Датировка дворца VIII-IX вв. и соотнесение его по планировке с каролингскими ротондами мало аргументированы (это прежде всего касается строительных материалов). Перед Десятинной ц. находилась площадь Бабин торжок, где вел. кн. Владимир поставил бронзовые античную квадригу и 2 статуи, вывезенные из Херсонеса. Десятинная ц. 989–996 гг. Фундаменты апсид. Фотография. 2007 г. Десятинная ц. 989–996 гг. Фундаменты апсид. Фотография. 2007 г. В XI в. К. продолжал быстро расти как крупнейший адм., экономический и культурный центр Руси. Старая линия укреплений «города Владимира» уже не отвечала необходимым требованиям обороны. В 1-й пол. XI в., при вел. кн. Ярославе Мудром, в Верхнем городе была заложена новая крепость, охватывавшая значительно большую территорию и занимавшая уже всю площадь Старокиевского плато. Попытки приписать начало строительства нового Верхнего города и Софийского собора кн. Владимиру и датировать последний 1007 или 1011 г. оказались несостоятельными и противоречащими многочисленным научным фактам, зафиксированным письменными, археологическими, архитектурными и др. источниками (см.: Комеч. 2007; Толочко. 2011; Он же. 2013; Иоаннисян, Ивакин. 2012). Линия укреплений «города Ярослава» начиналась от валов Х в. (неподалеку от совр. фуникулера) и тянулась по склонам Михайловской горы. В районе совр. Костельной ул. вал круто поворачивал на запад и спускался на совр. пл. Независимости (часть Крещатицкой долины) к Лядским воротам, откуда поднимался опять на гору вдоль ул. Малоподвальной к Золотым воротам. Далее вал шел по краю Старокиевской возвышенности (по линии ул. Ярославов Вал) до совр. Львовской пл., где находились Жидовские ворота, откуда поворачивал на восток и тянулся вдоль склонов гор параллельно ул. Б. Житомирская к Софийским воротам «города Владимира». Общая длина укреплений «города Ярослава» составляла 3,5 км, а охваченная ими новая территория превышала 72 га. Из 3 въездных ворот «города Ярослава» - Лядских, Золотых и Жидовских - последние известны только по летописным упоминаниям, их остатки не найдены.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

епископов, в т. ч. свт. Иоакима. С учреждением Новгородской епископии мог быть связан визит в Новгород кн. Владимира Святославича в 997 г. с целью набора воинов для борьбы с печенегами (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 127); участие киевского князя могло потребоваться для утверждения авторитета архиерея среди новокрещеного народа ( Печников. 2015. С. 213-214). Не случайно это сообщение следует за известиями об освящении Десятинной ц. в Киеве, установлении десятины и 1-м свидетельстве о русских епископах, которые дают совет князю по поводу задуманной им судебной реформы (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 126-127; Т. 2. Стб. 111; см. также: Стефанович П. С. О «судебной реформе» кн. Владимира//Русь эпохи Владимира Великого: Гос-во, Церковь, культура: Мат-лы междунар. науч. конф. М.; Вологда, 2017. С. 191-203). Если же, как полагает А. В. Назаренко, учреждение Киевской митрополии отнести к концу правления Владимира Святославича († 1015) ( Назаренко А. В. О времени учреждения Киевской митрополии: (Совр. состояние проблемы)//Там же. С. 130-175), то вероятно, что учреждение Новгородской епархии произошло около того же времени. Согласно позднему новгородскому летописанию («Летопись Авраамки», кон. XV в., «Летописец новгородский церквам Божиим», 2-я пол. XVII в.), при свт. Иоакиме, в 998 или в 989 г., в Новгороде были построены 12- или 13-главый деревянный Софийский собор, ц. Иоакима и Анны (престол к-рой позднее был перенесен в каменный Софийский собор) и Десятинный мон-рь (ПСРЛ. Т. 16. С. 40; НовгорЛет. 