307–309). – 9) Акты и грамоты Иерусалимского патриарха Хрисанфа 1707–1729 гг. и именно: ) О Палестинских школах (стр. 310–311); β) Об оружии в отношении к ношению его духовными лицами (стр. 311–314); γ) Окружное послание епархиям Палестины, порицающее и опровергающее книгу, написанную на арабском языке Сидонским митрополитом (стр. 314–323); – δ) О пожертвованиях Георгия Каоториота Святому Гробу на содержание двух учителей Касторийской школы (стр. 323–326); ξ) Послание цеху меховых ремесленников (стр. 326–327); ς) Сигиллий патриарха об управлении Иерусалимской больницей архонта Николая Кара-Иоанни (стр. 327–335); ζ) Синодальное послание об избрании и хиротонии архиереев. Протест святогробцев патриарху Хрисанфу (стр. 335–339). – 10) Акты и грамоты Иерусалимского патриарха Мелетия 1731–1734 гг. и именно: ) Извещение о предстоящей хиротонии архиепископа Синайского, за много лет раньше избранного Синаитами (стр. 340–341); β) Распоряжение об архиереях патриаршего престола (стр. 342–344); γ) Постановление о багаже уезжающих святогробцев (стр. 344–346); δ) Постановление о милостынях, посылаемых из г. Халдии к Святому Гробу (стр. 346–347). – 11) Акты и грамоты Иерусалимского патриарха Парфения 1738–1750 гг. и именно: ) Послание к Феофану, митрополиту Петры Аравийской (стр. 348–349); β) Второе послание к нему же (стр. 319–351); γ) Издание позволения на хиротонию архиереев (стр. 352); δ) Определение об архиерейском служении с трикирием и дикирием (стр. 352–354); ξ) Главы о скенофилаксе Святого Гроба, читанные в присутствии вселенского 1350 и Иерусалимского патриархов и знатных архонтов и представителей ремесленных цехов (стр. 354–356); ς) Определения, собранные и подтвержденные в 1765 году в Иерусалиме. Устав святогробцев (стр. 356–360). – 12) Второй ряд разных документов и именно: ) Разрешительная от клятвы грамота Иоанна Навпактского женщине, давшей обет отправиться в Иерусалим, 1216 г. (стр. 361–362); β) Документ, касающийся обратного перемещения Иерусалимского патриарха Досифея с Константинопольской патриаршей на Иерусалимскую патриаршую кафедру, 1191 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Т. У. Ф. Х. Тарасий старец посельской 297, 304, 306. Телицын , Андрей, молодой подьячий прик. сыскн. дел 305, 327. Тит , игумен Успенск. м-ря 308. Тихомиров , Михаил, подьячий 310. Тихонов , Максим, подьячий 327, 332. Тихон , митрополит казанский 335. Топилов , Алексей, молодой подьячий стрелецк. прик. 318. Тонкий , Кузма, с. бояр. 331. Тороповы : Авраам, молодой подьячий 317. Григорий, старый подьячий поместн. прик. 304, 311. Максим, молодой подьячий разрядн. прик. 318. Троекуров князь Иван Борисович, бояр. 65. Троицкое , село 334. Троицкое-Голенищево , село домовое 134, 209, 212, 268, 269, 296, 304, 309, 320, 331, 332. Троицкое-Селец , село домовое 297, 308, 316, 330. Трофимовы : Афанасий, конюх стряпчий 320. Прохор, молодой подьячий 323. Тугаринов , Иван, дьяк разрядн. прик. 128. Тютчев , Петр, дьяк судн. дворц. прик. 312, 318. Тяпкины (Тяпка): Алексей Леонтьевич, двор, патриарш. 300, 329. Иван, двор. патриарш. 318. Иван Кузмин 308, 312. Иван Леонтьевич, двор. патриарш. 300. Михаил, двор. патриарш. 