Как полагал А. А. Шахматов, в первоначальном варианте летописного рассказа Владимир, конечно, крестился в Киеве после проповеди Философа. Впоследствии к этому рассказу присоединили другие – об испытании вер и крещении Владимира в Корсуне (Херсонесе Таврическом). 55 Он начинается под 6495 (987) г. с описания совета Владимира и бояр со старцами. Князь решил отправить «мужей добрыхъ и смысленныхъ», чтобы они ознакомились с каждой из религий на месте. Послы едут поочередно в мусульманскую Волжскую Болгарию, в Германию и в Византию. Наибольшее впечатление на них произвела служба в соборе Св. Софии Константинопольской. Выслушав послов по возвращении, князь и бояре решают, что лучше всего «законъ грьчьскыи», тем более, что именно его приняла княгиня Ольга, которая была «мудр иши вс хъ челов къ». Но вместо того, чтобы начать готовиться к крещению, Владимир задает боярам странный вопрос: «То где крещение приимемъ?» Они отвечают: «Кд ти любо», и далее под 6496 (988) г. следует известный рассказ о походе на Корсунь в Крыму. После взятия города князь, наконец, крестится. По летописной версии основной причиной стало желание Владимира жениться на сестре византийских императоров Василия и Константина. Как писал А. А. Шахматов, Корсунская легенда о крещении Владимира существовала отдельно и была включена в летопись позднее создания основного текста. Отсюда нелогичности, обрывы в изложении и повторы в НС и «Повести временных лет». 56 В «Повести временных лет» читаются два отсутствующих в Н1 мл. народных предания о княжении Владимира. Под 6501 г. рассказывается, что поводом к основанию Переяславля (Южного) послужила победа в поединке юноши-кожемяки над печенежским богатырем. Под 6505 г. говорится о хитрых белгородцах, обманувших наивных печенегов. Единственное отличие Н1 мл. от «Повести временных лет», которое можно возвести к местному источнику, – это рассказ о крещении Новгорода, помещенный под 6487 (989) г. Это явно фрагмент из Новгородского свода XI в. За известием 6504 (996) г. об освящении каменной церкви Богородицы в Киеве и даровании ей десятины помещена история основания церкви Спаса в Василеве. Далее следуют обширная похвала Владимиру и небольшой рассказ о неудачной правовой реформе по византийскому образцу. Ни в «Повести временных лет», ни в Н1 мл. после 996 г. нет фактического материала, кроме известий о смерти жен, сына и внука Владимира. Эту особенность обеих летописей, также восходящую к НС, мы подробно рассмотрим в разделе 3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1829 году император Николай I посвятил сюда трофеи побед своих над турками: клочь крепости Силистрии, с тремя знаменами, которые хранятся в шкафе, за стеклом. Древняя Софийская библиотека совершенно истреблена; ныне же существующая составилась уже в позднейшее время из книг, пожертвованных Киевскими митрополитами, а особенно Евгением Болховитиновым . ДЕСЯТИННАЯ-БОГОРОДИЦКАЯ церковь , в Киеве; построена каменная, во имя Рождества Богородицы св. В. К. Владимиром I в 989 году на том месте, где пострадали во время язычества св. варяги Феодор и Иоанн, а освящена в 996 году. На содержание и украшение ее храмоздатель определил десятую часть своего имения и доходов; от чего и получила она наименование Десятинной. В ней по словам летописцев, находилась глава св. Климента, привезенная св. Владимиром из Херсона, и погребены