629–639 Правление короля франков Дагоберта 675–753 Объединение франкского королевства Пипином II Геристальским (битва при Тертри) 715–741 Правление майордома франкского государства Карла Мартелла 717–867 Исаврийская династия в Византии 717–741 Правление византийского императора-иконоборца Льва III Исавра 718–1472 Период отвоевания Испании у арабов (Реконкисты) 726–843 Иконоборческое движение в Византии Сражение арабов и франков при Пуатье 741–768 Правление майордома франкского государства Пипина III Короткого 741–775 Правление византийского императора-иконоборца Константина V Копронима Коронование Пипина III в Суассоне, основание династии Каролингов 751–843 Династия Каролингов 768–814 Правление короля франков Карла Великого Битва франков и басков в Ронсельванском ущелье 772–804 Франко-сакские войны Съезд в Падерборне, присяга саксов Карлу Великому Седьмой Вселенский собор в Никее, «Капитулярий о науках» Карла Великого 25.12.800 Коронование Карла Великого Верденский договор, раздел империи Карла Великого Поход Аскольда на Константинополь 867–1056 Македонская династия в Византии X-XI вв. Клюнийское движение Первый поход князя Олега на Константинополь, заключение договора Второй поход князя Олега на Константинополь, заключение договора 919–1024 Саксонская династия в Германии 936–973 Правление германского короля Оттона I Великого Первый поход князя Игоря на Константинополь Второй поход князя Игоря на Константинополь, заключение договора 945–959 Правление византийского императора Константина VII Багрянородного Первое посольство княгини Ольги в Константинополь Второе посольство княгини Ольги в Константинополь и принятие крещения Миссия Адальберта на Руси Участие русского войска в войне Византии с арабами Образование германской («Священной римской») империи, Оттон I становится императором 963–973 Правление германского императора Оттона II Поход Святослава на болгар Третий поход Святослава на Константинополь Созыв Оттоном II съезда католических посольств 983–1002 Правление германского императора Оттона III

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Участие русского войска в войне Византии с арабами Образование германской («Священной римской») империи, Оттон I становится императором 963–973 Правление германского императора Оттона II Поход Святослава на болгар Третий поход Святослава на Константинополь Созыв Оттоном II съезда католических посольств 983–1002 Правление германского императора Оттона III 987–1328 Династия Капетингов во Франции 1014–1039 Правление германского императора Генриха II 1016–1035 Правление короля Англии, Дании и Норвегии Кнута I Великого 1024–1125 Франконская (Салическая) династия в Германии 1033–1109 Ансельм, архиепископ Кентерберийский 1039–1056 Правление германского императора Генриха III Черного 1042–1055 Правление византийского императора Константина IX Мономаха Поход новгородского князя Владимира Святославича на Константинополь 1049–1054 Понтификат папы Льва IX Великая схизма Православной и Католической Церквей 1056–1106 Правление германского императора Генриха IV Латеранский собор Битва при Гастингсе, покорение норманами Англии 1066–1087 Правление английского короля Вильгельма I Завоевателя 1073–1085 Понтификат папы Григория VII (Гильдебранда) «Хождение в Каноссу» Генриха IV 1079–1142 Богослов–схоласт Пьер Абеляр 1081–1185 Династия Комнинов в Византии 1081–1118 Правление византийского императора Алексея I Комнина «Книга Страшного суда» в Англии 1090–1153 Богослов–схоласт аббат Бернар Клервоский Собор в Клермоне 1096–1270 Крестовые походы Крестовый поход бедноты 1096–1099 Первый крестовый поход Взятие крестоносцами Иерусалима, создание королевства Иерусалимского 1100–1155 Ересиарх Арнольд Брешианский 1106–1125 Правление германского императора Генриха V 1108–1137 Правление французского короля Людовика VI Капета Восстание в г. Лане Создание ордена госпитальеров (иоаннитов) Собор в Суассоне, осудивший учение Пьера Абеляра 1132–1202 Ересиарх Иоахим Флорский (Калабрийский) 1137–1180 Правление французского короля Людовика VII Капета 1138–1254 Династия Гогенштауфенов в Германии Собор в Сансе, осудивший учение Пьера Абеляра

