Последний сборник, предназначавшийся для широкой аудитории, представляет собой собрание поучительных примеров (exempla) и занимательных историй. Важными источниками по истории движения бегинок служат «Liber de mulieribus Leodiensibus» (Книга о женщинах Льежа) и Житие Марии из Уаньи (Vita B. Mariae Oigniacensis - BHL, N 5516), над к-рыми Ж. де В. работал в 1213-1216 гг. Главными сочинениями Ж. де В. являются «Historia Orientalis seu Hierosolymitana» (История Востока, или Иерусалима), где дается описание Св. земли (в т. ч. и впечатления автора от посещения св. мест) и излагается история Востока до 1193 г., и «Historia Occidentalis» (История Запада), в к-рой представлена религ. жизнь Запада в совр. автору эпоху. Ж. де В. оставил обширное эпистолярное наследие, в т. ч. письма папе Римскому Гонорию III, в к-рых рассказывалось о событиях 5-го крестового похода, в частности об осаде Дамиетты. Соч.: Sermones de tempore. Venezia, 1578; Sermones vulgares//Analecta novissima spicilegii Solesmensis. P., 1888. Vol. 2. P. 344-442; The Exempla or Illustrative Stories from the Sermones Vulgares of Jacques de Vitry/Ed. T. F. Crane. L., 1890. N. Y., 1971; Vita B. Mariae Oigniacensis//ActaSS. Iun. T. 4. P. 636-666; Historia orientalis et occidentalis. Douai, 1597. Farnborough, 1971r; Historia occidentalis: A crit. ed./Ed. J. F. Hinnebush. Fribourg, 1972; Histoire orientale/Éd. M.-G. Grossel. P., 2005; Lettres de Jacques de Vitry: (1160/1170-1240), évêque de St.-Jean-d " Acre/Ed. R. B. C. Huygens. Leiden, 1960; Lettres de la cinquième Croisade/Ed. R. B. C. Huygens. [Turnhout], 1998. Лит.: Histoire littéraire de la France. P., 1835. Vol. 18. P. 209-246; Funk Ph. Jacob von Vitry: Leben und Werke. B., 1909; Moreau E. Note sur les Sermones de sanctis de Jacques de Vitry//Fédération archéologique et historique de Belgique: Annales du 22 Congrès. Malines, 1911. Vol. 1. P. 327-337; Frenken S. Die Exempla des Jacob von Vitry: ein Beitr. z. Geschichte d. Erzälungsliteratur d. Mittelalters. Münch., 1914; Gemelli P.

http://pravenc.ru/text/182185.html

Ист.: BHL, N 3236-3244; ActaSS. Iun. T. 5. P. 35-39, 158-163; Surius L. Historiae seu vitae sanctorum/Ed. L. Gastaldi. Augustae Taurinorum, 18774. T. 6. P. 581-586; Hrotsvithae Opera/Ed. P. de Winterfeld. B., 1902. P. 109-126. (MGH. Scr. Germ.); MartHieron. P. 82; Baeda. Martyrologium//PL. 94. Col. 956; MartUsuard. P. 361-363; MartRom. Comment. P. 256; Sacramentarium Leonianum/Ed. L. C. Feltoe. Camb., 1896. P. 32-36; The Gelasian Sacramentary/Ed. H. A. Wilson. Oxf., 1894. P. 179-180; Das Sacramentarium Gregorianum nach dem aachener Urexemplar/Hrsg. H. Lietzmann. Münster, 1921. S. 78; Le Canon de la Messe romaine/Éd. B. Botte. Louvain, 1935. P. 34-36. Лит.: Germano di San Stanislao. La casa celimontana dei SS. Giovanni e Paolo. R., 1894; idem. La memoria dei SS. Giovanni e Paolo... rivendicata alla storia. R., 1907; Dufourcq A. Étude sur les Gesta martyrum romains. P., 1900. P. 145-152, 309-310; Franchi de " Cavalieri P. Di una probabile fonte della leggenda dei SS. Giovanni e Paolo// Idem. Nuove note agiografiche. R., 1902. [T. 2.] P. 53-65. (ST; 9); idem. Del testo della Passio sanctorum Johannis et Pauli// Idem. Note agiografiche. R., 1915. Fasc. 5. P. 41-62. (ST; 27); Baumstark A. Das Communicantes und seine Heiligenliste//JbLW. 1921. Bd. 1. S. 5-33; Lanzoni F. I titoli presbiterali di Roma antica nella storia e nella leggenda//RACr. 1925. Vol. 2. P. 208-210, 239-241; Delehaye H. Étude sur le légendier romain: Les saints de novembre et décembre. Brux., 1936. P. 25-30, 124-136; Krautheimer R. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1937. T. 1. P. 267-303; Prandi A. Il complesso monumentale della basilica celimontana dei SS. Giovanni e Paolo. Vat., 1953; idem. SS. Giovanni e Paolo. R., 1957; Gr é goire H., Orgels P. Saint Gallicanus, consul et martyr dans la Passion des saints Jean et Paul et sa vision «constantinienne» du Crucifié//Byz. 1954. Vol. 24. P. 579-601; Gaiffier B., de. «Sub Iuliano Apostata» dans le martyrologe romain//AnBoll. 1956. Vol. 74. P. 34-35; idem.