были: св. княгиня Ольга, гроб коей перенесен сюда в 996 г. из Николаевского на Угорском мон.; св. Равноапостольный князь Владимир; супруга его, греческая царевна Анна; В. К. Изяслав I Ярославич, и Кн. Ростислав Мстиславич, внук Изяслава I. Тут же было сначала положено тело первого митрополита Киевского, св. Михаила, а около 1103 года перенесено отсюда в ближнюю Антониеву пещеру, а потом в Успенский собор Печерской Лавры. Многие преемники св. Михаила здесь же погребены; – В 1202 году, во время междоусобий удельных князей призванные Рюриком Ростиславичем Киевским половцы, разграбили Десятинную церковь ; а когда постигло Киев ужаснейшее бедствие при нашествии Батыя 9 мая 1240 года, храм этот был последним убежищем киевлян: тут они все погибли, а церковь до основания разрушена и около 400 лет после того оставалась в развалинах. В это время жители, употребляя кирпич на свои надобности, более и более истребляли остатки стен, кое-где возвышавшиеся над поверхностью бугров щебня, так, что к первым годам XVII века едва уцелел один юго-западный угол этого достопамятного храма, из двух неполных стенок состоящий, вышиной около 6 сажен; на одной стенке сбереглась также (к сожалению) неполная надпись, выпуклыми буквами сделанная, которой смысл доселе остался неизвестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Славная Десятинная церковь св. Владимира, начало и венец всех священных храмов Старого Киева, прежде всех сооруженная благоверным князем, претерпевшая все беды, напасти, гонения и разрушения, и ныне воздвигаемая, из малого уцелевшего основания. Просветитель Руси, святой равноапостольный князь Владимир, принявший крещение в Корсуне и крестивший Русь в 988 г., не пощадил трудов и сокровищ для сооружения достойного храма Господу, просветившему его духовную и телесную тьму и на следующее «лето 6497 (989 г.) помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы, – записано в " Повести временных лет " , – и послав, преведе мастеры от Грек. И наченшю же созидати, и яко сконча, украси иконами " . Строили византийцы каменную церковь 7 лет. Окончание строительства летописные источники относят к 996 году. В 996-м году церковь освятил второй митрополит Киевский Леонтий.Владимир посвятил её Пречистей Деве, празднуя честный собор Ея, на другой день спасительного Рождества Сына Ея и Бога, и определил десятую часть своих доходов, на поддержание нового храма, от чего и сохранилось ему название Десятинного.Туда перенес он блаженные останки своей бабки, великой княгини Ольги, от которой почерпнул первые начатки христианства, они были перенесены в Десятинный храм из Вышгорода; там похоронил и благоверную супругу Анну, греческую царевну, утверждавшую его на пути спасения, и сам упокоился наконец под сению той же церкви. Сын его Ярослав, движимый благочестием к памяти усопших, вырыл кости дядей своих Ярополка и Олега, убиенных ещё в язычестве и окрестив торжественно, положив в церкви Десятинной, где опочил и великий отец; а сам отошел на смертный покой, под сень собственного храма Софийского.В 1240 году надвинулась туча монгольская на святую Русь. Долго ходит она по небосклону отчизны и наконец, страшно разражается над Киевом. Грозный завоеватель не оставил никакой надежды на мир или пощаду; одна неминуемая гибель, и она постигла Киев. Батый приблизился с своими несметными полчищами и разрушил столицу.

