Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАВДИАН [Клавдий Клавдиан; лат. Claudius Claudianus] (кон. IV - нач. V в.), лат. поэт. Род. в Египте, вероятно в г. Александрия; в стихотворениях К. называет р. Нил и о-в Фарос родными местами ( Claudiani Carm. minora. 19. 3; 22. 56); Александра Македонского он именует «основателем отечества» (conditor hic patriae - Ibid. 22. 20). Указания на егип. происхождение К. сохранились у Сидония Аполлинария ( Sidon. Apol. Carmina. IX 274) и в визант. словаре Суда (Suda. K 1707). Утверждение Иоанна Лида , что К. род. в обл. Пафлагония в М. Азии, является ошибочным ( Lyd. Mag. I 47; см.: MGH. AA. T. 10. P. III-V). Дата рождения К. неизвестна, в стихотворении 397 г. он называет себя молодым человеком ( Claudiani Carm. minora 22. 6). Возможно, отец К. принадлежал к военной или чиновнической аристократии из зап. провинций империи и жил в Египте по долгу службы. К. получил классическое лат. образование. Незадолго до 395 г. К. переселился в Италию. Под этим годом в хронике Проспера Аквитанского сообщается: «Получил известность замечательный поэт Клавдиан» (Hoc tempore Claudianus poeta insignis innotuit - MGH. AA. T. 9. P. 463). Позднее в поэтическом обращении к Пробину К. упоминал, что 1-й его латинской поэмой был панегирик консулам Олибрию и Пробину: «В твое консульство мы впервые испили из римских источников, и муза Талия облачилась в латинскую тогу» ( Claudiani Carm. minora. 41. 14). По традиции панегирик консулам был обнародован в Риме. Поэт стал известен в придворных кругах, впосл. ему оказывал покровительство военачальник и регент Флавий Стилихон († 408). Вскоре после этого К. поселился в Медиолане (ныне Милан), где находилась резиденция имп. Гонория (395-423), и фактически стал придворным поэтом. В стихотворных откликах на политические события он неизменно восхвалял своих покровителей и осуждал их противников. В 3 панегириках, посвященных консульствам имп. Гонория (в 396, 398 и 404), представлен идеализированный образ императора и военачальника. Для публичного чтения самого пространного своего панегирика (в 3 книгах), посвященного консульству Стилихона (400), поэт вновь посетил Рим. По просьбе императоров Гонория и Аркадия за этот панегирик римский сенат постановил воздвигнуть статую К. на форуме Траяна. На постаменте статуи была помещена надпись на лат. и греч. языках. В лат. версии говорилось: «Клавдию Клавдиану, светлейшему мужу, трибуну и нотарию, среди прочих достойных искусств славнейшему из поэтов» (CIL. T. 6. N 1710). Греческая версия представляла собой элегический дистих, в ней не упоминалось о должности К., поэта сравнивали с Гомером и Виргилием. О том, что К. занимал должности трибуна и нотария, упоминается также в его произведениях ( Claudiani Carm. minora. 25).

http://pravenc.ru/text/1841193.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАЛЛАДИЙ [Лат. Palladius] (V в.), св. (пам. зап. 6 июля), епископ-миссионер в Ирландии. Основной источник сведений о П.- сочинения Проспера Аквитанского. В «Хронике» под 429 г. он пишет, что папа Римский св. Келестин I (Целестин) направил в Британию для борьбы с пелагианами свт. Германа Автиссиодурского «по совету» (ad insinuationem) диак. П. ( Prosper. Chron. 1301//MGH. SS. AA. T. 9. P. 472). Под 431 г. помещена запись о том, что П. был рукоположен Келестином I как 1-й епископ для «скоттов, верящих в Христа» (Ad Scottos in Christum credentes ordinatus a papa Caelestino Palladius primus episcopus mittitur - Ibid. 1307//MGH. SS. AA. T. 9. P. 473). По-видимому, в этих известиях речь идет об одном и том же человеке. Предполагают, что миссии в Британию и Ирландию были связаны между собой и задуманы в контексте борьбы против пелагианства. Согласно эдикту имп. Гонория (30 апр. 418), все, кто открыто проповедовали учение Пелагия, осуждались на изгнание из Римской империи. Однако в Британии к тому времени (примерно с 410) уже не было ни рим. войск, ни гражданских властей, поэтому, вероятно, мн. сторонники пелагианства уехали именно туда. Их прибытие стало следствием обращения брит. противников пелагиан к галльским епископам или в Рим, в ответ на к-рое и была направлена миссия во главе с епископами Германом и св. Лупом , епископом г. Трикассы (ныне Труа). Согласно Житию св. Германа, написанному Констанцием Лугдунским (CPL, N 2105), на созванном святителем Соборе пелагиане тоже были осуждены на изгнание из Британии (Vita Germani [I]/Ed. W. Levison//MGH. SS. Scr. Mer. T. 7. P. 270-271). Вполне вероятно, что многие из них отправились в Ирландию, на к-рую не распространялась власть Рима ( Charles-Edwards. 2000. P. 202-214). Очевидно, назначение П. состоялось по просьбе ирландских христиан (возможно, переданной Герману во время его пребывания в Британии): как отмечал Келестин в одном из писем ( Coelestini.

