75 Christum sequentes, Christo renatos, sanctus iungit spiritus. Согласно Викторину, спасение людей совершается в два этапа: благодаря их возрождению через веру во Христа и крещение, а затем благодаря просвещению и одухотворению тайным внутренним действием Св. Духа; см. ниже Hymn. I 7274, а также: Adv. Ar. IV 17.2018. 10, и выше, примеч. 3, 6465. 77 Ср. Рим. 11:36 ; 1Кор. 8:6 ; Кол. 1:15–20 . Эту всеобъемлющую роль Сына-Логоса в творении Викторин в другом месте поясняет так: «Христос есть Слово (λγος) и Слово (λγος) есть Причина бытия всех сущих (causa est ad id quod est esse his quae sunt), о чем сказано вот каким образом: В Нем создано все … и Им создано … и в Нем создано. Ведь Слово (λγος) есть причина бытия сущих (causa ad id quod est esse his quae sunt) и также Вместилище (receptaculum) тех сущих, которые в Нем существуют. Поскольку же все в Нем, само Вместилище исполнено всеми сущими и Само есть полнота (plenitudo), и по этой причине все Им (per ipsum), и все к Нему (in ipsum) и все в Нем (in ipso)» (Adv. Ar. I 24. 4148). 79 Progressu suo longitudo et latitudo patris est. Ср. Еф. 3:18 . Ср. Adv. Ar. III 10.311; IV 17.2629. Согласно Викторину, Бог Отец есть «высота» (altitudo, см. выше) и «глубина» Сына (profundum, см. следующую строку, Hymn. I 72, и примеч. 80), поскольку в Отце как первом и абсолютном Едином Сын вечно пребывает сокрытым – в Его внутренней Потенции и непроявленном Бытии. Сын же есть «долгота и широта» Отца, поскольку Он рождается от Него как направленный вовне и вовнутрь Акт жизни и мышления, подобно тому как из центра окружности происходят радиусы и затем образуют совершенную сферу, являющуюся расширением и продолжением центральной точки (см.: Adv. Ar. I 60.128; ср.: Plotin. Enn. VI 8.18). О том, что Бог или Божественная сущность (Dei substantia) имеет четыре «измерения» (omnia quanta, Dei altitudinem, longitudinem, latitudinem, profundum), которые следует понимать не как пространственные, а как метафизические или духовные, Викторин упоминает в Adv. Ar. I 21.4048.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

Ar. I 58.1–3). «Это движение, будучи одним, есть Жизнь и Премудрость (et vita et sapientia), т.е. Жизнь, обратившаяся в Премудрость (vita conversa in sapientiam), скорее же [вернувшаяся] в Отчее существование, а еще точнее, как бы обратным движением [вернувшаяся] в Отчую потенцию (retro motae motionis in patricam potentiam) … И Жизнь – это нисхождение (descensio enim vita), а Премудрость– это восхождение (ascensio sapientia); и Оба Они – Дух, Два в одном» (Adv. Ar. I 51.15–28). Ср. также: De gen. 31.3–13; Adv. Ar. II 2.31–32; III 8.42–43; IV 16.2526. Если же Викторин иногда отождествляет Премудрость с Сыном (см. ниже: Hymn. I 60, а также: Adv. Ar. I 41.4243; I 47.3739; I 60. 12; III 10. 5; IV 18. 37), то он делает это исходя не столько из библейских текстов (см., например, 1Кор. 1:24 ; Притч. 8:22 ), сколько из принципа Божественной простоты и представления о Сыне и Св. Духе как Диаде – двух аспектах единой реальности или единого движения, см.: Adv. Ar. I 49.1–8; I 51. 1–43; I 54.3–6; I 57.19; III 8. 2542; III 18.11–19 и др.; см. также: [Фокин. 2007. С. 116117; Фокин. 2014. С. 401402, 414415]. Princeps ac simplex vivere. Этот первичный, простой, внутренний жизненный Акт, тождественный чистому Бытию, есть Бог Отец, Который в причинностном отношении предшествует Жизни и Премудрости (Сыну и Духу) как формам этого Акта. Доказательству этого посвящены первые десять глав четвертой книги «Против Ария», где Викторин, в частности, пишет: «Бог есть жизненный Акт (vivere), причем такой, который есть наивысший, первый, источниковый и изначально первичный (summum, primum, fontaneum, principaliter principale) … Этот жизненный Акт первичен (primum vivere); он живет благодаря саму себе (a semet ipso vivere) и предшествует всему, и даже самой Жизни (ante ipsius vitae vivere). Действительно, Он есть действующий, причем вечно действующий (semper agens), действующий без всякого начала [действия], действующий независимо от действия, чтобы действие не представлялось как бы началом для действующего; напротив, это Действие (actio) было рождено, или осуществилось, или излилось благодаря деянию Действующего (agentis opere).

