В 987 году в Византии произошел мятеж, поднятый двумя полководцами – Вардой Фокой и Вардой Склиром, которые надеялись, придя к власти, поделить между собой империю. У императора Василия II не хватало собственных сил на подавление мятежа, и он отправил посольство в Киев к князю Владимиру с просьбой о помощи. Владимир дал согласие с условием, что он получит в жены сестру императора Анну. В 988 году в Византию отправилось шеститысячное русское войско, которое в начале 989 года помогло Василию II усмирить мятеж. Однако, поскольку император задерживал отправление Анны на Русь, Владимир захватил Корсунь. Туда и была отправлена Анна для бракосочетания с Владимиром. Имеется две версии крещения князя Владимира: по одной, оно состоялось в 989 или 990 году в Корсуни непосредственно перед венчанием, по другой – в 987 или 988 при заключении договора с Василием II. После того как князь и его дружина были крещены, в Киеве и других городах Руси состоялось массовое крещение населения и разрушение языческих капищ. В Русской Православной Церкви официальной датой крещения Руси признается 988 год. Крещение Руси было для князя Владимира религиозно-политическим выбором: во-первых, оно обещало союз с Византией, во-вторых, мудрый князь увидел в христианстве духовную силу, которая могла помочь ему объединить русский народ. В то же время принятие христианства было актом личного мужества со стороны князя, ибо, порывая с религией предков, он шел на определенный риск. Принятие христианства было, кроме того, делом личного благочестия князя Владимира, потому что требовало от него перемены образа жизни, отказа от многоженства и других языческих обычаев. Русская Церковь оценила нравственный подвиг князя, прославив его в лике святых с титулом «равноапостольный». «Повесть временных лет» содержит красочный рассказ о том, как в годы, предшествующие принятию крещения, Владимир встречался с мусульманами из Болгарии, немецкими христианами, хазарскими евреями, а также неким греческим философом. Мусульманство было отвергнуто Владимиром, поскольку оно предписывает обрезание, воздержание от свиного мяса и неупотребление алкоголя. «Руси есть веселие пить, не можем без того быть», – сказал князь мусульманам. Немцам, которые говорили, что можно не соблюдать постов, Владимир сказал: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Хазарские евреи рассказали Владимиру о том, что их земля находится в Иерусалиме, но Бог наказал их за грехи, отдал их землю христианам, а самих их рассеял по различным странам. Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны: если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Действительно, есть основание думать, что хронология „Похвалы “ отличается от летописной. Для убеждения в этом не будем брать во внимание год крещения Владимира, как спорный, не будем ставить его исходным пунктом для определения времени других событий; возьмем иные факты и проследим промежутки между ними по Иакову и по летописи. По Иакову, Владимир „на четвертое лето (по крещении) церковь камену святыя Богородици заложи, а на пятое лето Переяславль заложи“; очень ясно, что основание Переяславля было на другой год заложения десятинной церкви. По летописи же, десятинная церковь заложена или в 989 г. (сп. Радзивилов. и Академич.; в Лаврент. ошибочно в 982 г.) или в 991 (Ипатьев, сп. и друг.); а Переяславль заложен или в 992 г. (Лаврент. сп.) или в 993 (друг. сп.), следоват. или на пятом, или на четвертом, или на третьем году после закладки церкви св. Богородицы. – По Иакову, десятина дана „в девятое лето“ по крещении Владимира, следов. на шестое по основании самой десятинной церкви; по летописи, десятина установлена в 996 г. (по всем спискам), следов. или на восьмом году по заложении церкви Богородицы (от 989 г.) или на шестом (от 991 г.). Очень ясно, что между событиями, следовавшими по крещении св. Владимира, у Иакова не всегда указываются те самые промежутки времени, которые обозначены в