http://pravenc.ru/text/2578731.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕГРАДАЦИЯ [лат. degradatio], в католич. Церкви каноническое наказание лишением сана, к-рое сопровождается потерей церковной должности, бенефиция, всех привилегий духовного сословия и переводом в мирское сословие. В отличие от правосл. Церкви (см. ст. Лишение сана ) в католич. в силу учения о неизгладимости священства лицо, подвергшееся Д., сакраментально продолжает сохранять свою принадлежность к клиру. Наказание исключением из духовного сословия восходит, вероятно, к наказанию в рим. армии: совершившие преступления солдаты изгонялись из армии. Наказание для духовных лиц в форме лишения должности и сана упоминается, в частности, в новеллах Юстиниана (Novell. Just. 83). Глагол degradare в значении понижения в статусе, низложения, отстранения от должности и исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или с саном, а также лишения сана, к-рый употреблялся в отношении как духовных лиц, так и мирян, встречается в сочинениях церковных авторов с IV в.: Оптата , еп. Милевского ( Optat. De schism. donat. VI 6), Амброзиастера ( Ambrosiaster. In epistolam beati Pauli ad Galatas. III 2-3//PL. 17. Col. 352C-353B), блж. Августина ( Aug. Enchirid. 21), папы Льва I Великого ( Leo Magn. Ep. 111. 2), Венанция Фортуната ( Venantius Fortunatus. Vita Radegundis reginae Francorum. 3//MGH. AA. T. 4. Pars 2. S. 364-377), в Уставе прп. Венедикта Нурсийского (Reg. Ben. 63. 4) и др. Производное от глагола существительное degradatio появляется у блж. Августина ( Aug. De fide et operibus. II 3//PL. 40. Col. 199), у Григория I Великого ( Greg. Magn. Reg. epist. I 32). До XII в. глагол degradare и существительное degradatio применительно к духовным лицам были синонимами deposimio, также обозначая низложение, отстранение от должности, лишение сана. Чтобы отличать Д. от низложения, ее иногда описывали как sollemnis depositio (букв.- торжественное низложение). В XII в. в ходе постепенной реформы церковного, в первую очередь папского, судопроизводства, начатой в рамках борьбы со злоупотреблениями духовенства, развивалась система церковных наказаний. Происходит разделение терминов deposimio (низложение с должности и отстранение от исполнения обязанностей, связанных с должностью и/или саном) и degradatio (лишение сана, низложение, сопровождавшееся лишением привилегий духовного сословия), окончательно оформившееся в нач. XIII в. Новое значение термина «Д.» как самого тяжелого наказания для духовного лица, лишавшего сана и всех привилегий сословия, было закреплено в Декреталиях Григория IX (иначе «Liber Extra», 1234), вошедших затем в состав «Corpus iuris canonici» . Следующий крупный свод декретального права «Liber Sextus» папы Бонифация VIII (1298) зафиксировал процедуру совершения Д.

