С XV в. известно о почитании К. в Савойе (франц. авторы называли святого Конкордом, ирл. авторы - Корнелием). Во время перестройки монастырской ц. св. Петра в Леменке (между 1490 и 1513) была освящена капелла во имя святого; о ней впервые упоминается в 1497 г. Раку для мощей святого подарил Филипп Аллегре, казначей герц-ства Савойя. Почитание К. в епископствах Шамбери и Гренобль укрепилось после эпидемии чумы 1630 г., во время к-рой к святому обращались с молитвами об исцелении. В 1643 г. при церкви бывшего приората Леменк (с 1583 храм принадлежал цистерцианцам-фельянтинцам) было основано братство во имя К.; его члены принимали участие в ежегодных процессиях в честь святого. Точные сведения о К. отсутствовали; согласно гимну, опубликованному болландистами, в XVII в. святого считали «архиепископом Илландии», к-рый совершил паломничество в Рим, но на обратном пути заболел и скончался в Леменке (ActaSS. Iun. T. 1. P. 413). Более поздние авторы приводили вымышленные подробности о К. Так, святой якобы род. 17 сент. 1120 г. в Арма, в 20 лет вступил в монастырь регулярных каноников и впосл. возглавил обитель, прославился ученостью и благочестием и т. д. Возрождению почитания К. способствовало освидетельствование мощей святого (1854); затем они были выставлены для поклонения в ц. св. Петра в Леменке (рака со скульптурным изображением К., в к-рой хранятся мощи, изготовлена в 1902). В 1855 г. Джозеф Диксон, архиеп. Арма, совершил паломничество в Шамбери, получил в дар частицы мощей К. и впоследствии передал их в жен. мон-рь Св. Сердца (ныне колледж св. Екатерины) в г. Арма и в мон-рь Сестёр Введения Девы Марии во храм в г. Дроэда (Ирландия). Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 412-414; Annala Uladh=Annals of Ulster/Ed. B. Mac Carthy. Dublin, 1893. Vol. 2. P. 178-181; The Annals in Cotton MS. Titus A. XXV/Ed. A. M. Freeman//Revue celtique. P., 1925. T. 42. P. 291; Annála Ríoghachta Éireann=Annals of the Kingdom of Ireland by the Four Masters/Ed. J. O " Donovan. Dublin, 18562. Vol. 3. P. 22-23.

http://pravenc.ru/text/2057168.html

Девы Марии за Тибром (Санта-Мария-ин-Трастевере) и помещены под главным алтарем храма вместе с мощами других святых (BHL, N 7037; ActaSS. Iun. T. 1. P. 383). Предполагается, что мощи К. находятся в этом храме и в наст. время. Согласно др. версии, архиеп. Ангильберт перенес мощи К. в мон-рь Сан-Винченцо-ин-Прато в Милане вместе с мощами св. Никомеда (BHL, N 7038; Mombritius. 1910. P. 424). Сведения миланских источников о перенесении мощей К. также противоречивы, по различным свидетельствам, святыня была помещена в мон-ре Сан-Винченцо при архиеп. Ангильберте II (824-859) или при Ариберте (1018-1045) ( Spinelli G. L " origine desideriana dei monasteri di S. Vincenzo in Prato di Milano e di S. Petro di Civate//Aevum. Mil., 1986. T. 60. N 2. P. 213-214). В позднейших источниках приведены данные о том, что мощи мучеников К., Никодима и Абундия были подарены архиеп. Ариберту папой Римским Бенедиктом VIII (1012-1024) (см.: Violante C. Le origini del monastero di S. Dionigi di Milano//Studi storici in onore di O. Bertolini. Pisa, 1972. T. 2. P. 743). Сведений о почитании К. в средние века на территории рим. Иллирика мало. Мученик считается покровителем еп-ств Сисак и Крк (Хорватия). В ансамбле кафедрального собора в Крке сохранилась романская ц. во имя св. К. (XII в.). Поминовение К. совершается в Загребском и Джяково-Осиекском архиепископствах, а также в епископстве Сомбатхей (Венгрия). Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 380-384; Martyrium sancti Quirini episcopi Scisciani// Surius L. De probatis sanctorum historiis. Coloniae, 1579. T. 3. P. 566-568; Passio beatissimi Quirini martyris// Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910. T. 2. P. 422-424, 719-720; Eusebius Werke. Lpz., 1913. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. R. Helm. Tl. 1. S. 229; 1926. Tl. 2. S. 717. (GCS); Prudent. Perist. 7// Aurelii Prudentii Clementis Carmina/Ed. M. P. Cunningham. Turnholti, 1966. P. 321-324. (CCSL; 126); MartHieron. Comment. P. 302-303; Ado Viennensis. Martyrologium//PL. 123. Col.