http://pravenc.ru/text/471229.html

H. Musurillo. Oxf., 1972. P. XX-XXII, 62-85; Atti e passioni dei martiri/Ed. A. A. R. Bastiaensen. Mil., 1987. P. 59-95; Actas de los Mártires/Ed. D. Ruiz Bueno. Madrid, 20035. P. 317-348; Euseb. Gall. Hom. P. 128-134; Greg. Turon. Glor. martyr. 48-49; idem. Hist. Franc. I 28-29; MartHieron. P. 71-73; MartHieron. Comment. P. 292-298; Der karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Tl. 2. S. 952-954; Dubois J., Renaud G. Édition pratique des martyrologes de Bède, de l " Anonyme lyonnais et de Florus. P., 1976. P. 100-101; Le martyrologe d " Adon: Ses deux familles, ses trois recensions/Éd. J. Dubois, G. Renaud. P., 1984. P. 177-182; MartUsuard. P. 239-240; MartRom. Comment. P. 220; ActaSS. Iun. T. 1. P. 160-168; BHL, N 6839-6844d. Лит.: Raynaud Th. Hagiologium Lugdunense. Lugduni, 1665. (Opera omnia; 8); La Mure J.-M., de. Histoire ecclesiastique du diocese de Lyon. Lyon, 1671. P. 3-8; idem. Chronique de l " abbaye d " Ainay/Éd. G. Guigue. Lyon, 1885; Boissieu A., de. Ainay: Son autel, son amphithéatre, ses martyrs. Lyon, 1864; Gouilloud A. Saint Pothin et ses compagnons martyrs. Lyon; P., 1868; Montet É . La légende d " Irénée et l " introduction du christianisme à Lyon. Gen., 1880; Dumas F. Les traditions d " Ainay. P.; Lyon, 1886; Guigue M.-C. La fête des Merveilles// Idem. Bibliothèque historique du Lyonnais. Lyon, 1886. T. 1. P. 153-208; Hirschfeld O. Zur Geschichte des Christentums in Lugdunum vor Constantin//SPAW. 1895. [Bd. 19.] S. 381-409; Ренан Э. Марк Аврелий и конец античного мира/Пер.: В. А. Обручев. СПб., М., 1991. С. 168-189; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 98, 149-150, 314-315, 384, 609, 672; idem. La liste des martyrs de Lyon de l " an 177//AnBoll. 1921. T. 39. P. 113-138; Jullian C. Quelques remarques sur la lettre des chrétiens de Lyon//REA. 1911. T. 13. N 3. P. 317-330; Thompson J. W. The Alleged Persecution of the Christians at Lyons in 177//AJTh. 1912. Vol.

