Idem. 1. 40. Ср. Briger Th. Constantin der Grosse als Religionspolitiker. Gotha 1880; Burckhardt. Die Zeit Constantin’s des Grossen. Leipzig 1880; (Рефераты на это В. В. Болотова в Христ. Чтении 1881, II, 523-527, 527-533). Mattingly Harold. Roman coins. London, 1927. II, 2. Евсевий Памфил. Жизнь Константина. 1. 40. Евсевий Памфил. Церковная история. Кн. 1 Гл. IX, 10. Idem. IX. 10. Idem. 1. VI [IX]. 1. Тит Ливий. История Рима от основания города. Кн. 1, Гл. 18-20. Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Гл. 40. 4. Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Гл. 41. Евсевий Памфил. Жизнь Константина. Гл. 12. 1; Гл. 20; в Гл. 38 дважды; Гл. 39 вступление в Рим. Евсевий Памфил. Жизнь Константина. 4. 19. Плиний Старший, Естественная история, книга X, 5 (На языке оригинала: Caius Plinius Secundus, Naturalis Historia, Liber X, 5). Иосиф Флавий, Иудейская война, Кн. III, 6. Dictionary of Greek and Roman Antiquites. London, 1875. См.: «Signa Militaria», article by James Yates, pp. 1044-1046. Svetoni Tranquilli. Vita Divi Vespasiani, 5. «[Иудеи] возмутились, убили наместника, обратили в бегство даже консульского легата, явившегося из Сирии с подкреплениями, и отбили у него орла». Светоний, Жизнь 12 цезарей. Книга 8. Божественный Веспасиан. См. также: «Двенадцатый легион, которому он [Веспасиан] не мог забыть прежнего поражения, понесенного в Иудее, он изгнал», сослал его на границу между Арменией и Каппадокией. Иосиф Флавий. Иудейская война, Кн. VII, гл. 1, 3. Светоний. Жизнь двенадцати цезарей. Книга IV, 43. «Двигался он [Калигула] очень быстро, так что преторианским когортам иногда приходилось вопреки обычаям вьючить знамена на мулов, чтобы догнать его». Аммиан Марцеллин, «Деяния» (Римская история) Кн. XVI, 10, 7 и XVI, 19, 39. На языке оригинала: Ammianus Marcellinus, Res gestae, Liber XVI, 10, 7; XVI, 19, 39. Об отношениях между Максенцием, сенатом и римским народом, возникшем после Мильвийского моста, сообщает официальная надписи на триумфальной арке Константина (CIL VI 1139=31245=ILS 694, ll.

http://bogoslov.ru/article/6194948

18 Эти сочинения следующие: Бенед. Ария Монтана–ученого богослова и ориенталиста в Севилье 1598–Antiquitatum judaicarum libri IX, in quibus praeter ludaeae, Hierosolymorum et templi Solomonis accur. delineationem praecipue sacri et profani gentis ritus describuntur; К. Сигония De republica Hebraeor. libri VIII. Frcf. 1585. 8. с. Ior. Николаи Annott. L. Bat. 1701. 4. Петра Кунея de republica Hebr. libri III, L. B. 1617, с обширными замечаниями Николаи. 1701. 4. Thom. Goodwin’a Moses et Aaron, s. civiles et eccles, ritus antiqq. Hebr. (прежде на англ. Оксфорд 1616); латин, издание Ф. Г. Рейца. Брем. 1670. и 85 изд. 3 с предисловием Герм. Витзия 1690 иллюстр. издан. И. Г. Геттингера. Франкфурт на Майне 1716. Л. Б. 1724. 2 том. 8. 19 Всю археологию обнимают: Мелх. Лейдеккера De republica Hebr. libri XII, quibus de sacr. gentis orig. et statu in Aegypto, de miraculis divin, providentiae in reipubl. constitutione, de theocratia.., de regimine polit., de relig. publ. et priv. disseritur. Amst. 1704. fol. Ejusdem Opp. t. II, h. e. Libri IX De vario reipubl. Hebr. statu etc. ib. 1710 fol.