Усилиями капитула базилики была издана книга «Чудесное обретение драгоценных мощей св. Илария, еп. Пуатье» (Miraculeuse découverte des précieuses reliques de St. Hilaire, évêque de Poitiers... 1657). В этой книге была предпринята попытка объяснить наличие в Ле-Пюи подлинных мощей И. По предположению каноников, святыня была вывезена из Пуатье в IX в., во время нападений скандинавов. Впоследствии часть мощей была возвращена в базилику, др. часть осталась в Ле-Пюи, где память об этом была утрачена. Укрытие святыни в Ле-Пюи каноники связывали с родственными отношениями между графами Пуатье и Оверни, а также с тем обстоятельством, что еп. Норберт I (упом. между 880 и 915), вероятно, был сыном гр. Пуатье Бернарда I и братом гр. Оверни Бернарда II (см.: Cubizolles. 2005. P. 77). Отсутствие сведений об этих событиях в письменных источниках можно объяснить спешным вывозом святынь из Пуатье, которому угрожали скандинавы, а также упадком монастыря св. Илария после разорения. Напр., в 868 г. из Пуатье были вывезены мощи св. Радегунды, к-рые были временно помещены в мон-ре Кенсе, затем перенесены в неизвестное место и считались утраченными. В 1001 г. святыня была случайно обнаружена в базилике св. Бенигна в г. Дижон, после чего возвращена в Пуатье ( Aigrain. 1918). В наст. время часть мощей И. хранится в крипте базилики Сент-Илер-ле-Гран в Пуатье, реликварий с главой - в ризнице кафедрального собора в Ле-Пюи. Н. Гайар указывал, что частицы мощей И. хранились также в др. церквах во Франции, в Италии и Германии, однако высказывал сомнения в их подлинности ( Gaillard. 1861. P. 264). Ист.: BHL, N 3885-3909; ActaSS. Ian. T. 1. P. 782-803; Venant. Fort. Carm. II 15; III 7; VIII 3, 163; X 14; idem. Vita S. Hilarii//MGH. AA. T. 4. Pars 2. P. 1-11; Greg. Turon. Hist. Franc. IV 18; V 24, 44, 49; VII 6; MartHieron. Comment. P. 38-39, 581-582; Fredegarius Scholasticus. Chronicae//MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 1-193; [ Florus]. Martyrologium//PL. 94. Col. 809-810; Ado. Martyrologium//Ibid. 123. Col. 214; MartUsuard//Ibid. Col. 645; Miracula S. Hilarii//AnBoll. 1889. T. 8. P. 183, 186-188; Catalogus codicum hagiographicorum bibliothecae regiae Bruxellensis. Pars 1: Codices Latini membranei. Brux., 1886. T. 1. P. 137-139, 157-158; 1889. T. 2. P. 414-415, 419-421; Catalogus codicum hagiographicorum latinorum antiquiorum saec. XVI qui asservatur in Bibliotheca Nationali Parisiensi. Brux., 1889. T. 1. P. 5-11; 1890. T. 2. P. 103-121; Recueil des historiens des Gaules et de la France/Éd. M. Bouquet. P., 1877. Vol. 14. P. 108-109; The Irish Liber Hymnorum/Ed. J. H. Bernard, R. Atkinson. L., 1898. Vol. 1. P. 35-36; Vol. 2. P. 18, 125; Chronicon S. Maxentii Pictavensis//Chroniques des églises d " Anjou/Éd. P. Marchegay, E. Mabille. P., 1869. P. 351-433.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Из этого следует, что необходимо отличать феномены (явления), т. е. то, как предметы даны человеку посредством чистых априорных созерцаний пространства и времени, от того, как они существуют сами по себе в качестве непознаваемых ноуменов (вещей в себе или самих по себе). 5. Трансцендентальная эстетика рассматривает пространство и время в качестве 2 основных, всеобщих и необходимых форм (или начал), поскольку др. явления физического мира (движение, сила и т. д.), притязающие на роль основных начал, предполагают в качестве условия их собственного существования пространство и время, и, следов., они даны человеку только в пространстве и во времени, т. е. в опыте. Об основной идее трансцендентальной эстетики К. писал: «Мы хотели сказать, что всякое наше созерцание есть только представление о явлении, что вещи, которые мы созерцаем, сами по себе не таковы, как мы их созерцаем, и что отношения их сами по себе не таковы, как они нам являются, и если бы мы устранили субъект, или же только субъективные свойства наших чувств вообще, то все свойства объектов и все отношения в пространстве и времени и даже само пространство и время исчезли бы: как явление они могут существовать только в нас, а не в себе» (Соч. 1964. Т. 3. С. 144; AA. Bd. 3. S. 65). Отвечая на поставленный им самим вопрос, не являются ли в этом случае познаваемые человеком явления всего лишь видимостью, К. утверждал, что «в явлении объекты и даже свойства, которые мы им приписываем, рассматриваются как нечто действительно данное (als etwas wirklich Gegebenes), но поскольку эти свойства зависят только от способа созерцания субъекта в отношении к нему данного предмета, то мы отличаем предмет как явление от того же предмета как объекта самого по себе» (Там же. С. 151; Ibid. S. 71). К., напротив, считал видимостью ошибочное намерение человека видеть в явлениях, в предметах (или объектах), обусловленных человеческой познающей способностью, вещи сами по себе. После анализа чувственности, который обосновывал положение, что математика в качестве науки возможна как учение об априорных формах чувственного созерцания пространства и времени, К. переходит к исследованию рассудка и рассудочных понятий, без синтеза с которыми чувственные созерцания не могут получить форму знания. К. рассматривал рассудок как способность: 1) составлять суждения, 2) мыслить предмет чувственного созерцания, 3) самостоятельно производить представления, 4) подводить многообразное содержание представлений под единство апперцепции, 5) мыслить вообще, 6) получать знания. Богатство и разнообразие значений рассудка в учении К. было обусловлено соединением традиц. формально-логической проблематики суждений с предметно-познавательной, проясняющей вопрос, как возможны синтетические суждения априори в рассудочном познании и каковы условия и возможности их применения в опыте и вне опыта. Весь этот круг проблем, по К., имел отношение к теме синтеза чувственности и рассудка и к вопросу, как возможно естествознание в качестве науки.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

