Мощи преподобномученика Анастасия Персиянина в сокровищнице Ахенского собора Реликварий прп. Анастасия Персиянина Путешествуя в 1520 году по Нидерландам и Германии, немецкий живописец, основоположник искусства немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер присутствовал в Ахене на коронации Карла V и оставил в своем дневнике восторженную запись о тех «уникальных и изысканных по красоте» реликвариях и предметах церковной утвари, какие довелось ему видеть в ризнице Ахенского собора. В Средние века Ахен был центром империи Каролингов и Священной Римской империи германской нации, местом коронации германских королей и резиденцией императора Карла Великого († 814), при котором город достиг особого расцвета. Не только в Средневековье, но и в более позднее время Ахен имел высокий статус среди других городов Германии. Он был паломническим центром Западной Европы и служил традиционным местом остановки паломников из Северной и Восточной Европы на пути в испанский город Сантъяго-де-Компостела, где хранятся мощи святого апостола Иакова. Особое значение Ахена как политического и религиозного центра империи подтверждается многочисленными дарами от германских королей и римских императоров кафедральному собору города. Бесценные приношения хранятся в специально построенном здании сокровищницы, превращенной ныне в музей . Один из таких даров – реликварий с мощами (глава) преподобномученика Анастасия Персиянина († 628, память 22 и 24 января). Согласно информации, предоставленной заведующим музеем-сокровищницей Ахенского собора доктором Георгом Минкенбергом, реликварий изготовлен в Антиохии между 969 и 1025 годами, а в сокровищнице хранится с 1204 года. Ссылаясь на данные исследований немецких историков и искусствоведов, музейные сотрудники сокровищницы придерживаются мнения, что в 1000–1002 году реликварий вместе с другими драгоценными сосудами был преподнесен немецкими и византийскими посланниками в качестве свадебного подарка коронованному в 983 году в Ахене Оттону III и его византийской невесте. Другая версия гласит, что, возможно, реликварий в 1204 году поступил в ризницу Ахенского собора в качестве трофея.

http://pravoslavie.ru/3966.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЛИГИЗ [Виллигиз; лат. Willigisus] (ок. 940 - 23.02.1011, Майнц), св. (пам. зап. 23 февр.), архиеп. Майнцский. Вероятно, происходил из знатного саксон. рода. Воспитывался Фолькольдом (с 969 еп. Майсена) при дворе имп. Оттона I вместе с его сыном (впосл. имп. Оттон II ). В 971 г. В. стал канцлером и настоятелем собора в Хильдесхайме. После смерти архиеп. Майнцского Руперта (13 янв. 975) В. при поддержке имп. Феофано, супруги Оттона II, занял кафедру Майнцского архиеп-ства. В марте 975 г. папа Римский Бенедикт VII послал ему паллий. В. не участвовал в итал. походе имп. Оттона II, но в 983 г., сопровождая вместе с архиепископом Равенны 3-летнего наследника престола Оттона III на коронацию в Ахен, присутствовал на собрании князей в Вероне. После смерти Оттона II (дек. 983) В. и имп. Феофано фактически становятся правителями империи при малолетнем Оттоне III. Одновременно с коронацией Оттона III герм. королем в Ахене герцог Баварский был провозглашен королем в Кведлинбурге. В борьбе с герцогом Баварским на стороне Оттона III, В. и имп. Феофано выступил герц. Саксонский Бернхард I. Однако из-за начавшихся восстаний полабских славян на востоке империи, войны с Данией и захватов земель в Лотарингии франк. королем, с герцогом Баварским очень быстро пришлось заключить мир. В. организовал итал. поход Оттона III, во время к-рого папа Римский Григорий V короновал его имп. короной. Оппозицию В., влиявшему на молодого императора, возглавили еп. Адальберт Пражский, архиеп. Гериберт Кёльнский, еп. Генрих Вюрцбургский и еп. Бернвард Хильдесхаймский . С последним В. вел борьбу за мон-рь Гандерсхайм, расположенный на границе Майнцского и Хильдесхаймского диоцезов (1000-1007). После смерти Оттона III противостояние архиепископов Майнца и Кёльна, В. и Гериберта, стало определять положение дел в империи. В. инициировал избрание новым королем Генриха II, сына герц. Баварского Генриха. В. сопровождал его в поездке по стране и участвовал в коронации кор. Кунигунды в Падерборне (авг. 1002). Поддержанный светскими правителями, он увеличил владения Майнцского архиеп-ства за счет королевских пожалований в Тюрингии и Гессене. При нем в Майнце был отстроен новый собор св. Стефана, где впосл. и был похоронен В.

