1137 Многие святилища имели валы и рвы, были огорожены деревянными оградами (см.: Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М., 1993), поэтому валы нужно было раскопать, а деревянные сооружения посечь. 1139 Иосия (627–613 до Р. X.), благочестивый царь иудейский, восстановивший почитание истинного Бога. 1143 Авраам – ветхозаветный патриарх и праведник, родоначальник евреев и арабов. Ему явился Бог в образе трех ангелов у Мамврийского дуба. 1145 Моисей – ветхозаветный пророк, вывел еврейский народ из египетского плена, на горе Синай получил от Бога заповеди (т. н. Декалог). 1146 Далее перечисляются походы языческого времени (978–986 гг.); два похода на вятичей указаны в «Повести временных лет» и Начальном своде (см.: Гл. 2.3). 1147 Как следует из дальнейшего изложения, поход на Корсунь состоялся на третий год после крещения. Поэтому у Иакова св. князь Владимир молит Бога о даровании ему города, чтобы привести на Русь учителей для своего народа. 1148 Климент, папа римский (I-II в.). Умер в ссылке в Херсонесе, его мощи были найдены на островке в Херсонесской бухте свв. Константином-Кириллом и Мефодием и перенесены в Рим в 867 г. Глава св. Климента была перенесена св. кн. Владимиром в Киев и хранилась в Десятинной церкви. Титмар Мерзебургский в 1018 г. даже называет ее не церковью Богородицы, а церковью св. Климента. 1149 Василий II Болгаробойца (958–1025) и его брат Константин VIII (960–1028), императоры с 963 г. См.: Гл. 4. 2. 1150 Об этом пишется в летописях и в житиях свв. Бориса и Глеба, так как именно Борис был отправлен во главе войска. 1153 Тот же срок жизни указан в «Сказании, и страсти, и похвале святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимном). Крещение у Иакова датировано 987 г. О хронологии памятника см.: Гл. 1. 3. 1154 Поход к Порогам состоялся в 988 г., а взятие Корсуня в 989 г. (см.: Гл. 4. 2, Табл. 1; Гл. 5. 1). 1155 Закладка Десятинной церкви – в 990 г. (989 или 991 г. в разных редакциях «Повести временных лет»), Переяславля – в 991 г. (992 г. в «Повести временных лет»), освящение Десятинной церкви – в 995 г. (996 г. в «Повести временных лет»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посреди двора, устроенного перед южным портиком, стояла конная статуя Юстиниана, а на 4-х пилястрах наружной стены портика красовались знаменитые кони Лисиппа, вывезенные из Коринфа и в 1204 году увезенные крестоносцами в Венецию, где и теперь они украшают портал собора св. Марка 14 . На протяжении 15 веков храм св. Софии трижды страдал от землетрясений. Первое случилось 5 мая 558 г., вскоре после возведения храма, еще при жизни Юстиниана. Второе – в 869 г. Последнее землетрясение произошло по одной версии в 986 г., а по другой – в 989 г. От него значительно пострадала часть купола, появились трещины в стенах. О последнем землетрясении, в частности, имеются сведения как в византийских, так и в армянских летописных источниках. Армянский летописец XI в. Асогик сообщал, что для восстановления купола собора св. Софии в Константинополе был приглашен архитектор армянских царей династии Багратидов Трдат, автор ряда сооружений, принесших ему известность и за пределами Армении. В Константинополе зодчий Трдат в течение 989–992 гг. полностью восстановил купол храма, уцелевший и доныне. Посланцы св. равноапостольного князя Владимира, прибывшие в Константинополь для «выбора веры» (конец X в.), присутствовали за богослужением в этом соборе. После падения Константинополя в 1453 г. собор св. Софии был превращен в мечеть; как отмечал Н. С. Всеволожский, «при императоре Юстиниане