http://pravenc.ru/text/2110761.html

Мощи К., согласно местному преданию, были перенесены в мон-рь Девы Марии в г. Аулла (обл. Тоскана, Италия), к-рый впосл. был назван в честь святого (Сан-Капразио; это наименование впервые упом. в грамоте имп. Генриха IV от 1077 г.). Согласно документу 1181 г., мощи К. (corpus sancti Karpatii) поместил в монастыре Гвальтерий I, еп. Луни (872/3-896). Во время археологических раскопок (2001-2003) под бывш. монастырской церковью были обнаружены остатки храма IX в., в апсиде - монументальная гробница 1-й пол. XI в. с замурованным реликварием. В реликварии находились кости, принадлежавшие мужчине преклонного возраста, к-рый жил в V в. и долгое время питался рыбой, овощами и морепродуктами (Gli scavi. 2007. P. 208-218). Эудженио Бинини, еп. Масса-Каррара и Понтремоли, признал мощи К. подлинными, после чего святыня была помещена в алтаре храма. Ист.: Sermo sancti Hilarii de vita sancti Honorati// Hilaire d " Arles. Vie de saint Honorat/Éd. M.-D. Valentin. P., 1977. (SC; 235); Vita sancti Hilarii episcopi Arelatensis// Honorat de Marseille. La vie d " Hilaire d " Arles/Éd. S. Cavallin, P.-A. Jacob. P., 1995. (SC; 404); Eucherius. De laude heremi// S. Eucherii Lugdunensis Opera omnia. Pars 1/Ed. C. Wotke. Vindobonae, 1894. P. 175-194. (CSEL; 31); ActaSS. Iun. T. 1. P. 77-79; MartRom. Comment. P. 218-219. Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 12. P. 464-481, 675, 679; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 348, 429, 482; Bataille G. Caprasio//BiblSS. Vol. 3. Col. 768-769; Heinzelmann M. Gallische Prosopographie, 260-527//Francia. 1982/1983. Bd. 10. S. 574; Nouailhat R. Saints et patrons: Les premiers moines de Lérins. P.; Besançon, 1988; Mathisen R. W. Ecclesiastical Factionalism and Religious Controversy in Fifth-Century Gaul. Wash., 1989. P. 76-85; Kasper C. M. Theologie und Askese: Die Spiritualität del Inselmönchtums von Lérins im 5. Jh. Münster, 1991; Gli scavi di San Caprasio di Aulla. Borgo San Lorenzo, 2007; Boggi R. San Caprasio di Aulla, un " abbazia cercata e ritrovata//La Via Francigena nell " alta Val di Magra/Ed. R. Stopani. Firenze, 2008. P. 39-52.