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

174 Данное утверждение по форме напоминает модалистические доктрины Праксея или Савеллия. Как представляется, Викторин имеет здесь в виду, что Сын как Божественное действие изначально тождествен Отцу как Божественному Бытию; однако Он стремится проявить Себя как действие и в этот «момент» рождается в качестве Сына, отличая Себя от Отца–Бытия. другими словами, речь здесь идет о тождестве Отца и Сына по сущности, т. е. об Их единосущии, поскольку действие в Боге единосущно (μοοσιον) его Бытию, которое есть сама сущность Бога (см. ниже, § 23). 175 Согласно Викторину, в Боге все «слитно и просто» (simul et simplex); в Нем не может быть качеств или атрибутов, которые не суть само его бытие; в Боге нет «иметь», но есть только «быть» (см.: ниже, § 22, 23, 28, 29; а также Adv. Ar. I 4. 11–15; II 1. 28–32; III 1. 19–30; III 2. 52–55 и др.). Данное представление Викторин скорее всего заимствовал у Плотина (см.: Plotin. Enn. II 6.1; Enn. V 3. 12; VI 7. 17; VI 7. 41; VI 8. 7–8; VI 8. 12–13; VI 8. 15; VI 8. 21 и др.). 176 Simplex enim illud unum et unum et solum semper. Т. е. Бытие есть то же, что и единое (об истоках этого представления у Порфирия см. выше, § 14, примеч. 131). 180 circa Deum. Ин. 1:1 . Буквально выражение circa Deum означает «рядом с Богом», «вблизи Бога»; однако у Викторина предлог circa часто означает «в», «внутри» (ср.: Adv. Ar. IV 30. 34–36), что и разъясняется ниже. 183 in Dei exsistentia. В данном случае мы переводим лат. термин exsistentia («существование») как «существо», т. е. внутренняя суть, сущность, хотя Марий Викторин иногда проводит различие между сущностью и существованием. См.: Adv. Ar. II 4. 11–22. 184 secundum virtutem. вероятно, имеются в виду различные модусы Божественной потенции: Отец есть сокрытая, неявная потенция, а Сын – активная и проявленная потенция (см. выше, § 17). 185 Ср.: Adv. Ar. I 57. 17. о невозможности говорить о временнóй последовательности в отношении умопостигаемого и о вневременном (χρνως) характере рождении Ума от Блага см., например, Porphyr. Hist. Phil. 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

2007. С. 139141, 144148]. 66 Ср. 1Кор. 1:24 . О Христе как Премудрости, с которой у Викторина чаще всего соотносится Св. Дух– «сокрытый Христос», см.: Adv. Ar. I 41. 4243; I 47. 3739; I 60. 12; III 10. 5; IV 17. 31; IV 18. 37 и др. 68 Ср. Ин. 16:1315 . Этот библейский аргумент Викторин использует для доказательства того, что Сын и Св. Дух обладают единой сущностью с Богом Отцом, так же как жизнь и мышление тождественны по своей сущности (субстанции) и совпадают с ней вследствие принципа Божественной простоты; см.: Adv. Ar. I 12. 114. 1; II 7. 1521; III 8. 4453; IV 16. 1629; IV 18. 813 и др. 69 Christus me us inter parentem et sese alterum Spiritum. Слово medius («средний») является конъектурой издателей (см.: CCSL. Vol. 83.1. P. 288; Locher. 1976. P.174); впрочем, без этой конъектуры текст имел бы тот же самый смысл: «Так мой (meus) Христос, находящийся между Родителем и отличным от Него Самого Духом…». О срединном положении Сына как Божественной Жизни, находящейся между Бытием (Отцом) и Мышлением (Св. Духом), см.: Adv. Ar. I 56.19–20 (medius in angulo Trinitatis); III 15.3233 (medius λγος, id est Iesus); см. также: [Фокин. 2014. С. 417 418]. О Св. Духе как «ином Утешителе», отличном от Сына, см.: Adv. Ar. III 16.16; Hymn. III 256. 70 Implet parentem dum esse praestat omnibus. В другом месте Викторин следующим образом поясняет эту порождающую функцию Логоса: «Слово как Слово существует для того, чтобы давать бытие чему-то иному (ut aliud esse constituat) … Слово (λγος) есть Отец и Родитель всего (pater omnium et generator), и через Него все начало быть и без Него ничто не начало быть» (De gen. 18.36). 71 Atque esse cunctis vita est. Наделение всех сущих бытием (esse) посредством творческого нисхождения Логоса в мир (как умопостигаемый, так и чувственный) Викторин рассматривает как излияние Божественной жизни (vita) во все сотворенное, которое характеризуется постепенным убыванием совершенства, см.: [Фокин. 2007. С.133135], а также выше, примеч. 7. 73 Iungit ac salvat omnia. О связующей и сохраняющей функции Логоса в универсуме см. выше, примеч. 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

