Две церкви в Кириллове были построены на средства великого князя Василия Ивановича по случаю рождения у него сына. Известно, что великий князь, сильно желая иметь наследника престола, ради этого даже развелся с Соломониею после двадцатилетней супружеской жизни 91 и женился на Елене Глинской. Чрез два года после брака, когда надежды великого князя еще не оправдались, (в Филиппов пост 1528 года) он ездил на богомолье в Кириллов монастырь и вместе с великою княгиней прибыл сюда 17 декабря 1528 года 92 . Чрез несколько месяцев после путешествия 25 августа 1529 года у великого князя родился, наконец, сын, нареченный Иваном 93 . Тогда в конце того же года или начале следующего Василий Иванович велел поставить в Кириллове две церкви 94 . Одна во имя «Иоанна пророка и Предтечи, честного усекновения главы» 95 (т. е. во имя Ангела новорожденного Иоанна), с приделом пр. Кирилла 96 (к молитвам которого прибегал великий князь) была основана на «горе», т. е. на холме, где «крест чюдотворцов Кириллов и где чюдотворцова первая келья была» 97 . Другая была воздвигнута в самом монастыре (на западе от церкви Успения) и имела также два придела: главный – «во имя Архистратига Гавриила Собор», на память дня рождения самого Василия Ивановича; другой – во имя «царя Константина и матери его Елены» (во имя Ангела своей супруги). Работы по постройка обеих церквей продолжались около 3 лет и окончились уже по смерти великого князя, последовавшей в 1533 году 4 декабря 98 (или точнее на 4-ое число) 99 . Первую церковь во имя Иоанна Предтечи «почали делати» в лето 7039 – (1531) августа в 3 день в четверг в 2 часа дни а придел Кирилл Чюдотворец; а свершили ту церковь Иоанна Предтечю и придел Кирила чюдотворца лето 7042 (1534) августа в 8 день» 100 . Церковь во имя Архангела Гавриила «почали делати в лето 7039 (1531) августа 20 в неделю во второй час дни, а свершили ту церковь Архангела Гавриила лета 7042 (1534) августа... на память святого мученика Агафонила» 101 . Обе церкви были освящены чрез 4 месяца после; их окончания в один и тот же день.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

В служебнике Евфимия, патриарха тырновскаго, к тем особенностям, какие мы отметили в греческих списках, нового ничего нельзя прибавить 259 , но в списке литургии XV века сербского служебника находим следующия особенности: диакон, поднося священнику теплоту, говорит: «Благослови, владыко, теплое», священник на это отвечает: «Благословен Бог , живый всегда ныне и присно». Диакон заключал: «Аминь» и, вливая теплоту в сосуд, читал: «Банею Божественною порождении словом, чертавь сложному естеству, течно истачаеши святую из нетленных и прободенных Твоих ребр. О, Божие Слово, надпечатлено теплотою Духа». Затем диакон опоясывался орарем. Принимая часть тела Христова, диакон целовал руку священника, а вкушая его читал: «Вуди ми, Господи, честное тело Твое в отпущевие грехов и в жизнь вечную всегда ныне и присно».... «Подобне же творит – глаголет иерей, замечается в этом служебнике, егда причащается святей чаши» 260 . В печатных венецианских изданиях сербского служебника встречаем особую молитву, положенную для чтения после причащения: «Честные и святые и пречистые плоти Твоей Христе причастихся и честные и святые крови Твоей сподобихся» 261 . После «сего этого, конечно, нельзя согласиться, с мнением нашего автора относительно «русского происхождения» некоторых ил укачанных особенностей данного момента в древне – русском чине литургии и относительно переноса некоторых особенностей этого момента с одного места на другое нашими русскими писцами. В памятниках XII века возглас после причащения священнослужителей произносился только: «Со страхом Божиим» (стр. 66). а в памятниках XIII века ое принял такую форму: ..Со страхом Божиим и верою приступите» с ответом клира: «Ко Христу Цареви Богу нашему» (стр. 99). Автор напрасно за объяснением происхождения этого возгласа обратился к сочинениям Германа, патриарха константинопольского (ibid.). Он встречается в богослужебных памятниках, помещенных у Гоара. Здесь он читается в таком виде: Μετ φβον κα πστεως κα γπτς προσλθετε Χριστ, τ Θε κα βασιλε μν.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   Hymn 13.11—19.    Hymn 1.168—176.    Hymn 1.180—190.    См. об этой черте духовности св. Григория Нисского главу Epectase в уже упомянутой книге Даниелу. Стр. 309—326.    Hymn 27.90—95.    Hymn 6.5.    