http://pravenc.ru/text/1470353.html

Соч.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 731-760; Iun. T. 3. P. 562-568; Nov. T. 4. P. 72-76, 242-246; The Panegyric of that Holy Apostolic and Heaven Crowned King Constantine the Great Composed by his Head Logothetes Constantine Acropoliti/Ed. C. Simonides. L., 1853; Παπαδπουλος-Κεραμες. Ανλεκτα. 1891. Τ. 1. Σ. 160-215, 405-420; Delehaye H. Constantini Acropolitae, hagiographi byzantini, Epistularum manipulus//AnBoll. 1933. Vol. 51. P. 263-284; Winkelmann F. Die Metrophanesvita des Konstantinos Akropolites (BHG 1278z)//Studia byzantina: Beitr. aus der byzant. Forschung der DDR zum XIII. Intern. Byzantinistenkongress in Oxford 1966/Hrsg. J. Irmscher. Halle, 1968. S. 79-102; Polemis D. I. The Speech of Constantine Acropolites on St. John Merciful the Young//AnBoll. 1973. Vol. 91. P. 31-54; Halkin F. Éloge de Ste Euphrosyne la Jeune par Constantin Acropolite//Byz. 1987. T. 57. P. 56-65; idem. L " éloge de sainte Horéozèle par Constantin Acropolite, BHG 2180//Six inédits d " hagiologie byzantine/Ed. F. Halkin. Brux., 1987. P. 5-13; Costantino Acropolita. Epistole/A cura di R. Romano. Napoli, 1991; Miller T. S. The Legend of Saint Zotikos According to Constantine Acropolites//AnBoll. 1994. Vol. 112. P. 339-376; Kalatzi M. Un discours inédit de Constantin Acropolite en l " honneur des saints martyrs Florus et Laurus//Byz. 2001. T. 71. P. 505-516; eadem. Κωνσταντνου Ακροπολτη νκδοτος Λγος στος γους μρτυρες Ανκητο κα Θτιο (BHG 1544f)//Porphyrogenita: Essays on the History and Literature of Byzantium and the Latin East in Honour of J. Chrysostomides/Ed. C. Dendrinos e. a. Aldershot, 2003. P. 389-400; Kotzabassi S. Das hagiographische Dossier der heiligen Theodosia von Konstantinopel. B., 2009. S. 107-152; Taxidis I. L " éloge de saint Eudocime par Constantin Acropolite (BHG 606)//Parekbolai: An Electronic Journal for Byzantine Literature. 2013. Vol. 3. P. 5-44 [Электр. ресурс]). Лит.: Treu M. Νος κδιξ τν ργων το μεγλου λογοθτου Κωνσταντνου το Ακροπολτου//ΔΙΕΕΕ. 1892. Τ. 4. Σ. 35-50; Nicol D. M. Constantine Akropolites: A Prosopographical Note//DOP. 1965. Vol. 19. P. 249-256; Talbot A.-M. Akropolites, Constantine//ODB. Vol. 1. P. 49; PLP, N 520; Kotzabassi S. Konstantinos Akropolites, Gregorios Ιβηρ, und das Kloster der heiligen Paraskeue//Ελληνικ. Θεσσαλονκη, 2004. Τ. 54. Σ. 71-81; Hinterberger M. Hagiographische Metaphrasen: Ein möglicher Weg der Annäherung am die Literarästhetik der frühen Palaiologenzeit//Imitatio, aemulatio, variatio: Akten des Intern. wiss. Symposiums zur byzant. Sprache und Literatur (Wien, 22.-25. Okt. 2008)/Ed. A. Rhoby, E. Schiffer. W., 2010. S. 137-151.

http://pravenc.ru/text/2057058.html

Житие М. (BHL, N 5858) было издано болландистом Д. ван Папебруком по списку с манускрипта (не сохр.), полученному им в 1654 г. от туринских иезуитов (см.: ActaSS. Iun. 1867. T. 7. P. 43-47). Текст опубликован с сокращениями; новое исследование полной рукописи и сопоставление ее с др. позднейшими источниками были осуществлены в неизданной диссертации М. П. Бруно ( Bruno. 1991; ср.: Tuninetti. 1998. P. 228-229). Большинство исследователей вслед за Папебруком низко оценивали Житие как исторический источник, т. к. в нем присутствуют анахронизмы и фантастические мотивы ( Savio. 1898. P. 293-294; Lanzoni. Diocesi. P. 1046; Bolgiani F. La diocesi di Torino nel secolo V//Storia di Torino. 1997. Vol. 1. P. 324-325). Папебрук предположил, что Житие было составлено неизвестным монахом из Новалезы в XIII в. или позднее (ActaSS. Iun. 1867. T. 7. P. 43-44); др. исследователи датируют его XII-XIII вв. Текст не мог быть написан ранее 1027 г., когда состоялось обретение мощей мч. Иуста, названного в Житии братом М., и их перенесение в посвященную ему церковь в Сузе (с 1029 бенедиктинский монастырь; см.: Savi S. Giusto, Flaviano e compagni//BiblSS. Vol. 7. Col. 48-50). Составитель Жития неоднократно ссылается на «легенду» о М., написанную «прекрасным слогом», составителем которой он называет Петра Дамиани ( 1072/73). По мнению Папебрука и некоторых др. исследователей, в основу Жития могла быть положена проповедь, произнесенная Петром Дамиани в Турине (ActaSS. Iun. 1867. T. 7. P. 43-44; Bolgiani F. La diocesi di Torino nel secolo V//Storia di Torino. 1997. Vol. 1. P. 325-326). Однако ссылки на «легенду», размещенные по всему тексту Жития, показывают, что агиограф стремился представить свой труд как переработку (возможно, сокращение) более раннего сказания о жизни и чудесах М., якобы составленного Петром Дамиани. Отсутствие др. свидетельств об этом сочинении Петра Дамиани позволяет предположить, что ссылки являются ложными. Об этом свидетельствует также упоминание о Туринском еп. Гумберте (вероятно, имеется в виду еп. Гвиберт, к-рый занял кафедру между 1095 и 1098, т. е. уже после смерти Петра Дамиани; ср.: ActaSS. Iun. 1867. T. 7. P. 47).