48 Deusque sit vita substantia. О тождестве в Боге сущности и жизни, основанном на доктрине Божественной простоты, см. ниже, Hymn. I 5052 и примеч. 55. 49 una substantia. Аргумент Викторина выглядит следующим образом: 1) Христос есть Логос; 2) Логос есть Жизнь; 3) Бог Отец есть живой, т.е. обладает жизнью по Своей сущности; 4) Он порождает Жизнь, которая есть Логос и Христос и которая также тождественна сущности; 5) Следовательно, Логос и Бог обладают одной и той же сущностью, т.е. единосущны. Другие доказательства единосущия Сына Отцу, основанные на понятии о Нем как Жизни, см.: Adv. Ar. I 41. 18,5058; I 42. 141; III 8.510; IV 1. 12. 24; IV 10.1544 и др. 50 Semper et alter simul. Другой вариант перевода: «всегда иной вместе [с Ним]». Согласно Викторину, выражение «[быть] всегда вместе» (semper simul) – это одно из трех возможных значений греческого термина μοοσιος. См.: Adv. Ar. Adv. Ar. II 12.26–29; IV 10.3136; IV 29.3738; о других значениях этого термина см.: [Фокин. 2007. С. 114; Фокин. 2014. С. 413]. 52 Fons tamen manet. «Источник» – это Бог Отец, Который является источником как по отношению к Сыну (через Его рождение), так и ко всем остальным сущим (через их сотворение). Ср.: «Иной – это Отец, и иной – Сын, ведь Отец – это Источник Сына (filii fons), а Сын подобен реке, которая вытекает из источника (ut flumen quod excurrit ex fonte, Adv. Ar. IV 31.3435; cp. I 13.1113; IV 14.6); см. также ниже, Hymn. I 4849, и примеч. 53. 53 Semper discurrit, spargens vitas, missus ut flumen filius. О том, как Сын, Логос и Сила Божия, в своем творческом действии (actus, operatio) и движении (motus) проницает все уровни вселенной, порождая и оживотворяя их, Викторин говорит неоднократно. См., например: «Сын – это деятельная Сила (potentiam activam), [произошедшая] от Отчей потенции, все порождающая и творящая, сущность существования всего, и рождение, и возрождение, поскольку Он есть Жизнь вечная и Божия Сила и Премудрость, Сам же Он непреложный и неизменный, поскольку Он есть Слово (λγος) и всегда есть Слово (λγος); поскольку же Он творит все и особенно поскольку воздействует на материю, Он бесстрастно страдает, подобно источнику воды (fons aquarum), который неизменен и невозмутим, будучи вне всякого движения, а когда он течет и переходит в реку, считается, что он претерпевает изменения в зависимости от русла и видов и качеств почвы, при этом всегда сохраняя свою силу воды.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

