Почитание И. впервые фиксируется в ирл. Мартирологе из Тамлахты (Таллахта) (ок. 830) под 25 дек. В более поздних глоссах на Мартиролог Энгуса (ркп. Bodl. Rawl. B 505) и в Драммондском календаре (кон. XII в.) память И. значится под 26 дек. Михал О " Клери в Донеголском мартирологе (1630) под этим же числом приводит цитату об И. из стихотворения «О святых Ирландии». Согласно Михалу О " Клери, И. при жизни перечислил всех буд. епископов Туама, среди к-рых было трое еретиков, предшественников еп. Маэла. Приведена также строка из неизвестного стихотворения о Маэле. Вероятно, Михал О " Клери почерпнул эти сведения из более ранних мартирологов и агиографических произведений. Болландисты память И. указали также под 6 июня (ActaSS. Iun. T. 1. P. 618). Скудость сведений об И. косвенно свидетельствует о том, что его почитание было местным. В нач. XI в. Туам-Да-Гуаланн перешел в руки династии О " Конхобара (О " Коннора), в сер. столетия Аэд О " Конхобар построил там укрепленную резиденцию. Правитель Коннахта Торьделбах О " Конхобар (1106-1156) оказывал церкви И. покровительство. Епископы Туам-Да-Гуаланна в анналах начали именоваться «преемниками Иарлата» (ирл. comharba Iarlaithe). По решению Собора в Рат-Бресале (1111) там была учреждена епископская кафедра по континентальному образцу, ставшая после Собора в Келлсе (1152) архиеп-ством (см. ст. Туам ). Под 1134 г. в «Анналах Тигернаха» и в «Хронике ирландцев» упоминается хранившаяся в Туам-Да-Гуаланне святыня, обозначенная как «Cathach Iarlaithe» (букв.- боевой Иарлата; возможно, книга или др. вещь, связанная с именем святителя, к-рую несли в бой перед войском). В 1170 г., согласно «Анналам четырех наставников», во время паломничества в Туам-Да-Гуаланне скончался Руадри мак Аэда, правитель туата Кланн Косграг (вост. берег оз. Лох-Корриб, графство Голуэй). В средние века с почитанием И. были связаны 3 церкви в Туаме. По преданию, мощи святителя покоились в «Храме реликвария» (ирл. Teampall na Scrine). В центре города сохранились руины приходской ц.

http://pravenc.ru/text/200393.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФЕРИЙ [греч. Αθριος] († ок. 305), мч. (пам. греч., зап. 18 июня). Согласно сказанию, содержащемуся в одном из списков Синаксаря К-польской ц. XIV в. (Paris. gr. 1582), Е. жил во время правления имп. Диоклетиана (284-305). Он был схвачен, приведен на суд к правителю Елевсию и исповедовал Христа. Тогда его растянули и жгли факелами, обжигали подмышки раскаленными железными ядрами, а в спину, грудь и ноздри вонзали крюки. Затем мученика положили на раскаленное медное ложе, но Ангел Божий сохранял Е. невредимым. По приказу правителя Е. был усечен мечом. Правитель Елевсий также упоминается в Мученичестве мц. Иулиании , девы Никомидийской (пам. 21 дек.), пострадавшей при имп. Максимиане (286-305). На основе этого болландисты предположили, что Е. мог претерпеть мученическую кончину в Никомидии или по крайней мере в обл. Вифиния. Софроний (Евстратиадис) , митр. Леонтопольский, заметив много общего в сказаниях о Е. и Еферии (пам. греч. 12 дек.), пострадавшем при имп. Максимиане, отождествил этих мучеников. Прп. Никодим Святогорец определил время страданий Е. 300 г. Ист.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 571; SynCP. Col. 755-756; MartRom. P. 243-244; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 246-247. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 184; Αθριος//ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1015; Sauget J.-M. Galazione ed Eterio//BiblSS. Vol. 5. Col. 126; Van Doren R. Éthère//DHGE. T. 15. Col. 1169; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αϒιολϒιον. Σ. 18. Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.)