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

983 По другому списку: «в книгах колена Данова». Все же здесь, по-видимому, имеются в виду труды учителей и отцов Церкви, посвященные Антихристу. 984 В других списках: «…зачатие его произойдёт по действию диавола, потому что в чрево его матери войдёт глава гордости, начальник заблуждения, преисполненный злодейства». 987 Мотив, пришедший на Запад посредством латинских переводов Видения пророка Даниила и Откровения Псевдо-Мефодия. Но там в качестве горы, на которой последний император сложит с себя власть, называется Голгофа. 999 «Глосса между строк» (glossa interim) – анонимное толкование, написанное между строк Библии. Опубликована в PL 191. 1002 Существует также мнение, что автором этого Толкования был учитель Западной Церкви Гиларий (ок. 370 368), епископ Пиктавии (Пуатье). См.: Богословский М. Человек беззакония: История толкования 2Фес. 2:1–12 /Православный собеседник. 1885. Т. 2. С. 266–267. 1003 Император Гай Аврелий Валерий Диоклетиан (284–305), объявивший в 303 и 304 гг. четыре эдикта против христиан и вошедший в христианскую историю как самый жестокий гонитель Церкви. 1005 Достаточно путаная фраза. Смысл её может быть такой: чтобы защитить идолопоклонство, слуги Сатаны (=императоры) пойдут даже на то, чтобы вместо множества языческих богов объявить одного якобы истинного Бога. Возможно, Амвросиаст имеет здесь в виду культ римских императоров, рассматривая его как прообраз культа Антихриста. Возможно также, подразумеваются попытки некоторых императоров (например, Гелиогабала, 218 222) установить официальное единобожие 1008 Аврелий Пруденций Клемент (348 405), популярный на Западе латинский христианский поэт, число творений которого достигает 320. 1011 Перевод Вульгаты неверен. В подлиннике Книги Иова говорится о противоположном: Бог делает, «чтобы не царствовал лицемер к соблазну народа». Читать далее Источник: Учение об Антихристе в древности и средневековье/сост., вступ. ст., коммент. и указ. Б. Г. Деревенского. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2000. - 520, с. (Античное христианство : Сер.. Источники). ISBN 5-89329-279-0

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

968. См.: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. М., 1998. С. 122—123. 969. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 13. 970. Там же. С. 21. 971. 2 Пет. 1:3. 972. Ин. 14:23. 973. 1 Кор. 3:6. 974. 2 Кор. 6:16. 975. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 21. Ср.: 1 Кор. 6:17. 976. Там же. С. 33. 977. См.: Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. С. 47—50. 978. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 11. 979. Ин. 15:4. 980. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 26. 981. Там же. С. 52. 982. 1 Ин. 5:8. 983. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 16. 984. Там же. С. 118. 985. Там же. С. 119. 986. Ср.: Димитрий Ростовский. Слово на Обрезание Христово («Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков в Тройческом Совете было предуготовано, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же наполнило вселенную благоуханием благодати, и все народы ныне исповедуют, яко Господь Иисус Христос, в славу Бога Отца»). Подробнее о «Слове» Димитрия Ростовского мы говорили в Главе IV. 987. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 17—18. 988. Там же. С. 51. 989. Там же. С. 20. Ср.: Гал. 2:20. 990. Там же. С. 125. 991. Об этом будет подробнее сказано в Главе VII настоящей книги. 992. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Изд. 2–е. Т. 3. СПб., 1893. С. 100—101. 993. Флоренский Павел, священник. Философия культа. — Богословские труды 17. М., 1977. 994. Мф. 16:17—18. 995. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 115—116. 996. Там же. С. 14. 997. Кол. 11:19. 998. 1 Кор. 6:17. 999. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 12—13. 1000. Там же. С. 59. 1001. Там же. С. 42. 1002. См. цитату в Главе IV. 1003. Иларион, схимонах. На горах Кавказа. С. 58. 1004. 2 Пет. 1:4.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Радуйся и ты, божественая весь Обмора, в нейже поживе блаженный Павел! 982 Радуйся и ты, Звениграде, иже явися божественый Сава! 983 Радуйся и ты, божественая ограда великаго отца аввы Сергиа, в нейже поживе блаженный Никонъ! 984 Радуйся и ты, божественный граде Ростове, иже в теб просиа божественый Авраамие! 985 Радуйся и ты, божественый граде Ярославле, в немже явися преподобьный Феодор с чады своими! 986 Радуйся и ты, божественая ограда, иже Колязина нарицается, в нейже поживе преподобный Макарий! 987 Радуйся и ты, божественый острове Соловецский, в немже пожыша преподобнии отцы Зосима и Саватй! 988 Радуйся, Григорий, иже божественую ограду на Пелешм составльша! 989 Радуйся и ты, божественый Христа ради юроде Михаилъ, иже на Клопск поживый! 990 Радуйся и ты, божественый чюдесъ источниче Варламе! 991 Радуйся и ты, божественый Сава, иже составивый обитель на рец Вишер! 992 Радуйся и ты, мужу желаний духовных Антоние, иже из Риму пришедый в Великий Новъ град! 993 Радуйся, Димитрие, иже на Прилуке составльшаго монастырь! 994 Радуйся и ты, блаженне Павфнотие, красота иноком, еже воздвигше монастырь пречестенъ во имя Святыя Богородица во граде Боровске! 995 Радуйся и ты, блаженне мучениче преподобне Никита, 996 иже Христа ради всю жизнь свою на столп пребылъ еси! Радуйся и ты, западная звзда Кириле, 997 на запади стояще и на востокъ просвещающе! Радуйся и ты, блаженне князе Петре 998 преподобный! Радуйтеся, блаженнии Авраамии и Ефреме, иже во град Смоленск провосиавше! 999 Радуйся и ты, божественый Александре, иже возгнздися акы птица Христа ради в пустыню, иже Свирской нарицается! 1000 Радуйся и ты, Макарие, иже в пустыни Жолтиковьской поживе! 1001 Радуйся и ты, Еуфимие, еже пречестенъ монастырь воздвигнувый, еже во град Суздал! 1002 Радуйся и ты, Деонисие, иже в пустыни Глушыцской поживый! 1003 Радуйся и ты, блаженне Александре, иже поживый в предлех Каргаполскых! 1004 Радуйся и ты, Иосифе преподобне новоявленный, жытелю в предлех Волотцскых! 1005 Радуйся и ты, досточюдне и преподобне отче нашь Антоние, иже поживый в пустыни Сейстей! 1006

