332 . Gouma-Peterson Th. The Parecclesion of St. Euthymios in Thessalonicä art and monastic policy under Andronicos II//Art Bulletin. 1976. 58:2. 168–183. 333 . Gouma-Peterson Th. The frescoes of the Parekklesion of St. Euthymios in Thessalonikï patrons, workshops and style//The Twilight of Byzantium: Aspects of Cultural and Religious History in the Late Byzantine Empire. Papers from the Colloquium held at Princeton University, 8–9 May 1989/Ed. Mouriki D. [et al.] Princeton, N.J. 1991. 111–159. 334 . Lake K.//Id. The early days of monasticism on Mount Athos 8 .231). 40–52. 335 . Menthon B. L’Olympe de Bithynie. P. 1935. 163–170. 336 . Papachryssanthou D. La vie de saint Euthyme le Jeune et la métropole de Thessalonique à la fin du IX е et au début du X е siècle//REB 1974. 32. 225–245. Василий Солунский IX в., ученик св. Евфимия Младшего Соч.: см. 8 .330 (сост Василием Житие Евфимия). 337 . АП 8 .314). 1. 227. Афанасий Афонский BHG 187–191f; CSGL 03509; RF II, 415–416; TLG 3265, 5061; DHGE 4, 1376–1379; ThEE 1, 509–515 Хв. Жития, составленные Афанасием Лавриотом (CSGL 03509; RF) и Анонимом, и служба 338 . АП 8 .314). 2. 5–50. 339 . Житие преп. и богоносного отца нашего Афанасия Афонского , основателя общежития на Афоне. 1 СПб. 1866. ? М. 1879. 48. 5 М. 1887. 51. 6 1894. 7 1901. 8 М. 1908. 63. 340 . Св. Афанасий Афонский , основатель общежития. СПб. 1867. 341 . Житие преп. отца нашего Афанасия Афонского . Изложено на русском языке по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского . М. 1909. 31. 342 . Помяловский И. В. Житие преп. Афанасия Афонского . По рукописи Московской Синодальной библиотеки 398=242/CCXIX. [Греч. текст]. СПб. 1895. 137. [BHG 187]. Соколов И.//ВВ 1896. 3. 644–662. 343 . Vitae duae antiquae sancti Athanasii Athonitae/Ed. Noret J.//CCSG Turnhout 1982. 9. CLIII, 249. Текст: 3–124 [TLG 3265/1]; Vita anonyma sancti Athanasii Athonitaë 127–213 [=TLG 5061/1.] [Лучшее критич. изд.] Irigoin//REG 1984. 97. 586; Coulie//Scriptorium. 1984. 38. 173–175; Rosenqvist J. O.//BZ 1983. 76. 341–343.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

latin., ed. ALV, XX, 1, p. 286, 287). 15 Постановл. Апост. кн. VIII, гл. 34, в русск. перев. И. Н. Казань, 1864, стр. 294, 295. – Сн. Canones Hippolyti XXI, 217–219, XXV, 223 – XXVII, 245; Aegyptische Kirchen Orannag, 30, 32 (de Lagarde) (Ache1is, Die ältesten Quelten des orientalischen Kirchenrechtes. Erstes Buch. Die Canones Hippolyti. In: Texte und Untersuchungen von Gobbardt und Harnack, Bd. VI Heft 4. Leipzig 1891, S. 122, 124–133). – Testamentum Domini nostri Jesu Christi (edidit I. Rahmani. Moguntiae 1899) lib. I c. 22 cf. lib. II c. 24. 16 Это мнение разделяют, например, Bona (De divina psalmodia. 1677. Cap. VI, pag 197, 198), Binghamus (Origines sive antiquitates ecclesiasticae, vol. V Halao 1727. Lib. XIII cap. IX § 10 pag. 311). – Иначе думают Binterim (Die vorzüglichsten Denkwürdigkeiten der Christ-katolischen Kirche. Bd. IV, Th. I. Mainz 1827, S. 368–370), Suarez (De horis canonicis. Cap. V 8. Migne, Theolog. curs. compl. T. XVIII col. 47, 48). 19 Дмитриевский , А. «Описание литургич. рукописей». Т. П Εχολγια, Киев 1901, стр. 35. – Тураев, «Часослов эфиопской церкви», Спб. 1897, стр. 35 (Записки Императ. Академии Наук, по историко-филологич. отделению. Т. I, 7). 21 Canones Hippolyti XXV § 223, 223–238 XXVII § 244, 245. Ägypt. КО. c. 60, 62 (Achelis, Canones Hippolyti, S. 124–133) – Василий В. Правила, простр. излож. Ответ на вопр. 37 («Творения», изд. Москов. Дух. Акад. Т. IX, ч. 5, Москва 1858, стр. 178–180). 