Произведения Е. из Ш. были созданы не без участия Экберта, к-рый не только редактировал лит. стиль сестры, но и влиял на содержание ее писаний. Так, напр., при изложении событий схизмы во время понтификата Александра III , когда при поддержке герм. имп. Фридриха I Барбароссы на Римский престол в 1159 г. был избран антипапа Виктор IV (V) , Е. из Ш. выступала с позиции партии императора, сторонником к-рого был Экберт. Сохранились 23 письма Е. из Ш., написанные с 1154 г. и адресованные различным епископам, аббатам, монахиням (в т. ч. Хильдегарде Бингенской), в к-рых она жестко критиковала пороки совр. ей эпохи. Произведения Е. из Ш. были широко известны в средние века, неоднократно переводились с латыни на др. языки. Е. из Ш. особо почиталась еще при жизни. В 1584 г. папой Григорием XIII имя Е. из Ш. было внесено в Римский Мартиролог. В 1632 г. в ходе Тридцатилетней войны, мощи Е. из Ш. были осквернены шведами; удалось спасти только главу, к-рая в наст. время покоится в приходской церкви Шёнау. Соч.: Revelations choisies de st. Élisabeth de Schönau/Ed. C. Emmerich. Tournai, 1864; Die Visionen der hl. Elisabeth und die Schriften der Äbte Ekbert und Emecho von Schönau/Hrsh. F. W. E. Roth, Ph. Schmitz, W. Oehl. W.; Würzburg, 1886; The Complete Works/Ed. A. L. Clark. N. Y., 2000; Die Werke der Hl. Elisabeth von Schönau/Hrsg. P. Dinzelbacher. Paderborn etc., 2006. Ист.: BHL, N 2485-2487; ActaSS. Iun. Vol. 3. P. 604-643; PL. 195. Col. 119-194. Лит.: Köster K. Elisabeth von Schönau: Werke und Wirkung im Spiegel der mittelalterlichen handschriftlichen Überlieferung//Archiv f. mittelalterliche Kirchengeschichte. 1951. Bd. 3. S. 243-315 [Bibliogr.]; idem. Das visionäre Werk Elisabeth von Schönau//Ibid. 1952. Bd. 4. S. 79-119; Schönauer Elisabeth Jubiläum 1965: FS anlässlich des 800 Todestages der hl. Elisabeth von Schönau. Schönau, 1965; Didier J.-C. Élisabeth de Schoenau//DHGE. T. 15. Col. 221-224; Clark A. L. Elisabeth of Schönau: A 12th-cent. Visionary. Phil., 1992; Wagner A. Die hl. Elisabeth von Schönau: Ihr Leben und ihre Bedeutung als Mystikerin. Passau, 1993; Pandiri Th. A. Autobiography or Autohagiography?: Decoding the Subtext in the «Visions» of Elisabeth of Schönau//Women Writing Latin: From Roman Antiquity to Early Modern Europe. N. Y., 2002. Vol. 2. P. 197-229; El Kholi S. Die Teufelserscheinungen im «Liber visionum» Elisabeths von Schönau//Kurtrierisches Jb. Trier, 2003. Bd. 43. S. 37-74; Schmitt J.-Cl. Der ekstatische Korper der Elisabeth von Schönau (1128-1164)//Bild und Körper im Mittelalter/Hrsg. K. Marek. Münch., 2006. S. 305-314.

