Последование И. В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τας τν δακρων σου οας (      ); кондак 3-го гласа Ως φωστρα δυτον (      ) с икосом; канон авторства Феофана, 2-го гласа, с акростихом Τ φαιδρν μν, παμμκαρ, σν θαυμτων (Светлость пою, всеблаженне, твоих чудес), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Τν φωσφρον κα φωτοειδ (      ); 2 цикла стихир-подобнов (в слав. Минее помещен только 1 цикл), неск. самогласнов, седален, светилен. По рукописям известны песнопения И. В., не вошедшие в совр. богослужебные книги: анонимный канон плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа (начало канона не сохр., текст известен, начиная с 3-й песни; см.: AHG. T. 2. P. 254-260), канон с именем автора (Прокопия) в богородичнах, плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, с акростихом Ιλαρωνος τ σεπτν κδος τν μοναζντων στψωμεν πληθς (Илариона священную славу монашествующих увенчаем множество), ирмос: Ιππον κα ναβτην (      ), нач.: Λμψον μοι ορανθεν, Χριστ, τ θεν σου φς (Воссияй мне небесный, Христе, божественный Твой свет) (Ταμεον. Σ. 62-63); кондак Ιερς π βρφους (Священно с младенчества...) ( Амфилохий. Кондакарий. С. 83 (отд. паг.)); дополнительные икосы (Там же. С. 165); седален (AHG. T. 2. P. 255). Е. Е. Макаров Иконография И. В. в визант. и древнерус. искусстве, как правило, изображается как седовласый старец с раздвоенной бородой средней длины, в монашеской мантии, в правой руке обычно держит крест, левая - перед грудью развернутой ладонью вовне или в ней свиток. Иконография традиционна, различия касаются лишь длины бороды. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) о И. В. говорится: «...старец кудрявый, с короткой раздвоенной бородой» (Ч. 3. § 13. 10). В рус. традиции, согласно иконописным подлинникам XVIII в., И. В. изображается так: «Сед, брада доле Богословли (свт. Иоанна Богослова), на конец уже, риза преподобническая, испод вохра с белилом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 40; то же с незначительными расхождениями в кн.: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 175-176). В составленном В. Д. Фартусовым «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) дается описание И. В.-еремита: «Типом эллин Палестины, величайший постник, по жизнеописанию имел одни кости, обтянутые кожей. Старец 80 лет; по греческому подлиннику имел бороду закрученную, седую, разделенную на три пряди и большую; на теле власяница и короткая кожаная мантия, на голове куколь. В руках хартия с надписью по одному подлиннику: «Аще приходиши работать Господеви, уготовай душу твою во искушении». По другому же подлиннику: «Потщитися, молю вы, братия и сестры, в вечной жизни светлей, юже нам Господь по Своей милости туне дает, сея временныя жизни и скверныя, аки змия ядовита устен бежим, и не прикасаемся ей»».