http://pravenc.ru/text/158648.html

(† 75 по Р. Х.), сщмч. (пам. 23 июля), первый еп. Равенны. Согласно житию, написанному на рубеже VI-VII вв., А., уроженец Антиохии, прибыл в Италию вместе с ап. Петром , посвятившим его во епископа Равеннского (ок. 49). Придя в Равенну как странник, А. стал проповедовать о Христе, проявив дар исцеления. По требованию жрецов-язычников А. трижды представал перед судом и подвергался пыткам, однако не прекращал проповедовать, за что был приговорен к изгнанию из города. Закованного в цепи А. посадили на корабль, плывший в Иллирик. По дороге судно потерпело кораблекрушение, все утонули, спаслись только А., 3 христианина, последовавшие за ним в изгнание, и 2 воина, к-рые, слушая А., уверовали во Христа и приняли Крещение. Не найдя нигде пристанища, путники пришли в Мисию , где А. исцелил от проказы одного знатного жителя, за что получил со своими спутниками приют в его доме. Через 3 года А. вернулся в Равенну и был с радостью принят своей паствой. Язычники же, напав на церковь, где святой совершал Божественную литургию, разогнали молящихся, а святого повели в храм Аполлона. Как только А. вошел в храм, идол языческого бога упал и разбился. На суде А. сотворил новое чудо, исцелив слепорожденного сына правителя города. В благодарность правитель постарался укрыть А. от разъяренной толпы. Однако языческие жрецы отправили донесение имп. Веспасиану с просьбой осудить на смерть или изгнание христ. «волхва» А. Он был схвачен и жестоко избит в портовом предместье Равенны Классе, где христиане нашли его едва живого и перенесли в город. А. скончался через 7 дней. На месте гробницы святого была сооружена базилика (см. Аполлинария священномученика базилики в Равенне ). А. считается покровителем итал. областей Эмилия-Романья и Кампания; мощи его находятся в кафедральном соборе Равенны. В V-VI вв. почитание святого распространилось сначала по Италии (Рим, Милан), потом за Альпами (Дижон, Реймс, Эльзас), при герм. имп. Оттоне III (983-1002) - по Рейну. Частицы мощей А. были привезены из Дижона в аббатство Аполлинарисберг под Ремагеном (близ Кёльна); в кон. XIV в. большая их часть была отвезена в Дюссельдорф.