http://pravenc.ru/text/171567.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОМНИЙ [лат. Domnius; хорват. Duje, Дуйе] († 303-305?), сщмч. (пам. зап. 11 апр.), еп. г. Салона (совр. Солин, Хорватия). Самое раннее упоминание о Д. содержится в «Прологе к Викторию» (395), приложенном к пасхалии Виктория Аквитанского (Prologus Paschae ad Vitalem//MGH. AA. T. 9/1. P. 738), где под 7-м консульством имп. Диоклетиана и 6-м Максимиана (299) значится мученичество Д. и Феликса в Салоне. Однако массовое гонение на христиан началось только в 303 г., поэтому ряд исследователей предлагают исправить датировку на 9-е консульство Диоклетиана и 8-е Максимиана Геркулия (304). В этом году пострадал св. Маркеллин , еп. Римский, мученичество к-рого в «Прологе...» также ошибочно отнесено к 299 г. Гибель Д. в годы правления Диоклетиана подтверждается данными археологических раскопок Салоны, проведенных в 1900-1902 гг. Ф. Буличем. При раскопках была обнаружена эпитафия еп. Прима (1-я пол. IV в.), в к-рой епископ назван племянником Д. (nepos Domniones martores). Была найдена также сильно поврежденная эпитафия Д., в к-рой указана дата кончины священномученика - 10 апр. (Depositus Domnius episcopus martyr IIII Idus Apriles). В Сирийском Мартирологе (кон. IV в.) память Д., епископа и мученика, значится под 11 нисана (11 апр.). Под тем же числом память священномученика указана в Мартирологе блж. Иеронима вместе с безымянными воинами, число к-рых в одних рукописях определяется как 3 или 8, в других - 8 тыс. По мнению И. Делеэ , переписчики Мартиролога неверно поняли лат. сокращение mil (milliarium - миля), к-рое они прочли как milites - воины. Это слово относится к заметке о св. Юлии , папе Римском, помещенной под 12 апр. Более точным указанием на число спутников Д. является мозаика VII в. в оратории св. Венанция в рим. Латеранском баптистерии. Священномученик изображен в окружении пресвитера и 4 воинов, рядом с к-рыми надписаны их имена - Астерий, Антиохиан, Гаиан, Павлиниан, Телий. При раскопках в Салоне была обнаружена сильно поврежденная надпись VII в., также содержащая имена мучеников. Вероятно, все спутники Д. были клириками, а изображение их в облике воинов было вызвано ошибкой в Мартирологе блж. Иеронима. В Мартирологе Узуарда (кон. IX в.) и в Римском Мартирологе (XVI в.) упоминаются Д. и 8 воинов.

http://pravenc.ru/text/178874.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРСТЕНЬ [Лат. anellus или an(n)ulus], одна из инсигний епископа в Римско-католической Церкви. Происхождение В Римской империи ношение П. (кольца) было широко распространено среди представителей разных слоев общества. Значением наделялся не только сам факт ношения П., но и металл, из к-рого он был изготовлен, наличие или отсутствие на нем дополнительных украшений в виде камня и проч., ношение на левой или правой руке, на том или ином пальце, количество П. и т. д. (см., напр.: Plin. Sen. Natur. hist. XXXIII 1. 4). П. мог служить знаком личной доблести, статуса, знатности, богатства, свободного рождения и т. п. ( Herodian. Hist. III 8. 5; Tertull. De resurr. 57; Novell. Just. 78 (539 г.); Isid. Hisp. Etymol. XIX 32. 3; известны примеры использования П. в магических целях - Ios. Flav. Antiq. VIII 2. 5). П. было принято дарить в день бракосочетания ( Isid. Hisp. De eccl. offic. II 20. 8; см. в ст. Брак). Использовались также П.-печати (anulus signatorius). Климент Александрийский призывал христиан отказаться от ношения П. как украшения, оставив только его функцию печати; при этом языческую символику, по его мнению, следовало заменять христианской, используя образы рыбы, голубя, корабля, якоря и т. п. ( Clem. Alex. Paed. III 11. 57-59; см.: Finney. 1987). Первые свидетельства об использовании П. епископами относятся к IV в. Свт. Оптат Милевитский, перечисляя отличительные черты кафолической Церкви, упоминает после ключей ап. Петра некий П., которого нет у еретиков и к-рый связан с образом запечатанного источника из Песн 4. 12 ( Optat. Contr. Parmen. I 10. 3). Однако до VII в. епископский П. выполнял только функцию печати (см., напр.: Aug. Ep. 217. 59; Avit. Ep. 78//PL. 59. Col. 280= Idem. Ep. 87//MGH. SS. AA. Bd. 6/2. S. 97; при этом известно, что сам блж. Августин не носил П.-печать, доверяя заботу о церковном имуществе своим клирикам - Possid. Vita Augustini. 24). Епископский П.