300. Украинцев , Емельян Игнатьевич, дьяк думный 323. Уланов , Иван, дьяк разрядн. прик. 318. Ульянов , Андрей, подьячий поместн. прик. 331. Урусковы : Евтифей, старый подьячий земск. прик. 326. Тимофей, подьячий земск. прик. 332. Ухабов , Иван, старый подьячий пушкарск. прик. 323, 325. Филагрий , монах келейный 175, 283, 284, 314. Филарет , игумен Троицкаго-Яблоннова м-ря 314; игумен 333. Филипп , св., митрополит московский 52. Филипп , старец сушиленный 324. Философов , Матвей, стольн. дворцов. судн. прик. 312, 318. Франц , Роман, аптекарь 84. Фролов , Михаил, подьячий земск. прик. 315, 325. Хариев , Максим, двор. 320. Харламов , Максим, лебедянец 316. Хрущев, Федор, молодой подьячий 317. Ц. Ч. Ш. Щ. Ю. Я. Ф. Царевич Милитийский 153. Царица Милитийская 61. Челобитчики белозерские 172. Черный , Семен, дьяк дворцов, прик. 129. Чичагов , Яков, старый подьячий владимирск. судн. прик. 331. Чурашев , Гур, старый подьячий земск. прик. 326. Шапошников , Арсений, старец 298. Шаровы : Михаил, молодой подьячий житн. двора 318. Петр, молодой подьячий житн. двора 318. Шатерники 232. Шеин , кн. Алексей Семенович, бояр. 166. Шеин , Иван, дьяк поместн, прик. 316 Шерковы (Шорков): Василий, старый подьячий жатн. двора 305. Семен, старый подьячий житн. двора 318. Шнырев , Петр, дьяк житн. двора 318. Щепины : Василий, с. бояр. 329. Потап, с. бояр. 329.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Книга пятая. 1. Событиями на западе царь поставлен между радостью и печалью (309–310). 2. О путешествии патриарха на восток по поводу отпадения тамошних монастырей от церкви (310–314). 3. Брак Константина царя Болгарского с дочерью Евлогии Мариею (314–316). 4. О Ногае и тохарцах, что такое были они прежде; также о первом их царе и законодателе (316–320). 5. О Мице и о том, как сдал он царю город Месемврию (320–322). 6. О намерении царя вступить в родственный союз с сербским двором и о путешествии туда патриарха с царскою дочерью (322–326). 7. О Диррахие и бывшем там землетрясении (326–328). 8. О короле Карле и о снаряжении им флота для взятия Константинополя (328–331). 9. Царь отправляет посольство к французскому королю (331–334). 10. Как он, услышав о снаряжении неприятельского флота, приготовлялся к защите города (334–339). 11. Как, по восшествии на престол папы Григория, начал он хлопотать о примирении церквей (339–343). 12. Как побуждал предстоятелей восточной церкви к принятию мира (343–346). 13. Как Иоанн Хумн обвинял хартофилакса Векка (346–348). 14. Царь представляет собору трактат о догматах церкви (348–349). 15. Как Векк посажен в темницу и, уступая насилию, перешел на сторону царя (349–350). 16. Как патриарх циркулярно объявил с клятвою, что он не примет мира (350–353). 17. О предложенных ему царем условиях и об удалении его (353–355). 18. Усилие царя склонить клир к принятию мира с латинянами (355–359). 19. О проявлениях царской ненависти к клиру (359–360). 20. Рассказ о наказании ритора церкви (360–365). 21. Как посольство к папе испытало на море кораблекрушение (365–367). 22. Как, по удалении патриарха, провозглашаем был в церкви папа (367–369). 23. О повсюдном разделении церкви (369–371). 24. Об избрании хартофилакса Векка на патриаршество (371–377). 25. Как царь стал скучать ходатайствами патриарха и для рассмотрения его дел назначил третий день недели (377–378). 26. О вторичном посольстве к папе (378–379). 27. Икарий принимает подданство царю и делается начальником флота (379–382). 28. О сожительстве патриарха Векка и Иосифа в Анаплском монастыре (383–385). 29. Неудовольствие царя, возбужденное Иосифом (385–387). 30. Царь смиряет живших в Константинополе генуезцев (387–394).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сл. 21, 26, 26–27, 4; 166=1.320. 