http://pravenc.ru/text/389213.html

Немаловажно, что канон Никиты Стифата сохранился в двух редакциях 45 ; вторая, обозначенная в AHG как XIV (2), была создана после перенесения мощей чудотворца в г. Бари – в нескольких тропарях этого канона содержатся печальные сетования по поводу утраты городом Миры мощей святого. Можно было бы предположить, что событие перенесения его мощей из Мир Ликийских в Бари в греческой гимнографии XI и последующих веков будет или вовсе умалчиваться, или представляться как трагедия – аналогично тому, как о нём повествуется во второй редакции канона Никиты Стифата . Однако это не так – только среди песнопений ещё византийской эпохи есть два, по меньшей мере, канона, посвящённых перенесению мощей святителя Николая. Один из них, 1-го гласа (без акростиха), не издан; другой, 4-го гласа 46 был издан в AHG 47 . Во втором из указанных канонов о самом перенесении его мощей и не говорится, но канон, как заметил ещё А. Коминис, содержит имена святых, празднуемых 9 и 10 мая – то есть именно в те дни, когда и состоялось перенесение мощей святителя Николая. Столь радикальную переоценку этого события творцами двух описанных канонов в сравнении с позицией константинопольских авторов, очевидно, нужно связывать с южно-итальянским происхождением первых – оба канона сохранились в гроттаферратских рукописях 48 . В поствизантийскую эпоху событие перенесения мощей Мирликийского святителя стало восприниматься как праздник уже не только в Южной Италии 49 , но и среди греков других регионов, которыми было составлено несколько греческих канонов 50 в честь этого события. Их авторами являются керкирский иерокирикс Виктор Клапацара 51 , священник Георгий из Яннулы 52 и преподобный Никодим Святогорец 53 . Помимо создания новых служб на перенесение мощей чтимого всеми чудотворца и разнообразных дополнительных песнопений для службы 6 декабря 54 , поствизантийскими авторами было написано также несколько молебных канонов святителю 55 . Среди этих авторов – епископ Аргирупольский Серафим 56 и Николай Анагност Калогер 57 . Подробное рассмотрение поствизантийской никольской гимнографии выходит за рамки настоящей статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

θεκαρπος göttliche Frucht tragend: -ον ξλον (=σταυρς) Neoph 156. θεοκαρκευτος von Gott gewürzt: νκταρ ElogNect 172. θεοκαταγνστης, der Gott verwirft, Verächter Gottes: Mansi XIII 249D (a.787) – L. θεοκατλλακτος mil Gott versöhnend: μετνοια TheognThes XV 2,716; XVI 610. θεοκατνυκτος von Golt angeregt: δκρυα ThStudCatM 110 (p.144 MCL)=CatM 41 (p. 294). θεοκατρτιστος von Gott ausgestatlet: λαφος AASS Nov II 1,340В. θεοκατεθυντος von Gott gelenkt: δοξολογα CosVestZa 252. Miller: cod. Par. 1219,7v (Josephus in laud. Barthol. apost.). θεοκατευδωτα (adv.) von Goll wohlgeleitet: MethTheoph 9,17. θεοκατγορος, Ankläger Gottes: ThStudEp 34,71; 49,99. θεοκατισχτης, der Gott bezwingen will, Herausforderer Gottes: MethAg 9.– Vgl. κατισχω LS, L. θεοκατοκητος von Gott bewohnt: AASS Nov Н l,357A.364C. EustrTheotok 35 s.v. κιβωτς; 47 s.v. νας (=MR IV 375); 63 s.v. πλις. θεοκτοικος von Gott bewohnt: καταγγιον MarcSic 89. θεοκατρθωτος von Gott errichtet: JoClim 688B. PL 87,11700. NeophOm 240,57; 296,6. Neoph Syng I E 4,43.– L. θεοκλευστος von Gott bestimmt: ThStudEp 19,9. GregAntEpit 195,26. EustIl I 619,20. Miller: cod. Par. 1189,143v (Neoph.).–LS, L. θεοκελεστως durch Gottes Gebot: ThStudEp 89,20; 418,36; 441,31. θεοκερδς Gott gewinnend, gottgefällig: μπρευμα SynaxCPL 360,21. μπορα AnBoll 93 (1975) 76,6,1.μποροι EustrHeirm 225,30. θεοκδευτος von Gott bestattet: σκνος AndCret 1105C. θεοκπευτος von Gott gepflanzt: βλστημα ManasRede Ep. IV 7. λειμν ManasKurtz I 631,52. δενδρον MelGal 102,10. θεοκρυκτος von Gott verkündet: AHG IV 363,13. ChronMur 880,40.– L. θεοκηρκτως durch göttliche Verkündigung: ThStudEp 469,48. θεοκρυξ, Herold (Verkünder) Gottes: PsChrysPG 61,720. VStephJun 128,18. LeoNov 267,4. AHG II 137,302; III 283,102. (adj.) Golt verkündend: πστολοι LeoNov 289,12. πατρες PselTheol 1113,5.– LS, L, Tgl, TLG, Kr, Dem. θεοκηρυξα, Verkündigung Gottes: NByzMo 713B. θεοκιντως durch göttlichen Antrieb: DelStyl 146,27. ThStudEp 377,17:420,23. ThStudCatM 96 (p.689). Mansi XIII 229E (a.787). NicephRef 19,44.–TLG, IsSyrintrod. λδ»; LS, L. Kum, LexPsel -ος.