http://pravenc.ru/text/190273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗИНОН И ЗИНА [греч. Ζνων κα Ζνας (Ζηνς)] († 286 или 305), мученики Филадельфийские (Аравийские) (пам. 22 июня; пам. зап. 23 июня). Согласно Мученичеству, составленному неизвестным автором на греч. языке (BHG, N 1887), воин З. из сел. Зизиун в Палестине по происхождению был грек и исповедовал христианство. Когда Максим, новый правитель Филадельфии Аравийской (ныне Амман), начал преследовать христиан, З. решил открыто исповедовать свою веру. Он раздал имущество и отпустил рабов, однако слуга по имени Зина, к-рый также был христианином, просил позволения остаться с хозяином. Во время торжественного жертвоприношения, совершавшегося в сер. июня, правитель Максим приказал привести к себе З. За отказ принести жертвы богам его подвергли бичеванию воловьими жилами, а затем привели к алтарю, чтобы он поклонился идолам. Тогда святой ногой опрокинул алтарь. После новых пыток З. заковали в деревянные колодки и заключили в тюрьму, где ночью его посетил Зина. На следующий день правитель потребовал доставить их обоих на суд. Максим тщетно уговаривал Зину поклониться богам, обещая ему звание, отнятое у З. По приказу правителя З. и Зина были вновь подвергнуты мучениям, а затем отправлены в темницу. Вскоре в Филадельфию прибыл военачальник Вог. Вместе с Максимом он устроил новый допрос и распорядился повесить мучеников на древе и жечь огнем. Однако пламя не причинило З. и Зине вреда, и многие, видевшие это чудо, обратились ко Христу. По приказу Максима мученики были усечены мечом 23 июня. Их тела были тайно похоронены благочестивыми девами, а после прекращения гонений перезахоронены. Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.), торжественная служба в честь мучеников совершалась 22 июня в храме вмч. Георгия в к-польском квартале Кипариссий ( Janin. Églises et monastères. P. 70). В Мученичестве говорится, что З. и Зина пострадали в 1-й год правления имп. Максимиана , т. е. в 286 г. Однако, по мнению болландистов, речь идет об имп. Галерии , одним из имен к-рого также было Максимиан (ActaSS. Iun. T. 4. P. 474); в таком случае мученичество датируется 305 г.

http://pravenc.ru/text/199879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУНГЕР Гунгер [лат. Hungerus] († 866/7), свт. (пам. зап. 22 дек.), еп. Утрехтский. По происхождению был фризом. В 854 г. рукоположен во епископа г. Утрехт (Нидерланды). Время предстоятельства Г. совпало с периодом норманнских набегов. В 857 г. Эрик, брат кор. Дании Харальда, разграбил Утрехтское еп-ство и город. Чтобы защититься от нападения, Г. пригласил группу норманнов, к-рым предоставил для поселения церковные земли во Фризии, несмотря на то что те были язычниками. В 858 г. Г. посетил мон-рь Прюм, где в это время находился кор. Лотарингии Лотарь II, и рассказал ему, что он фактически лишен кафедры. Лотарь II отдал Г. в качестве резиденции мон-рь Одилиенберг, что подтверждалось королевским дипломом от 11 янв. 858 г. Сан епископа Утрехта остался за Г. 14 июня 859 г. Г. присутствовал на Соборе в Савоньере, где был заключен мирный договор между Лотарем II и его дядьями Карлом Лысым, королем зап. франков, и Людовиком Немецким, королем вост. франков. В 863 г. присутствовал на Соборе в Меце, где обсуждался вопрос о разводе кор. Лотаря II с первой женой Тетбергой и о его вторичном браке с Вальдрадой. Как и мн. прелаты королевства Лотаря, Г. выступил на стороне короля. Тем не менее это не испортило его отношений с Гинкмаром , архиеп. Реймсским, противником развода Лотаря II. Хронист Флодоард Реймсский упоминает о послании Гинкмара к Г., где тот сообщает об отлучении от Церкви гр. Фландрии Балдуина I за то, что он похитил Юдит, дочь Карла Лысого и вдову англосакс. кор. Этельвульфа, и женился на ней. Позднейший хронист Альберт Стадский († 1265) пишет, что в связи с этим Г. обратился к Рорику, призывая его не оказывать никакой поддержки графу Фландрии. Анналы аббатства Пресв. Богородицы в Утрехте указывают, что святитель умер «изгнанником», за пределами своего епископского города, вероятно в аббатстве Одилиенберг. Ист.: Vita Odulphi//ActaSS. Iun. T. 2. P. 592-595; Flodoardus. Historia ecclesiae Remensis//PL. 135. Col. 223. Лит.: Brouette E. Ungero//BiblSS. Vol. 12. Col. 829-830. Е. В. Арелатский Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/168322.html

