Мария – супруга Калояна, куманка 304 Мария – повивальная бабка 48 Мария Ростиславна – царица Болгарии, супруга царя Михаила 309 Марк – новацианский епископ Скифии 40 Маркеллин – константинополец 49 Маркиан – новацианский епископ константинопольский 40 Маркиан – знатный константинополец, мятежник 56 Марко Граденико – латинский правитель Константинополя 314 Маркопулос А. 129, 182 Мартин – папа римский (649–655), исповедник, противник монофелитства 115,116 Мартиниан – византийский полководец 50 Менандр – византийский историк 97, 139 Менофант Эфесский – епископ, участник I Вселенского Собора 17 Миак – слуга Юстиниана II 119 Митридат – парфянский царь 65 Михаил III – византийский император (842–867) 176,177, 184, 218 Михаил IV Пафлагонянин – византийский император (1034–1041) 238, 247 Михаил V Калафат – византийский император (1041–1042) 234–238 Михаил VI – византийский император 235, 240 Михаил VII Дука Парапинак – византийский император 234, 245 Михаил VIII Палеолог (Комнин) – византийский император (1259–1282) 310–313 Михаил II – деспот Эпира 300 Михаил II Асень – царь Болгарии (1246–1256) 308, 309, 312 Михаил Всеволодович – черниговский князь 309 Михаил Италик – византийский историк 254 Михаил Комнин – см. Михаил VIII Палеолог Михаил Керуларий – патриарх константинопольский 242 Михаил Ласкарь – византийский полководец, двоюродный дед императора Феодора II Ласкаря 311 Михаил Палеолог – византийский командующий, севаст (погиб в конце 1155 – начале 1156 г.) 263, 264 Михаил Пселл – византийский историк, философ, ритор (1018 – после 1096/97) 216, 217, 234–236, 240, 242, 244, 300 Михаил Сирийский – хронист (XII в.) 255 Михаил Хониат – византийский писатель, ритор, афинский архиепископ (ок. 1138–1222) 268, 274 Моисей – библейский пророк 24, 244, 278 Моравчик Д. 152, 154–157 Моропавл – приближенный Юстиниана II 119 Мстислав Юрьевич – русский князь (XII в.) 270 Муагерис – царь гуннов 110 Мундзук – отец Аттилы 42 Мусукий – вождь гепидов 113 Назерес – византийский полководец 78 Нарзес (Нарсес) – византийский полководец (ок. 478–568) 69, 70, 74

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Установление праздника В. В наст. время В. входит в число двунадесятых праздников , но установлен он был в Церкви позднее других из этого числа. Возможно, его появление связано с деятельностью имп. Юстиниана I , построившего в 543 г. на развалинах иерусалимского храма огромную церковь, посвященную Пресв. Богородице и названную им Новой для отличия от прежней, располагавшейся около Овчей купели, напротив храма ( Procop. De aedif. 5. 6). В VIII в. праздник был отмечен в нек-рых месяцесловах. Их сдержанные указания, видимо, говорят о том, что первоначально служба на В. совершалась без особой торжественности. Патриарху К-польскому Герману I (VIII в.) приписываются 2 гомилии на В. (PG. Vol. 98. Col. 292-309, 309-320), что может свидетельствовать о праздновании В. в К-поле того времени. С IX в. праздник получил широкое распространение на Востоке ( Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 110). Статус праздника В. постепенно менялся, в правосл. Церкви он окончательно вошел в число двунадесятых праздников только после XIV в.- Феодор Продром (XII в.) и Никифор Каллист (XIV в.) ( Niceph. Callist. Hist. eccl. 2. 3) еще не включали его в это число ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 401), но, согласно студийским и иерусалимским Типиконам XI-XIV вв., он отмечается почти так же торжественно, как и др. двунадесятые праздники. Тем не менее даже в печатных Типиконах XVII в. отдельные особенности совершения службы В. указывают на то, что статус этого праздника неск. уступает статусу др. двунадесятых. В качестве даты праздника практически повсеместно принято 21 нояб., исключение составляют только копт. месяцесловы, в к-рых В. отмечается 29 нояб. ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 395), и практика отдельных областей Римской Церкви, где В. было подвижным праздником и отмечалось в воскресный день после 11 нояб. Святоотеческие проповеди на В. Патристические лекционарии (напр., Hieros. Patr. 8, XI в.; 133, 1582 г.; 135, XIV в.; Hieros. Crucis. 7, XII в. и др.) обычно приводят для чтения на службе В. одно (или оба) из 2 слов св. Георгия Никомидийского : «Καλς μν ποθσεων ρχς παροσα πανγυρις» (Хорошие оснований начатки - нынешнее торжество - PG. 100. Col. 1420) и «Α τν θεων πανηγρεων λλμψεις» (Сияния божественных торжеств - Combefis F. Novum Auctarium Graeco-Latinae Bibliothecae Patrum. P., 1648. T. 2. P. 1069; слова св. Георгия указаны также всеми студийскими Типиконами), а иногда и слово свт. Германа I К-польского «Ιδο κα πλιν τερα πανγυρις» (Вот и снова другое торжество - PG. 98. Col. 309-320). Реже встречаются слова свт. Тарасия К-польского «Θαιδρ κα παρδοξος παροσα πανγυρις» (Светло и чудесно нынешнее торжество - PG. 98. Col. 1481-1500; именно это слово указано в московском первопечатном Типиконе 1610 г.) и Иоанна Гавра «Ο νν ν λγοις» (Ныне словами - Boissonade J. F. Anecdota graeca. P., 1831. Vol. 3. P. 71-111). Праздник В., согласно Типикону Великой церкви (IX-X вв.)