–Kohp. Икения Antiquitates hebr. sec. triplicem statum eccl. polit, et oeconom. breviter delin. Brem. 1730 ed. 3. 1741. И. Герм. Шахта Animadverss. ad antiqq. hebr. olim delin. a C. Ikênio, patre mortuo ed. G. J. Schacht. Traj. 1810. Андр. Гео. Вегнера Antiquitates Ebraeorum, de israilit. gentis origine, fatis, rebus sacr. civilibus et domestieis, fide, moribus, ritibus et consuetudinibus antiquioribus, recentioribus exponentes. Gott. 1743. 2 voll. Священные древности: Иоан. Спенсера De legibus Hebr. ritualibus earumque rationibus LL. V. Cantabr. 1685, увелич. 1727. Матф. Пфаффия Dissert, praelim. Тюбин. 1727 fol. К этому нужно прибавить, как возражения, след. сочинения: Герм. Витзия Aegyptiaca et Δεχαφυλον s. de Aegyptior. sacrorum c. Hebraicis collatione libri III etc. Амстерд. 1683. 4. Его же: Miscellanea sacra. Utr. 1692 и 1700. cd. nov. Leyd. 1736. 2 tomi 4. Лунда Die alten jd. Heiligthmer, Gottesdienste und Gewohnheiten. Hamb. 1695. 8 ц 1704 fol. Гадр. Роланда Antiquitates sacr. veterum Hebraeor. delin. Ultraj. 1708 и еще сочин. с замечаниями Равия 1743, изд. Фогелем в Галле 1869. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Соч.: PL. 131. Col. 983-1178; Das Formelbuch des Bischofs Salomo III. von Konstanz aus dem 9. Jh./Hrsg. E. Dümmler. Lpz., 1857; D ü mmler E. St. Gallische Denkmale aus der karolingischen Zeit//Mitt. der Antiquarischen Gesellschaft in Zürich. 1859. Bd. 12. S. 206-265; Монах Сангалленский. Народные легенды о Карле Великом, ближайшие к нему по времени (884 г.)/Пер.: М. М. Стасюлевич//История ср. веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. СПб., 1864. Т. 2: От Карла Великого до крестовых походов. С. 68-83; De S. Stephano. Epistolae//MGH. Poet. T. 4. Pt. 1. P. 337-339, 344-347; Vita S. Galli//Ibid. T. 4. Pt. 2. P. 1094-1118; AHMA. Bd. 53; Notker der Dichter und seine geistige Welt/Hrsg. W. von den Steinen. Bern, 1948. 2 Bde; Gesta Karoli Magni imperatoris/Hrsg. H. F. Haefele. B., 1959. (MGH. Script. Rer. Germ. NS; 12); Gesta Karoli//AQDGM. 1960. Bd. 7. S. 321-428; L " épitre de Notker sur les «lettres significatives»/Éd. J. Froger//EGreg. 1962. Vol. 5. P. 23-71; Секвенция на Рождество Господне. Секвенция на праздник Пятидесятницы. Три брата и козел/Пер.: М. Л. Гаспаров//ПСЛЛ, IV-IX вв. 1970. С. 363-365, 367-368; Послание к Соломону о 5 чувствах/Пер.: Б. И. Ярхо//Там же. C. 368-369; Деяния Карла Великого/Пер.: Т. И. Кузнецова//Там же. C. 369-381; Metrum de vita S. Galli/Hrsg. W. Berschin//Florilegium Sangallense: FS f. J. Duft z. 65. Geburtstag. St. Gallen, 1980. S. 71-121; Notatio de illustribus viris/Hrsg. E. Rauner//Mittellateinisches Jb. Stuttg., 1986. Bd. 21. S. 34-69; Деяния Карла Великого/Пер.: А. И. Сидоров//Историописание и ист. мысль западноевроп. средневековья. СПб., 2011. Кн. 1: IV-IX вв. С. 284-285. Лит.: Bubnov N. Gerberti postea Silvestri II papae opera mathematica. B., 1899. P. 297-299; Willwoll W. E. Ist Notker Balbulus der Verfasser des Sermo Galli?//ZSKG. 1941. Bd. 35. S. 4-28, 114-139, 180-208; Steinen W., von den. Notker der Dichter und seine geistige Welt. Bern, 1948. 2 Bde; Haefele H. F. Studien zu Notkers Gesta Karoli//DA. 1959. Bd. 15. S.