Münch., 1994. P. 154-155). Вероятно, мон-рь подвергся разорению во время нападений на Италию венгров в 1-й пол. X в., но строительная деятельность возобновилась, в XI-XII вв. (по др. версии - в IX-X вв.) была сооружена округлая в плане ц. Св. Духа, вероятно, служившая баптистерием. В 1247 г. упоминается о ц. св. Андрея (существующая приходская церковь построена в кон. XVI в.; см.: Bovini. 1973. P. 22). Тем не менее в сел. Сан-Канциан-д " Изонцо сохранялись традиции, связанные с почитанием мучеников. Так, в 1-е воскресенье июня совершалась процессия из приходской церкви в мест. Гродате (название происходит от лат. Aquae Gradatae), где, по преданию, были казнены мученики. В обл. Фриули и особенно в архиеп-стве Гориция почитание святых Канция, Канциана и Канцианиллы укрепилось во 2-й пол. XX в., после раскопок базилики в Сан-Канциан-д " Изонцо и обретения мощей мучеников. Их поминовение указано в календаре архиеп-ства Гориция 30 мая, но в сел. Сан-Канциан-д " Изонцо празднование памяти мучеников и процессия в Гродате совершаются 31 мая. Приходская церковь, где хранятся мощи мучеников и мраморные плиты, к-рыми была покрыта их гробница, является местом паломничества. Ист.: ActaSS. Mai. T. 7. P. 420-427; Iun. T. 2. P. 1048-1049; Passio sanctorum martyrum Cantianorum// Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 1. P. 278-280, 635-636; Passio beatissimorum martyrum sanctorum Cantianorum// Mabillon J. De Liturgia Gallicana libri III. P., 1729. P. 467-470; Maximi Taurinensis Sermones/Ed. A. Mutzenbecher. Turnholti, 1962. P. 56-58. (CCSL; 23); MartHieron. P. 68-69, 78-79; MartHieron. Comment. P. 282-284, 318-319, 322-323; MartRom. Comment. P. 216-217. Лит.: Bonvoisin, abb é . Notice historique sur le culte et les reliques des saints martyrs Cant, Cantien et Cantianille, patrons de la ville d " Étampes. Versailles, 1866; Dufourcq A. Étude sur les «Gesta martyrum» romains. P., 1907. T. 2: Le mouvement légendaire lérinien. P. 211-220; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge.

http://pravenc.ru/text/1470303.html

св. Иринея апеллировал к папской курии, после чего капитул св. Иуста подал жалобу в Парижский парламент. Антипапа Иоанн XXIII поручил кард. Энрико Минутоло разрешить конфликт, однако это не принесло результатов. В 1413 г. стороны прибегли к помощи арбитра, кард. Жана де Рошталье, лат. патриарха К-польского, к-рый обладал полномочиями папского легата в Лионском архиепископстве. Каноники ц. св. Иуста привели дополнительные доказательства - находившуюся в церкви стихотворную надпись с упоминанием о мощах святых И., Епиподия, Александра, Поликарпа и др. мучеников, а также опись святынь храма (XIII в.), среди к-рых наиболее почитаемой были мощи И. (в церкви почивали мощи мн. святых, в т. ч. древних Лионских епископов и архиепископов). Со своей стороны каноники ц. св. Иринея указывали на соответствие расположения гробниц в крипте храма свидетельствам «древних мартирологов лионских церквей». 9 авг. 1413 г. легат огласил компромиссное решение, по к-рому первоначальным местом захоронения И. и др. мучеников была крипта под ц. св. Иуста, однако еп. Патиент перенес мощи святых в построенную им ц. св. Иринея. Т. о., фактически спор был решен в пользу ц. св. Иринея, однако с капитула ц. св. Иуста было снято обвинение в фальсификации доказательств. Стороны согласились с решением легата, что положило конец разногласиям (документы процессов 1410 и 1413 гг. опубликованы: ActaSS. Iun. T. 5. P. 341-349; см. также: Gouilloud. 1876. P. 407-411; Martin. 1908. P. 143-144). Спор между капитулами, в к-ром принимали участие ведущие духовные и светские деятели Лиона, способствовал укреплению почитания И. При ц. св. Иринея действовало братство в честь И. и Лионских мучеников. В крипте были сосредоточены главные святыни храма - мощи И. (в центральном алтаре), Епиподия и Александра (в боковых алтарях), а также гробница мучеников Минервия и Елеазара и 8 его детей. Над колодцем, по преданию наполненным благоуханной кровью мучеников, находился алтарь св. Варфоломея. В боковой капелле, посвященной Страстям Господним, почиталась часть столба бичевания, а в капелле св.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