30 Паломничество по святым местам конца IV века – Peregrinatio ad loca sancta saeculi IV exeuntis – гл. 34 («Правосл. Палест. Сборник», вып. 20-й т. VII, п. 2. Спб. 1889, стр. 39, 139, 140). 40 Canones Hippolyti XXV, 233–238 XXVII 244, 245. Ägypt. КО. c. 62 (Achelis, Canones Hippolyti, S. 124–133). 41 След. Псалтирь. M. 1898, л. 2. – Сн. «Известие учительное» в Служебнике. – Симеон Солунский , Разговор о св. священнодействиях и таинствах церковных, гл. 263, 264 (Писания св. отпев и учителей церкви, относящ. к истолков. правосл. богослужения, т. II, Спб. 1856, стр. 398–401). 43 Binmerim, Op. cit. IV, I, S. 355: Mamuminumзive laudes pro hoc cantatur, quia Dominus mane surrexit. Et dixit Evangelista: prima autem sabbathi Maria Magdalena venit mane, cum adhue tenebrae essent, tertia die resurrexit, quae lucescit ad prima sabbathi. Quia et angeli et homines et aves quae jussit super terram, omnes in illa hora Deum collaudant, et tune animas justorum, qui in inferno erant, in ipsa resurrectione liberavit, quia mane surrexit. Prima autem pro quid cantatur? quia tune fuit concilius datus contra filium Dei, quomodo cum perderent judaci. – Cf. Canones Hippolyti XXVII 244–245; Ägypm. КО. c. 62 (Achelis S. 131–133); Testamentum II, 24. 44 Binterim, IV, 1. S. 356. – Cf. Peregrinatio, 24; hora decima – quod appellant hie licinicon, nam nos dicimus lucernaie (Пр. Палест. Сборник, в. 20 стр. 39). 49 Св. И. Златоуст, «Творения» в русск. переводе, т. IV, кн. 2, Спб. 1898 (изд. Спб. Дух. Акад.), стр. 819. Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Thesis, University of Virginia, 1979); Χαρ Κωνσταντινδη, Μελισμς (Θεσσαλονκη: Εκδοτικς οργανισμς Π. Κυριακδη, 2008); Marie-Hélène Congourdeau, «L’enfant immolé. Hyper-réalisme et symbolique sacrificielle à Byzance», in Pratiques de l’eucharistie dans les Églises d’Orient et d’Occident (Antiquité et Moyen Âge), N. Bériou, B. Caseau, D. Rigaux (eds.), 1 (Paris: Institut d’Études Augustiniennes. 2009), 291–307; and the literature indicated in these publications. 65  See Veselovsky, Studies..., chapter XXI; Tunitsky, «Ancient Tales about the Miraculous Appearances of the Christ Child...»; Alexander Yatsimirsky, «Concerning the History of Apocrypha and Legends in the South Slavonic Literature, IX: Stories about the Eucharistic miracle» [original title in Russian: Яцuмupckiй А.И. , Къ ucmopiu апокрифовъ и легендъ въ южно-славянской письменности, IX: Ckaзahiя объ эвхаристическомъ чуд], in Uзbcmiя Omдлehiя русскаго языка и словесности Императорской Akaдeмiu наукъ 15/1 (1910), 1–25; Congourdeau, «L’enfant immolé...». 66  Cf. Jean-Claude Guy, Recherches sur la tradition grecque des " Apopthegmata Patrum« (SH 36, Bruxelles: Societe des Bollandistes, 1962), 172–175. 67  This was first noticed by Tunitsky, «Ancient Tales about the Miraculous Appearances of the Christ Childs...», 207–212, but he had no Greek text of Pseudo-Gregory. 68  Most probably, the composer of the Pseudo-Gregory’s treatise simply omitted the word μεγαλεον, being unaware of its meaning. 69  Ed. by Franois Nau, «Le texte grec des récits utiles à l’âme d’Anastase (le Sinaïte)», in OC 3 (1903), 56–90; here pp. 71–75. 70  Or even a tertiary one, since Apophthegmata Patrum 18.48 – the direct source of Pseudo-Gregory’s commentary – is itself, as I suppose, a secondary compilation, dependent on Apophthegmata Patrum 18.4 and Narratio 52 by St. Anastasios of Sinai. 