здесь, как в нашем Успенском соборе (в Кремле – а. А. Н.), было по одну сторону место для императора, а по другую – для патриарха... Ныне императорское место оставлено для султана, а патриаршее – для муфтия» 15 . В 1872 году храм св. Софии посетил отечественный паломник Д. А. Скалон. В своих записках он упоминает о взятии Царьграда мусульманами: «Когда Магомет II завоевал Константинополь, он был поражен величием этой постройки. Решив обратить ее в мечеть, он приказал замазать живопись и закрасить стены; крест заменить полумесяцем, снять колокола, построить минарет, а на месте алтаря поставить «хранилище» для Корана» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В связи с этим Е. необходимо было показать тождественность содержания при букв. различии формулировок Халкидонского Собора о двух природах в одной Ипостаси Христа и выражения «единая воплощенная природа Бога Слова» у свт. Кирилла. Е. делает это на основании тождества главных понятий - природы (в одном из ее значений) и ипостаси. «Единая воплощенная природа Бога Слова» для Е.- «единое Лицо или единая воплощенная Ипостась Слова» (Apol. Chalc.//PG. 103. Col. 989). Более того, халкидонское учение о соединении двух природ Христа по Ипостаси есть подтверждение учения о «единой воплощенной природе Бога Слова» (Ep. ad des.//Ibid. Col. 969). Т. о. Е. «по-неохалкидонски» согласует между собой эти 2 вероопределения. Сама же природа в выражении «единая воплощенная природа Бога Слова» должна пониматься как ипостась, если же как природа в «общем» смысле, то ошибочно «введем Отца и Всесвятого Духа тоже воплотившимися» (Apol. Cyril. ep. ad Succ.//Ibid. Col. 976), т. е. воплощение и страдания будут приписаны всем Лицам Св. Троицы вслед. общности и единства Ее божества. При этом каждая из природ в сложной Ипостаси Христа сохраняет характерные особенности: «В едином Лице Христа (ν τ νικ προσπ Χριστο) ничто не мешает мне мыслить божественное и человеческое отличия (διτητα)» (Contr. Sever.//PG. 86b. Col. 2108). Полемизируя с монофизитами, обвинявшими православных в несторианском «разделении Христа», Е. отмечает, что «после соединения природы познаются… и познавать различие сущностей не значит разделять их… по поводу ипостасного соединения отцы (Халкидонского Собора.- П. Д.) не упомянули никакого рассечения, ни разделения, ни разлучения» (Ep. ad Anthim.//PG. 103. Col. 964; Apol. Chalc.//Ibid. Col. 989). Единство Лица Е. выражает словами свт. Григория Богослова ( Greg. Nazianz. Ep. 101): «не Иной и Иной (οκ λλος κα λλος), да не будет! Но Один и Тот же» (ες κα ατς)… в Котором «иное и иное» (λλο κα λλο) ( Ephr. Antioch. Resp. ad Anat.//PG. 103. Col. 984), т. е. природы, а не Лица или Ипостаси. Отвечая на упрек Севира Антиохийского в том, что «не бывает безличных и безыпостасных природ», и, следов., халкидонское учение о двух природах логически влечет за собой учение о двух Лицах во Христе, Е. предвосхищает понятие воипостасного (νυπστατον), введенное Леонтием Византийским (хотя и не употребляет сам термин). Он пишет о возможности для нек-рых природ быть безличными и безыпостасными, но получать свои лицо и ипостась в др. лицах и ипостасях: «...многое из того, о чем говорится, не обладает с необходимостью собственным лицом, как например, природа воды, природа гнева, природа вражды… опять же говорим о природе души и природе тела у каждого человека, но лицо души и лицо тела, или ипостась души и ипостась тела никто не выдумывает» (Apol. Chalc.//Ibid. Col. 993). Т. о. ипостасное единение исключает всякое подозрение в разделении (см.: Сидоров. 2003. С. 363).

