Славная Десятинная церковь св. Владимира, начало и венец всех священных храмов Старого Киева, прежде всех сооруженная благоверным князем, претерпевшая все беды, напасти, гонения и разрушения, и ныне воздвигаемая, из малого уцелевшего основания. Просветитель Руси, святой равноапостольный князь Владимир, принявший крещение в Корсуне и крестивший Русь в 988 г., не пощадил трудов и сокровищ для сооружения достойного храма Господу, просветившему его духовную и телесную тьму и на следующее «лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, – записано в " Повести временных лет " , – и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами " . Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят к 996 году. В 996-м году церковь освятил второй митрополит Киевский Леонтий.Владимир посвятил её Пречистей Деве, празднуя честный собор Ея, на другой день спасительного Рождества Сына Ея и Бога, и определил десятую часть своих доходов, на поддержание нового храма, от чего и сохранилось ему название Десятинного.Туда перенес он блаженные останки своей бабки, великой княгини Ольги, от которой почерпнул первые начатки христианства, они были перенесены в Десятинный храм из Вышгорода; там похоронил и благоверную супругу Анну, греческую царевну, утверждавшую его на пути спасения, и сам упокоился наконец под сению той же церкви. Сын его Ярослав, движимый благочестием к памяти усопших, вырыл кости дядей своих Ярополка и Олега, убиенных ещё в язычестве и окрестив торжественно, положив в церкви Десятинной, где опочил и великий отец; а сам отошел на смертный покой, под сень собственного храма Софийского.В 1240 году надвинулась туча монгольская на святую Русь. Долго ходит она по небосклону отчизны и наконец, страшно разражается над Киевом. Грозный завоеватель не оставил никакой надежды на мир или пощаду; одна неминуемая гибель, и она постигла Киев. Батый приблизился с своими несметными полчищами и разрушил столицу.

http://sobory.ru/article/?object=14098

Киев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы ( " Десятинная " , первая). /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Как и княжеские дворцы, не сохранилась до наших дней и Десятинная церковь. О её построении мы знаем из летописи, в которой говорится: «Владимер… помыслы сотворить церковь Пресвятые Богородица, и послал и приведёт мастера от грек. И наченшю же сдать, и как окончившая зижа, украси ю иконами… что я взял в Корсуни: иконы, и сосуды, и кресты» («Повесть временных лет», ч. I. М. – Л., 1950, стр. 83). Строительство храма было начато около 989 года и закончено в 996 году. До постройки Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом Киева и усыпальницей киевских князей. В 1017 г. церковь сильно повредил пожар, но впоследствии её отстроили ( М.К. Каргер. «Старый Киев», т. II. М. – Л., 1961, с. 9- 59; Г.Ф. Корзухина «К реконструкции Десятинной церкви». – «Советская археология», 1957, 2, с. 78-90). 6 декабря 1240 г. Десятинная церковь послужила героическим защитникам Киева последним оплотом от нашествия орд Батыя. Когда уже весь город захватили татары, киевляне быстро приспособили церковь к обороне и защищались в ней до тех пор, пока татары не подвезли стенобитные машины, под ударами которых рухнули стены храма. Об архитектуре Десятинной церкви известно немногое, её план определен во время археологических раскопок. Первоначальным ядром церкви был шестистолпный крестовокупольный храм размерами в плане 26м х 16м с вытянутыми с запада на восток тремя нефами. С трёх сторон храм окружали широкие галереи. План западной части выяснен не полностью. Что касается композиции здания, то оно, по свидетельству письменного источника XIV- XV в.в., было многоэтажным  (М.Н. Тихомиров «Список русских городов дальних и ближних». – «Исторические записки», вып. 40, М., 1952, с. 214) , чем, может быть, напоминала древесную новгородскую Софию X века. Чрезвычайно великолепно была украшена Десятинная церковь внутри, что неоднократно отмечали путешественники и писатели, как во времена Киевской Руси, так и в последующие века, когда от здания остались только руины.

