Широкую известность в Европе получил трактат Мухаммада аль-Идриси (1100-1165 или 1166) «Развлечение истомленного в странствии по областям», написанный по заказу сицилийского кор. Рожера II (1130-1154); в этом сочинении были обобщены географические познания античных и араб. авторов. Из исторических сочинений наиболее известен трактат аль-Аббара (1199-1260) «Туника, расшитая золотом». В литературе XII-XIII вв. получила распространение народная диалектальная строфическая поэзия - заджаль, с упрощенной ритмической структурой (в этой манере написаны мн. произведения кордовского поэта Ибн Кузмана (ум. в 1160)). К этому времени относится одно из самых известных произведений араб. средневек. художественной прозы - «Повесть о Хайе, сыне Якзана» философа и писателя Ибн Туфайля (Абубацер, ум. в 1185/86). Популярностью пользовалась мистическая суфийская лирика; видными представителями этого направления являлись аш-Шуштари (1203-1269) и Салих ибн Шариф ар-Рунди (1204-1285). Высокого уровня достигла медицина - за пределами И. были широко известны медики Абу Марван Ибн Зухр (Авензогар, ум. в 1162) из Севильи и Ибн Байтар (ум. в 1248) из Малаги, автор соч. «Сборник простых медикаментов» с описанием действия различных лекарственных трав. При альмохадском халифе Якубе аль-Мансуре (1184-1199) в Севилье была построена обсерватория для занятий астрономией (1196). Выдающимся математиком был аль-Ишбили (ум. ок. 1213) из Севильи, продолживший традиции родоначальника сферической тригонометрии египетского ученого аль-Джайяни (989 - ок. 1050). Численность христ. населения, а также характер его расселения в мусульм. И. установить сложно. Известно, что христиане проживали как в крупных городах Андалуса (в Толедо, Кордове, Севилье, Мериде), образуя особые кварталы или свободно расселяясь среди иноверцев, так и в сельской местности. До сер. X в. мосарабы составляли большинство населения мусульм. И. По приблизительным оценкам, в 850 г. на территориях, покоренных арабами, мусульманами являлось ок. 20-30%, в 961 г.- 50% населения.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Но такой датировке на первый взгляд противоречит рассказ Льва Диакона: даже если отказаться от старой привязки " огненных столбов " к апрелю 989 г. (см. выше), все равно наш историк явно сближает это явление с кометой, точно датируемой летом 989 г. Значит, русские взяли Херсон в 989г.? А ведь в 988 г. они были союзниками Василия II. Высказывалось предположение, что ромеи не выполнили уславий договора, и Владимир захватил Херсон, чтобы принудить их к этому. Напротив, А. Поппе (1978) считает, что город отложился от империи и князь действовал против него как союзник Василия. Н. М. Богданова, однако, справедливо замечает, что употребленный Львом оборот " " не означает предзнаменования: появление столбов " указывало на уже свершившийся захват " и, стало быть, сообщение Льва не противоречит другим источникам (Богданова. 1986, 44-46). 71. Веррия, совр. Верия, мощная крепость; суффрагант-епископия (Бвкк. 1959, 137). Ее взятие датировалось второй половиной 989 г. (Златарский. 1918, 681), но по указанным выше соображениям должно быть отнесено к более раннему времени. Византийцы вновь овладели ею лишь в 1001 г. (Скилица. 344). 72 День св. Димитрия - наиболее популярного военного святого в Византии ив Болгарии - отмечается церковью 26 октября (Синаксарь. 163-165). Скилица (331) относит землетрясение к октябрю 15 индикта 6495 г., т. е. к 986 г. Нужно думать. Лев Диакон, современник события, особенно приверженный тому, чтобы устанавливать тесную связь между бедствиями и астрономическими явлениями, заслуживает большего доверия. К тому же Яхъя (Розен. 26) относит землетрясение к четырнадцатому году правления Василия (это 989 г.) и к 379 г. хиджры (также 989 г.). Это землетрясение упоминается и у поэта Иоанна Геометра, и у армянского историка Асохика, и у латинских хронистов. О характере разрушений в куполе св. Софии см.: Эмерсон, Найс. 1943. 73. Данное место особенно важно для определения даты написания труда Льва Диакона. Шестой год после землетрясения - 995-й. Однако Яхъя (Розен. 26-27), хронология которого заслуживает доверия, относит это событие к восемнадцатому году правления Василия, т.