http://pravenc.ru/text/149979.html

Так, у Оптата Милевского упоминаются Маркеллин, Евсевий и Мильтиад ( Optat. Contr. Parmen. II 3//SC. N 412. T. 1. P. 246, 309), однако блж. Августин называет вместо Маркеллина М. ( Aug. Ep. 53. 2), хотя в др. сочинениях он упоминает и о Маркеллине. Во время карфагенского диспута 411 г. донатисты заявили, что Мильтиад был 3-м епископом после того, который выдал священные книги гонителям, т. е. после Маркеллина. Следов., в их перечне Римских епископов были и Маркеллин и М. (Breviculus conlationis cum Donatistis. III 18. 34//Gesta conlationis Carthaginiensis anno 411/Ed. S. Lancel. Turnhout, 1974. P. 299. (CCSL; 149A)). В большинстве папских списков упоминается только М. (иногда вместо него назван Маркеллин, но оба епископа - никогда) (напр.: LP. T. 1. P. 19). Изображение М. сохранилось среди фресковых папских портретов в римской базилике Сан-Паоло-фуори-ле-Мура, созданных предположительно в V в. ( Ladner G. B. I ritratti dei Papi nell " Antichità e nel Medioevo. Vat., 1941. P. 48). В соответствии с самой распространенной гипотезой, предложенной Л. Дюшеном , понтификат Маркеллина завершился 25 окт. 304 г. М. был возведен на кафедру 27 мая или 26 июня 308 г. и возглавлял Римскую Церковь до 16 янв. 309 г. Его преемник Евсевий был епископом с 18 апр. по 17 авг. 309 или 310 г.; 2 июля 311 г. начался понтификат Мильтиада (LP. T. 1. P. CCXLVIII-CCL, CCLXI). Однако Т. Моммзен считал, что Маркеллин погиб в 303 г., а Евсевий стал епископом в 310 г. (Liber Pontificalis. 1898. P. LIV-LV, LIX). К. Г. Тёрнер пришел к выводу, что даты правления М. и Евсевия определить невозможно, а Мильтиад занял кафедру 2 июля 310 г. ( Turner. 1916). По мнению Х. Лицманна, понтификат Маркеллина завершился 16 янв. 304 г., а Евсевий стал епископом 18 апр. 308 г. ( Lietzmann. 1927. S. 9). Э. Каспар полагал, что Маркеллин, возможно, погиб 25 окт. 304 г., тогда как Евсевий был возведен на кафедру 18 апр. 308 г. Т. о., понтификат М. следует датировать 307-308 гг. ( Caspar. 1930. S. 97, 99-100). Согласно Г.