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Такой же состав имеет богослужебное последование М. и в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем собой южноитал. редакцию Студийского устава, М. назначается отпустительный тропарь Ο μρτυς σου Κριε (      ) ( Arranz. Typicon. P. 151), что предполагает совершение службы с пением на утрене «Бог Господь» . В древнейших сохранившихся греч. и слав. редакциях Иерусалимского устава память М. отмечается 11 мая; богослужебные указания ограничиваются отпустительным тропарем (см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 214; Типикон серб. архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 107б). В первопечатном греческом Типиконе 1545 г. помимо отпустительного тропаря указан также кондак М. Καθοπλισθες τ θυρε τς πστεως (      ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. 11 мая не отмечено праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ); служба М. соединяется с рядовой службой Октоиха; новой гимнографии М. не указано. В пореформенном издании московского Типикона 1682 г. (лежит в основе совр. Типикона РПЦ) общий отпустительный тропарь мученику, который назначался М. в рукописях и предыдущих изданиях, был заменен общим тропарем священномученику       Последование М., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа      (Минея (МП). Май. Ч. 1. С. 430); кондак 8-го гласа         с икосом (Там же. С. 432-433); анонимный канон без акростиха 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.:          (Там же. С. 430-435. В греч. Минее помещен совмещенный канон М. и Обновлению К-поля, причем тропари М. те же, что и в слав. каноне, но в каждой песни оставлено только по 1-2 тропаря; также ср.: AHG. T. 9. P. 115-123); цикл стихир-подобнов, седален (разные в греч. и рус. Минеях). По рукописям известны песнопения М., не вошедшие в совр. богослужебные книги: дополнительные икосы кондака М. ( Амфилохий. Кондакарий. С. 116, 184); канон с именем автора ( Георгия , еп. Никомидийского) в богородичнах с акростихом Αθλητικν Μκιος νυσεν δρμον (Страдальческое Мокий претерпел состязание) 2-го гласа, ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Αθλητικν στφανον κ λγων πλξαντες (Страдальческий венец из слов сплетающие) (AHG. T. 9. P. 106-114); канон с именем автора ( Иосифа Песнописца ) в акростихе 9-й песни 4-го гласа, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Τ φωτοφρ μρ το ερομρτυρος (В светоносный день священномученика) (Ταμεον. Σ. 199).

http://pravenc.ru/text/2564022.html

По рукописям известны песнопения И. В., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный гимнографом Георгием, с акростихом Ιωαννκιον γεραρω θεοις λγοις Γεωργου (Иоанникия почитаю божественными словами. Георгия) 4-го гласа, ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Ιλος τς θυμας, Κριε (Тины уныния, Господи); канон без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Αχλς με κα ζφος νομιν (Мрак меня и тьма беззаконий); канон, составленный патриархом Мефодием, с акростихом Ιωαννικ πατρ χριστοφρ πατριρχης Μεθδιος (Иоанникию, отцу христоносному, патриарх Мефодий) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τν Ισραλ κ δουλεας (      ), нач.: Ιεροφνοις χορεαις θεοφρον σιον (Священнозвучными ликами богоносного преподобного) со 2-й песнью (AHG. T. 3. P. 111-145); канон спорного авторства (Иоанна Монаха или Космы Маюмского) без акростиха 2-го гласа, ирмос: Τ τν βατον κυμαινομνην θλασσαν (      ), нач.: Τν λαμπρτατον ντως κα καθαρτατον (Светлейшего поистине и чистейшего) (Ταμεον. Σ. 77); кондак 2-го гласа Αγνε ψυχς λαμπρνας νν (Чистотой души воссияв ныне...) c икосом (AHG. T. 3. P. 117), кондак 2-го гласа Τν το Προδρμου συννυμον θεοφρον (        ) с икосом (Ibid. P. 128-129; см. также: Амфилохий. Кондакарий. С. 239), кондак      с икосом, кондак 2-го гласа    (-  )  (-  )    (-  )     (Там же); цикл стихир-подобнов, седален ( Ягич. Служебные Минеи. С. 284-286). Е. Е. Макаров Иконография Прп. Иоанникий Великий. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Прп. Иоанникий Великий. Роспись ц. вмч. Димитрия Печской Патриархии. Ок. 1345 г. Изображений И. В. известно немного, что объясняется сложностью идентификации образа святого из-за отсутствия сохранившихся пояснительных надписей. И. В. изображается в монашеских одеждах, седовласым старцем с заостренной (иногда разделенной на пряди) короткой (или средней длины) бородой. В руках он может держать крест или свиток. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1700-1733) И. В. представлен как «старец с длинною бородою и с длинными волосами, в одном хитоне, босой. Руки и ноги его обнажены. Он держит крест, на хартии надпись: «упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе» (Ерминия ДФ. С. 172).