http://pravenc.ru/text/182075.html

М., 2-го мая 1923 г. С. 6–7). 27/I-1925 г. вошёл в состав Всероссийского съезда Пленума Св. Синода. От Сибирской митрополии присутствовал на III Всероссийском Соборе с решающим голосом. 30/III-1927 г. согласно прошению уволен на покой. Ученый архиепископ, «стойкий обновленец», сотрудник газеты «Церковное обновление». Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: Вестник Св. Синода Православной Российской Церкви. 1926. 6. С. 4; 12–13. С. 13, 23. Церковное обновление. 1924. 21–22. С. 92; 1927. 5, 6, 7. ФАОС дело 61д. Кат-АМ 286. Кат-ЯВ 232. С. 115. Кат-ЕС 2. С. 17, п/п 104. [Кат-ГУБ. С. 989.] (Турбин [Петр Федорович]) Архиепископ Тульский и Белевский Родился 1/Х-1886 года. В 1907 г. окончил Тульскую духовную семинарию и Московский университет по юридическому факультету, затем прошёл Ярославский (Демидовский) лицей. Служил всё время в Тульской епархии. Уклонился в обновленческий раскол. С мая 1942 г. и до сентября 1942 г. продолжал священствовать в разных приходах Тульской епархии. 13/IX-1942 г. хиротонисан во еп. Тульского и Белевского в брачном состоянии. Хиротонию совершали митр. Александр (Введенский) и другие обновленческие архиереи. В феврале 1943 г. возведён в сан архиепископа. В 1944 г. перед Свят. Патр. Сергием принес покаяние и принят в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея и назначен в один из храмов г. Москвы. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 173. Кат-АМ 287. Кат-ЯВ 233. С. 115. Кат-ЕС 1. С. 10, п/п 55. [Кат-ГУБ. С. 989.] [Левитин. С. 638, 651.] [Шкаровский. С. 54, 56, 84, 86.] ПИМЕН (Пегов [Павел Григорьевич!) Архиепископ Подольский и Брацлавский Родился 15/Х-1875 или 1876 года. Окончил Казанскую духовную академию со званием кандидата богословия. В 1897 г. пострижен в монашество. В 1901 г. – учитель в Уфимском духовном училище. В 1903 г. – помощник смотрителя Уфимского духовного училища. С декабря 1903 г. – смотритель Соликамского духовного училища. С 1906 г. – смотритель Бугурусланского духовного училища. Был ректором духовной семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Летопись преподобного Нестора об этих переговорах и заключении военного союза не сообщает ничего, однако довольно подробно рассказывают о них другие источники – хроника сирийского автора Яхьи Антиохийского, бывшего не только современником, но и живым свидетелем мятежа Варды Склира; сочинение армянского историка Степаноса-Асохьика из г. Торона (980–1066г.) арабская хроника продолжателя Ибн-Мискавейха, писавшего между 1072 и 1092 гг. Все эти источники однозначно свидетельствуют, что переговоры между князем Владимиром и Митрополитом Феофилактом завершилась крещением Владимира и его дружины. Хроника Ибн-Мискавейха указывает также, что когда «царь русов принял христианство, союз был заключен и принцесса отдана ему в жены. Царь же руссов отправил часть крестившихся с ним воинов, людей сильных и мужественных, на помощь им (византийцам)». 52 Русские войска в битвах при Хрисополисе, в январе 989 г. и при Абидосе, в апреле 989 года нанесли мятежникам решительное поражение. Гибель во второй битве главного претендента на престол – Варды Фоки утвердила власть императора Василия II над всей территорией империи. «Повесть временных лет» описывает крещение князя Владимира совсем иначе. После описанного совета с боярами и старцами, Владимир в 988 году во главе своей дружины идет в поход на Корсунь (Херсонесс) и осаждает город. Один из жителей города, Анастас, послав в русский стан стрелу с прикрепленной к ней запиской, подсказывает русскому князю, как перекрыть подземный водопровод, снабжающий город, чтобы защитники Херсонесса были вынуждены сдаться. После того, как Владимир овладел Херсонессом, он посылает в Константинополь императору Василию II и его соправителю Константину VIII ультиматум: «Вот взял уже Ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице Вашей то же, что и этому городу». Императоры, согласно летописи, ответили Владимиру: «Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то ее получишь и царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь.» Услышав это, Владимир сказал греческим послам: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и любы мне вера ваша и богослужение, о котором мне рассказывали посланные мною мужи.»