1458 См. Сл. 21, 8, 1–9; 124=1.309: Афанасий как достойный преемник св. апостола Марка. 1459 См. Сл. 21, 17, 12–18, 17=1.314–315: сравнение Афанасия с Иовом. 1460 Евр. 4:14. 1461 Сл. 21, 10, 1–5=1.310. Ср. 1 Кор. 2:16; 3:23; 6:15; 12:27; 2 Кор. 10:7; Гал. 3:29 и др. 1462 Сл. 21, 29, 10–23; 170–172=1.322. 1463 Сл. 21, 33, 22–37; 182=1.325. Ссылка на " " Послание к императору Иовиану " " св. Афанасия, содержащее полный текст Никейского Символа веры. Отметим, что в послании нет прямого утверждения о том, что Святой Дух является Богом. 1464 Вариант перевода: " наиблагочестивейшие " " . 1465 Букв. " догматов малых " " . 1466 Т. е. на греческом Востоке. 1467 Т. е. греческий Восток и латинский Запад. 1468 Сл. 21, 35, 8–36, 5; 184–188=1.325–326. 1469 Встреча епископов Востока и Запада произошла на Сардикийском Соборе 343 г., на котором, однако, стороны не объединились, а разделились. 1470 См. Kelly. Doctrines, 253–254. Grillmeier. Christ I, 318–326. 1471 Об учении Илария см. Grillmeier. Christ I, 395–400. 1472 Один из наиболее яркий примеров — разрыв между Александрийской и Антиохийской Церквами в 431 г. и последующее примирение между Кириллом Александрийским и Иоанном Антиохийским в 433 г. Причиной разрыва была разница между александрийцами и антиохийцами в христологической терминологии. 1473 О Троице 2, 9; 5, 15. 1474 О Троице 5, 12; 5, 15–17; 8, 1. 1475 Сл. 21, 35, 6–7; 184=1.325. 1476 Сл. 8, 5, 5–20; SC 405, 254–256=1.178. 1477 Сл. 18, 11; PG 35, 997=1.268. 1478 Сл. 8, 5, 1–2; SC 405, 254=1.178. 1479 Сл. 18, 8; PG 35, 993=1.265. 1480 Философия: здесь — аскетический образ жизни. 1481 Т. е. возглашений от лица народа во время совершения Божественной Литургии. 1482 Сл. 18, 8–10; 993–997=1.266–267. 1483 По этому поводу Григорий написал целую поэму под названием " " На женщин, пользующихся косметикой " " : см. PG 37, 884–908=2.242–250. 1484 Вопросам нравственности и правилам поведения христианина в Церкви и обществе уделяли внимание уже христианские апологеты II в. и в еще большей степени писатели III в. Климент Александрийский (см. Педагог, кн. 2–3) и Тертуллиан (см. его трактаты " " Об убранстве женщин " " , " О покрытии головы у девушек " " и др.). Интерес к подобной проблематике в значительной степени связан с тем, что Церковь в первые века стремилась не только оказывать влияние на духовное развитие своих членов, но и взять под жесткий контроль их повседневную жизнь в обществе. Такая тенденция приведет в VI-VIII вв. к тому, что христианские нравственные и дисциплинарные установки будут определять все аспекты жизни византийского общества. 1485

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Феодор Андреевич, князь Стародубский, 27. Феодор Борисович, князь Волоцкий, 291. Феодор Иванов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор Игнатьев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор Иоаннович, царь, 6, 14, 71, 74, 78, 80, 83, 88, 89, 132, 232, 233, 234, 242, 257, 286. Феодор Константинов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор Савин, Ярославский кормовой иконописец, 11. Феодор, монах, 177. Феодосий Губин, Троицкий иеромонах, 6. Феодосий, архиепископ Московский, 192. Феодосий, Троицкий архимандрит, 137, 179, 274, 301. Феодосия Феодоровна, царевна, 132. Феодосия, супруга царевича Иоанна Иоанновича, 83. Филарет Никитич, патриарх Московский, 30, 67, 76, 195, 236. Филарет Протопопов, строитель Богоявленского монастыря, 315. Филарет, митрополит Московский, 