http://pravenc.ru/text/1684071.html

Петра Наталиса ( Petr. Natal. CatSS. V 140). При составлении Римского Мартиролога кард. Цезарь Бароний (см. Бароний Цезарь ) пришел к ошибочному выводу о том, что Н., о к-ром упоминал свт. Павлин Ноланский, и Ницея Ромацианский - разные люди. Поэтому он указал под 7 янв. поминовение Н., епископа в Дакии и просветителя варварских народов, известного благодаря сочинениям свт. Павлина (вероятно, дата выбрана произвольно). Под 22 июня в Римском Мартирологе значится поминовение «св. Ницеи, епископа города Ромациана», заимствованное кард. Баронием из каролингских Мартирологов. В комментарии, включенном в издание 1587 г., кард. Бароний пояснил, что Ницея, по его мнению, был преемником еп. Хромация († 407/8) на кафедре Аквилеи. На этом основании в Аквилейском Патриархате было введено богослужебное поминовение Н. как патриарха Аквилейского, жившего во время нашествия гуннов на Римскую империю. Болландист Д. Папеброх исправил ошибку Барония и доказал, что записи под 7 янв. и 22 июня относятся к Н., еп. Ремесианы, о к-ром упоминали свт. Павлин Ноланский и Геннадий Марсельский (ActaSS. Iun. T. 4. P. 243-247). В совр. редакции Римского Мартиролога поминовение Н. указано под 22 июня. В визант. традиции почитание Н. отсутствовало. Из правосл. авторов о нем впервые упомянул архиеп. Филарет (Гумилевский) , к-рый составил жизнеописание святого и указал его память под 24 июня ( Филарет (Гумилевский), архиеп. Святые южных славян. Чернигов, 1865. С. 103-109). Впосл. поминовение Н. 24 июня (7 июля) было установлено в Болгарской и Сербской Православных Церквах, с 1992 г.- также в Румынской Православной Церкви. Лит.: ActaSS. Ian. T. 1. P. 365-368; Iun. T. 4. P. 243-247; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 312, 431, 482; MartRom. Comment. P. 9-10, 249-250; Bosio G. Niceta, vescovo di Remesiana//BiblSS. Vol. 9. Col. 893-897. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/2565348.html

Севастия ( Иоанна Фоки Сказание вкратце. 1889. С. 40). Согласно др. традиции, главу И. П. выкрала у Иродиады и погребла прав. Иоанна , благочестивая жена Хузы, домоправителя Ирода. О дальнейшей судьбе главы И. П. сообщают визант. сказания. Предположительно во время правления равноап. имп. Константина I Великого (306-337) (такая датировка указывается, напр., в Речи на обретение главы И. П., приписываемой прп. Феодору Студиту; см.: Du Cange. 1665. P. 234) ее нашли 2 монаха, пришедшие в Иерусалим для поклонения св. местам. Во сне им явился И. П. и указал на место, где была скрыта его глава. На обратном пути из Иерусалима они повстречались с неким горшечником из Эмесы, оставившим свой город и отправившимся на заработки. Этому горшечнику во сне также явился святой и повелел забрать у монахов свою главу, что тот и сделал. Т. о. реликвия оказалась в Эмесе, где сперва хранилась в семье горшечника, а затем передавалась из рук в руки благочестивыми жителями города. Однажды она попала к мон. Евстафию, к-рый был арианином. Он обманывал жителей Эмесы, приписывая все чудеса и исцеления, происходившие от этой реликвии, своей святости и истинности исповедуемых им догматов. Когда его обман раскрылся, он был изгнан из города. Уходя, Евстафий спрятал главу в некой пещере, в к-рой вскоре поселились монахи, не знавшие о скрытой реликвии, а затем здесь был основан мон-рь (ActaSS. Iun. T. 4. P. 716-718; Du Cange. 1665. P. 208-215). Рождество св. Иоанна Предтечи. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Самарский епархиальный церковно-исторический музей) Рождество св. Иоанна Предтечи. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Самарский епархиальный церковно-исторический музей) В 452 г., во время правления имп. Маркиана, глава была обретена игум. мон-ря архим. Маркеллом и положена еп. Эмесы Уранием в монастырской церкви. Сохранился рассказ об этом событии, составленный игум. Маркеллом (ActaSS. Iun. T. 4. P. 724-728). О том же обретении главы, однако с несколько иными подробностями, сообщается в Житии прп. Матроны, принадлежащем прп.