1879. С. 2, 173-174, 181). Эти сведения в историографии как принимаются (см., напр.: Хорошев. Церковь. 1980. С. 14; Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. М., 2005. С. 61; Гордиенко Э. А. Деревянная София, каменная церковь Иоакима и Анны 989 г. и Рождественский придел в Софийском соборе 1045/1052 г. в истории строительства Владычного двора//ДРВМ. 2018. 2(72). С. 5-27), так и подвергаются сомнению (см.: Печников. 2015. С. 216-217). В начальном летописании ни в одном из повествований о событиях, связанных с Новгородом и относящихся к 1-й трети XI в., еп.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Политические отношения властителей «Царьграда» и Киева оставались неомрачёнными. Во главе вновь пришедших вспомогательных русских отрядов и императорской армии братья-правители Василий и Константин двинулись к осаждённой Фокой приморской крепости Абидосу, важному ключу Геллеспонта. Оба войска стояли друг против друга, готовые к бою. Фока только что собрался, по своему обыкновению, померяться с Василием на поединке, как вдруг после того, как он напился холодной воды, упал мёртвым с лошади. В дикой панике отряды мятежников бросились врассыпную. Таким образом, в апреле 989 года гражданская война неожиданно окончилась. Взятый в плен Варда Склир был приведён к императору. «И перед таким человеком мы ещё вчера дрожали», – вскричал Василий, когда беспомощный толстый старик, ещё в красных императорских башмаках, появился перед своим законным господином. Он был помилован и вскоре после этого умер. Теперь, наконец, вполне заслуженная судьба постигла старую лисицу, имперского канцлера Василия: он был без всякого суда и следствия лишён всех своих должностей и достоинств, его баснословное состояние, на которое он мог содержать целую армию, было конфисковано, его дворец отдан на разграбление столичной черни и сам он послан в изгнание (989 г.). Спустя шесть лет был вызван в столицу безмерно богатый, окружённый бесчисленными вооружёнными клиентами пограничный владелец Евстафий Малеин. Он больше не увидел своего каппадокийского удела, и после его смерти фиск отобрал его богатства. Василий буквально и систематически следовал мнимому совету, как ему лучше всего смирить мятежную провинциальную знать, именно, пускать кровь богачам, чтобы обессилить и обезопасить их. Так, Василий приказал разрушить дворец и раздать обратно крестьянам землю какого-то достигшего должности и чинов выскочки, скупившего всю свою деревню и превратившего её в виллу. Это называют восточным султанским произволом, как будто новейшее «правовое» государство с его секуляризациями имущества «мёртвой руки» поступало иначе. Разве немецкие князья церкви, которым съезд имперских депутатов (1803 г.) по всем правилам судопроизводства помог осуществить апостольскую бедность, чувствовали меньшее попрание своих прав, чем крупные землевладельцы, секвестрированные Василием?