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если огонь произведет на тебя свое действие, я совсем сожгу тебя; если же ты выйдешь цел и невредим, я сделаю все, чего ты пожелаешь». Вонифатий согласился и в полном епископском облачении пошел в огонь, в котором не потерял ни одного волоса на голове, не повредил нисколько риз своих. Увидев это, царь упал к его ногам и со всем своим семейством уверовал и крестился в 990 г. Так как большая часть подданных Владимира были христиане греческих обрядов, потомки обращенных еще Мефодием, Кириллом и Ольгою, то и сам Владимир принял обряды греческие, тем более что ему угодно было иметь женою сестру кесарей константинопольских. Святой Вонифатий охотно дозволил это... По просьбе послов Владимира, когда к нему отправлена была в супружество Анна, или Елена, дочь императора Романа, вместе с нею прибыл и епископ Михаил, которому Владимир поручил основанную им Киевскую митрополию. Между тем царь помышлял уже передать царство своему сыну и поселиться при святом Вонифатии, но прежде хотел обратить к святой вере своих братьев и народ. Когда один из его братьев не соглашался принять веру Христову, то в отсутствие святого Вонифатия был умерщвлен. Третий брат, желая отмстить за смерть убитого, приказал схватить святого Вонифатия и обезглавить... Это случилось в 1008 году» . Но и в этом рассказе, как в предыдущем, почти одно, и притом намеренное искажение истины: составитель рассказа ссылается на Петра Дамиани, жившего в XI в. и описавшего вкоротке деяния Вонифатия в житии Ромуальда. А Дамиани свидетельствует: а) что Вонифатий еще до поступления в монашество довольно времени находился при дворе императора Оттона III (983–1002) как его родственник и самый любимый человек , что потом, сделавшись монахом, он долгое время упражнялся в пустынных подвигах, прежде нежели отправился к папе за благословением , и что выступил на проповедь славянам-язычникам уже по смерти Адальберта, другого бывшего у них проповедника и убитого ими в 997 г. Следовательно, Вонифатий не мог явиться на проповедь русским в 986 г., не мог крестить царя русского в 990 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/435804/