http://pravenc.ru/text/2577973.html

Эноха, в кн. Малое Бытие (D. Buch. Henoch ubers. v. Dillmann 1853, cap. 6–10. D. Buch Iubiläen, v. Dillm. in Iahrbiicher der Bibl. Wissenschaft, zweite Iahrb. 1850, s. 242), у Филона (de gig. § 2 ), Иосифа Флавия (Antiquit. I, 3. l), у многих иудейских экзегетов, напр. Раши (ср. Eisemenger, Entdecktes Iudenthum. Bd. I, s. 380. Langen, Iudenthum in Palästina (1866), s. 316 ff) u y многих учителей и отцов Церкви: Иустина мученика (Apol. II-§ 5 cn£ Ар. I, 5), Иринея (Adv. haer., IV, n. 16), Климента Александрийского (Paedag. III, 2 Strom, V, § 10), Тертуллиана (de idololatr. с. IX, de cult, femin. c. 10), Киприна (de discipl. et. hab. mulier. с. 11), Амвросия Медиоланского (lib. de Noë et de area, c 4. De virg. lib. l), Лактанция (de orig. errorisc 14 Instit. div II, 15) Мефодия (de surrect. ap. Epiphan), Евсевия, lib V. de praep. Evang, c. IV, Анатолия Лаодикийского (Hist. eccl. Euseb. VII, 32, § 8); Минуция Феликса , Сульпиция Севера, Феогноста (у Фотия), – сыны Божии данного места суть ангелы, самопроизвольно оставившие небо и поселившиеся среди людей вместо того, чтобы быть только вестниками Бога, в качестве которых они были посланы Богом на землю. Третье воззрение (впервые встречающееся в Recognitiones псевдо-Климента,. затем у Юлия Африкана , Оригена , Кирилла Александрийского ., contra Iulian. lib. IX, Златоуста, XXII homil. in Genes., Кесария, Dial. I, interog, XLIII, Феодорита, Quaest. in Genes. 47, Августина, de civit Dei, lib. XV, c. 23; Гилария, Кассиана, Ефрема Сирина ; из иудейских экзегетов у Абарбенеля) считает сынов Божиих потомками Сиоа, названными так за свое благочестие (приводились, впрочем, и др. основания наименования сифитов benei haelohim) Новое время знает только два последних толкования. Наиболее ревностными и авторитетнейшими защитниками толкования benei haelohim в смысле ангелов являются: Gesenius. Thesaur. I, 217, ср. его Handwörterbuch (А. 9), s. 45; Kurtz (в названных и др. своих сочинениях), Hofmann (Weiss, u. Erfüll. I s. 86. Schriftbew.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

– C. 77–78; ТалисД.А. Политические отношения Корсуня с Русью//Архив НЗХТ. – Д. – А. 4–6; ср.: Богданова Н.М. Херсон в X–XV вв. – С. 87–94, 101–102. 2565 Феофилакт Симокатта. История. – М., 1996. – С. 182–183 (VII. 1–10); ср.: Франчес Э. Левобережье Дуная и Византия в VI в.//ВВ. – 1961. – Т. 20. – С. 18; Сюзюмов М.Я. Византийский город (середина VII – середина IX в.)//ВВ. – 1967. – Т. 27. – С. 34. 2566 Чудеса св. Димитрия Солунского//Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 2: (VII–IX вв.)/Сост. С. А. ванов, Г.Г. Литаврин, В.К. Ронин. – М., 1995. – С. 144–151, §231–242; Иванова О.Б. Славяне и Фессалоннка во второй половине VII в. по данным «Чудес св. Дмитрия»//Славянские древности. – К., 1980.– С. 91. 2568 Бородин O.P. Византийская Италия в VI – VIII вв .: Проблемы административной и социально-политической эволюции: Автореф. дис.... д-ра ист. наук/Институт всеобщей истории РАН. – М., 1997. – С. 37. 2569 Lounghis Т.С. A Deo consevrandum imperiale obsequium. Some notes concerning byzantine field troops during the Dark Ages//BS. – 1991. – T. 52. – P. 54–60. 2570 Theophanis Chronographia ex rec. C. de Boor. – Lipsiae,1883. – Vol. l: Texmm graecum continens. – P.473.32–474.11; Korres Th. To kinema ton «Elladikon»//Byzantiaka. – Thessalonike, 1981. – T. 1. – S. 39–49. 2571 Zacos G., Vedery A. Byzantine Lead Seals. – Basel, 1972. – Vol. 1. – Pts 2–3. – 1335–1337, 1419,1433,1684,1773; Zacos G. Byzantine Lead Seals/Compiled and ed. by J.W.Nesbitc. – Berne, 1984. – Vol. 2. – N 144, 336, 338, 344; Foss C. The Persian in Asia Minor and the End of Antiquity//The Englisch Historical Review. – 1975. – Vol. 90., – P. 729–730; Edwards R.fV. The Fortifications of Armenian Cilicia. – Washington, 1987. 