Hymn 19.51—55.    Hymn 30.358—361.    Hymn 30.439—462.    Hymn 30.467—472.    Hymn 34.474—487    Hymn 36.58—62.    Может быть, это возражение в споре или желание отличить себя от мессалиан, учивших, что истинные христиане получают новую душу при своем обращении к вере.    Hymn 44.147—165.    Hymn 44.336—346.    Hymn 51.111—113.    Hymn 50.177—180; 190—197; 203—217.    Hymn 52.50—60.    Мы имеем в виду главным образом новогреческое издание Дионисия Загорейского (Венеция, 1790), преднамеренно опустившего 21-ое Огласительное Слово (О смерти ученика пр. Симеона Антония), чрезвычайно важный отрывок 34-го Огласительного Слова о «братолюбивом нищем», 15-ый Гимн о бесстрастии, 21-ый Гимн против Стефана Никомидийского и т. д. Все эти тексты были в рукописях, использованных Дионисием Загорейским, но он опасался «смутить» читателей, издав их.    Составленная тогда Никодимом Святогорцем, она была издана только в 1877 году в Спросе.    Отметим новое издание греческого текста Гимнов, только что полученное нами, но пришедшее слишком поздно, чтобы мы могли его использовать: Symeon Neos Theologos. Hymnen. Prolegomena, kritischer Text, Indices, besorgt von Athanasios Kambylis CCCLXXXI-II †573 Berlin. 1976. Настоящий подвиг учености. Пожелаем, чтобы этот огромный том нашел читателей, у которых хватит терпения дочитать его до конца.    Он упоминает только, не цитируя их, Житие пр. Симеона Никиты Стифата и писания пр. Симеона Нового Богослова вообще, но главным образом имеет в виду Слово о трех образах молитвы, не принадлежащее пр. Симеону. См. Gregoire Palamas. Defense des saints hesychastes. Triades 1.2.12 ed. J. Meyendorff. T. 1, p. 99. Louvain 1959.    Хотя пр. Симеон скончался 12 марта, память его празднуется 12 октября, чтобы не совпадало с Великим Постом, но и этот день проходит почти незаметно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4065...

56); в храмах ставили скот (пр. 88). В чин монашеский также привзошли беспорядки: так называемые пустынники с отращенными волосами и в черных одеждах бродили по городам, ночевали где пришлось (пр. 42); монахи покидали свое звание и женились (ар. 44); монахини к пострижению наряжались в самые пышные одежды, вероятно изображая собою невест Христовых (пр. 45). Трудно исчислить пороки и отступления от христианской жизни, какие замечались в мирянах, – их было великое множество. Народ пристрастился к театрам (пр. 51), предавался азартным играм (пр. 50), допускал браки в самых близких степенях родства (пр. 54), охотно занимался языческими гаданиями и волхованиями (пр. 61, 62, 65); празднование Рождества Христова сопровождалось какими-то суетными обрядами, как бы Богородица была обыкновенною родильницею (пр. 79); вошла в употребление языческая клятва (пр. 94); распространились соблазнительные картины (пр. 100); появились вытрезвители человеческого плода (пр. 91) и пр. Всех правил собором была составлено 102 99 . Правила собора Трулльского не были приняты церковью западною и не признаются ею за одинаковые с правилами Вселенских соборов. Причина этого лежит в том, что некоторые из правил трулльских направлены были против обычаев и учения церкви Римской. Напр. собор принимал в руководство церкви 85 правил апостольских, а западная принимала только 50 (пр. 2); он обличает римское учение об обязательности безбрачия священников (пр. 13); осуждает посты, какие ввела римская церковь во дни субботние (пр. 55); именно против римской же церкви он направляет узаконения, чтобы в церквах не употреблялось изображения Христа в виде агнца , ибо такие изображения были приняты на западе (пр. 82). Вследствие этого тогдашний папа Римский Сергий отказался подписать и принять правила собора Трулльского (Д. VI. 567). 66 История VI вселенского собора и монофелитства изложена в VI томе «Деяний вселенских соборов», переведенных при Казанской дух. академии. Изд. 1-ое. 68 Выражение: «богомужное» действие, по видимому доказывающее монофелитское учение, монофизиты заимствовали из сочинений известных с именем Дионисия Ареопагита ; но они выражению этому придавали другой, ложный смысл, чем какой оно имело в самих названных сочинениях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Дeяh. XIII Вероникиан секретарь читал из свитка, поданного Евномием епископом, слудеющее правило 4-е: «Епископ должен быть рукополагаем от всех епископов той области и проч.» 4-е прав. Никейского собора. Сии приведения правил показывают, что в свитке, о котором часто упоминается в деяниях Халкидонского собора, была одна нумерация всех правил, так что 1-ое правило, Анкирского собора состояло под 1-е Неокесариского собора под и т.