1200 ), а оно случилось в четырнадцатый год царствования Езекии ( 4Цар 18:13 1201 ); говорится о разорении Но-Аммона (по мнению Бохарта, Фивы; по мнению Иеронима, Александрия; а вероятнее Диосполь, потому что наименования Но-Аммон и Диосполь одиноково значущие Юпитеров город), Египта и Ливии ( Наум 3:8–9 1202 ); а нашествие на Египет было раньше нашествия на Иудею ( Ис 20:1–4 1203 ). Следовательно пророческое служение Наума относится к последним годам царствования Езекии, царя Иудейского, и к первым годам Манассии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Hergoz...

Самый ранний источник сведений о жизни З.- послание свт. Амвросия Медиоланского к Сиагрию, еп. Веронскому ( Ambros. Mediol. Ep. 5. 1//PL. 16. Col. 891), написанное ок. 380 г. (см.: Ordo Epistolarum secundum temporum rationem distributarum asseritur//PL. 16. Col. 853B; Bigelmair. 1904. S. 52; Grazioli. 1940. P. 185; L ö fstedt, ed. 1971. S. или ок. 395-397 гг. (см.: Dudden H. The Life and Times of St. Ambrose. Oxf., 1935. Vol. 1. P. 154. Not. 12; Paredi A. S. Ambrogio e la sua età. Mil., 19602. P. 461), в к-ром З. упоминается как «святой памяти Зинон» (Zeno sanctae memoriae), т. е. уже почивший почтенный епископ. Блаженные Иероним Стридонский, Августин, еп. Гиппонский, и др. современники З. хранят о нем молчание. Только в V в. св. Петроний , еп. Бононии (ныне Болонья) (см.: Morin G. Deux petits discours d " un évêque Petronius//RBen. 1897. Vol. 14. P. 3-8), упоминает о «дне памяти святого Зинона» (natale sancti Zenonis), к-рого он называет «выдающимся архиереем Христовым» (egregius Christi pontifex - Petronius. Sermo in natale S. Zenonis//PLS. T. 3. Col. 141; CPL, N 210). Затем в VI в. о «блаженном Зиноне мученике и архиерее» (beatus Zeno martyr atque pontifex) упоминает свт. Григорий I Великий в связи с чудесными событиями, происшедшими в церкви, где покоились мощи З. ( Greg. Magn. Dial. III 19). Последние исторические сведения о жизни З. относятся к каролингской эпохе. Сохранились два перечня веронских епископов, восходящие к церковным диптихам и датируемые кон. VIII - нач. IX в.: это археологический памятник под названием Velo di Classe ( Cipolla C. Il Velo di Classe//Le Gallerie Nazionali Italiane. R., 1895/1896. Vol. 3. P. 195-249. Verona, 1972r; Mazzotti M. Il Velo di Classe//Nova Historia. 1955. Vol. 7. P. 5-14) и лит. памятник «Стихи о Вероне» (Versus de Verona//MGH. Poet. Bd. 1. S. 118-122; Pighi, ed. 1960. P. 152-154; др. название: Rhythmica antiqua Veronae//PL. 136. Col. 765-768 (с лакунами)). В обоих документах З. упоминается как 8-й епископ г. Вероны. Наконец, ок. 800 г. нотарий Коронат написал пространное «Слово о житии св. Зинона» ( Coronatus. Sermo de vita S. Zenonis//PL. 11. Col. 199-204; CPL, N 209). Позже появилась стихотворная версия этого Жития - «Стих о жизни св. Зинона» (Rhythmus de vita S. Zenonis//PL. 11. Col. 204-206; MGH. Poet. Bd. 4. S. 577-580; CPL, N 209a). Мн. сведения о жизни З., содержащиеся в текстах каролингской эпохи, носят легендарный характер (см.: Vecchi. 1984. P. 143-166; Jeanes, ed. 1995. P. 15).