http://sobory.ru/article/?object=14098

1137 Многие святилища имели валы и рвы, были огорожены деревянными оградами (см.: Русанова И. П., Тимощук Б. А. Языческие святилища древних славян. М., 1993), поэтому валы нужно было раскопать, а деревянные сооружения посечь. 1139 Иосия (627–613 до Р. X.), благочестивый царь иудейский, восстановивший почитание истинного Бога. 1143 Авраам – ветхозаветный патриарх и праведник, родоначальник евреев и арабов. Ему явился Бог в образе трех ангелов у Мамврийского дуба. 1145 Моисей – ветхозаветный пророк, вывел еврейский народ из египетского плена, на горе Синай получил от Бога заповеди (т. н. Декалог). 1146 Далее перечисляются походы языческого времени (978–986 гг.); два похода на вятичей указаны в «Повести временных лет» и Начальном своде (см.: Гл. 2.3). 1147 Как следует из дальнейшего изложения, поход на Корсунь состоялся на третий год после крещения. Поэтому у Иакова св. князь Владимир молит Бога о даровании ему города, чтобы привести на Русь учителей для своего народа. 1148 Климент, папа римский (I-II в.). Умер в ссылке в Херсонесе, его мощи были найдены на островке в Херсонесской бухте свв. Константином-Кириллом и Мефодием и перенесены в Рим в 867 г. Глава св. Климента была перенесена св. кн. Владимиром в Киев и хранилась в Десятинной церкви. Титмар Мерзебургский в 1018 г. даже называет ее не церковью Богородицы, а церковью св. Климента. 1149 Василий II Болгаробойца (958–1025) и его брат Константин VIII (960–1028), императоры с 963 г. См.: Гл. 4. 2. 1150 Об этом пишется в летописях и в житиях свв. Бориса и Глеба, так как именно Борис был отправлен во главе войска. 1153 Тот же срок жизни указан в «Сказании, и страсти, и похвале святым мученикам Борису и Глебу» (Анонимном). Крещение у Иакова датировано 987 г. О хронологии памятника см.: Гл. 1. 3. 1154 Поход к Порогам состоялся в 988 г., а взятие Корсуня в 989 г. (см.: Гл. 4. 2, Табл. 1; Гл. 5. 1). 1155 Закладка Десятинной церкви – в 990 г. (989 или 991 г. в разных редакциях «Повести временных лет»), Переяславля – в 991 г. (992 г. в «Повести временных лет»), освящение Десятинной церкви – в 995 г. (996 г. в «Повести временных лет»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

989 г. город Корсунь взял, 3) в 990 г. заложил церковь во имя Богородицы, 4) в 991 г. город Переяслав основал, 5) в 995 г. десятину установил. Оставляя пока в стороне две первые даты, относительно остальных заметим, что они стоят в противоречии с показаниями летописи; но относительно 3 и 4 необходимо заметить, что и сама летопись в данном случае не одинаково показывает в различных своих списках. Заложение церкви, в Лаврентиевском списке, по очевидной описке переписчика, отнесено к 982 (6490), в Радзивиловском и Академическом к 989 г., в Ипатском к 991 г.; основание Переяславля в Лавр. отнесено к 992 г., а в остальных к 993 году. Эта хронологическая путаница, начинающаяся в летописи после 988 года, по нашему мнению, произошла от неверного распределения по годам содержания выше рассмотренной повести о крещении. Ясно, что полагаться в этом пункте на летописную хронологию нельзя, и попытка проверить ею показания Иакова, была бы грубой ошибкой. Что же касается, десятины, то все летописные списки установление ее относят 996 году; оспаривать эту дату, нет основания. Для примирения в этом пункте разногласия Иакова с летописью высказано несколько соображений; но все они имеют гадательный характер, и поэтому мы на них не останавливаемся. VI Третьим памятником, сохранившим нам дату крещения Владимира, является «Чтение о житии и о погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба препод. Нестора Печерского 132 . Сказание это написано, как полагают, прежде 