2572 Возможно, создание здесь фемы тоже было связано со стремлением «законно» (kyrios), как в Херсоне и «его местах» (en aute topous), укрепить позиции центральной власти (ср.: Константин Багрянородный. Об управлении... – С. 172, гл. 42.41–42). 2575 Ростовцев М.И. Новые латинские надписи из Херсонеса//ИАК.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

893 Conc. de Toledo IV (633). can. 51. De discretione potestatis episcoporum quam in monasterio habere possunt. 895 Conc. de Sevilla II (619). can. 11: ...ut Christi famulae pro animarum suarum tantum utilitate sollicitae solis divinis cultibus vivant, operibus suis inserviant. Подробнее см. Orlandis J. Estudios sobre las instituciones monásticas medievales. Pamplona, 1971. P. 20–21. 897 Gat Inst. 1.144 – 145: Permissum est itaque parentibus liberis, quos in potestate sua habent, testamento tutores dare: Masculini quidem sexus inpuberibus, feminini vero inpuberibus puberibusque, vel cum nuptae sint. Veteres enim voluerunt feminas, etiamsi perfectae aetatis sint, propter animi levitatem in tutela esse. Itaque si quis filio filiaeque testamento tutorem dederit, et ambo ad pubertatem pervenerint, filius quidem desinit habere tutorem, filia vero nihilo minus in tutela permanet: Tantum enim ex lege Iulia et Papia Poppaea iure liberorum a tutela liberantur feminae. Loquimur autem exceptis virginibus Vestalibus, quas etiam veteres in honorem sacerdotii liberas esse voluerunt: Itaque etiam lege XII tabularum cautum est. 898 C.Th. 3.17.2 [Brev. 3.17.2]: In feminis tutelam legitimam consaguineus patruus non recuset (a. 326, Constantinus). 899 Isidori Etym. IX.7.30: Proinde et veteres voluerunt feminas innuptas, quamvis perfectae aetatis essent, propter ipsam animi levitatem in tutela consistere (Исидор. Этимологии. IX.7.30: Поэтому и древние пожелали, чтобы незамужние женщины, даже совершеннолетние, состояли под опекой вследствие своего легкомыслия). 900 Подробнее см. Фрагменты эдикта короля Эвриха. Fragmenta Parisina. Вступительная статья и перевод О.В. Дурова//Ius antiquum. Древнее право. 2007. 1 (19). С. 244250; d’Ors A. El Código de Eurico/Ed., palingenesia, índices//Estudios visigóticos. T. 2. Roma – Madrid, 1960. P. 1–12. 901 Ауров O.B. Фрагменты эдикта короля Эвриха... С. 249; d’Ors A. El Código de Eurico... P. 15–16. 902 В основу положен перевод О.В. Аурова. Edictum Eurici 120.4: Circa sanctimonialem autem quae in castitate permanserit in potestate parentum, praecipimus permanere//Liber Iudiciorum. (=Leges Visigothorum)/Ed. K. Zeumer. Hannoverae et Lipsiae, 1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

72 Против Лактанция и римской традиции, выразившейся уже весьма рано в сооружении oratorium sanctae crucis на поле сражения и в совершении правильных туда религиозных процессий (ср. Lanciani, Pagan and christian Rome Lond 1892 S. 163 sq. 73 Ср. Jul Caes. Bulenger. de sortibus, auguribus etc в Graevius, Thesaurus antiquistt Rom. V . p. 362 sq. особенно p. 508 и p. 492 sq. Небесное войско также в Константино-Лициниевой войне Euseb. V. С. II, 6 Carl Mever. Der aberglaube des Mittelalters Basel 1884 S. 132 ff. ср. особенно S. 140. 