72  See the detailed descriptions of three churches in Yaroslavl’, those of John the Baptist, of the «Theodorovskaya» Mother of God and of the All-Merciful Saviour, where such images are present: Nicholas Pokrovsky, The Wall Paintings in the Old Greek and Russian Churches [Nokpobckiй Н., Стнныя росписи въ древнихъ храмахъ греческихъ и русскихъ] (Moscow: Tunorpaфiя Э.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

98 Евсевий. Церк. Ист. VII кн. IX гл. 5-е послание Дионисия к Римскому еп. Сиксту. Рус. пер. стр. 406–7. 109 Евсевий. Церк. Ист. VII кн. IX гл. 5-е посл. Дионисия Александр. к Сиксту еп. Римск. Рус. пер. 406–7. 117 Феодорит. Блаж. Твор. в русск. пер., ч. 7-я, стр. 249. Толков. на XI гл. 27 стр. 1 посл. Корф. 122 Migne, Theolog. C. compl. T. 20 стр. 260. Beda enerabilis. Histor. angl. eccles. lib 4 c. 24. 123 Христ. Чт. 1900, март, 364 статья gp. Петровского: «История чина причащения в Вост. и Запад. Цер.» 128 Augustini, sermo 229 de Tempore, y Augusti, Denkwürdigk. III, 241 стр. (Эта речь приписывается иногда Цезарю Арелатскому). 129 Suizeri, Thesaurus Ecclesiasticus et Partibus Graecis, Tomus Alter, p. 1119 и Augusti, Denkwürdigk. VIII, 241. 135 Rossi, De titulis Chr. Carthageniensibus Spicilegium solesmensac 1858 g. t III, 565. Рисун. cbrol. tab. 1 fig. 3. Срвн. «Православный Собеседник» 1869 г. 2 ч. статья Бердникова: «О символических знаках и изображениях на христианских памятниках,» стр. 350. 136 «Эта живопись, говорит проф. Покровский, относится к веку». См. очерки памятников православной иконографии и искусства. В. 1-й, стр. 51. СПБ. 1893. 142 Покровский. Очерки памятников иконографии 1893 r., 11. 2-й, 169 стр. срв. его же: «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийской и русской.» Труды VIII археолог. съезда в Москве. 1890 г. стр. 277 и далее. 144 Doppert. Repertorium fur Kunstwissenschaft. Abendmahl, Christi, in der bildenden Kunst XVIII В. 5. 349–52; 364–5. y Петровского. «Xp. Чт.» 1900 г. Март, стр. 365. 149 Doppert. Abbildungen iu Repertoriüm fur Kunstwissenschaft B. 18, 5. 365–7; см. y Петровского, ibid., стр. 367. 150 Martene. De antiquis Ecclesiae ritibus 1 t. p. 156 и Migne, 77 t. Dialog, lib. III, c. III, y Петровского. 151 Никифор. Церк. Ист. кн. 13, гл. 7; y Дмитревского: Историч., догмат. и таинст. изъясн. литург., стр. 98. 154 Красносельцев. Сведен. о некотор. литургических рукописях Ватиканской библиотеки. Казань. 1885 г. стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

30, 1950, стр. 14–41. Ditt. Syll. 577; 578. Id. 578, 9. Терракоты, представляющие школьниц: Ε. PottierS. Reinach, Myrina, pl. 33, 4; P. Graindor, Terres cuites de l’Egypte gréco-romame ( Труды словесного факультета Universite de Gand, 86), 54, стр. 135–136, pl. 20; C. Léguer, Terres cuites antiques , I, pl. II, 4, 5; A. Cartault, Deuxième collection Lécuyer , pl. LIX, II; F. Winter, Die antiken Terrakoten , I, II, стр. 123, 6–7; 124, 1, и т. д. P. Glessen 85. Παιδαγωγεον (Dem. Cor. 258): зал ожидания для педагогов (К. F. Hermann, Cramer)? Нет — простой синоним для διδασκα-λεον, зала для классных занятий (ср. Poll. IX, 41): Р. Girard, L’Education athénienne , стр. 102. Anth. IX, 174, 5. Plat. Prot. 315 c; 325 e; Dem. Cor. 258. Her. Did. 97; 71 E; Ath. VIII, 348 D. Call. Epigr. 