http://pravenc.ru/text/75622.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН III Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) (Июнь-июль 980, близ Клеве - 23 или 24.01.1002, замок Патерно близ Витербо), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов). Имел прозвище Чудо Света (Mirabilis mundi). Основные свидетельства о жизни и об эпохе О. содержатся в грамотах, в исторических сочинениях, написанных уже после смерти императора: в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018), «Венецианской хронике» Иоанна Диакона (Chronicon venetum, после 1008), в заключительной части Кведлинбургских анналов (Annales Quedlinburgenses, до 1025) и в 3-й части Хильдесхаймских анналов (Annales Hildesheimenses, между 1000 и 1040), в «Хронике» Адемара Шабанского (Chronica, ок. 1030), «Истории» Родульфа Глабера (Historia, 30-40-е гг. XI в.), «Хронике и деяниях князей или правителей польских» Галла Анонима (Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, нач. XII в.), а также в произведениях житийной литературы , посвященных деяниям сподвижников О.,- Житиях Адальберта Пражского, составленных Иоанном Канапарием (998-999) и Бруно Кверфуртским (между 1006 и 1008), Житии 5 братьев-отшельников, написанном Бруно Кверфуртским (ок. 1008), Житии Бернварда Хильдесхаймского, автором к-рого был Тангмар (нач. XI в.). О.- единственный сын имп. Оттона II (967-983) и имп. Феофано († 991; визант. принцесса, не порфирородная, но связанная родством с визант. имп. Иоанном I Цимисхием (969-976), по нек-рым сведениям, она была его племянницей). У О. были сестры: София (975/978-1039), аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), аббатиса Кведлинбурга, и Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо (1015-1034); еще одна сестра (предположительно близнец О.) умерла сразу после рождения. Рождение О. совпало с поворотным моментом в правлении Оттона II: к тому времени удалось разрешить главные конфликты в его владениях к северу от Альп и на их границах, что дало ему возможность сосредоточить внимание на итал. политике. Осенью 980 г. император с женой и новорожденным сыном отправился в Италию; имп. Феофано и О. сопровождали Оттона II во время военного похода в 982 г. в Юж. Италию против византийцев и сарацин.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 11. Священная Римская Империя германских императоров К Оглавлению Священная Римская империя представляла собой государственно-церковное образование, в котором должна была реализоваться папская идея Sacrum Romanum imperium. В 800 г. папа Лев III провозгласил императором Священной Римской империи императора Карла Великого. После распада каролингской империи (Верден, 843 г.) Оттон I Великий (936-973), император Саксонской династии с 962 г., владевший германскими землями, основал империю с относительно сильной центральной властью и органами управления. Императоры Саксонской династии Оттон II (973-983), Оттон III (983-1002), при котором немецкая культура оформилась в «Оттоновское Возрождение», Генрих II (имп. с 1014), императоры Франконской (Салической) династии Генрих III (1039-1056), Генрих IV (1056-1106), Генрих V (1106-1125), императоры династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1152-1190), Генрих VI (1190-1197), Фридрих II (1212-1250), правившие с 1138 по 1254 г., боролись за объединение немецких земель, внутреннее укрепление империи и за ее международный престиж и влияние. В 1254 г. умирает последний король из дома Штауфенов — Конрад IV. В X-XIII вв. Священная Римская империя включала земли Германии, часть Италии, Бургундское королевство, земли полабских славян, Чехию. Господство германских императоров над папством, в рамках клюнийского реформаторского движения, сменилось борьбой императоров и пап за инвеституру и утратой императорами власти над Италией. В XIII в. подвассальные империи области стали почти независимы от нее. В самой Германии все больше укреплялись княжества курфюрстов. В XIV-XV вв. императоры династии Люксембургов Генрих VII (имп. с 1312), Карл IV (1347-1378), Сигизмунд (имп. с 1433), императоры династии Габсбургов Фридрих III (1440-1493), Максимилиан I (1493-1519) пытались остановить распад Священной Римской империи. Тем не менее империя теряла прежде зависимые от нее государства. Отпали Чехия, Нидерланды, Швейцария, Испания. По Вестфальскому договору в 1648 г . императорские княжества получили суверенитет. Последний император империи Франц II Габсбург отрекся от престола в 1806 г ., в эпоху наполеоновских войн. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/441055/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история стран и регионов. Европа. Германия ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 936), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии город на р. Рейн в Сев.-Зап. Германии архиепископская кафедра Римско-католической Церкви, в средние века - столица церковного княжества архиепископов Кёльнских КУЛЬТУРКАМПФ направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между гос-вом и католич. Церковью ЛЮДОВИК IV БАВАРСКИЙ [Людвиг] (кон.1281 или нач. 1282 - 1347), германский король (с 1314) и император Свящ. Римской империи (с 1328) из династии Виттельсбахов ОТТОН I (912-973), герм. король (с 936), итал. король (с 951), император Свящ. Римской империи (с 962); из Саксонской династии (др. названия: династия Людольфингов, династия Оттонов) ОТТОН II (кон. 955 - 983), герм. король (с 961 как соправитель отца, Оттона I, с 973 самостоятельно), император Свящ. Римской империи (с 967 как соправитель отца, с 973 самостоятельно); из Саксонской династии (династии Людольфингов) ОТТОН III (980-1002), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов) ОТТОН IV (1175/76 - 1218), германский король (с 1198, единолично в 1208-1211), император Свящ. Римской империи (с 1209); из династии Вельфов. Третий сын Генриха Льва († 1195), герцога Баварии и Саксонии, и Матильды (Мод) Английской († 1189), дочери англ. кор. Генриха II Плантагенета (1154-1189) и Алиеноры Аквитанской († 1204)