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Сражение 16 апреля 989 г. при Авидосе, во время которого умер (вероятно, от сердечного приступа) Варда Фока, оказалось решающим. Мятежное движение было сокрушено. Новое восстание Варды Склира окончилось мирным соглашением и подчинением узурпатора. Варяго-русская дружина осталась на службе у Византии и, пополняемая благодаря притоку варягов и скандинавских норманнов, играла важную роль в византийском войске 688 . В качестве награды за «операцию спасения» киевский князь должен был получить в жены порфирородную Анну, сестру императора, с тем условием, что он и его народ примут крещение. Это было огромной уступкой: никогда еще порфирородную принцессу не выдавали замуж за рубеж. Болгарский царь Петр должен был удовольствоваться Лакапиной, Оттон II – родственницей узурпатора Цимисхия, и только правитель молодой русской державы удостоился уникальной в своем роде чести – породниться с законным императорским домом порфирородных. Эта связь настолько противоречила византийским традициям и имперскому самосознанию, что в Константинополе, когда опасность миновала, попытались отступиться от данного в критическую минуту обещания. Чтобы добиться выдачи принцессы, Владимир был вынужден пойти войной на византийские владения в Крыму и занять Херсонес (лето 989 г.). Христианизация Киевского государства означала не только начало новой эры в развитии Руси, но также и важную победу Византии. Византийская сфера влияния неслыханно расширилась, крупнейшая славянская держава с богатейшим будущим подчинила себя духовному руководству Константинополя. Новая Русская Церковь подчинилась Константинопольскому Патриархату и первоначально управлялась греческими митрополитами, посылаемыми из Византии 689 . Культурное развитие Руси стояло с тех пор на протяжении многих столетий под сильным византийским влиянием. Из борьбы с малоазийской аристократией Василий II вышел победителем. В результате отчаянной борьбы и страшных гражданских войн все его враги и соперники были разгромлены. Впрочем, война продлилась много лет, и за это время тяжелейших испытаний характер императора сильно переменился: все радости жизни, которым он предавался в юности с необузданной страстью, как бы умерли для него.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЛИРОС объединение священников кафедральных соборов, состоявшее при епископах Русской Церкви в X-XVII вв., орган епархиального управления. X-XIII вв. В древнерус. языке от греч. κλρος («клир», «духовенство», букв.- «жребий») образовались слова «крылос», «крылошане», обозначавшие епископский, кафедральный клир (в научной лит-ре, как правило, приняты понятия «клирос» и «клирошане»). Кроме того, словом «клирос» первоначально, в домонг. период, обозначалось место в церкви на предалтарном возвышении кафедрального храма, на к-ром во время богослужения наряду с певчими стояли и пели священники - члены К.; позднее К. в этом значении - сев. и юж. концы солеи. Институт К. не был заимствован из Византии, но являлся нек-рым аналогом католич. капитулу (capitulum). Имеется косвенное свидетельство существования этого института начиная с периода Крещения Руси. Под 989 г. в начальном летописании сообщается, что св. равноап. кн. Владимир (Василий) Святославич заложил соборную ц. во имя Пресв. Богородицы и приставил к ней служить «корсунских попов» (греч. священников, вывезенных после взятия визант. Херсонеса в 989) во главе с Анастасом Корсунянином (ПВЛ. С. 54). Согласно «Чтению о святых мучениках Борисе и Глебе» прп. Нестора , митр. Иоанн I (наиболее вероятное время святительства которого - после 1039 и не позднее 1051) «събратися повеле всему крилосу церковному» (т. е., очевидно, духовенству собора Св. Софии в Киеве) и отправился с ним крестным ходом в Вышгород (Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им/Ред.: Д. И. Абрамович. Пг., 1916. С. 17). После возведения в Вышгороде соборной ц. во имя святых Бориса и Глеба при ней был организован К.: митр. Иоанн «постави попы и дьяконы, и повеле им пети в церькви святою вечернюю и заутренюю, святую литургию по вся дьни служити. И постави им старейшину» (Там же. С. 19). В граффито киевского собора Св. Софии кон. XI - нач. XII в. священники-клирошане, названные по именам, выступают свидетелями акта о покупке земли ( Высоцкий С. А. Древнерус. надписи Софии Киевской, XI-XIV вв. К., 1966. Вып. 1. С. 61. 25).