48. DL. X, 4. О помощнике учителя, ποδιδσκαλος, ср. L. Grasberger, Erziehung und Unterricht , II, стр. 144–145. Классический тип духовного училища (в том числе и в России) предполагает, что функции конкретной работы с учениками (в частности, проверка устных и письменных домашних заданий) возлагается на старших и лучших учеников, так называемых авдиторов (auditores). В XVIII веке это практиковалось и в светских учебных заведениях (например, Академическая гимназия при Императорском Московском университете). — Прим. переводчика. Dem. Cor. 258. DL. X, 4. Ath. IV, 184 C. Cic. Tusc. III, 27; Tr. р. XXI, 5. Luc. Menipp. 17. FCG. IV, 698, 375. О заработной плате школьного учителя см. С. А. Forbes, Teacher’s pay in ancient Greece , Lincoln (Nebraska), 1942. Ditt. Syll. 577, 52–3. Фонд Политра (Ditt. Syll. 578) предусматривает три класа, чьи наставники получают соответственно 600, 550 и 500 драхм в год. Я беру эту последнюю цифру как представительную для назначенного наставнику жалованья, поскольку два прочих класса относятся, как мы увидим, к средней школе. Id. 578, 11; 20–21. Her. Did. 8–11. Th. Char. 30. Ditt. Syll. 577, 43–49. Id. 775, 4. От учителя требуется только известная моральная компетентность, собственно педагогической придается мало значения: в том же ключе L.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

P. 194, 208-209). В испано-мосарабских богослужебных книгах сведения о почитании К. отсутствуют. Сведения ранних италийских источников позволяют предположить, что в Италии почитание К. утверждалось под римским влиянием и первоначально не имело широкого распространения. Так, в арианском сборнике проповедей (IV-V вв.) есть гомилия в день памяти св. Киприана Карфагенского, но не К. (Scripta Arriana Latina/Ed. R. Gryson. Turnhout, 1982. P. 80-82. (CCSL; 87)). Литургические указания для 14 сент. отсутствуют в лекционариях VI-VII вв. из Неаполя и Капуи (см.: Liber comicus sive Lectionarius missae quo Toletana Ecclesia ante annos mille et ducentos utebatur/Ed. G. Morin. Maredsoli, 1893. P. 426-444). В Мраморном календаре из Неаполя (IX в.), созданном под влиянием визант. традиции, под 14 сент. указано празднование в честь Киприана и Воздвижения Св. Креста ( Delehaye H. Hagiographie napolitaine//AnBoll. 1939. T. 57. P. 33). В календарях из аббатства Монте-Кассино и монастырей Кампании поминовение К. появляется лишь с VIII в. (Die ältesten Kalendarien aus Monte Cassino/Hrsg. E. A. Loew. Münch., 1908. S. 28-29). Тем не менее в 60-х гг. VI в. изображения К. и Киприана были включены в мозаичную композицию «Процессия мучеников» в базилике Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне. В составе процессии изображены мученики, почитавшиеся в Риме, Равенне и Медиолане (ныне Милан) (см.: Jounel P. L " iconographie de Ravenne: Sa signification liturgique//LMD. 1984. T. 158. P. 81-82; Mauskopf Deliyannis D. Ravenna in Late Antiquity. Camb.; N. Y., 2010. P. 167-168). О связи между распространением почитания К. и богослужением рим. обряда свидетельствуют данные амвросианских литургических книг. Так, в Сакраментарии из Бергамо (IX в.) приведен проприй мессы в честь К. и Киприана, в котором 4 из 5 молитв восходят к римскому Веронскому Сакраментарию (Codex Sacramentorum Bergomensis/Ed. P. Cagin. Solesmes, 1900. P. 131). В «Sacramentarium Triplex» (X в.) бóльшая часть текстов составного проприя под 14 сент. также имеет рим. происхождение, но к ним добавлена амвросианская «месса епископу и мученику Киприану» (Zürich. Zentralbibl. C 43. Fol. 199v-200v).