http://pravenc.ru/text/2562318.html

На поместном соборе Эльвирском в 309 г., издавшем многие очень важные определения касательно церковнойдисциплины, было 19-ть епископов, 26 пресвитеров, диаконов и великое множество народа. Вот начальные строки деяний этого собора: «Concilium Eliberitanum Iduum Majarum (309) sanctorum episcoporum XIX. Cum considissent sancti et religiosi episcopi in ecclesia Eliberitana, hoc est: Felix episcopus Accitanus Osius episcopus Cordubensis... ...residentibus etiam viginti et sex presbyteris, adstantibus diaconibus et omni plebe, episcopi dixerunt 9 . дисциплины, было 19-ть епископов, 26 пресвитеров, диаконов и великое множество народа. Вот начальные строки деяний этого собора: «Concilium Eliberitanum Iduum Majarum (309) sanctorum episcoporum XIX. Cum considissent sancti et religiosi episcopi in ecclesia Eliberitana, hoc est: Felix episcopus Accitanus Osius episcopus Cordubensis... ...residentibus etiam viginti et sex presbyteris, adstantibus diaconibus et omni plebe, episcopi dixerunt1). Римский поместный собор 435 г. под председательством папы Илария состоял из 98 епископов и всех пресвитеров и диаконов (residentibus etian universis presbyteris, adstantibus quoque diaconibus) 10 . Римский поместный собор при папеГеласии в 495 году состоял из 55-ти епископов, 58-ми пресвитеров, двух сановников с рангами «illustris " и «spectabilis " и неопределенного числа диаконов. (Residente in Synodo venerabili viropapa Gelasio una cum Bonifacio, Maximino ...et Petro episcopis,residentibus etiam Castino, Laurentio, Canusio... (58) presbyteris, una cum Amandiano viro illustri et Diogeniano viro spectabili, adstantibus quoque diaconibus Gelasius episcopus dixit») 11 . Римский поместный собор 531 г. Дек. 7, при папе Бонифации состоял из 4-х епископов, 39-ти пресвитеров и 4 диаконов. (Praesidente venerabili viro papa Bonifacio una cum Sabino, Abnndantio, Caroso, Felice episcopis, residentibus etiamSanctulo, Mercurio... (39) presbyteris; adstantibus quoque Tribuno...(4) diaconibus, Tribunus archidiaconus dixit») 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

хощ, ре, пт слове глти мо свои неже стм зыко. млитва стго Iahha Златоустаго icmoлkobaha апла хощу пять сглти 26 оумом своим, нежели тму зыкомъ Нет оснований думать, что заглавие и начало молитвы в Типографской Псалтири 59 (нач. XVI в.) и в сборниках Древлехран. Погодина 1287 (кон. XVI в.) и Солов. 309 (XVI–XVII в.) не были в протографе молитвы, а приставлены позднее, точно также нет оснований относить к позднейшему редакторству счёт слов Иисусовой молитвы. Изречение хощ пт слвесъ глати омомъ своимъ; нежели тмы зыкомъ действительно принадлежит апостолу Πавлу, как свидетельствуют Тип. 59 и Древлехр. Погодина 1287 и отчасти Солов. 309 (где апла сохранилось, а «Павла» выпало). Это – 19-й стих 14-ой главы первого Послания апостола Павла Коринфянам: Но в церкви хощ пть словесъ момъ моимъ глаголати, да и ины пользю, нежели тмы словесъ зыкомъ (Синод, перевод: «Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке»). Обращу внимание, что в Тип. 59, который я считаю исправнейшим, апостол Павел назван Павелъ посланникъ. Так переведено (посланникь) слово πστολος в четвёртой редакции текста I-ro послания к Коринфянам, именно в Библии 1499 года (Гр. Воскресенский, Др. славянский перевод Апостола, М. 1879, стр. 289, 1Кор. 1:1 , ср. 2Кор. 1:1 , Еф. 1:1 ; ср. стр. 297). Толкование молитвы от апостола (Павла) приписано в Тип. 59 и Соловец. 309 Иоанну Златоустом у, а в обоих текстах Синод. 322 эта самая молитва названа: златаустаго (л. 128 об.), иа златаста (л. 290). Полагаю, что вернейшее чтение данного места находится в Тип. 59. Почему толкование молитвы от апостола Павла, с своеобразным применением 19-го стиха 14-ой главы первого послания Коринфянам, приписано Иоанну Златоустом у, сказать трудно. В книге «Иже в святых о. н. Иоанна Златоустого , Архиеп. Константина града Патриархи Вселенского, Беседы на 14 Посланий св. ап. Павла» (Киевск. Лавра 1623 г.) 19-й стих 14-ой главы первого Послания Коринфянам толкуется совершенно с другой стороны (Беседа 35, столб.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iisuso...