http://pravenc.ru/text/2580054.html

1 Sueton, Nero 16: «afflicti suppliciis Christiani, genus hominum superstitionis novae ac maleficae». Это известие исторических сведений о гонении при Нероне не расширяет. Рамсэй (W. M. Ramsay , The Church in the Roman Empire before a. d. 170, London 1894 (3 ed.), p. 229—232) придает ему важность необычайную. Нерон установил принцип, которым правительство должно было постоянно руководствоваться в делах о христианах, смотреть на них как на секту не только не дозволенную, но и прямо зловредную. Фальшь этого толкования, или по меньшей мере его беспочвенность, выясняется из слов самого Светония, n. 16: [α] Multa sub eo [Nerone] et [aa] animadversa severe et [bb] coercita, [β] nec minus instituta. «Instituta», категория β, начинаются со слов: «adversus falsarios tune primum repertum». Все предшествующее составляет категорию α. На что правительство «обратило серьезное внимание» [аа], Светоний поясняет четырьмя примерами; следующие три «afflicti suppliciis — relegatae» показывают, что некоторых при Нероне действительно «обуздали» [bb]. Но распоряжение: pantomimorum factiones cum ipsis simul relegatae едва ли могло быть чем другим, как только временною полицейскою мерою, единичным случаем coercitio. Рамсэй вынужден и в этом видеть постоянно действующее мероприятие. Но тогда пантомимам в Риме и житья бы не было. 2 Ср. однако суждение Моммсена (Römische Geschichte, Berlin 1886, V, 4): Wer an die sogenannten Quellen dieser Epoche, auch die besseren geht, bemeismerm schwer den Unwillen über das Sagen dessen, was verschwiegen zu werden verdiente und das Verschweigen dessen was nothwendig war zu sagen. 3 Tertull. ad nationes, 1,11 ­­ apologetic. e. 4 Plin. epist. 2, 11, 17. 5 Из annal. 2, 85. 6 Псалом 136, 8. 9. 7 Sueton. Vesp. 5: unus ex nobilibus captivis Iosepus. Arnold, Die neronische Christenverfolgung, Leipzig 1888, 38, полагает, что Tacit, hist, 5, 33 (­ Sueton. Vespas. 4) заимствовано из Ioseph. de bello jud. 6, 5, 4. 8 Существенно важно показал Sueton . Domit. 12: exhaustus operum ас munerum impensis stipendioque — temptavit etc.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4054...

Георгий Челпанов Глава XIV. Силлогизм. Фигуры и модусы силлогизма Возможные сочетания суждений в силлогизме . В предыдущей главе мы рассмотрели условия правильности силлогизмов. Рассмотрим теперь на примерах приложение этих правил. Мы будем брать по три суждения, которые могли бы составить силлогизм. Эти суждения должны быть или A, или I, или O, или E. Причём само собой разумеется, что для образования силлогизма они могут комбинироваться самыми различными способами. Например, мы могли бы иметь сочетание суждений AAO, EAI и т.п. Но мы должны исследовать, пользуясь вышеизложенными правилами, какие из этих сочетаний или соединений дают правильные силлогизмы. Для того чтобы решить вопрос, какие сочетания дают правильные силлогизмы, мы должны предварительно решить вопрос, какие вообще возможны сочетания. Для этого мы поступим следующим образом. Возьмём сочетания AA, AE, AI, AO 4 раза и прибавим к этим сочетаниям A, E, I, O, получим: AAA AEA AIA AOA AAE AEE AIE AOE AAI AEI AII AOI AAO AEO AIO AOO и т.д; Действуя аналогичным способом, мы можем получить 64 возможных сочетания. Составив полную таблицу таких сочетаний, мы рассмотрим, руководясь правилами, приведёнными в прошлой главе, какие из этих сочетаний должны быть отброшены, как не соответствующие этим правилам, и какие из этих сочетаний должны быть оставлены, как дающие правильные силлогизмы. Берём первое сочетание AAA. Это сочетание не противоречит всем восьми правилам. Сочетание AAE противно правилу 6, потому что в заключении находится отрицательное суждение E; а чтобы это было возможно, нужно, чтобы одна из посылок была суждением отрицательным, между тем в нашем силлогизме AAE обе посылки положительные. Следовательно, данное сочетание оказывается не возможным. Сочетание AAO противоречит правилу 6, потому что заключение отрицательное, в то время как посылки утвердительные. Если таким способом исследовать все 64 случая, то останется только 11 сочетаний, которые дают правильные силлогизмы. Эти сочетания следующие: AAA, AAI, AEE, AEO, AII, AOO, EAE, EAO, EIO, IAI, OAO.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