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Далее летописец сообщает, что патриарх «Никола Хрисоферхъ» прислал к Владимиру проповедовать «Кирила Философа». Первым митрополитом, который пришел на Русь из Корсуня вместе с князем, назван Михаил. Под 989 г. упомянуто, что Владимир взял у патриарха Сергия епископов Иоакима Корсунянина, Феодора и Фому (об источнике этих сведений см.: Гл. 6. 1). Сергий действительно был современником св. Владимира, но патриархом был в 1001–1019 гг. Под 992 г. сказано, что после смерти Михаила по просьбе Владимира патриарх Евстафий (1019–1025) прислал ему митрополита Леона. Эти сведения были использованы в Южнорусском (по определению А. И. Соболевского) распространенном житии св. Владимира XVII в. (см.: Гл. 3.6). Настоящее имя патриарха, при котором крестился св. Владимир – Николай Хрисоверг, упоминается только в трех русских текстах XVI в. Сначала в «Похвале» князю Владимиру (названа так А. И. Соболевским) и «Поучении на память иже во святыхъ... князя Владимира», 516 где первым митрополитом назван Леон. «Поучение» было одним из источников жития св. Владимира из Степенной книги (см.: Гл. 3. 6). Агиограф постарался совместить обе точки зрения. Современниками князя названы сначала Фотий, приславший митрополита Михаила, а затем «Никола Охрисовергис», приславший Леонтия. 2. Исторический контекст крещения Руси св. Владимиром Реальные обстоятельства крещения Руси, судя по сохранившимся летописным и житийным текстам, игнорировал даже составитель Древнейшего свода. О тяжелой внутриполитической ситуации в Византии не говорит ни один летописец. Лишь слабый отголосок событий 987–989 гг. виден в вымышленных обстоятельствах Корсунского сватовства к сестре императоров. М. Д. Приселков, а затем А. Поппе подробно писали о том, что крещение Руси при Владимире было тесно связано с положением дел в Восточной Римской империи. 517 В чем же причина умолчания русских источников? В статьях 6494 (986) и 6495 (987) гг. «Повести временных лет» и предшествовавшего ей Начального свода (читается в Новгородской 1 летописи младшего извода) сохранились два не связанных друг с другом рассказа. Один говорил о проповеди мусульман, католиков, иудеев и греков, другой – об «испытании службы» этих народов по распоряжению самого князя. На последнем этапе формирования летописного текста под 6496 (988) г. была присоединена легенда о крещении Владимира в Корсуне после захвата города. Вопрос о составе и истории формирования комплекса летописных статей, посвященных крещению Руси, мы рассмотрим в следующем разделе. Как уже говорилось в Главе 1, на самом деле князь крестился в Киеве за два года до похода на Херсонес. Фрагменты первоначального рассказа об этом событии из Древнейшего свода 1030–40-х гг. сохранились и в переделанном позднее летописном тексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К сноске 1618 . Об Иоанне Дамаскине ещё см. выше «Дополнения, находящиеся в номоканоне 14-тительном» §3. Об Иоанне экзархе см. ещё в статье г. Петухова: «Болгарские литературные деятели древнейшей эпохи на русской почве», напечатанной в 286 части (в Апрельской книжке 1893г.) Журнала Министерства Народного Просвещения. К сноске 1630 . Статья г. С. Шестакова: «О значении славянского перевода хроники Иоанна Малалы для восстановления и исправления её греческого текста» в I томе Византийского Временника, отд. I стр. 503. Два прибавления к статье ibid.