http://sedmitza.ru/lib/text/433440/

Потом покрылся мраком от них город и была тьма, подобия которой не видывали, до самого утра. И вышло с неба подобие огненного столба, и покраснели от него небо и земля весьма сильно. И сыпалось из воздуха премного пыли, похожей на уголь, которая захватывала дыхание, и продолжалось это до четвертого часа дня. И взошло солнце с измененным цветом и продолжало восходить с измененным цветом до вторника второго Мухаррема 379 (12 Апреля 989)» 135 . Итак, огненные столбы, предвещавшие, по показанию Льва Диакона взятие русскими Корсуня, появились, по показанию Яхьи, 7 апреля 989 г. Отсюда сам собою вытекает вывод, что Корсунь взят был Владимиром не раньше 7 апреля 989 года; а 989 год, по Иакову, есть именно третий год после крещения Владимира; значит, и по показанию Льва Диакона Владимир крестился в 987 году. Но и этот вывод, как и следовало ожидать, защитниками летописной повести не оставлен без возражения. «Лев Диакон, говорят, в своем повествовании смешал события разных годов, причем для него легче было смешать событие 989 г. с событием 988 г., чем с событием 987, 986 и еще более раннего года. Ошибка Льва Диакона удобнее всего может быть истолкована в пользу 988 г., как года взятия Корсуня и крещения 136 . Возражение это забывает, что возможное может иметь различные степени вероятности и что прежде чем истолковывать ошибку, нужно доказать ее существование. А доказать существование в этом месте у Льва Диакона ошибки решительно не возможно. Мы не станем повторять той общеизвестной истины, что Лев Диакон был современником рассматриваемого явления и что он, не смотря на свою страсть к красноречию, признается самым лучшим между византийскими историками; мы обратим внимание лишь на следующее обстоятельство. Свою историю Лев Диакон оканчивает со смертью Иоанна Цимисхия (976) и всему тому, что у него сообщается после 976 года, мы обязаны почти исключительно его страсти к списыванию и толкованию необыкновенных явлений, в чем он чувствует себя тонким специалистом. Ближайшим же поводом к внесению в историю позднейших событий послужил для него следующий факт.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский. Судя по прозвищу, И. прибыл на Русь в числе др. «попов корсунских» вместе с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем после захвата последним Херсонеса (древнерус. Корсунь) в 988 или в 989 г. В 989 г. (дата условна; в нек-рых летописях указан 992) И. был поставлен епископом Новгородским, стал одним из крестителей Руси. По свидетельству НПЛ, в 989 г. он «прииде к Новуграду… и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи в Волхово» (НПЛ. С. 159-160). По версии Никоновской летописи (20-е гг. XVI в.), новгородцы были крещены в 990 г. 1-м Киевским митр. св. Михаилом и епископами «Фотея патриарха», а также сподвижником св. кн. Владимира Анастасом Корсунянином и дядей князя Добрыней. В 992 г. И., поставленный на Новгородскую кафедру преемником свт. Михаила митр. Леоном , «прииде к Новугороду и достолная (оставшиеся.- Авт.) требища разори» (ПСРЛ. Т. 9. С. 64-65). Однако версия Никоновского свода должна быть признана недостоверной, в частности, потому, что свт. Фотий , К-польский патриарх, занимал кафедру во 2-й пол. IX в. В «Летописце новгородском церквам Божиим» XVII в. сообщается о 2 построенных И. в Новгороде в 989 г. храмах: деревянном 13-главом соборе Св. Софии и каменной ц. святых Иоакима и Анны (НовгорЛет. С. 173-174). В «Летописи Авраамки» кон. XV в. содержится известие о том, что И. одновременно со строительством Софийского собора в 998 г. «уряди себе монастырь Десятинный» (ПСРЛ. Т. 16. Стб. 40). Древнейшее летописание (НПЛ, ПВЛ) таких