Сл. 2, 1, 7; SC 247, 86=1.23. 79 Сл. 2, 115, 9; SC 247, 236=1.64. 80 Тот же текст (с незначительными изменениями) в Сл. 20, 1, 5–13; SC 270, 56–58=1.298. 81 Сл. 2, 6, 1–5, 12; SC 247, 94–96=1.25. 82 Здесь и далее в нашей работе термин " " православные " " будет обозначать те богословские партии, которые в раннехристианскую эпоху и в период Вселенских Соборов, защищая традиционное учение Церкви, боролись с ересями. 83 Подробнее об арианстве см. Williams. Arius. См. также Grillmeier. Christ I, 219–248. 84 Подробнее о " " Никейской вере " " см. Grillmeier. Christ I, 264–273. 85 См. Флоровский. Восточные Отцы, 38–41. 86 Об аномействе (евномианстве) см. Cavalcanti. Studi; Sesboue. Apologie. См. также Eunomius. Extant Works. 87 Подробнее о богословских воззрениях омиусиан см. Lцhr. Homoiousian Church Party, 87–100. 88 О Евсевии Эмесском (ок. 300–ок. 359) см. Grillmeyer. Christ I, 303–308. 89 Его не следует путать с другим Евсевием, преемником которого на Кесарийской кафедре стал Василий Великий. 90 О Евсевии (ок. 260–339) см. Grillmeyer. Christ I, 167–190. 91 Так называемая 4–я Сирмийская формула. 92 Об этом Соборе см. Василий Великий. Против Евномия 1, 2. Ср. Simonetti. Crisi, 338–347. 93 Ср. Cavalcanti. Studi, 24. В частности, Евномий возражал против подобия " " по сущности " " : см. Апология 24. 94 Ср. Pelikan. Emergence, 212. 95 Подробнее об этом см. в разделе " " Святой Дух " " главы III настоящей работы. 96 Подробнее об Аполлинарии см. Lietzmann. Apollinaris; Grillmeier. Christ I, 329–340. См. также Prestige. Fathers, 94–119. 97 См. Bowersock. Julian, 83. 98 Цит. по Успенский. История, 86–87. 99 См. Browning. Julian, 172. 100 Написанных, впрочем, уже после кончины самодержца. 101 Т. е. против искупительной смерти Христа с разрушением христианства. 102 Сл. 4, 68; SC 309, 176–178=1.91. 103 Сл. 18, 32; PG 35, 1025=1.281. 104 Сл. 18, 34; PG 35, 1029=1.283. 105 Речь идет о формуле Антиохийского Собора 363 г.: см. Bernardi. SC 309, 32. 106 Некоторые исследователи (см. Tillemont. Memoires, t.9, 347; Ullmann. Gregorius, 58ff.) предполагают, что Григорий–старший подписался под 4–й Сирмийской формулой (омийской) и что это произошло в царствование Констанция в 360 г., когда данную формулу подписывали повсюду. В таком случае схизма должна была длиться около пяти лет (см. Hauser-Meury. Prosopographie, 88–89). Однако Григорий впервые упоминает об этой схизме в Слове 4–м, написанном в 364 г., причем говорит о ней как о событии, случившемся совсем недавно (см. Сл. 4, 10, 1–13; SC 309, 100=1.68–69). Упоминаний о схизме нет в Словах 1, 2 и 3, относящихся к началу священства Григория–младшего. Следовательно, наиболее вероятной датой подписания символа Григорием–старшим следует все же считать 363 г.: см. Benoit. Gregoire, 182–183; Calvet-Sebasti. SC 405, 30–31. 107

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

Георгий, великомученик 284. Германия 1. 2. 5. 7. 12. 30. 31. 32. 33. 146. 180. 181. 184. 185. 187. 188. 283. 285. Германская культура 30– 33. Германские: лагери для военнопленных 183; лазареты 183: подданные 257. 258. Германский: плен 178. 179. 180; посол 7. Германские; лечебные места 32; правительственные лица и учреждения 32. Германское: нашествие 131; посольство 33; правительство 185. 186. 187. Герман, патриарх 306. Голицын Николай Дмитриевич, князь 180. Гордеева Валентина Сергеевна 281. Горемыкина Александра Ивановна 58. Горненская иерусалимская обитель 218. 219; община 219. Греко-униатское исповедание 191. 192. Греко-униаты 192. 195. Греция 218. Грибановский – см. Анастасий. Гродненская епархия 150. Грузино-имеретинская Синодальная Контора 92. 304. Грузинский экзархат 326. Грузия 15. 225. 