http://pravenc.ru/rubrics/298731.html

окончил войну и заключил мир. Значит, всего легче могло случиться, что болгаре вздумали тогда прислать к нам своих послов, может быть, для окончательного утверждения условий договора или для возобновления условий по торговле, которую издавна вели жители по Волге с обитателями России. Всего легче при этом случае могло последовать и то, что послы, ведя политические переговоры с нашим князем, по тайному данному им наказу, как бы стороною вздумали хвалить пред ним свою веру и склонять Владимира к ее принятию. А со стороны болгар подобный поступок в то время был как нельзя более естествен. Они еще незадолго пред тем сами приняли магометанство и, следовательно, сохраняли весь жар религиозного энтузиазма к распространению своей веры, которым в первые лета по своем обращении всегда и в высшей степени отличались последователи лжепророка. С другой стороны, болгаре могли рассчитывать чрез сообщение своей веры нашему князю войти в теснейшее содружество с таким могущественным государем, каким был Владимир, а вместе обольститься и тою мыслию, что Владимир, как, без сомнения, слышали они, будучи очень предан чувственности, легко примет чувственное учение Магометово. Еще менее странного в приходе ко Владимиру миссионеров папских. Папа рассылал тогда своих проповедников по всем странам Европы, где только не был еще распространен и утвержден католицизм, они действовали разом в Польше, Швеции, Норвегии, Венгрии и прочих государствах 561 . Особенно же старался тогда папа привлечь на свою сторону государства славянские, которые, по смежности своей с Грециею, уже принимали оттуда мало-помалу вероисповедание православное. С этою целью на границах Руси и Польши учреждено было даже нарочитое общество миссионеров – in partibus infidelium [в странах, заселенных неверными (лат.)], – из числа которых один – Альберт – в качестве титулярного Русского епископа приходил к великой княгине Ольге, а другой точно так же мог прийти ко Владимиру. И это тем несомненнее, что, по словам современника монаха Адемара, около сего именно времени точно действовал на Руси западный миссионер, присланный императором Оттоном III (царствовал в 9831002), некто Бруно, который даже будто бы привлек к своему учению некоторых русинов, хотя прибывший в Россию чрез несколько дней после него греческий епископ совершенно уничтожил его успехи и обратил всю страну к греческому вероисповеданию 562 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Участие русского войска в войне Византии с арабами Образование германской («Священной римской») империи, Оттон I становится императором 963–973 Правление германского императора Оттона II Поход Святослава на болгар Третий поход Святослава на Константинополь Созыв Оттоном II съезда католических посольств 983–1002 Правление германского императора Оттона III 987–1328 Династия Капетингов во Франции 1014–1039 Правление германского императора Генриха II 1016–1035 Правление короля Англии, Дании и Норвегии Кнута I Великого 1024–1125 Франконская (Салическая) династия в Германии 1033–1109 Ансельм, архиепископ Кентерберийский 1039–1056 Правление германского императора Генриха III Черного 1042–1055 Правление византийского императора Константина IX Мономаха Поход новгородского князя Владимира Святославича на Константинополь 1049–1054 Понтификат папы Льва IX Великая схизма Православной и Католической Церквей 1056–1106 Правление германского императора Генриха IV Латеранский собор Битва при Гастингсе, покорение норманами Англии 1066–1087 Правление английского короля Вильгельма I Завоевателя 1073–1085 Понтификат папы Григория VII (Гильдебранда) «Хождение в Каноссу» Генриха IV 1079–1142 Богослов–схоласт Пьер Абеляр 1081–1185 Династия Комнинов в Византии 1081–1118 Правление византийского императора Алексея I Комнина «Книга Страшного суда» в Англии 1090–1153 Богослов–схоласт аббат Бернар Клервоский Собор в Клермоне 1096–1270 Крестовые походы Крестовый поход бедноты 1096–1099 Первый крестовый поход Взятие крестоносцами Иерусалима, создание королевства Иерусалимского 1100–1155 Ересиарх Арнольд Брешианский 1106–1125 Правление германского императора Генриха V 1108–1137 Правление французского короля Людовика VI Капета Восстание в г. Лане Создание ордена госпитальеров (иоаннитов) Собор в Суассоне, осудивший учение Пьера Абеляра 1132–1202 Ересиарх Иоахим Флорский (Калабрийский) 1137–1180 Правление французского короля Людовика VII Капета 1138–1254 Династия Гогенштауфенов в Германии Собор в Сансе, осудивший учение Пьера Абеляра