летописи, что, кажется, вполне определенно видно на первом из представленных нами примеров; а следоват. и самые события и их хронологию Иаков располагал несколько иначе, чем летопись, и проверка его показаний вторым источником не имеет за себя оснований. Правда, защитники летописи отыскивают в ней и указывают даты, соответствующие хронологическим данным Иакова, подбирают их для доказательства правильности летописного года крещения св. Владимира; но для этого им приходится обращаться то к одному списку, то к другому, брать из одного списка одну дату, из другого – другую, следов., признавать, что в каждом списке есть кое-что справедливое, но есть и указания неточные, но какие же данные – правильные и неправильные, как узнать их, остается неизвестным, и при всем том защитники летописи не могут указать такого списка ее, в котором, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

989 г. город Корсунь взял, 3) в 990 г. заложил церковь во имя Богородицы, 4) в 991 г. город Переяслав основал, 5) в 995 г. десятину установил. Оставляя пока в стороне две первые даты, относительно остальных заметим, что они стоят в противоречии с показаниями летописи; но относительно 3 и 4 необходимо заметить, что и сама летопись в данном случае не одинаково показывает в различных своих списках. Заложение церкви, в Лаврентиевском списке, по очевидной описке переписчика, отнесено к 982 (6490), в Радзивиловском и Академическом к 989 г., в Ипатском к 991 г.; основание Переяславля в Лавр. отнесено к 992 г., а в остальных к 993 году. Эта хронологическая путаница, начинающаяся в летописи после 988 года, по нашему мнению, произошла от неверного распределения по годам содержания выше рассмотренной повести о крещении. Ясно, что полагаться в этом пункте на летописную хронологию нельзя, и попытка проверить ею показания Иакова, была бы грубой ошибкой. Что же касается, десятины, то все летописные списки установление ее относят 996 году; оспаривать эту дату, нет основания. Для примирения в этом пункте разногласия Иакова с летописью высказано несколько соображений; но все они имеют гадательный характер, и поэтому мы на них не останавливаемся. VI Третьим памятником, сохранившим нам дату крещения Владимира, является «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба препод. Нестора Печерского 132 . Сказание это написано, как полагают, прежде 1091 года; вообще древность его не оспаривается. Сказав о крещении Владимира и народа, летописец замечает: «се бысть в лето 6000 и 400 и 90»,т. е. в 982 году. Дата эта, взятая в настоящем своем виде, настолько неправдоподобна, что исследователи не усумнились признать в ней не ошибку автора, а описку переписчика. Такие тонкие специалисты в области нашей древней письменности, как Е. Е. Голубинский и А. И. Соболевский, происхождение этой описки объясняют таким образом: лицо, писавшее этот список, опустило в конце цифры находившуюся в оригинале букву ,,е» (5), приняв ее за окончание вин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

До 1237 г. Рязанский мужской монастырь во имя св. ап. и евангелиста Иоанна Богослова. Рязанский Ольгов мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. До 1197 г. Смоленский, близ деревни Чернушек мужской монастырь во имя Спасителя. До 1197 г. Смоленский мужской монастырь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Смоленский Смядынский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. Староладожский мужской монастырь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. До 1237 г. Суздальский женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Суздальский женский монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы. Суздальский на Сполье мужской монастырь в честь Рождества св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. До 1238 г. Тверская на Восне мужская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Устюжский Гледенский мужской монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы. Устюжский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1238 г. Юрьевский мужской монастырь во имя св. архангела Михаила. До 1186 г. Ярославский мужской монастырь во имя свв. апп. Петра и Павла. Основные события русской церковной и государственной истории (978–1240) 2066 978–1015 Св. равноап. блгв. кн. киевский Владимир Святославич 987–989 Крещение св. равноап. блгв. кн. киевского Владимира Святославича и его брак с Анной, сестрой византийского имп. Василия II 989 Русское войско, посланное кн. Владимиром, обеспечивает победу имп. Василию II над узурпатором Вардой Фокой 988 Крещение Руси 996 Освящение церкви Пресвятой Богородицы Десятинной в Киеве до 997 г. Учреждение Киевской митрополии Константинопольского патриархата и ряда епископий (Белгородской, Новгородской, Полоцкой, возможно, Черниговской, Переяславской, Вольшской) 2067 1005 /1006 Учреждение Туровской епископий 2068 1007 (?) Перенесение мощей св. равноап. кнг. Ольги в Десятинную церковь 1015–1019 Борьба за киевский стол между Святополком и Ярославом Владимировичами; взятие Киева польским войском Болеслава I, союзника Святополка (1018)

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Praha. 1974. Ro. 43, seš 1 S. 28–46. 849 Константин VIII и Василий II. – императоры-соправители, сыновья Романа II: Василий II Болгаробойца (976–1025 гг.) и Константин VIII (976–1028 гг.). 852 ...поживе... 28 лтъ. – Так же определяет срок жизни Владимира после крещения автор «Сказания о Борисе и Глебе». Сопоставив эти указания с датой смерти Владимира 15 июля 1015 г., получим год крещения Владимира 987, а не 988, как в «Повести временных лет». 853 На другое лто по крещении къ порогамъ ходи... – В летописи рассказа о таком походе нет. А. А. Шахматов предполагал, что Владимир ходил на печенегов, А. Поппе считал, что он встречал царевну Анну. Возможно, Владимир сопровождал войско, отправляемое в 988 г. в Византию. 854 ...на третье Корсунь город взя... – 989 г. О том, что Владимир крестился не в Корсуне, а еще в Киеве до похода, в полемике упоминает составитель «Повести временных лет» и называет место крещения – Василев (см. «Повесть временных лет» под 988 г.). 855 ...цьрьквь камену... заложи... – 990 г. В летописях закладка церкви относится ко времени сразу после корсунского похода (989 г. или 991 г.). 856 ...на пятое лто Переяславль заложи... – 991 г. В «Повести временных лет» – 992 г. (не через год, а через два года после закладки Десятинной церкви). 857 ...въ девятое лто десятину... Богородиц. – 995 г. А. А. Шахматов считал верной именно эту дату, так как 12 июля, день освящения церкви, приходился на воскресенье в 995, а не в 996 г. 859 Ярополк – старший сын Святослава; в 969 г. перед вторым болгарским походом Святослав выделил ему Киев. 860 ...угнетоша Олга... – второй сын Святослава. Получил Древлянскую землю. Из «Повести временных лет» известно, что ок. 976 г. Ярополк напал на Олега, который после проигранной битвы бежал в Овруч. Когда все торопились проскочить в город, многих, в том числе и князя, столкнули с моста в ров, где его задавило людьми и лошадьми. Неясно, представляет собой текст неудачное сокращение источника, или в источнике Иакова смерть Олега была представлена как несчастный случай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1069 Климент, папа римский (I-II в.). Умер в ссылке в Херсонесе, его мощи были найдены на островке в Херсонесской бухте свв. Константином-Кириллом и Мефодием и перенесены в Рим в 867 г. Глава св. Климента была перенесена св. кн. Владимиром в Киев и хранилась в Десятинной церкви. Титмар Мерзебургский в 1018 г. даже называет ее не церковью Богородицы, а церковью св. Климента. 1071 Василий II Болгаробойца (958–1025) и его брат Константин VIII (960–1028), императоры с 963 г. См.: Гл. 4. 2. 1081 Об этом пишется в летописях и в житиях свв. Бориса и Глеба, так как именно Борис был отправлен во главе войска. 