Имп. Константин II. Монета. Аверс, реверс. 321–324 гг. (Младший) [Флавий Клавдий Константин; лат. Flavius Claudius Constantinus] (февр. 316, Арелат, ныне Арль, Франция - март/апр. 340, Аквилея, Италия), рим. имп. (с лета 337); управлял Галльской префектурой Римской империи (Галлия, Испания, Британия). Второй сын и соправитель (с 317) имп. Константина I Великого (306-337). 1 марта 317 г. в Сердике (Сардика, ныне София, Болгария) был заключен мирный договор, завершивший 1-ю войну между имп. Константином I (правил Западом империи) и Лицинием (правил Востоком). По условиям договора были одновременно провозглашены цезарями и соправителями этих 2 августов сыновья Константина Крисп (ок. 12 лет) и К. (неск. недель от роду), а также сын Лициния Лициниан (двоюродный брат К.) (Consularia Constantinopolitana. 317//MGH. АА. T. 9. P. 232; Anon. Vales. Chron. Const. 5. 19; Aur. Vict. De Caes. 41; Idem. Epitom. 41; Euseb. Vita Const. IV 40; Oros. Hist. adv. pag. VII 28. 22; Zosim. Hist. II 20). Впосл. К. четырежды провозглашали консулом: в 320, 321, 324 и 329 гг. В 321 г. было празднование пятилетия правления К., который в это время находился при отце в Сердике (XII Panegyrici Latini. X 2/Ed. R. A. B. Mynors. Oxf., 1964). В 326 г. было отмечено десятилетие правления К. В том же году, после смерти цезаря Криспа, К. стал управлять префектурой Галлии и командовать галльскими легионами, хотя К. на тот момент исполнилось только 9 лет. В 331 г. он фигурирует в надписях (CIL. III, N 7000) с почетным титулом «алеманнский» (Alemannicus), что свидетельствует о его участии в боевых действиях римлян против этого герм. народа на рейнской границе. В 332 г., во время большой кампании имп. Константина I против готов на Дунае, К. находился близ Маркианополя (ныне Девня, Болгария) (CTh. III 5. 4. 5), где командовал резервом рим. армии, а также одержал победу над готами в битве 20 апр. 332 г. (Consularia Constantinopolitana. 332//MGH. AA. T. 9. P. 234; Hieron. Chron., a. 2348). К. также участвовал в кампании своего отца против сарматов, к-рая окончилась разгромом сарматов и расселением 300 тыс. из них в качестве колонов во Фракии, в Италии и Македонии ( Anon. Vales. Chron. Const. 6. 31-32; Julian. Apost. Ог. I 9; Euseb. Vita Const. I 8; IV 5; Eutrop. Breviar. X 7; Aur. Vict. De Caes. 41). К 335 г. К. был женат, однако никаких сведений о его супруге не сохранилось ( Euseb. Vita Const. IV 49). В 335 г. он вновь был в Галлии в Августе Треверов (ныне Трир, Германия), где в это же время находился в ссылке свт. Афанасий I Великий ( Euseb. De laudibus Const. 3; Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 87). Между К. и Афанасием установились дружеские отношения.