сведений не приводит. В НПЛ говорится лишь о том, что деревянный собор Св. Софии, стоявший над Волховом в конце «Пискупле улицы», сгорел в 1045 или в 1049 г., но, когда он был возведен, не сообщается (НПЛ. С. 16, 181). Каменный собор Св. Софии, освященный в 1050 г., имел придел во имя святых Иоакима и Анны, известный с нач. XII в. (НПЛ. С. 473), однако, существовала ли до этого времени церковь с тем же посвящением, не сообщается. Десятинный в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь был основан, по всей видимости, не ранее XII в. Вероятно, отнесение Десятинного мон-ря к эпохе И. связано с возведением в то же время Десятинной ц. в Киеве и с Церковным уставом кн. Владимира, где говорится о десятине.

http://pravenc.ru/text/468869.html

князя; монах Иаков говорит, что эти события совершились на третьем году собственного крещения Владимира, след. в 989 г. или даже в 990. Итак, монах Иаков несогласно с летописью утверждает следующее: 1) Владимир лично, а с ним вместе вероятно и «чада» его и «весь дом» 13 приняли крещение в 987 г. до корсунского похода; 2) Корсунь была взята русскими на третьем году крещения св. князя, след. не раньше 989 г.; 3) В том же 989 г. или в 990, возвратившись из корсунского похода, Владимир приступил к крещению русской земли. Очень трудно, а пожалуй, и невозможно, согласить хронологию монаха Иакова с хронологией летописи касательно событий начала христианства в нашем отечестве. Пр. Макарий сделал попытку такого соглашения, но попытку, слабую и крайне неудовлетворительную. Так, желая примирить указание Иакова на число лет жизни Владимира в христианстве с данными летописи, преосв. Макарий выражается, что св. князь прожил после крещения около 28 лет 14 что, как мы знаем, неточно ни по отношению к летописи, ни по отношению к известию монаха Иакова. Впрочем, тот же почтенный историк в другом месте говорит, что Владимир княжил «еще 28 лет после своего крещения» 15 , которое таким образом будет падать на 987 г.; но такой вывод находится в прямом противоречии с летописной датой, принятой пр. Макарием. Желая устранить разногласие между летописью и монахом Иаковом касательно корсунского похода, преосв. историк русской церкви в примечаниях к открытой им «похвале князю Володимеру», против слов: «на третье лето (разумеется, крещения) Корсунь город взя» (Владимир), пишет: «у препод. летописца нет этого известия» 16 . Такое замечание возможно разве при том только предположении, что Корсунь в продолжение каких-нибудь двух-трех лет (в 988 г. по летописи, в 989–990 по Иакову) дважды была взята русскими, о чем пока ниоткуда не известно. Едва ли можно сомневаться, что и летопись и Иаков, рассказывая о корсунском походе св. Владимира, говорят об одном и том же событии, только относят его к разному времени Пр. Макарий сам признает это ясно и решительно, когда говорит о побуждениях, расположивших великого князя киевского идти с войском на Корсунь 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

При всей путанице, внесенной в НС из-за неправильно понятой даты смерти Ярослава, его возраст полностью согласуется со сведе­ниями Иакова. В НС и «Повести временных лет» сказано, что ему было 76 лет (полных или неполных). Это указывает на 978–979 г. рождения, если считать по византийскому сентябрьскому или совре­менному январскому году. Из летописи известно, что мать Яросла­ва, полоцкая княжна Рогнед (Рагнхильд), стала женой Владимира до захвата Киева, а старшим ребенком от этого брака был Изяслав. Следовательно, Киев действительно был захвачен в 978 г. Все даты в хронологии Иакова увязаны между собой и не противоречат иностранным источникам. День вокняжения Владимира