http://pravenc.ru/text/578008.html

χαλιντως zügellos, ungezügelt: Antioch. Mon., PG 89,1453А. VStephSab 551А c.48. GermII 327,20.–LS, DGE, Kr -ος. χαλκος ohne Erz: βλος ManasArist II 215=PoemMor 666.– LS, (L). χαμνς weich, locker: ζμη CatAlch III С 16.– Kr + VIII 406f. χαμαυρος ( < χαος + μαρος) dunkelrot ? PPrag II 178 II 11 (s.V/VI).– LexLat. χασημος BerichtPap VIII 115,65,9.15.– χαισ. DGE, LSSup. χαρς unerfreulich: CorpGloss. Hesych π 3828. ScholAeschD 173,11. ScholOpp Hal. 2,417. undankbar: -ος γυναικς JoChrysPG 52,438.– LS; vgl. χαρις LS, DGE. χαρξομαι (pass.) keinen Dank erhalten: CodAstr XI 2,116,21DGE -ω. χαριστω unzufrieden sein: ν τινι AstSoph VI 6.– (LS), DGE, Kr. χαριστογνμων von undankbarer Gesinnung: ουδαοι ElCret 891C. χριστος, ein Gegenmittel: Ideler II 304 (χορ. ed.).– LS, Duc; (Stam). χαριτγλωττος ohne anmutige Sprache: TzetzEp 4,8; 159,7. χαρτωτος ohne Anmut: CalHypat Ded.7. Kasia 366,50. ProdGed XIX 167. ManasKurtz II 79,14. MarkAnek E 20,17. nicht begnadet: VCyrPhil 52,4.– L, Tgl, Kr, TLG. χαριττως ohne Anmut: Manas 5532. χσμητος ohne Hiat: EustIl 188,19; 1086,33. EustOd 1702,21.– LS (Eust.), Tgl, TLG, (Stam). χασμδητος ohne Hiat: RhetMarc 121. -μωδιωδτου (sic) 111.– LSSup, Tgl. χανωτος nicht erschlafft, nicht verweichlicht: Nestor 354,– L, Dem. χεμαστος windstill, sturmgeschützt, ungestört: NilEp 225A. 337C. DelStyl 53,17. Rom 55 ε 4; 72 η 4.– LS, DGE, Tgl, Kr, Car, TLG. χειμστως ohne Stürme, ruhig, ohne Kummer: NilEp 420C. DelStyl 53 app. LeontSym 167,10. MirDem 102,12. VNicPatr 347,30. AHG III 484,138; IV 688,88. χεμων ohne Stürme: λιμνες JoGen 58,26 – LS, DGE, Tgl. χεριστος BerichtPap VIII 149,22,14.– DGE, Dem. χειρογεργητος nicht durch der Hände Arbeit geschaffen: ρτος PsChrysPG 48,1079. χειργλυφος nicht von Menschenhand eingraviert: γραμμα NeophChatz 156. γραφ NeophElass 378,611. χειργραπτος nicht von Menschenhand gemalt: εκν MethEuth 181. χειργραφος nicht von Menschenhand gemalt: εκν AndCret 1304A. κμρφωσις DobChrist 55,2. εδος AHG XII 166,85. εκν BartJun 125. Θεοτκος ib.139. nicht von Menschenhand geschrieben: γραφ DobMaria 183.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Симон II, герц, (верхне)лотарингский (1176–1206) II, 309 синодик кёльнского м-ря св. Пантелеимона 183 синодик Мерзебургский ц-ви 64, 70 синодик м-ря в Райхенау 189 Сиццо, гр. кефернбургский и шварцбургский (ум. в 1160 г.) 231, 231, 233 «Сказание о преложении книг на славянский язык» (XI в. ?) 28, 349 Скарбимир, палатйн силезский (ослеплен в 1117 г.) 199 Скёглар Тости, о. Сигрид Гордой (согласно скандинавской традиции) 130 Скилица Иоанн, см. Иоанн Скилица Славниковцы, династия удельных кн. в Чехии (X в.) 48 «Слово на перенесение мощей св. Климента Римского » (IX в.) 103 «Слово о полку Игореве» (ок. 1190 г.) 321 Снорри Стурлусон, автор (?) свода саг «Круг земной» (ум. в 1241 г.) 83, 130–132, 136, 139–140 Собеслав I, кн. чешский (1125–1140) VI, 201–203, 202–203, 261–263, 261–263, 265 Собеслав