-m. II отд. I, стр. 372, и т. V, отд. I, стр. 697. К сноске 1651 . Статья г. Петухова: «К истории древнерусского пролога» в XII томе Известий Историко-филологического Института кн. Безбородко в Нежине (говорит о древнем славянском прологе и книга Н. И. Петрова: О происхождении и состав славяно-русского печатного Пролога, Киев, 1875). Хронологическая таблица. Летописи Лаврентьевская и Ипатская, как известно, далеко не всегда согласны между собой относительно хронологии (после 1110 года, до которого в них один и тот же первоначальный летописец). В обозначении времени правления князей мы следуем хронологии первой летописи, а разности (равно как и согласие) второй (сокр.– И.) указываем в скобах. Если при этом не в скобах поставлены годы второй летописи, то это нужно понимать так, что данных годов в первой летописи нет. год Великие князья Митрополиты Церковные события и дела Рюрик, 862–879 Олег, 879–912 Киев – столица государства Поход на Греков и договор с ними Второй договор с Греками (в летописи под 912г.) Игорь Рюрикович, 913–945 Поход на Греков Второй поход на Греков и договор с ними (последний в летописи под 945г.) Святослав, Игоревич, 946–972 954. Крещение св. Ольги Посажение в Киеве Ярополка 969. Смерть св. Ольги Ярополк Святославич, 972–978 Приход греческих послов (в конце правления) Приход послов от папы [вслед за греческими] Владимир Святославич, святой, 978–1015 987. Крещение самого Владимира. 989. Поход на Корсунь и женитьба на греческой, царевне. Приход в Корсунь послов папы. 989–90. Крещение Киевлян. 991. Послы от папы

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Восточную Римскую империю после смерти Романа II в 963 г. сотрясали постоянные мятежи знати и восстания окраинных земель. Но императоры-узурпаторы Никифор Фока и Иоанн Цимисхий добились впечатляющих успехов в борьбе с мусульманами, и это могло оживить в монашеской среде миссионерские чаяния. Двойственность отношения Византии к просвещению Руси отразилась и в двух вариантах рассказа о знакомстве с православной верой. С одной стороны, это проповедь Философа, которого «прислали греки», никак не определенные в тексте. С другой – инициатива самого князя, который захотел узнать обо всех верах. В Проложном и Обычном житиях св. Владимира он действует по Божьему вдохновению. В летописи князь предпринимает свои изыскания под влиянием миссионеров, но эта причинно-следственная связь, как мы увидим дальше, возникла из-за того, что летописец соединил два разных предания. Решение вопроса, насколько принятие христианства Русью связано с политической обстановкой в Византии 987–989 гг., зависит от хронологии крещения и гражданской войны в Империи. В Гл. 1.3 уже говорилось, что в «Памяти и похвале» крещение 6495 г. могло быть датировано по византийскому сентябрьскому летоисчислению (что более вероятно) или по русскому мартовскому. В первом случае оно бы пришлось на 1 сентября 986 г. – 31 августа 987 г., во втором на 1 марта 987 г. – 29 февраля 988 г. В обоих случаях это десятый год после 11 июня 6486 (978) г., когда был убит Ярополк, а Владимир стал князем Киевским. Если же мы будем считать годы княжения, то это окажется период с 11 июня 987 г. по 11 июня 988 г. Тогда взятие Херсонеса летом 989 г. все равно придется на третий год после крещения. Правление Василия II и Константина VIII было полно драматических событий и почти постоянного смертельного риска для юных императоров. В 963 г., когда умер их отец Роман II, старшему, Василию, было пять лет, а его брату три года. Их сестра Анна, будущая жена Владимира, родилась за два дня до смерти отца, 13 марта 963 г. 535 В том же году власть захватил полководец Никифор Фока, венчавшийся на царство как соправитель. Он и его брат Лев прославились победами над арабами. Императрица Феофано, которую подозревали в отравлении мужа, стала женой Никифора. Она же в 969 г. способствовала его убийству Иоанном Цимисхием, но на этот раз она не стала супругой нового императора, а была сослана.