http://pravenc.ru/text/2057036.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОНАТИАН [лат. Donatianus] (2-я пол. V в.), еп. Вибианский (Вивианский; о-в Сардиния), один из Африканских мучеников , пострадавших от ариан при кор. вандалов Гунерихе (477-484) во время гонений на правосл. христиан (пам. зап. 6 сент.). Виктор , еп. Виты, в соч. «История гонений в Африканской провинции при вандальских королях Гейзерихе и Гунерихе» рассказывает о том, что арианин Гунерих принимал жесткие меры по упрочению господства вандалов в Сев. Африке. Правосл. духовенство, как потенциальный союзник Византии, стало объектом репрессий. После избрания на Карфагенскую кафедру свт. Евгения (477) обострилась борьба между православными и арианами. Православным было запрещено вести миссионерскую деятельность, вандалы препятствовали замещению епископских кафедр. В мае 483 г. кор. Гунерих объявил свт. Евгению о назначении на 1 февр. 484 г. церковного Собора в Карфагене с участием как ариан, так и православных. Свт. Евгений настаивал на присутствии епископов из Италии, представлявших папу Римского. На Собор прибыли 460 епископов, в т. ч. с Сардинии. Среди них, вероятно, был и Д. Видя непреклонность православных, король решил избавиться от епископов, отличавшихся мудростью и образованностью. Гунерих велел дать Д. и св. Президию , еп. Суфетулы (совр. сел. Сбейтла, Тунис), по 150 палочных ударов и отправить в изгнание. Святители Мансвет Афуфенийский, Герман Перадамийский, Фускул и др. также были подвергнуты телесным наказаниям. С приближением даты, назначенной для Собора, Гунерих надолго заключил в тюрьму сщмч. Лета, еп. Нептского, а потом приказал сжечь его заживо. Др. сведений о святителях не сохранилось. Пострадавшие в Африке святители упоминаются в Мартирологах Адона Вьеннского и Флора Лугдунского (2-я пол. IX в.). Кард. Цезарь Бароний включил день их памяти в Римский Мартиролог. Ист.: ActaSS. Sept. T. 2. P. 677-682; Victor Vitensis. Historia Persecutionis Africanae provinciae sub Geiserico et Hunirico regibus Vandalorum. II 16, 18//PL. 58. Col. 215, 217 (=MGH. AA. T. 3. Pars 1. P. 23, 25); Notitia provinciarum et civitatum Africae//MGH. AA. T. 3. Pars 1. P. 63-71; Greg. Turon. Hist. Franc. II 3.

http://pravenc.ru/text/178927.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Главный алтарь базилики свт. Евсторгия Медиоланского в Милане († 4.06.518), свт. (пам. зап. 6 июня), еп. г. Медиолан (ныне Милан, Италия). В средневек. перечнях Миланских епископов (XII-XIII вв.) Е. назван 24-м епископом. Сведения о Е. сохранились в чтении на 6 июня в поздних литургических книгах амвросианского обряда. Большее количество чтений положено в честь свт. Евсторгия I Медиоланского, к к-рому были ошибочно отнесены нек-рые биографические данные Е. В чтениях о Евсторгии I сообщается, что он жил в Риме при папах Симмахе (498-514) и Гормизде (514-523) и на Медиоланской кафедре был преемником свт. Лаврентия († 25 июля 511). Эти сведения, несомненно, относятся к Е., к-рый, возможно, был рим. клириком. Обстоятельства назначения святителя на кафедру неизвестны. Кандидатура Е. могла быть предложена на рассмотрение остгот. кор. Теодориха Великого благодаря посредничеству св. Эннодия , еп. Тицинского (Павийского), влиятельного иерарха при королевском дворе и друга папы Гормизда (позднее Е. был близок к свт. Эннодию). Е. занимал кафедру 7 лет (511-518). В 512 г. Теодорих издал рескрипт на имя Е.: король сообщал об оправдании епископа Августы Претории (ныне Аоста), клирики ложно обвинили его в измене королю, и просил Е. принять епископа с подобающей честью, применив к доносчикам церковно-дисциплинарные меры. Король не желал делать это лично, т. к. клеветники являлись правосл. клириками ( Cassiod. Varia. I 9//MGH. AA. T. 12. P. 18). В др. рескрипте, адресованном наместнику Сицилии, кор. Теодорих по просьбе Е. требовал принять меры для защиты владений Медиоланской кафедры на острове и не допускать случаев присвоения церковного имущества (Ibid. II 29//Ibid. P. 63). В 513 г. на месте старого кафедрального собора (basilica vetus) Е. отстроил баптистерий св. Стефана «у источников» (ad fontes). Описание баптистерия сохранилось у свт. Эннодия, к-рый сообщает также о строительстве акведука для подачи воды в купель. Е. намеревался использовать баптистерий для крещения женщин (крещение мужчин совершалось в баптистерии при кафедральном соборе Спасителя) ( Ennodius Ticinensis. Carm. II 149//Ibid. T. 7. P. 271). Также епископ просил св. Авита, архиеп. Вьеннского, позаботиться об облегчении участи италийских пленников в королевстве бургундов и послал им необходимые денежные средства. В ответном послании свт. Авит восхвалял щедрость Е. и его заботу о ближних, благодаря которым святитель пользовался всеобщим уважением ( Avitus Viennensis. Ep. 8//Ibid. T. 6. Pars 2. P. 44).

http://pravenc.ru/text/187493.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010