http://sobory.ru/article/?object=55498

Русская церковная архитектура Храмы Киевской Руси Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной (989–996) по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. Однако расцвет церковного зодчества наступает при Ярославе Мудром, когда в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы: Софийский собор в Киеве (1037–1044), Софийские соборы в Новгороде (1045–1052) и Полоцке (сер. XI в.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036). Киевский Софийский собор является шедевром византийского и древнерусского зодчества. Построенный константинопольскими зодчими при участии киевских мастеров, он не имеет прямых аналогов в византийской архитектуре. Собор представляет собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами; внутреннее пространство храма разделено на 5 нефов с 5 апсидами. С северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Длина собора без галерей – 29,5 м, ширина – 29,3 м; длина и ширина с галереями соответственно: 41,7 м и 54 м. Высота до вершины главного купола составляет 28,6 м, сторона подкупольного квадрата 7,6 м. Внутри стены храма украшены мозаикой, набранной из кубиков разноцветной смальты, и расписаны фресками, выполненными водяными красками. Общий объем мозаик – 260 кв. м, фресок – около 3000 кв. м. Новгородский Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с тремя главными апсидами. Как и в Софии Киевской, с северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над ними возвышается 5 глав. Еще одна глава венчает лестничную башню, расположенную в юго-западной части собора. Размер основного объема собора без галерей: длина 27 м, ширина 24,8 м; вместе с галереями: длина 34,5, ширина 39,3 м. Размер сторон подкупольного квадрата 6,19–6,28 м. Толщина стен собора 1,2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Храмы и Лики Православие на Руси 1. Начальный период (от упоминания о первой русской митрополии (861 г.) до Крещения Руси (988 г.)). 861 Крещение на юге Руси 200 семейств св. братьями Солунскими. Константинопольский патриарх Фотий посылает возглавить эту первую Русскую Церковь епископа Михаила, ставшего первым русским митрополитом (впоследствии канонизирован). 866 Поход киевских князей Аскольда и Дира на Константинополь и принятие ими христианской веры. 955 Киевская княгиня Ольга отправляется в Царьград, где принимает святое Крещение с именем Елена. 965 Построение в Киеве деревянного храма в честь Святой Троицы. 983 Мученическая смерть в Киеве святых варягов Феодора и Иоанна. 987 Киевский князь Владимир принимает Святое Крещение именем Василий. Св. равн. ап. кн. Владимир закладывает в Киеве первую каменную церковь св. Василия «на княжьем дворе». 2. Киевский период (от Крещения Руси (988 г.) до нашествия татаро-монголов (1237 г.)). 988 Принятие христианской веры киевлянами и впоследствии всей русской землей. В Киеве закладывается каменный храм в честь Успения Богородицы именуемый «Десятинный», первый кафедральный собор. Построение в Новгороде деревянного храма во имя Софии, Премудрости Божией. 989 - 1015 Создание первого русского церковного устава св. Владимиром. 994 Освящение Десятинной церкви в Киеве. 996 Заложение церкви Преображения в Киеве. 998 Построение в Переяславле церкви в честь Воздвижения Креста Господня. 1007 Перенесение мощей св. равн. ап. княгини Ольги в Десятинную церковь. 1015 Преставление св. равн. ап. кн. Владимира. Закладка Ярославом в Киеве величественного Софийского собора. 1044 Крещение костей князей Олега Древлянского и Ярополка Киевского. 1045 Освящение Софийского Собора в Новгороде. 1049 (около) Преставление митрополита Феопемпта. 1051 Избрание первого русского митрополита Илариона (автор " Слова и законе и благодати " ) Прибытие с Афона прп. Антония Печерского. Основание пещерного Печерского монастыря Антонием и Феодосием в Киеве. 1055 Назначение митрополита Ефрема.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