http://pravenc.ru/text/189797.html

включены в лионское издание «Золотой легенды» (Legenda aurea ut vocant, seu Sanctorum/Ed. Claudius à Rota. Lugduni, 1555r. Fol. 165-167v); данные о 102 чудесах собраны в книге А. Боге ( Boguet. 1612). Благодаря почитанию К. аббатство Сен-Клод посещали многочисленные паломники. Среди них были герцоги Бургундии Филипп II Смелый и Филипп III Добрый, граф Савойи Амедей VI и граф Шароле Карл Смелый, впоследствии герцог Бургундский. В 1442 г. обитель посетил кор. Германии Фридрих IV (в 1452-1493 имп. Фридрих III ), в 1500 г.- кор. Франции Анна Бретонская, к-рая молилась о даровании потомства (все ее дети умерли в младенчестве). В день памяти К. монахи принимали особые меры для поддержания порядка при скоплении народа, к мощам святого, которые выносили для поклонения, приставляли вооруженную стражу ( Beno î t. 1892. Vol. 2. P. 245-247). Индульгенции для паломников, посещавших обитель для поклонения мощам К., издавались папами Урбаном V (в 1367) и Мартином V (в 1419). Получил распространение обычай коллективных паломничеств: отдельные города и селения приносили обеты святому, посылали в мон-рь делегации и делали пожертвования. В документах из монастырского архива сообщается о пожертвованиях для совершения мессы в положенные дни, на поддержание неугасимых лампад у раки К. и проч. (Ibid. P. 91-92). Большинство паломников приходили из обл. Франш-Конте, из Савойи, Пикардии и Фландрии. Среди причин популярности культа К. было состояние мощей святого. В 1519 г. паломник Ж. Ле Сеж, посетивший по обету аббатство Сен-Клод, осмотрел мощи и убедился, что тело святого оставалось «совершенно целым» ( Bellenger Y. Le saint voyage de Jacques Le Saige à Jérusalem (1519)//Mélanges sur la littérature de la Renaissance à la mémoire de V.-L. Saulnier. Gen., 1984. P. 41). В 1666 г. иезуит Пьер Верн свидетельствовал, что мощи К. были нетленными, но сильно иссохшими (ActaSS. Iun. T. 1. P. 644; Vies des Saints. 1854. P. 314). С распространением почитания святого аббатство Сент-Уайан-де-Жу и сложившийся вокруг него город стали чаще именоваться в честь К.

http://pravenc.ru/text/1841215.html

Впосл. т. н. текст из Фарфы был разбит на главы, повествующие о различных мучениках. Эти главы распространялись как отдельные произведения, тогда как первоначальный текст Мученичества И. был утрачен. Так, болландистами изданы 3 редакции Мученичества, к-рые основаны на т. н. тексте из Фарфы (BHL, N 4457, 4458, 4460; ActaSS. Iun. T. 6. P. 265-267). В одной из версий (BHL, N 4458) исправлены грамматические и орфографические погрешности оригинала, текст значительно сокращен, в т. ч. за счет риторических отступлений. В др. версии (BHL, N 4457), также сокращенной, гибель И. и др. мучеников связывается с победой имп. Септимия Севера над Клодием Альбином. Третья версия Мученичества святого (BHL, N 4460), которая может быть датирована по наименованию г. Везонцион Хризополем (засвидетельствовано источниками с 1-й пол. IX в.- Castan A. Origine du surnom de Chrysopolis donné à la ville de Besançon à partir du IXe siècle//Bibliothèque de l " École des Chartes. 1888. T. 49. P. 215-225), была составлена в Бургундии и является гомилией на день памяти святого. Со ссылкой на «Церковную историю» (sicut ecclesiastica refert historia) здесь исправлены фактические ошибки, содержащиеся в т. н. тексте из Фарфы, подчеркивается значение деятельности И. как «апостола бургундцев» (Burgundionum apostoli). Вероятно, из «Церковной истории» составитель Мученичества почерпнул сведения об учености И., о его познаниях «в философских, платоновских и пифагорейских науках». В тексте упомянуты все легендарные ученики И., известные средневековым агиографам: Феликс, Фортунат и Ахиллий, Ферреол и Ферруций, а также св. Бенигн и его соратники, о которых сообщается в т. н. тексте из Фарфы. Кроме опубликованных болландистами редакций В. Мейер обнаружил еще 2 версии Мученичества И., к-рые также восходят к т. н. тексту из Фарфы (см.: Straeten. 1961. P. 122-123). К IX в. относятся сказания об И. в «исторических» Мартирологах, которые основаны не только на агиографической традиции, но и на сочинениях блж. Иеронима Стридонского («О знаменитых мужах») и свт.

http://pravenc.ru/text/Ириней ...