http://pravenc.ru/text/471450.html

на кафедру; погребения еп. Агриция и рукоположения М.; чудесного оправдания Кириака; встречи М. с Афанасием Александрийским; низложения еретика Евфраты; паломничества святых М. и Мартина в Рим; кончины М. в Аквитании; перенесения его мощей в Треверы и встречи святыни еп. Павлином и аббатом Транквиллом. На фресках были изображены также нек-рые чудеса М. В последнем стихотворении указаны источники, к-рыми пользовался автор Жития,- сочинения Григория Турского, Лупа Ферьерского и Сигехарда. Упоминания о М. содержатся в др. памятниках трирской агиографии, составленных в X-XI вв. В Житии св. Павлина сообщается, что этот святой происходил из Аквитании; он был крещен и воспитан М., отправился с ним в Треверы и впосл. стал его преемником на епископской кафедре. По его инициативе мощи М. были перенесены из Аквитании в Треверы. Как и М., Павлин боролся с арианской ересью (BHL, N 6562-6563; ActaSS. Aug. T. 6. P. 676). Аквитанское происхождение приписывается также св. Потентину, к-рый по совету М. стал отшельником и помогал св. Кастору, пресвитеру и миссионеру в Кароноте (ныне Трайс-Карден) (BHL, N 6904; ActaSS. Iun. T. 3. P. 576-577). О паломничестве святых Мартина и М. в Рим упоминается в пространном Житии св. Мансвета, еп. Тульского, составленном ок. 975 г. Адсоном, аббатом мон-ря Монтье-ан-Дер (BHL, N 5209-5210; ActaSS. Sept. T. 1. P. 644). В трирских лит. произведениях XI в. особое внимание уделяется «славному прошлому» города, героическим деяниям его епископов и др. жителей. Так, в Житии святых Елены и Агриция Треверы описываются как «второй Рим», духовный центр Галлии и Германии. Среди епископов, прославившихся мужественной защитой правосл. веры, был М., соратник свт. Афанасия Александрийского (в этом тексте приведены и др. сведения о М., заимствованные из его Житий - BHL, N 178-179; Trierer Geschichtsquellen des 11. Jh./Hrsg. H. V. Sauerland. Trier, 1889. S. 188-191, 206-211). Согласно «Деяниям трирцев» (1101), М. был учеником св. Агриция; он низложил еретика Евфрату и возвел св.