http://pravenc.ru/text/199839.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛАВ I ТРЮГГВАСОН [Олаф; лат. Olauus, Turgonis filius; Olaph, Thrucconis filius; древнеисл. Óláfr Tryggvason; норвеж. Olav Tryggvason] († 999/1000), король (конунг) Норвегии (с 995), сын Трюггви Олавссона, конунга обл. Вик. Традиционно считался правнуком Харальда Прекрасноволосого (сер. IX - 1-я треть X в.), основателя династии норвеж. конунгов (в наст. время эти сведения рассматриваются как миф, созданный средневековыми норвеж. историками с целью представить Норвегию как наследственное владение). С именем О. Т. связано распространение христианства в Норвегии и Исландии. Исторические свидетельства о жизни О. Т. скудны: лишь в современной ему «Англосаксонской хронике» и древнесканд. скальдических произведениях описываются нек-рые из его военных подвигов и упоминается о принятии им христ. веры. После смерти О. Т. краткие сведения о нем вошли в соч. «Деяния епископов гамбургской церкви» (Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum; 70-е гг. XI в.) нем. хрониста Адама Бременского и в несохранившуюся 1-ю версию (не позднее 1120) «Книги об исландцах» (Íslendingabók) исл. историка Ари Торгильссона Мудрого. В кон. XII в. об О. Т. на лат. языке писали 2 норвеж. хрониста - анонимный автор в «Истории Норвегии» (Historia Norwegiæ; ок. 1170) и мон. Теодорик в «Истории о древних норвежских королях» (Historia de antiquitate regum Norwagiensium; 1177-1180). Главы об О. Т. есть в составленном на древнесканд. языке «Обзоре саг о норвежских конунгах» (Ágrip af Nóregskonungasögum; ок. 1190). Значительно подробнее об О. Т. повествуется в исл. сагах. Древнейшие из них написаны на латыни монахами Тингейрарского мон-ря Оддом Сноррасоном («Сага об Олаве Трюггвасоне», между 1180 и 1200; сохр. 3 списка перевода саги на древнеисл. язык - «Saga Óláfs Tryggvasonar») и немного позднее Гуннлаугом Лейвссоном (не сохр. ни оригинал на латыни, ни перевод на древнеисл. язык, но этот текст был использован в соч. «Большая сага об Олаве Трюггвасоне», составленном на рубеже XIII и XIV вв. аббатом мон-ря в Мункатверау Бергом Соккасоном - Bjarni A albjarnarson. Om de norske kongers sagaer//Skrifter utgitt av Det Norske Videnskaps-Akademi i Oslo. Hist.-Filos. Kl., 1936. Oslo, 1937. N 4. S. 85-135). Жизнеописание О. Т. приводится в своде королевских саг «Красивая кожа» (Fagrskinna; 20-30-е гг. XIII в.) и излагается Снорри Стурлусоном в «Круге земном» (Heimskringla; ок. 1230).