II, кн. чешский (1173–1178, ум. в 1180 г.) IV, VI, 263, 263, 309, 309 Солин Гай Юлий, римский писатель (III в.) 127,127, 149, 151 Соловьев А. В. (Soloviev А. V) 38, 160 София, ж. датского кор. Вальдемара I, затем – тюрингенского лгр. Людвига III, д. минского кн. Володаря Глебовича (ум. после 1182 г.) VII, IXa, 343 София, ж. оломоуцкого кн. Оты II Черного, д. бергского гр. Генриха (перв. пол. XI в.) VI, 263 София (?), ж. Адальберта, с. австрийского мгр. Леопольда III, д. венгерского герц. Альмоша V, 240 София, м. гольштейнского гр. Альбрехта Орламюндского, сестра датского кор. Вальдемара II 343 Спытигнев II, кн. чешский (1055–1061) VI, 177 Спытигнев, с. чешского кн. Борживоя II (ум. в 1157 г.) VI, 264, 264 Стендер-Петерсен А., см. Stender-Petersen А. Стенкиль, кор. шведский (ок. 1060–1066) VII, 139–140, 139–140 Стефан I, II, III, IV, V, кор. венгерские, см. Иштван (Стефан) I, II, III, IV, V Стефан, кор. английский (1136–1154) VII, 239 Стефан, с. польского кн. Мешка III IV, 309–310, 309 Стефан II, гр. блуаский (ум. в 1102 г.) VII Стефан, капеллан германского имп. Фридриха I Барбароссы 250 Стефан Первомученик, св., диакон Иерусалимской ц-ви (I в.) 197–198, 198–200 Стефанович П. С. 199

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В. Вавила , старец 328. Варжусская волость 313. Варсонофий , старец 297; старец казначей 330. Васильевы : Анисим (Онисим), старый подьячий сыскн. прик. 318, 324. Леонтий, подьячий прик. большого дворца 130. Никита, пристав дворц. патриарш. прик. 306, 316. Петр, скатертник 41, 302. Самуил, товарищ войсковой 319. Введенская богадельня, женская 303,334. Вележев , Самуил (Самойло), подьячий патриарш. дворц. прик. 308. Великосольския ловли рыбныя 314. Вешняков , Иван, дьяк дворц. прик. 129, 296, 303. Его рукой скреплена по листам вся книга кушаний. Владимировы (Володимеровы): Алексей, двор. патриарш. домов. 301, 308, 313, 315. Прасковья, вдова дворян. 301. Улита, вдова дворян. 301. Владимирский уезд 315. Владимирския (Володимерския) села опольныя 317, 331. Владыкино , село домовое 178, 184, 197, 204, 211, 229, 240, 261, 281, 287, 296, 303, 304, 309, 323, 324, 326, 328, 330, 333, 334. Владыкины: Андрей Денисов 128, 306, 309. Иван 311, 313; молодой подьячий разрядн. прик. 318. Иван Романович, двор. патриарш. домов. 300. Лука Романович 331. Власов , Матвей, дьяк земск. прик. 326. Возницины : Артемий, дьяк разрядн. прик. 318. Афанасий 330. Воинов , Михаил, дьяк прик. Большого дворца 318. Волковы : Алексей, дьяк поместн. прик. 316, 322. Иван, дьяк новгородск. прик. 324. Володимеровы . См. Владимировы . Володимерския села. См. Владимирския села. Воронеж , гор. 78–80, 149, 198, 226, 247, 307, 308, 310–313, 318–321, 329, 335. Вороновы : Герасим, ельчанин 329. Никита, подьячий корабельного строения 317. Воротников , Матвей, подьячий 311, 316. Востриков , Иван, лебедянец 313. Всеволодская , Акилина, вдова дворян. 301. Всеволодские : Аммос Ларионович, двор. патриарш. домов. 