Григория Турского. В Мартирологах Флора и Адона Вьеннского сообщается: «В Лугдуне, в Галлии, память св. епископа Иринея, который стал преемником на кафедре св. Потина, увенчанного от Христа мученичеством почти в 90-летнем возрасте. Сам он [Ириней] утверждает, что был учеником блаженнейшего Поликарпа, епископа и мученика, близкого к апостольским временам. Впоследствии, в гонение Севера, почти со всеми жителями своего города он был увенчан славным мученичеством и похоронен пресв. Захарией в крипте базилики св. Иоанна Крестителя, под алтарем. С одной стороны от него похоронен мч. Епиподий, с другой - Александр. Красота этой крипты столь широко известна, что, как считается, знаменует заслугу мученичества» ( Quentin. 1908. P. 309). Влиянием агиографической традиции объясняется включение в перечень Лугдунских епископов (редакция IX в.) имени св. Захарии, якобы преемника И. ( Duchesne. Fastes. T. 2. P. 157-160). В документах судебного процесса, который вели в 1410-1413 гг. капитулы храмов св. И. и св. Иуста в Лионе, упоминается, что в это время основными источниками сведений об И. считались сказания в Мартирологах, в частности в Мартирологе Адона. В документах приведена выдержка из гомилии на день памяти святого (ActaSS. Iun. T. 5. P. 347). В нек-рых средневек. источниках сообщаются дополнительные подробности о месте казни И., а также о том, что одновременно со святым пострадали 18 или 19 тыс. мучеников ( Decourt. 1999. P. 47). В 1-м издании Римского Мартиролога в кратком сказании об И. кард. Цезарь Бароний упомянул о свидетельстве блж. Иеронима и о творениях И., однако привел также легендарные сведения о его мученической кончине при имп. Септимии Севере «почти со всеми жителями своего города» (Martyrologium Romanum, ad novae kalendarii rationem et ecclesiasticae historiae veritatem restitutum. R., 1583. P. 110). В «Церковных анналах» Бароний подчеркнул достоверность агиографической традиции И., предложив датировать его кончину 202 г. ( Baronius C. Annales ecclesiastici/Ed.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

П. Франки де Кавальери, посвятивший исследованию проблемы 2 дружин, где фигурируют имена Никандр и Маркиан, неск. статей, обращает внимание на то, что мученики-воины Никандр и Маркиан упомянуты в Мученичестве Иулия Дуросторского . Им посвящено отдельное Мученичество, сохранившееся на лат. языке (BHL, N 6070-6074). Они пострадали в г. Дуростор (Доростол; ныне Силистра, Болгария), к-рый так же, как и г. Томы, находился в пров. Мёзия. Память мч. Иулия - 27 мая, этот же день иногда указывается как день памяти М., Н. и др. мучеников Египетских в греч. источниках. Франки де Кавальери считает, что М., Н. и др. мученики Египетские и Никандр и Маркиан, пострадавшие в Мёзии,- 2 разные дружины. Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. Col. 419-421, T. 3. Col. 266-278; SynCP. Col. 731-732; PG. 117. Col. 488 [Менологий Василия II]; MartHieron. Comment. P. 305-306; MartRom. P. 249; MartRom. Comment. P. 224-225. Not. 2. Лит.: ЖСв. Июнь. С. 102; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 209-210; Franchide " Cavalieri P. Osservazioni sopra alcuni atti di Martiri da Settimio Severo a Massimo daza//NBAC. 1904. N 10. P. 20-27; idem. I santi Marciano e Nicandro d " Egitto e gli omonimi di Mesia// Idem. Note agiografiche. 1912. N 24. P. 141-157 (ST; 24); Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. Vol. 31. P. 268-272; idem. Les Martyrs d " Egypte//Ibid. 1922. Vol. 40. P. 54-60, 87, 89, 120-124; Sauget J.-M. Marciano, Nicandro, Apollonio//BiblSS. Vol. 8. Col. 696-699; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 180-181; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 301. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/2562356.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИПАТР [греч. Αντπατρος], свт. (пам. греч. и пам. зап. 13 июня). Стал епископом Бостры Аравийской вскоре после Всел. IV Собора (451). Был близко знаком с прп. Евфимием Великим († 473). Визант. имп. Лев I попросил А. в числе др. выдающихся клириков высказать мнение об этом Соборе, но его ответ императору не сохранился. А. является автором «Опровержения» (греч. Αντρρησις), где подвергнута критике апология учения Оригена , присущая воззрениям Евсевия Кесарийского (начало сочинения сохранилось в Актах Всел. VII Собора (787), отрывки - в трудах прп. Иоанна Дамаскина и Леонтия Византийского ). Им написаны гомилии, из к-рых сохранились полностью «На Богоявление» и «На начало Великого поста» (не опубликованы), нек-рые во фрагментах (в Актах VII Всел. Собора и у Анастасия Синаита ), «На Успение Пресвятой Богородицы» в лат., «На Рождество Христово» в арм. переводах. На слав. языке гомилии «На Богоявление» и «На Рождество Иоанна Предтечи» переведены во 2-й пол. XIV в. в Болгарии в окружении тырновского Патриарха св. Евфимия в составе т. н. студийской коллекции («студийского торжественника»); сохранились во многих южнослав. списках кон. XIV-XVII в. Соч.: CPG, N 6680-6698; Mansi. T. 13. Col. 14; PG. 85. Col. 1763 sq., 1792-1796; 86/2. Col. 2045, 2053, 2077; 96. Col. 468, 488-505 [фрагменты]. Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 685; idem. T. 3. P. 179. Лит.: Laurès B. Antipater de Bosra//DHGE. T. 3. Col. 713-714; Hannick Ch. Maximos Helobolas in der kirchenslavische homiletischen literatur. W., 1981. S. 174, 223, 260; De Nicola A. Antipater of Bostra//EEC. Vol. 1. P. 52. И. Г. Коновалова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.)