http://pravenc.ru/text/2458665.html

51 Pseudo-Ignatius . Epistola ad Philadelphienses. 4. 8.//Monumenta…, p. 33; CA VIII. 25; III. 1. 5; 7. 6; CA III. 1. 4; Did. III. 1. 3. 52 Послание святого Игнатия к филиппийцам. 4.; Ps.-Ign . Ep. ad Tarsenses. IX. 1.//Monumenta…, p. 33. 53 Ps.-Ign . Ep. ad Philippenses. XV. 1.//Monumenta…, p. 33. 54 Лукиан . О смерти Перегрина. 12.// Лукиан из Самосаты . Избранная проза. М., 1991. 55 Orig . Homilia in Lucam. XVII. 10. (2). Origune . Homelie sur S. Luc.//SC 87. Paris, 1962, pp. 260–262. 56 Ориген . О молитве. 28.// Ориген . О молитве и увещание к мученичеству. СПб., 1897, с. 124. 57 Orig . Homilia in Isaiam. VI. 3. Origenes . Opera omnia. T. 3//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Eg. Migne J.–P. (далее PG.). T. 13, cols. 241–242. 58 Климент Александрийский . Педагог. III. 12. 97.// Климент Александрийский . Строматы. Ярославль, 1890, стб. 335. 59 Тертуллиан . Об увещании к целомудрию. 11. 2.// Тертуллиан . Избранные сочинения. М., 1994. 60 Tertullianus . De pudicitia. 13. 7. Tertullien . La pudicimй. T. 1//SC 394. Paris, 1993. 61 Тертуллиан . Послание жене. I. 4. 8; 7. 4.// Тертуллиан . Избранные сочинения. 62 Tert . De virginibus velandis. 9.//Monumenta…, p. 42. 63 Statuta Ecclesiж antiqua, can. 12.//Monumenta…, p. 43. Этот канонический памятник включал в себя постановления 4 Карфагенского собора (398 г.). 64 Canones apostolorum ecclesiastici, can. 21.//Monumenta…, p. 6. 65 Hippolytus . Traditio apostolica, can. 10. 66 Ерм . Пастырь. Подобия. 9. 27. 2. 67 Евсевий Памфил . Церковная история. VI. 43. 11. М., 1993. 68 Ерм . Пастырь. Видения. 2. 4. 3. 69 Marucci O . Epigrafia Christiana. Milano, 1910, 246. 70 Ibid. 490. 71 3 Concilium Aurelianense (538 г.), can. 16. Les canons des Conciles mйrovengiens (VI–VII siucles) T. 1//SC 353. Paris, 1989, p. 246. 72 В традиционном русском переводе необоснованно стоит “жены их (то есть вышеназванных диаконов – А. П .)”. 73 То, что в 11 ст. речь шла о женщинах, исполнявших какие-то диаконическое служение, считали многие исследователи, см., например, Gryson R . Op. cit., pp. 30–31; Kalsbach A. Op. cit., S. 11. Основная аргументация данного мнения: если в 11 ст. упоминаются жены диаконов, то перед этим стихом необъясним пропуск ап. Павлом супруг епископов, а если “жены” — это супруги и диаконов, и епископов, то упоминание их странно, поскольку к ним прилагаются те же эпитеты, что и к диаконам, и наконец, это место будет совсем непонятным, если предположить, что ап. Павел говорил о женщинах вообще.