1098 Тот же срок жизни указан в «Сказании, и страсти, и похвале святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимном). Крещение у Иакова датировано 987 г. О хронологии памятника см.: Гл. 1. 3. 1099 Поход к Порогам состоялся в 988 г., а взятие Корсуня в 989 г. (см.: Гл. 4. 2, Табл. 1; Гл. 5. 1). 1102 Закладка Десятинной церкви – в 990 г. (989 или 991 г. в разных редакциях «Повести временных лет»), Переяславля – в 991 г. (992 г. в «Повести временных лет»), освящение Десятинной церкви – в 995 г. (996 г. в «Повести временных лет»). 1109 987 г., 6495 (987) г. как год крещения указан также в «Чтении о житии и погублении святых мучеников Бориса и Глеба» преп. Нестора. О дате см.: Гл. 1.3; 4.2. 1116 Свв. Борис и Глеб были убиты сразу после смерти св. Владимира в 1015 г. своим двоюродным братом Святополком Ярополчичем. При Ярославе Владимировиче (до 1054 г.) были прославлены как святые многочисленными чудесами. Сочинение, которое можно было бы с уверенностью приписать Иакову, не известно. Это может быть первоначальная (без интерполяций) редакция «Сказания, и страсти, и похвалы святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимного). Подробнее см.: Гл. 1. 3. 1128 Перун – громовик, верховный бог пантеона, созданного Владими- ром-язычником, бог грома; Хорс – солнечное божество. 1136 Константин, св. равноап. (ок. 274–337)–римский император (306–337). При нем прекратилось преследование христиан (Миланский эдикт 313 г.). В 325 г. в его присутствии и при его участии состоялся Никейский (I Вселенский) собор, принявший православный Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоаким был поставлен не раньше августа 989 г. и не мог сопровождать Добрыню в его благочестивом походе. Последующая традиция епископского летописания приписала все заслуги исключительно владыке, но и крещение Добрыни не было забыто. Интересно, что в Никоновской летописи Новгород крестит в 990 г. митрополит Михаил с безымянными шестью епископами, Добрыней и Анастасом Корсунянином. Поставление Иоакима Корсунянина и остальных епископов приписано митрополиту Леону в 992 г. В рассказе Татищева упоминается также церковь Преображения, стоявшая в Новгороде еще до крещения и разрушенная язычниками во время похода Добрыни. Впоследствии она была восстановлена. В. Л. Янин локализует ее на месте каменного храма Спаса на Розваже улице, построенного в 1421 г. 753 Неподалеку, там, где впоследствии проложили Холопью и Великую улицы, в X в. располагалась обширная пустая площадка. Здесь были обнаружены ритуальное жертвоприношение (девять деревянных ковшей и два куска воска, аккуратно уложенные в засыпанную яму) и пень от огромного дуба, срубленного в конце X в. Видимо, это языческое капище. В 989 г. на этом участке возвели неординарное деревянное сооружение, которое можно интерпретировать как церковь . 754 Следы уничтожения обширной общественной постройки, видимо, языческого святилища или места ритуальных пиршеств, обнаружены в Старой Ладоге под Петербургом. Постройка располагалась не близ крепостного мыса, а на противоположном берегу реки Ладожки, где с 840-х гг. начинается интенсивная застройка и освоение участка. Постройка существовала в 940–986 гг., а затем была разрушена. С этого места происходят замечательные археологические находки скандинавских культовых вещей, в том числе подвеска с рунической надписью. 755 История христианизации остальных русских земель известна исключительно по поздним источникам, в основном житиям местных святых и преданиям об основании городов и монастырей. Первое дополнительное известие появляется в Софийской 1 летописи – Общерусском митрополичьем своде начала XV в. (см.: Гл. 2. 