178. Филофей, патриарх Константинопольский, 49, 178. Фотий, митрополит Всероссийский, 343. Фридерик, герцог Шлезвит-Голштинский, 295. Фролищевский, Игнатий, старец, 206. Х Хворостинина, княгиня Елена Борисовна, вдова боярина, 63. Хворостинин, князь Иван Феодорович, 63. Хворостинин, князь Семен Феодорович, 63. Хитрово, Богдан (Иов) Матфеевич, боярин и оружничий, 9, 18, 26, 165, 260, 262. Хитрово, Матфей, 9. Ч Часовников, Савватий, монах, 226. Ш Шеин, Алексей Семёнович, 61. Шеип, Семен Иванович, 61. Шереметев, граф Борис Петрович, боярин, потом генерал-фельдмаршал, 6, 309. Ю Юстиниан, император, 181. Я Языков, Александ, 303. Якимов, Варсонофий, соборный старец, 232, 346. Яков Сергеев, подьячий, 326. Его род, 326. Янова, Евдокия Васильевна, 231. Янова, Марфа, 255. Янова, Параскева Феодоровна, жена Ивана Янова, 188. Янов, Василий Феодорович, 19, 231, 255. Янов, Иван Васильевич, стольник, 19, 189, 245. Янов, Иван, 188. Яновых род, 10, 19. Ян Казимир, Польский король, 6. 1 Цифра в скобках означает общий номер составленной иером. Гедеоном († 1875 г.) книги надписей, находящихся в Троицкой Сергиевой лавре, а отсутствие такой цифры показывает, что надпись не существует уже в настоящее время. 2 Ныне в ризнице эта маленькая икона святителей Московских: Петра, Алексия, Ионы и Ростовскаго Леонтия. Логгин Воеводин, вероятно в мире Леонтий, был соборным старцем Сергиева монастыря с 28 апреля 1642 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

304 Tarasii. Epistola Ioanni presbytero et hegumeno. G. D. Mansi t. XIII, col. 473–474–D–E. νεκλεσαν τ συνοδ τ πλον αρος τν μοναχν – κα μες δ προεγινσκομεν τν γκλσιν τατην – τι ο πλεονες τν πισκπων χρμασιν νησαντο τν εροσνην. В одной редакции латинского перевода: τ πλον αρος τν μοναχν – major pars episcoporum. Русский перевод – «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 327 (Послание священнику Иоанну и игумену, стр. 326–329), следует этому переводу, но неудачно: приходится заключать, что епископы жаловались на самих себя. 306 G. D. Mansi t. XIII, col. 471–472–D. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 326. 307 S. Theodori Studiti. Epistolarum lib. 1. Epistola 53 Stephano Lectori. l. c. col. 1104–D. Русский перевод – там же, стр. 313. Письмо 53. К Стефану Чтецу и находящимся с ним, стр. 310–315). 309 Это место сообщения Феодора чрезвычайно важно: многие иль историков представляют дело так, что Ирина по своим стремлениям ближе сходилась с монахами, чем с умеренным Тарасием и сочувствовавшими ему епископами (см. Κ. Δ. Παπαρρηγοπουλους, σελ. 543–545, и др.). Что этого даже не могло быть, об этом речь будет ниже. 310 S. Theodori Studiti. Epistolarum lib. 1. Epistola 38 ad Arsenio filio, l. с. col. 1044. – Русский перевод – там же, стр. 247. (Письмо 38. К Арсению сыну, стр. 244–249). 312 Что подобные преувеличения могли иметь место, об этом можно судить по аналогии: впоследствии противники патриарха Никифора так изобразили собор, бывший при нем и решивший принят в общение эконома Иосифа, что по их сообщениям почти невозможно составить правильного представления о ходе дела. 313 G. D. Mansi t. XIII, col. 547 sqq. «Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии», изд. 2-е, т. 7, стр. 322 и сл. 314 S. Theodori Studiti. lib. 1. Epistola 38. ad Arsenio filio, l. с. col. 1044–A. Русский перевод – там же, стр. 248. (Письмо 38. К Арсению сыну, стр. 244–249).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Andreev/s...