(† 75 по Р. Х.), сщмч. (пам. 23 июля), первый еп. Равенны. Согласно житию, написанному на рубеже VI-VII вв., А., уроженец Антиохии, прибыл в Италию вместе с ап. Петром , посвятившим его во епископа Равеннского (ок. 49). Придя в Равенну как странник, А. стал проповедовать о Христе, проявив дар исцеления. По требованию жрецов-язычников А. трижды представал перед судом и подвергался пыткам, однако не прекращал проповедовать, за что был приговорен к изгнанию из города. Закованного в цепи А. посадили на корабль, плывший в Иллирик. По дороге судно потерпело кораблекрушение, все утонули, спаслись только А., 3 христианина, последовавшие за ним в изгнание, и 2 воина, к-рые, слушая А., уверовали во Христа и приняли Крещение. Не найдя нигде пристанища, путники пришли в Мисию , где А. исцелил от проказы одного знатного жителя, за что получил со своими спутниками приют в его доме. Через 3 года А. вернулся в Равенну и был с радостью принят своей паствой. Язычники же, напав на церковь, где святой совершал Божественную литургию, разогнали молящихся, а святого повели в храм Аполлона. Как только А. вошел в храм, идол языческого бога упал и разбился. На суде А. сотворил новое чудо, исцелив слепорожденного сына правителя города. В благодарность правитель постарался укрыть А. от разъяренной толпы. Однако языческие жрецы отправили донесение имп. Веспасиану с просьбой осудить на смерть или изгнание христ. «волхва» А. Он был схвачен и жестоко избит в портовом предместье Равенны Классе, где христиане нашли его едва живого и перенесли в город. А. скончался через 7 дней. На месте гробницы святого была сооружена базилика (см. Аполлинария священномученика базилики в Равенне ). А. считается покровителем итал. областей Эмилия-Романья и Кампания; мощи его находятся в кафедральном соборе Равенны. В V-VI вв. почитание святого распространилось сначала по Италии (Рим, Милан), потом за Альпами (Дижон, Реймс, Эльзас), при герм. имп. Оттоне III (983-1002) - по Рейну. Частицы мощей А. были привезены из Дижона в аббатство Аполлинарисберг под Ремагеном (близ Кёльна); в кон. XIV в. большая их часть была отвезена в Дюссельдорф.

http://pravenc.ru/text/75622.html

О думающих оправдаться делами 90. 975 I/26 (129)=B51 (375). 976 I/29 (132)=B52 (377—378). 977 Ср. Дионисий Ареопагит. О мистическом богословии 1,3—2; Посл. 1 и др. 978 I/84 (399)=B44 (318). 979 Григорию Нисскому. 980 Ср. Евагрий. Гностические главы 4,43 (о лествице Иакова). 981 Василий. 982 Василий Великий. Письмо 2 (сир. редакция). 983 Аммон. Письмо 2. 984 Аммон. Там же (о «божественной силе», ведущей человека к покою). 985 II/35,7—11. 986 Сир. idata d–su " rane соответствует греческому gnvsiw pragmabtvn (знание вещей, объектов, действий). 987 Ср. преп. Марк Подвижник. О думающих оправдаться делами, 144. 988 II/10,14—16. 989 Ср. Исаак. Главы о знании I,56 (о «деятельности» и «созерцании»). 990 I/38 (160)=B62 (431). Слова «вопрос» и «ответ» отсутствуют в сир. оригинале. 991 Ср. Мф.18:3. 992 I/49 (216—217)=B77 (526—528). 993 Рим. 10:17. 994 Евр. 11:1. 995 Главы о знании I,64. 996 I/84 (401)=B44 (320). 997 I/85 (405)=B45 (324). 998 Apophthegmata, Evagrius 4. 999 Слово 1. 1000 Главным произведением на сирийском языке является «Письмо к Публию». Знакомые русскому читателю многочисленные размышления св. Ефрема на тему Страшного Суда переведены с греческого и не являются его подлинными произведениями. 1001 I/38 (163—164)=B62 (437). 1002 I/87 (413)=B 47 (335—336). 1003 I/41 (174)=B65 (459). 1004 Феодор Мопсуестийский. В греч. и рус. пер. ссылка дана на св. Григория Богослова. 1005 Письмо 2 (сир. версия). 1006 I/89 (427)=B50 (352—353). 1007 I/51 (225)=B79 (538). 1008 II/1,20. 1009 II/20,2. 1010 I/1 (1)=B1 (1). Букв. «размышление о будущих (вещах)». Греч. и рус. «размышление о будущем восстановлении». 1011 I/21 (102)=B35 (256—257). 1012 II/10,19. 1013 II/8,16. 1014 Или «словесны». 1015 Еф. 4:13. 1016 Главы о знании III,71. 1017 I/19 (77—78)=B28 (202—204). 1018 II/8/10. 1019 Т. е. устройство человеческого тела. 1020 В тело. 1021 Т. е. в своем составе (теле). 1022 Фил. 3:21. 1023 Букв. «пока мы не получили ее одну». 1024 Главы о знании III,74—75. 1025 I/7 (36—37)=B9 (114). 1026 ΙΙ/18,3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