Начиная с 1986 г. под общей ред. Н. Хинске и Л. Краймендаля при участии ряда др. исследователей в рамках раздела «Указатели» серии «Исследования и материалы к истории немецкого Просвещения» (Forschungen und Materialien zur deutschen Aufklärung. Abt. 3: Indices) издаются подробные указатели к опубликованным сочинениям, рукописям из наследия и лекциям К. (Kant-Index=KI). К наст. времени из запланированных 47 томов издано 14 томов указателей, распределяющихся по 3 сериям: «Указатели к логическому корпусу» (Indices zum Logikcorpus; опубл.: KI. Stuttg., 1986. Bd. 1: Stellenindex und Konkordanz zu George Friedrich Meier «Auszug aus der Vernunftlehre»; KI. 1986. Bd. 2: Stellenindex und Konkordanz zu «Immanuel Kant " s Logik» (Jäsche-Logik); KI. 1989-1990. Bd. 3: Stellenindex und Konkordanz zur «Logik Blomberg». H. 1-3; KI. 1999. Bd. 5: Stellenindex und Konkordanz zur «Wiener Logik». H. 1-2; KI. 1995. Bd. 6: Stellenindex und Konkordanz zur «Logik Pölitz». H. 1-2; KI. 1991. Bd. 14. Personenindex zum Logikcorpus); «Указатели к этическому корпусу» (Indices zum Ethikcorpus; опубл.: KI. 2000. Bd. 15: Stellenindex und Konkordanz zur «Grundlegung zur Metaphysik der Sitten»; KI. 1995. Bd. 16: Stellenindex und Konkordanz zur «Kritik der praktischen Vernunft». H. 1-2; KI. 2007. Bd. 24: Stellenindex und Konkordanz zu Kants «Bemerkungen zu den Beobachtungen über das Gefühl des Schönen und Erhabenen». H. 1-3; KI. 2010. Bd. 30: Stellenindex und Konkordanz zum «Naturrecht Feyerabend». H. 1); «Указатели к корпусу докритических сочинений» (Indices zum Corpus der vorkritischen Schriften; опубл.: KI. 2012. Bd. 36: Stellenindex und Konkordanz zu den «Gedanken von der wahren Schätzung der lebendigen Kräfte». H. 1-2; KI. 2009. Bd. 37: Stellenindex und Konkordanz zur «Allgemeinen Naturgeschichte und Theorie des Himmels». H. 1-2; KI. 2003. Bd. 38: Stellindex und Konkordanz zu «Der einzig mögliche Beweisgrund zu einer Demonstration des Daseins Gottes»; KI. 2006. Bd. 39: Stellenindex und Konkordanz zur Preisschrift von 1762/64, zu den «Negativen Grössen» und zur Vorlesungs Ankündigung für 1765/66. H. 1-2). В этих указателях не только дается перечень всех слов, встречающихся в определенном произведении (с указанием частоты употребления), но и предлагается полный контекстуальный конкорданс по AA.