«Киевское письмо», окружное послание еврейской общины в Киеве (IX/X в.) 76 Килидж-Арслан I, иконийский султан (1092–1107) 211 Киннам, см. Иоанн Киннам Кирилл, см. Константин (Кирилл) Кирн П., см. Kirn Р. Кларий, предполагаемый автор «Хроники св. Петра Сансского» (см.) Клейненберг И. Э. 221 Климент I, св., п. римский (90/2–101?) 77, 77, 100, 102–104, 102–104, 163, 228, 326, 326–327 Климент (Клим) Смолятич, митр, киевский (1147–1159, признан не во всех епархиях) 206, 264 Кляшторный С. Г. 349 Книттлер X., см. KnittlerH. Кнут I Могучий, кор. английский (1016–1035) и датский (с 1018/9 г.) II, VII, 86, 86, 131–135, 131–135, 195, 195–196, 230 Кнут II, кор. датский (1080–1086) VII Кнут III, кор. датский (1154–1157) VII Кнут IV (по другому счету VI), кор. датский (1166–1202) VII, 309 Кнут Лавард (Хлебодавец), кор. ободритов (1129–1131) VII, IXb, 235, 271, 343 Козьма, приближенный венгерского кор. Иштвана II 366 Козьма Пражский, чешский хронист (перв. треть XII в.) 27, 184–187, 201, 227, 229–230, 261, 360 Ковалевский А. П. 28 Коломан, см. Кальман Комнины, династия византийских имп. (сер. XI – кон. XII в.) VIII, 164, 240 Коновалова И. Г. 19, 349 Конрад I, кор. германский (911–918) 270, 374 Конрад II, кор. германский (1024–1039, имп. с 1027 г.) II, III, 96–99, 97–98, 107, 107, 118, 137–138, 230, 338 Конрад III, кор. германский (1138–1151) II, III, VIII, IXb, 221, 237, 241–247, 243–246, 251, 251, 263–266, 263, 266, 279, 279, 369, 369 Конрад, с. германского имп. Генриха IV, кор. итальянский (1093–1101) II, 208–209, 208–209, 336, 336 Конрад I, кор. бургундский (937–993) I, II Конрад I, кн. брненский (1061–1092) VI, 201 Конрад II, кн. зноемский (1134–1146, ум. после 1161 г.?) IV, VI, 320 Конрад III Ота, кн. (мгр.) моравский (ум. в 1191 г.) VI, 316, 316 Конрад, кн. мазовецкий (1199–1247) IV, IXa, 312, 318, 318, 324, 346, 346–347 Конрад, герц, швабский (983–997) III, IXa, 189, 189–190, 339 Конрад I, основатель дома люксембургских гр. (ум. в 1086 г.) 234 Конрад, б. мгр. Саксонской северной марки Вильгельма (сер. XI в.) 328–329

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Голубцов , Яков, старый подьячий сыскн. прик. 305, 307, 327. Гордон Петр Иванович, полковник 261. Греков , Иван, молодой подьячий прик. большой казны 335. Григоровы : Андрей, стряпчий домов. 60, 65, 306, 308, 312, 327. Гавриил 79, 307. Дмитрий Иванович, дворян. патриарш. 301. Иван 60, 247, 329; подьячий патриарш. дворцов, прик. 309, 310, 334. Иван Михайлович, двор. патриарш. 300, 329. Константин двор. патриарш. 301. Обросим, двор, патриарш. 300. Федор, двор. патриарш. 318. Григорьевы: Алексей, поддиакон 298, 303. Андрей, стряпчий домовых дел 295. Артюшка, иноземец астраханский 319. Григорий, тяглец 323. Иван 307. Иван Васильевич, двор. патриарш. 300. Илья, атаман станичный Донских казаков 312, 319. Семен, поддиакон 299; подъемщик 284. Симон, поддиакон 303. Степан 315. Гуляев , Михаил, старый подьячий разрядн. прик. 318. Гундоров , кн. Алексей, стольн. 317. Гурьевы : Иван, двор. патриарш. 