360 Характерно, что даже в эпоху позднего Средневековья, когда «от Рождества Христова» насчитывали уже до полутора тысяч лет, упорно продолжали говорить в официальных документах Церкви о евангельских временах как о «последних временах». Они мыслились как «последние» не по эмпирии, а по смыслу – по «эсхатологическому» смыслу. 364 «Видимое» и «невидимое» – одна из фундаментальных оппозиций христианского символизма, о чем идет речь в своем месте. Никейско-Константинопольский символ веры описывает весь сотворенный мир как сумму «видимого» и «невидимого». 365 «Есть у нас и другая, более важная причина молиться о императорах и о благостоянии всего государства и порядка римскою; ибо мы ведаем, что величайшая сила, всему кругу земель грозящая, и само века окончание, горчайшие беды несущее, римскою владычества действием до поры удерживаемы» (Qu. Septimii Florentis Tertxdliani Liber Apologeticus XXXII, 1). У Тертуллиана упоминается молитва христиан его эпохи «о императорах, о властях и служителях их, о благостоянии государства, о несмущении мира, об отложении конца» (Там же. XXXIX, 2). 370 Cp.: Каждан А. П. Византийская культура С. 84–89, 114 и др. Оттон III (983–1002), полувизантиец на престоле германских императоров Римской империи Запада, особенно серьезно считался с перспективой оказаться последним императором всех времен (в связи с концом первого тысячелетия христианской эры) – и потому его сознание и поведение особенно интенсивно выявило «апокалиптическую» окраску. Придворные художники-миниатюристы окружали его церемониально-стилизованный, гиератический, доведенный почти до иероглифа образ атрибутами самого Христа; и он же смиренным жестом слагая знаки власти у ног италийского аскета Нила, как актер, подчеркивающий различие между своей ролью и своей личностью. 371 О генезисе характерной) для Запада повышенно напряженною отношения между имперской и христианской идеолопией см.: Frend W. С Martyrdom and Persecution in the Early Church. Oxford, 1965. 372 Cp.: Werner E. Die Krise im Verhältnis von Staat und Kirche in.: Werner E.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

982 Мысли сей статьи заимствованы из Записок на книгу Бытия преосвященного митрополита Московского Филарета. 983 Слово 5, гл. 6. 984 Точное изложение Православной веры, книга 2, гл. 12, о человеке. 985 Беседа 49, гл. 4. 986 Книга вторая, гл. 12, о человеке. 987 По объяснению блаженного Феофилакта Болгарского. 988 Так именуется первый человек. Впрочем, на еврейском языке, которому принадлежит это слово, оно – нарицательное имя, и «Адам» значит «Человек» вообще. 989 Беседа 12, гл. 8. 990 Беседа 12, гл. 6 и 8. 991 Св. Исаак Сирин и другие св. отцы называют состояние человека по падении чрезъестественным. Это слово с точностью выражает сущность дела. (Слово 4. По переводу Паисия Нямецкого). 992 Слово 4, гл. 3. 993 Точное изложение Православной веры, кн. 3, гл. 1. 994 Там же, кн. 2, гл. 12. 995 «Душа наша проста некако сущи и блага, тако от благаго Владыки своего создавшися», и проч. Преподобного Исихия Слово, глава 43. Добротолюбие, ч. 2. 996-998 Точное изложение Православной веры прп. Иоанна Дамаскина. 999 Слово 5, гл. 6. 1000 Беседа 7, гл. 7. 1001 Collatio VII, caput XIII. 1002 См. «Слово о смерти». 1003 Нелишним будет упомянуть здесь, что люди, лишившиеся рук и ног, вполне ощущают присутствие этих членов при теле и способность действовать ими. Такое практическое познание дает ясный намек о существе души, согласно тому, как изображают его святые Отцы. 1004 Беседа 16, гл. 8. 1005 Ангелы, которых существо однородно с существом души человеческой, являлись святым Божиим облаченные в белые или светлые одежды (Мф. 28, 3; Лк. 24, 4; Ин. 20, 12; Деян. 1, 10). Святой Андрей, Христа ради юродивый, будучи восхищен в рай, видел себя в одежде, сотканной из молний. И проч. 1006 В московском издании бесед преподобного Макария Великого 1820 года к 9-й главе 4 беседы приложено примечание, в котором сказано, что некоторые из древних церковных учителей, как то: Ориген, Тертуллиан, прп. Кассиан, прп. Макарий Египетский приписывали ангелам и душам тончайшие тела, что Иоанн Дамаскин в своем Изложении Православной веры (кн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010