д. 16 В древности известны были переводы: 1) Исидоров, который вначале заключал в себе правила соборов Никейского, Анкирского, Неокесарийского и Гангрского. (см. Ballerini Par.1 c.2 de Antiquis Collectionib. Canon. Spittler. Histor. Jur. Canon. Pag. 98, 99). 2) Перевод, который у Дионисия называется prisca translation см. Praefat. Dionysii ad Hormisdam. 17 По Кассиодору, скиф родом, но римлянин духом. Он, между прочим, написал пасхальный круг и ввел летоисчисление от Рождества Христова. «Qui petitus a Stephano, Episcopo Salonitano , ex Graecis exemplaribus Canones Ecclesiasticos, moribus suis, ut erat planus, magna eloquentiae lice compsuit, quos hodie, usu celeberrimo, Ecclesit Romana complectitur. Cassiodor». 18 In principio, говорит Дионисий в предисловии к своему переводу, canones, qui dicuntur Apostolorum de Graeco transtulimus, … Deinde regulas Nicenae Synodi et deinceps omnium cenciliorum, sive quae ante oam, sive quae postmodum facta sunt, usque ad Synodum centum quinquaginta Pontificum, qui apud Constantinopolim convenerunt, sub ordine numerorum, id est a primo capite usqque ad centesimum sexagesimum quantum, sicut habetur in Greca autoritate, digessimus. Tune sancti Chalcedoneusis Concilii decreta subdentes, in his Graecorum Canonum finem esse declaramus…Stafuta quoque Sarqicensis Concilii atque Africani, quae latine sunte edita, suis a nobis nurmeis cernuntur esse distincta. 19 Ea, quae passim abipsis (Ss. Apostolis et Conciliis) definite sunt pro temporibus, in unum colligere mango studio enixi fuerimus, eaque in titulos quinquaginta distribuerimus… Там же можно читать оглавление Номоканона, и самый Номоканон Иоаннов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   Преп. Ефрем Сирин. Слово 99-е/Творен. Ч. VI, изд. 1848 г., с. 175.    Четверг сыропустной седмицы. Трипеснец, песнь 4.    Свт. Григорий Великий. Пастырские письма, X, 9.    Свт. Григорий Богослов. Слово 2-е.    Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Мф.15:8.    Помещено также в Требнике в 2-х чч., часть 1.    См. «Напоминание священнику об его обязанностях при совершении таинства Покаяния» (Платон, архиеп. Костромской). М., 1870. Ч. 1, с. 50–51.    В виде пособия для подготовки священника к исповеди (каков должен быть священник-духовник, вопросы на исповеди и проч.), можно указать следующие книги:    Платон, архиеп. Костромской. Напоминание священнику об его обязанностях при совершении таинства Покаяния: в 2-х частях (было несколько изданий: 1-е изд. М., 1861 г.; 3-е изд. М., 1895 г.).    Гр. Дьяченко, священник. Вопросы на исповеди. М., 1897 г.    Петр Силин, прот. Православная исповедь, или таинство Покаяния. СПб., 1902.    Булгаков. Настольная книга для священно-церковнослужителей.    Парвов А., прот. Практическое пособие при совершении треб.    Исповедание грехов генеральное, глаголемое пред иереем от лица кающегося. Киев, типогр. Киево-Печ. лавры, 1893.    Антоний (Храповицкий), митроп. Исповедь. Варшава, 1928.    Этот же покаянный канон ко Пресвятой Богородице в переработке помещался в Молитвословах изд. К.-П. лавры под названием: «Канон молебный во исповедание грешника».    Принятие в Православную Церковь из раскола (отпавших в раскол) чрез покаяние совершается по особому последованию: «Чин, како принимати от раскольников в соединение с Православною Церковью приходящих». М., 1891.    См. также «Книга чинов присоединения к Православию»: в 2-х частях. 1-ое. изд. СПб., 1895. Часть 1.    На литургии Преждеосвященных Даров посвящение во диакона совершается после великого входа, перед ектенией: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».    «Проручествует» — греч. προχειρζεται — «переходит чрез возложение руки архиерея и совершает посвящение».    По определению святителя Филарета, митрополита Московского: «Брак есть таинство, в котором при свободном обещании верной любви освящается супружеский союз жениха с невестой, для чистого рождения и воспитания детей и для взаимного вспоможения во спасении».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