301, 316. Тимофей, двор. патриарш. 301, 327. Д Е. Давыдов , Еким (Яким), подьячий поместн. прик. 307, 308, 317, 328, 330. Данилов , Яков, старый подьячий поместн. крик. 304. Дворяне ельчане 153; лебедянские 125. Дикия поля 329. Дионисий , иеромонах, староста школьный 312. Дмитрий , поп 133, 305. Дмитрий Селунский , св. 40, 306. Дмитровский уезд 296, 298. Дмитровское село 133, 297, 304–306. Доброе , село 297. Долгий , Тимофей, старый подьячий владим. судн. прик. 318, 322–324. Домашнев , Иван, подьячий земск. прик. 317. Домнин Любим, дьяк 251, 321. Друганов , Петр Иванов, человек приказный бояр. Льва Нарышкина 334. Евникея , игуменья Моисеевского м-ря 334. Евреевы : Иван, подклюшник 134, 166, 300. Иван Федорович, двор. патриарш. 300, 326. Никита, двор. патриарш. 301. Евтифеев , Артемий, молодой подьячий житн. двора 318. Екатерина , св. великомученица 63. Елизарьев , Ларион, дьяк житн. двора 318. Елисеев , Харлам, подьячий служебный 301. Емельянов , Иван, молодой подьячий житн. двора 318. Еремеев , Иван, доктор 73, 91, 98, 133, 145. Ефрем , старец 297; старец купецкий 324. Ж. 3. Е И. Жданов , подьячий корабельн. строения 317. Замятнин ,Федор, дьяк разрядн. прик. 318. Звенигородский уезд 296, 298. Земские (люди) 97. Зимовая , станица 319. 3олотухин , Иван, дьяк 307. Зотов , Никита Моисеевич, дьяк думный 321. Ивановская площадь в Москве 308, 311, 316, 317. Ивановы: Автамон, дьяк думный 60. Василий, подьячий служебный 301. Дмитрий, старый подьячий поместн. прик. 327, 330, 331. Иван, поддиакон 307. Иван, старый подьячий поместн. прик. 326. Илья, подьячий поместн, прик. 331. Леонтий, подьячий дворцов, прик. 310. Михаил, старый подьячий разрядн. прик. 318, 325. Никита, подьячий разрядн. прик. 316. Семен, подъемщик колокольный 46. Семен, молодой подьячий поместн, прик. 322, 327.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сергиева Ф. В. 22, 23, 47, 48, 340 Сергий Радонежский, преподобный 6, 59, 207, 224, 225, 240, 331 Серебров А. 81, 82, 194, 238, 262 Силаев, матрос-большевик 331 Силори А. 14 Симанович А. 147 Симеон Новый Богослов , преподобный 50 Скобелев М. Д. 326 Скорма 112 Скоробогатенков П., иоаннит 282 Смолич И. К. 6 Соболевский, военный врач 155 Сократ 45 Солнцев А., священник 282 Соловьев Вл. С. 219, 241 Соловьев С. М. 5 Сперанский H., главный военный медицинский инспектор 155 Ставров В., священник 282 Стефан 139, 140 Стефана 238 Столыпин П. А. 271, 276, 286 Суворин A. C. 228, 295, 296, 31 Суворов А. В. 326 Суворов Н. 6 Сурский И. К. 14, 203, 220, 326 Суханова Н. И., крестьянка 259, 260 Таисия, игуменья Иоанно-Предтеченского Леушинского первоклассного монастыря 167, 222, 225, 226, 283, 311 Танеевы 145 Тарабрин С., солдат 253 Тарасова М. 317 Тарентута М., священник 317 Тата, княгиня 307 Татаринова K. M. 103 Татищев С. С. 291 Татищевы 145 Тереза Авильская, святая 16 Тизенгаузены 145 Тифяева, издательница детского журнала «Игрушка» 228 Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец, святитель 43, 59, 61, 94, 113, 115, 330, 331 Тихон, патриарх Московский