Семен Денисов История об отцах и страдальцах соловецких История о отцех и страдалцех соловецких, иже за благочестие и святыя церковныя законы и предания в настоящая времена великодушно пострадаша 980 Аще убо древний творцев Омир толико тщание, толико подвизание, толикий труд показа, воеже написати Тройска града начало, жителство и разорение 980 воеже 981 показати мужы исполины храбрыя, великомощьныя и крепкодушныя, иже за честь отечества даже до смерти подвизашася, колико 982 нам подобает множайшее тщание, вящший подвиг и теплейшее усердие явити ко изъявлению не града крепка и преславна, стен твердостию чюдима 983 , столпов высотою удивляема и мужей храбрых множеством прославляема, но монастыря свята и пречюдна, егоже яко начало свято и избранно, тако жительство преподобно и боголюбезно, тако конец богоугоден и предивен. В нем же мужи чюднаго и высокаго жития, мужи храбраго и крепкаго терпения, мужи твердаго и невлаемаго веледушия 984 возсияша, не плотских, ниже вещественных сопостатов, но невещественныя, мысленныя враги храбро, и зело храбро, победившыя, иже за отеческия законы, за церковное православие вдаша плещи своя на раны, хребты на ударение, уды 985 на раздробление, телеса на муки, конечне 986 на смерть предавшыяся за безсмертную жизнь. Елма 987 же мнози, толико жаждущии любожелательно слышати о семь, толико понуждающии в любоснискания труд (елико о количестве святых мужей, возсиявших по временем во обители, толико и о дивнем мужестве страдавших за неприятие новостей изъявити), 988 благоревностне потщахомся в труд собрания 988 , не похвалу мужем чюдным (яже во устех грешных некрасна есть) соплетающе, но самыя вещи 989 , самыя деяния отец, яже от различьных списателей собрахом, яже от уст самобывших во время разорения обители в воинстве слышахом, яже от оставших соловецких отец известно научихомся, сия, боголюбивых ушесем представляюще, возвещаем. И первее убо о начале святыя обители, когда создася, каковыми ктиторами 990 , каковыми же законы, каковыми предании благочиний оградися, таже 991 и о живущих в ней отцех, каковыя святости, елико высокаго жития, якова 992 чюднаго воздержания бяху, наконец о великодушии страдания, ревности благочестия, крепости терпения блаженных отец, во время разорения бывших и крови своя за благочестие пролиявших, в сем собрании 993 предлагаем, да от корене древо и от сего ветви, от ветвей же плоды удобнейше 994 объявятся, и неведящии 995 , слышавше, удивятся, ведящии же памятию обновятся, добраго усердия плод обще обимут 996 , корысть 997 послушания в небе восприимут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Архитектурные традиции православной Руси 10.05.2012 г. История архитектуры православной Руси началась со строительства первой каменной православной Десятинной церкви, возведенной в Киеве примерно в 989-996 гг. Крестово-купольный тип являлся основным стилем при строительстве храмов. В то время происходило массовое обращение в христианскую веру. Новая вера пришла из Константинополя, входящего в состав Византийской империи. Таким образом, архитектурный стиль Византии повлиял на архитектурный стиль православной Руси. Существует мнение, что крещение Руси началось после того, как крещение приняла княгиня Киевская Ольга, попав под влияние православной деятельности братьев апостолов Мефодия и Кирилла. Они занимались просвещением славян на юге Руси. Вскоре крещение принял и князь Владимир, отвергнув, предложенные ему для выбора, остальные веры. В 10-ом веке воздвигаются первые храмы в Киеве, Владимире и Новгороде. В 11-ом веке развиваются монастыри с многофункциональной деятельностью, которые, кроме духовной направленности, являлись центром образования. До 13-го века архитектурные традиции были достоянием стиля киевских мастеров на основе византийского. Нередко прибегали к услугам константинопольских мастеров. То есть в основу первых храмов на Руси легли знания и мастерство греков, византийцев и киевлян. Этот период принято называть домонгольским, так как строительство храмов и церквей шло уверенным темпом до нашествия татаро – монголов. Главным памятником Киевской Руси является киевский Софийский собор. Первоначальный вид собора представлялся пятинефным с 13 главами и 5 апсидами. Собор являлся пирамидальным сооружением с цилиндрическими сводами. Строили собор по системе византийских мастеров рядами из камня и плинфы. Начало архитектурных традиций на Руси сформировалось на трёх основах: архитектура Византии, религиозные каноны и местные возможности (традиции). Например, использование строительного материала зависело от его преобладании в том или ином регионе. Это сейчас можно найти любые стройматериалы на разных порталах о строительстве и перевезти в любой регион. А тогда все зависело от того, что добывается в конкретном регионе. Так в Киевской Руси больше использовали кирпич. В Пскове, Новгороде, в Московском княжестве и во Владимиро-Суздальском преобладало наличие белого камня.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/033arhitektu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАС КОРСУНЯНИН (2-я пол. Х в.- 1-я пол. XI в.) впервые упоминается в рассказе о взятии Херсонеса св. равноап. кн. Владимиром (989) («Корсунской легенде»), в составе НПЛ младшего извода и в ПВЛ, а также в нек-рых редакциях жития св. Владимира. Согласно «Корсунской легенде», житель Херсонеса (древнерус. Корсунь) А. К., видя безуспешность осады города Владимиром, «стрели... написав на стреле» о колодцах, из к-рых по подземным трубам в Херсонес поступала вода; Владимир «переняша воду» и тем заставил корсунян сдаться. Возвращаясь в Киев, князь взял А. К. с собой. Ввиду существования др. варианта «Корсунской легенды» (в к-ром вместо А. К. выступает варяг Жберн, или Ижберн: Шахматов. С. 1074-1075) и отсутствия упоминаний об А. К. в ряде разновидностей жития (напр., у Иакова Мниха ) не исключено, что этот эпизод был связан с именем А. К. позднее - в XI в. (А. А. Шахматов, Р. В. Жданов, Д. С. Лихачёв). Вероятно, А. К. вошел в число доверенных людей св. Владимира, коль скоро последний «поручи» ему новопостроенную Десятинную ц . в Киеве (996) или, как более ясно излагает летописец в др. месте,- «вдасть десятину Настасу»: похоже, А. К. был назначен экономом Десятинной ц. (Л. Мюллер, А. Поппе). То была высокая должность, напр., в кафедральных храмах эконом был в хозяйственных делах вторым лицом после епископа. В этом своем качестве А. К. являлся членом клира, но необязательно иереем, как утверждается в новгородской летописной традиции (в соответствующем текстуально родственном месте ПВЛ упоминания о священстве А. К. нет). В сходной роли А. К. выступил и после взятия Киева в авг. 1018 г. польск. кн. Болеславом I Храбрым , когда тот поставил А. К. хранителем казны, захваченной в столице Руси и вывозившейся в Польшу, куда отбыл и сам А. К. В свете этих данных выглядят безосновательными догадки, будто в А. К. следует видеть епископа (о «епископе Настасе» изредка говорится в поздних источниках - напр., в одной из редакций жития св. Владимира, представленной списком сер. XVI в.- ГИМ Чуд. 62/264), возможно возглавлявшего Русскую церковь при кн. Владимире (М. Д. Присёлков, Р. В. Жданов, Н. М. Зёрнов и др.; ср. убедительную критику Л. Мюллера).