следовало молиться при заболеваниях кишечника, что было связано с наиболее распространенным сюжетом в иконографии мученика - палач вспарывает Е. живот, как, напр., на картине Н. Пуссена «Мученичество св. Еразма», 1628-1629, Ватикан, Пинакотека). Мученик почитался и как покровитель моряков, в его честь названы возникающие во время грозы электрические разряды на верхушке корабельной мачты - огни св. Эльма (Elmo - форма имени Е.). Частицы мощей Е. находились во мн. городах Европы, в т. ч. в Кёльне, где в XV в. они хранились в 2 церквах. Однако болландисты Г. Хенскенс и Д. Папеброх сомневались в их подлинности. Частицы мощей святого с нач. XV в. находились в Праге, хранились под главным алтарем ц. св. Иакова (Сан-Джакомо Маджоре) в Болонье, куда они были помещены кард. Алессандро Риарио (1578-1585). В 1587 г. глава Е. была перенесена из Гаэты в г. Эвора (Португалия). Ист.: BHL, N 2578-2586; BHG, N 602; ActaSS. Iun. T. 1. P. 211-219; MartHieron. Comment. P. 293, 297; SynCP. Col. 726; MartRom. Comment. P. 220; Halkin F. La légende grecque de St. Érasme//AnBoll. 1983. Vol. 101. P. 5-18. Лит.: Flahault R. S. Erasme. P., 1895; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 130; Т. 3. С. 163; Ferraro S. Memorie religiose e civili della città di Gaeta. Napoli, 1903; Lanzoni. Diocesi. P. 163-164; Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 19332. P. 307-308; Fiore L. Vita dei santi Erasmo e Marciano. R., 1950; Balducci A., Negri Arnoldi F. Erasmo//BiblSS. Vol. 4. Col. 1288-1293; Desantis G. Gli Atti greci di S. Erasmo//VetChr. 1988. Vol. 25. P. 487-555; Giordano A. La cattedrale episcopale di Gaeta. Gaeta, 1989; Punzo A. e. a. Il santuario del martire Erasmo a Formia: Storia e archeologia del complesso martiriale. [Gaeta], 1992; Guida storico-archeologica della chiesa di S. Erasmo. Marina di Minturno, 1995; Falkenhausen V., von. S. Erasmo a Bisanzio//Formianum: Atti del Conv. di Studi sull " antico territorio di Formia: [Conv.] 3, 1995. Marina di Minturo, 1996. P. 77-92; Storia illustrata di Formia.

http://pravenc.ru/text/190117.html

В большинстве ирл. летописных сводов о кончине К. упоминается 2 раза (в Ольстерских анналах и Хронике ирландцев - под 618 и 622 гг., в Анналах Тигернаха - под 617 и 622 гг., в Анналах Четырех наставников - под 617 г., в Анналах из Клонмакнойза - под 614 г.). В «Повременном перечне святых Ирландии» (IX-X вв.?) К. назван среди святых 2-го чина, живших в сер. VI - нач. VII в., к-рые соблюдали разные монашеские и богослужебные уставы, но придерживались единой пасхалии. В перечне похожих святых К. уподобляется св. Павлу, отшельнику. Согласно родословиям ирл. святых, К. происходил из рода Дал Мессин Корб, его отца звали Коэмлога, мать - Коэмелл (эти сведения согласуются с данными житийной традиции); братьев святого звали Коэмок, Коэман, Над Коэм и т. д. К. приписывали родство со святыми, по преданию принадлежавшими к роду Дал Мессин Корб, в т. ч. со св. Эоганом из Ард-Сраты (ныне Ардстро, графство Тирон, Сев. Ирландия), Лоханом и Энной из ц. Келл-Манах-Эскрах в Сев. Лагене. Мак Хаврань, изучивший сведения о К., пришел к выводу, что почти все они недостоверны. Записи в анналах скорее всего были составлены намного позже кончины святого, а их дупликация объясняется расхождениями в расчетах вероятной даты его кончины ( Mac Shamhr á in. 1989. P. 79-80; Idem. 1996. P. 2-3, 111). Родословие К., в котором многие его родичи носят имена, включающие слово cóem (cáem - прекрасный, дорогой, любимый), также могло быть вымышлено, хотя сведения о принадлежности святого к Дал Мессин Корб исследователь считал достоверными ( Mac Shamhr á in. 1996. P. 80, 111-112). Сомнения вызывает также достоверность сведений, изложенных в Житии К. Так, по мнению О " Донована, основное содержание Жития составляют «подробности неинтересных чудес» (The Ordnance Survey Letters. 2000. P. 133; ср.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 311). Тем не менее в Житии отсутствуют явные анахронизмы, напр., все упомянутые в нем исторические деятели вполне могли быть современниками К. ( Plummer. Vitae. T. 1. P. LVI). По мнению Мак Хавраня, житийные свидетельства о происхождении К., об основании им ц. Клуан-Дуах (возможно, Данбойк близ Холливуда, графство Уиклоу) и об отшельничестве в Гленн-Да-Лохе соответствуют действительности, но другие эпизоды либо вымышлены, либо отражают церковно-политические интересы общины Гленн-Да-Лохи в более поздний период ( Mac Shamhr á in. 1996. P. 5, 31). Почитание