1091 года; вообще древность его не оспаривается. Сказав о крещении Владимира и народа, летописец замечает: «се бысть в лето 6000 и 400 и 90»,т. е. в 982 году. Дата эта, взятая в настоящем своем виде, настолько неправдоподобна, что исследователи не усумнились признать в ней не ошибку автора, а описку переписчика. Такие тонкие специалисты в области нашей древней письменности, как Е. Е. Голубинский и А. И. Соболевский, происхождение этой описки объясняют таким образом: лицо, писавшее этот список, опустило в конце цифры находившуюся в оригинале букву ,,е» (5), приняв ее за окончание вин.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По мнению Е., «не следует сравнивать то, что сказано нашими отцами о богословии, с тем, что говорится о домостроительстве, но лишь богословское с богословским, а домостроительное с аналогичным ему», иначе это приводит к ошибкам в богословствовании (Ep. ad Zenob.//Ibid. Col. 960). Учение Церкви в качестве основы имеет соборные определения. Е. подтверждает авторитет 4 Вселенских Соборов (см.: Сидоров. 2003. С. 346). В особенности важен для него Халкидонский Собор, участников которого он называет «богоносными отцами» (Ep. ad Anthim.//PG. 103. Col. 965), «хором богоносных отцов» (Apol. Cyril. ep. ad Succ.//Ibid. Col. 973), а сам Собор - святым (Ad mon. orient.//Ibid. Col. 1012), вселенским (Apol. Chalc.//Ibid. Col. 989), учение Собора подтверждается приводимыми Е. многочисленными свидетельствами св. отцов (Ibid. Col. 996), к-рые еще прежде Собора «просияли своим учением», согласным с соборным определением о «двух природах и единстве по Ипостаси» (Ibid. Col. 1005). Христология Е. основывается на 2 главных принципах Халкидонского Собора: единстве и тождественности Лица Господа Иисуса Христа (тождество субъекта 2 рождений - по божеству предвечно от Отца и по человечеству - от Пресв. Богородицы) и учении о двух Его природах, соединившихся в одном Лице в единстве по Ипостаси (καθ πστασιν). Эти принципы Е. называет «мышлением православным и любезным Кириллу» (τι ρθοδοξας στ φρνημα κα Κυρλλ φλον) (Ibid. Col. 988). I. Совершенство Христа по божеству и по человечеству. Е. вслед за Халкидонским Собором учит, что «Один из Святой Троицы - Бог Слово воплотился и вочеловечился» (Ep. ad Synclet.//Ibid. Col. 964-965), «Единый Христос составился» ( ες Χριστς πετελσθη) из двух природ (δο φσεις) (Apol. Chalc.//Ibid. Col. 988) - совершенного божества и совершенного человечества. Совершенство обеих природ Христа выражается в их неповрежденности в результате соединения (Ibid. Col. 993). «Ни от нас [воспринятая] плоть ( ξ μν σρξ), соединенная с Богом Словом по Ипостаси, не преложилась в сущность Слова (οκ ες τν οσαν μετεβλθη το λγου), хотя и стала плотью Бога, ни Слово - в плоть, хотя и сотворило Оно домостроительно Свою плоть» (δαν οκονομικς ποισατο τν σρκα) (Resp.

http://pravenc.ru/text/182075.html

Пользуясь противоречиями между польскими и чешскими князьями, имп. Феофано и ее советники смогли привлечь Мешко I в качестве союзника. Польск. князь предоставил им военную поддержку во время походов против полабских славян и чехов (985-987). Шестилетний О. лично принимал участие в кампании 986 г. и получил от Мешко I заверения в преданности. Походы на восток были удачны и позволили укрепить герм. влияние в регионе, хотя полностью вернуть под контроль территории, утраченные после слав. выступления 983 г., уже не представлялось возможным. Удалось ослабить и напряженность на зап. рубеже королевства, дав отпор западнофранк. кор. Лотарю III, а затем и его наследнику, Людовику V Ленивому (986-987), пытавшимся захватить Лотарингию. В 987 г. имп. Феофано заключила мир с новым кор. Гуго Капетом (987-996) - родоначальником