http://azbyka.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-ra...

Послание святого Игнатия к филиппинцам. 4.; Ps.-Ign. Ер . ad Tarsenses. IX. 1.//Monumenta…, p. 33. Ps.-Ign. Ер . ad Philippenses. XV. 1.//Monumenta…, p. 33. Лукиан. О смерти Перегрина. 12.// Лукиан из Самосаты. Избранная проза . М , 1991. Orig. Homilia in Lucam. XVH. 10. (2). Origene. Homelie sur S. Luc.//SC 87. Paris , 1962, pp . 260-262. Ориген. О молитве. 28.// Ориген. О молитве и увещание к мученичеству. СПб., 1897, с. 124. Orig. Homilia in Isaiam. VI. 3. Origenes. Opera omnia. T. 3//Patrologiae cursus completus. Series Graeca/Eg. MigneJ.-P. ( далее PG.). T. 13, cols. 241-242. Климент Александрийский. Педагог. III . 12. 97.// Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1890, стб. 335. Тертуллиан. Об увещании к целомудрию. 11. 2.// Тертуллиан. Избранные сочи­нения. М., 1994. A TertuWanus. De pudicnia. 13. 7. Tertullien. La pudicite. T. 1//SC 394. Paris, 1993. Тертуллиан. Послание жене. I . 4. 8: 7. 4.// Тертуллиан. Избранные сочинения. Tert . De viiginibus velandis . 9.//Monumenta …, p . 42. Statuta Ecclesiae antiqua, can. 12.//Monumenta…, p. 43. Этот канонический памятник включал в себя постановления 4 Карфагенского собора ( 398 г .). Canones apostolorum ecclesiastici, can. 21.//Monumenta…, p. 6. Hippolytus. Traditio apostolica, can. 10. Ерм. Пастырь. Подобия. 9. 27. 2. Евсевий Памфил. Церковная история. VI . 43. 11. М ., 1993. Ерм. Пастырь. Видения. 2. 4. 3. 1 Marucci О. Epigrafia Christiana . Milano, 1910, 246. Ibid. Concilium Auielianense (538 г.), can. 16. Les canons des Conciles merovengiens (Vl-VII siecles) T.//SC 353. Paris, 1989, p. 246. B традиционном русском переводе необоснованно стоит «жены их (то есть вышеназванных диаконов – А. П.)». То, что в 11 ст. речь шла о женщинах, исполнявших какие-то диаконическое служение, считали многие исследователи, см., например, Gryson R . Op . cit , pp . 30—31; Kalsbach A . Op . cit ., S . 11. Основная аргументация данного мнения: если в 11 ст. упоминаются жены диаконов, то перед этим стихом необъясним пропуск ап. Павлом супруг епископов, а если «жены» — это супруги и диаконов, и епископов, то упоминание их странно, поскольку к ним прилагаются те же эпитеты, что и к диаконам, и наконец, это место будет совсем непонятным, если предположить, что ап. Павел говорил о женщинах вообще.

http://pravmir.ru/zhenskoe-sluzhenie-v-r...