http://pravenc.ru/text/1470269.html

обр. на Мученичестве святого и на его жизнеописании в Liber Pontificalis. Известно неск. версий Мученичества, подвергшихся незначительной переработке. Так, в версии BHL, N 1959 в начале сделана небольшая вставка из Liber Pontificalis, концовка текста сокращена (Paris. lat. 10864. Fol. 30r - 31v, X в.; ркп. происходит из аббатства Эхтернах). Мученичество в версии BHL, N 1960 снабжено пространным риторическим предисловием с похвалой К. (Paris. lat. 5353. Fol. 34r - 35r, XIII в.; ркп. из аббатства Бонпор в Нормандии). Др. версии Мученичества сильно переработаны и фактически являются самостоятельными произведениями. Среди них - версия BHL, N 1961, все известные рукописи которой происходят из Италии (самая ранняя ркп.- Vat. lat. 5771. Fol. 127v - 130v, рубеж IX и X вв., из аббатства Боббио ; текст опубл.: Bibliotheca Casinensis. Monte-Cassino, 1877. T. 3. P. 377-380 (по ркп. Cassin. 148 (пассионарий-легендарий 1010 г.)). Составитель текста попытался создать жизнеописание К., привлекая, кроме Мученичества и Liber Pontificalis, дополнительные источники. В начале текста сообщается, что 1000-летие Рима пришлось на 3-й год правления имп. Филиппа Араба (244-249) (празднование 1000-летия Рима состоялось в апр. 248). Имп. Филипп и его сын и соправитель Филипп II были убиты по приказанию Деция, происходившего из Будалии в Н. Паннонии, к-рый захватил власть над империей ( Oros. Hist. adv. pag. VII 20-21; ср.: Eutropius. Breviarium. IX 3-4//MGH. AA. T. 2. P. 150, 152). Из-за ненависти к Филиппу, который якобы склонялся к принятию христианства ( Euseb. Hist. eccl. VI 39), Деций устроил 7-е гонение на христиан (см.: Grumel V. Du nombre des persécutions païennes dans les anciennes chroniques//REAug. 1956. Vol. 2. N 1/2. P. 59-66). Во время гонения «блаженный понтифик Фабиан был увенчан мученичеством и оставил свой епископский престол Корнелию, благочестивому человеку, происходившему из римского рода». После этого римский пресв. Новат, «исполнившись гордыни, стал лишать отпавших... всякой надежды на спасение» и стал «основоположником новацианской ереси» (сведения о «Новате» восходят к лат.