династии Капетингов и поддержала его в противостоянии с братом Лотаря III - Карлом, герцогом Н. Лотарингии (977-991), обеспечив тем самым сохранение Лотарингии в составе Восточнофранкского королевства. В 989-990 гг. имп. Феофано совершила поездку в Италию, поводом для к-рой стало посещение могилы мужа в рим. базилике св. Петра на годовщину его смерти (7 дек.). О. был оставлен на попечение доверенного лица - калабрийского грека Иоанна Филагата († 1001 или 1002; антипапа Иоанн XVI в 997-998), к-рый при покровительстве императрицы в 988 г. занял архиепископскую кафедру Пьяченцы. С прибытием имп. Феофано в Италию Адельгейда удалилась из Павии в Бургундию. В Италии, вероятно потому, что сын не сопровождал ее, вдова Оттона II уделяла особое внимание своему имп. статусу, причем в 3 сохранившихся правовых документах этого периода ее имя и титул указаны в муж. роде: «Феофан, император август» (Theophanius imperator augustus - Die Regesten. 1956. S. 507-508; см. также: Klein H. H. Theophanu coimperatrix//Der Staat. B., 1993. Bd. 32. S. 219-244). Поход способствовал укреплению влияния О. как государя в этой части владений его отца и деда, подготовил буд. принятие им имп. титула.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

представители герм. епископата поддержали архиеп. Виллигиза Майнцского, выступив против вмешательства папы Римского в церковные дела на их землях. Найти решение конфликта тогда не удалось, противостояние продолжалось при преемниках О. вплоть до 1030 г. Укрепилось могущество и других прелатов, возвысившихся при Оттоне II. Архиеп. Эгберт Трирский (977-993), хотя и поддержал герц. Генриха Строптивого в борьбе за власть, к 985 г. примирился с имп. Феофано и сохранил свое положение. Выходец из Санкт-Галлена Ноткер, еп. Льежский (972-1008), вел активную деятельность в придворной капелле Оттонов и на Льежской епископской кафедре еще при деде и отце О. Приобретя статус влиятельного советника государей Саксонской династии, он сохранял его на протяжении всей карьеры, участвовал в итал. походах (983, 989-990, 996, 998-1002; сопровождал тело О. из Италии к месту погребения). Еще в 980 г. еп. Ноткер Льежский получил от Оттона II светскую власть над территорией своей епархии и статус князя-епископа, а в 985 и 987 гг. его владениями также стали графства Юи и «Брунненгеруут». Иоанн Филагат, занявший в 988 г. архиепископскую кафедру Пьяченцы, пользовался таким влиянием, что в королевской грамоте от 18 апр. 991 г. именовал себя: «милостью Божией архиепископ и протонотарий святой Римской Церкви, первый из советников и канцлер короля Оттона» (Die Regesten. 1956. S. 521). О. продолжил политику Оттона II, направленную на развитие мон-рей как самостоятельных церковных и культурных центров. В 987 г. во главе зальцбургского мон-ря ап. Петра, аббатом к-рого прежде считался сам архиепископ Зальцбургский, был поставлен отличавшийся большой ученостью мон. Тито (987-1025) - выходец из аббатства Санкт-Эммерам. Св. Вольфганг , еп. Регенсбургский (972-994), и св. Гебхард II , еп. Констанцский (979-995), оказывали покровительство мон-рям Санкт-Эммерам (в Регенсбурге) и Петерсхаузен (в Констанце). И в период регентства, и во время самостоятельного правления О. под имп. покровительством находился жен. мон-рь в Эссене. При аббатисе Матильде (949-1011), представительнице швабской ветви рода Людольфингов (аббатиса поддержала О. в противостоянии с герц. Генрихом Строптивым), обитель превратилась в одно из главных мест поминовения представителей правящего рода, прежде всего имп. Оттона II. Эссенское аббатство получило множество реликвий, в т. ч. мощи св. Марса (пам. зап. 4 окт.; из Лиона) и св. Флорина (пам. зап. 17 нояб.; из Кобленца).