А Посланный творит все и управляет всеми, Нося плоть ради нашего спасения, а также святой Крест. И, возвращаясь к Отцу Победителем, Он послал нам для спасения Иного Себя (sese alterum): О блаженная Троица! Христос вечно существует по сущности вместе с Богом 148 , ведь Жизнь существует вечно. Поскольку же Жизнь есть действие (actio), а действие для того, чтобы действовать, имеет начало, вот и был рожден Христос. Но Бог и Христос действуют от вечности, а значит, Христос рожден как Бог от вечности: О блаженная Троица! Восшедший на небеса есть Христос; И Он же есть Нисшедший с небес 149 . Значит, Христос [получил начало] не от человека, а [снизошел] вплоть до человека 150 : О блаженная Троица! Это есть Бог наш. Это – Бог единый. Это – Бог единый и единственный: О блаженная Троица! Ему все мы молимся, Единому мы молимся, Единому Отцу, и Сыну, и Святому Духу: О блаженная Троица! Дай же грешникам прощение! Даруй [нам] жизнь вечную! Дай [нам] мир и славу: О блаженная Троица! Избави нас! Спаси нас! Оправдай нас: О блаженная Троица! 3 Mysterium. Ср. Еф. 3.39 ; Кол. 2:23; 4:3 ; 1Тим. 3.16 . Ср. также: Adv. Ar. I 24.29; I 26.1416; Hymn. I 6869. Хотя, по мнению П. Адо (см.: [Hadot. 1960b. P. 1059]), слово «тайна», скорее всего, заменяет здесь слово «премудрость» (ср. 1Кор. 1:24 : Христа, Божию Силу и Божию Премудрость), понятие Божественной «тайны» у Мария Викторина весьма многозначно. Во-первых, оно означает, что в Сыне- Логосе сокрыто тайное знание о Боге Отце, которое Логос и Св. Дух как Премудрость Божия открывают людям; см.: Adv. Ar. III 10.311; Hymn. I 5861, 7374; III 196198, 252258 и др. Во- вторых, оно означает тайну Божественного домостроительства спасения, совершенного через воплощение, смерть и воскресение Иисуса Христа (как у апостола Павла), а также – шире – метафизический процесс, начавшийся с вечного Божественного рождения Сына-Логоса как Жизни, Движения и Действия внутри Бога Отца (Божественного Бытия), продолжившийся в творении мира через нисхождение и животворящее действие Логоса, затем – через Его воплощение, и, наконец, завершившийся возвращением людей к Богу благодаря действию Св. Духа как Божественной Премудрости и «сокрытого Христа» (Christus occultus, λγος in occulto, см. ниже, Hymn. I 6873; III 63 70, 252269, а также: Adv. Ar. I 13. 2130; I 24.1948; I 2.:3043; I 51.16; I 57:16; I 57.16; I 58.2024; III 14.2024; IV 7.1015; IV 11.735; IV 17.2933; Comm. in Ep. ad Eph. 1:4 , PL. 8, 1240A и др.; cp.:Hilar. Pict. De Trin. IX 62). См. также: [Hadot. 1971. Vol. I. P. 299301; Фокин. 2007. С. 133135, 159162, 167170]. В-третьих, слово mysterium у Викторина часто указывает на тайну Божественного Триединства: «Все таинство (mysterium totum) заключается в том, что Бог Отец, и Сын, и Святой Дух – это единый Бог (unus Deus)» (Adv. Ar. I 43.67).