77 Euseb. h. e. IX, 9, 10; X, 4, 16; 9, 8. Euseb. V. C. I 40. Euseb. de laudibus Constantini=DLC cp. Vict. Schultze ZKG VII, 343 ff. особ. XIV S. 510 ff. Монограмма Христа, до этого не доказуемая в употреблении христианства и представляющая простое легко понятное изображение имени Христа впервые здесь выступила. О форме ее см. Vict. Schultze ZKG XIV S. 523 ff. Изображение ее см. в Archaeologie der altchristlichen Kunst Münch 1895 S. 265. По описанию Euseb. V. C . I, 31 лабарум (labarum, λβαρον, λβωρον, λβουρον этимология не ясна) имел следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, обравовывавшая с копьем знак креста. Вверху на конце копья неподвижно лежал венок из драгоценных камней и золота, а на нем вышеуказанная монограмма подробно см. Vict. Schultze ZKG XIV S. 521 ff. Smit and Cheetham, Dict. of Christ. Antiqn. art. labarum II, S. 908 Piper-Hauck art. labarum, в RE, XIII, 367. 78 Eus. h. e. X, 5; Lactan. de mort. persec. 48: ut nulli omnino facultatem abnegandam putaremus, qui vel observationi christianorum vel eireligioni mentem suam dederat, quam ipse sibi aptissimam esse sentiret, ut possit nobis summa divinitas cujus religioni liberis mentibus obsequimur, in omnibus solitum favorem suum benevolentiamque praestare, pycc. пер. у Евсевия X, 5 стр. 527. Об отношениях греческого и латинского текста см. Herm. Hülle, Die Toleranzerlasse römischer Kaiser für das Christentum bis zum Jahre 313 Berl. 1895 S. 80 ff. В новейшее время Зеек ZKG XII, 1891 S. 381 ff. вообще отрицает самое существование миланского эдикта. Несмотря на большое остроумие, аргументация его, по моему мнению, мало убедительна. В данном случае я разделяю взгляд Гэрреса (Zw. Th. XXXV, 1892 S. 282 ff.), Гюлле (S. 96) и Шульце (RE Bd. 10. S. 763), соглашающихся с Зееном в том, что изложенный у Евсевия и Лактанция закон, действительно, не миланский эдикт, так как, во-первых, это не эдикт, во-вторых, издан не в Милане, и в-третьих, исходит не от Константина Вел., как думает Евсевий (h. с. X, 5 ,1 ), а есть просто никомидийский рескрипт Лициния. Но отсюда еще вовсе не следует, чтобы самого миланского эдикта не существовало. Напротив из того же Лициниева рескрипта можно видеть след миланского указа Константина и Лициния по поводу религии и, пожалуй, даже эдикта Eus h. e. IX, 9, 12 νμος; 25 πργραμμα и X, 5, 1: διατξεις) содержание которого в большей или меньшей степени повторяется в Лициниевом рескрипт.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

11 Seelen, De poes. Christ. 1754. § 111. Thierfelder, De Christian. psalmis et hymnis. 1868 p. 15. Еще византийский грамматик Tricha (не позже XII века) объяснял правила греческого стихосложения примерами христианских песнопений. Westphal, Metrik der Griechen. 2 Aufl. 1867. Т. 1 p. 192. 13 Angelo М. Quirino, Episc. Brixiensi, Cardin. Bibliothecario apostolico- Fran. Tustinus et Prosp. Tassinus, Rhotomag. presbyteri et monachi. Paris. 1754. p. 16. См. Cardin. Pitra, Hymnographie de 1’ Eglise grecque. Rome. 1867. P- 7. 8. 14 Увещ. к эллинам, гл. 38. В подлиннике вместо «истина» сказано: Сивилла, о которой выше (гл. 37) св. отец сказал, что она, когда говорить истину, то не употребляет метрического ритма. 17 Варианты их см. у Бунзена Hippol. В. 2. р. 92–98. 1853. и у Даниеля, Thesaur. hymnolog. Т. II, р. 267 и д. 1855. Герберт говорить: Hymni ecclesiastici antiquiores, qui supersunt, metro adstricti haud erant. De cant. et mus. sac. L 1. с. IV. p. 200. Edit. 1774. 18 IIз них одно: φς ελαρν больше всех подвергалось метрическому разложению; но все усилия определить его метр доселе остались тщетными. Thierfel. ук. соч. p. 33. 22 Tertul. de carne Christ. с. 17 и 20. De Spect. с. 29. Ad uxor. II, 6. О Непоте у Евсевия Н. Е. VII, 24. Евсевий (II, 17) говорит о терапевтах, что у них были песнопения, написанные рифмами и метрами. Это, между прочим, и побуждает сомневаться в их христианстве пли по крайней мере православии. Филон (de vit Contem. XV) говорит тоже об иудейской секте ессеях, хотя Евсевий сравнивает их в некоторых отношениях с христианами. 