http://pravenc.ru/text/2561592.html

Болландисты обнаружили, что по содержанию с этим Житием совпадает лат. Мученичество BHL, N 4980. В нем указано имя варварского короля - Авцей. Местом мученичества назван Рим, а мучителем - префект Элий (Дионисий Элий был префектом Рима в 301 - ActaSS. Iun. T. 5. Р. 11). При совпадении сюжетной линии различаются количество и имена мучеников, пострадавших с Л. и Авцеем. В лат. Мученичестве указано, что их было 20, но перечислены поименно 12: Антоний, Ириней, Феодор, Дионисий, Аполлоний, Апамий, Проник, Котей, Орион, Папик, Сатир и Виктор (Ibid. Р. 14). Греческое Житие несомненно вторично по отношению к латинскому. Слово rex (король) было принято переводчиком за имя собственное. А должность «викарий» применительно к Р. возникла в Житии в результате неправильного перевода «de territorio Urbicario», т. е. «из городской территории» (ActaSS. Iun. T. 5. Р. 13). В греч. текстах не указано время жизни святых. В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.), восходящем к Мученичеству BHL, N 4980, события датируются правлением имп. Диоклетиана (PG. 94. Col. 955-956). Текст о Л., Р. и дружине пострадавших с ними мучеников, включенный в «Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского», заимствован из ВМЧ, в которых нашли отражение ошибки проложных житий: в краткой и пространной редакциях нестишного Пролога Кампания названа Каппадокией, а в пространной редакции Сицилия указана в качестве родины Л. («бе убо в Сикелии» - ГИМ. Син. 996. Л. 64, 65 об.), тогда как в краткой редакции подчеркивается, что родом с Сицилии была др. святая с именем Лукия (пам. 13 дек.) («ина есть вь Сикелии» - Павлова, Желязкова. 1999. Л. 264b). Ист.: BHL, N 4980-4982; ActaSS. Iun. T. 5. P. 13-14; SynCP. Col. 801-802; Νικδημος. Συναξαριστς. 1998. Τ. 6. Σ. 33; Павлова Р., Желязкова В. Станиславов (Лесновски) Пролог от 1330 г. Вел. Търново, 1999; ЖСв. Июль. С. 135-136. Лит.: ActaSS. Iun. T. 5. P. 11-12; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 202; Т. 3. С. 256; Amore A. Luciea (Lucia), Auceia e compagni//BiblSS. Vol. 8. Col. 236-238; idem. Lucia, Antonino, Severino, Diodoro, Dione e XVII compagni//Ibid. Col. 257; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 11: Ιολιος. Σ. 70-71.