http://pravenc.ru/text/2561674.html

Вселенский VII Собор (II Никейский) Статья из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Источники Акты (протоколы деяний) VII Собора сохранились со всеми приложениями в греч. оригинале. Старейшей рукописью греч. актов является Vatic. gr. 836 (XIII в.); рукописи XV-XVI вв.: Vind. hist. gr. 29, Vatic. gr. 834, Vatic. gr. 660, Vatic. Ottob. gr. 27. Лат. перевод актов, сделанный с экземпляра, доставленного в Рим папскими представителями, был выполнен крайне неудовлетворительно, в связи с чем Анастасий Библиотекарь (IX в.) предпринял их новый перевод с греческого. Особую проблему представляет аутентичность многочисленных текстов, зачитывавшихся на Соборе. В частности, сомнения вызывает подлинность переписки папы Григория II с имп. Львом III Исавром и патриархом свт. Германом I (Gouillard. 1968); вопрос остается открытым. Текст в публикации Дж. Манси содержит немало неточностей и ошибок, особенно в именах и географических названиях (еще в большем числе они наличествуют в рус. пер., выполненном в XIX в. при КазДА). Полноценное исследование текстологических вопросов остается невозможным до выхода в свет критического издания (с 1991 его готовит Э. Ламберц во 2-й серии ACO). Публикацию протоколов соборных деяний в собрании Манси предваряют: 1) историческое введение; 2) 2 послания папы Григория II (715-731) к имп. Льву III о святых иконах (Jaffé. RPR. N 2180, 2182); 3) предисловие лат. переводчика актов Анастасия Библиотекаря, адресованное папе Иоанну VIII; 4) имп. указ (сакра) Константина VI и Ирины к папе Адриану I (только в лат. пер.); 5) речь свт. Тарасия по случаю его избрания на К-польскую кафедру; 6) краткое описание (συϒϒραφ) событий 786 г. (Mansi. T. 12. P. 990-991; ДВС. Т. 4. С. 337-338). В завершение прилагаются: 1) Похвальное слово Собору диак. Епифания из Катании; 2) послание патриарха Тарасия к папе Адриану; 3) послание Тарасия к игумену Иоанну. О событиях, непосредственно предшествовавших Собору, рассказывает прп. Феофан Исповедник (Theoph. Chron. P. 458-462). Нек-рые важные детали, подтверждающие и дополняющие «Хронографию» Феофана, сообщаются в 4-й гл. Жития св. Иоанна, еп. Готского (Vita S. Joannis ep. Gotthiae//ActaSS. Iun. T. 5. Col. 191; Никитский А. Житие прп. Иоанна еп. Готского//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 25-34; рус. пер.: Васильевский В. Г. Рус.-визант. отрывки, VII//ЖМНП. 1878. Ч. 195. 1. С. 126). Краткий, но сохранивший важные подробности рассказ предваряет текст соборных деяний (Mansi. T. 12. P. 990-991). Дополнительные сведения находятся в Житиях прп. Платона (ActaSS. Apr. T. 1. Col. 366 sq.) и свт. Тарасия (Ignatios the Deacon. The Life of the Patriarch Tarasios (MHG, N 1698)/Ed., transl., comment. S. Euthymiadis. Aldershot, 19983), а также в послании папы Адриана к Карлу Великому (Mansi. T. 13. P. 808).

http://sedmitza.ru/text/758863.html

землей вылилось при халифе аль-Хакиме Безумном (996-1021) - возможно, под впечатлением от наплыва паломников в Иерусалим в связи с 1000-летием Рождества Христова - в тотальное гонение на христиан и разрушение храма Гроба Господня (1009). Именно в это время св. Лазарь Галисийский , будучи, согласно Житию, еще юношей, ушел из Атталии в Иерусалим и, обойдя все тамошние св. места и мон-ри, поселился в Саввы Освященного лавре , но был вынужден удалиться из-за преследований при аль-Хакиме (ActaSS. Nov. T. 3. Col. 510-517). Однако вскоре паломническое движение восстановилось. В Житии св. Симеона Трирского († 1035), написанном его современником Эбервином по рассказам самого святого, говорится, что Симеон (грек из Сиракуз, учившийся в К-поле), совершив П. в Иерусалим еще при аль-Хакиме, в течение 7 лет служил там «проводником паломников», следуя примеру некоего Илария, к-рый «жил там этим ремеслом» (ActaSS. Iun. T. 1. P. 87; Heikkil ä T. Vita S. Symeonis Treverensis: Ein hochmittelalterlicher Kult im Kotext. Helsinki, 2002). Среди знакомцев Симеона упоминается ряд представителей церковной и светской знати Франции, и все они оказываются так или иначе причастны к П.: архиеп. Трирский Поппо († 1047) в 1027/28-1029/30 гг. совершил П. на Св. землю; чуть ранее там побывал паломнический поезд в 700 чел. во главе с Рикардом, аббатом мон-ря Сен-Ван (в Вердене), и Эбервином, аббатом мон-ря св. Мартина в Трире (будущий автор Жития св. Мартина), которые присутствовали при схождении Св. огня в Великую субботу 1027 г. (о чем есть подробный рассказ в хронике Хуго, аббата мон-ря Флавиньи - MGH. SS. T. 8. P. 395-396); нормандский герц. Рикард II (ум. в 1026) поддерживал деньгами храм Гроба Господня и мон-рь св. Екатерины на Синае; его сын, герц. Роберт I (ум. в 1035), совершил П. в Иерусалим, на обратном пути из к-рого и скончался. Все поездки такого рода представляли собой большие караваны, к к-рым прибивались массы рядовых паломников. На протяжении XI в. подобные караваны, возглавлявшиеся знатью, засвидетельствованы многократно.