http://pravenc.ru/text/2458917.html

мог отождествляться с пресв. Иустином, фигурирующим в агиографических легендах лаврентиевского цикла, гробницу к-рого указывали в базилике св. Лаврентия в Риме. Папа Урбан VIII (1623-1644) подарил рим. мон-рю ордена капуцинов (Санта-Мария-делла-Кончеционе) мощи И. Ф., происхождение к-рых неизвестно. В 1992 г. мощи были перенесены в приходскую ц. св. Иустина в квартале Алессандрино в Риме. Особо торжественное празднование памяти И. Ф. совершалось в рим. базилике Санта-Пуденциана, поблизости от которой, по мнению нек-рых исследователей, располагалась школа святого. Первоначальное здание базилики было сооружено в кон. IV в. на основе терм II в., однако отождествление их с термами, упомянутыми в Актах Иустина, остается недоказанным ( Krautheimer R. Corpus basilicarum christianarum Romae. Vat., 1937. T. 1. P. 267-277; Doig A. Liturgy and Architecture: From the Early Church to the Middle Ages. Aldershot, 2008. P. 6-7). Ист.: BHG, N 972z - 974e; ActaSS. Iun. T. 1. P. 16-21; MartRom. P. 136; PG. 117. Р. 484 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 722-724; Cavalieri F., de. Note agiografiche. R., 1902. Fasc. 1. P. 33-36; Fasc. 2: Nuove note agiografiche. P. 73-75; 1920. Fasc. 6. P. 5-17. (ST; 8, 9, 33); ЖСв. Июнь. С. 5-21; Lazzati G. Gli Atti di S. Giustino Martire//Aevum. Mil., 1953. T. 27. P. 473-497; The Acts of the Christian Martyrs/Introd., transl. H. Musurillo. Oxf., 1972. P. XVII-XX, 42-61; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 157-159; Мученичество св. Иустина Философа/Рус. пер., коммент.: А. Г. Дунаев//СДХА. 1999. С. 342-372. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 164; Т. 3. С. 204-205; Bardenhewer O. Partrologie. Freiburg i Br., 1901. P. 201; Geffcken J. Die Stenographie in den Akten der Märtyrer//Archiv für Stenographie. B., 1906. Bd. 57. S. 81; Burkitt F. C. The Oldest MS of St. Justin " s Martyrdom//JThSt. 1909. Vol. 11. N 1. P. 61-66; Латышев В. В. Св. мученик Иустин и дружина его//СИППО. 1914. Т. 25. Вып. 2. С. 157-158; Niedermeyer H. Über antike Protokoll-Literatur.

http://pravenc.ru/text/Иустину ...