http://pravenc.ru/text/115802.html

1948. P. 223-263; In aquas// Costanza S., ed . Ps.-Basilii ες τ δατα κα ες τ γιον βπτισμα. Messina, 1967. P. 39-44; рус. пер.: Беседа 17 «На день св. мч. Варлаама». Беседа 25 «О милости и суде». Беседа 26 «Утешение больному»//Творения. М., 1846, 1993 р . С. 274-279, 391-404; письма: PG. 32. Col. 220-1112; The Letters. In 4 vol./Ed. R. J. Deferrari, M. R. P. McGuire. L., 1926-1934; Lettres: In 3 vol./Ed. Y. Courtonne. P., 1957, 1961, 1966; рус. пер.: Письма 1-336//Творения. М., 1847. Ч. 6. 1848. Ч. 7; Письма 1, 3, 4, 12, 14, 19, 20/Пер. Т. А. Миллер//Памятники визант. лит-ры IV-IX вв. М., 1968. С. 65-69; Переписка с Аполлинарием (письма 361-362)//Пер. и коммент. П. Б. Михайлова//Богосл. сб./ПСТБИ. 2003. 12. С. 71-78; указатели: CPG. N 2835-2908, 2909-2914 (dubia), 2920-2963 (spuria), 2965-3005 (versiones); Coulie B., Kindt B . Thesaurus Basilii Caesariensis: Opera omnia. Pars 1: Introd., enumeratio lemmatum et formatum A-I. Pars 2: enumeratio lemmatum et formatum K-O[mega]. Turnhout, 2002; Библиогр. указ. к «Творениям Св. Отцов в рус. переводе»//БВ. 2003. 3. С. 292-297. Лит.: BHG, N 244-262; Tillemont S. L. de. Mémoires pour servir а l " histoire ecclésiastique des six premiers siècles. P., 1703. T. 9. Р. 1-304, 628-691; Maran P. Vita Basilii// Basilii Opera omnia que extant. P., 1839 T. 3. P. XXXVIII-CCLIV; ActaSS. Iun. T. 3. P., 1867. P. 295-436; Зубков Е. В. О трудах св. Василия Великого в пользу монашества: Канд. дис. 1844. Ркп.//РГБ. Ф. 78. К. 37. Ед. 9; Деревицкий А. Плутарх Херонейский и св. Василий Великий: (Опыт правосл. отношений христианства к философии)//ВиР. 1885. Т. 1. Ч. 2. 13. С. 1-27; Harnack A. von. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freiburg, 1887; idem. Diodor von Tarsus: Vier pseudojustinianen Schriften als Eigentum Diodors. Lpz., 1901; Dräseke J. Apollinarios von Laodicea: Sein Leben und seine Schriften: Nebst einem Anh.: Apollinarii Laodiceni quae supersunt dogmatica. Lpz., 1892; Спасский А. А. Ист. судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского.

http://pravenc.ru/text/ВАСИЛИЙ ...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010