http://pravenc.ru/text/114940.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАУДЕНЦИЙ [в миру Радим; чеш. Radim; польск. Radzim] (960/70 - между 1006 и 1022), первый архиеп. Гнезненский. Внебрачный сын Славника, князя Либице (Вост. Чехия), сводный брат сщмч. Адальберта , еп. Пражского. Судя по указаниям житий Адальберта, Г. в детстве был неразлучен с братом, возможно, обучался в соборной школе в Магдебурге и покинул Прагу, когда Адальберт вступил в конфликт со своей паствой (988). После этого братья отправились в Рим с намерением совершить паломничество в Св. землю. Вместе с Адальбертом вступил в бенедиктинский мон-рь святых Алексия и Бонифация на Авентине (989), где, вероятно, стал священником. В кон. 996 г. Г. вместе со старшим братом прибыл в Польшу ко двору кн. Болеслава I Храброго . Оттуда в 997 г. Г. отправился в Пруссию, где стал свидетелем мученической смерти Адальберта (23 апр. 997). В житиях сщмч. Адальберта говорится, что в земле пруссов Г. было видение, предсказывавшее мученическую смерть святого, и что именно Г. совершил последнее причастие брата. В 997-999 гг., вероятно, снова находился в Риме в связи с процессом канонизации Адальберта и работал предположительно с папой Сильвестром II над составлением «Большого жития» (Vita Maior) мученика. Осенью 999 г. Г. получил место архиепископа создаваемой в то время митрополии в Гнезно, небесным покровителем к-рой стал сщмч. Адальберт. В дипломе герм. имп. Оттона III аббатству Фарфа от 2 дек. 999 г. Г. назван «archiepiscopus sancti Adalberti martyris» (архиепископ св. мч. Адальберта). Интронизация состоялась в марте 1000 г. в Гнезно в присутствии польск. кн. Болеслава I, герм. имп. Оттона III и папских легатов. В новую митрополию входили еп-ства Колобжега, Кракова и Вроцлава, в 1012 г. к ней было присоединено Познаньское еп-ство. Сведений о деятельности Г. сохранилось не много. В хронике нач. XVI в. «Quaedam memorabilia» содержится сообщение о том, что при Г. в Польшу приехали 6 монахов из старейшего бенедиктинского мон-ря в Бржевнове (Чехия). В хронике Галла Анонима сохранилось сведение, что Г. «неизвестно, по какому поводу, подверг... всю страну отлучению» (Кн. 1. Гл. 19).