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

С привлечением основных сил империи на борьбу с внутренними мятежами, а затем на завоевание Болгарии Италия, Зап. Европа, Бл. Восток и Кавказ рассматривались К-польским правительством как второстепенные направления деятельности. Во всех этих регионах на рубеже X-XI вв. византийцы ограничивались в основном защитой своих владений. Св. равноап. кн. Владимир Святославич отправляет посла к визант. императорам Василию II и Константину VIII. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 61 об.) Св. равноап. кн. Владимир Святославич отправляет посла к визант. императорам Василию II и Константину VIII. Миниатюра из Радзивиловской летописи. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 61 об.) Основными принципами политики В. Б. в Италии в тот период были защита юж. части полуострова (Апулия и Калабрия, с центром в Бари) от нападений арабов, расширение влияния среди местной знати. Несмотря на регулярные походы в Италию герм. императоров из династии Оттонов, влияние германцев здесь пока не воспринималось как непосредственная угроза Византии. Отношения 2 империй носили скорее союзнический характер, что подтверждалось регулярным обменом посольствами; имп. Оттон III (983-1002) был сыном представительницы Византийского правящего дома Феофано, готовился его брак с визант. принцессой, не состоявшийся из-за смерти императора. Кроме того, византийцы опирались на союз с крупными морскими торговыми городами Венецией и Пизой, на поддержку части родовой аристократии Рима; в нач. XI в. упрочился союз с лангобардскими князьями Капуи и Беневента. Визант. крепости подвергались регулярным набегам со стороны мусульм. эмира Сицилии Абу-ль-Касима. Переходили из рук в руки крепости Джераче и Козенца; в 988 и 1003-1004 гг. арабы осаждали Бари. В последние годы правления В. Б. византийцы перешли к более активным действиям против арабов. В 1025 г. экспедиция катепана Василия Боджояна высадилась на Сицилии и приступила к осаде Мессины, но вскоре была возвращена в связи со смертью В. Б. В правление В. Б. византийцы отказались от своего прежнего завоевательного курса на Бл. Востоке. В 980 г. эмир Саад ад-Даула внезапно захватил Алеппо (Халеб) - один из важнейших городов на подступах к Антиохии. В результате осады Алеппо, предпринятой на следующий год Вардой Фокой, Саад признал вассальную зависимость от Византии, и в дальнейшем в течение нек-рого времени действовал союз с эмирами Алеппо. Окончательно город был потерян в 1016 г. Нек-рая активизация действий В. Б. на востоке произошла в последние годы X в. В 995 г. В. Б. предпринял поход в Сирию; заставил егип. войска Фатимидов отказаться от осады Алеппо. В 999 г. В. Б. вновь двинулся в Сирию, опустошил ее сев. и центральные районы, дошел до Дамаска и предпринял демонстративную осаду Триполи. Тем не менее эти события не привели к к.-л. изменениям в общем положении в регионе. В 1001 г. между империей и фатимидским халифом аль-Хакимом было заключено перемирие, к-рое продержалось до 1016 г.

http://pravenc.ru/text/150781.html

El Occidente latino cristiano durante varios siglos, en concreto desde finales del siglo VI hasta la época de Tomás de Aquino, había proscrito el helenismo profano. Incluso aunque algunas mentes importantes, como Macrobio y Jerónimo habían intentado salvar el vacío entre el Helenismo cristiano y el pagano, la vida monástica del Oeste contribuyó a la drástica decadencia del pensamiento griego en la cultura occidental durante cuatro siglos (600–1000). Los paladines del pensamiento griego como Boecio se arriesgaban a ser acusados de herejes y magos. En ocasiones incluso costumbres civilizadas introducidas por el Este griego fueron condenadas por ser pecaminosas. Por ejemplo, la Princesa bizantina Teofano, esposa de Otón II (973–983) y regente de Otón III (983–1002) y una de las emperatrices más hábiles que jamás haya gobernado Alemania, fue vista tras su muerte por una monja visionaria ardiendo en el Infierno por su costumbre de tomar baños; la muerte prematura de su prima María Argira, la esposa del Doge de Venecia, fue igualmente considerada por Pedro Damián como merecedora de castigo divino por haber introducido María el uso de los tenedores en las mesas venecianas. 10 En el Este griego, las herejías y las sectas religiosas eran formas disidentes que surgían de la corriente principal de la vida intelectual y espiritual del momento, o nacían de la fusión o unión de la cristiandad judeo-helénica y del pensamiento griego. El hecho cierto de que muchos de ellos no dejaran de aflorar en el transcurso de más de diez siglos es indicativo de un fondo intelectual fértil y de una atmósfera religiosa tolerante. El clima espiritual y religioso tolerante y variante fue el que convirtió los problemas antiguos – teológicos, filosóficos, judíos, griegos u orientales – en cualquier cosa menos obsoletos o académicos en cualquier siglo. La mentalidad griega cristiana acerca del lugar de los clásicos en la Iglesia puede ilustrarse mediante otro texto conservado en un cuestionario atribuido a Anastasio de Sinaí (m. h. 700 d.C.). La pregunta era la siguiente: «¿Los cristianos deben rezar por la salvación de los paganos (Helenos) muertos con anterioridad a la llegada de Cristo, o han de anatemizarlos?» 11 La respuesta de Anastasio fue que los fieles deben ciertamente rezar por ellos y no condenar a ninguno de ellos porque tanto Juan el Bautista como el mismo Cristo habían descendido al Hades y habían predicado el evangelio de la salvación a todos aquellos que habían muerto antes de la era cristiana (I Pedro 3:19).

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/la-for...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010