http://pravenc.ru/text/1841443.html

Поэтому представление летописцев о разрушении требищ прибывшим в Новгород епископом Иоакимом и сокрушении им идола Перуна является, вероятнее всего, попыткой новгородских книжников середины XII в. реконструировать события конца X в., используя существовавшие к тому времени источники – летописный рассказ о крещении киевлян и сведение перечня Новгородских владык о Иоакиме как первом местном епископе. До учреждения митрополии в Киеве, очевидно, были только «корсунские попы», относившиеся, по всей видимости, к Херсонесской епархии Константинопольского Патриархата. Одним из них, несомненно, был Иоаким. Владимир приставил херсонесских священников к построенной им Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве, о закладке которой говорится под 989 г., а об освящении – под 996 г., назначив их главой Анастаса Корсунянина, вероятнее всего, также священника (который по статусу и должен был возглавлять соборный клирос) . В Константинополе после смерти в 991 г. Патриарха Николая Хрисоверга следующий Патриарх, Сисиний II, был поставлен только в 996 г. (занимал кафедру до 998 г.) , что совпадает с летописной датой. При Патриархе Сисинии, вероятнее всего, и был поставлен 1-й русский митрополит, с участием которого были, в свою очередь, хиротонисаны 1-е русские епископы , в том числе, очевидно, Иоаким . Обращает на себя внимание статья ПВЛ 997 г. Князь Владимир в этом году посетил Новгород: «Володимеру шедшю Новугороду по верховьниевое на Печенегы», т. е. за воинами для борьбы с печенегами, напавшими на Белгород . Не мог ли этот визит также быть связан с учреждением Новгородской епископии, требовавшей участия князя для утверждения авторитета архиерея среди новокрещеного народа (ср. ниже о поставлении епископа Луки)? По-видимому, неслучайно это сообщение следует за известием об освящении Десятинной церкви в Киеве, установлении десятины и советах с епископами . Но если так, то 42 года святительства Иоакима, которые указал составитель перечня епископов конца XI в. , должны были закончиться не в 1030, а в 1038–1039 г., что представляется невероятным, учитывая весь комплекс летописных сообщений. Видимо, в отличие от других сведений начальной части списка (о том, что Иоаким был «Корсунянин», о деятельности его ученика Ефрема и т. д.) это сведение носит искусственный характер, и, по всей видимости, основано на существовавшей к концу XI в. летописной хронологии (989+42=1030, учитывая использование «включающего счета») .

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Экспансия Византии, сопровождавшаяся переселением царских родов и значительного числа населения А., а также сельджукское нашествие в сер. XI в. прервали развитие монументального искусства. Его новый подъем приходится на рубеж XII-XIII вв. и связан с победоносной борьбой армян и грузин против тюрок-сельджуков. Монументальное строительство XIII-XIV вв. было предпринято в основном правителями А., высокопоставленными лицами Грузинского гос-ва братьями Закаре и Иване Закарянами (Захаридами, Мхаргрдзели), их вассалами и наследниками. Активное строительство церквей велось в крупнейшем городе страны - Ани. Но особое развитие получила архитектура мон-рей. Принципы планировки монастырских комплексов были весьма разнообразны - от следования прямоугольной структуре (Санаин, Кечарис, Гошаванк) до веерообразного (Ахпат) или живописного расположения зданий, учитывавших особенности местного рельефа. Мон-ри устраивались внутри (Ахтала, Татев) и вблизи (Гтчаванк) крепостей, на открытых пространствах (Кечарис), на лесистых склонах гор (Макараванк) и у отрогов скал (Гегард). В состав крупных комплексов входили неск. церквей и часовен, находившиеся перед ними гавиты (часто 1 гавит обслуживал 2 церкви), трапезная, книгохранилище и б-ка, колокольня, родовые мавзолеи и мемориальные памятники над княжескими надгробиями, жилые и различные хозяйственные постройки. Типология храмов сохранилась, но изменились их пропорции: значительно повысились барабан, фасадные щипцы и шатер. Прекрасными образцами крестово-купольного храма с 4 угловыми приделами являются большие храмы нач. XIII в. в Ариче, Ованнаванке, Гандзасаре с просторным, светлым интерьером, рельефными украшениями фасадов. Сооружают и однонефные сводчатые церкви ( Дадиванк ), а также двухэтажные церкви-усыпальницы, завершаемые ротондой на колоннах (Амагу-Нораванк, Егвард, церковь-б-ка Гошаванка). Кафедральный собор в Ани. 989–1001 гг. Кафедральный собор в Ани. 989–1001 гг. Уникальной постройкой является ц. Зорац (Войсковая), имеющая лишь алтарную часть, открытую в сторону плато, служившего местом собраний.