слу­жит точкой отсчета для остальных датировок. Иаков пишет, что Владимир крестился на десятый год после убийства (987 г.), Корсунь взял на третий год после крещения (989 г.), а прожил после креще­ния 28 лет. Дату крещения 6495 (987) г. дает Нестор в «Чтении». Срок христианской жизни определен в 28 лет в «Сказании, и страс­ти, и похвале святых мучеников Бориса и Глеба». Иаков особо под­черкивает, что Владимир был христианином, когда захватил Корсунь-Херсонес, и выдвигает благочестивую мотивировку его похода. Взятие Херсона (античного Херсонеса) русскими войсками упомянуто у современника событий византийского историка Льва Диакона и датируется точно летом 989 г. 140 В этом году было несколько аномальных явлений природы. Лев считал, что на захват города ука­зали огненные столбы (последствие извержения вулкана), а явив­шаяся затем комета предвещала осеннее землетрясение в Констан­тинополе. Об огненных столбах пишет современник, арабский хронист Яхъя Антиохийский, в 1014/15–1031 гг. как раз работав­ший над последней редакцией своего труда. На основании его свиде­тельств исследователь и публикатор труда Яхъи, В. Р. Розен, а затем В. Г. Васильевский датировали взятие города периодом между 7 апре­ля (появление столбов) и 27 июля (появление кометы) 989 г. 141 А. Поппе предположил, что взятие Корсуня было актом помощи византийским императорам Василию и Константину. На 987–989 гг. приходился грандиозный мятеж полководцев Варды Склира и Варды Фоки, и Владимир согласился послать императорам войска в обмен на руку их сестры, царевны Анны. 142

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Антиохии оставались сыновья Варды Фоки, Никифор и Лев. Их мать выпустила из заключения Варду Склира, и он опять объявил себя императором. К нему присоединился и Никифор Фока. Михаил Пселл утверждает, что восстание Склира продолжалось несколько лет, но, согласно Яхъе, он сдался Василию 1 октября 989 г. По византийскому летоисчислению это был уже новый 6498 г. Лев Фока сдал Антиохию только 3 ноября 989 г., после того как сторонники законных императоров подняли в городе восстание. 631 Никаких суровых наказаний не последовало. Склиру и Никифору Фоке император не только вернул их владения, но даже и прибавил. Особо упорный в борьбе Лев Фока отделался ссылкой. Василий всегда отличался скорее жестокостью, чем мягкосердечностью, и такая снисходительность к заклятым врагам кажется странной. Лев Диакон вообще не пишет о продолжении восстания после гибели Варды Фоки. Он единственный из византийских хронистов даже не упоминает о русском отряде в войске императора Василия, зато он сообщает о захвате тавроскифами (Русью) Херсона. В.Р. Розен предположил, что именно это событие заставило Василия проявить несвойственное ему милосердие и быстро закончить дело с мятежниками миром. 632 Из всех византийских памятников, рассказывающих о событиях 987–989 гг., сочинение Льва Диакона представляет наибольший интерес, так как он был их современником. Михаил Пселл родился в 1018 г., а над «Хронографией» работал в 1057–1075 гг. Иоанн Скилица писал в середине XI в., хотя и использовал аутентичные источники. Яхъя переселился в Антиохию только в 1014–1015 гг., когда и смог познакомиться с местными историческими записками, сделанными по горячим следам. 633 Последнее событие, которое описал Лев Диакон, – страшное землетрясение 26 октября 989 г. М. Я. Сюзюмов указал, что пессимистический тон и полное неверие в полководческие и политические способности Василия II были возможны только до 991 г., когда император впервые разгромил болгар. Следовательно, Лев закончил работу в 990–991 гг. Однако в тексте есть и упоминание о восстановлении разрушенного землетрясением Софийского собора, а его освятили 11 (или 13) мая 994 г. М. Я. Сюзюмов полагал, что известие внесено в текст задним числом, когда Лев просматривал свою «Историю». После упрочения власти Василия исчезла всякая надежда на обнародование произведения, где всячески возносились его соправители-узурпаторы, императоры Никифор Фока и Иоанн Цимисхий. Лев Диакон не стал перерабатывать свой труд и оставил его незаконченным. 634