1). Оно помещено после основного текста статьи 6496 (988) г. и сообщает о строительстве в «Смоленской земле» города Владимира и церкви Богородицы. Смоленская земля была исправлена на «Суздальскую землю» в младшем изводе Софийской 1, а также в «особой обработке» Митрополичьего свода и восходящих к ней летописях: Московском своде XV в., Ермолинской, Типографской и в Своде 1518 г. – источнике Ростовского свода 1534 г. (Тверской сборник) и Львовской летописи. Во Второй подборке Новгородской Карамзинской летописи, источнике Новгородской 4, «Смоленскую землю» переправили на родную «Словенскую», т. е. Новгородскую. В той же статье составитель Общерусского свода приписал св. Владимиру строительство церкви св. Георгия и установление праздника 26 ноября (Юрьев день), хотя из «Повести временных лет» и Пролога было прекрасно известно, что храм был построен Ярославом Владимировичем, а освящен митрополитом Иларионом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– В виду того, что во всех трёх ведомостях В АСС., 1792 г., 97; АСС., 1796 г., 127, л. 4; АСС., 1811 г., 989, л. 41., а также и у Д. Мизко, «Нек. черты», 15-год пострижения преосв. Иова в монашество показан одинаково, 1779-й, а в прежние время строже, чем теперь, соблюдалось правило постригать в монахи не ранее 30 лет, – и годом рождения преосв. Иова следует признать 1750 год. 2140 Сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 г., «по начертанию и совету графа Миниха, был настоящим рассадником знаменитых полководцев В нём получили образование Румянцев-Задунайский, Суворов-Рымникский, Кутузов-Смоленский и др. – «Исторический следует взгляд на учреждение училищ», школ, учебных заведений и учёных обществ, послуживших к образованию русского народа с 1025 по 1855 г.». составлен H. А. Лебедевым Изд. 2-. Спб. 1875. Стр. 8283. – «Воспоминания», Ф. Ф. Вигеля. М. 1864. I, 1314. 2143 АСС., 1811 г., 989, л. 41. – В АСС., 1792 г., 97, и АСС., 1796 г., 127, л. 4 сказано, что преосв. Иов постригся «в Польше, в бывшем великом скиту». 2146 Митрополит Гавриил Бодони (Банулеско) выехал из Молдавии в Россию в 1782 г. префектом Екатеринославской семинарии. В 1785 г. вернулся в ю и получил там сан архимандрита. В 1788 г. снова приехал в Россию и был назначен ректором Екатеринославской семинарии. В 1791 г. – епископом Белоградский и Бендерский; в 1792 году – 29 сентября 1799 года – Киевским. 21-го августа 1803 года уволен на покой. 27 марта 1808 г. назначен экзархом св. синода в Молдавии, Валахии и «Бессарабии». 21 августа 1813 г. – митрополит Кишиневский. Скончался 30 марта 1821 г. – «Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии всероссийской со времени учреждения святейшего правительственного синода (17211871)». Составил Юрий Толстой. Спб. 1872. Стр. 21. 2147 Городищенский Успенский мужской скит, приписанный к Сахарнянскому монастырю, находится в 12 верстах от Сахарнянского монастыря и в 38 к северо-востоку от города Оргеева, Бессарабской губернии. – В. В. Зверинский, «Материал», I, 165. 2148 Архиепископ Амвросий Серебренников, «великороссиянин», из ректоров новгородской семинарии хиротонисан во епископа Олонецкого, викария С.Петербургской митрополии, 26 декабря 1783 года. 28 ноября 1786 г. – архиепископ Екатеринославский. 22 декабря 1789 г. – местоблюститель Молдовлахийской экзахии. С 1790 г. – член св. синода. Скончался 13 сентября 1792 г. на 49 году жизни. – Ю. Толстой. «Списки», 19.– АСС 1792 г., 107, лл. 1. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

То был период «ромеизации» и христианизации северных «варваров» Европы. В Европе от IV-V и до XI в., чтобы перестать быть варварами, любому народу надо «было прежде всего креститься, войти во вселенскую Церковь. Короли за королями, страны за странами, после упорно наивной борьбы против креста, склоняли свои буйные военные головы пред служителями Церкви и смиренно погружались в купель крещения. Иначе нельзя было «выйти в людии вывести в люди» свои народы. Христианство стало единственной дверью в культуре, белой костью аристократизма, выводившей из черного тела язычества. Этой судьбе мужественно и мудро покорился в конце X века и киевский князь Владимир, сначала со свойственным его широкому темпераменту пылким, неистовым увлечением давший последний отчаянный бой христианству за свою варварскую старину и этот