http://pravenc.ru/text/2458665.html

Ист.: BHL, N 3468-3481; CPL, N 1038, 2108; ActaSS. Mai. T. 6. P. 119-152; Venantius Fortunatus. Vita Germani/Ed. J. Mabillon//ActaSS. Bened. 19353. Vol. 1. P. 234 sq; Idem//PL. 72. Col. 55-78; 88. Col. 453-478; idem. Miscellanea: Carmina 2, 13; 8, 2//PL. 88. Col. 102-104, 263-264; idem. Vita Albini. 19//PL. 88. Col. 486; idem. Opera/Ed. Br. Krusch//MGH. AA. Bd. 4/2. S. 11-27; Idem//MGH. Scr. Mer. Bd. 7. S. 337-428; Miracula s. Germani/Ed. G. Weitz//MGH. SS. Bd. 15/1. S. 4-16; Aimoinus Sangermanensis. Miracula S. Germani//PL. 126. Col. 1027-1050; Aimoinus Floriacensis. Historia Francorum//PL. 139. Col. 679-704; Rhythmi de Vita et Miraculis S. Germani/Ed. P. de Winterfeld//MGH. Poet. Bd. 4. S. 124-136; Holder-Egger O. Zur Translatio S. Germani//NA. 1893. S. 274-281; Hugo Flaviacensis. Chronicon//PL. 154. Col. 123, 134, 311; Abbo. De bello Parisiaco//PL. 132. Col. 725, 739; Vita Samsonis. 1, 8//ActaSS. Iul. T. 6. P. 575; Vita Domnuli auctore monacho cenomanense. 3-4, 17-18//ActaSS. Mai. T. 3. P. 607-609; Vita Brioci. 2-3/Ed. F. Plaine//AnBoll. 1883. Vol. 2. P. 165-166; Mansi. T. 9. P. 743-745; Gislemarus. Vita Droctovei. 4-5, 10-11//ActaSS. Mart. T. 2. P. 37-38; Martyrologium Hieronymiamum/Ed. J. De Rossi, L. Duchesne//ActaSS. Nov. T. 2/1. P. 67. Лит.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 470-471; Wilmart A. Germain de Paris//DACL. Vol. 6. Col. 1049-1102; Ribadeau Dumas F. Histoire de Saint-Germain-des-Prés, abbaye royale. P., 1958; Jonsson R. Un double office rythmé en l " honneur de S. Germain de Paris//RBen. 1969. Vol. 79. P. 343-367; Cabi é R. Les lettres attribuées à S. Germain de Paris et les origines de la liturgie gallicane//BLE. 1972. Vol. 73. P. 183-192; D é rens J. Les origines de Saint-Germain-des-Prés//J. des savants. 1973. P. 28-60; Amiet R. Le culte liturgique de S. Germain de Paris. P., 2003. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: МАРТИН (316/7 или 336/7 - 397), еп. г. Туроны (ныне Тур, Франция), считается основоположником зап. монашества, св. (пам. зап. 11 нояб.) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви

http://pravenc.ru/text/164735.html

Ист.: Annales Quedlinburgenses//MGH. SS. Scr. 1839. T. 3. P. 65-78; Thangmar. Vita Bernwardi episcopi Hildesheimensis//Ibid. 1841. T. 4. P. 754-782; Annales Hildesheimenses. Hannover, 1878. P. 24-28. (MGH. SS. Script. Rer. Germ.; 8); La cronaca veneziana del diacono Giovanni//Cronache Veneziane antichissime/Ed. G. Monticolo. R., 1890. Vol. 1; MGH. Dipl. Reg. Imp. T. 2. P. 393-877; Ademar de Chabannes. Chronique/Ed. J. Chavanon. P., 1897; Thietmari Merseburgensis episcopi Chronicon/Ed. R. Holtzmann. B., 1935. (MGH. SS. Script. Rer. Germ. NS; 9); Abbonis Floriacensis Carmen acrostichum ad Ottonem imperatorem/Ed. K. Strecker//MGH. AA. Poet. 1939. T. 5. Pars 1.2: Die Ottonenzeit. P. 469-471; Leo von Vercelli. Versus de Gregorio et Ottone augusto. Versus de Ottone et Heinrico/Ed. K. Strecker//Ibid. P. 477-483; Gallus Anonymus. Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum/Ed. K. Maleczyski. Kraków, 1952. (MPH. N. S.; 2); Die Regesten des Kaiserreiches unter Otto III./Hrsg. J. F. Böhmer, M. Uhlriz. Graz; Köln, 1956. (Regesta imperii; 2. 3); Gerbert von Reims. Die Briefsammlung/Hrsg. Weigle. Weimar, 1966. (MGH. Epp. Briefe; 2); Bruno Querfurtensis. Vita S. Adalberti Pragensis episcopi et martyris altera: Redactio longior/Ed. J. Karwasiska//MPH. N. S. 1969. T. 4. Pars 1. P. 1-41; idem. Vita quinque fratrum eremitarum/Ed. J. Karwasiska//Ibid. 1973. T. 4. Pars 3. P. 27-84; Rudolfus Glaber. Historia// Idem. Opera/Ed. J. France. Oxf., 1989. P. 2-253. Лит.: Schramm P. E. Kaiser, Rom und Renovatio: Studien zur Geschichte des römischen Erneuerungsgedankens vom Ende des karolingischen Reiches bis zum Investiturstreit. Lpz.; B., 1929; M ü ller-Mertens E. Das Zeitalter der Ottonen. B., 1955; Santifaller L. Zur Geschichte des ottonisch-salischen Reichskirchensystems. W., 19642; Fleckenstein J. Die Hofkapelle der deutschen Könige. Stuttg., 1966. Tl. 2: Die Hofkapelle in Rahmen der ottonisch-salischen Reichskirche; он же [Флекенштейн Й.]. Империя Оттонов в Х ст.// Бульст-Тиле М. Л., Йордан К., Флекенштейн Й.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Соч.: Opera omnia/Ed. P. F. Alberto. Turnhout, 2005. (CCSL; 114); Opuscula//PL. 87. Col. 347-418; Carmina. Epistulae. Fragmenta//MGH. AA. T. 14. P. 229-291; Hymni//AHMA. Vol. 27. P. 117, 122-124, 183-184, 213, 263-264. Ист.: Hildef. Tolet. De vir. illustr. 14//PL. 96. Col. 204-206; Braulio Caesaraugustanus. Ep. 31-32, 35-36//Epistolario de S. Braulio/Ed. J. Madoz. Madrid, 1941. P. 151-156, 159-169; MartRom. Comment. P. 520. Лит.: CPL, N 1236-1246, 2016; Dzialowski G., von. Isidor und Ildefonsus als Litterarhistoriker. Münster, 1898. S. 145-147; Pérez de Urbel J. Los monjes españoles en la Edad Media. Madrid, 1933. Vol. 1. P. 302-303; idem. Las letras an la época visigoda//Historia de España/Ed. M. Pidal. Madrid, 19632. T. 3. P. 378-479; Madoz J. Eugène de Tolède ( 657): Une nouvelle source du symbole de Tolède de 675//RHE. 1939. Vol. 35. P. 530-532; Rivera Recio J. F. S. Julian de Toledo: Época y personalidad. Barcelona, 1944. P. 67-78; idem. Eugène III//DHGE. Т. 15. Col. 1368-1370; Gaiffier B., de. Les oraisons de l " office de S. Hippolyte dans le «Libellus orationum» de Vérone//RAM. 1949. Vol. 15. P. 219-224; Prado G. Estado actual de los estudios sobre la música mozárabe//Estudios sobre la liturgia Mozarabe/Ed. J. F. Rivera Recio. Toledo, 1965. P. 95; López Torrijos R. Iconografía de S. Eugenio de Toledo//Anales Toledanos. 1977. Vol. 12. P. 3-40; González T. La Iglesia desde la conversión de Recaredo hasta la invasión árabe//Historia de la Iglesia en España. Madrid, 1979. T. 1/Ed. R. G. Villoslada. P. 415, 582-583, 591, 695, 722-724, 744, 746; Codoñer C. The Poetry of Eugenius of Toledo//Papers of the Liverpool Latin Seminar. 1981. Vol. 3. P. 323-342; Norberg D. Carmen oder Rhythmus?//Mittellateinisches Jb. 1984. Bd. 19. S. 63-72; Ярхо В. Н. Античный миф на пороге средневековья: Поэмы Драконция// Драконций. Мифологические поэмы/Пер. с лат., коммент. В. Н. Ярхо. М., 2001. С. 5-6; Alberto P. F. Eugenio of Toledo " s Poetry in León and Asturias in the 11th Cent.//Latin Culture in the 11th Cent.: Proc. of the 3rd Intern. Conf. on Medieval Latin Studies. Turnhout, 2002. Vol. 1. P. 16-28; idem. The Anthology of Eugenius of Toledo " s Poems in León, Fragm. 8: A Reconstruction//Aevum. 2004. Vol. 78. P. 259-275.