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

V 1.8.2326). По свидетельству Симпликия, неопифагореец Модерат из Гадиры учил о тех же трех Единых, что и Плотин (Simplic. In Aristot. Phys. Vol. 9.P.230.36231.2). О двух Единых – абсолютном Бытии, предшествующем Сущему, и Едином-Сущем – говорится в анонимном комментарии на платоновский «Парменид», традиционно приписываемом Порфирию (см.: Porphyr. Comm. in Platonis Parm. XII 22–33). См. также: [Dodds. 1928. P. 132133]. С другой стороны, фраза unum ante unum (особенно в свете следующей за ней фразы: «Ты предшествуешь всякому [числовому] множеству», Hymn. I 8) может означать то, что Бог как Единое предшествует единому как числу, т.е. единице; ср. Adv. Ar. III 1.2729: «Единое не по числу, а еще прежде числа (ante numerum unum), то есть прежде единого, которое заключается в числе» (ante unum quod est in numero; ср. также: Adv. Ar. IV 19.1012; IV 23.1718). Подобным образом у Филона Бог как Монада, а у Плотина – Единое превосходят всякое число, будучи первоначалом всех чисел – как идеальных, так и математических. См.: Philo. De vita cont. 2; Leg. alleg. II 3 ; De praem. et poen. 40; Plotin. Enn. V 4. 1; V 5.6; VI 9.56; см. также: [Фокин. 2014. С.107, 387]. 11 Praecedis omne quantum. Здесь и далее слово quantum означает не столько число или числовое множество (quantitas) как акциденцию материальных предметов, сколько идеальное множество (ср. pluralité intelligible, см.: [Hadot. 1960b. P. 1061]), или множество как противоположность абсолютному единству. В связи с этим далее Викторин говорит об отсутствии множества как в первом, так и во втором Едином (т.е. в Отце и Сыне) и появлении его лишь в сотворенном мире. 12 Nullis notus terminis. Букв. «не познаваемый/не познанный никакими пределами/границами». Согласно Викторину, Бог Отец как беспредельное Единое познаваем только через Логос (Сына) как свою Форму; см.: Adv. Ar. I 31.2122; II 4.1023; III 1.36–48; III 6.5–7; IV 8.3344; IV 19.3037; IV 20.21–25; IV 26.9–15; IV 28.1–8; Hymn. III 172181 и др. О «предпознании/сверхпознании» (praeintelligentia) как способе познания Бога Отца см.: Adv.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

Ср. объяснение отличия exsistentialitas от exsistentia у Кандида: Difert autem exsistentia ab exsistentialitate, quoniam exsistentia iam in eo est, ut sit ei esse, at vero exsistentialitas potential est, ut possit esse, nondum est ipsum esse (De generatione divina, 2. 15–18). понятия бытийности, жизненности и мысленности (exsistentialitas, vitalitas, intellegentitas, соотв. греч. νττης, ζωτης, νοτης) хотя и соответствуют элементам «умопостигаемой триады» (бытие, жизнь, мышление), но отличаются от них своим более общим и абстрактным характером. Как поясняет Викторин в другом месте, речь идет о высших идеях – «первичных видах» (species principales), «наиболее универсальных существованиях и сущностях» (universalium universales existentias substantiasque), «родах родов» (genera generum), «первичных всеобщих потенциях всех потенций» (omnium potentiarum potentiae universaliter principales, см.: Adv. Ar. IV 5. 30–36). К ним как раз и относятся три упомянутых выше абстрактных аналога «умопостигаемой триады»: «νττης, то есть бытийность или существенность (existentialitas vel essentitas), или ζωτης, то есть жизненность (vitalitas), то есть первая всеобщая потенция жизни (prima universalis vitae potentia), она же есть перваяжизнь и источник жизни для всех; а также νοτης – способность познания (intelligendi vis), сила, потенция, или субстанция, или природа» (Adv. Ar. IV 5. 36–40). Как поясняет Викторин в другом месте, он использует эти абстрактные понятия по причине абсолютной трансцендентности Бога: «Бытие (esse)… есть существование, или сущность, или, если ради какого-то страха перед известными именами [мысленно] вознестись еще более высоко, то можно сказать [и так]: бытийность (exsistentialitatem), или субстанциальность (substantialitatem), или существенность (essentialitatem), что соответствует [греческим терминам]: παρκττητα, οσιτητα, νττητα» (Adv. Ar. III 7. 10–15). однако в данном месте эти понятия, скорее всего, указывают на наиболее общие принципы (идеи) всякого существования, жизни и мышления, в том числе и в мире умопостигаемого и истинно Сущего, подобно «высшим родам» (μγιστα τν γενν) из Платоновского Софиста (Sophist.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