http://pravenc.ru/text/2578273.html

Филипп Шафф (протестант) Глава Х. Организация Апостольской Церкви § 58. Литература Источники Книга Деяний отражает первый, а пастырские послания – второй этап развития апостольского церковного устройства. Баур (Baur, Die sogenannten Pastoralbriefe des Αρ. Paulus, 1835), Хольцман (Holtzmann, Die Pastoralbriefe, 1880, pp. 190 sqq.) и другие ученые, отрицающие, что автором посланий к Тимофею и Титу был Павел, датируют описанную в этих книгах организацию периодом после смерти апостолов, но она сложилась уже после 60 –70 г. В посланиях коринфянам ( 1Кор. 12:28 ) и ефесянам ( Еф. 4:11 ), а также в посланиях Апокалипсиса ( Отк. 2 – 3 ) содержатся важные подсказки по поводу церковного устройства. См. «Дидахе» и послания Климента и Игнатия. Сочинения общего характера См. некоторые сочинения, упомянутые в гл. IX (в особенности Витринги), а также соответствующие разделы работ Неандера, Тирша (pp. 73, 150, 281), Лехлера, Ланге и Шаффа (амер. изд., pp. 495–545) по истории апостольской эпохи. Отдельные сочинения В XVII веке и в более поздние времена англиканские и пресвитерианские авторы уделяли этому вопросу наибольшее внимание – как правило, стремясь оправдать свои представления о церковном устройстве. Richard Hooker (по прозвищу «Рассудительный», умеренный англиканин, ум. 1600): Ecclesiastical Polity, 1594. Многократно переиздавалась. Лучшее издание, в 4–х т., вышло в 1836 г. под ред. Кибла. В англиканской среде считается образцовым трудом. Jos. Bingham (англиканин, ум. 1668): Origines Ecclesiastica; or, The Antiquities of the Christian Church. Впервые увидела свет в 1710 – 1722 г., 10 т. in octavo, и с тех пор часто переиздавалась. Книги II – IV. По–прежнему ценная работа. Thomas Cartwright (отец английского пресвитерианства, ум. 1603): Directory of Church Government anciently contended for. Написана в 1583 г., издана по распоряжению Долгого парламента в 1644 г. В спорах, которые происходили во время Долгого парламента и Вестминстерской ассамблеи, епископ Холл и архиепископ Ашер были наиболее выдающимися защитниками епископальной системы, а пятеро «смектимнианцев» (по названию их знаменитого трактата Smectymnuus, написанного в 1641 г. в качестве ответа Холлу), то есть Стивен Маршалл, Эдмунд Келэми, Томас Янг, Мэтью Яьюкомен и Уильям Сперстоу, были самыми видными из пресвитериан, которые пытались «продемонстрировать равенство епископов и пресвитеров в Писании и древность чина старших пресвитеров». См. также A Vindication of the Presbyterian Government and Ministry, London, 1650, и Jus Divinum Ministerii Evangelici, or the Divine Right of the Gospel Ministry, London, 1654, – обе работы изданы лондонской Местной ассамблеей. Они интересны исключительно с исторической точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХЕЛИД [Археллит; сир.  ,  , араб.  ,  , копт. aryelliths , эфиоп.  ], св. подвижник (пам. сир. 13 тишри I, копт. 14 тобе, эфиоп. 14 тера), герой широко распространенного на средневек. христ. Востоке житийного предания. По мнению А. Венсинка, предание возникло в К-поле, но никаких следов греч. прототипа не сохранилось. Древнейшая письменная фиксация предания об А. представлена сир. текстом, сохранившимся в рукописи IX в. С сир. был сделан араб. перевод. Отдельно, но позднее сир. появились копт. и эфиоп. версии. Копт. версия дошла в 2 вариантах - прозаическом и стихотворном. Стихотворная версия разработана как песенная драма: каждая реплика пелась на определенный мотив, а диалоги перемежались хорами. События предания происходят в кон. IV в.: А., единственный сын Галена, советника имп. Грациана , после смерти отца был отправлен матерью учиться в дальние страны. Во время плавания юноша увидел тело погибшего в кораблекрушении купца и, пораженный мыслью о бренности жизни, решил покинуть мир и подвизаться в егип. мон-ре Мар-Менас (св. Мины). Здесь он стал вести жизнь строгого затворника, дав обет никогда не видеть жен. лица. Мать долго разыскивала его и наконец, узнав от проезжих торговых людей о старце из мон-ря Мар-Менас по имени А., изгонявшем бесов и исцелявшем людей, приехала в Египет. Но А. отказался встречаться с матерью, передавая ей послания к воротам обители через послушника; когда же она стала настаивать на свидании, он позволил допустить ее, но просил Бога немедленно забрать его из юдоли скорби, дабы не нарушить обета, чему и сподобил его Господь. Тогда мать, допущенная к телу сына, также попросила немедленной кончины и удостоилась ее. Иноки погребли их с подобающими почестями. Лит.: Legends of Eastern Saints Chiefly from Syriac Sources/Ed. A. J. Wensink. Leiden, 1911. Vol. 1: The Story of Archelides; Drescher J. Three Coptic Legends: Hilaria, Archellites, the Seven Sleepers//Annales du service de l " antiquitéd " Égypte. Cairo, 1947. Т. 4. Suppl. А. В. Муравьёв Рубрики: Ключевые слова: ЕЛИСАВЕТА имя 2 женщин в Свящ. Писании.В ВЗ Е.- дочь Аминадава из колена Иудина; В Новом Завете Е.- праведная жена свящ. Захарии и мать св. Иоанна Крестителя АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ЕПИМАХ НОВЫЙ († ок. 250), Александрийский мч. (пам. 31 окт., 11 марта - перенесение мощей; пам. копт. 14 пашонса (араб. башнас, 9 мая), 3 хатора (араб. хатур, 30 окт.), пам. эфиоп. 14 генбота (9 мая))