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бóльшая часть «Истории» Льва Диакона – изложение чужих сочинений, но правление Иоанна Цимисхия описано по живым воспоминаниям и собственным впечатлениям. 635 Рассказ о событиях 976–989 гг. вставлен в самый конец «Истории» перед описанием смерти Цимисхия в январе 976 г. Поводом для этого послужила комета, которая появилась 3 августа 975 г. и передвигалась в северо-восточной части неба. После всех побед Василия над мятежниками, 27 июля 989 г. (дата указана Яхъей), 636 показалась новая комета, указывавшая, по мнению Льва, на новое несчастье – землетрясение. Первую комету астрологи, по словам Льва, истолковали Иоанну Цимисхию как знак победы над врагами и долголетия. На самом деле она предвещала смерть самого императора, «пагубные мятежи, вторжения иноплеменников и гражданские войны... страшные землетрясения и почти полное уничтожение ромейской державы – все то, что мы узнали по дальнейшему ходу событий». И Лев начинает излагать весь этот «ход событий» от смерти Цимисхия и восстания Варды Склира в 976 г. до восстания Варды Фоки и его гибели под Абидосом (13 апреля 989 г.). Затем, с нового упоминания о комете, начинается самый интересный для нас рассказ о событиях лета – осени 989 г., где говорится о взятии Херсонеса. При всей недвусмысленности рассказа Льва датировка этого события до сих пор вызывает споры, поэтому приведем текст полностью. «И на другие тягчайшие беды указывал восход появившейся тогда звезды, а также напугавшие всех огненные столбы, которые показались затем поздней ночью и в северной части неба; ведь они знаменовали взятие тавроскифами Херсона и завоевание мисянами Веррии. И сверх того звезда появлялась на западе при заходе солнца, восходя по вечерам, она не имела какого-либо постоянного места на небе. Распространяя яркие, видные на далеком расстоянии лучи, она часто передвигалась, показываясь то севернее, то южнее... И случилось как раз то, чего ожидал народ. Вечером того дня, когда обычно праздновалась память великомученика Димитрия, страшное землетрясение, какому равного не бывало в те времена, опрокинуло башни Византия, повалило множество домов, которые стали могилами для их обитателей, соседние с Византием селения разрушило до основания и причинило смерть многим деревенским жителям. Помимо этого оно разрушило и сбросило на землю купол и западный свод Великой церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так как митрополит Иоанн иногда титулуется и архиепископом, А. Поппе полагает, что он действительно был преемником Феофилакта в 1018–1030-х гг. Однако из «Сказания чудес свв. Бориса и Глеба» следует другая датировка изнесения мощей и, следовательно, предстоятельства Иоанна. Там сказано, что Изяслав Ярославич начал строить новый деревянный одноглавый храм, когда церкви его отца Ярослава «минуло 20 лет». Перенесение мощей состоялось 20 мая 1072 г. Отпадает 1052 г., так как в период с 1 сентября 1050 г. по 31 августа 1051 г. (в 6559 сентябрьском году) митрополитом уже стал Иларион. Следовательно, храм Ярослава был построен в 1050 г. Приписываемую Иоанну I печать В. Лоран раньше датировал рубежом X-XI вв., но теперь, как отмечает и сам А. Поппе, ее относят к середине XI в. 748 Следовательно, Иоанн мог быть митрополитом между Феопемптом и Иларионом, в 1040-х гг. и до лета 1050 г. включительно. В Начальном своде и в «Повести временных лет» говорилось только о крещении киевлян. Рассказ об этом событии из летописной статьи 6496 (988) г., Проложного и Обычного житий св. Владимира мы уже подробно рассматривали в Гл. 4. 