23 Sozom. Н. Е. III, 16 говорит: «Ефрем восстал против метров (μτρον). Гармоииия и на напевы       его песней составил другие, согласные с церковными правилами». Также Theodorit. Н. Е. IV, 29. Nicephor. Call. IX, 16. См. Asseman. Bibl. Orient. Т. I. p. 474, Hahn, Bardes. gnost. 1819. Daniel. Thesaur. hymnolog. Т. III. 24 Augustin. Conf. IX, 7. X, 33. Paulin. vit. Ambros. с. 4. Сам св. Амвросий в письме к Авксентию говорит, что он писал гимны ligato sermone и прибавляет: hymnorum quoque meorum carminibus deceptum populum ferunt; plane ne hoc abnuo. Собор Бракаренский I. на западе около 560 г. в XII пр. постановил: ut, extra psalmos... canonicarum scripturarum novi et yeteris Testamenti, nihil poemice compositum in Ecclesia psallatur, sicut et sancti praecipiunt canones. Gerbert, ук. соч. С. 1. p. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Во Франции кор. Людовик IX Святой (1226-1270) ордонансами для парижского суда Шатле (1254) и для земель королевского домена (1258), а затем и для всего королевства (1261) запретил судебный поединок для разрешения споров в уголовных и гражданских делах. Вместо него вводилась практика подачи апелляции королю на приговор любого суда и расследования дел (сбор доказательств, опрос свидетелей). Лит.: Baldwin J. The Intellectual Preparation for the Canon of 1215 against Ordeals//Speculum. Camb., 1961. Vol. 36. P. 613-636; La Preuve. Brux., 1964. Vol. 2; Hyams P. Trial by Ordeal: The Key to Proof in the Early Common Law//On the Laws and Customs of England: Essays in Honor of S. E. Thorne. Chapel Hill, 1981. P. 90-126; L " Aveu: Antiquité et Moyen Âge: Actes de la table ronde organisée par l " École française de Rome, 28-30 mars 1984. R., 1986; Barth é lemy D. Présence de l " aveu dans le déroulement des ordalies (IXe-XIIIe siècle)//Ibid. P. 191-214; idem. Diversité des ordalies médiévales//Revue historique. P., 1988. Vol. 280. N 1. P. 3-25; idem. Ordalie//Dictionnaire du Moyen Âge/Éd. Cl. Gauvard et al. P., 2002. P. 1020-1022; Bartlett R. Trial by Fire and Water: The Medieval Judicial Ordeal. Oxf., 1986; Gauvard Cl. «De grace especial»: Crime, État et société à la fin du Moyen Âge. P., 1991. 2 vol.; K ö bler G. Welchen Gottesurteil ist das Gottesurteil des Mittelalters?//Vom mittelalterlichen Recht zur neuzeitlichen Rechtswissenschaft: Bedingungen, Wege und Probleme der europäischen Rechtsgeschichte: FS f. W. Trusen/Hrsg. N. Brieskorn. Paderborn, 1994. S. 89-108; La Giustizia nell " Alto Medioevo: (Secoli V-VIII). Spoleto, 1995. 2 vol.; Idem: (Secoli IX-XI). Spoleto, 1997. 2 vol.; Ziegler V. L. Trial by Fire and Battle in Medieval German Literature. Rochester, 2004; McAuley F. Canon Law and the End of the Ordeal//Oxford Journal of Legal Studies. Oxf., 2006. Vol. 26. N 3. P. 473-513; Тогоева О. И. Формы судебной клятвы во Франции XIV-XV вв.//Право в средневек. мире. М., 2009. С. 155-166; она же. «Свадьба под виселицей»: К вопросу о функционировании неписаной правовой традиции в средневек. Франции//СВ. 2016. Вып. 76. 3/4. С. 376-391; она же. Liberatus a suspendio: Судебная практика vs лит. сюжет//Казус: Индивидуальное и уникальное в истории - 2017/Ред.: О. И. Тогоева, И. Н. Данилевский. М., 2017. Вып. 12. С. 169-184; Jourdan J. Ordalie, image et sermon après le concile de Latran IV//Cahiers des recherches médiévales et humanistes. P., 2013. Vol. 25: Entre Occident latin et Orient musulman: Image, imaginaire et pratique de l " ordalie. P. 389-404; Carbasse J.-M. Histoire du droit pénal et de la justice criminelle. P., 20143.