http://pravenc.ru/text/76460.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТУЛИН [лат. Catulinus] († 303), сщмч. (пам. зап. 15 июля), диак. в Карфагене. В Мартирологе блж. Иеронима (италийская редакция - 1-я пол. V в.) имя К. упоминается под 15 июля вместе с именами др. мучеников - Ианнуария, Флорентия, Полунтаны, Иулии и Иусты. Все они указаны как погребенные в базилике св. Фавсты в Карфагене. В комментариях к этому сообщению говорится, что название базилики указано с ошибкой: речь должна идти о ц. св. Фавста, достаточно широко известной из различных источников (в частности, в ней неоднократно произносил проповеди блж. Августин ). Нет сведений о том, имелась ли связь между К. и остальными мучениками кроме общего места захоронения. Эта же заметка о К. приведена в Мартирологе свт. Адона Вьеннского и Мартирологе Узуарда (2-я пол. IX в.), откуда она перешла в Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.). В Карфагенском календаре (1-я пол. VI в.) К. фигурирует без дружины. Св. Поссидий , еп. Каламский, указывал, что блж. Августин произнес проповедь в похвалу К., однако этот текст не сохранился. В один день с К. (15 июля) пострадали некоторые др. мученики, в частности сщмч. Феликс , еп. Тибиуки, чьи мощи также покоились в ц. св. Фавста. И. Делеэ, проанализировав текст Мученичества епископа, пришел к выводу, что К. и др. мученики, чьи мощи хранились в базилике св. Фавста, пострадали в 303 г. (начало гонений на христиан при имп. Диоклетиане (284-305)). Ист.: ActaSS. Iul. T. 4. P. 27-28; MartHieron. P. 375; MartRom. P. 289; Possidius Calamensis. Indiculus Librorum, Tractatum et Epistolorum St. Augustini Hipponensis episcopi. 9//PL. 46. Col. 19; Kalendarium Antiquissimum Ecclesiae Carthaginensis//PL. 13. Col. 1222; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col. 303; MartUsuard//PL. 124. Col. 261-262. Лит.: Delehaye H. La Passion de S. Félix de Thibiuca//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 265-266; MartHieron. Comment. P. 377; Ferron J. Catulin//DHGE. T. 12. Col. 2-3; Salsano M. Catulino//BiblSS. Vol. 3. Col. 1052. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1683919.html