300. Василий, двор. патриарш. домов. 301, 310, 317, 327. Никифор 328. Петр 304. Яков Никитич, двор. патриарш.домов. 301. Вязевский , Кузма, молодой подьячий прик. большой казны 335. Вяземский , Петр, дьяк поместн. прик. 316. Вятская патриарш. волость 314, 315. Г. Гавриловы: Иван, молодой подьячий поместн, прик. 322. Потап, старый, подьячий сыскн. прик. 324. Гавриил , архиепископ вологодский и белозерский 305. Гедеон , игумен Боголюбова м-ря 314. Геннадий , игумен Воскресен. м ря 315. Георгиев , Никита, поддиакон 298. Герасимовы : Василий, подьячий мытной избы 329. Иван, молодой подьячий 317. Герасим , монах келейный 27, 46, 60, 72, 82, 91, 308, 309, 311; старец посельский 296. Гиржеда , вдова дворян. 301. Глебов , Михаил Иванович, окольн. 128, 149, 310. Говоров Исай, подьячий 307, 310. Годовиковы ; Даниил, старый подьячий прик. большой казны 335. Федор 322. Голицын кн. Борис Алексеевич, бояр. 322, 331. Головины : Иван, стольн. 311. Федор Алексеевич, бояр. 61, 319. Головковы : Алексей 310, 316. Григорий Дмитриевич, двор. патриарш. 300, 333. Иван Дмитриевич, подклюшник 212, 300; клюшник 248.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Сейгаку засси» («Сёогаку засси») — газета семинаристов — 123, 130, 132 «Сейкёо симпо» — «Православные вести» — официальный орган Японской православной Духовной миссии; выходили на японском языке с 15 декабря 1880 г. — 327 «Сейсей–засси» — 327 Семинария — Духовная мужская православная семинария в Токио была открыта отцом Николаем в 1875 г., в нее набирали подростков с начальным образованием. Программа, рассчитанная на семь лет, предусматривала как теологические, так и общие предметы, в ней преподавали: языки, историю (российскую и японскую), читали китайские классические книги. Первый выпуск семинарии состоялся в 1882 г. — 91, 112, 151, 192, 255, 326 Сиба–кёоквай — 187 Собор Японской православной Духовной миссии — был возведен в Токио по проекту архитектора М. А. Щурупова в 1884–1891 гг. — 82, 83, 91, 92, 100, 103, 105, 106, 109, 112, 114, 119, 130, 133, 134, 139, 140, 145, 147, 150, 161, 163, 171, 173, 183, 188, 189, 194, 204, 210, 211, 213, 217, 241, 243, 244, 250, 254, 257, 269 Суругадай — холм в Токио, на котором был построен собор — 274, 321, 326 Тоокёо (Токио) — 323, 326 Уено — 327 Училищная церковь в доме Японской православной Духовной миссии — 90, 91, 120 Хакодате — 71, 75–77, 115, 164, 210, 254, 325 «Кунге» (кугэ) не город, а придворная аристократия, двор. Хёого — 75, 76 Храм — см. собор Японской православной Духовной миссии. Церковь в Японской женской миссии — 212 Эдо — 137 Эдская семинария — 109 Япония — 74, 75, 77, 78, 80, 82–87, 89–91, 95–101, 104, 105, 107–110, 112–114, 117, 119–125, 128–130, 132, 134–136, 138, 140–142, 144, 145, 147, 150, 151, 153, 157, 158, 159, 161, 163, 166, 167, 169–176, 178, 180, 183, 187, 188, 191–193, 195–197, 200–202, 206, 208, 210–215, 217–219, 221, 223, 224, 228–231, 234, 236–238, 244, 246–249, 251, 252, 254–257, 259, 262, 263, 265, 