12 июня было внесено в Римский Мартиролог. Помимо поэмы «Карл Великий и папа Лев» Л. посвящены 4 панегирика Алкуина и стихотворный пролог к поэтической версии Мученичества апостолов Петра и Павла, сохранившийся в 2 рукописях XI в. (BHL, N 6676; MGH. Poet. T. 6. Fasc. 1. P. 121-133). Ист.: LP. T. 2. P. 1-48 (англ. пер.: The Lives of the Eight-Century Popes (Liber Pontificalis)/Transl. R. Davis. Liverpool, 20072. P. 170-227); Jaff é . RPR. T. 1. P. 307-316; MGH. Epp. T. 5. P. 58-68, 87-104; ActaSS. Iun. T. 2. P. 572-590; Annales regni Francorum/Ed. F. Kurze//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 1-178; Einhardi Vita Karoli Magni/Ed. O. Holder-Egger//MGH. Script. Rer. Germ. T. 25. P. 1-41; Divisio regnorum//MGH. Capit. T. 1. P. 126-130; Astronomus. Vita Hludowici imperatoris/Hrsg. E. Tremp//MGH. Script. Rer. Germ. T. 64. P. 279-555; Theganus. Gesta Hludowici imperatoris/Hrsg. E. Tremp//Ibid. P. 162-259; De Karolo rege et Leone papa/Hrsg. W. Hentze. Paderborn, 1999. 2 Bde. Лит.: Manitius M. Das Epos «Karolus Magnus et Leo papa»//NA. 1883. Bd. 8. S. 9-45; idem. Zu dem Epos «Karolus Magnus et Leo papa»//Ibid. 1884. Bd. 9. S. 614-619; Ausfeld E. Zur Frage nach dem Verfasser des Epos «Carolus Magnus et Leo papa»//FzDG. 1883. Bd. 23. S. 609-615; Waal A., de. Ein Christusbild aus der Zeit Leos III.//RQS. 1889. Bd. 3. S. 386-389; Hampe K. Die Wiedereinsetzung des Königs Eardulf von Northumbrien durch Karl den Grossen und Papst Leo III.//DZGW. 1894. Bd. 11. S. 352-359; David E. Überreste des vatikanischen Trikliniums Leos III. im Campo Santo//RQS. 1923. Bd. 31. S. 139-150; H ü lsen Ch. Osservazioni sulla biografia di Leone III nel Liber pontificalis//PARA.R. Ser. 3. R., 1923. Vol. 1. P. 107-119; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 19252. Vol. 2. P. 1-110; Amann É . L " époque carolingienne. P., 1947. P. 153-203. (Histoire de l " Église; 6); Ohnsorge W. Die Konstantinische Schenkung, Leo III. und die Anfänge der kurialen römischen Kaiseridee//ZSRG.G. 1951. Bd.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Легонтием поминается 7 июля; согласно местной традиции, в еп-стве Клермон память И. празднуется также 5 июня. Существовала местная традиция почитания св. Тигридия, брата И., его архидиакона, однако в Житиях епископа о нем не упоминается. Прототипом образа Тигридия, вероятно, мог служить архидиак. Иуст, о к-ром сообщает Григорий Турский: архидиакон был погребен рядом со своим учителем И. ( Greg. Turon. Hist. Franc. I 40). В «Книжице о клермонских церквах» (Libellus de ecclesiis Claromontanis. 11) также упоминается о погребении в базилике И. некоего Иуста, к-рый ошибочно назван епископом (возможно, из-за неправильного прочтения у Григория Турского слов «соединился с учителем во гробе» (magistri tumulo sociatur - Greg. Turon. Hist. Franc. I 40)). В топонимии Оверни зафиксировано неск. мест, связанных с почитанием И.- Сент-Алир-эс-Монтань, Коламин-су-Водабль (оба населенных пункта в деп. Пюи-де-Дом), Сент-Иллид (деп. Канталь). Ист.: BHL, N 4264-4266; ActaSS. Iun. T. 1. P. 420-425; Greg. Turon. Vit. Patr. II//PL. 71. Col. 1016-1020; idem. Glor. conf. 20//PL. 71. Col. 882-884; idem. Hist. Franc. I 39-40//PL. 71. Col. 182; Gaiffier B., de. La Vita S. Illidii par Winebrand de Saint-Allyre//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 233-257; Libellus de ecclesiis Claromontanis. 11//MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 460; MartRom. Comment. P. 274. Лит.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 33; Brehier L. Allyre//DHGE. T. 2. Col. 628-630; Fournier G. Le peuplemenm rural еп Basse-Auvergne duranm le Наит Moyen Âge. P., 1962; Van der Straeten J. Notes d " hagiographie clermontoise//AnBoll. 1964. Vol. 82. P. 383-396; Fournier P.-F. Clermont-Ferrand au VIe siècle: Recherches sur la topographie de la ville//Bibl. de l " École des Chartes. P., 1970. Vol. 128. N 2. P. 278, 294-314; Van Dam R. Saints and Their Miracles in Late Antique Gaul. Princeton, 1993; Crook J. The Architectural Setting of the Cult of the Saints in the Early Christian West, с. 300-1200. Oxf.; N. Y., 2000; Lauranson-Rosaz C., Dubreucq A. De l " ermitage au monasmère: Аих origines de l " espace monastique en Gaule à partir de deux examples: Burgondie et Auvergne (fin Ve - début VIIIe siècle)//L " édifice culturelle entre les périodes paléochrétienne et carolingienne.