245. Гумилевский – см. Филипп. Дабич – см. Сергий. Датский Красный Крест 187. Двинский: сводныи 1 госпнталь 280; 4-й сводный полевой запасный госпиталь 280. Двинск 279. Дернов Александр Александрович, протопресвитер 45. Дечаны 221. Дикер А. С., ректор 305. Дильман, город 223. Димитриевская суббота 148. Димитрий (князь Абашидзе), архиепископ 309. Димитрий (Добросердов), епископ 281. Димитрий, митрополит Сербии 194. 227.229. Дмитровский епископ 308. Добросердов – см. Димитрий. Донской мопастырь в Москве 310. Дроздов – см. Филарет. Дубно, город 217. Евлогий (Георгиевский), архиепископ 194.199. 200. 202. 205. 210. 211. 213. 214. 2и5. 217. 281. 282. Евреи 168. Еврейская организация 168. Европа 194. 226. Европейская война 82. Егерский полкт, 291. Египет 218. Екатерина Великая, Императрица 196. Екатеринбургская епархия 309. Екатерин6ургский преосвященный 310. Екатеринославская Семинария 280. Елена Петровна, княгиня 144. Елеонская община 219. Елисавета Феодоровна, Великая Княгиня 95. 96. 132. 150. 281. Елисаветинский Комитет 120. Жиркевич Александр, генерал 280. Жукович Платон Николаевич, профессор 194. 206. Задонский святитель 279. Закавказье 88. Замысловский Георгий Георгиевичь, член Государственной Думы 169.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Сербский; министр-президент 2; санитарный отряд 142.143; посланник 9; престол 143. Сербское подворье в Москве 229. Сербы 139. 143. 144. 191. 194. 227. 229. Сергиева лавра 182. Сергий (Дабич), архимандрит 218. Сергий (Лавров), епископ 222. 226. Сергий (Страгородский) , архиепископ 277. Сибирский 52 стрелковый полк 280. Симеон (Нарбеков) , архимандрит 227. Синай 229. Синайская Гора 194. 230. Сирийские селения 222. Сирийцы 222. 224. Славяне 178. 190. 193. 283. Славянские народы 12. 35. Славянский язык 280. Славянские государства 140. Славянское; дело 35; благотворительное Общество 120. 140. 141. 142. 143. 144. 208. 210; см. петроградское, киевское; происхождение 258. Славянство 35. 141. 145. Словаки 191. Смарагд (Латышенков), иеромонах 202. Смирнов – см. Антоний. Смольный Институт 184. Смолянка 184. Соболевский Алексей Иванович, академик 141. 144. «Собрание узаконений и распоряжений Правительства» 166. 286. Соколов Виктор Павлович, дворянин 169. Солунь 218. Соснин Павел, священник 281. Старорусский 2-й полевой сводный госпиталь 282. Стокгольмский посланник 183. Стокгольм 178. 179. Страгородский – см. Сергий. Судейкин Власий Тимофеевич, сенатор 169. Супурганский епископ 194. 225. Суражский 280-й пехотный полк 282. Сусанна (Мельникова), игуменья 282. Сухомлинова Екатерина Викторовна 58. 59. Сухомлинов Владимир Александрович военный министр 81. 137. 290. Северные уезды 152. Северный район 154. 157. Северо-американское Филантропическое Общество 183. Сенцов – см. Леонид. Таврический архиепископ 309. Тамбовская Семинария 225. Татаре 49. Татиана Николаевна, Великая Княжна 10. 12. 72. 73. 130. 132. 170. 326. Татьянинский Комитет 120. 176. Тергявар, город 222. Тернавцев Валентин Александрович, чиновник особых поручений 157. 175. 279. Тифллс 60. 225. Тихон (Беллавин), архиепископ 175; 280. Тихон задонский , святитель 279. Толстой Иван Иванович, граф, петроградский городской голова 145. Торнео, г. 281. Торопец, г. псковской губ. 6. Трифон (князь Туркестанов), епископ 308. 309. Троицкий – см. Иларион.