http://pravenc.ru/text/2578754.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕВФЕРИЙ КУВИКУЛАРИЙ [греч. Ελευθριος κουβικουλριος] († нач. IV в.), мч. Византийский (пам. 4 авг., 15 дек.). Согласно Мученичеству, Е. К. был родом из г. Византия (впосл. К-поль), служил постельничим (кувикуларием) при рим. имп. Максимиане, занимая видное положение среди придворных евнухов. Обратившись к христ. вере, Е. К. удалился в имение в местности Тарсия на берегу р. Сангарий (ныне Сакарья) в Вифинии. Там он тайно построил подземную церковь и принял крещение. Вернувшись ко двору, он объяснил свое долгое отсутствие болезнью, к-рая требовала чистого воздуха. Максимиан, узнав от одного из слуг Е. К. истинную причину его отъезда, захотел побывать в имении евнуха. Там он увидел церковь и убедился в обращении Е. К. ко Христу. После отказа Е. К. принести жертвы языческим богам император приказал обезглавить его. От останков мученика, похороненного на месте казни, происходило множество чудес. Мученичество Е. К. было составлено в жанре энкомия (похвального слова) для произнесения перед местными жителями и монахами обители, основанной при церкви на месте казни мученика. Как свидетельствует автор, он писал Мученичество спустя много лет после кончины Е. К. и опирался только на народное предание. По всей видимости, текст был составлен в период распространения монашества в М. Азии, т. е. не позднее нач. V в. По мнению болландиста Петра Босха, Е. К. жил при рим. имп. Галерии (305-311) (ActaSS. Aug. T. 1. P. 320). В примечаниях к «Синаксаристу» прп. Никодима Святогорца говорится, что Е. К. служил при имп. Юлиане Отступнике (360-363). Со времени имп. Аркадия (395-408) в К-поле известна ц. во имя св. Елевферия, построенная патрикием Василием недалеко от Ксиролофа ( Janin. Églises et monastères. P. 110). Болландист Конрад Яннинг считает, что церковь была посвящена именно Е. К. как уроженцу К-поля и туда были перенесены его мощи из Вифинии (ActaSS. Iun. T. 1. P. 395). Однако Р. Жанен , опираясь на сведения Синаксаря К-польской ц. и Типикона Великой ц., утверждает, что храм был построен во имя сщмч. Елевферия, еп. Иллирийского . Возможно также, что в IX-X вв., с распространением в Византии почитания этого святого, церковь, изначально построенная во имя Е. К., была переосвящена. Блж. Иоанн Мосх ( 619) в «Луге духовном» упоминает некоего Елевферия и рассказывает о событии, происшедшем в посвященной ему церкви в К-поле при св. Геннадии I , патриархе К-польском (ок. 400-471): нечестивый клирик этой церкви, по имени Харисий, получил по молитве патриарха мч. Елевферию достойное наказание от Бога ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 145). Георгий Амартол (сер. IX в.) ( Georgius Hamartolus. Chron.//PG. 110. Col. 756-757) и Никифор Каллист Ксанфопул ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XV 23) также передают рассказ об этом чуде.

http://pravenc.ru/text/189727.html

«Похвальное слово о жизни св. Гонората» еп. Илария имело большое значение для испан. монашества в вестгот. период (VI-VII вв.), его знал Исидор , еп. Гиспалиса (совр. Севилья). Фруктуоз , еп. Бракары (совр. Брага), просил своего друга Браулио , еп. Цезаравгусты (совр. Сарагоса), прислать ему Житие Г. В XI-XII вв. оно служило источником для подражания, став основой для похвальных слов в честь др. святых. Одно из них - панегирик свт. Аниану , еп. Орлеанскому, составленный ок. 1200 г. в Орлеане монахом из круга аббата Хельгода (возможно, им самим). Ок. 1120 г. Жоффруа Осерский, друг Бернарда Клервоского , составил одну из 4 проповедей, посвященных св. Бернарду, из различных фрагментов произведения Илария. Проповедь представляет собой мозаику из 49 отрывков из «Похвального слова...», расположенных в порядке оригинала, однако материал скомпонован лучше, чем в панегирике в честь Аниана. Личность Г. оказывала воздействие на духовную жизнь средневек. Франции, в особенности Прованса. Ок. 1300 г. провансальский трубадур и леринский мон. Феро Раймон написал стихотворное «Житие св. Гонората». Поэма изобилует анахронизмами (напр., Г. появляется в обществе имп. Карла Великого) и представляет собой переработку более раннего легендарного Жития, по-видимому памятника итал. происхождения XIII в. (BHL, N 3976). Ист.: BHL, N 3975-3979; CPL, N 501; ActaSS. Ian. T. 2. P. 17-26; Vita St. Caprasii//ActaSS. Iun. T. 1. P. 78-79; Hilarius Arelatensis. Vita et opuscula//PL. 50. Col. 1213-1292; Iohannes Cassianus. Collationes. Pars 2//PL. 49. Col. 843-1088; Eucherius Lugdunensis. De laude heremi. 42//PL. 50. Col. 711; Paulinus Nolanus. Ep. 51//PL. 61. Col. 417-418; Sidonius Apollinaris. Carm. 16: Eucharistum ad Faustum Reiensem episcopum, 104//PL. 58. Col. 721; Cavallin S. Vitae Sanctorum Honorati et Hilarii episcoporum Arelatensium. Lund, 1952; Hilaire d " Arles. La vie de st. Honorat/Éd. M.-D. Valentin. P., 1977. (SC; 235); Honorat de Marseille. La vie de st. Hilaire d " Arles/Éd. P. A. Jacob. P., 1995. (SC; 404); Гонорат Массилийский. Слово св. Илария о жизни св. Гонората, епископа Арелатского/Пер.: Д. Зайцев//Арелатские проповедники V-VI вв. М., 2004. С. 59-91.