и в суд себе и во осуждеше пречистым тайнам причастится». Лица, состоящие под клятвой, запрещением и отлучением, лишаются права священнодействия на основании 28-ого апостольского правила: «аще кто, епископ, или пресвитер, или дьякон, праведно за явные вины изверженный, дерзнет коснутися служения, некогда ему порученного, таковый совсем отсечется от церкви». 97 В том же самом духе высказывается 4-ое правило Антиохийского собора, добавляя, что изверженному из сана и совершающему священнодействие «отнюдь не позволяется на другом соборе ни надежду восстановления в прежний чин имети, ниже до принесения оправдания допущену бытии. 98 Разрешение от запрещения и клятвы предоставляется «связавшему» согласно 119 статьи Номоканона: «духовники иного духовника суд решити не вязати власти не имать; аще же ин связа, а другий разреши, разделение есть: Христос не разделися. Но достоит, да связавый и разрешить, по 32 пр. св. апостол». 99 «Препинает к достойному служению и пречистых тайн причащению и сие зело: аще кого иерей или дьякон уничижили есть, оскорбили же, или онеправдовали и весть, яко той гневается и скорбит на него, или аще сами иерей и дьякон, онеправдован или оскорблен сый от кого, гневается и скорбит». Основываясь на известной заповеди И. Христа (Мф. 5:23–24), предписание Учительного Известия совпадает с наставлением пресвитеру Василия Великого : «потщися, о пресвитер, представити себе делателя непостыдна, правяща слово истины: николиже да станеши в собор вражду имея на кого, да не проженеши Утешителя: в день служения молвы не сотвори и не препирайся». 100 Мира со всеми требуется от священнодействующего и 124 статья Номоканона: «аще ли священники со враждой литургисает, да будет празден (60 дней)». 101 «К достойному служению и святых тайн причащению препинает многоядение и питие вечернее: темже всяко воздержатися от брашен и питий с вечера достоит, или вельми что мало вкусити: от полунощи же конечно не подобает вкусити чесого»... Причащение натощак – неядшими предписывается 50-правилом Карфагенского собора: «святое таинство алтаря да совершается людьми неядшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Видя успешные начинания преподобного Феодора, преосвященный епископ Тамбовский и Пензенский Пахомий призвал его к себе и благословил принять священство и стать настоятелем в Санаксаре. Старец, «по смирению, много отрицался от рукоположения», но 13 декабря 1762 года, после 24 лет суровой подвижнической жизни 99 был хиротонисан в иеромонаха 100 и утвержден Санаксарским строителем. Глубоко проникнутый сознанием высоты и святости принятого им сана священства отец Феодор, возвратившись в свою пустынь, начал служить Господу Богу с чистой совестью. И когда «(л)итургисаше, зряшеся на нем удивления достойн(ое) знамение, сияше бо лице его особливою некоею на обеих щеках необычною кругловидною розовою румяностию даже и весь день той, и исполняшеся на нем Божественное писание: сердцу веселящуся лице цветет» – свидетельствует рукописное Жизнеописание преподобного, хранившееся в библиотеке Свято–Введенской Оптиной пустыни 101 . И святой, по словам монастырской летописи «наблюдая сей высокосвященный сан, правлением пустыни и всей в ней находящейся братии достойно соответствовал должности Начальника: наставлял истинной вере и благочестию всех приходящих к нему, желающих препровождать жизнь богоугодную; ибо как он чрез многие лета монашествовал добропорядочно и в благочестии, то отменными был украшен дарованиями: – нарочитое имел в наставлениях искусство, в рассуждениях был остр и пространен, и прочие касательно благоустройства жизни человеческой, имел превосходные качества; отнюдь не склонял желание свое к стяжанию славы и богатства мира сего, но любил паче уединение и поучение словес божественных, жизнь свою посвящал трудам и попечению о спасении душ человеческих» 102 . Вскоре в Санаксаре собралось до двадцати человек братии. Двенадцать из них были отставными гвардейскими служащими, уволенными по именному повелению государыни императрицы Екатерины II и постриженными в монашество по ее указу от 17 июня 1763 года. «И в Сарове инокам жилось тяжело, но как несравнимо труднее было … входить в общежитие Санаксара! Но ни один из двенадцати екатерининских постриженников по своей воле не покинул» 103 обитель. Скудость быта и тяжесть послушаний компенсировались настроем на деятельное духовное возрастание. И ради этого благородным инокам приходилось терпеть и смиряться.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Sanaksa...