http://pravenc.ru/text/389429.html

и стихотворный М. Вандальберта Прюмского (Ibid. P. 38-56). Важнейшими источниками кратких сказаний о святых, составленных Узуардом, были агиографические произведения (см.: Ibid. P. 60-71). К 572 заметкам из М. Флора и Адона Узуард добавил 50 памятей из М. Вандальберта и заполнил «пустые» дни записями из Иеронимова М. (125 памятей). Он не только переработал тексты, заимствованные из более ранних М., но и составил 87 записей, основанных на Мученичествах и Житиях святых, и 59 записей, источниками к-рых послужили сочинения различных авторов. В М. были впервые внесены имена святых, сведения о к-рых Узуард почерпнул из устной традиции, в т. ч. во время путешествия в Испанию в 858 г. Сокращая пространные сказания Адона Вьеннского, Узуард проявил скептическое отношение к сведениям, которые содержались в этих записях. Так, он исключил из М. предания об апостольском происхождении ряда западнофранкских епископских кафедр (см.: Dubois. 1957. P. 44-47; Le martyrologe d " Usuard. 1965. P. 117-120). В средние века М. Узуарда получил широкое распространение и неоднократно дополнялся: в рукописях и ранних печатных изданиях М. содержатся многочисленные добавления (auctaria), собранные в публикации болландиста Ж.-Б. дю Солье (ActaSS. Iun. T. 6-7; PL. 123-124). Так, М. Узуарда был положен в основу цистерцианского М., составленного в 1173-1174 гг. (изд.: Le Martyrologe cistercien. 1976; см.: Dubois. 1978. P. 64-66). М. Узуарда был впервые напечатан в 1475 г. в Любеке; особую известность получило издание, подготовленное католич. богословом Яном Вермёленом (Иоанном Моланом) ( Usuardi Martyrologium, quo Romana Ecclesia ac permultae aliae utuntur. Lovanii, 1568; о ранних изданиях М. см.: Aigrain. 2000. P. 64-65). Критическое издание М. Узуарда подготовил Дюбуа (Le martyrologe d " Usuard. 1965). М. Рабана Мавра М. Рабана Мавра был составлен между 843 и 854 гг., когда Рабан возглавлял аббатство Фульда (с 822 по 847) и Майнцскую архиепископскую кафедру (с 847 по 856). Рабан посвятил свое сочинение Ратлейку, аббату Зелигенштадта, и Гримальду, аббату Санкт-Галлена.

http://pravenc.ru/text/2562474.html

в VI в. хранились в Кесарии ( Anon. Placent. Itinerarium. 46; см. также: Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites, XIe-XVIIe siècles. Brux., 1969. P. 314-316). Ист.: BHG, N 1405-1407e; BHO, N 831; ActaSS. Febr. T. 2. P. 863-867; Iun. T. 1. P. 62-70; History of the Martyrs of Palestine/Ed., transl. W. Cureton. L., 1861 [сир. текст и пер.]; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 3. Σ. 270-272; ЖСв. Февр. С. 299-305; MartUsuard. 1965. P. 238; MartAdon. P. 175-176; Μακαρ. Σιμων. Νος Συναξ. Τ. 6. Σ. 179-181 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 696-700). Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 45; Т. 3. С. 73-74; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 311, 322, 328, 380, 429, 482; Millet G. Sainte-Sophie avant Justinien//OCP. 1947. Vol. 13. P. 597-612; Eldarov G. Elia, Geremia, Isaia, Samuele e Daniele//BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1057-1058; Sauget J.-M. Giuliano//Ibid. 1965. Vol. 6. Col. 1192 1193; idem. Panfilio, Valente, Paolo, Porfirio, Seleuco, Teodulo, Giuliano e i cinque egiziani, Elia, Geremia, Samuele, Isaia e Daniele//BiblSS. 1968. Vol. 10. Col. 94-101; idem. Seleuco//Ibid. 1968. Vol. 11. Col. 829-830; Cavallo G. Scuola, scriptorium, biblioteca a Cesarea// Idem. Le biblioteche nel mondo antico e medievale. R., 1988. P. 65-78; Πμφιλος//ΘΗΕ. Τ. 9. Σ. 1111; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 372; Ястребов А. О., свящ. Евсевий Кесарийский: Ист. очерк//БСб. 1999. 3. С. 136-151. А. Н. Крюкова Почитание у славян В слав. Четьих-Минеях под 16 февр. содержится «Мучение Памфила, Валента, Павла, Селевка, Порфирия, Феодула, Иулиана, мученых в Египте» (напр., РГБ. 92; см.: Творогов О. В. Переводные жития в русской книжности XI-XV вв.: Кат. СПб., 2008. С. 94; Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 483 паг.]). Начало и конец этого текста соответствуют тексту Евсевия Кесарийского (BHG, N 1405), однако содержание в целом представляет собой сокращенный его перевод-пересказ с акцентом на главных сюжетных линиях и персонажах и имеет нек-рые искажения.

http://pravenc.ru/text/2578766.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010