http://pravenc.ru/text/166133.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕНЕСИЙ († до 660), св. (пам. зап. 3 июня), еп. г. Арверн (совр. Клермон-Ферран, Франция). Точные годы епископата неизвестны; 21-й епископ Арверна, занимал кафедру между св. Галлом II и Гироиндом. Предшественник Г. был еще жив ок. 630/5 г. (датировка послания к св. Дезидерию - Desiderii Cadurcensis Ep. 2. 20//PL. 37. Col. 265-267); еп. Гироинд упомянут в привилегии еп. Эммона Сенонского мон-рю Петра Живого в Сенонах (совр. Санс, Франция) в 660 г. (PL. 88. Col. 1174). Т. о., Г. был епископом Арверна в 40-50-х гг. VII в. Житие Г., опубликованное болландистами, является позднесредневек. панегириком и не представляет особой исторической ценности. Г. также упоминается в житиях своих преемников на епископской кафедре Арверна: св. Преекта († 675/6) и св. Бонита (690 - ок. 700); эти тексты относятся к кон. VII - 1-й пол. VIII в. Сохранилась древняя эпитафия в честь святого в церкви его имени в Клермон-Ферране (ранее ц. св. Симфориана). Согласно Житию, Г. происходил из знатной семьи сенаторского сословия. Вел отшельническую подвижническую жизнь. Избранный епископом, он пытался отказаться от высокого сана и хотел добиться в Риме разрешения остаться простым монахом, но паства воспрепятствовала этому. В 2 анонимных житиях св. Преекта сообщается, что, еще будучи архидиаконом, Г. взял на воспитание юного Преекта, дал ему хорошее духовное образование и впосл. доверил ему решать вопросы благотворительности (Vita Praeiecti secunda. 3), к-рой уделял особое внимание. Житие св. Бонита упоминает, что он основал в 30 км к юго-востоку от Арверна, в бывш. своем родовом имении, мон-рь Магнилок (совр. Манглиё), при нем учредил странноприимный дом (Vita Boniti. 17). Управление им он поручил аббату Еводию; видимо, это тот же эконом (лат. custos) Еводий позже, во время епископата св. Преекта, помогал св. Генесию , гр. Арвернскому († ок. 710), в учреждении мон-ря Камаларии (совр. Шамальер). В Магнилоке нек-рое время после отречения от епископского сана подвизался св. Бонит. Г. на собственные средства построил ц. св. Симфориана в Арверне, где и был погребен (Epitaphia S. Genesii). Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 315-317; Epitaphia S. Genesii//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 228, 245-246; Vita S. Praeiecti [prima]//Ibid. P. 212-213; Libellus de ecclesiis Claromontanis//Ibid. T. 7. P. 463; Vita S. Praeiecti [secunda]. 3//ActaSS. Ian. T. 2. P. 636 [BHL, N 6915, 6917]; Vita S. Boniti. 17//Ibid. P. 1073. Лит.: BHL, N 3311-3312b; Mosnier S. -M. Les saints d " Auvergne. P., 1900. T. 1. P. 527-540; Viard P. Genès (7)//DGHE. T. 20. Col. 412-413; idem. Genesio, vescovo di Clermont//BiblSS. T. 6. Col. 119-120. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/162025.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010