909 См. предисловие к изданию сирийского текста послания Софрония к Аркадию Кипрскому: Lettre de Sophrone de Jérusalem à Arcadius de Chypre/Ed. par M. Albert et Chr. Schönborn//Patrologia orientalis. T. 39. Fasc. 2. Brepols, 1978. 179. P. 5–20; GarriguesJ.M. La Personne composée du Christ d’après Saint Maxime le Confesseur//Revue Thomiste. 1974. T. 74. P. 185–187. 910 Чичуров И. С. Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции (IV – начало IX в.)//Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1981 год. М., 1983. С. 5–146. 915 К.Х. Утеманн (Uthemann К.-Н. Op. cit. S. 70) ссылается на подобное исследование – диссертацию католического ученого Р. Браке, защищенную в Лувенском университете в 1980 году, но она нам, к сожалению, недоступна. 919 Haldon J.F. Ideology and the Byzantine State in the Seventh Century. The «Trial» of Maximus Confessor//From Late Antiquity to Early Byzantium: Proceedings of the Byzantinological Symposium in the 16 th International Eirene Conference/Ed. by V. Vavrinek. Praha, 1985. P. 87–91. 921 La Narratio de rebus Armeniae. Édition critique et commentaire par Gérard Garitte/Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Vol. 132. Subsidia. T. 4. Louvain, 1952. 922 Winkelmann F. Die Östliche Kirche in der Epoche der christiologischen Auseinanersetzungen (5 bis 7 Jahrhundert). Berlin, 1980. S. 98. 923 Histoire de l’Église depuis les origines jusqu’à nos jours/Ed. par A. Fliche et V. Martin. T. 4. Paris, 1937. P. 299–320. 925 McGuckin J.M. The «Theopaschite Confession» (Text and Historical Context): A Study in the Cyrilline Re-interpretation of Chalcedon//The Journal of Ecclesiastical History. Vol. 35.1984. P. 239–255. 926 Оксиюк М.Ф. Теопасхистские споры. Отд. оттиск из Трудов Киевской Духовной Академии. Киев, 1913. С. 3–4. 927 Glaizolle G. Un empereur théologien. Justinien, son rôle dans les controverses, sa doctrine christologique. Lyon, 1905. P. 54–55. 928 Lebon J. Le monophysisme sévèrien. Louvain, 1909. P. 443–465; Idem. La christologie du monophysisme syrien//Das Konzil von Chalkedon. Geschichte und Gegenwart/Hrsg. Von A. Grillmeier und G. Bacht. Bd. I. Würzburg, 1961. S. 553–565.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

257 Модий – римско-византийская мера объема и веса. Римский модий равнялся 8, 7 литра, византийский колебался в пределах 9–18, 5 литра. Морской модий составлял 17,084 литра. Малый модий весил 6,528 кг, большой модий (сатон) – 9, 792 кг. Обычно модий достигал 7,4–7,5 кг. Аннонный модий, применявшийся при сборе налогов, составлял 11, 389 литра или около 10 кг. Какой модий имел в виду Мартин, сказать трудно. Скорее всего, речь шла либо об обычном модии величиной около 7,5 кг., либо об аннонном, и тогда 3–4 модия равнялись 22,5–30 кг или превосходили 40 кг. Следовательно, за номисму папа мог обеспечить себя при экономном расходовании 3 фунтов, то есть килограмма хлеба в день, примерно на три-четыре недели. 258 Указанная Мартином I цена не столь «чудовищна» и непомерно велика, как представляется историкам (cp.: Durliat J. De la ville antique a la ville byzantine. Le probleme des subsistances. – Rome, 1990. – P. 229, 502). Ha деле она лишь в два раза превосходила среднюю цену на зерно, обычно существовавшую в Империи (ср.: Сорочан С. Б. Византия IV–IX веков... – С. 371–373). К тому же ссыльный наверняка преувеличивал свои траты, следуя законам жанра письма-прошения, дабы вернее расчитывать на «субсидии» (expensae) со стороны своих приверженцев в Константинополе и Равенне. 259 Имеется в виду тогдашний папа Евгений I (654–657) и римские священнослужители, клир римской епископии. Находясь в Константинополе, Мартин I не знал об избрании в Риме своего преемника. Вероятно, об этом ему сообщил кто-то из его корреспондентов в письме в Херсон. Будучи реальным политиком, Мартин понимал, что не сможет управлять церковью из Херсона и спокойно воспринял избрание нового понтифика. 260 Это пояснение указывает на то, что какое-то внимание со стороны Римской церкви и ее главы Мартин I все же ощутил, но, видимо, оно не вышло за рамки обычного участия и выражений соболезнования по поводу плохого состояния здоровья. Похоже, предыдущая история научила римского понтифика с почтением и осторожностью смотреть в сторону молодого, 24-летнего, но жестокого, крутого императора. В сложившейся ситуации отношения с Мартином лучше было не афишировать и тем более торопиться с оказанием ему материального попечения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010