4. Как уже говорилось, город крестили до похода на Корсунь, самое позднее летом 988 г., хотя вероятнее всего это было летом 987 г. Во всех новгородских летописях сохранились рассказы о просветительской деятельности епископа Иоакима Корсунянина. Н1 мл. описывает под 989 г. его приход в Новгород и свержение Перуна. Идол был сброшен в Волхов, а на следующее утро его нашел на берегу горшечник-пидеблянин и столкнул обратно в реку. Чуть больше подробностей содержит Первая подборка Новгородской Карамзинской летописи. Там сказано, что Перун, когда плыл под Великим мостом, забросил на него свою палицу. С тех пор пошел обычай биться на мосту на «утеху б сомъ». Летописец имеет в виду зимние бои «стенка на стенку», которые происходили на мосту, но вряд ли он существовал уже в X в. Первоначально город помещался у самого истока Волхова из озера Ильмень, это место уже в Средние века называли Городищем. Свою современную территорию Новгород стал осваивать только в 960-х гг., 749 и едва ли тогда уже была необходимость в постоянном мосте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первые мероприятия к 1050-летию уже состоялись: 1. Выставка, посвященная св. великой княгине Ольге в Луганско й общеобразовательной гимназии имени св. княгини Ольги. Общее приветствие составили и подписали Алтарь Отечества, Ольгинское общество Москвы и Союз православных женщин. 2. Выставка в С-Петербурге в Государственном музее истории религии «Святая великая княгиня Ольга и Династия Рюриковичей». 3. Поездка Ольгинцев в Псков-Выбуты-Печоры, посетили Ольгин монастырь у истока Волги. 9 декабря 2018 года на площадке храма Вознесения Господня за Серпуховскими воротами собралась Рабочая группа по подготовке к празднованию 1050-летия преставления святой равноапостольной великой княгини Ольги (†969-2019). В обсуждении приняли участие: члены Ольгинского общества, общественного объединения «Алтарь Отечества» и Ассоциации учителей православной культуры (Т. И. Петракова, А. Ю. Соловьев), Союза православных женщин. Участвовали: протоиерей Константин Татаринцев, Иванова Ю.В. (режиссер), Афанасьева О.И., Гаврилова О.В., Воробьева Л.П., Кирюхина В.А., Мелехова Г.Н., Нагорная О.М., Петракова Т.И., Соловьев А.Ю. Вёл заседание протоиерей Константин Татаринцев, настоятель Вознесенского храма, духовник Ольгинского общества. Были намечены конкретные мероприятия в рамках юбилея. Сегодня, особенно после широкого празднования 1000-летия преставления внука св. Ольги – равноапостольного князя Владимира, важно осмыслить значение равноапостольной первой святой женщины в жизни Русской Церкви, государства и каждого из нас. Призываю Епархии Русской Православной Церкви, общественные организации, педагогов и студентов, настоятелей храмов и всех патриотов Святой Руси достойно отметить значимый, очень важный юбилей – 1050-летие памяти святой равноапостольной великой княгини Ольги! Формы могут быть различными – конференции, стенды, конкурсы, спектакли и др. Это наш долг перед святой великой княгиней Ольгой, перед ее внуком и Крестителем Руси великим князем Владимиром, перед народом и нашей совестью. Добрый плод обязательно будет, и семена Ольгиного года, посеянные нами, прорастут в жизни благодарных потомков.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/12/k_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010