Никольское. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1803. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Пошехонский район, село Никольское (Устье, Никольское на Усть-Маткоме) Координаты: 58.567812, 38.473602 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Богородицы, каменная, приходская, о трех престолах: Рождества Богородицы, Святителя Филиппа и Святителя и Чудотворца Николая Мирликийскаго. Построена в 1808 году тщанием прихожан. В деревне Пустыни в 10 вер. от церкви — деревянная часовня, построенная в 1902 году. Церковной земли 34 дес. 2264 квадр. саж. Церковный дом для жительства священника. Церковных сумм в билетах 100 руб. Общее количество прихожан 727 муж., 853 жен.; в селе Никольском 103 муж., 124 жен.; в деревнях: Столыпине 118 муж., 132 жен.; Зыкове 24 муж., 18 жен.; Сергееве 56 муж., 76 жен.; Мишакове 57 муж., 54 жен.; Сабурове 82 муж., 102 жен.; Поленове 105 муж., 127 жен.; Туркове 28 муж., 40 жен., Переезде 67 муж., 81 жен.; Пустыне 77 муж., 99 жен. Село при реке Маткоме, в 1 версте от устья, при впадении в реку Глухую Шексну (прежнее русло р. Шексны). Существует предание, что моши Святаго Филиппа при перенесении их в Москву были везены по реку Глухой и имели место стояния при деревни Мишахове, которая находится при самом устье реки Маткомы; в честь чего установлен праздник, кроме 3-го июля, в 1-ое воскресение после 29-го июня, в тех селениях, мимо которых провозились мощи — селе Никольском, деревнях. Мишакове, Зыкове и Столыпове. В приходе две школы: земская в деревне Поленове и церковно-приходская в селе Никольском. Штатный состав причта: священник и псаломщик. Капитала причтоваго 275 руб. Книга «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии» (Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 год. Автор К. Г. Рыбин) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61282

Нижегород. Филарет в 1686 г. ушел сюда на покой, принял схиму с именем Феодосия и сконч. в 1694 г., но погреб. в Нижегор. соборе), 99 (архиеп. Казан. Антоний Зыбелин ушел сюда на обещание в 1785 г. и управлял м-рем с пенсиею по 1.000 руб. в год). 280. Макариев – Унженский – Троицкий , мужской, 1-го класса, Костромской губ., близ гор. Макарьева. Основан преп. Макарием после разорения в 1439 г. татарами устроенного им же Желтоводского мон. В 1764 г. положен в 3-м классе, в 1854 г. возведен на степень 1-го класса, причем настоятелю его положено быть в сане архимандрита с правами некоторых отличий архиерейского богослужения. В соборе во имя св. Троицы, построенном в 1669 г. игуменом св. Митрофаном, потом еписк. Воронежским, покоятся в богатой раке мощи преп. Макария; тут же находится келейная его икона Смолен. Бож. Матери. Позади м-ря, на полугоре сохранился в часовне колодезь, ископанный преп. Макарием. “Описание Макариева-Унжен. мон., составл. из подлин. монастыр. Бумаг”, Москва, изд. 1835 г.; Арх. Макария, “Сказание о жизни и чудесах преп. Макария, Желтов. и Унжен. чудотв.”, изд. 2-ое, Моск., 1857 г.; “Ист. Росс. Иер.”, V, 39; Ратшин, 157; “Словарь ист. о свят. в России”, 173; “Матер. для стат. России”, изд. Мин. Вн. Д., 1841 г., Отд. I, 155; “Опис. монаст.”, 1817 г., 67; Проценко, “М-ри в России”, 34; Крживоболоцкий, “Костром., губ.”, 460; “Город. посел. Росс. Имп.”, II, 562; “Журн. Мин. Вн. Д.”, 1839 г., XXXIII, 214; 1860 г., XLIV, Отд. III, 79; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1848 г., 84 (надел. землею 32 дес.); 1854 г., 11 (возвед. в 1-ый кл.); “Сенат. вед.”, 1854 г., 43; “Памят. кн. Костром. губ. на 1862 г.”, 317, 319, Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 332; “Костром. губ. вед.”, 1842 г., 33; 1847 г., 9 (краткое опис.); 1855 г., 7 (посещение м-ря ц. Мих. Феод. в 1619 г.), 20 (посещ. м-ря Александром II в 1837 г.); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 198, 374 (преп. Макарий), 275, 476 (св. Митрофан); “Нива”, 1888 г., 36 (Мельников, “Истор. очерк”); Строев, “Спис.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010