http://pravenc.ru/text/76104.html

Он был учителем новгородских детей, один из которых и стал летописцем, оставившим запись о своем наставнике. 737 Преемник Иоакима на новгородской кафедре Лука Жидята согласно «Повести временных лет» был рукоположен в 1036 г. Учитывая обычные погрешности в год при расчете лет, даты поставления и смерти Иоакима можно поместить между 989/990–1030/1031 гг. Новгородского епископа в 989/990 г. нужно было рукоположить, а Херсонский архиепископ не мог иметь суффраганов. Уже при патриархе Николае Мистике (901–907, 912–925) Херсонской архиепископии придавались миссионерские обязанности. 738 Если Анну действительно сопровождал митрополит Ефесский Феодор, то он мог рукоположить епископа для Новгорода. В таком случае Херсонский архиепископ мог действовать как миссийный в Южной Руси, а Иоаким, как его собрат, на севере. На первых порах такая ситуация должна была вполне устраивать св. Владимира, который пытался включить Корсунь в состав своих владений в качестве центра христианского просвещения Руси. Херсонес пришлось очень скоро вернуть, и стране теперь был нужен самостоятельный митрополит. Вероятнее всего, им стал после 995 г., но до 997 г., Феофилакт, бывший митрополит Севасты. Русские летописцы не интересовались реальной историей русской митрополии. Показательно, что единственно надежно засвидетельствованное имя, Феофилакт, вообще не упоминается. Устав Владимира, в котором цитируется грамота, данная Десятинной церкви, дошел до нас только в редакциях не старше конца XII в. 739 Первое крещение Руси, состоявшееся при патриархе Фотии, там ошибочно отождествлено с эпохой Владимира. Та же ошибка характерна и для греческого памятника, «Точного рассказа, как крестился русский народ» (написан, видимо, в XIV в., сохранился в двух рукописях XV в., см.: Гл. 4. 1, 4). 740 Эта точка зрения возобладала не сразу. В Проложном житии св. Ольги, написанном в последней четверти XII в., говорилось, что ее крестил именно патриарх Фотий. Ошибка редактора XII в., работавшего над текстом Устава Владимира, перешла в XIV-XV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

103 ПСРЛ. Т.1. Стб.118, 124 и сл. Что касается даты закладки, то здесь свидетельство Ипатьевской летописи (ПСРЛ. Т.2. Стб.106) (991 г.) заслуживает предпочтения сравнительно с данными Лаврентьевской (989 г.), так как на 989 г. приходится поход Владимира на Корсунь. Дату Ипатьевской летописи подкрепляет и хронология Памяти и похвалы Владимиру Иакова Мниха: Зимин А.А. Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку//КСИС. 1963. Вып. 37. С. 72. Ср.: Сычев Н. Древнейший фрагмент русско-византийской живописи//SK. 1928. Т.2. С.90–104; Каргер Μ.К. (прим. 102). Т.2. С.9–59; Schäfer Н. Architekturhistorische Beziehungen zwischen Byzanz und der Kiever Rus’ im 10. und 11. Jh.//Istanbuler Mitteilungen. 1974. Bd. 23/24. S. 197–224 (здесь и о Софийском соборе в Киеве; см. след, прим.); Мурьянов М.Ф. О Десятинной церкви князя Владимира//Восточная Европа в древности и средневековье. Μ., 1978. С. 171–175; Ивакин Г.Ю., Пуцко В.Г. Импостная капитель из киевских находок//СА. 1980. С.239–299 [Комеч А.И. Древнерусское зодчество конца X – начала XII в.: Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. Μ., 1987. С. 168–178. – Прим. изд. (А.Н.)]