http://pravenc.ru/text/161747.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕБХАРД II [нем. Gebhard, Gebhart; лат. Gebhardus, Gebehardus, Kebehardus, Gebardus] (949, замок Пфанненберг, близ Брегенца (ныне Швейцария) - 27.08.995, Констанц), св. (пам. зап. 27 авг.), еп. Констанцский (с 979). Основными источниками о жизни Г. являются Житие св. Г., написанное монахом из Петерсхаузена после 1134 г., «История мон-ря Петерсхаузен» (Casus monasterii Petrishusensis) XIII в., Констанцская хроника, компиляция различных ранних источников, составление к-рой приписывается Иакову Манилию из Брегенца (нач. XVI в.), и анонимное Житие на верхнешвабском диалекте, составленное на рубеже XVI-XVII вв. Сын гр. Брегенцского Удальриха (Утцо, Уцо) VI и Дитбурги, брат Удальриха VII Брегенцского, Г. получил образование в школе при Констанцском кафедральном соборе, к-рой в то время руководил свт. Конрад , еп. Констанцский. Впосл. Г., видимо, стал каноником при этом соборе. Был приближенным герм. императоров Оттона II и Оттона III , а также советником имп. Феофану. После смерти преемника свт. Конрада еп. Герменульфа (Гаминульфа) Г. в 979 г. был избран на его место. Рукоположение Г. совершили Виллигиз , архиеп. Майнцский, и Эрханбальд, еп. Страсбургский. В 983 г. при поддержке имп. Оттона II Г. начал строительство нового мон-ря на сев. берегу Рейна. Мон-рь был освящен во имя свт. Григория I Великого (992), но, поскольку его главный храм строился по образцу рим. базилики св. ап. Петра, он получил в народе название «собор (дом) Петра» (Petri domus), к-рое встречается уже в хронике Германа Контракта (1-я пол. XI в.). Название закрепилось за мон-рем в нем. форме - Петерсхаузен. Согласно Констанцской хронике, Г. украсил главный храм мон-ря мозаиками, к-рые впосл. были полностью уничтожены аббатом Конрадом. В мон-рь были приглашены монахи-бенедиктинцы из аббатства Айнзидельн (совр. Швейцария). Имп. Оттон III подарил этой обители часть мощей св. ап. Филиппа. В 989 г. Г. совершил паломничество в Рим, получив от папы Иоанна XV (985-996) привилегии для своего мон-ря. Папа даровал мон-рю мощи рим. святых. В Констанцской хронике приведена надпись в стихах, посвященная свт. Григорию Великому, к-рую Г. велел сделать на одной из плит, помещенных внутри церкви. Возможно, ее автором был Г. С 990 г. Г. управлял еп-ствами Падуя и Павия. Он устроил общину каноников в Цурцахе (совр. Швейцария), близ могилы прп. Верены .

http://pravenc.ru/text/161809.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ († ок. 989-996), свт. (пам. греч. 5 мая), еп. Мадитский. Значительная часть Жития Е., помещенного в рукописи Paris. gr. 1617, 1071 г., утрачена. Сохранилось Похвальное слово, написанное К-польским патриархом Григорием II Кипрским (1283-1289), по всей видимости, еще до занятия им Патриаршей кафедры. Е., сын земледельца Никиты, происходил из сел. Эпиват во Фракии (ныне Селимпаша, близ Стамбула). Когда в отрочестве он лишился отца, мать отдала его на обучение в один из к-польских мон-рей. Удивляя наставников своими способностями, Е. преуспел в науках, но еще более - в добродетелях. Он принял постриг в этом мон-ре и после 30 лет строгого подвижничества взял у игумена благословение удалиться в затвор в одно из загородных монастырских владений. Там он провел 4 года в молчании. О нем узнал Ираклийский митрополит, и по его настоянию Е. был рукоположен во иерея, а затем хиротонисан во епископа г. Мадита (ныне Эджеабад, на европ. берегу прол. Дарданеллы). Е. занимал кафедру в течение 40 лет. Он отличался особой заботой о бедных и милосердием: простил разбойника, отобравшего у него коня, и воров, похитивших зерно из его житницы, отпустил грабителей, обокравших храм, которых местные жители хотели предать казни. Еще при жизни Е. прославился чудотворениями: излечил женщину, находившуюся в родильной горячке, исцелил глухонемого и одержимую бесом монахиню. Имп. Василий II Болгаробойца навестил знаменитого подвижника, и Е. предсказал ему победу над Вардой Фокой. Когда Е. исполнилось 80 лет, ему было открыто о грядущей через год кончине. Прокаженный, прибывший издалека в надежде получить исцеление от Е., не застал его в живых. В отчаянии он обнял гробницу и стал взывать к Е., как к живому. Когда его помазали маслом от лампады над гробницей святого, он выздоровел. От мощей Е. обильно истекало миро, от к-рого многие получали исцеление. Кроме того, среди посмертных чудес Е. есть рассказы о спасении попавших в шторм и об освобождении греч. воина из болг. плена.

http://pravenc.ru/text/187645.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010