бой проигравший. Несомненен интимный духовный перелом во Владимире, превративший его из Савла в Павла. Преп. Нестор рассказывает нам о некоем благодатном видении, потрясении, откровении, какого удостоился кн. Владимир. Оно было подобно тому, какое было св. Евстафию-Плакиде. Грешный и буйный язычник Владимир был натурой богоизбранной. Его обращение ко Христу было подлинное, интимное, глубокое. Преображение его характера и разрыв с грехом были изумительны. Но наряду с этим его личным обращением у кн. Владимира на видном месте стояли и мотивы государя, вождя своего народа. Не подлежит сомнению его пылкое стремление — властным самодержавным толчком ввести свою Русь в семью культурных наций. Обращение к Владимиру за военной помощью со стороны византийских царей Василия и Романа (987 г.) было только ускоряющим поводом к личному крещению киевского князя. Ибо свою военную помощь царям против их противника Варды Фоки кн. Владимир обусловил выдачей за него замуж сестры царей, принкиписсы Анны, а это требовало крещения Владимира. В его голове с этим почетным браком соединялся грандиозный план пересадки всех полезных, красивых и возвышающих плодов высшей цареградской культуры на почву молодой, отныне породнившейся с Царьградом, Руси. Военная помощь Владимира блестяще удалась. Русский отряд разбил в апреле 989 г. В. Фоку под Хрисополем (Скутари). Трон царей был спасен. Но царевна Анна не хотела идти замуж за варвара. Владимир прибег к силе оружия. Он осадил в 989 г. греческую окраинную колонию в нашем Крыме, Херсонес — («Корсунь») и в 990 г. взял его. Во время осады папские послы приходили к Владимиру. (Просто крещение народа кн. Владимир легко получил бы от латинян. Но не того он хотел. Он стучался сознательно именно в греческие двери и даже разбивал их.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2698...

вторжением в Сирию и Палестину, когда Е. в. м. стал убежищем для мн. ближневост. христиан. Отмечается значительная доля (около четверти) датированных рукописей - 240 кодексов старой части. Старая часть собрания содержит 32 пергаменные рукописи, в т. ч. с датами 867, 897 и 1065 гг.; новооткрытая - 70 номеров, из них датированные - 868, 873, 901, 965 гг. Древнейшие рукописи на бумаге в старой части собрания относятся к 900, 977, 989 и 995/6 гг., в новой части - к 1017, 1160, 1192, 1247, 1262 и 1268 гг. Неск. рукописей представляют собой греко-араб. билингвы и сборники греч. литургических чтений с одновременно вписанными араб. рубриками, одна - копт.-араб. билингву. Наибольшее число рукописей составляют списки книг НЗ, Псалтири и сборники разнообразного содержания, преимущественно учительного и житийного. Единичные рукописи включают медицинские сочинения. В кодикологическом отношении примечательны выявленные Атыйей палимпсест «Codex Arabicus» (Sinait. arab. 514, IX в.), содержащий 5 слоев текстов на сир., греч. и араб. языках, а также 3-слойный палимпсест Sinait. arab. 588 с удаленными сир. текстами. Последний был переплетен с использованием папирусных листов с греч. новозаветными текстами VII в. Рукопись Sinait. arab. 72, датированная 6389 г. «от сотворения мира, как принято в церкви Воскресения в Иерусалиме», и 284 г. «по годам арабов», содержит синхронизм, важный для датировки близких по месту и времени создания памятников. Из исторических сочинений несомненный интерес представляет ранний список (Sinait. arab. 580b, 989 г.) сочинения Агапия Манбиджского (ок. 941), сохранившего достоверный текст Testimonium Flavianum (свидетельства о Христе Иосифа Флавия). Лит.: Сырку П. А. Описание бумаг Порфирия Успенского, пожертвованных им в Имп. АН//ЗИАН. 1891. Т. 64. Кн. 2. С. 336; Gibson M. D. Catalogue of the Arabic MSS in the Convent of St. Katharine on Mount Sinai. L., 1894. (Studia Sinaitica; 3); Lewis A. S., Gibson M. D. Forty-one Facsimiles of Dated Christian Arabic Manuscripts.

http://pravenc.ru/text/189637.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010