и всея Руси, святитель 347 Толстая A. A., графиня 292 Толстая С. А. 43, 54 Толстой Д. А. 297 Толстой Л. Н. 43, 103, 109, 110, 113, 114, 117, 193, 205, 212, 219, 221, 222, 228, 229, 279, 288, 290, 293, 296, 298, 305, 306, 308, 313, 314, 317, 318, 319, 346 Толстые 145 Томеш Л., священник 283 Трофимов П., иоаннит 256, 257, 258, 282, 284 Троцкий Л. Д. 310 Трубецкие 145 Тургенев И. С. 205 Уваров С. С. 297 Урусов, князь 152 Успенский Б. А. 124 Уткин К. 317 Ухтомские 145 Фаррар Ф. У., английский религиозный писатель 279 Федор 135 Федотов Г. П. 6, 240, 316 Фекла, Иконийская, Селевкийская, равноапостольная, первомученица 262 Феодосий Печерский , преподобный 55, 240 Феодосий, архиепископ Черниговский, святитель 143, 232 Феофан (Быстров) , архимандрит 316 Феофан, епископ 147 Феофан, Затворник Вышенский , святитель 43, 57, 167, 233, 244 Фиделина А. 186

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В особенности, Афанасий указывает на то, что вся жизнь верующего, должна быть постоянным праздником, т. е. должна проходить в радостной благочестивой благодарности Богу и в совершении добрых дел. Эти назидательные увещания основываются у Афанасия всегда на Священном Писании , которое он превосходно знал. При этом, он пользуется ветхозаветными предписаниями и изречениями, находя в них высокий таинственный смысл; в этом случае в Афанасии виден ученик Оригена . Что столь ревностный поборник православного учения о единосущии Сына Божия с Отцом нередко ведет в Пасхальных письмах полемику против ариан, это совершенно понятно; он опровергает ариан, которые, по словам Афанасия, посмеивались (?) над Сыном Божиим, и называет их ариоманитами. Издание Пасхальных писем Афанасия имеет немалое значение для хронологии. Предуведомление, которым начинается сирский кодекс писем, обозначает в кратких чертах месяцы, дни, консульства, имеющие отношение к жизни и деятельности Афанасия. Из этого реестра, прежде всего, мы с полной точностью узнаем о годе вступления Афанасия на Александрийскую кафедру. До сих пор, на основании известия историка Феодорита, утверждавшего, что епископ Александрийский Александр (предшественник Афанасия) скончался, спустя пять месяцев после Никейского собора, ученые без колебания утверждали, что смерть Александра случилась в 326 году; и, сообразно с этим, считали годом вступления Афанасия на кафедру 326 год. Но Пасхальные письма, открытые Кюртоном, показали неточность этой даты. Из заметок Сирского предуведомления открывается, что Александр умер не в 326, а в 328 году (22 фармути=17 апреля), и, что Афанасий вступил в должность, т. е. посвящен в епископы, лишь 8 июня 328 года. Так как в этом году Пасха уже прошла, то первое Пасхальное письмо относится уже к 329 году. Далее, собор Сардикийский в Иллирии (Сардика – теперь София в Болгарии), на основании известий Сократа и Созомена , такими учеными, как Гизелер и Неандер, был относим к 347 году, но из сирского памятника видно, что собор происходил не позднее 343 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010