Именно такое действие (agere) мы приписываем [первичному] жизненному Акту (vivere). Итак, Бог есть такой жизненный Акт, который изначален (principale vivere), а Жизнь существует как Его Порождение (ut genitum). И поэтому жизненный Акт – это Отец, а Жизнь – это Сын … Бытие (esse) есть первое движение (primus motus), которое называется покоящимся движением (cessans motus), а также внутренним движением (intus motus), ведь когда оно воздействует на себя, чтобы существовать, тогда оно верно называется внутренним движением и покоящимся движением. И мы говорим, что это движение есть то, что [первично] живет и есть [первичный] жизненный Акт (vivit ac vivere). Однако когда от того, что [первично] живет и есть [первичный] жизненный Акт, некоторым образом созидается и рождается (confecta quodammodo et genita) его Образ (forma), получивший свою форму по характерному образу (in habitus speciem) того, что [первично] живет и есть [первичный] жизненный Акт, это называется Жизнью и Сыном… Бог, будучи [чистым] Бытием, то есть жизненным Актом, непознаваем и неразличим; и Его Форма, то есть Жизнь и Мышление, также непознаваема и неразличима; ведь [в Нем] они суть не что иное, как Бытие, которое есть жизненный Акт. И поскольку оно бесконечно, то и Форма его бесконечна, пребывая там и будучи ничем иным, кроме Бытия» (Adv. Ar. IV 6.12; 6.1018; 8.2633; 20.1619; см. также: Adv. Ar. IV 3.2337; IV 6.4047; Hymn. II 1126). 58 Sic adest intellegens sapiensque. «Мыслящий и Премудрый» – это, по всей вероятности, Св. Дух как вторая (после Сына – Жизни) форма Отца – первичного жизненного Акта, тождественного акту Бытия (см. выше, предыдущее примеч.). Но нельзя исключить, что это – Сам Отец как источник Мышления и Премудрости (Св. Духа), включающий их в себя в скрытом и непроявленном виде, так же как «внутреннее Мышление» (intus intellegentia, intellegentia interna) включает в себя «внешнее Мышление» (foris intellegentia, Adv. Ar. IV 28.129. 23). Ср. выше, Hymn. I 4345, где Отец рассматривается как «живой» (vivus) и источник Жизни – Сына (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

74 sola enfasi exsistente in intellegentia eorum quae vere non sunt. Как представляется, «мнимое воображение» (греч. μφασις) здесь выражает ту же идею, что и использованный выше термин subintellegentia (см. выше, § 5 и примеч. 68). 75 iuxta subiectionem ... imaginata est circa id quod vere non est. Так создается мнимый образ абсолютного небытия, существование которого невозможно себе представить, разве что через идею отрицания или лишенности. 76 Sunt quaedam eius quod sit natura manifesta, sicuti sunt quae vere sunt. Ср. со сходным выражением у Аристотеля: πε τονυν τ νοητ κα θεα, ς ριστοτλης φησν, ε κα φαντατ στι κατ τν αυτν οσαν, μν δι τν πικειμνην το σματος χλν σκοτειν δοκε κα μυδρ, τν τατα μν ες φς γουσαν πιστμην σοφαν εκτως νμασαν (Aristot. Fragmenta. V1. 12–17//Joann. Philopon. In Nicomachi arithmeticam introductionem.I 1. 11–14). 77 omnia supracaelestia. Cp. Adv. Ar. III 3. 21: a divinis et supracaelestibus; IV 11. 23: vivunt supracaelestia. по-видимому, речь идет о тех сущностях, которые принадлежат к миру истинно Сущего, лежащему за пределами видимого неба. Ср. с выражением Платона из Федра: περουρνιος τπος, «занебесная область» истинно Сущего – чистых идей, которую созерцают божественные души, взойдя вместе с богами на небесный хребет (Phaedr. 247c). Ср. также: Hadot P. Porphyre et Victorinus. Vol. I. P., 1968. P. 180, n. 1. в библейской космологии им соответствуют ангелы высших чинов; ср. Adv. Ar. IV 11. 9–10: archangelos, angelos, thronos, glorias ceteraque quae supra mundum sunt. 78 spiritus, νος, anima, cognoscentia, disciplina, virtutes, λγοι, opiniones, perfectio. перечисленные здесь понятия взяты преимущественно из различных диалогов Платона (Sophist. 248е; 260a; Phileb 66a b и др.). Ср. похожий перечень со включением в него Бога Отца и Сына–Иисуса: Catena enim Deus, Iesus, spiritus, νος, anima, angeli et deinde corporalia omnia (Adv. Ar. I 25. 42–44) 79 exsistentia, vita, intellegentia, et adhuc superius exsistentialitas, vitalitas, intellegentitas.

http://azbyka.ru/otechnik/Marij-Viktorin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010