Сохранилось более 2 тыс. инкунабул, изданных в 1468/71-1500 гг. Издания XVI-XVII вв. мало исследованы, их точное число неизвестно. Парижские издания 1500 и 1503 гг. У. Геринга и Б. Рембольта, подготовленные Ж. Шаппюи, легли в основу офиц. рим. издания «Corpus juris canonici» (R., 1582). Текст Д. Г. в них, а также в большинстве др. изданий XV-XVII вв. был снабжен ординарной глоссой. Осуществленное Фридбергом последнее издание Д. Г. в составе «Corpus juris canonici» (Lipsiae, 1881; Graz, 1959r) до наст. времени остается лучшим. В основе издания Фридберга лежит рим. издание 1582 г., дополненное и исправленное с учетом изданий Ю. Х. Бёмера (Halle, 1747) и Э. Рихтера (Lpz., 1839), 9 списков Д. Г., 18 списков «Quinque Compilationes antiquae» и др. декретальных сводов XIII-XIV вв. Лит.: Steck J. Ch. W. De interpolationibus Raymundi de Penna Forti decretalium compilatoris commentariolum. Lipsiae, 1754; Theiner A. Disquisitiones criticae in praecipuas canonum et decretalium collectiones seu Syllodes Gallandianae. R., 1836. P. 37-77; Phillips G. Kirchenrecht. Regensburg, 1851. Bd. 4. S. 252-314; Schulte J. F. , von. Geschichte der Quellen und Literatur des canonischen Rechts. Stuttg., 1877. Bd. 2. S. 3-25; Rittner E. Zu Friedberg " s Ausgaben der Gregorianischen Decretalen-Sammlungen und der Quinque Compilationes Antiquae//Zschr. f. Kirchenrecht. B., 1884. Bd. 19. S. 71-84; Fournier E. L " accueil fait par la France du XIIIe siècle aux Decretales pontificales: Leur traduction en langue vulgaire//Acta congressus iuridici intern. VII saec. a Decretalibus Gregorii IX et XIV a Codice Iustiniano promulgatis. R., 1936. Vol. 3. P. 247-267; Hove A. , van. Prolegomena ad CIC. Mechliniae, 19452. P. 357-361, 473, 476-480, 485-486, 495-501; Stickler A. M. Historia iuris canonici latini. Torino, 1950. T. 1. P. 237-250; Horwitz S. Magistri and magisterium: St. Raymond of Penyafort and the Gregoriana//Escritos del Vedat. Torrente, 1977. Vol. 7. P. 209-238; Kuttner S. Raymond of Penafort as Editor: The «decretales» and «constitutiones» of Gregory IX//Bull.

http://pravenc.ru/text/171622.html

Лит.: Азаревич Д. История византийского права. Ярославль, 1876. Т. 1. Ч. 2. С. 4-115; Zachari ä von Lingenthal K. E. Geschichte des griechisch-römischen Rechts. Lipsiae, 1893. Aalen, 1955r; Lawson F. H. The Basilica, I-II//Law Quarterly Review. 1930. Vol. 46. P. 486-501; 1931. Vol. 47. P. 536-554; Wenger L. Die Quellen des römischen Rechts. W., 1953; Berger A. Studi sui Basilici, IV: La legislazione di Giustiniano ed i Basilici//Iura. 1954. T. 5. P. 87-110; Scheltema H. J. Über die Natur der Basiliken//Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 1955. Bd. 23. S. 287-310; idem. A propos de la prétendue Préface des Basiliques//Droits de l " antiquité et sociologie juridique. P., 1959. P. 269-271; Van der Wal N. Spuren einer Einteilung in sechs Bände der Basiliken in den jungeren Scholien//Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 1957. Bd. 25. S. 274-283; idem. Der Basilikentext und die griechischen Kommentare des 6. Jhs.//Synteleia Arangio-Ruiz. 1964. T. 2. S. 1158-1165; Каждан А. П. Василики как ист. источник//ВВ. 1958. Т. 14. С. 56-66; Липшиц Е. Э. Несколько замечаний о Василиках как источнике//ВВ. 1958. Т. 14. С. 76-80; она же. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Л., 1981; Сюзюмов М. Я. Василики как источник для внутренней истории Византии//ВВ. 1958. Т. 14. С. 67-75; Pieler P. Byzantinische Rechtsliteratur// Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Münch., 1978. Bd. 2. S. 341-480; Van der Wal N. , Lokin J. H. A. Historiae iuris graeco-romani delineatio. Groningen, 1985; Schminck A. Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Fr./M., 1986; Медведев И. П. Развитие правовой науки//Культура Византии: 2-я пол. VII-XII в. М., 1989. С. 227-235; он же. К завершению нового издания Василик//ВВ. 1991. Т. 52. С. 273-274; он же. Правовая культура Византийской империи. СПб., 2001; Subseciva Groningana. 1989. Vol. 3: Proc. of the Symp. on the Occasion of the Completion of a New Edition of the Basilica (Groningen, 1-4 June, 1988). Groningen, 1990; Barone-Adesi G. Ricerche sui corpora normativi dell " impèro romano, 1: I corpora degli iura tardoimperiali. Torino, 1998; Van Bochove Th. E. To Date: On the Date and Status of Byzantine Law Books. Groningen, 1996. Р. 107-121.