http://pravenc.ru/text/2581483.html

489 Fr. Maassen (Sitzungsberichte der Kaiserlichen Akademie der Wissenschaften in Wien. 1881. T. 84. S. 274). 496 PL. LXX. 1337. Некоторые ученые относили этот памятник ко времени консула Палмата, пострадавшего в 222 г. (AcSS. Maius 10, 498). Крауз (Real-Encyclopädie der christlichen Alterthümer/Hrsg. von F. X. Kraus. Freiburg am Breisgau, 1882. Bd. 1. S. 360) предполагает ее подлинность. 500 Wordsworth J. On the Early History and Modern Revival of Deaconesses 11 The Church Quarterly Rewiew. 1899. January. P. 325 (примеч. 3), 327 (примеч. 4). 501 Издан впервые Muratori (Antiquitates Italiae/Ed. L. A. Muratori. Milan, 1741. Vol. V. P. 577) и перепечатан в Magna Bibliotheca veterum Patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum. Coloniae Agrippinae. T. 7. P. 471; у Пиния [X-XI], PL. LXXVIII. 1003 sqq.). Английский перевод (неполный) у Робинсон (Robinson С. Op. cit. P. 203–205). 504 Robinson С. Op. cit. Р. 206 (по Парижской рукописи X в. ср.: Martine II, 99) и по миссалу еп. Эксетерского (1050–1072) Леофрика (Ibid. Р. 207) по Pontifical of Bainbridge, 1508 г.; ср.: The Leofric Missal. Oxford, 1884. P. 216. 505 В Калабрии найдена эпитафия, упоминающая presbytera Leta (Corpus Inscriptionum latinarum. IX, 2, 8079). Собор в Риме 721 г. Правила 1, 2, 15; Hefele К. Op. cit. Bd. 3; Ordines Romani IX, XI (PL. LXXVIII. 1005; 1056); Du Cange D. Glossarium mediae et infimiae latinitatis. Niort, 1883–1887. T. 3. P. 95; T. 6. P. 488sq.; RealEncyclopadie der christlichen Alterthumer/Hrsg. von F. X. Kraus. Freiburg am Breisgau, 1882. Bd. 2. S. 658; Аттон Верчелльский в 8-м письме говорит: «...мы можем считать также пресвитерами и диакониссами (diaconas) тех, которые были замужем за пресвитерами и диаконами до их посвящения и которые после обязаны жить в чистоте» (PL. CXXXIV. 114). 506 II Турский Соб. Правило 13 (Hefele К. Op. cit. Bd. 3; Du Cange D. Glossarium... latinitatis... T. 3. P. 275 sq.). 507 См.: блж. Иероним (PL. XXX. 743, 922), Амброзиастер (PL. XVII. 470), Примасий (PL. LXVIII. 505), Кассиодор (у Абеляра, PL. CLXXVIII. 971), Клавдий Туринский (Ibid.), Седулий Скот (PL. СП1. 123), Рабан Мавр (PL. CXI. 1605), Гаймон Гальберштадтский (PL. CXVII. 503), Аттон, еп. Верчелльский (PL. CXXXIV. 281), Бруно Картезианский (PL. CLIII. 120), Абеляр (PL. CLXXVIII. 267, 572, 971 и др.), Гервей Бордоский (PL. CLXXXI. 806), Петр Ломбардский (PL. CXCI. 1527), толкователь его Петр Пуатьеский (Morinus J. Commentarius de sacris Ecclesiae ordinationibus. Paris, 1655. T. 3. P. 150).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010