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Трушковский, Иван Павлович — 324 („новым племянником моим“), 343, 346, 356, 363, 374, 378, 481 Трушковский, Николай Павлович — 268 („благодарен ей за племянника“), 275, 276, 288, 295, 301, 316, 343, 346, 351, 356, 363, 374, 377, 378, 463 Трушковский, Павел Осипович — 196 („поляка“), 219 („хорошая партия“), 225 („жених“), 228 („оба любят“), 231, 244, 245, 259, 265, 268, 273, 275, 276, 281, 287, 288, 301, 314, 316, 324, 330, 334, 346, 347, 351, 352, 356, 363, 373, 374, 377, 380, 432, 444, 446, 457, 463, 468 Тула — 236 Тургенев, Александр Иванович — 47 („Собрание образцовых сочинений“), 48, 394 Тургенев, Иван Сергеевич — 487 Турецкие посланники — 168, 425 Тушинский — 261, 461 Тюрен, (Turenne), Аври де Латур д’Овернь — 109 Уваров, Сергей Семенович — 290, 294, 296 („министр“), 307, 309, 316–318, 320, 322, 323, 336, 469–470, 479, 481 — „Notice sur Goethe“ („Речь о Гетте“) 290, 469 Украина („Малороссия“) — 101, 111, 131, 141, 144 („у нас есть поверья“), 162, 166 („Да расспросите про старину“), 173, 188, 196, 198, 232, 233, 239, 240, 242, 247, 251, 267, 273, 276, 284, 291, 298, 300, 307, 311, 312, 321, 326, 335, 337 („в гетьманщину“), 343, 418, 422, 425, 450, 456; см. также Гоголь, Н. В. „История Украины“ Уланд (Uhland), Иоанн-Людвиг — 443 Урсо, Осип Демьянович — 81, 340, 405, 406 Урусова, Софья Александровна — 134, 213, 442 Устивица — 235 Ушаков, Василий Аполлонович — 218 („я читал и рекомендацию ей“), 297, 444, 473 Фабий Максим (Quintus Fabius Maxiraus) — 261 („фабиевские увертки“) Фабрикант — 270, 300, 303, 304, 305, 309, 315, 457, 475 Феддерсен, Я. „Примеры мудрости и добродетели, с наставлениями для детей“ — 38 („Нравственные примеры“), 391 Федор („Федька“) — 42, 392 Федор Акимович — 261 Федоровка, имение — 114, 413 Феодосия — 338 Филибертиса (Филиберт) — 100, 410 Флориан (Florian), Жан Пьер Кларис — 83, 85, 406 Фомин, Александр Григорьевич — 438 Фон-Фок, Максим Яковлевич — 422 Фонвизин, Денис Иванович — „Недоросль“ — 83, 85, 406 Фон-Визин, Павел Иванович — 390 Франкфурт — 440

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Горение же духа в устремлении к Богу с желанием благоугождать Ему и есть любовь, мера которой та, «чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию с целью и желанием славы Божией» (V, 288). Святитель учит, что этого можно достичь только самоотвержением. «Та душа и может быть направлена по воле Божией, которая приняла предложение Господа: «Если кто... по Мне идет, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» ( Мф. 16: 24 )» (V, 300). Истинная любовь к Богу вселяется в сердце христианина от исполнения евангельских заповедей и получает постепенное развитие по мере совершенствования в исполнении их. Но «заповедь Божию исполнять должно не из угождения людям и не по другой какой страсти, но иметь во всем цель угодить Богу и прославить Бога» (III, 325). А угодить Богу возможно, только зная и исполняя Его волю. Воля же Божия и выражена в заповедях. «Кто волю Божию не поставляет целью для всей своей жизни, – говорит святой отец, – чтоб в здоровом своем состоянии тщательностью о делах Господних доказывать труд любви... тот находится в опасности» (V, 154). Следовательно, тщательное исполнение заповедей Божиих и есть то, к чему обязывает любовь человека к Богу. Кто не исполняет заповеди Господни, тот и не любит Бога. «Не соблюдать заповедей Христовых, значит не любить Бога и Христа Его, а признак любви – соблюдение заповедей Христовых, в терпении страданий Христовых даже до смерти» (III, 309–310). Исполнять заповеди необходимо с усердием и без ропота. «Заповеди Господни должно исполнять с благой совестью и с благим расположением перед Богом и перед людьми» (III, 326). Таким образом, для стяжания любви требуется неуклонное, искреннее и постоянное исполнение евангельских заповедей. Для этого необходимо самоотречение, решительное отвержение греха и любви ко всему временному, что может создать препятствия в исполнении воли Божией. Ибо «тот не может стать учеником Господним, кто пристрастен к чему-нибудь настоящему или терпит при себе что-либо, хотя бы мало отвлекающее от Божией заповеди» (III, 309).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010