http://pravenc.ru/text/149783.html

F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 202). Ист.: BHO, N 509; ActaSS. Oct. T. 8. P. 44-48; Περ το ββ Ιωννου το Κολοβο 1-40//PG. 65. Col. 204-220; Περ το ββ Ιωννου το Θηβαου//PG. 65. Col. 240; Περ το ββ Αμμη 1, 3//PG. 65. Col. 125, 128; Περ το ββ Ποιμνος 46, 74, 101//PG. 65. Col. 333, 340, 345 [алф. собр. «Apophthegmata Patrum»]; Evagr. De orat.//PG. 79. Col. 1192; Древний патерик. 18912; Zacharie. Vie de Jean Kolobos//Histoire des monastères de la Basse Egypte/Ed. E. Amélineau. P., 1894. P. LIV - LXIII, 316-410; Les fragments sahidiques//Ibid. P. 414-425; SynCP. Col. 208; SynAlex. Vol. 1. P. 350-355; Vol. 5. P. 766-769; Nau F. A propos d " une edition des oeuvres de Schenoudi: La version syriaque des prieres de Schenoudi de Jean le Nain de Macaire l " Egyptien et de Serapion//ROC. 1907. T. 12. P. 313-328; idem. La version syriaque de l " histoire de Jean le Petit//Ibid. 1912. T. 17. P. 347-389; 1913. T. 18. P. 53-68, 124-133, 283-307; 1914. T. 19. P. 3-57; Le Synaxaire Éthiopien/Ed. I. Guidi, S. Grébaut//PO. 1913. T. 9. Facs. 4. P. 250-253, 418-422; SynAlex (Forget). T. 1. [Textus]. P. 69-72; T. 2. [Textus]. P. 293-296; Guy J. C. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1962. P. 23-24. (SH; 36) [фрагм. из сист. собр. Apophthegmata Patrum]; Достопамятные сказания. 1993p. С. 38, 77-85, 141, 145, 148; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. I 13. P. 108-109, III 16. P. 156-157, IV 20. P. 194-195, V 3. P. 242-243, VII 12. P. 342-343, IX 12. P. 436-437; Vol. 2. X 36-37. P. 34-37, XI 37, 39-42, 44. P. 152-157, XIII 17. 244-249, XIV 4. P. 254-257, XV 34-36. P. 308-311, XVI 4-5. P. 394-395; Vol. 3. XVII 10. Р. 16-17, XVIII 10. P. 50-53; ЖСв. Нояб. С. 181-186; Изречения египетских отцов. 20012. С. 42, 54-55. Лит.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 39-44; Evelyn-White H. G. The Monasteries of the Wadi " n Natrun. N. Y., 1932. Vol. 2; 1933. Vol. 3; Draguet R. А la source de deux apophthègmes grecs//Byz. 1962. Vol. 32. P. 53-61; idem. Les formes syriaques de la matière de l " histoire Lausiaque. Louvain, 1978. P. 240. (CSCO; 399); Sauget J.-M. Giovanni Colobo//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 666-669; Guy J. C. Jean Colobos ou le Petit (saint) moine de Scete//DSAMDH. 1972. T. 8. P. 390-392; Regnault L. Le vrai visage d " un père du Désert, ou Abba Jean Colobos à travers ses apophthègmes//Mémorial André-Jean Festugière: Antiquité Païenne et Chrétienne/Ed. E. Lucchesi, H. D. Saffrey. [Gen.], 1984. P. 225-234; idem. John Colobos: Coptic Tradition//CoptE. 1991. Vol. 5. P. 1359-1361; Van Esbroeck M. John Colobos: Arabic Tradition//Ibid. P. 1361-1362; Apopht. Patr. (Guy). 1993. Vol. 1. P. 66-68.

http://pravenc.ru/text/471308.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010