http://pravenc.ru/text/2581743.html

913 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 120, 121. 915 Феофан Византиец. Летопись от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. С. 118, 119. 938 Шкаренков П.П. Королевская власть в остготской Италии по «Variae» Кас-сиодора. Миф, образ, реальность. М., 2003. С. 23. 941 «История Средних веков. От падения Западной Римской империи до Карла Великого (476–768 гг.): Сб. ст./ Под ред. М.М. Стасюлевича. СПб., – М., 2001. С. 243. 942 Шкаренков П.П. Королевская власть в остготской Италии по «Variae» Кас-сиодора. Миф, образ, реальность. С. 42–44. 963 Робертсон Дж. С. История христианской Церкви от апостольского века до наших дней. Т. 1. С. 476. 972 Межерицкий Я.Ю. «Республиканская монархия»: метаморфозы идеологии и политики императора Августа. М. – Калуга, 1994. С. 179, 180. 977 Вальденберг В.Е. История византийской политической литературы в связи с историей философских течений и законодательства. СПб., 2008. С. 130. 987 Энман А. Легенда о Римских царях, ее происхождение и развитие. СПб., 1896. С. 124 126, 127, 142. 988 Гримм Э. Исследование по истории развития римской императорской власти. В 2 т. Т. 2. СПб., 1901. С. 283, 284. 989 Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. Киев – СПб., 1889. С. 5, 6. 990 Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община: исследование о культе, праве и учреждениях Греции и Рима. М., 1903. С. 150. 992 Тит Ливий. История Рима от основания города. В 3 т. Т.1. М., 1989. Книга III, 39 (3, 4). С.148, 149. 993 Фюстель де Куланж. Древняя гражданская община: исследование о культе, праве и учреждениях Греции и Рима. С.153. 994 Лашкарев П.А. Право церковное в его основах, видах и источниках. Из чтений по церковному праву. С. 155, 156. 996 Загурский Л.Н. Элементарный учебник римского права. Общая часть. Выпуск I. Харьков, 1897. С. 96, 97. 997 Суворов Н.С. Объем дисциплинарного суда и юрисдикции Церкви в период Вселенских соборов. Ярославль, 1884. С. 14, 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Говоря о Успенском соборе Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, необходимо отметить, что возведен он был в 1815 году строителем нынешнего прибрежного Русика схиигуменом Саввой. В следующем году будет отмечаться 200-летний юбилей храма, однако история его не ограничивается 2-мя веками. Схиигумен Савва при строительстве обители на новом месте старался руководствоваться планировкой Старого (Нагорного) Русика, из которого братия в XIX в. переместилась ближе к морю. На прежнем месте обители также было два собора – Пантелеимоновский и Успенский, созданный в память о пребывании русской братии в Богородичной Свято-Успенской обители «Ксилургу». Таким образом Успенский храм Пантелеимонова монастыря является как бы символическим аналогом древнего Успенского собора, построенного 1000 лет назад первыми русскими иноками в первом своем пристанище на Святой Горе – в Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу». Успенский собор обители Ксилургу является одним из древнейшим русских храмов (Киевский Ильинский храм – 945 г.; Десятинная церковь – 996 г.; Успенский собор Киево-Печерской Лавры – 1076 г.). Существование его несомненно уже в 1016 г., однако построен он, как и сама обитель, несколько раньше. По мнению историков, основание русской обители на Афоне связано с посольством равноапостольного князя Владимира в Константинополь, состоявшегося в 989 г. С самого своего основания Русская Богородичная обитель получила статус Царской и носила наименование Лавры. Значение Успенского собора этой первой Русской Лавры несомненно должно быть памятно для всех чад Русской Церкви. Ведь именно здесь зажглась первая русская лампада на Святой Горе. У престола этого храма принял постриг основатель Русского монашества преп. Антоний Печерский. У этого престола он принял благословение своего старца Игумена Герасима, которым запечатлено все русское монашество. Поэтому для русского монашества на Афоне, традиционно, на протяжении более 1000 лет праздник Успения Пресвятой Богородицы имеет особое значение, поскольку, помимо всего прочего, имеет и прямое отношение к устроению древнерусского святогорского иночества в Уделе Божией Матери.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2648

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010