268, 271–273, 278–280, 284–286, 288, 290, 294, 295, 298–300, 305, 307, 312–314, 316, 321, 322, 324–326 Японская православная Духовная миссия (образована в 1870 г.) — 78, 80–98, 100–103, 107–110, 113–116, 118–120, 122–125, 128–130, 132, 133, 138, 139, 142144, 152, 153, 156–159, 162, 163, 165, 170–173, 175, 184, 186, 187, 189, 190, 194, 196, 202, 203, 212, 215–221, 223, 229, 238, 240, 242, 244, 245, 248–257, 260, 261, 263–265, 267, 271, 274, 275, 281–283, 286–288, 290, 293, 298–302, 312–314, 317, 319, 321, 324–326

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Чтобы стяжать смирение, нужно «возжелать его всей душой» (ср. с. 328), зная, что, хотя в своей наивысшей форме оно познается только по благодати Духа Святого и является наивысшим даром Божьим, его «возможно привлечь к себе» (с. 328). Преподобный Силуан хорошо осознает этот парадокс: «И как могу я просить того, чего не знаю?» (с. 352). И разрешает его так: «Немного понятия все мы имеем, и Дух Святой всякую душу движет искать Бога» (с. 328). Еще одно фундаментальное условие научиться у Бога подлинному смирению – познать смирение Христово Духом Святым – смиряться самому (см. с. 324–326, 356, 458–460, 501, 517), то есть принижать себя (см. с. 517–518). По этой причине «всю жизнь святые смиряли себя и боролись с гордостью. И я смиряю себя день и ночь...» (с. 304; ср. с. 459–460). Человек смиряется и получает от Бога благодать подлинного смирения, считая себя худшим из всех людей (это – общее положение в учении всех святых отцов 451 ): «... мы должны считать себя хуже всех, и тогда Господь даст тебе, даст и нам познать Христово смирение Духом Святым» (с. 305; ср. с. 463). По этой причине «смирение Христово в меньших обитает», ибо «они рады, что они меньше» (с. 326). Кроме того, человек смиряется, укоряя себя самого (см. с. 463), считая себя недостойным небесных благ и полагая себя осужденным на адские мучения (см. с. 464, 517–518). Христос Сам учит Силуана стяжать смирение радикальным методом, давая ему заповедь: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся» (с. 324, 453; ср. с. 357, 433) 452 . Понятно, что в свете вышесказанного «память смертная» является бесценной помощью в том, чтобы стать смиренным (см. с. 330–331). Испытания, которые человек встречает в жизни, могут тоже оказать помощь, так как они побуждают людей, чтобы они «познали немощь свою» (с. 331). На более элементарном уровне смирение можно стяжать, избегая людских похвал и уходя от тщеславных помыслов, а также осознав губительные последствия гордыни (см. с. 326–327). Смирение прежде всего должно быть испрошено у Бога в молитве (см. с. 326, 460–461). «О, как надо просить Господа, чтобы Он дал душе смиренного Духа Святого» (с. 328). И отсюда – молитва: «Господи, сподоби нас дара Твоего святого смирения» (с. 327). Но нужно еще просить молитв у братии (см. с. 329) и прибегать к заступничеству святых (см. с. 326, 329).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010