http://pravenc.ru/text/2110871.html

Мученики Кирик и Иулитта. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий Апокрифическое Мученичество К. и И. сохранилось на греч. языке в неск. редакциях (BHG, N 313y, 313z не опубликованы, за исключением молитвы К.- Gressmann. 1921. S. 24-26). Этот апокриф упомянут в приписываемом папе Римскому Геласию I (492-496) «Декрете о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах» (окончательная редакция этого каталога относится к нач. VI в.). Апокрифическое Мученичество получило широкое распространение и было переведено на латинский (BHL, N 1802, изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 28-33; BHL, N 1803-1808), сирийский (BHO, N 194; Bedjan. Acta. T. 3. P. 254-283; История мученичества Мар Курйакуса и Йолиты. 2009), коптский ( Husselman. 1965), армянский (BHO, N 193), арабский ( Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 500-501; Catalogue des manuscrits arabes. P., 1972. Pt. 1: Troupeau G. Manuscrits chrétiens. T. 1. N 148, 286; 1974. T. 2. N 4775), эфиопский (с прибавлением описаний 9 чудес К. и кратких молитв-величаний в честь К. и И.: Gr é baut. 1912. P. 113-121), согдийский ( Sims-Williams N. Cyriacus and Julitta, Acts of//EIran. Vol. 6. Fasc. 5. P. 512), славянский ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 582-583) и др. языки. В 1-й пол. VI в. Иконийский еп. Феодор по просьбе еп. Зосимы, недовольного содержанием апокрифа, начал разыскивать подлинное Мученичество Кирика и Иулитты, но не нашел его. Со слов старожилов Маркиана и Зинона, слышавших рассказ о К. и И. от их родственников, еп. Феодор записал сведения об этих мучениках и включил их в свое Послание, к-рое известно в неск. редакциях: BHG, N 315 (изд.: Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca. 1882. P. 201-207), BHG, N 315b, BHG, N 316 (изд.: Mai. NPB. Vol. 6 (2). P. 417-418; PG. 120. Col. 165-172), BHG, N 317 (изд.: Combefis F. Illustrium Christi Martyrum Lecti Triumphi. P., 1660. P. 231-241; ActaSS. Iun. T. 3. P. 25-28). Это послание было переведено на латынь (BHL, N 1801; изд.: ActaSS. Iun. T. 3. P. 23-24), славянский ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 312 (2-я паг.)), грузинский и др. языки. На основе Послания еп. Феодора Иконийского было составлено Мученичество Кирика и Иулитты (BHG, N 314, изд.: Sanctorum Cyrici et Julittae Acta Graeca. 1882. P. 194-200), к-рое в свою очередь стало источником Мученичества (BHG, N 318e) в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (изд.: Laty š ev. Menol. Fasc. 2. P. 173-176). Кроме того, К. и И. посвящены Похвалы (BHG, N 318 и BHG, N 318b), написанные Никитой Ритором (изд.: Halkin. 1987/1989) и Сисинием, патриархом К-польским.

http://pravenc.ru/text/1840247.html

1665. P. 49). По мнению болландистов, эти версии не противоречат друг другу: возможно, глава оказалась в К-поле в кон. IV в., а затем, во время волнений, происходивших в столице после ссылки свт. Иоанна Златоуста (404), вывезена в Эмесу, где и была вновь обретена в 453 г. (ActaSS. Iun. T. 4. P. 720). Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием и избранными святыми. Икона. 1-я пол. XVII в. (ГТГ) Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием и избранными святыми. Икона. 1-я пол. XVII в. (ГТГ) В Эмесе глава И. П. находилась в церкви мон-ря Спилеон (дословно «пещера»; речь идет о пещере, в которой жил арианин Евстафий еще до основания мон-ря) до 761 г., когда она была торжественно перенесена в собор во имя Иоанна Предтечи, воздвигнутый в Эмесе специально для этой святыни. Об этом сообщается в Хронографии Феофана Исповедника, где сказано также, что глава еще находилась в этом соборе во время написания сочинения (т. е., ок. 810) ( Theoph. Chron. P. 431). Через нек-рое время святыня была перенесена в г. Команы (неизвестно, о каких Команах идет речь - Каппадокийских или Понтийских). Уже в VII в. Эмеса была завоевана арабами, и, вероятно, из-за усилившихся притеснений христиан главу забрали из города и перенесли в более безопасное место. В связи с господствовавшей тогда ересью иконоборчества глава не была положена ни в одной из церквей в Команах, а была спрятана. После восстановления иконопочитания в 843 г. во время правления имп. Михаила III (842-867) и его матери св. Феодоры она вновь была обретена чудесным образом. Свт. Игнатию , патриарху К-польскому, в видении было ясно описано место, в к-ром сокрыта глава И. П. Посланные патриархом люди обрели ее именно там, где он указал. Святыня была перенесена в К-поль, встречена императором и патриархом и положена в церкви имп. дворца. Об этом повествуется в Речи на обретение главы И. П., приписываемой прп. Феодору Студиту (ActaSS. Iun. T. 4. P. 734-735). Данное обретение главы И. П. называется 3-м и празднуется 25 мая (день, когда святыня была привезена в К-поль). Затем глава была поделена на неск. частей (согласно различным версиям, на 2 или на 7 частей, вероятно, во время правления имп. Константина IX Мономаха; см.: Majeska G. P. Russian Travelers. 1984. P. 278; Kalavrezou. 1997. P. 68), к-рые хранились в храмах К-поля. Лицевая часть находилась в ц. Пресв. Богородицы во Влахернах, где ее видел Антоний Новгородец в 1200 г., верхняя часть черепа - в Студийском монастыре (об этом пишут Антоний Новгородец и Аноним Меркати), где хранились также «власы Иоанна Крестителя... и перси и перст его и зуб» (Книга Паломник. С. 22).