. (Церква Десятинна в 1995 (полное археологии, описание и корпус находок).) 104 ПСРЛ. Т.1. Стб.151; Новгородская первая летопись приводит сразу две даты: 1017 и 1037 гг. [НПЛ. С. 16, 180. – Прим. изд. (А.Н.)]; см. об этом: Cross S.H. et al. (прим. 102). Р.490–492 (в пользу 1037 г.). Это противоречие можно объяснить тем, что сначала была построена деревянная церковь (1017 г.) и лишь впоследствии (в 1037 г.) заложен каменный храм: Поппе А. Заснування 1965. 9. С. 97–104; Poppe А. The Building of the Church of the St. Sophia in Kiev//JMH. 1981. Vol. 7. P. 15–66 (наиболее полный обзор проблемы) [перепеч.: Poppe A. The Rise (прим. 83). (IV). – Прим. изд. (А.Н.)]; Müller L. Staat und Kirche in der Rus’ im 11. Jh.: Bemerkungen zu einem Buch von Andrzej Poppe//JbbGO. 1972. Bd.20. S. 242 f. Говоря об архитектурных особенностях Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[ПСТБИ] [Лавринов. С. 163.] СЕРАФИМ (Андреевский) Епископ Чувашский Родился 30/IX-1879 года. В 1909 году сдал испытание на звание учителя при Винницкой учительской семинарии. С 1897 по 1910 г. учитель в Подольской губернии. В 1911 г. окончил Московские пастырские курсы. Пострижен в монашество. С мая 1911 г. по 1921 г. священствовал на Дальнем Востоке. С 1921 г. жил в Николо-Уссурийском монастыре на Дальнем Востоке. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. С 1926 по 1931 г. был игуменом в одном монастыре Подольской области. В 1931 г. возведён в сан архимандрита. В 1932 г. хиротонисан во еп. Якутского. С июля 1932 г. – еп. Ижевский. 21/XII-1933 г. уволен от управления Ижевской епархией «за недостаточную твердость и осведомленность в обновленчестве и принципиальную неустойчивость». С декабря 1932 г. – еп. Чувашской епархии. С июня 1935 г. – настоятель Спасо-графской церкви г. Ростова Ярославской губернии. С июля 1933 г. – настоятель церкви с. Ратницкого Александровской епархии Ивановской митрополии. С 2/VII-1937 г. уволен за штат. Дальнейших сведений о нём не имеется. ЛИТЕРАТУРА: ФАОС дело 178. Кат-АМ 292. Кат-ЯВ С. 118. [Кат-ГУБ. С. 989.] СЕРАФИМ (Афанасьев [Серафим Афанасьевич]) Епископ Яранский, викарии Кировской епархии Образование получил домашнее. Хиротонисан в 1923 г. во еп. Бирского, Уфимской епархии, ставленник Андрея (Ухтомского). Упоминается еп. Девлекановским, еп. Аскинским, вик. Уфимской епархии, еп. Стерлитамакским, вик. Уфимской епархии и еп. Яранским, вик. Кировской епархии. В 1932 г. уклонился в обновленческий раскол. ЛИТЕРАТУРА: ФПС I 155. ФАМ 1. С. 35, 36, 81, 82, 95. Кат-АМ 293. См. Мануил. 6.38. [Кат-ГУБ. С. 989.] Родился около 1879 г. в Новгородской губернии. Окончил реальное училище. 02/IV-1923 г. хиротонисан во еп. Давлекановского, вик. Уфимской епархии (ставленник Уфимского еп. Андрея (Ухтомского). 30/VI-1923 г. был арестован и осуждён. До 17/Х-1928 г. – еп. Бирский, вик. Уфимской епархии. С 1928 г. – временно управляющий Вятской епархией. 05/Х-1928 г. прибыл в Вятку. Не позднее 28 ноября вступил во временное управление Иранским викариатством Вятской епархии. Позднее– еп. Стерлитамакский, вик. Уфимской епархии, еп. Иранский, вик. Вятской епархии, с 09/IX-1930 г. – временно управляющий Вятской епархией. С 09/III-1932 г. – еп. Великоустюжский. В 1932 г. уклонился в обновленческий раскол.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010