http://pravenc.ru/text/186999.html

Литература Использованные материалы    γιος ωννης Πατριρχης εροσολμων//" Большой Синаксарь " - интернет-версия издания официального органа Элладской Церкви, Апостольской Диаконии -   Hieron. Ep. 82. 8//PL. 22. Col. 740-741   Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 4//PL. 23. Col. 358   Socr. Schol. Hist. eccl. V 15; Sozom. Hist. eccl. VII 14; VIII 1; Theodoret. Hist. eccl. V 35, 38   Hieron. Ep. 81//PL. 22. Col. 735   Hieron. Adv. Rufin. III 33//PL. 23. Col. 481-482   Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 11//PL. 23. Col. 363-364   Rufin. Apol. in Hieron. I 13, 16//PL. 21. Col. 549-554   ACO. Vol. 1. Pt. 5. P. 3-4   Ioan. Chrysost. Ep. 88//PG. 52. Col. 654-655   Oros. Apol. 3-6//PL. 31. Col. 1176-1178   Aug. De gest. Pelag. 14//PL. 44. Col. 337-343   Hieron. Ep. 143//PL. 22. Col. 1181-1182   Aug. Ep. 179//PL. 33. Col. 774-778   Aug. De gest. Pelag. 17//PL. 44. Col. 344-345   Hieron. Ep. 137//PL. 22. Col. 1163-1164   Aug. De civ. Dei. XXII 8; Sozom. Hist. eccl. IX 16-17; Marcellinus Comes. Chronicon/Ed. Th. Mommsen//MGH. AA. T. 11. P. 72-73; Theoph. Chron. P. 86; Le codex arménien du Jérusalem 121/Ed. A. Renoux//PO. Vol. 35. Fasc. 1. P. 170, 176-179; Revelatio Sancti Stephani//REB. 1946. Vol. 4. P. 178-217   Hieron. Contr. Ioan. Hieros. 14//PL. 23. Col. 365-367   Sinait. iber. 34   PO. T. 21. P. 184   Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 55, 57, 180, 186-187   Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars 1]. P. 41, 45; [Pars 2]. P. 80, 98   SynCP. Col. 559-576   SynAlex (Forget). Vol. 2: [Textus]. P. 168-169; [Versio]. P. 166-167   Leroy. 1970. P. 132   PG. 48. Col. 1075-1080; Aldama A., de. Repertorium Pseudochrysostomicum. P., 1965. N 303   PG. 50. Col. 815-820; Aldama. Repertorium. 1965. N 494   PG. 54. Col. 590-593; Aldama. Repertorium. 1965. N 578   PG. 61. Col. 751-756; Aldama. Repertorium. 1965. N 355   BHG, N 1930m; не изд.   Esbroeck. 1971   ср.: Stiernon. 1972. Col. 572   Cyrille de Jéruslem. Catéchèses mystagogiques/Introd. A. Piédagnel. P., 1966. P. 75-78. (SC; 126)

http://drevo-info.ru/articles/13679934.h...

Отец Сергий Булгаков, на первый взгляд, далеко отстоявший от технократизма, в своей Философии хозяйства также искал путей " софийного " преображения мира инструментально -техническими средствами... Таким образом, к прояснению своего экологического сознания христианская культура XX века только еще подступает.   notes Примечания 1 Направление современной итальянской философии, отказавшееся от " сильного мышления " , то есть возможности обоснования метафизики (прим. переводчика). 2 См. R. Feldmanis, Die Lutherischen Kirchen im Baltikum des 19. Jahrhunderts; G. Ansons, Charakterzuge der Lutherischen Kirche in Lettland, in Lutherische Kirche in der Welt, Erlangen, Martin, Luther-Verlag, 1993, SS. 181-208. 3 cm. S. Gintere, I. Zalite, leskats Latvijas evangeliski luteriskas bazmcas vesture pec otra pasaules kara, in " Cels " , Nr. 1. Riga 1992, zz. 97-105. 4 cm. J. Rubenis, Teologijas zinatne Latvija no 1944. gada lidz 1990. gadam, in Filozofija un teologija, Riga 1991, zz. 11-13. 5 H. Thielicke, Mench sein - Mensch werden, Munchen, R.Piper - Co. Verlag, 1976, S.299. 6 T. Pauls, Parasts macitajs, " Svetdienas rits " , Nr. 20, 1992. 7 J. Rubenis, Mes un netradicionala religiozitate, " Svetdienas rits " , Nr. 16, 1992. 8 M. Luther, WA 34/2, 512, 1. 9 R. Mau, Der christliche Furst, in Luther, Heft 3, 1992. S. 125. 10 M. Luther, WA 11, 264, 15. 11 См. R. Gailitis, Parskats par Latvijas evangeliski luteriskas Baznicas darbibu; J. Rubenis, Parskats par teologisko izglitibu (1989-J992), in Baznicas gadagramata 1993, Riga, 1992, zz. 168-179. 12 W. Trillhaas, Kirche in dieser Zeit, Hamburg, Furche Verlag, 1964. S.77. 13 Н. Küng, Christ sein, Tubingen, R.Piper - Co. Verlag, 1974, S.497. 14 Некоторые ранние индийские школы, потом забытые, например, учение о мадху (мод) Дадхьянч Атхарвана (Бр. Уп.11.5) удивительно близки Китаю. 15 P. Grech, Fonti giudaiche nell " esegesi del I secolo, in AA.VV., La vita nell " esegesi biblica, Quaderni di V.T., n.27, Camaldoli 1981. Это мнение разделяют самые авторитетные интерпретаторы, например, Эрнст Кеземан: " Новый Завет слишком многим обязан апокалиптике, чтобы мы могли так просто от нее отделаться [...]. Спрашивается, могла ли бы вообще христианская теология существовать и быть законной без этого мотива, берущего начало в пасхальном опыте и определившего собой пасхальную веру " (см. Е. Kasemann, Saggi esegetici, Marietti, Casale Monferrato 1985, p. 105); " Родоначальницу христианской теологии я усматриваю в апокалиптике " , Ibid., p. 132). 16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=988...