http://pravenc.ru/text/471450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ, ИПАТИЙ И ФЕОДУЛ [Греч. Λεντιος, Υπτιος κα Θεδουλος] († 70-79 или нач. IV в.), мученики Триполийские (пам. 18 июня). Греческая традиция Мч. Леонтий Триполийский. Роспись кафоликона свт. Николая мон-ря Ставроникита, Афон. 1546 г. Мастер Феофан Критский и Семеон Мч. Леонтий Триполийский. Роспись кафоликона свт. Николая мон-ря Ставроникита, Афон. 1546 г. Мастер Феофан Критский и Семеон Древнейшее греч. Мученичество Л. утрачено, о его существовании известно благодаря сир. и груз. переводам. Сохранившиеся греч. агиографические сочинения, посвященные Л., И. и Ф., близки между собой по содержанию, но значительно отличаются от вост. агиографической традиции. В Мученичестве BHG, N 986, IX в. (ActaSS. Iun. T. 3. P. 555-562; сокращенная версия BHG, N 986b - в ркп. Vat. gr. 821, XI в.), содержится указание, что оно написано Киром, занимавшим должность комментарисия (чиновника, ведущего протоколы допросов). Он был свидетелем казни Л. и изложил увиденное на оловянных дощечках, к-рые поместил рядом с гробом мученика. Болландисты предположили, что в основу этого Мученичества легли составленные Киром несохранившиеся акты. В др. Мученичестве - BHG, N 986a ( Halkin. 1964. P. 322-339), включенном в состав дометафрастовских Четьих-Миней, упоминание о комментарисии Кире отсутствует, но добавлено чудо об освобождении из темницы Мавра. Кроме того, Л., И. и Ф. посвящены Похвала Константина Акрополита (BHG, N 987; ActaSS. Iun. T. 3. P. 562-568), Мученичество в составе Императорского Минология (BHG, N 987a; Laty š ev. Menol. Т. 2. P. 73-77) и неизданный вариант этого текста (BHG, N 987b), эпитома в составе дометафрастовских Четьих-Миней (BHG, N 987d; Halkin. 1964. P. 339-340), а также краткие синаксарные жития (SynCP. Col. 755-756 и др.). Сохранился южнославянский перевод Мученичества BHG, N 986a ( Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 548-549). В 2 груз. рукописях (НЦРГ. S 417. Л. 128-141, XII в.; Кут. 3. Л. 190 об.- 207 об., XVI в.) под 29 июня содержится метафрастическая версия Мученичества Л., И. и Ф., которая является переводом утраченного греч. сочинения Иоанна Ксифилина.

http://pravenc.ru/text/2463551.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010