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Случилось так, что как раз в 986 году (или в 987-м – точный срок установить не удается) [II, 3, т. II, с. 235] соправители-императоры Византии Василий II и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Их положение было тогда очень тяжелым. В августе 986 года войско Византии было разгромлено болгарами. В начале 987 года мятежный полководец Варда Склир с арабами вошел в пределы империи. На борьбу с ним был послан другой военачальник – Варда Фока, но он, в свою очередь, поднял мятеж, провозгласил себя императором и овладел Малой Азией. В 987 году Варда Фока ссадил Авидос и Хрисополь, намереваясь создать блокаду Константинополя. В этом же году «или весной 988 г.» (точная дата не известна [II, 3, т. II, с. 219, 236]) из Руси прибыл шеститысячный отряд войска, который принял участие в войне с Фокой и в решающем разгроме мятежников 13 апреля 989 года. При заключении договора о военной помощи в 986 (987) году русские выдвинули требование – выдать сестру императоров Анну замуж за князя Владимира. Византийцы вынуждены были согласиться (хотя это было и неслыханно!), но только при условии, что Владимир станет христианином. Князь принял условие. В авторитетной арабской хронике Яхьи Антиохийского об этом сказано так: «И побудила его (императора. – Авт.) нужда послать к царю руссов – а они враги его, – чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И заключили они между собою договор о свойстве, и женился царь руссов на сестре царя Василия после того, как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они народ великий». Затем хроника сообщает о победе войск греков и русских над мятежным Фокой [III, 16, с. 39]. Арабский писатель Эль Макин подтверждает эти данные [II, 9, с. 12]. Византийская хроника Скилицы в промежутке между 987 – 989 годами сообщает, что император «успел призвать (русских) на помощь и сделать их князя своим зятем, женив его на сестре своей Анне». То же свидетельствуют и другие византийские авторы [II, 6, с. 115; III, 16, с. 39].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Можно здесь прибавить и еще одно соображение, помимо других, которые пусть лучше подразумеваются. В 988 году Русский князь Владимир находился в открытой вражде с Византийской империей; взятие в этом году Херсона известно как из русской летописи, так равно из византийских источников (Лев диакон). 23 Что же в этом году сделалось с отрядом Варангов, находившимся Византии и состоявшим исключительно из Русских? После, при подобных случаях, отправляли Варангов подальше из Константинополя: но мы не видим, чтобы в 988 году была принята такая мера. Правда, можно заметить, что в 988 году Русские не угрожали самому Константинополю, как это было в том нашествии, которое мы подразумеваем. Но во всяком случае есть очень ясные указания, что зимой 987–988 годов не было в Цареграде Русских, а если они здесь явились в продолжение года, то это были не прежние и старые пришельцы, а новые. Именно после взятия Херсона и после женитьбы Владимира на греческой царевне Анне Русские в Византии являются вновь, после перерыва, бывшего следствием Болгарской войны Святослава. Наши русские историки и ученые разыскатели, гоняясь иногда за призраками, пропустили и пропускают без внимания факт громаднейшей важности в истории не только русской, но и всего севера. Этот факт мы выражаем надписанием следующей главы нашего исследования. III. Шеститысячный русский корпус в Константинополе в 988 года Что под Тавроскифами здесь разумеется Русь, это не требует никаких доказательств. В таком смысле это слово употребляется у Льва диакона, к последним страницам которого примыкает, как продолжение, труд Михаила Пселла . У других позднейших историков мы сейчас увидим именно Русь при рассказеотом же самом факте. Приведенное нами место представляет неопределенность и неясность не относительно национальности «значительного военного отряда», а совершенно в других отношениях. Возмущение Варды Фоки падает на 987–989 годы; военные действия, в которых участвуют Русские, не многим предшествуют апрелю 989 года, когда Фока умер, а его армия рассеялась.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010