[Лат. chirothecae, manicae], один из элементов литургического облачения и инсигния папы Римского, епископов и аббатов в Римско-католической Церкви до реформ II Ватиканского Собора (в наст. время сохр. только при экстраординарной форме совершения мессы, т. е. при использовании Миссала 1962 г.). П. разных типов использовались в быту как в древности ( Homer. Od. 24. 230; Xen. Cyrop. VIII 8. 17; Plin. Jun. Ep. III 5. 15), так и в средневековье (Vita Filiberti abbatis. 12//MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 5. S. 592; Vita Betharii episcopi. 9//MGH. SS. Scr. Mer. Bd. 3. S. 617; Acta S. Maimbodi martyris. 7//ActaSS. Ian. 2. P. 543; Felix. Vita S. Guthlaci. 40; Jonas. Vita Columbani. I 15//MGH. SS. Script. Rer. Germ. Bd. 37. S. 178; Epp. EpSel. Bd. 3. S. 44; Walahfridi Strabi Carmina. 7//MGH. AA. Poet. Bd. 2. S. 396; в раннесредневек. источниках для обозначения П. часто применяется протогерм. слово wantuz в латинизированной форме wanti, к-рое перешло в совр. романские языки). Известны П., почитавшиеся как реликвии: напр., в сокровищнице аббатства Сен-Рикье П. мч. Сальвия ( Hariulf. Chron. III 12//Chronique de l " abbaye de Saint-Riquier (Ve siècle - 1104)/Ed. F. Lot. P., 1894. P. 123); в Сен-Бертенском аббатстве со времен аббата Симона II (ок. 1180) П. Девы Марии (Cartulaire de l " abbaye de Saint-Bertin/Ed. B. Guérard. P., 1840. T. 1. P. 359-360); в ц. Сент-Март-де-Тараскон П. еп. Фронтона, в которых, согласно житийной традиции (BHL, N 5508), он чудесным образом вместе с Иисусом Христом совершил погребение прав. Марфы ( [Pseudo]-Raban. Maur. De vita S. Mariae Magdalenae. 49//PL. 112. Col. 1506; Faillon E.-M. Monuments inédits sur l " apostolat de sainte Marie-Madeleine. P., 1848. T. 2. Col. 341) (о др. П., сохранившихся как реликвии, см.: Beaulieu. 1968). В качестве обязательного элемента монашеской одежды в холодное время года П. упоминаются в источниках с кон. VIII в. (CCM. Vol. 1. P. 171), что было закреплено в постановлениях Ахенского Собора 817 г. (Ibid. P. 436, 462, 547; то же в Статутах аббата Адальхарда для мон-ря Корби - Ibid. P. 371). С эпохи Каролингов П. также были частью облачения светских правителей, в т. ч. во время обряда коронации, а в период высокого и позднего средневековья широко использовались в аристократической культуре в разных контекстах (вассалитет, передача собственности, помолвка, суд, дуэль и проч.) ( Pastoureau. 2013).

http://pravenc.ru/text/2580064.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010